Jump to content

Камаль ад-Дин аль-Фариси

(Перенаправлено с Камаля ад-Дина аль-Фариси )
Камаль ад-Дин аль-Фариси
Рожденный 1265  ( 1265 )
Умер 12 января 1318 г. (52–53 года)
Научная карьера
Поля Оптика, физика, математика, естествознание

Камаль ад-Дин Хасан ибн Али ибн Хасан аль-Фариси [1] [2] [3] или Абу Хасан Мухаммад ибн Хасан (1267–12 января 1319 г., [4] [5] долго предполагалось, что это 1320 г.) [6] ( Персидский : Камаль ад-Дин Фарси ) был персом . [7] [8] [9] мусульманский учёный. Он внес два крупных вклада в науку: один в оптику , другой в теорию чисел . Фариси был учеником астронома и математика Кутб ад-Дина аль-Ширази , который, в свою очередь, был учеником Насир ад-Дина Туси .

Согласно «Иранской энциклопедии» , Камаль ад-Дин был самым передовым персидским автором по оптике . [10]

Рукопись с автографом Камаля ад-Дина аль-Фариси в журнале «Оптика», Танких аль-Маназир, 1309 г. н.э., Коллекция Адильнора.
В колофоне «Аль-Басаир фи 'илм аль-Басаир», скопированном в 731 году нашей эры из оригинальной рукописи Камаль ад-Дина, говорится, что настоящее имя Камаль ад-Дина — аль-Хасан ибн Али ибн аль-Хасан, и что он завершил работу в 708 году хиджры. Писец также утверждает, что Камаль ад-Дин умер 19 зу аль-Каада 718 года хиджры (12 января 1319 года).

Его работа по оптике была вызвана поставленным перед ним вопросом о преломлении света. Ширази посоветовал ему обратиться к « Книге оптики» Ибн аль-Хайсама (Альхасена), и Фариси настолько глубоко изучил этот трактат, что Ширази предложил ему написать то, что, по сути, является переработкой этого крупного труда, который стал называться «Книгой оптики». Танких . писал комментарии к произведениям Авиценны Сам Кутб ад-Дин аль-Ширази в то время .

Фариси известен тем, что дал первое математически удовлетворительное объяснение радуги и объяснение природы цветов, которые реформировали теорию Ибн аль-Хайсама Альхазена . [11] Фариси также «предложил модель, в которой луч солнечного света дважды преломлялся каплей воды, причем между двумя преломлениями происходило одно или несколько отражений». Он подтвердил это посредством обширных экспериментов, используя прозрачную сферу, наполненную водой, и камеру-обскуру . [12]

Его исследования в этом отношении были основаны на теоретических исследованиях в области диоптрики, проведенных на так называемой Пылающей Сфере ( аль-Кура аль-мухрика ) в традиции Ибн Саля (ум. ок. 1000 г.) и Ибн аль-Хайсама (ум. ок. 1000 г.). .1041) после него. Как он отметил в своем «Китаб Танких аль-Маназир» ( «Пересмотр оптики» ), Фариси использовал большой прозрачный стеклянный сосуд в форме сферы, наполненный водой, чтобы получить экспериментальную крупномасштабную модель капля дождя. Затем он поместил эту модель в камеру-обскуру с контролируемой апертурой для подачи света. Он проецировал свет на сферу и в конечном итоге посредством нескольких испытаний и детальных наблюдений за отражениями и преломлениями света пришел к выводу, что цвета радуги представляют собой явления разложения света. Его исследования перекликались с исследованиями его современника Теодориха Фрейбергского (без каких-либо контактов между ними, хотя оба они опирались на наследие Ибн аль-Хайсама ), а позднее с экспериментами Декарт и Ньютон в диоптрике (например, Ньютон провел аналогичный эксперимент в Тринити-колледже, только с использованием призмы, а не сферы). [13] [14] [15] [16]

В своем «Китаб Танких аль-Маназир» ( «Пересмотр оптики ») Фариси также сохранил последние достижения в теории цвета Насир ад-Дина ат-Туси по упорядочению цветов. В отличие от Аристотеля (ум. 322 г. до н.э.), который предположил, что все цвета могут быть выровнены по одной линии от черного к белому, Ибн-Сина (ум. 1037 г.) описал, что существует три пути от черного к белому, один путь через серый цвет, второй путь через красный и третий путь через зеленый. Аль-Туси (ок. 1258 г.) подробно остановился на этом, заявив, что существует не менее пяти таких путей: лимонный (желтый), кровавый (красный), фисташковый (зеленый), индиго (синий) и серый. В тексте явно упомянуто не менее 23 промежуточных цветов на этих путях. К счастью, этот текст был сохранен, поскольку Фариси включил его в свой «Китаб Танких аль-Маназир» ( «Пересмотр оптики» ), который копировался много раз, по крайней мере, до девятнадцатого века как часть учебника «Пересмотр оптики» («Танки аль-Маназир»). . Описание Туси отношений между различными цветами фактически сделало цветовое пространство двумерным. [17] Роберт Гроссетест (ум. 1253) предложил эффективно трехмерную модель цветового пространства. [18]

