Аммоний Саккас
Аммоний Саккас | |
---|---|
Рожденный | 175 |
Умер | 243 (67–68 лет) |
Эра | Древняя философия |
Область | Западная философия |
Школа | неоплатонизм [1] |
Аммоний Саккас ( / ə ˈ m oʊ n i ə s / ; греческий : Ἀμμώνιος Σακκᾶς ; 175 г. н. э. – 243 г. н. э.) был эллинистическим платонистским -самоучкой философом из Александрии , обычно считающимся предшественником неоплатонизма и / или одним из его основателей. . [1] [2] [3] В основном он известен как учитель Плотина , которого он обучал с 232 по 243 год. [2] Он, несомненно, оказал самое значительное влияние на Плотина в развитии неоплатонизма, хотя о его собственных философских взглядах мало что известно. Более поздние христианские писатели утверждали, что Аммоний был христианином, но сейчас принято считать, что был другой Аммоний Александрийский, написавший библейские тексты.
Жизнь
[ редактировать ]Происхождение и значение когномена Аммония « Сакки» оспариваются. Многие ученые интерпретировали это как указание на то, что в юности он был носильщиком, и эту точку зрения в древности поддерживал византийский епископ Феодорит . [4] [5] Другие утверждали, что это неправильное толкование слова «саккас» и слова «саккофорос» (носильщик). Некоторые другие связывают этот когномен с « Шакьями », древним правящим кланом Индии. [6] [7] утверждая, что Аммоний Саккас был индийского происхождения. Эта точка зрения впоследствии была оспорена [8] [9] и поддерживается [10] [11] благодаря более поздним исследованиям. Некоторые ученые, поддерживающие индийское происхождение Аммония, также утверждали, что это происхождение соответствует страсти его главного ученика Плотина к Индии и помогает объяснить философское сходство между Ведантой и неоплатонизмом, которое многие ученые приписывают индийскому влиянию. [12] [13] [14] [15] [16] [17] С другой стороны, ученые, оспаривающие его индийское происхождение, отмечают, что Аммоний был родом из квартала Бручейон в Александрии, который был царским кварталом города, населенного в основном греками . [18] и что имя «Аммоний» было общим для многих греков, [19] ряд ученых и историков поддерживают греческое происхождение Аммония. [20] [21] Однако его имя теофорно божеству Амону , что указывает на возможное египетское происхождение. [22]
Большинство подробностей жизни Аммония взято из фрагментов, оставшихся от . сочинений Порфирия Самым известным учеником Аммония Саккаса был Плотин , проучившийся у Аммония одиннадцать лет. По словам Порфирия, в 232 году, в возрасте 28 лет, Плотин отправился в Александрию изучать философию:
На двадцать восьмом году жизни он [Плотин] почувствовал побуждение изучать философию и был рекомендован учителям в Александрии, имевшим тогда самую высокую репутацию; но он ушел с лекций настолько подавленным и полным печали, что рассказал о своей беде одному из своих друзей. Друг, поняв желание его сердца, отправил его к Аммонию, которого он до сих пор не судил. Он пошел, выслушал его и сказал другу своему: «Это тот человек, которого я искал». С этого дня он постоянно оставался с Аммонием и приобрел настолько полное образование в области философии, что ему захотелось познакомиться с персидской философской дисциплиной, преобладающей среди индийцев. [23]
По мнению Порфирия, родители Аммония были христианами , но, изучив греческую философию , Аммоний отверг религию своих родителей в пользу язычества . Это обращение оспаривается христианскими писателями Иеронимом и Евсевием , которые заявляют, что Аммоний оставался христианином на протяжении всей своей жизни:
[Порфирий] явно высказывает ложь (ибо чего не сделает противник христиан?), когда говорит, что... Аммоний отпал от благочестивой жизни в языческие обычаи. ... Аммоний до конца своей жизни придерживался божественной философии непоколебимой и неискаженной. Его работы, дошедшие до нас, показывают это, поскольку он прославляется среди многих своими сочинениями, которые он оставил. [24]
сообщает нам Однако Лонгин , что Аммоний ничего не писал: [25] и если бы Аммоний оказал основное влияние на Плотина, то маловероятно, чтобы Аммоний был христианином. Один из способов объяснить большую часть путаницы, связанной с Аммонием, — это предположить, что существовало два человека по имени Аммоний: Аммоний Саккас, который учил Плотина, и христианин Аммоний, написавший библейские тексты. Другое объяснение могло заключаться в том, что был только один Аммоний, но Ориген, который считал неоплатонические взгляды своего учителя существенными для своих собственных убеждений о сущностной природе христианства, решил подавить выбор Аммонием язычества вместо христианства. Христианам было бы легче принять утверждение Евсевия, ученика Оригена, и Иеронима, которые все были признаны отцами христианской церкви , о том, что Аммоний Саккас не отверг свои христианские корни, чем утверждение Порфирия, который был язычником, что Аммоний предпочел язычество христианству.
