Jump to content

Ибн аль-Хайсам

Страница полузащищена
(Перенаправлено из Альхазена )

Альхазен
Хасан Ибн аль-Хайсам
Ибн аль-Хайсам
Рожденный в. 965 ( 0965 ) ( ок. 354 г. хиджры ) [1]
Умер в. 1040 ( 1041 ) ( ок. 430 г. хиджры ) [1] (около 75 лет)
Known forBook of Optics, Doubts Concerning Ptolemy, Alhazen's problem, analysis,[2] Catoptrics,[3] horopter, Spherical aberration, intromission theory of visual perception, moon illusion, experimental science, scientific methodology,[4] animal psychology[5]
Scientific career
FieldsPhysics, mathematics, astronomy

Хасан ибн аль-Хайсам ( латинизированный как Альхазен ; / æ l ˈ h æ z ən / ; полное имя Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хасан ибн аль-Хайсам Абу Али, аль-Хасан ибн аль-Хасан ибн аль-Хайсам ; ок. 965 — ок. 1040 ) — средневековый математик , астроном и физик Золотого века ислама из современного Ирака. [6] [7] [8] [9] Его называют «отцом современной оптики». [10] [11] [12] он внес значительный вклад в принципы оптики и, зрительного восприятия в частности, . Его самая влиятельная работа называется « Китаб аль-Манацир» ( араб . كتاب المناظر , «Книга оптики»), написанная в 1011–1021 годах и сохранившаяся в латинском издании. [13] Работы Альхазена часто цитировались во время научной революции Исааком Ньютоном , Иоганном Кеплером , Христианом Гюйгенсом и Галилео Галилеем .

Ибн аль-Хайсам был первым, кто правильно объяснил теорию зрения. [14] и утверждать, что зрение возникает в мозгу, указывая на наблюдения, что оно субъективно и зависит от личного опыта. [15] Он также сформулировал принцип наименьшего времени преломления, который позже стал принципом Ферма . [16] Он внес большой вклад в катоптрику и диоптрику, изучая отражение, преломление и природу изображений, формируемых световыми лучами. [17] [18] Ибн аль-Хайсам был одним из первых сторонников концепции, согласно которой гипотеза должна быть подтверждена экспериментами, основанными на подтверждаемых процедурах или математических рассуждениях, — пионером научного метода за пять столетий до ученых эпохи Возрождения . [19] [20] [21] [22] его иногда называют «первым настоящим ученым в мире». [12] Он также был эрудитом , писавшим по философии , теологии и медицине . [23]

Born in Basra, he spent most of his productive period in the Fatimid capital of Cairo and earned his living authoring various treatises and tutoring members of the nobilities.[24] Ibn al-Haytham is sometimes given the byname al-Baṣrī after his birthplace,[25] or al-Miṣrī ("the Egyptian").[26][27] Al-Haytham was dubbed the "Second Ptolemy" by Abu'l-Hasan Bayhaqi[28] and "The Physicist" by John Peckham.[29] Ibn al-Haytham paved the way for the modern science of physical optics.[30]

Biography

Ibn al-Haytham (Alhazen) was born c. 965 to a family of Arab[9][31][32][33][34] or Persian[35][36][37][38][39] origin in Basra, Iraq, which was at the time part of the Buyid emirate. His initial influences were in the study of religion and service to the community. At the time, society had a number of conflicting views of religion that he ultimately sought to step aside from religion. This led to him delving into the study of mathematics and science.[40] He held a position with the title of vizier in his native Basra, and became famous for his knowledge of applied mathematics, as evidenced by his attempt to regulate the flooding of the Nile.[41]

Upon his return to Cairo, he was given an administrative post. After he proved unable to fulfill this task as well, he contracted the ire of the caliph al-Hakim,[42] and is said to have been forced into hiding until the caliph's death in 1021, after which his confiscated possessions were returned to him.[43]Legend has it that Alhazen feigned madness and was kept under house arrest during this period.[44] During this time, he wrote his influential Book of Optics. Alhazen continued to live in Cairo, in the neighborhood of the famous University of al-Azhar, and lived from the proceeds of his literary production[45] until his death in c. 1040.[41] (A copy of Apollonius' Conics, written in Ibn al-Haytham's own handwriting exists in Aya Sofya: (MS Aya Sofya 2762, 307 fob., dated Safar 415 A.H. [1024]).)[46]: Note 2 

Among his students were Sorkhab (Sohrab), a Persian from Semnan, and Abu al-Wafa Mubashir ibn Fatek, an Egyptian prince.[47][verification needed]

Book of Optics

Alhazen's most famous work is his seven-volume treatise on optics Kitab al-Manazir (Book of Optics), written from 1011 to 1021.[48] In it, Ibn al-Haytham was the first to explain that vision occurs when light reflects from an object and then passes to one's eyes,[14] and to argue that vision occurs in the brain, pointing to observations that it is subjective and affected by personal experience.[15]

Optics was translated into Latin by an unknown scholar at the end of the 12th century or the beginning of the 13th century.[49][a]

This work enjoyed a great reputation during the Middle Ages. The Latin version of De aspectibus was translated at the end of the 14th century into Italian vernacular, under the title De li aspecti.[50]

It was printed by Friedrich Risner in 1572, with the title Opticae thesaurus: Alhazeni Arabis libri septem, nuncprimum editi; Eiusdem liber De Crepusculis et nubium ascensionibus (English: Treasury of Optics: seven books by the Arab Alhazen, first edition; by the same, on twilight and the height of clouds).[51]Risner is also the author of the name variant "Alhazen"; before Risner he was known in the west as Alhacen.[52]Works by Alhazen on geometric subjects were discovered in the Bibliothèque nationale in Paris in 1834 by E. A. Sedillot. In all, A. Mark Smith has accounted for 18 full or near-complete manuscripts, and five fragments, which are preserved in 14 locations, including one in the Bodleian Library at Oxford, and one in the library of Bruges.[53]

Theory of optics

Front page of the Opticae Thesaurus, which included the first printed Latin translation of Alhazen's Book of Optics. The illustration incorporates many examples of optical phenomena including perspective effects, the rainbow, mirrors, and refraction.

Two major theories on vision prevailed in classical antiquity. The first theory, the emission theory, was supported by such thinkers as Euclid and Ptolemy, who believed that sight worked by the eye emitting rays of light. The second theory, the intromission theory supported by Aristotle and his followers, had physical forms entering the eye from an object. Previous Islamic writers (such as al-Kindi) had argued essentially on Euclidean, Galenist, or Aristotelian lines. The strongest influence on the Book of Optics was from Ptolemy's Optics, while the description of the anatomy and physiology of the eye was based on Galen's account.[54] Alhazen's achievement was to come up with a theory that successfully combined parts of the mathematical ray arguments of Euclid, the medical tradition of Galen, and the intromission theories of Aristotle. Alhazen's intromission theory followed al-Kindi (and broke with Aristotle) in asserting that "from each point of every colored body, illuminated by any light, issue light and color along every straight line that can be drawn from that point".[55] This left him with the problem of explaining how a coherent image was formed from many independent sources of radiation; in particular, every point of an object would send rays to every point on the eye.

What Alhazen needed was for each point on an object to correspond to one point only on the eye.[55] He attempted to resolve this by asserting that the eye would only perceive perpendicular rays from the object—for any one point on the eye, only the ray that reached it directly, without being refracted by any other part of the eye, would be perceived. He argued, using a physical analogy, that perpendicular rays were stronger than oblique rays: in the same way that a ball thrown directly at a board might break the board, whereas a ball thrown obliquely at the board would glance off, perpendicular rays were stronger than refracted rays, and it was only perpendicular rays which were perceived by the eye. As there was only one perpendicular ray that would enter the eye at any one point, and all these rays would converge on the centre of the eye in a cone, this allowed him to resolve the problem of each point on an object sending many rays to the eye; if only the perpendicular ray mattered, then he had a one-to-one correspondence and the confusion could be resolved.[56] He later asserted (in book seven of the Optics) that other rays would be refracted through the eye and perceived as if perpendicular.[57] His arguments regarding perpendicular rays do not clearly explain why only perpendicular rays were perceived; why would the weaker oblique rays not be perceived more weakly?[58] His later argument that refracted rays would be perceived as if perpendicular does not seem persuasive.[59] However, despite its weaknesses, no other theory of the time was so comprehensive, and it was enormously influential, particularly in Western Europe. Directly or indirectly, his De Aspectibus (Book of Optics) inspired much activity in optics between the 13th and 17th centuries. Kepler's later theory of the retinal image (which resolved the problem of the correspondence of points on an object and points in the eye) built directly on the conceptual framework of Alhazen.[60]

Alhazen showed through experiment that light travels in straight lines, and carried out various experiments with lenses, mirrors, refraction, and reflection.[61] His analyses of reflection and refraction considered the vertical and horizontal components of light rays separately.[62]

