Jump to content

Али Кушджи

Ала ад-Дин Али ибн Мухаммед
Персональный
Рожденный 1403 г. н.э.
Умер 1474 г. н.э.
Религия ислам
Эра Османская эпоха
Номинал сунниты
Юриспруденция Ханафитский
Крид Матуриди
Основной интерес(и) Калам (исламское богословие ), Фикх (исламское правоведение ), Фалькиат , Математика
Известные работы О предполагаемой зависимости астрономии от философии
Мусульманский лидер
Под влиянием
Под влиянием

Ала ад-Дин Али ибн Мухаммед (1403 – 18 декабря 1474 г.) [1] ), известный как Али Кушджи ( османский турецкий : علی قوشچی, kuşçu сокольничий по -турецки ; латынь : Али Кушги ) был тимуридским богословом , юристом , астрономом , математиком и физиком , который поселился в Османской империи незадолго до 1472 года. [2] Как ученик Улугбека , он наиболее известен развитием астрономической физики, независимой от натуральной философии , а также предоставлением эмпирических доказательств в вращения Земли своем трактате «О предполагаемой зависимости астрономии от философии» . В дополнение к своему вкладу в « знаменитый труд Улугбека Зидж-и-Султани» и в основание медресе Сахн-и Семан , одного из первых центров изучения различных традиционных исламских наук в Османской империи, Али Кушу также был автор ряда научных работ и учебников по астрономии. [3]

Надгробие Али Кушджи XV века находится на кладбище мечети Эйюпсултан в Стамбуле.

Биография [ править ]

Молодость творчество и

Али Кущу родился в 1403 году в городе Самарканде , на территории современного Узбекистана . Его полное имя при рождении было Ала ад-Дин Али ибн Мухаммед аль-Кушджи . Фамилия Кушджи происходит от турецкого термина kuşçu — «сокольничий». [4] что отец Али Мухаммед был царским сокольничим Улугбека — в связи с тем , . [3] Источники считают его тюрком. [5] или персидский . [6]

Обсерватория Улугбека – веха в карьере Али Кушджи

Он посещал курсы Кази-заде Руми , Гияс ад-Дина Джамшида Кашани и Муин ад-Дина Каши . Он переехал в Керман, Иран ( Персия ), где провел некоторые исследования штормов в Оманском море . Он завершил «Халле Эшкали-Гаммар» ( «Объяснение периодов Луны» ) и «Шарх-э Таджрид» в Кирмане. Он переехал в Герат и преподавал Молле Ками астрономию (1423 г.). Проработав некоторое время в Герате, он вернулся в Самарканд. Там он представил свою работу о Луне Улугбеку, который нашел ее настолько увлекательной, что прочитал всю работу стоя. Улугбек направил его в обсерваторию Улугбека , которая в то время называлась Самаркандской обсерваторией. Кушджи работал там до тех пор, пока не был убит Улугбек. [7]

После смерти Улугбека Али Кущу отправился в Герат, Ташкент и, наконец, в Тебриз , куда около 1470 года Ак-Коюнлу правитель Узун Хасан отправил его в качестве делегата к османскому султану Мехмеду II . В то время Хусейн Байкара правил Гератом, но Кушджи предпочел Константинополь Герату из-за отношения султана Мехмеда к ученым и интеллектуалам.

Константинопольская эпоха [ править ]

Когда он приехал в Константинополь (современный Стамбул ), у его внука Гутб ад-Дина Мухаммеда был сын Мирим Челеби , который в будущем станет великим математиком и астрономом. [8] Али Кущу сочинил «Рисала дар хайат» на персидском языке для Мехмеда II в Константинополе в 1470 году. [9] Также он написал «Шарх э ресалье Фатхия». [10] «Ресалье Мохаммадие» в Константинополе, которые ведутся на арабском языке на тему математики. Затем он закончил «Шарх э теджрид» на Насир ад-Дина ат-Туси «Теджрид аль-калам» . В научном сообществе эта работа называется «Шарх э Джадид».

