Ибн Юнус
Ибн Юнус | |
---|---|
Рожденный | Абу аль-Хасан Али Аби аль-Саид ибн Абд ар-Рахман ибн Ахмад ибн Юнус бин Абд аль-Ала аль-Садафи аль-Мисри ( Абу аль-Хасан Али Аби аль-Саид бин Абдель Рахман бин Ахмед бин Юнус бин Абдул Ала ас-Садафи аль-Масри ) 950 |
Умер | 6 июня 1009 г. |
Род занятий | Астроном , астролог , математик , философ |
Эра | Ихшидидская эпоха Аббасидская эпоха Фатимид был |
Заметная работа |
|
Абу аль-Хасан Али ибн Аби аль-Саид Абд ар-Рахман ибн Ахмад ибн Юнус ибн Абд аль-Ала ас-Садафи аль-Мисри ( египетский арабский : ابن يونس; ок. 950–1009) был важным египетским астрономом. и математик , [1] [2] [3] чьи работы опережают свое время, поскольку основаны на тщательных расчетах и внимании к деталям. Он один из знаменитых мусульманских астрономов, появившихся после Аль-Баттани и Абу аль-Вафа аль-Бузджани , и, возможно, он был величайшим астрономом своего времени. Из-за его блеска Фатимиды одарили его щедрыми подарками и основали для него обсерваторию на горе Мокаттам недалеко от Фустата . Аль-Азиз Биллах приказал ему составить астрономические таблицы, которые он завершил во время правления Аль-Хакима би-Амра Аллаха , сына Аль-Азиза, и назвал их аз-Зидж аль-Кабир аль-Хакими. [4] [5] кратер Ибн Юнус на Луне Его именем назван .

Жизнь [ править ]
Информация о его молодости и образовании неопределенна. Он родился в Египте между 950 и 952 годами и происходил из уважаемой семьи в Фустате . Его отец был историком, биографом и знатоком хадисов, написавшим два тома по истории Египта: один — о египтянах , а другой — на основе комментариев путешественников о Египте. [6] Плодовитый писатель, отец Ибн Юнуса, был описан как «самый знаменитый ранний историк Египта и первый известный составитель биографического словаря, посвященного исключительно египтянам». [7] Его дед также был одним из ученых, специализирующихся на астрономии, и Ибн Юнус пользовался большим авторитетом среди халифов Фатимидов, которые поощряли его продолжать астрономические и математические исследования. Для него построили обсерваторию близ Фустата (Каир) и оснастили ее всей необходимой техникой и инструментами. Сартон говорит о нем, что он был, пожалуй, величайшим мусульманским астрономом. Его прадед был соратником известного ученого-юриста аль-Шафии .
В начале жизни ибн Юнуса к власти пришла династия Фатимидов и был основан новый город Каир . В Каире он двадцать шесть лет работал астрономом у династии Фатимидов, сначала у халифа Аль-Азиза Биллаха , а затем у аль-Хакима . Ибн Юнус посвятил свой самый известный астрономический труд « Аз-Зидж аль-Кабир аль-Хакими» Последнему .
Помимо математики, Ибн Юнус был известен также как чудак и поэт. [8]
Работает [ править ]
Одной из его величайших астрономических работ было то, что он с большой точностью рассчитал наклон круга эклиптики после наблюдения солнечных и лунных затмений.
Ибн Юнус преуспел в тригонометрии, он первым решил некоторые тригонометрические уравнения, используемые в астрономии, и провел ценные исследования, которые помогли продвинуть тригонометрию. Он был первым, кто установил закон сферической тригонометрии, и он имел большое значение для ученых-астрономов до открытия логарифмов, поскольку с помощью этого закона операции умножения в тригонометрии можно было преобразовать в операции сложения, что облегчало решение многих долгих и сложных проблем.
Ибн Юнус проявил большую изобретательность в решении многих сложных задач астрономии.
Ибн Юнус наблюдал затмение Солнца и Луны в Каире в 978 году нашей эры, и его расчеты были наиболее близки к тому, что было известно, пока не появились современные наблюдательные машины.
Астрология [ править ]
В астрологии предсказаниями и написанием Китаб булуг аль-умнийя («О достижении желания»), работы о гелиакических восходах Сириуса известен своими и предсказаниях относительно того, в какой день недели коптский начнется год. .