Alhazen studied the process of sight, the structure of the eye, image formation in the eye, and the visual system. Ian P. Howard argued in a 1996 Perception article that Alhazen should be credited with many discoveries and theories previously attributed to Western Europeans writing centuries later. For example, he described what became in the 19th century Hering's law of equal innervation. He wrote a description of vertical horopters 600 years before Aguilonius that is actually closer to the modern definition than Aguilonius's—and his work on binocular disparity was repeated by Panum in 1858.[63] Craig Aaen-Stockdale, while agreeing that Alhazen should be credited with many advances, has expressed some caution, especially when considering Alhazen in isolation from Ptolemy, with whom Alhazen was extremely familiar. Alhazen corrected a significant error of Ptolemy regarding binocular vision, but otherwise his account is very similar; Ptolemy also attempted to explain what is now called Hering's law.[64] In general, Alhazen built on and expanded the optics of Ptolemy.[65]

In a more detailed account of Ibn al-Haytham's contribution to the study of binocular vision based on Lejeune[66] and Sabra,[67] Raynaud[68] showed that the concepts of correspondence, homonymous and crossed diplopia were in place in Ibn al-Haytham's optics. But contrary to Howard, he explained why Ibn al-Haytham did not give the circular figure of the horopter and why, by reasoning experimentally, he was in fact closer to the discovery of Panum's fusional area than that of the Vieth-Müller circle. In this regard, Ibn al-Haytham's theory of binocular vision faced two main limits: the lack of recognition of the role of the retina, and obviously the lack of an experimental investigation of ocular tracts.

The structure of the human eye according to Ibn al-Haytham. Note the depiction of the optic chiasm. —Manuscript copy of his Kitāb al-Manāẓir (MS Fatih 3212, vol. 1, fol. 81b, Süleymaniye Mosque Library, Istanbul)

Alhazen's most original contribution was that, after describing how he thought the eye was anatomically constructed, he went on to consider how this anatomy would behave functionally as an optical system.[69] His understanding of pinhole projection from his experiments appears to have influenced his consideration of image inversion in the eye,[70] which he sought to avoid.[71] He maintained that the rays that fell perpendicularly on the lens (or glacial humor as he called it) were further refracted outward as they left the glacial humor and the resulting image thus passed upright into the optic nerve at the back of the eye.[72] He followed Galen in believing that the lens was the receptive organ of sight, although some of his work hints that he thought the retina was also involved.[73]

Alhazen's synthesis of light and vision adhered to the Aristotelian scheme, exhaustively describing the process of vision in a logical, complete fashion.[74]

His research in catoptrics (the study of optical systems using mirrors) was centred on spherical and parabolic mirrors and spherical aberration. He made the observation that the ratio between the angle of incidence and refraction does not remain constant, and investigated the magnifying power of a lens.[61]

Law of reflection

Alhazen was the first physicist to give complete statement of the law of reflection.[75][76][77] He was first to state that the incident ray, the reflected ray, and the normal to the surface all lie in a same plane perpendicular to reflecting plane.[17][78]

Alhazen's problem

The theorem of Ibn Haytham

His work on catoptrics in Book V of the Book of Optics contains a discussion of what is now known as Alhazen's problem, first formulated by Ptolemy in 150 AD. It comprises drawing lines from two points in the plane of a circle meeting at a point on the circumference and making equal angles with the normal at that point. This is equivalent to finding the point on the edge of a circular billiard table at which a player must aim a cue ball at a given point to make it bounce off the table edge and hit another ball at a second given point. Thus, its main application in optics is to solve the problem, "Given a light source and a spherical mirror, find the point on the mirror where the light will be reflected to the eye of an observer." This leads to an equation of the fourth degree.[79] This eventually led Alhazen to derive a formula for the sum of fourth powers, where previously only the formulas for the sums of squares and cubes had been stated. His method can be readily generalized to find the formula for the sum of any integral powers, although he did not himself do this (perhaps because he only needed the fourth power to calculate the volume of the paraboloid he was interested in). He used his result on sums of integral powers to perform what would now be called an integration, where the formulas for the sums of integral squares and fourth powers allowed him to calculate the volume of a paraboloid.[80] Alhazen eventually solved the problem using conic sections and a geometric proof. His solution was extremely long and complicated and may not have been understood by mathematicians reading him in Latin translation.Later mathematicians used Descartes' analytical methods to analyse the problem.[81] An algebraic solution to the problem was finally found in 1965 by Jack M. Elkin, an actuarian.[82] Other solutions were discovered in 1989, by Harald Riede[83] and in 1997 by the Oxford mathematician Peter M. Neumann.[84][85]Recently, Mitsubishi Electric Research Laboratories (MERL) researchers solved the extension of Alhazen's problem to general rotationally symmetric quadric mirrors including hyperbolic, parabolic and elliptical mirrors.[86]

Camera Obscura

The camera obscura was known to the ancient Chinese, and was described by the Han Chinese polymath Shen Kuo in his scientific book Dream Pool Essays, published in the year 1088 C.E. Aristotle had discussed the basic principle behind it in his Problems, but Alhazen's work contained the first clear description of camera obscura.[87] and early analysis[88] of the device.

Ibn al-Haytham used a camera obscura mainly to observe a partial solar eclipse.[89]In his essay, Ibn al-Haytham writes that he observed the sickle-like shape of the sun at the time of an eclipse. The introduction reads as follows: "The image of the sun at the time of the eclipse, unless it is total, demonstrates that when its light passes through a narrow, round hole and is cast on a plane opposite to the hole it takes on the form of a moonsickle."

It is admitted that his findings solidified the importance in the history of the camera obscura[90] but this treatise is important in many other respects.

Ancient optics and medieval optics were divided into optics and burning mirrors. Optics proper mainly focused on the study of vision, while burning mirrors focused on the properties of light and luminous rays. On the shape of the eclipse is probably one of the first attempts made by Ibn al-Haytham to articulate these two sciences.

Very often Ibn al-Haytham's discoveries benefited from the intersection of mathematical and experimental contributions. This is the case with On the shape of the eclipse. Besides the fact that this treatise allowed more people to study partial eclipses of the sun, it especially allowed to better understand how the camera obscura works. This treatise is a physico-mathematical study of image formation inside the camera obscura. Ibn al-Haytham takes an experimental approach, and determines the result by varying the size and the shape of the aperture, the focal length of the camera, the shape and intensity of the light source.[91]

In his work he explains the inversion of the image in the camera obscura,[92] the fact that the image is similar to the source when the hole is small, but also the fact that the image can differ from the source when the hole is large. All these results are produced by using a point analysis of the image.[93]

Refractometer

In the seventh tract of his book of optics, Alhazen described an apparatus for experimenting with various cases of refraction, in order to investigate the relations between the angle of incidence, the angle of refraction and the angle of deflection. This apparatus was a modified version of an apparatus used by Ptolemy for similar purpose.[94][95][96]

Unconscious inference

Alhazen basically states the concept of unconscious inference in his discussion of colour before adding that the inferential step between sensing colour and differentiating it is shorter than the time taken between sensing and any other visible characteristic (aside from light), and that "time is so short as not to be clearly apparent to the beholder." Naturally, this suggests that the colour and form are perceived elsewhere. Alhazen goes on to say that information must travel to the central nerve cavity for processing and:

the sentient organ does not sense the forms that reach it from the visible objects until after it has been affected by these forms; thus it does not sense color as color or light as light until after it has been affected by the form of color or light. Now the affectation received by the sentient organ from the form of color or of light is a certain change; and change must take place in time; …..and it is in the time during which the form extends from the sentient organ's surface to the cavity of the common nerve, and in (the time) following that, that the sensitive faculty, which exists in the whole of the sentient body will perceive color as color…Thus the last sentient's perception of color as such and of light as such takes place at a time following that in which the form arrives from the surface of the sentient organ to the cavity of the common nerve.[97]

Color constancy

Alhazen explained color constancy by observing that the light reflected from an object is modified by the object's color. He explained that the quality of the light and the color of the object are mixed, and the visual system separates light and color. In Book II, Chapter 3 he writes:

Again the light does not travel from the colored object to the eye unaccompanied by the color, nor does the form of the color pass from the colored object to the eye unaccompanied by the light. Neither the form of the light nor that of the color existing in the colored object can pass except as mingled together and the last sentient can only perceive them as mingled together. Nevertheless, the sentient perceives that the visible object is luminous and that the light seen in the object is other than the color and that these are two properties.[98]