Вдобавок к путанице, кажется, что у Аммония было два ученика по имени Ориген: Ориген-христианин и Ориген-язычник . [24] Вполне возможно, что Аммоний Саккас учил обоих Оригена. А поскольку было два Оригена, которых считали современниками, более поздним христианам было легко признать, что существовало два человека по имени Аммоний, один христианин, а другой язычник. Среди других учеников Аммония были Геренний и Кассий Лонгин .
Философия
[ редактировать ]Гиерокл , писавший в V веке, утверждает, что основное учение Аммония заключалось в том, что Платон и Аристотель находились в полном согласии друг с другом: [26]
Он был первым, кто имел благочестивое рвение к истине в философии и презирал взгляды большинства, позорящие философию. Он хорошо воспринял взгляды каждого из двух философов (Платона и Аристотеля), подвёл их под один и тот же ум и бесконфликтно передавал философию всем своим ученикам, и особенно лучшим из знакомых с ним, Плотину, Оригену. и их преемники. [27]
По словам Немесия , епископа и неоплатоника ок. В 400 г. Аммоний считал, что душа нематериальна. [28]
О роли Аммония в развитии неоплатонизма известно мало . Порфирий, кажется, предполагает, что Аммоний сыграл важную роль в том, чтобы помочь Плотину по-новому взглянуть на философию:
Но он [Плотин] не просто говорил прямо из этих книг, но придерживался в своих размышлениях четкой личной линии и использовал ум Аммония для дальнейшего расследования. [23]
Двое учеников Аммония — Ориген Язычник и Лонгин — по-видимому, придерживались философских позиций, которые были ближе к среднему платонизму, чем к неоплатонизму, что, возможно, позволяет предположить, что учения Аммония были также ближе к доктринам среднего платонизма, чем неоплатонизм, развитый Плотином (см. Эннеады ), но Плотин, похоже, не думал, что он в каком-либо существенном отношении отходит от взглядов своего хозяина. Подобно Порфирию ( «Житие Плотина» , 3, 24–29), [29] также Немезиус называет Аммония Саккаса учителем или учителем Плотина (Немезиус, Природа человека , 2.103). [30] [31]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сиорванес, Лукас (2018). «Плотин и неоплатонизм: создание нового синтеза» . В Кейзере, Пол Т.; Скарборо, Джон (ред.). Оксфордский справочник по науке и медицине в классическом мире . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 847–868. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199734146.013.78 . ISBN 9780199734146 . LCCN 2017049555 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Армстронг, А. Хилари; Дуиньян, Брайан; Лота, Глория; Родригес, Эмили (1 января 2021 г.) [20 июля 1998 г.]. «Плотин» . Британская энциклопедия . Эдинбург : Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 5 августа 2021 г.