Вклад в астрономию [ править ]

Статьи из научных трудов Али Кушджи.

Кушджи усовершенствовал планетарную модель Насир ад-Дина ат-Туси и представил альтернативную планетарную модель Меркурия . [11] Он также был одним из астрономов, входивших в Самаркандской команду исследователей Улугбека, работавших в обсерватории , и внес свой вклад в составление составленного там Зидж-и-Султани . Помимо своего вклада в «Зидж», Али Кущу написал девять работ по астрономии, две из них на персидском языке и семь на арабском языке . [3] Латинский « перевод двух работ Кушджи, « Трактат по арифметике» и Трактат по астрономии» , был опубликован Джоном Гривзом в 1650 году.

зависимости астрономии от предполагаемой О философии

Его путешествие в Османскую империю.

Самая важная астрономическая работа Кушджи — «О предполагаемой зависимости астрономии от философии» . Под влиянием исламских богословов, выступавших против вмешательства аристотелизма в астрономию, Кушджи отверг аристотелевскую физику и полностью отделил натурфилософию от исламской астрономии , позволив астрономии стать чисто эмпирической и математической наукой. Это позволило ему изучить альтернативы аристотелевскому понятию неподвижной Земли, поскольку вместо этого он исследовал идею движущейся Земли (хотя Эмили Сэвидж-Смит утверждает, что ни один исламский астроном не предлагал гелиоцентрическую вселенную). [12] ). Он нашел эмпирические доказательства вращения Земли посредством своих наблюдений за кометами и пришел к выводу, на основе эмпирических данных, а не спекулятивной философии, что теория движущейся Земли с такой же вероятностью верна, как и теория неподвижной Земли. [13] [14] [15]

Его предшественник аль-Туси ранее осознавал, что «однородность падающих тел и однородность небесных движений» движутся «единым образом», хотя он все еще полагался на аристотелевскую физику, чтобы предоставить «определенные принципы, которые только натурфилософы мог бы предоставить астроному». Кушджи развил эту концепцию дальше и предположил, что «астроному не нужна аристотелевская физика, и он фактически должен установить свои собственные физические принципы независимо от натурфилософов». Наряду с его отказом от концепции Аристотеля о неподвижной Земле, [16] Кушджи предположил, что астрономам нет необходимости следовать аристотелевскому представлению о небесных телах, движущихся по равномерному круговому движению . [12]

Работа Кушджи была важным шагом от аристотелевской физики к независимой астрономической физике . [17] Это считается «концептуальной революцией». [12] [17] это не имело прецедентов в европейской астрономии до революции Коперника в 16 веке. [18] Взгляд Кушджи на движение Земли был аналогичен более поздним взглядам Николая Коперника по этому вопросу, хотя неясно, оказало ли первое какое-либо влияние на второе. Однако вполне вероятно, что они оба пришли к схожим выводам, взяв более раннюю работу Насир ад-Дина ат-Туси за основу . Это скорее возможно, учитывая «замечательное совпадение между отрывком из « De Revolutionibus» » Туси (I.8) и отрывком из «Тадхкиры (II.1[6]), в котором Коперник следует возражению Туси против «доказательств» Птолемея неподвижности Земли. ." [19]

Его работы [ править ]

Астрономия [ править ]

  • Шарх э Зидж э Улугбек (на персидском языке)
  • Рисала фи Халле Эшкале Моадели Гамар лил-Масир (арабский)
  • Рисала фи асл аль-Харик юмкин фи ас-суфлийейн (арабский)
  • Шарх Сала аль-Тухфат аш-Шахийя фи аль-хайят (арабский)
  • Рисала дар эльм-и хеят (на персидском языке)
  • Аль-Фатхия фи Ильм аль-Хайа (на арабском языке)
  • Рисала фи Халл-э Эшкал-и Гаммар (на персидском языке)
  • О предполагаемой зависимости астрономии от философии (арабский)

