Jump to content

Теодорих Фрейбергский

Теодорих Фрейбергский [1] ( / θ i ˈ ɒ d ər ɪ k / ; ок. 1250 ок. 1311 ) был немецким членом доминиканского ордена , теологом и физиком . В 1293 году он был назначен провинциалом Доминиканского ордена, Альберта Великого на старой должности . Его считают одним из выдающихся философов и богословов Средневековья, основываясь на его карьере и трудах. [2]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Теодорих очень рано стал монахом-доминиканцем, учился и преподавал в местном монастыре во Фрайберге около 1271 года (Teske 2003). Он жил примерно во времена Альберта Великого (1193–1280) (Фюрер 1992) и был им очень вдохновлен. Хотя другие философы того времени также пошли по стопам Альберта, Теодорих «продемонстрировал наиболее заметную тенденцию к универсальности интересов Альберта» (Фюрер 1992). Судя по датам жизни Альберта, мы можем предположить, что Теодорих был еще молод, когда карьера Альберта почти подошла к концу, и нельзя сделать никаких предположений относительно того, встречался ли Теодорих когда-либо или учился у Альберта. В средневековых документах ему присвоен титул «магистра», что говорит нам о том, что он получил обширное университетское образование на продвинутом уровне (Фюрер 1992).

Карьера и ранние работы

[ редактировать ]

После некоторого преподавания во Фрайберге он отправился в Париж, чтобы учиться там между 1272 и 1274 годами (Гиллиспи, 2008), хотя мы не знаем, у кого он мог учиться. В книге « Трактат об интеллекте и разумном» в переводе М. Л. Фюрера фюрер пишет, что во второй части трактата Теодорих говорит о «торжественном магистре» в Париже. Фюрер далее говорит, что Генрих Гентский был известен своим ученикам как «торжественный доктор», но в конечном итоге заявляет, что не может быть никакой уверенности в том, что они действительно встречались или знали друг друга.

Затем Теодорих на некоторое время вернулся домой в Германию, прежде чем вернуться в Париж. Здесь он начал свои лекции по «Сговорам» в 1281 году (Паснау, 2010). Точно неизвестно, как долго он оставался в Париже, но известно, что он стал настоятелем доминиканского монастыря в Вюрцбурге около 1293 года (Фюрер 1992). Дальнейшие источники указывают, что он также был назначен провинциалом Тевтонии в 1293 году (Somerset, Fiona 1998). Затем Теодорих был «повышен» до должности настоятеля провинции Германия , эту должность ранее занимал Альберт Великий (Pasnau 2010, Fuhrer 1992). Примерно в 1296 и 1297 годах он был назван «магистром богословия» в Париже, где преподавал примерно до 1300 года (Teske 2008). Теодорих стал одним из двух немцев (вторым был Абертус Магнус ), получивших этот титул магистра в тринадцатом веке. [2] Теодорих также присутствовал на общем капитуле доминиканского ордена в Тулузе , и его имя появляется на общем капитуле ордена в Пьяченце . [3] Последней должностью, на которую был назначен Теодорих, был провинциальный викарий Германии в 1310 году (Гиллиспи, 2008). После этого его имя не фигурирует ни в каких документах.

Хотя авторы XIII века не смогли дать точного объяснения радуги , на рубеже XIV веков Теодорих смог дать один из первых правильных геометрических анализов этого явления, что было «вероятно, самым драматическим развитием радуги XIV и XV веков». века Оптика » . [4] [5]

Опираясь на две свои более ранние работы о свете и цвете, он написал De iride et radiusibus Impressionibus ( «О радуге и впечатлениях, создаваемых излучением» , ок. 1304–1311), опираясь на геометрию, эксперимент , фальсификацию и другие методы. Среди других свойств он подробно объяснил:

  • цвета первичной и вторичной радуги
  • положение первичной и вторичной радуги
  • путь солнечного света внутри капли: лучи света преломляются при попадании в атмосферные капли, затем отражаются внутри капель и, наконец, снова преломляются при выходе из них.
  • образование радуги: он объясняет роль отдельных капель в создании радуги
  • явление изменения цвета вторичной радуги

Используя сферические колбы и стеклянные шары, наполненные водой, Теодорих смог имитировать капли воды во время дождя. Экспериментальное оборудование, находящееся еще на ранних стадиях своего развития, позже расширилось и стало использоваться в первую очередь для проведения измерений, расширения человеческих чувств и создания изолированной среды для экспериментатора. Во время своих экспериментов с этими стеклянными шарами он был прав, утверждая, что цвета образуются в результате взаимодействия солнечного света с каплями воды.

