Киренаика
Киренаики до или Киренаики ( древнегреческий : Κυρηναϊκοί , латинизированный : Kyrēnaïkoí ), были чувственной гедонистической греческой философской школой, основанной в 4 веке нашей эры , предположительно Аристиппом Киренским , хотя многие принципы школы, как полагают, были формализованы. его одноименным внуком Аристиппом Младшим . Школа была названа так в честь Кирены , места рождения Аристиппа. Это была одна из первых сократических школ. Киренаики учили, что единственным внутренним благом является удовольствие, под которым подразумевалось не просто отсутствие боли (как это было у Эпикура ), но и положительно приятные ощущения. Из них сиюминутные удовольствия, особенно физические, сильнее удовольствий от предвкушения или воспоминаний. Кроме того, они признали ценность социальных обязательств и то, что альтруистическое поведение может приносить удовольствие. Школа вымерла в течение столетия и была заменена философией эпикурейства .
История школы
[ редактировать ]Часть серии о |
Гедонизм |
---|
История киренской школы начинается с Аристиппа Киренского, родившегося около 435 г. до н.э. Он приехал в Афины молодым человеком и стал учеником Сократа . У нас есть лишь ограниченные сведения о его передвижениях после казни Сократа в 399 г. до н. э., хотя говорят, что он какое-то время жил при дворе Дионисия Сиракузского .
Неясно, какие именно доктрины, приписываемые киренской школе, были сформулированы Аристиппом. [1] Диоген Лаэртий , основываясь на авторитете Сотиона и Панэтия , предоставил длинный список книг, предположительно написанных Аристиппом. Однако Диоген также писал, что Сосикрат заявил, что Аристипп ничего не писал. [2] Среди учеников Аристиппа была его дочь Арета Киренская , а среди ее учеников — ее сын Аристипп Младший . Именно он, по мнению Аристокла , [3] который создал всеобъемлющую систему. [4] По крайней мере, можно сказать, что в основе киренской философии лежали идеи, выдвинутые старшим Аристиппом, [5] уточнен Аретой, а затем уточнен Аристиппом Младшим.
После правления младшего Аристиппа школа распалась на различные фракции, представленные Анникерисом , Гегесием и Теодором , которые разработали конкурирующие интерпретации киренских доктрин, многие из которых были ответами на новую систему гедонистической философии , заложенную Эпикуром. . [6] К середине III века до нашей эры киренская школа устарела; Эпикуреизм в значительной степени вытеснил своих киренских соперников. [7]
Философия
[ редактировать ]Киренаики были гедонистами и считали, что удовольствие является высшим благом в жизни, особенно физическое удовольствие, которое они считали более сильным и желанным, чем умственные удовольствия. [8] Удовольствие – единственное добро в жизни, а боль – единственное зло. Сократ считал, что добродетель — единственное человеческое благо, но он также признавал ограниченную роль ее утилитарной стороны, позволяя удовольствию быть второстепенной целью морального действия. [5] [9] Аристипп и его последователи ухватились за это и сделали удовольствие единственной конечной целью жизни, отрицая, что добродетель имеет какую-либо внутреннюю ценность.
Эпистемология
[ редактировать ]Киренаики были известны своей скептической теорией познания . Они свели логику к основной доктрине о критерии истины . [10] Они думали, что мы можем с уверенностью знать наши непосредственные чувственные переживания (например, что я сейчас испытываю сладкое ощущение), но не можем ничего знать о природе объектов, вызывающих эти ощущения (например, что мед сладок). . [5] Они также отрицали, что мы можем знать, каков опыт других людей. [11]
Все знание основано на собственном непосредственном ощущении. Эти ощущения являются движениями чисто субъективными и болезненными, безразличными или приятными в зависимости от того, являются ли они сильными, спокойными или мягкими. [5] [12] Более того, они совершенно индивидуальны и никоим образом не могут быть объективно описаны как принадлежащие миру. Чувство, следовательно, является единственно возможным критерием познания и поведения. [5] Познаваемы только наши способы воздействия. [13] Таким образом, единственной целью каждого должно быть удовольствие.