Other contributions

The Kitab al-Manazir (Book of Optics) describes several experimental observations that Alhazen made and how he used his results to explain certain optical phenomena using mechanical analogies. He conducted experiments with projectiles and concluded that only the impact of perpendicular projectiles on surfaces was forceful enough to make them penetrate, whereas surfaces tended to deflect oblique projectile strikes. For example, to explain refraction from a rare to a dense medium, he used the mechanical analogy of an iron ball thrown at a thin slate covering a wide hole in a metal sheet. A perpendicular throw breaks the slate and passes through, whereas an oblique one with equal force and from an equal distance does not.[99] He also used this result to explain how intense, direct light hurts the eye, using a mechanical analogy: Alhazen associated 'strong' lights with perpendicular rays and 'weak' lights with oblique ones. The obvious answer to the problem of multiple rays and the eye was in the choice of the perpendicular ray, since only one such ray from each point on the surface of the object could penetrate the eye.[100]

Sudanese psychologist Omar Khaleefa has argued that Alhazen should be considered the founder of experimental psychology, for his pioneering work on the psychology of visual perception and optical illusions.[101] Khaleefa has also argued that Alhazen should also be considered the "founder of psychophysics", a sub-discipline and precursor to modern psychology.[101] Although Alhazen made many subjective reports regarding vision, there is no evidence that he used quantitative psychophysical techniques and the claim has been rebuffed.[102]

Альхазен предложил объяснение иллюзии Луны , иллюзии, сыгравшей важную роль в научной традиции средневековой Европы. [103] Многие авторы повторяли объяснения, пытаясь решить проблему того, что Луна у горизонта кажется больше, чем когда она находится выше на небе. Альхазен выступал против теории преломления Птолемея и определял проблему с точки зрения воспринимаемого, а не реального расширения. Он сказал, что оценка расстояния до объекта зависит от наличия непрерывной последовательности промежуточных тел между объектом и наблюдателем. Когда Луна находится высоко в небе, между ними нет никаких посторонних объектов, поэтому Луна кажется близкой. Воспринимаемый размер объекта постоянного углового размера зависит от воспринимаемого расстояния. Поэтому Луна кажется ближе и меньше высоко на небе, а дальше и больше на горизонте. Благодаря работам Роджера Бэкона , Джона Печама и Витело, основанным на объяснении Альхазена, иллюзия Луны постепенно стала восприниматься как психологический феномен, а теория преломления была отвергнута в 17 веке. [104] Хотя Альхазену часто приписывают объяснение предполагаемого расстояния, он не был первым автором, предложившим его. Клеомед ( ок. 2 века) дал это описание (помимо рефракции) и приписал его Посидонию ( ок . 135–50 до н. Э.). [105] Птолемей, возможно, также предложил это объяснение в своей «Оптике» , но текст неясен. [106] Сочинения Альхазена были более широко доступны в средние века, чем произведения этих более ранних авторов, и это, вероятно, объясняет, почему Альхазен получил такое признание.

Научный метод

Следовательно, искатель истины — это не тот, кто изучает писания древних и, следуя своей естественной склонности, доверяет им, а скорее тот, кто подозревает в них свою веру и подвергает сомнению то, что он из них почерпнул, тот, кто который подчиняется аргументам и доказательствам, а не высказываниям человека, природа которого полна всевозможных несовершенств и недостатков. Долг человека, исследующего труды учёных, если его целью является познание истины, состоит в том, чтобы сделать себя врагом всего, что он читает, и... атаковать его со всех сторон. Ему также следует подозревать самого себя, когда он критически рассматривает это, чтобы избежать предубеждений или снисходительности.

Альхазен [67]

Аспект, связанный с оптическими исследованиями Альхазена, связан с системной и методологической опорой на эксперименты ( и'тибар ) (арабский: اختبار) и контролируемое тестирование в его научных исследованиях. Более того, его экспериментальные установки основывались на сочетании классической физики ( илм табии ) с математикой ( таалим ; в частности, геометрией). Этот математико-физический подход к экспериментальной науке поддержал большинство его предложений в «Китаб аль-Маназир» ( «Оптика» ; «Despectibus или Perspectivae» ). [107] и обосновал свои теории зрения, света и цвета, а также свои исследования в области катоптрики и диоптрики (изучение отражения и преломления света соответственно). [108]

По словам Матиаса Шрамма, [109] Альхазен «был первым, кто систематически использовал метод постоянного и равномерного изменения условий эксперимента в эксперименте, показавшем, что интенсивность светового пятна, образованного проекцией лунного света через два небольших отверстия на Экран постоянно уменьшается, поскольку одно из отверстий постепенно закрывается». [110] Г.Дж. Тумер выразил некоторый скептицизм по поводу точки зрения Шрамма: [111] отчасти потому, что в то время (1964 г.) « Книга по оптике» еще не была полностью переведена с арабского языка, и Тумер был обеспокоен тем, что без контекста отдельные отрывки могут быть прочитаны анахронично. Признавая важность Альхазена в разработке экспериментальных методов, Тумер утверждал, что Альхазена не следует рассматривать изолированно от других исламских и древних мыслителей. [111] Тумер завершил свой обзор, заявив, что было бы невозможно оценить утверждение Шрамма о том, что Ибн аль-Хайсам был истинным основателем современной физики, без перевода большей части работ Альхазена и полного исследования его влияния на более поздних средневековых писателей. [112]

Другие работы по физике

Оптические трактаты

Помимо « Книги оптики» , Альхазен написал несколько других трактатов на ту же тему, в том числе свой «Рисала фи л-Дау» ( «Трактат о свете »). Он исследовал свойства яркости , радуги , затмений , сумерек и лунного света . Эксперименты с зеркалами и преломляющими границами раздела между воздухом, водой и стеклянными кубами, полусферами и четвертьсферами легли в основу его теорий катоптрики . [113]

Небесная физика

Альхазен обсуждал физику небесной области в своем «Кратком изложении астрономии» , утверждая, что модели Птолемея следует понимать с точки зрения физических объектов, а не абстрактных гипотез. Другими словами, должна быть возможность создавать физические модели, где (например) ни одна из небесные тела столкнулись бы друг с другом. Предложение механических моделей для модели Птолемея, сосредоточенной на Земле , «в значительной степени способствовало окончательному триумфу системы Птолемея среди христиан Запада». Однако решимость Альхазена укоренить астрономию в сфере физических объектов была важна, поскольку это означало, что астрономические гипотезы «подотчетны законам физики » и могут подвергаться критике и улучшению в этих терминах. [114]

Он также написал «Макала фи дау аль-камар» ( «В свете луны »).

Механика

В своей работе Альхазен обсуждал теории движения тела . [113]

Астрономические работы

О конфигурации мира

В своей книге «О конфигурации мира» Альхазен представил подробное описание физической структуры Земли:

Земля в целом представляет собой круглую сферу, центром которой является центр мира. Оно неподвижно в своей середине, неподвижно в нем и не движется ни в каком направлении, ни движется ни с одним из видов движения, но всегда покоится. [115]

Книга представляет собой нетехническое объяснение « Альмагеста» Птолемея , который в конечном итоге был переведен на иврит и латынь в 13 и 14 веках и впоследствии оказал влияние на таких астрономов, как Георг фон Пейербах. [116] в эпоху европейского Средневековья и Возрождения . [117]

Сомнения относительно Птолемея

В своем «Аль-Шукук ала Батламюс» , который по-разному переводится как «Сомнения относительно Птолемея» или «Апории против Птолемея» , опубликованном где-то между 1025 и 1028 годами, Альхазен раскритиковал Птолемея » « Альмагест , «Планетарные гипотезы » и «Оптику» , указав на различные противоречия, которые он обнаружил в этих книгах. работает, особенно в области астрономии. Птолемея «Альмагест» касался математических теорий движения планет, тогда как « Гипотезы» касались того, что, по мнению Птолемея, было фактической конфигурацией планет. Сам Птолемей признавал, что его теории и конфигурации не всегда согласовывались друг с другом, утверждая, что это не проблема, если не приводит к заметной ошибке, но Альхазен особенно резко критиковал внутренние противоречия, присущие работам Птолемея. [118] Он считал, что некоторые математические устройства, введенные Птолемеем в астрономию, особенно экванта , не удовлетворяют физическому требованию равномерного кругового движения, и отмечал абсурдность соотнесения действительных физических движений с воображаемыми математическими точками, линиями и кругами: [119]

Птолемей предположил расположение ( хайа ), которого не может существовать, и тот факт, что это расположение вызывает в его воображении движения, принадлежащие планетам, не освобождает его от ошибки, которую он совершил в своем предполагаемом расположении, поскольку существующие движения планет планеты не могут быть результатом устройства, существование которого невозможно... [F] или человек, представляющий себе круг на небе и представление планеты, движущейся по нему, не вызывает движения планеты. [120]

Указав на проблемы, Альхазен, по-видимому, намеревался разрешить противоречия, на которые он указал у Птолемея в более поздней работе. Альхазен считал, что существует «истинная конфигурация» планет, которую Птолемей не смог понять. Он намеревался завершить и отремонтировать систему Птолемея, а не заменить ее полностью. [118] В «Сомнениях относительно» Птолемей Альхазен изложил свои взгляды на сложность достижения научных знаний и необходимость подвергать сомнению существующие авторитеты и теории:

Истина ищется сама по себе, [но] истины, [он предупреждает] погружены в неопределенности [и научные авторитеты (такие как Птолемей, которого он очень уважал)] не застрахованы от ошибок... [67]

Он считал, что критика существующих теорий, которая доминирует в этой книге, занимает особое место в развитии научного знания.

