Jump to content

Киренаика

(Перенаправлено с Киренаика )
Аристипп из Кирены

Киренаики до или Киренаики ( древнегреческий : Κυρηναϊκοί , латинизированный : Kyrēnaïkoí ), были чувственной гедонистической греческой философской школой, основанной в 4 веке нашей эры , предположительно Аристиппом Киренским , хотя многие принципы школы, как полагают, были формализованы. его одноименным внуком Аристиппом Младшим . Школа была названа так в честь Кирены , места рождения Аристиппа. Это была одна из первых сократических школ. Киренаики учили, что единственным внутренним благом является удовольствие, под которым подразумевалось не просто отсутствие боли (как это было у Эпикура ), но и положительно приятные ощущения. Из них сиюминутные удовольствия, особенно физические, сильнее удовольствий от предвкушения или воспоминаний. Кроме того, они признали ценность социальных обязательств и то, что альтруистическое поведение может приносить удовольствие. Школа вымерла в течение столетия и была заменена философией эпикурейства .

История школы

[ редактировать ]

История киренской школы начинается с Аристиппа Киренского, родившегося около 435 г. до н.э. Он приехал в Афины молодым человеком и стал учеником Сократа . У нас есть лишь ограниченные сведения о его передвижениях после казни Сократа в 399 г. до н. э., хотя говорят, что он какое-то время жил при дворе Дионисия Сиракузского .

Неясно, какие именно доктрины, приписываемые киренской школе, были сформулированы Аристиппом. [1] Диоген Лаэртий , основываясь на авторитете Сотиона и Панэтия , предоставил длинный список книг, предположительно написанных Аристиппом. Однако Диоген также писал, что Сосикрат заявил, что Аристипп ничего не писал. [2] Среди учеников Аристиппа была его дочь Арета Киренская , а среди ее учеников — ее сын Аристипп Младший . Именно он, по мнению Аристокла , [3] который создал всеобъемлющую систему. [4] По крайней мере, можно сказать, что в основе киренской философии лежали идеи, выдвинутые старшим Аристиппом, [5] уточнен Аретой, а затем уточнен Аристиппом Младшим.

После правления младшего Аристиппа школа распалась на различные фракции, представленные Анникерисом , Гегесием и Теодором , которые разработали конкурирующие интерпретации киренских доктрин, многие из которых были ответами на новую систему гедонистической философии , заложенную Эпикуром. . [6] К середине III века до нашей эры киренская школа устарела; Эпикуреизм в значительной степени вытеснил своих киренских соперников. [7]

Философия

[ редактировать ]

Киренаики были гедонистами и считали, что удовольствие является высшим благом в жизни, особенно физическое удовольствие, которое они считали более сильным и желанным, чем умственные удовольствия. [8] Удовольствие – единственное добро в жизни, а боль – единственное зло. Сократ считал, что добродетель — единственное человеческое благо, но он также признавал ограниченную роль ее утилитарной стороны, позволяя удовольствию быть второстепенной целью морального действия. [5] [9] Аристипп и его последователи ухватились за это и сделали удовольствие единственной конечной целью жизни, отрицая, что добродетель имеет какую-либо внутреннюю ценность.

Эпистемология

[ редактировать ]

Киренаики были известны своей скептической теорией познания . Они свели логику к основной доктрине о критерии истины . [10] Они думали, что мы можем с уверенностью знать наши непосредственные чувственные переживания (например, что я сейчас испытываю сладкое ощущение), но не можем ничего знать о природе объектов, вызывающих эти ощущения (например, что мед сладок). . [5] Они также отрицали, что мы можем знать, каков опыт других людей. [11]

Все знание основано на собственном непосредственном ощущении. Эти ощущения являются движениями чисто субъективными и болезненными, безразличными или приятными в зависимости от того, являются ли они сильными, спокойными или мягкими. [5] [12] Более того, они совершенно индивидуальны и никоим образом не могут быть объективно описаны как принадлежащие миру. Чувство, следовательно, является единственно возможным критерием познания и поведения. [5] Познаваемы только наши способы воздействия. [13] Таким образом, единственной целью каждого должно быть удовольствие.