Этика
[ редактировать ]Киренаицизм выводит единую, универсальную цель для всех людей — удовольствие. Более того, все чувства кратковременны и однородны. Отсюда следует, что прошлые и будущие удовольствия не имеют для нас реального существования и что среди настоящих удовольствий нет различия по виду. [12] Сократ говорил о высших удовольствиях интеллекта; киренаики отрицали обоснованность этого различия и говорили, что телесные удовольствия, как более простые и более интенсивные, предпочтительнее. [8] Мгновенное удовольствие, желательно физическое, — единственное благо для человека. [14] Что касается боли, киренаики придерживались мнения, что боль, возникшую внезапно, переносить труднее, чем боль, которую можно предвидеть. [15]
Однако некоторые действия, которые приносят немедленное удовольствие, могут причинить нечто большее, чем эквивалент боли. Мудрый человек должен контролировать удовольствия, а не быть им порабощенным, иначе результатом будет боль, а это требует рассудительности, чтобы оценить различные удовольствия жизни. [16] Следует уважать законы и обычаи, поскольку, хотя эти вещи сами по себе не имеют внутренней ценности, их нарушение приведет к неприятным наказаниям, налагаемым другими. [8] Точно так же дружба и справедливость полезны, потому что они доставляют удовольствие. [8] Таким образом, киренаики верили в гедонистическую ценность социальных обязательств и альтруистического поведения. Подобно многим ведущим современным утилитаристам , они сочетали в себе психологическое недоверие к популярным суждениям о добре и зле и твёрдую убежденность в том, что все подобные различия основаны исключительно на законе и условностях, и столь же непоколебимый принцип, который мудрый человек, стремящийся к удовольствиям, сочетал в себе логически должен воздерживаться от того, что обычно считается неправильным или несправедливым. Эта идея, занимающая видное место в системах, подобных системам Иеремии Бентама , [12] Волней и даже Уильям Пейли явно имели первостепенное значение для киренаиков. [17]
Поздние киренаики
[ редактировать ]Поздние киренаики, Анникерис , Гегесий и Теодор , разработали вариации стандартной киренской доктрины. По мнению Анницерис, удовольствие достигается посредством индивидуальных актов удовлетворения, которые ищут ради удовольствия, которое они производят. [18] но Анникерис придавал большое значение любви к семье, стране, дружбе и благодарности, которые доставляют удовольствие, даже когда требуют жертв. [19] Гегесий считал, что эвдемония достичь невозможно, [18] и, следовательно, целью жизни становится избежание боли и печали. [16] Обычные ценности, такие как богатство, бедность, свобода и рабство, безразличны и приносят не больше удовольствия, чем боли. [20] Для Гегесия киренский гедонизм был просто наименее иррациональной стратегией борьбы с жизненными невзгодами. [18] Целью жизни для Теодора является душевное, а не телесное удовольствие. [21] и он уделял больше внимания необходимости умеренности и справедливости. [22] Он также был известен как атеист . [21] В некоторой степени все эти философы пытались ответить на вызов, поставленный эпикурейством . [7]
Философия киренаиков во времена Гегесия Кириненского развивалась таким образом, что имеет сходство с пирронизмом , эпикурианством , а также с буддизмом . [23] На самом деле, есть поразительное сходство с догматами буддизма . [23] в частности, Четыре Благородные Истины и концепция Дуккхи или «страдания». По совпадению, правители Кирены примерно в то время, когда процветал Гегесий, царь Египта Птолемей II Филадельф царь Кирены Магас независимый и птолемеевский г. с 276 Указы . [23] [24] [25] Поэтому иногда полагают, что Гегесиас мог находиться под прямым влиянием буддийских учений через контакты с предполагаемыми миссионерами, посланными к его правителям в III веке до нашей эры. [а] [27]
Другие влияния