Модель движения каждой из семи планет

Альхазен «Модель движения каждой из семи планет» была написана ок. 1038. Была найдена только одна поврежденная рукопись, из которой сохранились только введение и первый раздел, посвященный теории движения планет. (Был также второй раздел, посвященный астрономическим расчетам, и третий раздел, посвященный астрономическим инструментам.) Вслед за своими «Сомнениями в отношении Птолемея » Альхазен описал новую, основанную на геометрии планетарную модель, описывающую движения планет в терминах сферических движений. геометрия, бесконечно малая геометрия и тригонометрия. Он сохранял геоцентрическую Вселенную и предполагал, что небесные движения имеют равномерно круговой характер, что требовало включения эпициклов Птолемея для объяснения наблюдаемого движения, но ему удалось исключить экванту . В целом его модель не пыталась дать причинное объяснение движений, а концентрировалась на предоставлении полного геометрического описания, которое могло бы объяснить наблюдаемые движения без противоречий, присущих модели Птолемея. [121]

Другие астрономические работы

Альхазен написал в общей сложности двадцать пять астрономических работ, некоторые из которых касаются технических вопросов, таких как « Точное определение меридиана» , вторая группа посвящена точным астрономическим наблюдениям, третья группа касается различных астрономических проблем и вопросов, таких как расположение Млечного Пути ; Альхазен предпринял первую систематическую попытку оценить параллакс Млечного Пути, объединив данные Птолемея и свои собственные. Он пришел к выводу, что параллакс (вероятно, очень) меньше лунного параллакса, и Млечный Путь должен быть небесным объектом. Хотя он был не первым, кто утверждал, что Млечный Путь не принадлежит атмосфере, он был первым, кто провел количественный анализ этого утверждения. [122] Четвертая группа состоит из десяти работ по астрономической теории, включая обсуждавшиеся выше «Сомнения» и «Модель движений» . [123]

Математические работы

Геометрически доказанная формула суммирования Альхазена

В математике Альхазен опирался на математические труды Евклида и Сабита ибн Курры и работал над «началами связи между алгеброй и геометрией ». Альхазен развил разработки в области конических сечений и теории чисел. [124]

Он разработал формулу суммирования первых 100 натуральных чисел, используя для доказательства формулы геометрическое доказательство. [125]

Геометрия

Луны Альхазена. Две синие лунки вместе имеют ту же площадь, что и зеленый прямоугольный треугольник.

Альхазен исследовал то, что сейчас известно как постулат евклидовой параллели , пятый постулат в Евклида «Началах» , используя доказательство от противного . [126] и, по сути, вводят понятие движения в геометрию. [127] Он сформулировал четырехугольник Ламберта , который Борис Абрамович Розенфельд называет «четырехугольником Ибн аль-Хайсама-Ламберта». [128] Он подвергся критике со стороны Омара Хайяма, который указал, что Аристотель осуждал использование движения в геометрии . [129]

В элементарной геометрии Альхазен попытался решить задачу квадратуры круга, используя площадь лун (форм полумесяца), но позже отказался от невыполнимой задачи. [130] Две луны, образованные из прямоугольного треугольника путем возведения полукруга на каждой из сторон треугольника, внутрь для гипотенузы и наружу для двух других сторон, известны как луны Альхазена ; они имеют ту же общую площадь, что и сам треугольник. [131]

Теория чисел

Вклад Альхазена в теорию чисел включает его работу над совершенными числами . В своем «Анализе и синтезе» он, возможно, был первым, кто заявил, что каждое четное совершенное число имеет вид 2. п -1 (2 н − 1) где 2 н − 1 — простое число , но ему не удалось доказать этот результат; Эйлер позже доказал это в 18 веке, и теперь это называется теоремой Евклида-Эйлера . [130]

Альхазен решал задачи, связанные со сравнениями, используя то, что сейчас называется теоремой Вильсона . В своей «Опускуле» Альхазен рассматривает решение системы сравнений и дает два общих метода решения. Его первый метод, канонический метод, включал в себя теорему Вильсона, а его второй метод включал версию китайской теоремы об остатках . [130]

Исчисление

Альхазен открыл формулу суммы для четвертой степени, используя метод, который обычно можно использовать для определения суммы для любой целой степени. Он использовал это, чтобы найти объем параболоида . Он мог найти интегральную формулу для любого многочлена, не разрабатывая общей формулы. [132]

Другие работы

Влияние мелодий на души животных

Альхазен также написал « Трактат о влиянии мелодий на души животных» , хотя копий не сохранилось. Похоже, его волновал вопрос о том, могут ли животные реагировать на музыку, например, будет ли верблюд увеличивать или уменьшать свою скорость.

Инженерное дело

В инженерном деле , в одном из рассказов о его карьере инженера-строителя, был вызван в Египет фатимидским халифом он Аль-Хакимом би-Амром Аллахом для регулирования разлива реки Нил . Он провел детальное научное исследование ежегодного разлива реки Нил и нарисовал план строительства плотины на месте современной Асуанской плотины . Однако его полевая работа позже заставила его осознать непрактичность этой схемы, и вскоре он симулировал безумие , чтобы избежать наказания со стороны халифа. [133]

Философия

В своем «Трактате о месте » Альхазен не согласился с точкой зрения Аристотеля о том, что природа не терпит пустоты , и использовал геометрию , пытаясь продемонстрировать, что место ( ал-макан ) — это воображаемая трехмерная пустота между внутренними поверхностями содержащего тела. . [134] Абд-эль-Латиф , сторонник философского взгляда Аристотеля на место, позже раскритиковал работу в «Фи ар-Радд'ала Ибн аль-Хайсам фи аль-макан» ( «Опровержение места Ибн аль-Хайсама ») за геометризацию места. [134]

Альхазен также обсуждал восприятие пространства и его эпистемологические последствия в своей «Книге оптики» . «Связывая зрительное восприятие пространства с предшествующим телесным опытом, Альхазен однозначно отвергал интуитивность пространственного восприятия и, следовательно, автономию зрения. Без осязаемых представлений о расстоянии и размере длякорреляции, зрение не может сказать нам почти ничего о таких вещах». [135]

Теология

Альхазен был мусульманином, и большинство источников сообщают, что он был суннитом и последователем школы Ашари . [136] [137] [138] [139] Зиауддин Сардар говорит, что некоторые из величайших мусульманских ученых , такие как Ибн аль-Хайсам и Абу Райхан аль-Бируни , которые были пионерами научного метода , сами были последователями школы исламского богословия Ашари. [138] Подобно другим ашаритам, которые считали, что вера или таклид должны применяться только к исламу, а не к каким-либо древним эллинистическим авторитетам, [140] Мнение Ибн аль-Хайсама о том, что таклид следует применять только к исламским пророкам , а не к каким-либо другим авторитетам, легло в основу большей части его научного скептицизма и критики в адрес Птолемея и других древних авторитетов в его «Сомнениях относительно Птолемея и Книги оптики» . [141]

Альхазен написал работу по исламской теологии, в которой обсудил пророчество и разработал систему философских критериев, позволяющую распознать в свое время ложных претендентов на него. [142] Он также написал трактат под названием « Определение направления Киблы путем расчета» , в котором обсуждал математический поиск Киблы молитвы ( салат ). , к которой направлены [143]

В его технических работах время от времени встречаются ссылки на теологию или религиозные чувства, напримерв сомнениях относительно Птолемея :

Истину ищут ради нее самой... Найти истину трудно, и дорога к ней трудна. Ибо истины погружены во мрак. ... Бог, однако, не уберег учёного от ошибок и не охранил науку от недостатков и ошибок. Если бы это было так, учёные не расходились бы во мнениях ни по одному вопросу науки… [144]

В «Извилистом движении» :

Из высказываний благородного шейха видно, что он верит словам Птолемея во всем, что он говорит, не полагаясь на демонстрацию и не призывая доказательства, а путем чистого подражания ( таклид ); именно так знатоки пророческой традиции верят в Пророков, да пребудет с ними благословение Божие. Но математики не так доверяют специалистам в области доказательных наук. [145]

Что касается отношения объективной истины и Бога:

Я постоянно искал знания и истину, и у меня возникла убежденность в том, что для получения доступа к сиянию и близости к Богу нет лучшего способа, чем поиск истины и знания. [146]

Наследие

Титульный лист латинского перевода Китаб аль-Манацира

Альхазен внес значительный вклад в оптику, теорию чисел, геометрию, астрономию и натурфилософию. Считается, что работы Альхазена по оптике способствовали новому акценту на экспериментах.

