Jump to content

Белая овца

Страница полузащищена
(Перенаправлено с Ак Коюнлу )

Белая овца
Аг Куюнлу
1378–1503 [а]
Флаг ( санджак ), принадлежащий Узун Хасану ( оригинал здесь )
Тамга Баяндура, используемая Ак Коюнлу [2] Ак Коюнлу
Знак Баяндура
используется Ак Коюнлу [2]
Конфедерация Ак Коюнлу в наибольшей степени при Узун Хасане
Конфедерация Ак Коюнлу в наибольшей степени при Узун Хасане
Статус Конфедеративный султанат
Капитал
Общие языки
Религия
Суннитский ислам [8]
Правительство Монархия
Правитель  
• 1378–1435
Кара Юлюк Усман Бег
• 1497–1503
Султан Мурад
Законодательная власть
  • Кенгач (законодательный) [3]
  • Бой Ханлары (военный) [3]
Историческая эпоха Средневековый
• Первый набег на Трапезунтинскую империю. Тур Али Бека [9]
1340
1348
• Учредил
1378
• Переворот Узуна Хасана [3]
Осень 1452 г.
• Воссоединение [3]
1457
• Смерть Ахмад-бека , дивизии Ак-Коюнлу. [3]
Декабрь 1497 г.
• Крах правления Ак-Коюнлу в Иране [3]
Лето 1503 г.
• Конец правления Ак Коюнлу в Месопотамии. [3]
1508
Валюта Акче [10]
ашрафи [10]
Динар [10]
Танка [10] Хасанбеги [11] (равен 2 действиям)
Предшественник
Преемник
Черная овца
Империя Сефевидов
Османская империя

Ак -Коюнлу или туркмены «Белые овцы». [с] ( Азербайджанский : Агкоюнлулар , Агкоюнлу : персидский в культурном отношении ) был персидским народом , [15] [16] сунниты [8] туркменский [17] [18] племенная конфедерация . Основанная в Диярбакырском районе Кара Юлуком Усман Бегом , [19] [20] они правили частями современной восточной Турции с 1378 по 1503 год, а в последние десятилетия своей жизни также правили Арменией , Азербайджаном , большей частью Ирана , Ирака и Омана , где правитель Ормуза признал сюзеренитет Ак Коюнлу. [21] [22] Империя Ак-Коюнлу достигла своего апогея при Узун Хасане . [3]

История

Этимология

Имя Ак Коюнлу буквально означает «те, у кого белые овцы». [23] Впервые упоминается в источниках конца XIV века. Было высказано предположение, что это название относится к старым тотемическим символам, но, по словам Рашид ад-Дина Хамадани , тюркам было запрещено есть мясо своих тотемных животных, и поэтому это маловероятно, учитывая важность баранины в рационе кочевники-скотоводы. Другая гипотеза состоит в том, что это название относится к преобладающему цвету их стад. [3]

Происхождение

Согласно хроникам Византийской империи , Ак Коюнлу впервые упоминается в районе Байбурт к югу от Понтийских гор , по крайней мере, с 1340-х годов. [24] В этих хрониках Тур Али-бек упоминается как владыка «тюрков Амида [Диярбакира]», уже достигший звания эмира при Ильхане Газане . Под его руководством они осадили Трапезунд , но не смогли взять город. [25] Ряд их лидеров, в том числе Кара основатель династии Юлук Усман Бег , [26] женился на византийских принцессах . [27]

К концу периода Ильханидов в середине XIV века огузские племена , входившие в конфедерацию Ак-Коюнлу, кочевали по летним пастбищам Армении , в частности, по верховьям реки Тигр и зимним пастбищам между городами Диярбакыр и Сивас. . С конца XIV века Ак Коюнлу вел постоянные войны с другой племенной конфедерацией огузских племен — Кара Коюнлу . Ведущим племенем Ак Коюнлу было племя Баяндур . [23]

Узун Хасан утверждал, что он был «почетным потомком Огуз-хана и его внука Баяндур-хана». В письме, датированном 1470 годом, которое было отправлено Шехзаде Баязиду , тогдашнему правителю Амасьи , Узун Хасан писал, что представители племен Баяндур и Баят , а также другие племена, входившие в состав «Огузов иль», и ранее населявший Мангышлак , Хорезм и Туркестан , пришел и служил при его дворе. Символом своего государства он также сделал тамгу (печать) племени Баяндур. По этой причине тамга Баяндур встречается на монетах Ак Коюнлу, их официальных документах, надписях и флагах. [11]