Плотин (родился в 205 г. н.э., Лико или Ликополис, Египет? - умер в 270 г., Кампания), древний философ, центр влиятельного круга интеллектуалов и литераторов в Риме III века, которого современные ученые считают основателем философской школы неоплатонизма. [...] На 28-м году жизни — он, кажется, был довольно поздним разработчиком — Плотин почувствовал побуждение изучать философию и поэтому отправился в Александрию . Он посещал лекции самых выдающихся профессоров Александрии того времени, что довело его до состояния полной депрессии. В конце концов друг, который понял, чего он хочет, отвел его на прослушивание к философу-самоучке Аммонию Саккасу. Услышав речь Аммония, Плотин сказал: «Вот тот человек, которого я искал», и оставался с ним 11 лет. Аммоний — самая загадочная фигура в древней западной философии. Похоже, он был отступившим христианином (хотя даже в этом нет полной уверенности), и одно или два дошедших до нас замечания о его мысли предполагают довольно банальный вид традиционного платонизма. Философ, который мог привлечь такую преданность Плотина и который, возможно, также был философским учителем великого христианского богослова. Ориген , должно быть, имел что-то еще, что мог предложить своим ученикам, но что именно, неизвестно. То, что Плотин пробыл у него 11 лет, ничуть не удивительно. В древнюю философскую школу вступают не для того, чтобы пройти курсы и получить ученую степень, а, скорее, для того, чтобы присоединиться к тому, что вполне может быть пожизненным совместным следованием по пути к истине, добру и окончательному освобождению духа.
- ^ Скотт, Уолтер (1982). Герметика: Введение, тексты и перевод . Случайный дом. п. 2. ISBN 978-0-87773-338-6 .
- ^ Мозли, младший, «Аммоний Саккас», Словарь раннехристианской биографии , (Генри Уэйс, редактор), John Murrary & Co., Лондон, 1911 ; ЛСЖ св. σακκᾶς
- ↑ Теодорит, Лечение греческих привязанностей , Книга 6, Параграф 96.
- ^ [Уильям Х. Макнил: Возвышение Запада: История человеческого сообщества, стр. 380]
- ^ [Э. Сиберг, Журнал церковной истории «Аммоний Сакас» , том. LX, 1941, стр. 136–170; «Индийские влияния на раннехристианское богословие» Эрнст Бенц, трактаты класса гуманитарных и социальных наук , 1951 год, № 3, Академия наук и литературы Майнца, стр. 1–34, стр. 30 и след.; Образы в Плотине и индийской мысли» в книге Р. Бейна Харриса (ред.), Неоплатонизм и индийская мысль (Норфолк, Вирджиния, 1982): Международное общество неоплатонических исследований , стр. 119–120, стр. 72.]
- ^ Ханс-Рудольф Швицер, Аммониос Саккас, учитель Плотина (Westdeutscher Verlag, 1983). стр.83 .
- ^ Клиффорд Хиндли: «Аммониос Саккас. Его имя и происхождение» Журнал церковной истории 75, 1964, стр. 332–336.
- ^ RT Уоллис «Фразеология и образы в Плотине и индийской мысли» в книге Р. Бейна Харриса (ред.), Неоплатонизм и индийская мысль (Норфолк, Вирджиния, 1982): Международное общество неоплатонических исследований, стр. 119–120. 72.
- ^ Грегориос, Паулос (1 января 2002 г.). Неоплатонизм и индийская философия . Олбани: SUNY Press. ISBN 978-0-7914-5274-5 .
- ^ Дж. Лакросс, «Плотин, Порфир и Индия: пересмотр», в П. Василопулу (ред.), Поздняя античная эпистемология. Другие пути к истине (Нью-Йорк: 2009), 103–13.
- ^ Грегориос, премьер-министр (редактор), 2002, Неоплатонизм и индийская философия, Олбани.
- ^ Стаал, Дж. Ф., 1961, Адвайта и неоплатонизм. Исследование сравнительной философии, Мадрас.
- ^ Харрис, Р. Бейн (редактор), Неоплатонизм и индийская мысль, Норфолк, Вирджиния, 1982: Международное общество неоплатонических исследований.
