Jump to content

Гегесий Киренский

Руины Кирены , на северо-западе современной Ливии , где жил Гегесий.

Гегесий ( греч . Ἡγησίας ; эт. 290 г. до н.э.) [1] ) из Кирены был киренским философом . Он утверждал, что эвдемонии (счастья) достичь невозможно и что целью жизни должно быть избегание боли и печали . Обычные ценности, такие как богатство, бедность, свобода и рабство, безразличны и приносят не больше удовольствия, чем боли. Цицерон утверждает, что Гегесиас написал книгу под названием ἀποκαρτερῶν ( «Смерть от голода» ), которая убедила так много людей в том, что смерть более желательна, чем жизнь, что Гегесиасу запретили преподавать в Александрии . Некоторые считали, что Гегесиас находился под влиянием буддийских учений. [2]

Диоген Лаэртий описывает Гегесия как ученика Параебата , который был учеником Эпитимеда , который был учеником Антипатра Киренского , который был учеником Аристиппа (ок. 435 – ок. 360 до н. э.). Он был однокурсником Анницериса , но отличался от Анницериса тем, что представил систему, которую Анницерис смягчил и улучшил, в ее наиболее нигилистической форме. [3]

Философия

[ редактировать ]

Гегесий последовал за Аристиппом в том, что считал удовольствие целью жизни; но его взгляд на человеческую жизнь был более пессимистичным. Поскольку эвдемония была недостижима, целью мудреца должно было стать освобождение от боли и печали. Поскольку каждый человек самодостаточен, все внешние блага были отвергнуты как не являющиеся истинными источниками удовольствия:

Полное счастье не может существовать; ибо тело полно многих ощущений, и что ум сочувствует телу и тревожится, когда оно обеспокоено, а также что судьба препятствует многим вещам, которые мы лелеяли в ожидании; так что по всем этим причинам совершенное счастье ускользает от нашего понимания. Более того, что и жизнь, и смерть желательны. Они также говорят, что нет ничего естественно приятного или неприятного, но что по причине нужды, редкости или пресыщения одни люди радуются, а другие досадуют; и что богатство и бедность вообще не влияют на удовольствие, поскольку на богатых людей удовольствия действуют не иначе, чем на бедных. Точно так же они говорят, что рабство и свобода — вещи безразличные, если их измерять мерками удовольствий, благородства и низости происхождения, славы и бесчестия. Прибавляют, что глупому человеку жить полезно, а мудрому это безразлично; и что мудрый человек сделает все ради себя; для этого он не будет считать никого равноценным с собой; и он увидит, что если бы он получил такие большие преимущества от кого-либо другого, они не были бы равны тому, что он сам мог бы дать. [3]

Следовательно, мудрец не должен думать ни о чем, кроме самого себя; действие совершенно безразлично; а если действие, то и жизнь, которая, следовательно, ничуть не более желательна, чем смерть:

Мудрый человек был бы поглощен не столько стремлением к добру, сколько попытками избежать зла, считая главным благом жизнь, свободную от всех неприятностей и боли: и что эта цель была достигнута лучше всего теми, кто которые считали действенные причины удовольствия безразличными. [3]

Однако ничто из этого не является столь сильным, как свидетельство Цицерона . [4] который утверждает, что Гегесий написал книгу под названием «Смерть от голода» ( греч . ἀποκαρτερῶν ), в которой человек, решивший морить себя голодом, представлен своим друзьям как представляющий своим друзьям, что смерть на самом деле более желательна, чем жизнь, и что мрачные описания человеческие страдания, содержащиеся в этом произведении, были настолько непреодолимы, что вдохновили многих людей на самоубийство, вследствие чего автор получил прозвище Увещевателя Смерти (Пейситанатос). Говорят, что книга была опубликована в Александрии , где ему, как следствие, запретил преподавать король Птолемей II Филадельф (285–246 до н.э.).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Доранди 1999 , с. 47.
  2. ^ Преус, Энтони (12 февраля 2015 г.). Исторический словарь древнегреческой философии . Роуман и Литтлфилд. ISBN  9781442246393 – через Google Книги.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лаэрций 1925 , § 93–96
  4. ^ Цицерон, Tusculanae Quaestiones i. 34
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9edded9df1249ed79a48cb8ec95e12c3__1715365140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/c3/9edded9df1249ed79a48cb8ec95e12c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hegesias of Cyrene - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)