Киренаицизм выводит единую, универсальную цель для всех людей — удовольствие. Более того, все чувства кратковременны и однородны. Отсюда следует, что прошлые и будущие удовольствия не имеют для нас реального существования и что среди настоящих удовольствий нет различия по виду. [12] Сократ говорил о высших удовольствиях интеллекта; киренаики отрицали обоснованность этого различия и говорили, что телесные удовольствия, как более простые и более интенсивные, предпочтительнее. [8] Мгновенное удовольствие, желательно физическое, — единственное благо для человека. [14] Что касается боли, киренаики придерживались мнения, что боль, возникшую внезапно, переносить труднее, чем боль, которую можно предвидеть. [15]

Однако некоторые действия, которые приносят немедленное удовольствие, могут причинить нечто большее, чем эквивалент боли. Мудрый человек должен контролировать удовольствия, а не быть им порабощенным, иначе результатом будет боль, а это требует рассудительности, чтобы оценить различные удовольствия жизни. [16] Следует уважать законы и обычаи, поскольку, хотя эти вещи сами по себе не имеют внутренней ценности, их нарушение приведет к неприятным наказаниям, налагаемым другими. [8] Точно так же дружба и справедливость полезны, потому что они доставляют удовольствие. [8] Таким образом, киренаики верили в гедонистическую ценность социальных обязательств и альтруистического поведения. Подобно многим ведущим современным утилитаристам , они сочетали в себе психологическое недоверие к популярным суждениям о добре и зле и твёрдую убежденность в том, что все подобные различия основаны исключительно на законе и условностях, и столь же непоколебимый принцип, который мудрый человек, стремящийся к удовольствиям, сочетал в себе логически должен воздерживаться от того, что обычно считается неправильным или несправедливым. Эта идея, занимающая видное место в системах, подобных системам Иеремии Бентама , [12] Волней и даже Уильям Пейли явно имели первостепенное значение для киренаиков. [17]

Поздние киренаики

[ редактировать ]

Поздние киренаики, Анникерис , Гегесий и Теодор , разработали вариации стандартной киренской доктрины. По мнению Анницерис, удовольствие достигается посредством индивидуальных актов удовлетворения, которые ищут ради удовольствия, которое они производят. [18] но Анникерис придавал большое значение любви к семье, стране, дружбе и благодарности, которые доставляют удовольствие, даже когда требуют жертв. [19] Гегесий считал, что эвдемония достичь невозможно, [18] и, следовательно, целью жизни становится избежание боли и печали. [16] Обычные ценности, такие как богатство, бедность, свобода и рабство, безразличны и приносят не больше удовольствия, чем боли. [20] Для Гегесия киренский гедонизм был просто наименее иррациональной стратегией борьбы с жизненными невзгодами. [18] Целью жизни для Теодора является душевное, а не телесное удовольствие. [21] и он уделял больше внимания необходимости умеренности и справедливости. [22] Он также был известен как атеист . [21] В некоторой степени все эти философы пытались ответить на вызов, поставленный эпикурейством . [7]

Философия киренаиков во времена Гегесия Кириненского развивалась таким образом, что имеет сходство с пирронизмом , эпикурианством , а также с буддизмом . [23] На самом деле, есть поразительное сходство с догматами буддизма . [23] в частности, Четыре Благородные Истины и концепция Дуккхи или «страдания». По совпадению, правители Кирены примерно в то время, когда процветал Гегесий, царь Египта Птолемей II Филадельф царь Кирены Магас независимый и птолемеевский г. с 276 Указы . [23] [24] [25] Поэтому иногда полагают, что Гегесиас мог находиться под прямым влиянием буддийских учений через контакты с предполагаемыми миссионерами, посланными к его правителям в III веке до нашей эры. [а] [27]