Теория чисел

[ редактировать ]

Фариси внес ряд важных вкладов в теорию чисел. Его самая впечатляющая работа в области теории чисел посвящена дружественным числам . В «Тазкира аль-ахбаб фи баян ат-тахабб » («Меморандум для друзей о доказательстве дружелюбия») представил новый важный подход к целой области теории чисел, представив идеи, касающиеся факторизации и комбинаторных методов. Фактически подход Фариси основан на уникальном разложении целого числа на степени простых чисел . В то время как греческий математик Евклид сделал первый шаг на пути к существованию факторизации простых чисел, аль-Фариси сделал последний шаг. [19] и впервые сформулировал основную теорему арифметики . [20]

Работает

[ редактировать ]
  • Асас аль-каваид фи усул аль-фаваид (Основы правил в принципах использования), который состоит из введения и пяти глав, посвященных арифметике, нотариальным правилам и правилам торговли, а также областям поверхностей и твердых тел, в то время как последние два эссе посвящены алгебре. Книга представляет собой комментарий к трактату об использовании Аль-Бахаи в арифметических правилах Аль-Хавама аль-Багдади .
  • Танких аль-Маназир (араб. تنقيح المناظر; Пересмотр оптики Ибн аль-Хайсама). Он завершил написание этой книги в Рамадан 708 года хиджры (февраль-март 1309 года нашей эры). [21] Недавно обнаружен автограф рукописи этого произведения. До открытия дата завершения Танких была спорной: она датировалась где-то до 1290 года (М. Назиф). [22] до после 1302 г., но до смерти Кутб ад-Дина Ширази в 710/1311 г. (Видеманн). [23]
  • Тазкира аль-ахбаб фи баян ат-тахаб (Меморандум для друзей о доказательстве дружелюбия)
  • Аль-Басаир фи 'илм аль-маназир («Взгляд в оптику»), учебник для студентов-оптиков, в котором представлены выводы Танкиха без доказательств и экспериментов. Он завершил написание этой книги в 708 г. н.э. (1309 г. н.э.).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 27 ноября 2010 г. Проверено 21 апреля 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  2. ^ Библиотека медресе Али Шахида Мутаххари, Тегеран: MS 554
  3. ^ Танких аль-Маназир, рукопись с автографом, Коллекция Адилнор, Швеция.
  4. ^ Библиотека медресе Али Шахида Мутаххари, Тегеран: MS 554
  5. ^ Ахмад Фуад Баша, Ахаммият аль-Махтутат аль-Ильмия аль-Шариха (Китаб Танких аль-Маназир Намузаджан)
  6. ^ Самин Ахмед Хан , «Арабское происхождение открытия преломления света» , в «Новости оптики и фотоники» , октябрь 2007 г., стр. 22–23.
  7. ^ Лиман, Оливер (2015). Биографическая энциклопедия исламской философии . Лондон: Bloomsbury Academic. п. 188. ИСБН  9781472569455 . ...персидского математика и астронома Камаля ад-Дина аль-Фараси (ум. 1320)...
  8. ^ Гамильтон Александр Росскин Гибб (1991). Энциклопедия ислама: МАХК-МИД, Том 6 . Брилл. п. 377. ИСБН  9789004081123 . К концу 13 века персидский Камаль ад-Дм аль-ФарисТ...
  9. ^ Бен-Менахем, Ари (2009). Историческая энциклопедия естественных и математических наук (1-е изд.). Берлин: Шпрингер. п. 1922. ISBN  978-3-540-68831-0 . Персидский ученый Камаль ад-Дин аль-Фариси
  10. ^ «ОПТИКА – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org .
  11. ^ Надер Эль-Бизри , «Ибн аль-Хайсам и проблема цвета», Oriens-Occidens: Cahiers du center d'histoire des Sciences et des philosophies arabes et médiévales, CNRS . Том. 7 (2009), стр. 201–226; см. также: Надер Эль-Бизри , «Метеорологическая оптика Гроссетеста: объяснение феномена радуги после Ибн аль-Хайсама», в книге « Роберт Гроссетест и поиск религиозных и научных знаний в средние века» , ред. Дж. Каннингем и М. Хокнулл (Дордрехт: Springer, 2016), стр. 21–39.
  12. ^ О'Коннор, Джей-Джей; Робертсон, EF (ноябрь 1999 г.). «Камаль ад-Дин Абуль Хасан Мухаммад аль-Фариси» . Университет Сент-Эндрюс . Проверено 7 июня 2007 г.
  13. ^ Надер Эль-Бизри , «Ибн аль-Хайсам», в «Средневековая наука, технология и медицина: энциклопедия» , ред. Томас Ф. Глик, Стивен Дж. Ливси и Фейт Уоллис (Нью-Йорк — Лондон: Routledge, 2005), стр. 237–240.
  14. ^ Надер Эль-Бизри , «Оптика», в «Средневековой исламской цивилизации: энциклопедия» , изд. Джозеф В. Мери (Нью-Йорк – Лондон: Routledge, 2005), Vol. II, стр. 578–580.
