Фатхуллах Ширази
Фатхуллах Ширази | |
---|---|
Рожденный | Шираз , Сефевидский Иран (современный Шираз , Иран ) [1] |
Умер | 1588–89 (997 г. хиджры ) [2] Кашмир , Империя Великих Моголов [2] [1] |
Супруг | Дочь Музаффар-хана Турбати. [1] |
Религия | Шиитский ислам [1] |
Сайед Мир Фатхуллах Ширази [3] ( Персидский : Сейед Мир Фетхуллах Ширази ; умер в 1588–1589 гг.). [2] ) был индо-персидским суфийским эрудитом и изобретателем , специализировавшимся по многим предметам: теологии , литературе , грамматике , философии , медицине , математике , астрономии , астрологии и механике . [1] Будучи близким доверенным лицом императора Великих Моголов Акбара , Ширази занимал несколько важных административных должностей при его императорском дворе. [1]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Сайед Мир Фатхуллах Ширази родился и вырос в Ширазе, Сефевидский Иран . [1] Образование получил в школе Азара Кайвана . Здесь он изучал философию и логику под руководством Ходжи Джамалуддина Махмуда, ученика логика Джалал ад-Дина Давани . [1] Ширази расширил свои знания в области медицины, математики и естественных наук под руководством Мира Гаясуддина Мансура. [1] После завершения образования Ширази начал карьеру в сфере образования в Ширазе. Среди его известных учеников был Абдул Рахим Хан-и-Ханан , который был близким доверенным лицом императора Великих Моголов Акбара . [1]
Прибытие в Индию
[ редактировать ]До прибытия Ширази в Индию он служил знати Сефевидов в качестве религиозного сановника. [1] Он эмигрировал в Индию по приглашению султана Али Адил Шаха I , который, в свою очередь, оплатил его расходы на поездку. [1] Он жил в Биджапуре до 1580 года. [1]
Роль в администрации Акбара
[ редактировать ]В 1583 году Ширази получил приглашение от императора Великих Моголов Акбара и впоследствии присоединился к императорскому двору в Агре . [1] Вскоре он заслужил титул эмира и звание ( мансаб ) 3000. [2] Два года спустя, в 1584 году, Акбар назначил его Амин-уль-Мульком , также известным как Попечитель государства. [1] Первой задачей Ширази было пересмотреть и исправить обширные записи транзакций Империи Великих Моголов, что он выполнил с усердием и успехом. [1] Наряду со своей административной работой Ширази также взял на себя задачу регулирования внутренней и инвестиционной стоимости монет. Он выявлял и исправлял неточности в валюте, обеспечивая ее надежность и благонадежность. [1]
Навыки и таланты Ширази также принесли ему различные награды и титулы. В 1585 и 1587 годах император поручил ему возглавить дипломатические миссии в Декане , где за свои усилия он был удостоен титула Азуд-уд-Давла , или Руки Императора. [1] Он также получил лошадь, 5000 рупий, почетное одеяние и должность главного садра Индостана . [1]
Смерть
[ редактировать ]Ширази заболел и умер во время пребывания Акбара в Кашмире в 1588–1589 годах. [1] [2] Похоронен в монастыре Мир Сайида Али Хамадани на острове Кох-и-Сулейман . [1] О его близости к Акбару можно судить по тому факту, что источники сообщают, что Акбар был глубоко обеспокоен его смертью и заявил следующее: [1] [2]
«Если бы он [Ширази] попал в руки франков и они потребовали бы все мои сокровища в обмен на него, я бы с радостью занялся такой выгодной торговлей и купил бы этот драгоценный камень дешево».
Изобретения
[ редактировать ]

- Противопехотное залповое орудие с несколькими стволами, похожее на ручную пушку . [4]
- Машина, известная как «Яргу», могла очищать шестнадцать стволов одновременно и управлялась коровой. [1]
- Семнадцатиствольная пушка, стрелявшая из фитильного ружья . [5]
- Коляска , хвалил которую Абуль-Фазл ибн Мубарак за комфорт. Его также использовали для измельчения кукурузы , когда он не перевозил пассажиров. [1]
- Новая учебная программа для медресе , в которой подчеркивалась важность улум-и-мукалат (рациональных наук) и вводились новые предметы, такие как геометрия , медицина , философия и математика . Новая учебная программа подготовила ряд выдающихся ученых, инженеров и архитекторов. [6]
- Земельный налог в Бенгалии первоначально собирался по календарю Хиджры , который не совпадал с солнечными сельскохозяйственными циклами. В ответ Акбар приказал Ширази создать новый календарь, известный как «фошоли шон» или календарь урожая. [7] [8]
Сочинения
[ редактировать ]Ширази известен тем, что пишет комментарии на самые разные темы, одним из первых его комментариев является комментарий к Корану . [1] Он также внес значительный вклад в области философии и логики, особенно в своей работе «Такмила-и-Хасия» . Кроме того, он сыграл решающую роль в составлении « Тарих-и-Альфи» , тысячелетней истории ислама, продемонстрировав свои обширные знания в области истории. [1]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Алви, Массачусетс; Рахман, Абдур (1968). Фатхуллах Ширази: индийский учёный шестнадцатого века . Нью-Дели: Национальный институт наук Индии.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Бхаккари, Шейх Фарид. Дхахиратул Хаванин . п. 142.
- ^ Шариф Хусейн Касеми (1999), «Мир Сайед Фатх-Аллах Ширази» , Энциклопедия Ираника .
- ^ Бэг, АК (2005), Фатхулла Ширази: Пушка, многоствольная пушка и Яргу , Индийский журнал истории науки, стр. 431–436.
- ^ Кларенс-Смит, Уильям Джервас, Наука и технологии в исламе раннего Нового времени, c.1450-c.1850 (PDF) , Сеть глобальной экономической истории, Лондонская школа экономики , стр. 7
- ^ Хан, Насир Раза. Искусство и архитектурные традиции Индии и Ирана: общность и разнообразие. Рутледж, 2022.
- ^ Кунал Чакрабарти; Шубхра Чакрабарти (2013). Исторический словарь бенгальцев Пугало. стр. 100-1 114–115. ISBN 978-0-8108-8024-5 .
- ^ Моханта, Самбару Чандра (2012). «Пахела Байшах» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 22 июля 2024 г.