Миф

Султаны Ак-Коюнлу заявляли о своем происхождении от Баиндир-хана, который был внуком Огуз-хана, легендарного предка тюрков-огузов . [28]

По словам профессора Г. Льюиса : [29]

Султаны Ак-коюнлу заявляли о своем происхождении от Баиндир-хана, и вполне вероятно, что Книга Деде Коркута была написана под их патронажем. Загвоздка в том, что в генеалогии Ак-коюнлу отец Баиндыра назван Гок («Небесным») Ханом, сыном одноименного Огуз-хана, тогда как в нашей книге он назван Кам Ганом, имя которого иначе неизвестно. Поэтому, за неимением лучшего объяснения, я склоняюсь к мнению, что книга была написана до того, как правители Ак-коюнлу решили, кем были их предки. Именно в 1403 году они перестали быть племенными вождями и стали султанами, поэтому можно предположить, что их официальная генеалогия была сформулирована примерно в эту дату.

Согласно « Китаб-и Диярбакрийя» , предки Узун Хасана вплоть до пророка Адама в 68-м поколении перечислены поименно и даны сведения о них. Среди них Тур Али-бей, дедушка деда Узун Хасана, который упоминается и в других источниках. Но трудно сказать, действительно ли существовали Пехливан-бей, Эзди-бей и Идрис-бей, перечисленные в более ранние периоды. Большинство людей, перечисленных в качестве предков Узун Хасана, - это имена, связанные с огузской легендой и огузскими правителями. [30]

Узун Хасан

Туркмены Ак-Коюнлу впервые приобрели землю в 1402 году, когда Тимур подарил им весь Дияр-Бакр на территории современной Турции. В течение длительного времени Ак Коюнлу не могли расширить свою территорию, так как соперник Кара Коюнлу, или «туркмены-черные овцы», сдерживал их. Однако ситуация изменилась с приходом к власти Узуна Хасана, который победил туркменского вождя «Черной овцы» Джахан-шаха в 1467 году. После смерти Джахан-шаха его сын Хасан Али с помощью Тимурида Абу Саида Мирзы двинулся на Азербайджан , чтобы Знакомьтесь, Узун Хасан. Решив провести зиму в Карабахе , Абу Саид был схвачен и отброшен Узун Хасаном, когда первый продвигался к реке Аракс . [31] [ нужна страница ] [32]

После поражения лидера Тимуридов Абу Саида Мирзы Узун Хасан смог взять Багдад вместе с территориями вокруг Персидского залива . Он распространился на Иран вплоть до Хорасана . Однако примерно в это же время Османская империя стремилась расшириться на восток, и эта серьезная угроза вынудила Ак Коюнлу заключить союз с Караманидами центральной Анатолии.

Еще в 1464 году Узун Хасан запросил военную помощь у одного из сильнейших врагов Османской империи — Венеции . Несмотря на венецианские обещания, эта помощь так и не прибыла, и в результате Узун Хасан потерпел поражение от османов в битве при Отлукбели в 1473 году. [33] хотя это не уничтожило Ак Коюнлу.

В 1470 году Узун поручил Абу Бакру Тихрани составить историю конфедерации Ак-Коюнлу. [34] В « Китаб -и Диярбакрийя» , как она называлась, Узун Хасан упоминался как сахиб-киран , и это была первая историческая работа, в которой этот титул присваивался правителю, не являющемуся тимуридским. [34]

Узун Хасан сохранял отношения с членами народного ордена дервишей, чьи основные склонности были к шиизму , одновременно содействуя городскому религиозному истеблишменту пожертвованиями и подтверждениями налоговых льгот или пожертвований, а также приказывая преследовать экстремистские шиитские и антиномистические секты . Он выдал одну из своих дочерей замуж за своего племянника Хайдара, нового главы секты Сефевидов в Ардебиле . [35]

Султан Якуб

Миниатюра султана Якуба и его придворных, альбом Мехмеда Завоевателя

Когда Узун Хасан умер в начале 1478 года, ему наследовал его сын Халил Мирза , но последний потерпел поражение от конфедерации под командованием его младшего брата Якуба в битве при Хое в июле. [14] : 128 