[20] [21]

Математика [ править ]

  • Рисала аль-муххаммадийя фи-хисаб (на арабском языке)
  • Рисала дар илм аль-Хисаб: Сулеймания (арабский)

[22]

Калам и фикх [ править ]

  • Шарх Таджрид аль-Итикад
  • Хашие але'т-Тельвих
  • Ункуд-уз-Завахир фи Назм-аль-Джавахер
  • Механика [ править ]

    • Тазкаре фи Алати'р-Руханийе

    [23]

    Лингвистика [ править ]

    • Шарх Рисалети-ль-Вадийе
    • Эль-Ифса
    • Эль-Ункудуз-Зевахир фи Назмиль-Джавахер
    • Шарх-э-Ш-Шафие
    • Бейани, сын Вади-л-Муфредаты
    • Фаид ли-Тахкики Ламит-Тариф
    • Перепродажа в Ene Kultu
    • Перепродажа в Фил-Хамде
    • Перепродажа в Ильмиль-Меани
    • Вторичная продажа в Бахси'л-Муфреде
    • Перепродажа Фил-Фенни'С-Сани мин Ильмихал-Беян
    • Тафсир э-Бакара и Али Имран
    • Смейся в Истишаре
    • Махбуб-аль-Хамаил в Кашф-эль-Месаиле
    • Таджрид-аль-Калам

    [24]

    Примечания [ править ]

