Jump to content

Аммоний Саккас

Аммоний Саккас
Рожденный 175
Умер 243 (67–68 лет)
Эра Древняя философия
Область Западная философия
Школа неоплатонизм [1]

Аммоний Саккас ( / ə ˈ m n i ə s / ; греческий : Ἀμμώνιος Σακκᾶς ; 175 г. н. э. – 243 г. н. э.) был эллинистическим платонистским -самоучкой философом из Александрии , обычно считающимся предшественником неоплатонизма и / или одним из его основателей. . [1] [2] [3] В основном он известен как учитель Плотина , которого он обучал с 232 по 243 год. [2] Он, несомненно, оказал самое значительное влияние на Плотина в развитии неоплатонизма, хотя о его собственных философских взглядах мало что известно. Более поздние христианские писатели утверждали, что Аммоний был христианином, но сейчас принято считать, что был другой Аммоний Александрийский, написавший библейские тексты.

Происхождение и значение когномена Аммония « Сакки» оспариваются. Многие ученые интерпретировали это как указание на то, что в юности он был носильщиком, и эту точку зрения в древности поддерживал византийский епископ Феодорит . [4] [5] Другие утверждали, что это неправильное толкование слова «саккас» и слова «саккофорос» (носильщик). Некоторые другие связывают этот когномен с « Шакьями », древним правящим кланом Индии. [6] [7] утверждая, что Аммоний Саккас был индийского происхождения. Эта точка зрения впоследствии была оспорена [8] [9] и поддерживается [10] [11] благодаря более поздним исследованиям. Некоторые ученые, поддерживающие индийское происхождение Аммония, также утверждали, что это происхождение соответствует страсти его главного ученика Плотина к Индии и помогает объяснить философское сходство между Ведантой и неоплатонизмом, которое многие ученые приписывают индийскому влиянию. [12] [13] [14] [15] [16] [17] С другой стороны, ученые, оспаривающие его индийское происхождение, отмечают, что Аммоний был родом из квартала Бручейон в Александрии, который был царским кварталом города, населенного в основном греками . [18] и что имя «Аммоний» было общим для многих греков, [19] ряд ученых и историков поддерживают греческое происхождение Аммония. [20] [21] Однако его имя теофорно божеству Амону , что указывает на возможное египетское происхождение. [22]

Большинство подробностей жизни Аммония взято из фрагментов, оставшихся от . сочинений Порфирия Самым известным учеником Аммония Саккаса был Плотин , проучившийся у Аммония одиннадцать лет. По словам Порфирия, в 232 году, в возрасте 28 лет, Плотин отправился в Александрию изучать философию:

На двадцать восьмом году жизни он [Плотин] почувствовал побуждение изучать философию и был рекомендован учителям в Александрии, имевшим тогда самую высокую репутацию; но он ушел с лекций настолько подавленным и полным печали, что рассказал о своей беде одному из своих друзей. Друг, поняв желание его сердца, отправил его к Аммонию, которого он до сих пор не судил. Он пошел, выслушал его и сказал другу своему: «Это тот человек, которого я искал». С этого дня он постоянно оставался с Аммонием и приобрел настолько полное образование в области философии, что ему захотелось познакомиться с персидской философской дисциплиной, преобладающей среди индийцев. [23]

По мнению Порфирия, родители Аммония были христианами , но, изучив греческую философию , Аммоний отверг религию своих родителей в пользу язычества . Это обращение оспаривается христианскими писателями Иеронимом и Евсевием , которые заявляют, что Аммоний оставался христианином на протяжении всей своей жизни:

[Порфирий] явно высказывает ложь (ибо чего не сделает противник христиан?), когда говорит, что... Аммоний отпал от благочестивой жизни в языческие обычаи. ... Аммоний до конца своей жизни придерживался божественной философии непоколебимой и неискаженной. Его работы, дошедшие до нас, показывают это, поскольку он прославляется среди многих своими сочинениями, которые он оставил. [24]