Якуб, правивший с 1478 по 1490 год, еще некоторое время поддерживал династию. Однако за первые четыре года его правления было семь претендентов на престол, которых пришлось свергнуть. [14] : 125  В отличие от своего отца, Якуб-бек не интересовался народными религиозными обрядами и оттолкнул большую часть народа, особенно турок. Поэтому подавляющее большинство турок оказалось вовлеченным в орден Сафавия, который стал воинственной организацией с крайней шиитской идеологией под руководством шейха Хайдара . Якуб первоначально отправил шейха Хайдара и его последователей на священную войну против черкесов , но вскоре решил разорвать союз, потому что опасался военной мощи шейха Хайдара и его ордена. Во время своего похода в Грузию шейх Хайдар напал на одного из вассалов Якуба, Ширваншахов , в отместку за своего отца, шейха Джунайда (убитого в 1460 году), и Якуб послал войска к Ширваншахам , которые победили и убили Хайдара и захватили три его сына. Это событие еще больше усилило сефевидские настроения среди азербайджанских и анатолийских туркмен. [3] [36]

После смерти Якуба снова вспыхнула гражданская война, Ак Коюнлу уничтожили себя изнутри и перестали представлять угрозу для своих соседей. , Ранние Сефевиды которые были последователями религиозного ордена Сефевийа , начали подрывать преданность Ак Коюнлу. Сефевиды и Ак Коюнлу встретились в битве в городе Нахчыван в 1501 году, и лидер Сефевидов Исмаил I вынудил Ак Коюнлу отступить. [37]

Отступая от Сефевидов, лидер Ак Коюнлу Алванд разрушил автономное государство Ак Коюнлу в Мардине . Последний лидер Ак-Коюнлу, султан Мурад , брат Алванда, также потерпел поражение от того же лидера Сефевидов. Хотя Мурад ненадолго обосновался в Багдаде в 1501 году, вскоре он вернулся в Дияр Бакр, сигнализируя об окончании правления Ак Коюнлу.

Ахмад Бег

Султан Халил Ак-Коюнлу, 1478 год.

В разгар борьбы за власть между внуками Узун Хасана Байсунгуром (сыном Якуба) и Рустамом (сыном Максуда) на сцене появился их двоюродный брат Ахмед-бей. Ахмед-бей был сыном старшего сына Узун Хасана Угурлу Мухаммада , который в 1475 году бежал в Османскую империю, где султан Мехмед Завоеватель любезно принял Угурлу Мухаммада и выдал ему замуж свою дочь, из которой был Ахмед-бей. рожденный. [38]

Байсунгур был свергнут с престола в 1491 году и изгнан из Тебриза . Он предпринял несколько безуспешных попыток вернуться, прежде чем был убит в 1493 году. Желая примирить свою религиозную систему и знаменитый суфийский орден, Рустам (1478–1490) немедленно разрешил сыновьям шейха Хайдара Сефеви вернуться в Ардебиль в 1492 году. Два года спустя, Айба Султан приказал их повторно арестовать, поскольку их восстание снова угрожало Ак Коюнлу, но их младший сын Исмаил , которому тогда было семь лет, сбежал и был спрятан сторонниками в Лахиджане . [3] [39]

Согласно «Ахсану ат-тавариху» Хасана Румлу , в 1496–1497 годах Хасан Али Тархани отправился в Османскую империю, чтобы сказать султану Баязиду II , что Азербайджан и Персидский Ирак беззащитны, и предложил отправить туда Ахмед-бея, наследника этого королевства, с Османские войска. Баязид согласился с этой идеей, и к маю 1497 года Ахмад-бей столкнулся с Рустамом возле Аракса и победил его. [38]

После смерти Ахмада партия «Ак Коюнлу» стала еще более раздробленной. Государством управляли три султана: Алванд Мирза на западе, племянник Узун Хасана Касим в анклаве в Диярбакыре и брат Альванда Мухаммед в Фарсе и Ирак-Аджаме (убит в результате насилия летом 1500 года и заменен Морадом Мирзой). Распад государства Ак-Коюнлу в Иране начался осенью 1501 года с поражения от рук Исмаила Сефеви, покинувшего Лахиджан двумя годами ранее и собравшего большую аудиторию туркменских воинов. Он завоевал Ирак-Аджами, Фарс и Керман летом 1503 г., Диярбакыр в 1507–1508 гг. и Месопотамию осенью 1508 г. Последний султан Ак-Коюнлу Морад, надеявшийся вернуть себе трон с помощью османских войск, был Исмаила побежден и убит воинами Кызылбаша в последней крепости Рохада, положив конец политическому правлению династии Ак-Коюнлу. [32] [3]