Недавно учёные нашли доказательства использования им экспериментального оборудования. Этот прибор, который в настоящее время предоставлен в аренду университетам Провиденса, штат Род-Айленд, действительно моделирует каплю воды, в которой солнечный свет отражается и преломляется, создавая тем самым радугу. Он изучал преломление и отражение, используя прозрачные и непрозрачные тела (например, увеличительные стекла, плоские, выпуклые и вогнутые зеркала, призмы, прозрачные хрустальные сферы и бериллы). [3] Его эксперименты привели к объяснению явления отражения/преломления капель воды в облаках, образующих радугу.

один из современников Теодориха, Камаль ад-Дин аль-Фариси Такое же экспериментально установленное объяснение радуги (без каких-либо контактов между ними) предложил , в своем «Китаб танких аль-маназир» ( «Пересмотр оптики »). Однако оба автора полагались на « Книгу оптики» Ибн аль-Хайсама (Альхасена)/ Альхазена . [6]

Теология

[ редактировать ]

Богословские работы Теодориха имеют тенденцию быть в значительной степени неоплатоническими , в то время как его более светские философские работы являются более аристотелевскими . Дитрих не соглашался с Фомой Аквинским по некоторым метафизическим вопросам и, похоже, писал против определенных работ Фомы Аквинского.

Он оказал заметное влияние на Мейстера Экхарта , который был на 10 лет моложе его , главным образом через трактаты De Visione Beatifica ( «О блаженном видении» ) и De intellectu et intelligibili ( «Об интеллекте и разумном »). В частности, его теория трансценденталов прояснила теорию Экхарта negatio negationis . Он подчеркнул негативный момент, определяющий privatio вообще, даже в его privatio privationis . формулировке [7] Одним из его выдающихся вкладов в средневековую философию была теория души , которая равнялась аристотелевскому понятию « действующего интеллекта » и августиновскому понятию abditum mentis (т.е. сокрытости или скрытого места души).

Теория агентного интеллекта утверждает, что, познавая, разум не просто пассивен, он должен работать над созданием концепции своего объекта, концепции, которая затем воспринимается и сохраняется пассивной частью разума. Сокрытость души, в свою очередь, является основой души, в которой запечатлен образ Божий , духовной вершиной человеческого существа, посредством которой он превосходит пространство и время.

Работает

[ редактировать ]

Богословские труды

[ редактировать ]
  • Из блаженного видения
  • О мертвом теле Христа
  • О дарах славных тел
  • О духовных субстанциях и телах будущего воскресения .

Философские произведения

[ редактировать ]
  • О привычках
  • О бытии и сущности
  • О большем и меньшем
  • О природе противоположностей
  • О познании отдельных существ и особенно отдельных душ
  • О разумах и движущих небесах
  • О небесных телах по их телесной природе
  • Об анимации небес
  • Из несчастных случаев
  • О фактах существ
  • О происхождении сложных вещей
  • Измерений
  • О природе и свойствах континуумов
  • О разумении и умопостигаемом .

Научные работы

[ редактировать ]
  • О свете и его происхождении
  • Из цветов
  • О радужных и радиальных впечатлениях
  • Смешивающихся веществ в смеси
  • Об элементах естественных тел .

Современные издания

[ редактировать ]
  • Works omnia = Corpus Philosophorum Teutonicorum Medii Aevi , Гамбург, Felix Meiner Verlag, vol. 1-4:
    • Буркхард Мойсиш (редактор), «Сочинения по теории интеллекта» , Гамбург, 1977.
    • Руди Имбах, Мария Рита Паньони-Стурлезе, Хартмунд Стеффан и Лорис Стурлезе (ред.), «Сочинения по метафизике и теологии» , Гамбург, 1980.
    • Жан-Даниэль Кавидьоли, Руди Имбах, Буркхард Мойсиш, Мария Рита Паньони-Стурлезе, Рудольф Рен и Лорис Стурлезе (ред.), труды по натуральной философии и метафизике. Вопросы , Гамбург, 1983.
    • Мария Рита Паньони-Стерлезе, Рудольф Рен, Лорис Стурлезе и Уильям А. Уоллес (ред.), Сочинения по естественным наукам. Письма , Гамбург, 1985.