Его главный труд, «Китаб аль-Маназир» ( «Книга оптики »), был известен в мусульманском мире XIII века главным образом, но не исключительно, благодаря комментариям Камаля ад-Дина аль-Фариси , « Танких аль-Манацир ли-дхави». -абшар ва ль-басаир . [147] В Аль-Андалусе его использовал принц одиннадцатого века из династии Бану Худ из Сарагосы и автор важного математического текста аль-Мутаман ибн Худ . Латинский перевод «Китаб аль-Маназир» был сделан, вероятно, в конце двенадцатого или начале тринадцатого века. [148] Этот перевод был прочитан многими учеными христианской Европы и оказал на них большое влияние, в том числе: Роджер Бэкон , [149] Роберт Гроссетест , [150] Витело , Джамбаттиста делла Порта , [151] Леонардо да Винчи , [152] Галилео Галилей , [153] Кристиан Гюйгенс , [154] Рене Декарт , [155] и Иоганн Кеплер . [156] Тем временем в исламском мире работа Альхазена повлияла на работы Аверроэса по оптике. [ нужна ссылка ] и его наследие получило дальнейшее развитие благодаря «реформированию» его оптики персидским ученым Камалем ад-Дином аль-Фариси (умер около 1320 г.) в книге последнего «Китаб Танких аль-Маназир» ( «Пересмотр [Ибн аль-Хайсама]» оптики ). . [108] Альхазен написал целых 200 книг, но сохранилось только 55. Некоторые из его трактатов по оптике сохранились только благодаря латинскому переводу. В средние века его книги по космологии были переведены на латынь, иврит и другие языки.

HJJ Winter, британский историк науки, подводя итог важности Ибн аль-Хайсама в истории физики, писал:

После смерти Архимеда ни один по-настоящему великий физик не появился до Ибн аль-Хайсама. Поэтому, если мы ограничим наш интерес только историей физики, то мы увидим долгий период, превышающий двенадцать столетий, в течение которого Золотой Век Греции уступил место эпохе мусульманской схоластики и экспериментального духа благороднейшего физика человечества. Античность вновь ожила в лице арабского учёного из Басры. [157]

Хотя в исламское средневековье сохранился только один комментарий к оптике Альхазена, Джеффри Чосер упоминает эту работу в «Кентерберийских рассказах» : [158]

«Они говорили об Альхазене и Вителло,
И Аристотель, написавший в своей жизни:
О странных зеркалах и оптических приборах».

В его честь назван ударный кратер Альхазен на Луне. [159] как и астероид 59239 Альхазен . [160] В честь Альхазена Университет Ага Хана (Пакистан) назвал свою кафедру офтальмологии «Доцент Ибн-э-Хайтама и заведующий отделением офтальмологии». [161]

В 2015 году Международный год света отметил 1000-летие работ по оптике Ибн Аль-Хайсама. [162]

На фронтисписе книги изображены два человека в мантиях: один держит геометрическую диаграмму, другой держит телескоп.
Гевелия » «Селенография , показывающая Альхасена [ sic ], олицетворяющего разум, и Галилея, олицетворяющего чувства.

В 2014 году эпизод « Спрятавшись в свете » сериала «Космос: Пространственно-временная одиссея» , представленный Нилом де Грассом Тайсоном , был посвящен достижениям Ибн аль-Хайсама. ​​его озвучил Альфред Молина В этом эпизоде .

Более сорока лет назад Джейкоб Броновски представил работу Альхазена в аналогичном телевизионном документальном фильме (и соответствующей книге) «Восхождение человека» . В эпизоде ​​​​5 ( «Музыка сфер ») Броновский заметил, что, по его мнению, Альхазен был «единственным действительно оригинальным научным умом, созданным арабской культурой», чья теория оптики не была усовершенствована до времен Ньютона и Лейбница.

ЮНЕСКО объявила 2015 год Международным годом света , а ее генеральный директор Ирина Бокова назвала Ибн аль-Хайсама «отцом оптики». [163] Среди прочего, это было сделано для того, чтобы отметить достижения Ибн аль-Хайсама в оптике, математике и астрономии. Международная кампания , созданная организацией «1001 изобретение под названием «1001 изобретение и мир Ибн Аль-Хайсама» », включающая серию интерактивных выставок, семинаров и живых выступлений о его работе в партнерстве с научными центрами, научными фестивалями, музеями и образовательными учреждениями. , а также цифровые платформы и социальные сети. [164] В рамках кампании также был произведен и выпущен короткометражный образовательный фильм «1001 изобретение и мир Ибн Аль-Хайсама» .

Ибн аль-Хайсам изображен на банкноте иракского динара номиналом 10 000 динаров серии 2003 года. [165]

Список работ

По данным средневековых биографов, Альхазен написал более 200 работ по широкому кругу тем, из которых известно не менее 96 его научных работ. Большинство его работ сейчас утеряны, но более 50 из них в той или иной степени сохранились. Почти половина его сохранившихся работ посвящена математике, 23 из них — по астрономии, 14 — по оптике, а также несколько по другим предметам. [166] Не все его сохранившиеся произведения еще изучены, но некоторые из них приведены ниже. [167]

  1. Книга оптики
  2. Анализ и синтез (Очерк анализа и синтеза)
  3. Баланс мудрости
  4. Исправления к Альмагесту
  5. Дискурс на месте
  6. Точное определение полюса
  7. Точное определение меридиана
  8. Определение направления Киблы путем расчета
  9. солнечные часы Горизонтальные
  10. Часовые линии
  11. Сомнения относительно Птолемея
  12. Макала фил-Карастун (Статья о Карастуне)
  13. Коники О завершении
  14. О видении звезд
  15. О квадратуре круга
  16. На горящей сфере
  17. О конфигурации мира
  18. О форме затмения
  19. В свете звезд [168]
  20. В свете Луны
  21. На Млечном Пути
  22. О природе теней
  23. О радуге и гало
  24. Брошюры (небольшие произведения)
  25. Разрешение сомнений относительно Альмагеста
  26. Разрешение сомнений относительно намоточного движения
  27. Исправление операций в астрономии
  28. Разная высота планет
  29. Направление Мекки
  30. Модель движения каждой из семи планет
  31. Модель Вселенной
  32. Движение Луны
  33. Отношения часовых дуг к их высотам
  34. Извилистое движение
  35. Трактат о свете [169]
  36. о месте Трактат
  37. Трактат о влиянии мелодий на души животных
  38. Книга по инженерному анализу
  39. Все в активах счета
  40. Скажи в сфере
  41. Высказывание неизвестного при расчете сделок
  42. Свойства треугольника со стороны колонны
  43. Сообщение в свободном пространстве
  44. Объясните происхождение Евклида.
  45. Горящие зеркала радуги
  46. Статья о пиратстве (Трактат о центрах гравитации)

Потерянные работы

  1. Книга, в которой я обобщил оптическую науку из двух книг Евклида и Птолемея, к которой я добавил понятия первого рассуждения, отсутствующие в книге Птолемея. [170]
  2. Трактат о горящих зеркалах
  3. Трактат о природе [органа] зрения и о том, как с его помощью достигается зрение

См. также

Примечания

  1. ^ А. Марк Смит определил, что переводчиков было как минимум два, основываясь на их владении арабским языком; первый, более опытный ученый начал перевод в начале первой книги и передал его в середине третьей главы третьей книги. Смит 2001 91 Том 1: Комментарий и латинский текст, стр.xx-xxi. См. также его переводы 2006, 2008, 2010 годов.