сообщает нам Однако Лонгин , что Аммоний ничего не писал: [25] и если бы Аммоний оказал основное влияние на Плотина, то маловероятно, чтобы Аммоний был христианином. Один из способов объяснить большую часть путаницы, связанной с Аммонием, — это предположить, что существовало два человека по имени Аммоний: Аммоний Саккас, который учил Плотина, и христианин Аммоний, написавший библейские тексты. Другое объяснение могло заключаться в том, что был только один Аммоний, но Ориген, который считал неоплатонические взгляды своего учителя существенными для своих собственных убеждений о сущностной природе христианства, решил подавить выбор Аммонием язычества вместо христианства. Христианам было бы легче принять утверждение Евсевия, ученика Оригена, и Иеронима, которые все были признаны отцами христианской церкви , о том, что Аммоний Саккас не отверг свои христианские корни, чем утверждение Порфирия, который был язычником, что Аммоний предпочел язычество христианству.

Вдобавок к путанице, кажется, что у Аммония было два ученика по имени Ориген: Ориген-христианин и Ориген-язычник . [24] Вполне возможно, что Аммоний Саккас учил обоих Оригена. А поскольку было два Оригена, которых считали современниками, более поздним христианам было легко признать, что существовало два человека по имени Аммоний, один христианин, а другой язычник. Среди других учеников Аммония были Геренний и Кассий Лонгин .

Философия

[ редактировать ]

Гиерокл , писавший в V веке, утверждает, что основное учение Аммония заключалось в том, что Платон и Аристотель находились в полном согласии друг с другом: [26]

Он был первым, кто имел благочестивое рвение к истине в философии и презирал взгляды большинства, позорящие философию. Он хорошо воспринял взгляды каждого из двух философов (Платона и Аристотеля), подвёл их под один и тот же ум и бесконфликтно передавал философию всем своим ученикам, и особенно лучшим из знакомых с ним, Плотину, Оригену. и их преемники. [27]

По словам Немесия , епископа и неоплатоника ок. В 400 г. Аммоний считал, что душа нематериальна. [28]

О роли Аммония в развитии неоплатонизма известно мало . Порфирий, кажется, предполагает, что Аммоний сыграл важную роль в том, чтобы помочь Плотину по-новому взглянуть на философию:

Но он [Плотин] не просто говорил прямо из этих книг, но придерживался в своих размышлениях четкой личной линии и использовал ум Аммония для дальнейшего расследования. [23]