Другие влияния

[ редактировать ]

Идеал Киренаики был чужд христианству, и вообще последующие мыслители находили его идеалом безнадежного пессимизма. Однако в гораздо более поздние времена оно нашло выражение во многих этических и литературных произведениях, а также распространено и в другой древней неэллинской литературе. Согласно Британской энциклопедии одиннадцатому изданию есть четверостишия , в Рубайяте Омара Хайяма , а в книге Экклезиаста есть пессимистические стихи , которые могли быть произнесены Аристиппом. Так что у Байрона и Гейне наблюдается одна и та же тенденция искать выхода из интеллектуального тупика в откровенно эстетическом удовлетворении. Таким образом, киренизм не исчез полностью с его поглощением эпикурейством. [17]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Философ Гегесий из Кирены (по прозвищу Писитанатос , «Убеждающий смерть») был современником Магаса и, вероятно, находился под влиянием учений буддийских миссионеров в Кирене и Александрии. Его влияние было таково, что в конечном итоге ему было запрещено преподавать» —Жан-Мари Лафонт. Les Dossiers d'Archéologie (254): 78, INALCO . Жан-Мари Гюйо также сравнил свое учение с буддизмом. [26]
  1. ^ Аннас 1995 , с. 229
  2. ^ Диоген Лаэртий, ii. 84f
  3. ^ Аристокл ап. Евсевий, Подготовка к евангелизации , xiv. 18
  4. ^ Реале и Катан 1986 , с. 272
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Коплстон 2003 , стр. 121.
  6. ^ Лонг 2005 , с. 633
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лонг 2005 , с. 639
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Аннас 1995 , с. 231
  9. ^ Реале и Катан 1986 , с. 271
  10. ^ Реале и Катан 1986 , с. 274
  11. ^ Реале и Катан 1986 , стр. 274–5
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аннас 1995 , с. 230
  13. ^ Чисхолм 1911 , с. 703.
  14. ^ Чисхолм 1911 , стр. 703–704.
  15. ^ Цицерон, Туск . В. 52
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коплстон 2003 , стр. 122.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чисхолм 1911 , с. 704.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аннас 1995 , с. 233
  19. ^ Коплстон 2003 , стр. 123.
  20. ^ Аннас 1995 , с. 232
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аннас 1995 , с. 235
  22. ^ Лонг 2005 , с. 637
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Береника II и золотой век птолемеевского Египта, Ди Л. Клейман, Oxford University Press, 2014, стр.33
  24. ^ Ашока: В поисках пропавшего императора Индии, Чарльз Аллен, Hachette UK, 2012, стр.117
  25. ^ Береника II Эвергетис: Очерки раннего эллинистического королевства, Бранко ван Оппен де Рюитер, Springer, 2016, стр.22
  26. ^ Эрик Волант, Культура и добровольная смерть , цитируется в
  27. ^ Исторический словарь древнегреческой философии, Энтони Преус, Роуман и Литтлфилд, 2015, стр.184
  • Аннас, Джулия (1995), Мораль счастья , Oxford University Press, ISBN  0-19-509652-5
  • Реале, Джованни; Катан, Джон Р. (1986), История древней философии: от истоков до Сократа , SUNY Press, ISBN  0-88706-290-3

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Диоген Лаэртский (1925). Жизнеописания выдающихся философов . Перевод Роберта Дрю Хикса. 2 тома. Том. 1, Классическая библиотека Леба. Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
  • Лампе, Курт (2014). Рождение гедонизма: киренские философы и удовольствие как образ жизни , Princeton University Press. ISBN   0-691-16113-5
  • Цуна, Вула (1998). Эпистемология киренской школы , издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-62207-7
  • Зилиоли, Уго (2012). Киренаика , издательство Acumen Publishing. ISBN   1-84465-290-4
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 381857b2327404a28ca8a936542d4f67__1719349380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/67/381857b2327404a28ca8a936542d4f67.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cyrenaics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)