Астрономия [ править ]

Самая известная работа Ибн Юнуса по исламской астрономии , «Аз- Зидж аль-Кабир аль-Хакими» (ок. 1000 г.), представляла собой сборник астрономических таблиц, содержащий очень точные наблюдения, многие из которых могли быть получены с помощью очень больших астрономических инструментов. По словам Н. М. Свердлова, « Зидж аль-Кабир аль-Хакими» представляет собой «произведение выдающейся оригинальности, от которого сохранилось чуть более половины». [9]
Юнус выразил решения в своем зидже без математических символов. [10] но Деламбре отметил в своем переводе хакемитских таблиц в 1819 году, что два метода Ибн Юнуса для определения времени по солнечной или звездной высоте были эквивалентны тригонометрическому тождеству. [11] обнаружен в рукописи Иоганна Вернера XVI века на конических сечениях. Теперь признанная одной из формул Вернера, она сыграла важную роль в развитии простафереза и логарифмов десятилетия спустя.
Ибн Юнус описал 40 соединений планет и 30 лунных затмений . Например, он точно описывает соединение планет, произошедшее в 1000 году, следующим образом:
- Соединение Венеры и Меркурия в Близнецах, наблюдаемое на западном небе: две планеты находились в соединении после захода солнца в ночь [в воскресенье, 19 мая 1000 г.]. Время было примерно восемь часов равноденствия после полудня воскресенья. Меркурий находился к северу от Венеры, и разница их широт составляла треть градуса. [12]
Современные знания о положениях планет подтверждают, что его описание и расчет расстояния, составляющего одну треть градуса, совершенно верны. Наблюдения Ибн Юнуса о соединениях и затмениях были использованы Ричардом Данторном и Саймоном Ньюкомбсом в расчетах векового ускорения Луны . [12] [13]
Маятник [ править ]
Последние энциклопедии [14] и популярные аккаунты [15] утверждают, что астроном десятого века Ибн Юнус использовал маятник для измерения времени, несмотря на то, что уже почти сто лет известно, что это основано не более чем на ошибке, допущенной в 1684 году савильским профессором астрономии в Оксфорде Эдвардом Бернард . [16]
Философия Ибн Юнуса [ править ]

В своих научных занятиях он верил только в то, в чем был убежден его разум, и его не заботило, что о нем говорят люди. Его философия сводилась к трем пунктам: [17]
- Принятие научного принципа, основанного на наблюдении и измерении, и принятие Вселенной и всего, что в ней, как учителя, из которого выводятся факты и которому они возвращаются. [17]
- Укрепление веры прикосновением к знакам Творца, исходящим во Вселенной. [17]
- Практика законных удовольствий. ( Ибн Халликан упоминает об одном из астрологов, что однажды он отправился с ним на гору Мокаттам и остановился, чтобы наблюдать за планетой Венера, поэтому он снял тюрбан и платье, надел красную рубашку и красную маску, чтобы прикрыться .Он достал палку и ударил ею по ладоням в руки, и ситуация у него была странная). [17]
Передача хадиса [ править ]
Ибн Юнус передал хадисы и сообщения своего отца Аби аль-Саида, но ученые отвергли его повествование из-за его увлеченности астрологией и магией. [18]
Книги [ править ]
У Ибн Юнуса было много работ, и его самая важная книга — « Аз-Зидж аль-Кабир аль-Хакими» , книгу, которую он начал писать по приказу фатимидского халифа аль-Азиза в 380 году хиджры/990 году нашей эры и завершил это было в 1007 году нашей эры во время правления халифа Аль-Хакима ульд аль-Азиза, и он назвал его Аль-Зидж аль-Хакими в честь халифа.
Слово Зидж – персидское слово (Зик), и его значение в нашем современном понимании – математические астрономические таблицы. У него была еще одна книга под названием Зидж Ибн Юнус , и числа, которые он включил в свои две книги зидж, верны до седьмого десятичного числа, что указывает на беспрецедентную математическую точность в расчетах, и от него передавалось множество астрономов, особенно после того, как его зидж переместился на Восток, и египтяне полагались на свои календари на зидже долгое время Ибн Юнуса.