Двое учеников Аммония — Ориген Язычник и Лонгин — по-видимому, придерживались философских позиций, которые были ближе к среднему платонизму, чем к неоплатонизму, что, возможно, позволяет предположить, что учения Аммония были также ближе к доктринам среднего платонизма, чем неоплатонизм, развитый Плотином (см. Эннеады ), но Плотин, похоже, не думал, что он в каком-либо существенном отношении отходит от взглядов своего хозяина. Подобно Порфирию ( «Житие Плотина» , 3, 24–29), [29] также Немезиус называет Аммония Саккаса учителем или учителем Плотина (Немезиус, Природа человека , 2.103). [30] [31]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сиорванес, Лукас (2018). «Плотин и неоплатонизм: создание нового синтеза» . В Кейзере, Пол Т.; Скарборо, Джон (ред.). Оксфордский справочник по науке и медицине в классическом мире . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 847–868. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199734146.013.78 . ISBN  9780199734146 . LCCN   2017049555 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Армстронг, А. Хилари; Дуиньян, Брайан; Лота, Глория; Родригес, Эмили (1 января 2021 г.) [20 июля 1998 г.]. «Плотин» . Британская энциклопедия . Эдинбург : Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 5 августа 2021 г. Плотин (родился в 205 г. н.э., Лико или Ликополис, Египет? - умер в 270 г., Кампания), древний философ, центр влиятельного круга интеллектуалов и литераторов в Риме III века, которого современные ученые считают основателем философской школы неоплатонизма. [...] На 28-м году жизни — он, кажется, был довольно поздним разработчиком — Плотин почувствовал побуждение изучать философию и поэтому отправился в Александрию . Он посещал лекции самых выдающихся профессоров Александрии того времени, что довело его до состояния полной депрессии. В конце концов друг, который понял, чего он хочет, отвел его на прослушивание к философу-самоучке Аммонию Саккасу. Услышав речь Аммония, Плотин сказал: «Вот тот человек, которого я искал», и оставался с ним 11 лет. Аммоний — самая загадочная фигура в древней западной философии. Похоже, он был отступившим христианином (хотя даже в этом нет полной уверенности), и одно или два дошедших до нас замечания о его мысли предполагают довольно банальный вид традиционного платонизма. Философ, который мог привлечь такую ​​преданность Плотина и который, возможно, также был философским учителем великого христианского богослова. Ориген , должно быть, имел что-то еще, что мог предложить своим ученикам, но что именно, неизвестно. То, что Плотин пробыл у него 11 лет, ничуть не удивительно. В древнюю философскую школу вступают не для того, чтобы пройти курсы и получить ученую степень, а, скорее, для того, чтобы присоединиться к тому, что вполне может быть пожизненным совместным следованием по пути к истине, добру и окончательному освобождению духа.
  3. ^ Скотт, Уолтер (1982). Герметика: Введение, тексты и перевод . Случайный дом. п. 2. ISBN  978-0-87773-338-6 .
  4. ^ Мозли, младший, «Аммоний Саккас», Словарь раннехристианской биографии , (Генри Уэйс, редактор), John Murrary & Co., Лондон, 1911 ; ЛСЖ св. σακκᾶς
  5. Теодорит, Лечение греческих привязанностей , Книга 6, Параграф 96.
  6. ^ [Уильям Х. Макнил: Возвышение Запада: История человеческого сообщества, стр. 380]
  7. ^ [Э. Сиберг, Журнал церковной истории «Аммоний Сакас» , том. LX, 1941, стр. 136–170; «Индийские влияния на раннехристианское богословие» Эрнст Бенц, трактаты класса гуманитарных и социальных наук , 1951 год, № 3, Академия наук и литературы Майнца, стр. 1–34, стр. 30 и след.; Образы в Плотине и индийской мысли» в книге Р. Бейна Харриса (ред.), Неоплатонизм и индийская мысль (Норфолк, Вирджиния, 1982): Международное общество неоплатонических исследований , стр. 119–120, стр. 72.]
  8. ^ Ханс-Рудольф Швицер, Аммониос Саккас, учитель Плотина (Westdeutscher Verlag, 1983). стр.83 .
  9. ^ Клиффорд Хиндли: «Аммониос Саккас. Его имя и происхождение» Журнал церковной истории 75, 1964, стр. 332–336.