английские переводы

[ редактировать ]
  • Дитрих Фрибергский (1992). «Трактат об интеллекте и разумном», Милуоки: издательство Marquette University Press.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Также известен как Тьерри де Фрибур , Тьерри Фребургский , Дитрих Фрайбергский (нем. Дитрих фон Фрейберг ), Теодорикус Тевтоник де Вриберг или просто Мейстер Дитрих .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Глик, Томас Ф.; Ливси, Стивен; Уоллис, Фейт (2014). Средневековая наука, технология и медицина: энциклопедия . Нью-Йорк: Рутледж. п. 473. ИСБН  978-0415969307 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иларди, Винсент (2007). Видение эпохи Возрождения от очков к телескопам . Филадельфия: Американское философское общество. п. 67. ИСБН  978-0-87169-259-7 .
  4. ^ Грант, Эдвард (1974). Справочник по средневековой науке . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 435. ИСБН  978-0-674-82360-0 . {{cite book}}: Внешняя ссылка в |title= ( помощь )
  5. ^ Исследование радуги Теодорихом было доведено до сведения современных ученых итальянским физиком Джованни Баттиста Вентури в 1814 году: Джамбатиста Вентури, Commentarj sopra la storia e le testi dell'ottica [Комментарий к истории и теории оптики], том. 1, (Болонья, (Италия): Fratelli Masi и Compagno, 1814 г.), III. Dell' iride, degli halos e de' paregli [О радуге, ореолах и паргелиях [т. е. солнечных собаках]] (на итальянском и латыни), стр. 149–180.
  6. ^ Надер Эль-Бизри «Ибн аль-Хайсам и проблема цвета», Oriens-Occidens: Cahiers du center d'histoire des Sciences et des philosophies arabes et middlees, CNRS 7 (2009), стр. 201–226.
  7. ^ Мойсиш, Буркхард (2001). Мастер Экхарт . Амстердам: Издательство Джона Бенджамина. п. 96. ИСБН  90-6032-465-Х .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Успокойся, Драгош. Вес цитаты. Исследование арабских и греческих источников в работах Дитриха де Фрейберга , Фрибур, Academic Press, 2010, ISBN   978-2-8271-1061-2 , 388 стр.
  • Колли, Андреа. Августинские следы в творчестве Теодориха Фрейбергского , Мариетти 1820, Милан-Генуя 2010.
  • Флэш, Курт. Дитрих фон Фрейберг. Философия, теология, естествознание около 1300 г. (Франкфурт/М.: Витторио Клостерманн, 2007).
  • Фюрер Маркус и Герш Стивен. Дитрих Фрайбергский и Бертольд Моосбургский , в книге Стивена Герша (ред.), «Интерпретация Прокла от античности до эпохи Возрождения» , Кембридж: Cambridge University Press, 2014, стр. 299–317.
  • Гиллиспи, Чарльз Коулстон. «Дитрих фон Фрейберг». Полный словарь научной биографии. Том. 4. Детройт, Скрибнер, 2008 г.
  • Грант, Эдвард (1974). Справочник по средневековой науке . Издательство Гарвардского университета. п. 435. ИСБН  978-0-674-82360-0 .
  • Грасия, Хорхе Дж. Э. и Тимоти Б. Нун (ред.). Товарищ по философии в средние века , Молден, Массачусетс: Блэквелл, 2003.
  • Линдберг, Дэвид К., Теория радуги Роджера Бэкона: прогресс или регресс? , Исида Том. 57, № 2, 1966, стр. 235–248.
  • Раймонд Л. Ли; Алистер Б. Фрейзер (2001). Радужный мост: радуга в искусстве, мифах и науке . Пенн Стейт Пресс. п. 161. ИСБН  0-271-01977-8 .
  • Паснау, Роберт. Кембриджская история средневековой философии , Кембридж, издательство Кембриджского университета, 2010.
  • Сомерсет, Фиона. «Дитрих Фрайбергский». Философская энциклопедия Рутледжа . Том. 2. Лондон: Рутледж, 1999.
  • Уоллес, В.А. Научная методология Теодориха Фрейбергского. Тематическое исследование взаимосвязи между наукой и философией . Studia Friburgensia, NS 26. Фрибур: Университетское издательство, 1959.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c4a7a2b9165c7031d39ad8ea742163e4__1720952220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/e4/c4a7a2b9165c7031d39ad8ea742163e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theodoric of Freiberg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)