Ссылки [ править ]
- ^ Дэвид Кинг (12 марта 2008 г.). Селинг, Хелейн (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Springer Science & Business Media. п. 1124. ИСБН 978-1-4020-4559-2 . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Наука и технологии в исламском мире - страница 77
- ^ Наука в средневековом исламе: иллюстрированное введение Говарда Р. Тернера - страница 65
- ^ «Звездный вестник: Ибн Юнус и астрономические таблицы» . www.sites.hps.cam.ac.uk . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ «Аз-Зидж аль-Кабир аль-Хакими | ИСМИ» . ismi.mpiwg-berlin.mpg.de . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ Вечный Египет. Ибн Юнус Историк .
- ^ Эйкельман, Дейл Ф. Джеймс Пискатори. Путешественники-мусульмане: паломничество, миграция и религиозное воображение . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1990. с. 58
- ^ Берггрен, Дж.Л. (2003), Эпизоды математики средневекового ислама , Springer, стр. 148, ISBN 9780387406053 .
- ^ Н. М. Свердлов (1993), «Наследие Монтуклы: история точных наук», Журнал истории идей 54 (2): 299–328 [320].
- ^ Полный словарь научной биографии , 2008 г.
- ^ Дэвид А. Кинг, « Исламская математика и наука », Журнал истории астрономии, Vol. 9, стр.212
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Абул-Хасан Али ибн Абд ар-Рахман ибн Юнус» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- ^ Раймонд Мерсер (1994), «Английские востоковеды и математическая астрономия» в «Арабском» интересе естественных философов в Англии 17-го века , стр.198
- ^ Хорошо, Грегори (1998). Науки о Земле: Энциклопедия событий, людей и явлений . Рутледж . п. 394. ИСБН 978-0-8153-0062-5 .
«Маятник» . Американская энциклопедия . Том. 21. Американская корпорация, 1967. с. 502 . Проверено 20 февраля 2009 г.
Бейкер, Сирил Кларенс Томас (1961). Словарь математики . Г. Ньюнс. п. 176. - ^ Ньютон, Роджер Г. (2004). Маятник Галилея: от ритма времени к созданию материи . США: Издательство Гарвардского университета . стр. 52 . ISBN 978-0-674-01331-5 .
- ^ Кинг, Д.А. (1979). «Ибн Юнус и маятник: история ошибок». Международные архивы истории наук . 29 (104): 35–52.
Холл, Берт С. (сентябрь 1978 г.). «Схоластический маятник». Анналы науки . 35 (5). Тейлор и Фрэнсис : 441–462. дои : 10.1080/00033797800200371 . ISSN 0003-3790 .
О'Коннор, Джей-Джей; Робертсон, EF (ноябрь 1999 г.). «Абу'л-Хасан Али ибн Абд ар-Рахман ибн Юнус» . Университет Сент-Эндрюс . Проверено 29 мая 2007 г. - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Ибн Юнус Аль-Масри » . areq.net (на арабском языке) . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ Аль-Захаби , Аль-Мугни фи Аль-Дуафа , расследование: Др. Нур ад-Дин Атар, ч. 2. с. 448
Внешние ссылки [ править ]
- Кинг, Дэвид А. (2007). «Ибн Юнус: Абу аль-Хасан ҁ'Али ибн Абд ар-Рахман ибн Ахмад ибн Юнус аль-Шадафи» . В Томасе Хоккей; и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 573–4. ISBN 978-0-387-31022-0 . ( PDF-версия )
- О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Абул-Хасан Али ибн Абд ар-Рахман ибн Юнус» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- Кинг, Дэвид А. (2008) [1970–80]. «Ибн Юнус, Абу Л-Хасан Али Ибн Абд ар-Рахман Ибн Юнус Аль Садафи» . Полный словарь научной биографии . Энциклопедия.com .
- Биография Ибн Юнуса
- 950-е рождения
- 1009 смертей
- Арабские люди 10-го века
- Арабские люди 11 века
- Математики X века
- Математики 11 века
- Средневековые египетские астрологи
- Средневековые египетские астрономы
- Средневековые египетские математики
- Египетские мусульмане
- Исламские философы
- Ученые, работавшие над определением киблы
- Астрономы X века
- Астрономы 11 века
- Астрологи X века
- Астрологи XI века
- Ученые из Фатимидского халифата
- Египтяне X века
- Египетский народ 11 века
- Люди X века из Фатимидского халифата
- Люди XI века из Фатимидского халифата