  10. ^ RT Уоллис «Фразеология и образы в Плотине и индийской мысли» в книге Р. Бейна Харриса (ред.), Неоплатонизм и индийская мысль (Норфолк, Вирджиния, 1982): Международное общество неоплатонических исследований, стр. 119–120. 72.
  11. ^ Грегориос, Паулос (1 января 2002 г.). Неоплатонизм и индийская философия . Олбани: SUNY Press. ISBN  978-0-7914-5274-5 .
  12. ^ Дж. Лакросс, «Плотин, Порфир и Индия: пересмотр», в П. Василопулу (ред.), Поздняя античная эпистемология. Другие пути к истине (Нью-Йорк: 2009), 103–13.
  13. ^ Грегориос, премьер-министр (редактор), 2002, Неоплатонизм и индийская философия, Олбани.
  14. ^ Стаал, Дж. Ф., 1961, Адвайта и неоплатонизм. Исследование сравнительной философии, Мадрас.
  15. ^ Харрис, Р. Бейн (редактор), Неоплатонизм и индийская мысль, Норфолк, Вирджиния, 1982: Международное общество неоплатонических исследований.
  16. ^ Лакросс, Дж., 2005a, «Соизмеримость мистических переживаний на Востоке и на Западе». Сравнение Плотина и Чанкары в книге А. Диркенса и Б. Бейера из Райка (ред.), Mystique. Страсти одного, от древности до наших дней, Problèmes d'Histoire des Religions, том XV, Брюссель, стр. 215–23.
  17. ^ Бруннер, Ф., 1981, «Сравнение Плотина и viçishtâdvaita», в Les Cahiers de Fontenay no. 19-22. Неоплатонизм. Миксы, предложенные Жану Труйяру, Париж, стр. 101–24.
  18. ^ Деннис К. Кларк, «Обзор Жана-Мишеля Шарру: О бытии и мире Аммоний, Плотин, Прокл» Международный журнал платонической традиции , 1 января 2012 г., Том 6: Выпуск 1, стр. 150
  19. ^ Гиллис, Джон (1813). Этика и политика Аристотеля . Т. Каделл и У. Дэвис. п. 193.
  20. ^ Ежеквартальный журнал пророчеств . Том. 4. Джеймс Нисбет и Ко, 1852. с. 124.
  21. ^ Гольбах, Поль Анри Тири (2008). Раскрытие христианства . Ходжсон Пресс. п. 359. ИСБН  978-1-906164-04-1 .
  22. ^ «Ἄμμμων» , Викисловарь , 9 июля 2019 г. , получено 30 октября 2022 г.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Порфирий, Жизнь Плотина , из Реале, Г. (1990), История древней философии IV: Школы имперской эпохи. Страница 298. SUNY Press.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Евсевий, История Церкви , VI, 19. [ нужна проверка ]
  25. ^ Лонгин, цитируется Порфирием, Жизнь Плотина , xx.
  26. ^ Гиерокл у Фотия, Библ. код 214, 251
  27. ^ Гиерокл, у Фотия, Библ. треска. 251. из Караманолиса Г. (2006), Платон и Аристотель в согласии?: Платоники об Аристотеле от Антиоха до Порфирия , стр. 193. Oxford University Press.
  28. ^ Немезиус, О природе человека , ii
  29. ^ Хаббард, Линн Вивьен (1 ноября 2017 г.). Бергсон, Плотин и гармоники эволюции (PDF) . Бристоль: Факультет здравоохранения и прикладных наук Университета Западной Англии. п. 17. OCLC   1063691221 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 8 июня 2021 г.
  30. ^ М. Дж. Эдвардс (13 июня 2000 г.). «Бог и Христос в Иринее. Энтони Бриггман». Журнал богословских исследований . 71 (2). ОУП: 889–892. дои : 10.1093/jts/flaa045 . ...с бестелесными, постулированными Аммонием Саккасом, учителем Плотина (Немезиус, Природа человека 2.103).
  31. ^ Немезиус (1636 г.). «2». Природа человека . Перевод Уизер, Джордж . Майлз Флешер для Генри Тонтона на кладбище Сент-Данстан на Флитстрит . Проверено 8 июня 2021 г.
  • Армстронг, А., (1967), Кембриджская история позднегреческой и раннесредневековой философии , издательство Кембриджского университета, стр. 196–200.
  • Караманолис, Г., (2006), Платон и Аристотель в согласии?: Платоники об Аристотеле от Антиоха до Порфирия , Oxford University Press, стр. 191–215.
  • Реале, Г. (1990), История древней философии IV: Школы имперской эпохи , SUNY Press, стр. 297–303.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f081f0f1dee5d9ae5cf1acd928db17a__1714108440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/7a/0f081f0f1dee5d9ae5cf1acd928db17a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ammonius Saccas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)