  15. ^ Надер Эль-Бизри , «Аль-Фариси, Камаль ад-Дин», в Биографической энциклопедии исламской философии , изд. Оливер Лиман (Лондон — Нью-Йорк: Thoemmes Continuum, 2006), Vol. я, стр. 131–135
  16. ^ Надер Эль-Бизри , «Ибн аль-Хайсам, аль-Хасан», в Биографической энциклопедии исламской философии , изд. Оливер Лиман (Лондон — Нью-Йорк: Thoemmes Continuum, 2006), Vol. Я, стр. 100-1 248–255.
  17. ^ Киршнер, Э. (2013). «Теория цвета и порядок цветов в средневековом исламе: обзор». Исследование и применение цвета . 40 (1): 5–16. дои : 10.1002/col.21861 .
  18. ^ Смитсон, HE; Динкова-Бруун, Г.; Гаспер, GEM; Хакстейбл, М.; Маклиш, УТС; Панти, К. (2012). «Трехмерное цветовое пространство 13 века» . J. Опт. Соц. Являюсь. А. 29 (2): А346–А352. дои : 10.1364/josaa.29.00A346 . ПМЦ   3287286 . ПМИД   22330399 .
  19. ^ Исторический обзор фундаментальной теоремы арифметики «Можно сказать, что Евклид делает первый шаг на пути к существованию факторизации простых чисел, а аль-Фаризи делает последний шаг, фактически доказывая существование конечной факторизации простых чисел в его первое предложение»
  20. ^ Рашид, Рошди (11 сентября 2002 г.). Энциклопедия истории арабской науки . Рутледж. п. 385. ИСБН  9781134977246 . Известный физик и математик Камаль ад-Дин аль-Фариси составил статью, в которой намеренно намеревался доказать теорему Ибн Курры алгебраическим способом. Это заставило его понять первые арифметические функции и провести полную подготовку, которая позволила ему впервые сформулировать основную теорему арифметики.
  21. ^ Танких аль-Маназир, рукопись автографа Фариси, датированная Рамаданом 708 г. н.э./1309 г. н.э., Коллекция Адильнора.
  22. ^ М. Назиф, аль-Хасан б. аль-Хайам, 2 тома, Каир, 1942–43.
  23. ^ Э. Видеманн, «Рисунок глаза», Zentralblatt für Augenheilkunde 34, 1910a.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • А.Г. Агаргун и Ч.Р. Флетчер, «Аль-Фариси и фундаментальная теорема арифметики», Historia Mathematica , 21 (1994), 162–173.
  • М. Назиф, аль-Хасан б. аль-Хайам , 2 тома, Каир, 1942–43.
  • Рошди Рашед, Развитие арабской математики: между арифметикой и алгеброй (Лондон, 1994).
  • Рошди Рашед, Между арифметикой и алгеброй: исследования по истории арабской математики (Париж, 1984).
  • Рошди Рашед, «Материалы для изучения истории дружественных чисел и комбинаторного анализа (арабский язык)», J. Hist. арабская наука. , 6 (1982), 278–209.
  • Рошди Рашед, «Дружественные числа, аликвоты и фигурные числа в 13 и 14 веках», Архив истории точных наук , 28 (1983), 107–147.
  • Рошди Рашед, «Модель прозрачной сферы и объяснение радуги: Ибн аль-Хайсам – аль-Фариси», Revue d'histoire des Sciences , 22 (1970), 109–140.
  • Мустафа Мавальди, «Алгебра Камаля ад-Дина аль-Фариси», представленная Мустафой Мавальди под руководством профессора Рошди Рашеда . 1989, Университет Новой Сорбонны, Париж.
  • Надер Эль-Бизри , « Ибн аль-Хайсам и проблема цвета», Oriens-Occidens: Записные книжки центра истории наук, арабской и средневековой философии, CNRS . 7 (2009), 201–226.
  • Надер Эль-Бизри , «Метеорологическая оптика Гроссетеста: объяснение феномена радуги после Ибн аль-Хайсама », в книге « Роберт Гроссетест и поиск религиозных и научных знаний в средние века» , ред. Дж. Каннингем и М. Хокнулл (Дордрехт: Springer, 2016), 21–39.
  • Э. Видеманн, «Рисунок глаза», Zentralblatt für Augenheilkunde , 34 (1910).
  • Танких аль-манагер, MS Стамбул, Библиотека Топкапы, Ахмет III 3340 (копия в Нишапуре, 15 Шабана 716/1316)
  • ред. как Кетаб Танких аль-манагер ле-Хави аль-абшар ва'л-башер , 2 тома, Хайдарабад (Деккан), 1347–48/1928–30 (в этом издании не использовалась рукопись Топкапы и содержатся ошибки как в тексте, так и в диаграммах). ).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5be226c3dc961cb6e1094762e7e15a92__1718473620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/92/5be226c3dc961cb6e1094762e7e15a92.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kamāl al-Dīn al-Fārisī - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)