Ссылки

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лорх, Ричард (1 февраля 2017 г.). Ибн аль-Хайсам: арабский астроном и математик . Британская энциклопедия. Архивировано из оригинала 12 августа 2018 года . Проверено 14 января 2022 г.
  2. ^ О'Коннор и Робертсон 1999 .
  3. ^ Эль-Бизри 2010 , с. 11: «Новаторские исследования Ибн аль-Хайсама в области оптики, включая его исследования в области катоптрики и диоптрики (соответственно наук, исследующих принципы и инструменты, относящиеся к отражению и преломлению света), были в основном собраны в его монументальном труде: Китаб аль-Маноир (Оптика; De Aspectibus или Perspectivae; составлено между 1028 и 1038 годами нашей эры)».
  4. ^ Руни 2012 , с. 39: «Ему как строгому физику-экспериментатору иногда приписывают изобретение научного метода».
  5. ^ Бейкер 2012 , с. 449: «Как было показано ранее, Ибн аль-Хайсам был одним из первых ученых, экспериментировавших с психологией животных.
  6. ^ Также Альхасен , Авеннатан , Авенетан и т. д.; тождество «Альхазена» с Ибн аль-Хайсамом аль-Басри «было установлено ближе к концу XIX века». ( Верне 1996 , стр. 788)
  7. ^ «Ибн аль-Хайсам» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 23 июня 2019 г.
  8. ^ Эспозито, Джон Л. (2000). Оксфордская история ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 192 .: «Ибн аль-Хайсам (ум. 1039), известный на Западе как Альхазан, был ведущим арабским математиком, астрономом и физиком. Его оптический сборник «Китаб аль-Маназир» представляет собой величайший средневековый труд по оптике».
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Описание его основных областей см., например, Vernet 1996 , p. 788 («Он один из крупнейших арабских математиков и, без сомнения, лучший физик»). Сабра 2008 , Калин, Айдуз и Дагли 2009 («Ибн аль-Хайтам был выдающимся арабским оптиком, геометром и арифметиком одиннадцатого века). алгебраист, астроном и инженер»), Dallal 1999 («Ибн аль-Хайсам (ум. 1039), известный на Западе как Альхазан, был ведущим арабским математиком, астрономом и физиком. Его оптический сборник «Китаб аль- Маназир — величайший средневековый труд по оптике».)
  10. ^ Масич, Изет (2008). «Ибн аль-Хайсам — отец оптики и описатель теории зрения» . Медицинский архив . 62 (3): 183–188. ПМИД   18822953 .
  11. ^ «Международный год света: Ибн аль Хайсам, пионер современной оптики, отмечается в ЮНЕСКО» . ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 18 сентября 2015 года . Проверено 2 июня 2018 г.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аль-Халили, Джим (4 января 2009 г.). «Первый настоящий учёный » . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 26 апреля 2015 года . Проверено 2 июня 2018 г.
  13. ^ Селин 2008 : «Три наиболее известных исламских деятеля метеорологии были: александрийский математик/астроном Ибн аль-Хайсам (Альхазен 965–1039), арабоязычный персидский врач Ибн Сина (Авиценна 980–1037) и испанский мавританец врач/юрист Ибн Рушд (Аверроэс; 1126–1198)». назвала его «отцом современной оптики» ЮНЕСКО . «Влияние науки на общество» . ЮНЕСКО . 26–27: 140. 1976. Архивировано из оригинала 5 февраля 2023 года . Проверено 12 сентября 2019 г. . «Международный год света – Ибн аль-Хайсам и наследие арабской оптики» . www.light2015.org . Архивировано из оригинала 1 октября 2014 года . Проверено 9 октября 2017 г. . «Международный год света: Ибн аль Хайсам, пионер современной оптики, отмечается в ЮНЕСКО» . ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 18 сентября 2015 года . Проверено 9 октября 2017 г. . В частности, он был первым, кто объяснил, что зрение возникает, когда свет отражается от объекта и затем попадает в глаз. Адамсон, Питер (2016). Философия в исламском мире: история философии без пробелов . Издательство Оксфордского университета. п. 77. ИСБН  978-0-19-957749-1 . Архивировано из оригинала 5 февраля 2023 года . Проверено 3 октября 2016 г.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Адамсон, Питер (2016). Философия в исламском мире: история философии без пробелов . Издательство Оксфордского университета. п. 77. ИСБН  978-0-19-957749-1 . Архивировано из оригинала 5 февраля 2023 года . Проверено 3 октября 2016 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бейкер 2012 , с. 445.
  16. ^ Рашид, Рошди (1 апреля 2019 г.). «Ферма и принцип наименьшего времени» . Механические отчеты . 347 (4): 357–364. Бибкод : 2019CRMec.347..357R . дои : 10.1016/j.crme.2019.03.010 . ISSN   1631-0721 . S2CID   145904123 .
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Селин 2008 , с. 1817 г.
  18. ^ Будриуа, Аззедин; Рашед, Рошди; Лакшминараянан, Васудеван (15 августа 2017 г.). Наука, основанная на свете: технологии и устойчивое развитие, Наследие Ибн аль-Хайсама . ЦРК Пресс. ISBN  978-1-351-65112-7 . Архивировано из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 22 февраля 2023 г.
  19. ^ Хак, Сайед (2009). «Наука в исламе». Оксфордский словарь средневековья. ISSN   1703-7603 . Проверено 22 октября 2014 г.
  20. ^ Дж. Дж. Тумер . Обзор JSTOR, обзор Тумера Матиаса Шрамма 1964 года (1963) Ибн Аль-Хайтамса Weg Zur Physik. Архивировано 26 марта 2017 года в Wayback Machine Toomer, стр. 464: «Шрамм подводит итог достижениям [Ибн аль-Хайсама] в развитии научного метода».
  21. ^ «Международный год света – Ибн аль-Хайсам и наследие арабской оптики» . Архивировано из оригинала 1 октября 2014 года . Проверено 4 января 2015 г.
  22. ^ Горини, Розанна (октябрь 2003 г.). «Аль-Хайсам, человек опыта. Первые шаги в науке о зрении» (PDF) . Журнал Международного общества истории исламской медицины . 2 (4): 53–55. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 25 сентября 2008 г.
  23. ^ Рошди Рашед , Геометрические методы Ибн аль-Хайсама и философия математики: история арабских наук и математики, том 5 , Routledge (2017), стр. 635
  24. ^ По данным Аль-Кифти . О'Коннор и Робертсон, 1999 .
  25. ^ О'Коннор и Робертсон, 1999 г.
  26. ^ О'Коннор и Робертсон, 1999 г.
  27. ^ Оспаривается: Корбин 1993 , с. 149.
  28. Отмечено Абуль-Хасаном Байхаки (ок. 1097–1169) и
  29. ^ Линдберг 1967 , с. 331: «Пекхэм постоянно склоняется перед авторитетом Альхазена, которого он называет «Автором» или «Физиком».»
  30. ^ А. Марк Смит (1996). Теория зрительного восприятия Птолемея: английский перевод оптики . Американское философское общество. п. 57. ИСБН  978-0-87169-862-9 . Архивировано из оригинала 5 февраля 2023 года . Проверено 16 августа 2019 г.
  31. ^ Саймон 2006
  32. ^ Грегори, Ричард Лэнгтон (2004). Оксфордский спутник разума . Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN  978-0-19-866224-2 . Архивировано из оригинала 4 декабря 2023 года . Проверено 28 июня 2023 г.
  33. ^ «Альхазенский арабский математик и физик, родившийся около 965 года на территории современного Ирака». Критический компаньон Чосера: литературный справочник о его жизни и творчестве
  34. ^ Эспозито (2000), «Оксфордская история ислама», Oxford University Press, стр. 192. : «Ибн аль-Хайсам (ум. 1039), известный на Западе как Альхазан, был ведущим арабским математиком, астрономом и физиком. Его оптический сборник «Китаб аль-Маназир» — величайший средневековый труд по оптике».
  35. ^ Варвоглис, Гарри (29 января 2014 г.). История и эволюция понятий в физике стр. 24 . Спрингер. ISBN  978-3-319-04292-3 . Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 13 марта 2023 г.
  36. ^ «Химические новости и журнал промышленной науки, том 34, стр. 59» . 6 января 1876 года. Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 13 марта 2023 г.
  37. ^ Хендрикс, Джон Шеннон; Карман, Чарльз Х. (5 декабря 2016 г.). Теории зрения эпохи Возрождения под редакцией Джона Шеннона Хендрикса, Чарльз, стр. 77 . Рутледж. ISBN  978-1-317-06640-8 . Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 13 марта 2023 г.