[ редактировать ]Идеал Киренаики был чужд христианству, и вообще последующие мыслители находили его идеалом безнадежного пессимизма. Однако в гораздо более поздние времена оно нашло выражение во многих этических и литературных произведениях, а также распространено и в другой древней неэллинской литературе. Согласно Британской энциклопедии одиннадцатому изданию есть четверостишия , в Рубайяте Омара Хайяма , а в книге Экклезиаста есть пессимистические стихи , которые могли быть произнесены Аристиппом. Так что у Байрона и Гейне наблюдается одна и та же тенденция искать выхода из интеллектуального тупика в откровенно эстетическом удовлетворении. Таким образом, киренизм не исчез полностью с его поглощением эпикурейством. [17]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Философ Гегесий из Кирены (по прозвищу Писитанатос , «Убеждающий смерть») был современником Магаса и, вероятно, находился под влиянием учений буддийских миссионеров в Кирене и Александрии. Его влияние было таково, что в конечном итоге ему было запрещено преподавать» —Жан-Мари Лафонт. Les Dossiers d'Archéologie (254): 78, INALCO . Жан-Мари Гюйо также сравнил свое учение с буддизмом. [26]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Аннас 1995 , с. 229
- ^ Диоген Лаэртий, ii. 84f
- ^ Аристокл ап. Евсевий, Подготовка к евангелизации , xiv. 18
- ^ Реале и Катан 1986 , с. 272
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Коплстон 2003 , стр. 121.
- ^ Лонг 2005 , с. 633
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лонг 2005 , с. 639
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Аннас 1995 , с. 231
- ^ Реале и Катан 1986 , с. 271
- ^ Реале и Катан 1986 , с. 274
- ^ Реале и Катан 1986 , стр. 274–5
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аннас 1995 , с. 230
- ^ Чисхолм 1911 , с. 703.
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 703–704.
- ^ Цицерон, Туск . В. 52
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коплстон 2003 , стр. 122.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чисхолм 1911 , с. 704.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аннас 1995 , с. 233
- ^ Коплстон 2003 , стр. 123.
- ^ Аннас 1995 , с. 232
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аннас 1995 , с. 235
- ^ Лонг 2005 , с. 637
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Береника II и золотой век птолемеевского Египта, Ди Л. Клейман, Oxford University Press, 2014, стр.33
- ^ Ашока: В поисках пропавшего императора Индии, Чарльз Аллен, Hachette UK, 2012, стр.117
- ^ Береника II Эвергетис: Очерки раннего эллинистического королевства, Бранко ван Оппен де Рюитер, Springer, 2016, стр.22
- ^ Эрик Волант, Культура и добровольная смерть , цитируется в
- ^ Исторический словарь древнегреческой философии, Энтони Преус, Роуман и Литтлфилд, 2015, стр.184
Ссылки
[ редактировать ]- Аннас, Джулия (1995), Мораль счастья , Oxford University Press, ISBN 0-19-509652-5
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Киренаика ». Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 703–704. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Коплстон, Фредерик Чарльз (2003), История философии: Книга 1 , Continuum International , ISBN 0-8264-6895-0
- Лонг, А.А. (2005), «Сократовское наследие», в Альгре, Кеймпе ; Барнс, Джонатон; Мансфельд, Яап ; Шофилд, Малкольм (ред.), Кембриджская история эллинистической философии , издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-61670-0
- Реале, Джованни; Катан, Джон Р. (1986), История древней философии: от истоков до Сократа , SUNY Press, ISBN 0-88706-290-3
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Диоген Лаэртский (1925). Жизнеописания выдающихся философов . Перевод Роберта Дрю Хикса. 2 тома. Том. 1, Классическая библиотека Леба. Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
- Лампе, Курт (2014). Рождение гедонизма: киренские философы и удовольствие как образ жизни , Princeton University Press. ISBN 0-691-16113-5
- Цуна, Вула (1998). Эпистемология киренской школы , издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-62207-7
- Зилиоли, Уго (2012). Киренаика , издательство Acumen Publishing. ISBN 1-84465-290-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ресурсов Киренаики по ресурсам Киренаики, первичным и вторичным Справочник
- О'Киф, Тим. «Киренаики» . Интернет-энциклопедия философии .
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .