Камаль ад-Дин аль-Фариси
Камаль ад-Дин аль-Фариси | |
---|---|
Рожденный | 1265 |
Умер | 12 января 1318 г. (52–53 года) |
Научная карьера | |
Поля | Оптика, физика, математика, естествознание |
Камаль ад-Дин Хасан ибн Али ибн Хасан аль-Фариси [1] [2] [3] или Абу Хасан Мухаммад ибн Хасан (1267–12 января 1319 г., [4] [5] долго предполагалось, что это 1320 г.) [6] ( Персидский : Камаль ад-Дин Фарси ) был персом . [7] [8] [9] мусульманский учёный. Он внес два крупных вклада в науку: один в оптику , другой в теорию чисел . Фариси был учеником астронома и математика Кутб ад-Дина аль-Ширази , который, в свою очередь, был учеником Насир ад-Дина Туси .
Согласно «Иранской энциклопедии» , Камаль ад-Дин был самым передовым персидским автором по оптике . [10]
Оптика
[ редактировать ]Его работа по оптике была вызвана поставленным перед ним вопросом о преломлении света. Ширази посоветовал ему обратиться к « Книге оптики» Ибн аль-Хайсама (Альхасена), и Фариси настолько глубоко изучил этот трактат, что Ширази предложил ему написать то, что, по сути, является переработкой этого крупного труда, который стал называться «Книгой оптики». Танких . писал комментарии к произведениям Авиценны Сам Кутб ад-Дин аль-Ширази в то время .
Фариси известен тем, что дал первое математически удовлетворительное объяснение радуги и объяснение природы цветов, которые реформировали теорию Ибн аль-Хайсама Альхазена . [11] Фариси также «предложил модель, в которой луч солнечного света дважды преломлялся каплей воды, причем между двумя преломлениями происходило одно или несколько отражений». Он подтвердил это посредством обширных экспериментов, используя прозрачную сферу, наполненную водой, и камеру-обскуру . [12]
Его исследования в этом отношении были основаны на теоретических исследованиях в области диоптрики, проведенных на так называемой Пылающей Сфере ( аль-Кура аль-мухрика ) в традиции Ибн Саля (ум. ок. 1000 г.) и Ибн аль-Хайсама (ум. ок. 1000 г.). .1041) после него. Как он отметил в своем «Китаб Танких аль-Маназир» ( «Пересмотр оптики» ), Фариси использовал большой прозрачный стеклянный сосуд в форме сферы, наполненный водой, чтобы получить экспериментальную крупномасштабную модель капля дождя. Затем он поместил эту модель в камеру-обскуру с контролируемой апертурой для подачи света. Он проецировал свет на сферу и в конечном итоге посредством нескольких испытаний и детальных наблюдений за отражениями и преломлениями света пришел к выводу, что цвета радуги представляют собой явления разложения света. Его исследования перекликались с исследованиями его современника Теодориха Фрейбергского (без каких-либо контактов между ними, хотя оба они опирались на наследие Ибн аль-Хайсама ), а позднее с экспериментами Декарт и Ньютон в диоптрике (например, Ньютон провел аналогичный эксперимент в Тринити-колледже, только с использованием призмы, а не сферы). [13] [14] [15] [16]
В своем «Китаб Танких аль-Маназир» ( «Пересмотр оптики ») Фариси также сохранил последние достижения в теории цвета Насир ад-Дина ат-Туси по упорядочению цветов. В отличие от Аристотеля (ум. 322 г. до н.э.), который предположил, что все цвета могут быть выровнены по одной линии от черного к белому, Ибн-Сина (ум. 1037 г.) описал, что существует три пути от черного к белому, один путь через серый цвет, второй путь через красный и третий путь через зеленый. Аль-Туси (ок. 1258 г.) подробно остановился на этом, заявив, что существует не менее пяти таких путей: лимонный (желтый), кровавый (красный), фисташковый (зеленый), индиго (синий) и серый. В тексте явно упомянуто не менее 23 промежуточных цветов на этих путях. К счастью, этот текст был сохранен, поскольку Фариси включил его в свой «Китаб Танких аль-Маназир» ( «Пересмотр оптики» ), который копировался много раз, по крайней мере, до девятнадцатого века как часть учебника «Пересмотр оптики» («Танки аль-Маназир»). . Описание Туси отношений между различными цветами фактически сделало цветовое пространство двумерным. [17] Роберт Гроссетест (ум. 1253) предложил эффективно трехмерную модель цветового пространства. [18]
Теория чисел
[ редактировать ]Фариси внес ряд важных вкладов в теорию чисел. Его самая впечатляющая работа в области теории чисел посвящена дружественным числам . В «Тазкира аль-ахбаб фи баян ат-тахабб » («Меморандум для друзей о доказательстве дружелюбия») представил новый важный подход к целой области теории чисел, представив идеи, касающиеся факторизации и комбинаторных методов. Фактически подход Фариси основан на уникальном разложении целого числа на степени простых чисел . В то время как греческий математик Евклид сделал первый шаг на пути к существованию факторизации простых чисел, аль-Фариси сделал последний шаг. [19] и впервые сформулировал основную теорему арифметики . [20]
Работает
[ редактировать ]- Асас аль-каваид фи усул аль-фаваид (Основы правил в принципах использования), который состоит из введения и пяти глав, посвященных арифметике, нотариальным правилам и правилам торговли, а также областям поверхностей и твердых тел, в то время как последние два эссе посвящены алгебре. Книга представляет собой комментарий к трактату об использовании Аль-Бахаи в арифметических правилах Аль-Хавама аль-Багдади .
- Танких аль-Маназир (араб. تنقيح المناظر; Пересмотр оптики Ибн аль-Хайсама). Он завершил написание этой книги в Рамадан 708 года хиджры (февраль-март 1309 года нашей эры). [21] Недавно обнаружен автограф рукописи этого произведения. До открытия дата завершения Танких была спорной: она датировалась где-то до 1290 года (М. Назиф). [22] до после 1302 г., но до смерти Кутб ад-Дина Ширази в 710/1311 г. (Видеманн). [23]
- Тазкира аль-ахбаб фи баян ат-тахаб (Меморандум для друзей о доказательстве дружелюбия)
- Аль-Басаир фи 'илм аль-маназир («Взгляд в оптику»), учебник для студентов-оптиков, в котором представлены выводы Танкиха без доказательств и экспериментов. Он завершил написание этой книги в 708 г. н.э. (1309 г. н.э.).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 27 ноября 2010 г. Проверено 21 апреля 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Библиотека медресе Али Шахида Мутаххари, Тегеран: MS 554
- ^ Танких аль-Маназир, рукопись с автографом, Коллекция Адилнор, Швеция.
- ^ Библиотека медресе Али Шахида Мутаххари, Тегеран: MS 554
- ^ Ахмад Фуад Баша, Ахаммият аль-Махтутат аль-Ильмия аль-Шариха (Китаб Танких аль-Маназир Намузаджан)
- ^ Самин Ахмед Хан , «Арабское происхождение открытия преломления света» , в «Новости оптики и фотоники» , октябрь 2007 г., стр. 22–23.
- ^ Лиман, Оливер (2015). Биографическая энциклопедия исламской философии . Лондон: Bloomsbury Academic. п. 188. ИСБН 9781472569455 .
...персидского математика и астронома Камаля ад-Дина аль-Фараси (ум. 1320)...
- ^ Гамильтон Александр Росскин Гибб (1991). Энциклопедия ислама: МАХК-МИД, Том 6 . Брилл. п. 377. ИСБН 9789004081123 .
К концу 13 века персидский Камаль ад-Дм аль-ФарисТ...
- ^ Бен-Менахем, Ари (2009). Историческая энциклопедия естественных и математических наук (1-е изд.). Берлин: Шпрингер. п. 1922. ISBN 978-3-540-68831-0 .
Персидский ученый Камаль ад-Дин аль-Фариси
- ^ «ОПТИКА – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org .
- ^ Надер Эль-Бизри , «Ибн аль-Хайсам и проблема цвета», Oriens-Occidens: Cahiers du center d'histoire des Sciences et des philosophies arabes et médiévales, CNRS . Том. 7 (2009), стр. 201–226; см. также: Надер Эль-Бизри , «Метеорологическая оптика Гроссетеста: объяснение феномена радуги после Ибн аль-Хайсама», в книге « Роберт Гроссетест и поиск религиозных и научных знаний в средние века» , ред. Дж. Каннингем и М. Хокнулл (Дордрехт: Springer, 2016), стр. 21–39.
- ^ О'Коннор, Джей-Джей; Робертсон, EF (ноябрь 1999 г.). «Камаль ад-Дин Абуль Хасан Мухаммад аль-Фариси» . Университет Сент-Эндрюс . Проверено 7 июня 2007 г.
- ^ Надер Эль-Бизри , «Ибн аль-Хайсам», в «Средневековая наука, технология и медицина: энциклопедия» , ред. Томас Ф. Глик, Стивен Дж. Ливси и Фейт Уоллис (Нью-Йорк — Лондон: Routledge, 2005), стр. 237–240.
- ^ Надер Эль-Бизри , «Оптика», в «Средневековой исламской цивилизации: энциклопедия» , изд. Джозеф В. Мери (Нью-Йорк – Лондон: Routledge, 2005), Vol. II, стр. 578–580.
- ^ Надер Эль-Бизри , «Аль-Фариси, Камаль ад-Дин», в Биографической энциклопедии исламской философии , изд. Оливер Лиман (Лондон — Нью-Йорк: Thoemmes Continuum, 2006), Vol. я, стр. 131–135
- ^ Надер Эль-Бизри , «Ибн аль-Хайсам, аль-Хасан», в Биографической энциклопедии исламской философии , изд. Оливер Лиман (Лондон — Нью-Йорк: Thoemmes Continuum, 2006), Vol. Я, стр. 100-1 248–255.
- ^ Киршнер, Э. (2013). «Теория цвета и порядок цветов в средневековом исламе: обзор». Исследование и применение цвета . 40 (1): 5–16. дои : 10.1002/col.21861 .
- ^ Смитсон, HE; Динкова-Бруун, Г.; Гаспер, GEM; Хакстейбл, М.; Маклиш, УТС; Панти, К. (2012). «Трехмерное цветовое пространство 13 века» . J. Опт. Соц. Являюсь. А. 29 (2): А346–А352. дои : 10.1364/josaa.29.00A346 . ПМЦ 3287286 . ПМИД 22330399 .
- ^ Исторический обзор фундаментальной теоремы арифметики «Можно сказать, что Евклид делает первый шаг на пути к существованию факторизации простых чисел, а аль-Фаризи делает последний шаг, фактически доказывая существование конечной факторизации простых чисел в его первое предложение»
- ^ Рашид, Рошди (11 сентября 2002 г.). Энциклопедия истории арабской науки . Рутледж. п. 385. ИСБН 9781134977246 .
Известный физик и математик Камаль ад-Дин аль-Фариси составил статью, в которой намеренно намеревался доказать теорему Ибн Курры алгебраическим способом. Это заставило его понять первые арифметические функции и провести полную подготовку, которая позволила ему впервые сформулировать основную теорему арифметики.
- ^ Танких аль-Маназир, рукопись автографа Фариси, датированная Рамаданом 708 г. н.э./1309 г. н.э., Коллекция Адильнора.
- ^ М. Назиф, аль-Хасан б. аль-Хайам, 2 тома, Каир, 1942–43.
- ^ Э. Видеманн, «Рисунок глаза», Zentralblatt für Augenheilkunde 34, 1910a.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- А.Г. Агаргун и Ч.Р. Флетчер, «Аль-Фариси и фундаментальная теорема арифметики», Historia Mathematica , 21 (1994), 162–173.
- М. Назиф, аль-Хасан б. аль-Хайам , 2 тома, Каир, 1942–43.
- Рошди Рашед, Развитие арабской математики: между арифметикой и алгеброй (Лондон, 1994).
- Рошди Рашед, Между арифметикой и алгеброй: исследования по истории арабской математики (Париж, 1984).
- Рошди Рашед, «Материалы для изучения истории дружественных чисел и комбинаторного анализа (арабский язык)», J. Hist. арабская наука. , 6 (1982), 278–209.
- Рошди Рашед, «Дружественные числа, аликвоты и фигурные числа в 13 и 14 веках», Архив истории точных наук , 28 (1983), 107–147.
- Рошди Рашед, «Модель прозрачной сферы и объяснение радуги: Ибн аль-Хайсам – аль-Фариси», Revue d'histoire des Sciences , 22 (1970), 109–140.
- Мустафа Мавальди, «Алгебра Камаля ад-Дина аль-Фариси», представленная Мустафой Мавальди под руководством профессора Рошди Рашеда . 1989, Университет Новой Сорбонны, Париж.
- Надер Эль-Бизри , « Ибн аль-Хайсам и проблема цвета», Oriens-Occidens: Записные книжки центра истории наук, арабской и средневековой философии, CNRS . 7 (2009), 201–226.
- Надер Эль-Бизри , «Метеорологическая оптика Гроссетеста: объяснение феномена радуги после Ибн аль-Хайсама », в книге « Роберт Гроссетест и поиск религиозных и научных знаний в средние века» , ред. Дж. Каннингем и М. Хокнулл (Дордрехт: Springer, 2016), 21–39.
- Э. Видеманн, «Рисунок глаза», Zentralblatt für Augenheilkunde , 34 (1910).
- Танких аль-манагер, MS Стамбул, Библиотека Топкапы, Ахмет III 3340 (копия в Нишапуре, 15 Шабана 716/1316)
- ред. как Кетаб Танких аль-манагер ле-Хави аль-абшар ва'л-башер , 2 тома, Хайдарабад (Деккан), 1347–48/1928–30 (в этом издании не использовалась рукопись Топкапы и содержатся ошибки как в тексте, так и в диаграммах). ).