  38. ^ Сухаил Зубайри, М. (6 января 2024 г.). Квантовая механика для начинающих: с применением к квантовой коммуникации М. Сухейл Зубайри стр. 81 . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-885422-7 . Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 13 марта 2023 г.
  39. ^ ( Чилд, Шутер и Тейлор 1992 , стр. 70), ( Дессель, Нерич и Воран 1973 , стр. 164), «Понимание истории» Джона Чайлда, Пола Шутера, Дэвида Тейлора - стр. 70. «Альхазен, персидский ученый, показал что глаз видел свет от других предметов. С этого началась оптика, наука о свете. Арабы также занимались астрономией, изучением звезд».
  40. ^ Тбахи, Абдельгани; Амр, Самир С. (2007). «Ибн аль-Хайсам: отец современной оптики» . Анналы саудовской медицины . 27 (6): 464–67. дои : 10.5144/0256-4947.2007.464 . ISSN   0256-4947 . ПМК   6074172 . ПМИД   18059131 .
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Корбин 1993 , с. 149.
  42. ^ Узник Аль-Хакима. Клифтон, Нью-Джерси: Blue Dome Press, 2017. ISBN   1682060160
  43. ^ Карл Брокельманн , История арабской литературы , том. 1 (1898), с. 469 .
  44. ^ «Большая исламская энциклопедия» . Cgie.org.ir. Архивировано из оригинала 30 сентября 2011 года . Проверено 27 мая 2012 г. [ нужна проверка ]
  45. ^ О жизни и творчестве Ибн аль-Хайсама, Смит 2001 , стр. cxix рекомендует Sabra 1989 , стр. том 2, xix–lxxiii.
  46. ^ "AI Sabra encyclepedia.com Ибн Аль-Хайсам, Абу" . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 4 ноября 2018 г.
  47. Саджади, Садег, «Альхазен», Большая исламская энциклопедия , том 1, статья № 1917
  48. ^ Аль-Халили 2015 .
  49. ^ Кромби 1971 , с. 147, н. 2.
  50. ^ Энрико Нардуччи (1871). «Заметка об итальянском переводе трактата Альхазена по оптике, сделанном в четырнадцатом веке». Бюллетень библиографии и истории математических и физических наук . 4 :1–40. . Об этой версии см. Raynaud 2020 , стр. 139–153.
  51. ^ Альхазен (965–1040): Цитаты из Библиотеки Конгресса , Великие книги Маласпины, заархивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. , получено 23 января 2008 г. [ нужна проверка ]
  52. ^ Смит 2001 , с. XXI.
  53. ^ Смит 2001 , с. XXII.
  54. ^ Смит 2001 , с. лххix.
  55. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линдберг 1976 , с. 73.
  56. ^ Линдберг 1976 , с. 74
  57. ^ Линдберг 1976 , с. 76
  58. ^ Линдберг 1976 , с. 75
  59. ^ Линдберг 1976 , стр. 76–78.
  60. ^ Линдберг 1976 , с. 86.
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эл Дик 2004 .
  62. ^ Хеффер 2003 .
  63. ^ Ховард 1996 .
  64. ^ Аэн-Стокдейл, 2008 г.
  65. ^ Уэйд 1998 , стр. 240, 316, 334, 367; Ховард и Уэйд 1996 , стр. 1195, 1197, 1200.
  66. ^ Лежен 1958 .
  67. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сабра 1989 года .
  68. ^ Рейно 2003 .
  69. ^ Рассел 1996 , с. 691.
  70. ^ Рассел 1996 , с. 689.
  71. ^ Линдберг 1976 , стр. 80–85.
  72. ^ Смит 2004 , стр. 186, 192.
  73. ^ Уэйд 1998 , с. 14
  74. ^ Смит, А. Марк (2001). «Теория визуального восприятия Альхасена: критическое издание с английским переводом и комментариями первых трех книг «Despectibus» Альхасена, средневековой латинской версии «Китаб аль-Манацира» Ибн аль-Хайсама: Том второй» . Труды Американского философского общества . 91 (5): 339–819. дои : 10.2307/3657357 . JSTOR   3657357 . Архивировано из оригинала 30 июня 2015 года . Проверено 12 января 2015 г. - через JSTOR.
  75. ^ Стамнес, Джей-Джей (13 ноября 2017 г.). Волны в фокальных областях: распространение, дифракция и фокусировка световых, звуковых и водных волн . Рутледж. ISBN  978-1-351-40468-6 . Архивировано из оригинала 31 марта 2023 года . Проверено 22 февраля 2023 г.
  76. ^ Мах, Эрнст (23 января 2013 г.). Принципы физической оптики: историческое и философское рассмотрение . Курьерская корпорация. ISBN  978-0-486-17347-4 . Архивировано из оригинала 31 марта 2023 года . Проверено 22 февраля 2023 г.
  77. ^ Иидзука, Кейго (11 ноября 2013 г.). Инженерная оптика . Springer Science & Business Media. ISBN  978-3-662-07032-1 . Архивировано из оригинала 31 марта 2023 года . Проверено 22 февраля 2023 г.
  78. ^ Мах, Эрнст (23 января 2013 г.). Принципы физической оптики: историческое и философское рассмотрение . Курьерская корпорация. ISBN  978-0-486-17347-4 . Архивировано из оригинала 31 марта 2023 года . Проверено 22 февраля 2023 г.
  79. ^ О'Коннор и Робертсон 1999 , Вайсштейн 2008 .
  80. ^ Кац 1995 , стр. 165–69, 173–74.
  81. ^ Смит 1992 .
  82. ^ Элкин, Джек М. (1965), «Обманчиво простая задача», Учитель математики , 58 (3): 194–99, doi : 10.5951/MT.58.3.0194 , JSTOR   27968003
  83. ^ Риде, Харальд (1989), «Отражение в сферическом зеркале. Или: проблема Альхазена», Praxis der Mathematics (на немецком языке), 31 (2): 65–70.
  84. ^ Нойманн, Питер М. (1998), «Размышления об отражении в сферическом зеркале», American Mathematical Monthly , 105 (6): 523–28, doi : 10.1080/00029890.1998.12004920 , JSTOR   2589403 , MR   1626185
  85. ^ Хайфилд, Роджер (1 апреля 1997 г.), «Дон решает последнюю загадку, оставленную древними греками» , Electronic Telegraph , 676 , заархивировано из оригинала 23 ноября 2004 г.
  86. ^ Агравал, Тагучи и Рамалингам 2011 .
  87. ^ Келли, Милоне и Авени 2005 , с. 83: «Первое четкое описание устройства содержится в « Книге оптики Альхазена».
  88. ^ Wade & Finger 2001 : «Принципы камеры-обскуры впервые начали правильно анализироваться в одиннадцатом веке, когда они были изложены Ибн аль-Хайсамом».
  89. ^ Немецкий физик Эйльхард Видеманн впервые представил сокращенный немецкий перевод книги « О форме затмения» : Эйльхард Видеманн (1914). «Над камерой-обскура с Ибн аль Хайтамом». Отчеты о заседании физ.-мед. Юридическая фирма в Эрлангене . 46 : 155-169. Работа теперь доступна в полном объеме: Рейно 2016 .
  90. ^ Эдер, Йозеф (1945). История фотографии . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 37.
  91. ^ Рейно 2016 , стр. 130–160.
  92. ^ Рейно 2016 , стр. 114–116.
  93. ^ Рейно, 2016 , стр. 91–94.
  94. ^ История науки и техники в исламе Фуат Сезгин . 2011.
  95. ^ Гаукрогер, Стивен (30 марта 1995 г.). Декарт: интеллектуальная биография . Кларендон Пресс. ISBN  978-0-19-151954-3 .
  96. ^ Ньютон, Исаак (29 марта 1984 г.). Оптические статьи Исаака Ньютона: Том 1, Оптические лекции 1670–1672 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-25248-5 .
  97. ^ Будриуа, Аззедин; Рашед, Рошди; Лакшминараянан, Васудеван (15 августа 2017 г.). Наука, основанная на свете: технологии и устойчивое развитие, Наследие Ибн аль-Хайсама . ЦРК Пресс. ISBN  978-1-4987-7940-1 .
  98. ^ Будриуа, Аззедин; Рашед, Рошди; Лакшминараянан, Васудеван (15 августа 2017 г.). Наука, основанная на свете: технологии и устойчивое развитие, Наследие Ибн аль-Хайсама . ЦРК Пресс. ISBN  978-1-4987-7940-1 .
  99. ^ Рассел 1996 , с. 695.
  100. ^ Рассел 1996 .
  101. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халифа 1999 г.
  102. ^ Аэн-Стокдейл 2008 .
  103. ^ Росс и Плаг 2002 .
  104. ^ Хершенсон 1989 , стр. 9–10.
  105. ^ Росс 2000 .
  106. ^ Росс и Росс 1976 .
  107. См., например, Despectibus книгу 7 , архивированную 18 августа 2018 года в Wayback Machine , где описаны его эксперименты по преломлению.
  108. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эль-Бизри 2005а , 2005б .
  109. ^ «см. диссертацию Шрамма « Путь Ибн аль-Хайтама к физике» (Штайнер, Висбаден, 1963), цитируемая Рюдигером Тиле (2005) Historia Mathematica 32 , 271–74. «In Memoriam: Matthias Schramm, 1928–2005» » (PDF) ) . Архивировано (PDF) оригинала 25 октября 2017 г. Проверено 25 октября 2017 г.
  110. ^ Тумер 1964 , стр. 463–64.
  111. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тумер 1964 , с. 465