    1. ^ Салиба, Джордж (2012). «Глава 9: Реформа Аль-Кушджи птолемеевской модели Меркурия». В Икбале, Музаффар (ред.). Исследования по созданию исламской науки: знания в движении . Ислам и наука: исторические и современные перспективы. Том. 4. Рутледж. стр. 177–219. ISBN  9780754629160 .
    2. ^ Имбер, Колин (1997), Эбу'с-сууд: исламская правовая традиция , издательство Эдинбургского университета, стр. 9, ISBN  978-0-7486-0767-9
    3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Агостон, Габор; Мастерс, Брюс Алан (2009), Энциклопедия Османской империи , Издательство Infobase, стр. 35, ISBN  978-0-8160-6259-1
    4. ^ Влахакис, Джордж (2006), Империализм и наука: социальное воздействие и взаимодействие , ABC-CLIO, стр. 75, ISBN  978-1-85109-673-2
    5. ^ «В пятнадцатом веке этот метод представления десятичных дробей стал известен за пределами исламского мира как турецкий метод в честь турецкого коллеги аль-Каши, известного как Али Кушджи, который дал объяснение». Джозеф, Джордж Гевергезе (2010) Гребень павлина: неевропейские корни математики Princeton University Press, стр. 469. ISBN   0-691-13526-6 , ISBN   978-0-691-13526-7
    6. ^ Г. А. Рассел, «Арабский» интерес натурфилософов в Англии семнадцатого века, BRILL, 1994, ISBN   90-04-09888-7 , стр. 162 ;
      «Гривс цитирует Рисалу дар илм аль-Хайа Али бин Муха. Ала ад-Дин Кушджи. Этот персидский автор был сыном чиновника Улугбека, а также учеником Кади Заде».
    7. ^ Технологии XVI века в период расцвета Османской империи, редактор проф. Доктор Казым Чечен, Стамбул, 1999 г., Омаш компенсирует А.Ш.
    8. ^ Г. Аковали, З.А. Мансуров, Роль правительства и научно-исследовательских институтов в планировании исследований и разработок в некоторых республиках Центральной Азии и Кавказа , IOS Press, 2000, ISBN   1-58603-022-1 , ISBN   978-1-58603-022-3 , стр.230, [1]
    9. ^ Махараджа Манасимха Пустака Пракаша, Дэвид Эдвин Пингри, «Описательный каталог санскритских астрономических рукописей, хранящихся в Музее Махараджи Ман Сингха II в Джайпуре, Индия», Американское философское общество, 2003, стр. 138;
    10. ^ «Библиотека Аль-Махаджа — Послание Аль-Фатихи в простой форме » . Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года . Проверено 21 января 2009 г.
    11. ^ Джордж Салиба , «Арабские планетарные теории после одиннадцатого века нашей эры», в Рушди Рашид и Режис Морелон (1996), Энциклопедия истории арабской науки , стр. 58–127 [123–124], Routledge , ISBN   0-415-12410-7 .
    12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эмили Сэвидж-Смит (ноябрь 2008 г.), «Исламское влияние на Коперника» (PDF) , Журнал истории астрономии , 39 (4): 538–541 [541], Бибкод : 2008JHA....39..538S , doi : 10.1177/002182860803900414 , S2CID   125819122 , получено 25 марта 2010 г.
    13. ^ ( Рагеп 2001а )
    14. ^ Ф. Джамиль Рагеп (2001), «Освобождение астрономии от философии: аспект исламского влияния на науку», Осирис , 2-я серия, Vol. 16, Наука в теистическом контексте: когнитивные измерения, стр. 49–64, 66–71.
    15. ^ Эдит Дадли Силла (2003), «Творение и природа», в книге Артура Стивена Макгрейда (редактор), Кембриджский спутник средневековой философии , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 178–179, ISBN  978-0-521-00063-5
    16. ^ Рагеп, Ф. Джамиль (2004), «Коперник и его исламские предшественники: некоторые исторические замечания», Филозофский вестник , XXV (2): 125–142 [138–9]
    17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рагеп, Ф. Джамиль (2004), «Коперник и его исламские предшественники: некоторые исторические замечания», Филозофский вестник , XXV (2): 125–142 [139]
    18. ^ Ф. Джамиль Рагеп (2004), «Коперник и его исламские предшественники: некоторые исторические замечания», Филозофский вестник , XXV (2): 125–142 [139], Очевидно, что коперниканская революция - это нечто большее, чем некоторые возникшие умные астрономические модели. в контексте критики Птолемея. Также необходима была новая концептуализация астрономии, которая могла бы позволить построить физику, основанную на астрономии. Но до Коперника в европейской традиции вряд ли было что-то подобное. Тот факт, что мы можем найти в исламе длительную и энергичную дискуссию по этому вопросу, тесно связанному с вопросом о движении Земли, должен указывать на то, что такая концептуальная основа существовала для заимствований.
    19. ^ Рагеп, Ф. Джамиль (2004), «Коперник и его исламские предшественники: некоторые исторические замечания», Филозофский вестник , XXV (2): 125–142 [137–9]
    20. ^ История османской астрономической литературы (ред. Экмеледдин Ихсаноглу), Стамбул, 1997, I, 27–38.
    21. ^ http://213.176.111.7:8080/iranology/Persian/Farhikhtegan_F/details.aspx?id=1336 [ постоянная мертвая ссылка ]
    22. ^ Сейид Али-паша, Мир'ату'л-Алем (Подготовлено Явузом Унатом), Министерство культуры, Анкара, 2001 г.
    23. ^ Севим Текели, Часы в Османской империи в 16 веке и работа Такиюддина «Самые яркие звезды в строительстве механических часов», Анкара, 1966.
    24. ^ Муса Йылдыз, Али Кущу как лингвист и его Рисале фил-Исти'аре, Публикации Министерства культуры, Анкара, 2002, стр. 10–14.
    • Явуз Унат, Али Кущу , Kaynak Publications, 2010.

    Ссылки [ править ]

    Внешние ссылки [ править ]

    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: 7935431e8ad5607e25734a1827387d3a__1717962660
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/3a/7935431e8ad5607e25734a1827387d3a.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    Ali Qushji - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)