- ^ Лакросс, Дж., 2005a, «Соизмеримость мистических переживаний на Востоке и на Западе». Сравнение Плотина и Чанкары в книге А. Диркенса и Б. Бейера из Райка (ред.), Mystique. Страсти одного, от древности до наших дней, Problèmes d'Histoire des Religions, том XV, Брюссель, стр. 215–23.
- ^ Бруннер, Ф., 1981, «Сравнение Плотина и viçishtâdvaita», в Les Cahiers de Fontenay no. 19-22. Неоплатонизм. Миксы, предложенные Жану Труйяру, Париж, стр. 101–24.
- ^ Деннис К. Кларк, «Обзор Жана-Мишеля Шарру: О бытии и мире Аммоний, Плотин, Прокл» Международный журнал платонической традиции , 1 января 2012 г., Том 6: Выпуск 1, стр. 150
- ^ Гиллис, Джон (1813). Этика и политика Аристотеля . Т. Каделл и У. Дэвис. п. 193.
- ^ Ежеквартальный журнал пророчеств . Том. 4. Джеймс Нисбет и Ко, 1852. с. 124.
- ^ Гольбах, Поль Анри Тири (2008). Раскрытие христианства . Ходжсон Пресс. п. 359. ИСБН 978-1-906164-04-1 .
- ^ «Ἄμμμων» , Викисловарь , 9 июля 2019 г. , получено 30 октября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Порфирий, Жизнь Плотина , из Реале, Г. (1990), История древней философии IV: Школы имперской эпохи. Страница 298. SUNY Press.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Евсевий, История Церкви , VI, 19. [ нужна проверка ]
- ^ Лонгин, цитируется Порфирием, Жизнь Плотина , xx.
- ^ Гиерокл у Фотия, Библ. код 214, 251
- ^ Гиерокл, у Фотия, Библ. треска. 251. из Караманолиса Г. (2006), Платон и Аристотель в согласии?: Платоники об Аристотеле от Антиоха до Порфирия , стр. 193. Oxford University Press.
- ^ Немезиус, О природе человека , ii
- ^ Хаббард, Линн Вивьен (1 ноября 2017 г.). Бергсон, Плотин и гармоники эволюции (PDF) . Бристоль: Факультет здравоохранения и прикладных наук Университета Западной Англии. п. 17. OCLC 1063691221 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 8 июня 2021 г.
- ^ М. Дж. Эдвардс (13 июня 2000 г.). «Бог и Христос в Иринее. Энтони Бриггман». Журнал богословских исследований . 71 (2). ОУП: 889–892. дои : 10.1093/jts/flaa045 .
...с бестелесными, постулированными Аммонием Саккасом, учителем Плотина (Немезиус, Природа человека 2.103).
- ^ Немезиус (1636 г.). «2». Природа человека . Перевод Уизер, Джордж . Майлз Флешер для Генри Тонтона на кладбище Сент-Данстан на Флитстрит . Проверено 8 июня 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Армстронг, А., (1967), Кембриджская история позднегреческой и раннесредневековой философии , издательство Кембриджского университета, стр. 196–200.
- Караманолис, Г., (2006), Платон и Аристотель в согласии?: Платоники об Аристотеле от Антиоха до Порфирия , Oxford University Press, стр. 191–215.
- Реале, Г. (1990), История древней философии IV: Школы имперской эпохи , SUNY Press, стр. 297–303.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Порфирий, Против христиан (2004). Фрагменты.
- Реакция на Библию в язычестве
- Ориген Александрийский - Интернет-энциклопедия философии
- 175 рождений
- 242 смерти
- Египетский народ 2-го века
- Греческие философы II века
- Римляне 2-го века
- Египетский народ III века
- Греческие философы III века
- Римляне III века
- Древнегреческие метафизики
- Древнегреческие философы разума
- Средние платоники
- Философы в древней Александрии
- Александрийцы римской эпохи