  112. ^ Дж. Дж. Тумер . Обзор JSTOR, обзор Тумера Матиаса Шрамма 1964 года (1963) Ибн Аль-Хайтамса Weg Zur Physik. Архивировано 26 марта 2017 года в Wayback Machine Toomer, стр. 464: «Шрамм подводит итог достижениям [Ибн аль-Хайсама] в развитии научного метода», с. 465: «Шрамм продемонстрировал… вне всяких сомнений, что Ибн аль-Хайсам является важной фигурой в исламской научной традиции, особенно в создании экспериментальных методов». п. 465: «Только когда влияние ибн аль-Хайтама и других на основное направление позднесредневековых физических сочинений будет серьезно исследовано, можно будет оценить утверждение Шрамма о том, что ибн аль-Хайтам был истинным основателем современной физики».
  113. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эль-Бизри 2006 .
  114. ^ Дюэм 1969 , с. 28
  115. ^ Лангерманн 1990 , гл. 2, разд. 22, с. 61
  116. ^ Лорх 2008 .
  117. ^ Лангерманн 1990 , стр. 34–41; Гондалекар 2001 , с. 21.
  118. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сабра 1998г .
  119. ^ Лангерманн 1990 , стр. 8–10.
  120. ^ Сабра 1978b , с. 121, н. 13
  121. ^ Рашед 2007 .
  122. ^ Эккарт 2018
  123. ^ Рашед 2007 , стр. 8–9.
  124. ^ Фаруки 2006 , стр. 395–96:В Европе семнадцатого века проблемы, сформулированные Ибн аль-Хайсамом (965–1041), стали известны как «проблема Альхазена». ... Вклад Аль-Хайсама в геометрию и теорию чисел вышел далеко за рамки архимедовой традиции. Аль-Хайсам также работал над аналитической геометрией и началом связи между алгеброй и геометрией. Впоследствии эта работа привела в чистой математике к гармоничному слиянию алгебры и геометрии, которое было воплощено Декартом в геометрическом анализе и Ньютоном в исчислении. Аль-Хайсам был ученым, внесшим большой вклад в области математики, физики и астрономии во второй половине десятого века.
  125. ^ Роттман 2000 , Глава 1.
  126. ^ Эдер 2000 .
  127. ^ Кац 1998 , с. 269: «По сути, этот метод охарактеризовал параллельные линии как линии, всегда равноудаленные друг от друга, а также ввел в геометрию понятие движения».
  128. ^ Розенфельд 1988 , с. 65.
  129. ^ Бойер, Карл Б.; Мерцбах, Ута К. (25 января 2011 г.). История математики . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-0-470-63056-3 . Архивировано из оригинала 7 сентября 2023 года . Проверено 19 марта 2023 г.
  130. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с О'Коннор и Робертсон, 1999 .
  131. ^ Альсина и Нельсен 2010 .
  132. ^ Кац, Виктор Дж. (1995). «Идеи исчисления в исламе и Индии». Журнал «Математика» . 68 (3): 163–74 [165–69, 173–74] год=1995. дои : 10.2307/2691411 . JSTOR   2691411 .
  133. ^ Плотт 2000 , Pt. II, с. 459.
  134. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эль-Бизри 2007 .
  135. ^ Смит 2005 , стр. 219–40.
  136. ^ Исхак, Усеп Мохамад и Ван Мохд Нор Ван Дауд. «Биографический обзор Ибн аль-Хайсама». ИСТОРИЯ: Журнал учебной программы исторического образования 5.2 (2017): 107–24.
  137. ^ Камински, Джозеф Дж. «Траектория развития исламской мысли - сравнение двух ранних и двух более поздних ученых». Современное исламское управляемое государство. Пэлгрейв Макмиллан, Чам, 2017. 31–70. «Например, Ибн аль-Хайсам и Абу Райхан аль-Бируни были одними из самых важных средневековых ученых, которые использовали научный метод в своем подходе к естествознанию, и они оба были ашаритами»
  138. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сардар 1998 г.
  139. ^ Беттани 1995 , с. 251
  140. Анвар, Сабие (октябрь 2008 г.), «Действительно ли Газали является халагу науки в исламе?», Monthly Renaissance , 18 (10), получено 14 октября 2008 г.
  141. ^ Рашед, Рошди (2007), «Небесная кинематика Ибн аль-Хайсама», Арабские науки и философия , Cambridge University Press , 17 (1): 7–55 [11], doi : 10.1017/S0957423907000355
  142. ^ Плотт 2000 , Pt. II, с. 464
  143. ^ Топдемир 2007 , стр. 8–9.
  144. ^ Перевод С. Пайнса, цитируется по Sambursky 1974 , p. 139.
  145. ^ Рашед 2007 , с. 11.
  146. ^ Плотт 2000 , Pt. II, с. 465
  147. ^ Сабра 2007 .
  148. ^ Сабра 2007 , стр. 122, 128–29. и Грант 1974 , с. 392 отмечает, что «Книга оптики» также обозначалась как Opticae Thesaurus Alhazen Arabis , как De Aspectibus , а также как Perspectiva.
  149. ^ Линдберг 1996 , с. 11, проход.
  150. ^ Автор 2013 , с. 23: «Работы Альхазена, в свою очередь, вдохновили многих ученых средневековья, таких как английский епископ Роберт Гроссетест (ок. 1175–1253) и английский францисканец Роджер Бэкон (ок. 1214–1294), Эразм Чиолек Витело, или Вителон (около 1230*1280), польский монах, философ и ученый, родившийся в Силезии, опубликовал около 1270 года трактат по оптике «Перспектива», в основном основанный на работах Альхазена».
  151. ^ Мэгилл и Авес 1998 , с. 66: «Роджер Бэкон, Джон Пекхэм и Джамбаттиста делла Порта — лишь некоторые из многих мыслителей, на которых повлияли работы Альхазена».
  152. ^ Зеваил и Томас 2010 , стр. 5: «Латинский перевод работы Альхазена оказал влияние на таких ученых и философов, как (Роджер) Бэкон и да Винчи, и лег в основу работ таких математиков, как Кеплер, Декарт и Гюйгенс…»
  153. ^ Эль-Бизри 2010 , с. 12: «Эту [латинскую] версию «Оптики» Ибн аль-Хайсама, которая стала доступной в печати, читали и консультировали ученые и философы уровня Кеплера, Галилея, Декарта и Гюйгенса, как обсуждал Надер Эль-Бизри ».
  154. ^ Мэгилл и Авес 1998 , с. 66: «Сабра подробно обсуждает влияние идей Альхазена на оптические открытия таких людей, как Декарт и Христиан Гюйгенс; см. также Эль-Бизри 2005a ».
  155. ^ Эль-Бизри 2010 , с. 12.
  156. ^ Мэгилл и Авес 1998 , с. 66: «Однако даже Кеплер использовал некоторые идеи Альхазена, например, взаимно однозначное соответствие между точками на объекте и точками в глазу. Не будет преувеличением сказать, что оптические теории Альхазена определили масштабы и цели этой области от его дней до наших дней».
  157. ^ Зима, HJJ (сентябрь 1953 г.). «Оптические исследования Ибн аль-Хайсама». Центавр . 3 (1): 190–210. Бибкод : 1953Cent....3..190W . дои : 10.1111/j.1600-0498.1953.tb00529.x . ISSN   0008-8994 . ПМИД   13209613 .
  158. ^ «Научный метод Ибн аль-Хайсама» . ЮНЕСКО . 14 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2021 г. Проверено 25 октября 2021 г.
  159. ^ Чонг, Лим и Анг, 2002 г., Приложение 3, с. 129 .
  160. ^ НАСА 2006 .
  161. ^ «Исследовательские публикации AKU 1995–98» . Архивировано из оригинала (PDF) 4 января 2015 года.
  162. ^ «Ибн аль-Хайсам и наследие арабской оптики» . 2015 Международный год света. 2015. Архивировано из оригинала 1 октября 2014 года . Проверено 4 января 2015 г.
  163. ^ «2015 — Международный год света» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 апреля 2017 года . Проверено 10 октября 2017 г.
  164. ^ «1000 лет арабской оптики станут темой Международного года света в 2015 году» . Объединенные Нации. Архивировано из оригинала 21 ноября 2014 года . Проверено 27 ноября 2014 г.
  165. ^ «10 динаров, Ирак» . ru.numista.com . Проверено 28 мая 2024 г.
  166. ^ Рашед 2002a , с. 773.
  167. ^ Рашед, 2007 , стр. 8–9; Топдемир 2007
  168. ^ Ибн Аль-Хайсам, В. Арафат и HJJ Винтер (1971) (ок. 1027-1038) Свет звезд: краткая беседа Ибн Аль-Хайсама. Архивировано 21 сентября 2022 года в Wayback Machine. Британский журнал для История науки Том. 5 , № 3 (июнь 1971 г.), стр. 282–288 (7 страниц) через JSTOR.
  169. ^ Альхасен (около 1035 г.) Трактат о свете (رسالة في الضوء), цитируется в Шмуэле Самбурском , изд. (1975) Физическая мысль от досократиков до квантовых физиков: антология , стр.137
  170. Из Ибн Аби Усайбии каталога , цитируется по Smith 2001 91 (том 1), стр.xv.

Источники

Дальнейшее чтение

Начальный

вторичный

Внешние ссылки

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4de800292d849d81191705f4ff000256__1717023360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/56/4de800292d849d81191705f4ff000256.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ibn al-Haytham - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)