Управление

Лидеры Ак Коюнлу были выходцами из клана Бегундур или Баяндур тюрков-огузов. [40] и считались потомками полумифического отца-основателя огузов Огузов-кагана . [41] Баяндуры вели себя как государственные деятели, а не военачальники и заручились поддержкой купеческих и феодальных классов Закавказья (современные Армения , Азербайджан и Грузия ). [41] Ак-Коюнлу, наряду с Кара-Коюнлу, были последними иранскими режимами, которые использовали свое происхождение от Чингизидов для установления своей легитимности. При Якуб-беке была распущена чинггисидская яса (традиционные кочевые законы средневековых тюрко-монголов евразийских степных земель). [42]

Медресе Касымие , построенное в 1445 году Касымом, сыном султана Аккоюнлу Муизз-ад-Дина.

Завоевание Узун Хасаном большей части материкового Ирана переместило центр власти на восток, где Ак Коюнлу перенял иранские обычаи управления и культуры. В иранских районах Узун Хасан сохранил прежнюю бюрократическую структуру вместе со своими секретарями, принадлежавшими к семьям, в ряде случаев служившим при разных династиях на протяжении нескольких поколений. [3] Все четыре высших гражданских поста Ак-Коюнлу были заняты иранцами, в том числе при Узун Хасане; визирь, возглавлявший великий совет ( диван ); мостауфи аль-мамалек , высокопоставленные финансовые бухгалтеры; мордар ; , поставивший государственную печать и маракур «хозяин конюшни», курировавший королевский двор. [3]

Культура процветала при Ак Коюнлу, который, хотя и имел тюркское происхождение, спонсировал иранскую культуру. Сам Узун Хасан принял его и правил в стиле иранского царя. Несмотря на свое туркменское происхождение, он гордился тем, что он иранец. [43] В своей новой столице Тебризе он управлял изысканным персидским двором. Там он использовал атрибуты доисламской персидской королевской семьи и бюрократов, взятые из нескольких более ранних иранских режимов. Используя свои растущие доходы, Узун Хасан смог купить одобрение улемов ( духовенства) и, в основном, иранской городской элиты, одновременно заботясь об обедневших сельских жителях. [42]

В письмах османских султанов при обращении к королям Ак-Коюнлу такие титулы, как : ملك الملوك الأيرانية иранских царей», арабский : سلطان السلاطين الإيرانية Султан иранских султанов « арабский « Король » и иранский Хадив -э " Шаханшах Аджам Иран и правитель Персии», Джамшид шавкат и Ферейдун райат и Дара дераят «Мощный, как Джамшид , флаг Ферейдуна и мудрый, как Дарий ». [44] Узун Хасан также носил титул Падишах -и Иран «Падишах Ирана», который был повторно усыновлен его внуком прялки Исмаилом I, основателем империи Сефевидов. [45]

Царство Ак-Коюнлу было известно тем, что здесь проживало множество выдающихся деятелей, таких как поэты Али Кушджи (умер в 1474 г.), Баба Фигани Ширази (умер в 1519 г.), Ахли Ширази (умер в 1535 г.), поэт, ученый и суфий Джами (умер в 1492 г.) . ) и философ и теолог Джалал ад-Дин Давани (умер в 1503 г.). [43]

Культура

Ак Коюнлу покровительствовал персидской художественной литературе , в которую входили такие поэты, как Ахли Ширази , Камал ад-Дин Банаи Харави, Баба Фигани, Шахиди Куми. [46] Ко времени правления Якуба двор Ак-Коюнлу питал любовь к персидской поэзии. [47] XVI века Азербайджанский поэт Физули также родился и вырос при правлении Ак Коюнлу, написав свое первое известное стихотворение для шаха Алванда Мирзы . [48]

Нур ад-Дин Абд ар-Рахман Джами посвятил Якубу свое стихотворение «Саламан ва Абсал» , написанное на персидском языке. [49] [50] Якуб наградил Джами щедрым подарком. [49] Джами также написал панегирик « Сильсилат аз-Захаб» , в котором косвенно критиковал аморальное поведение Якуба. [46] Якубу были посвящены персидские стихи, в том числе аллегорическая маснави Ахли Ширази о любви « Шам ва парвана» и поэма Банаи из 5000 стихов « Бахрам ва Бихруз» . [46]

Племянник Якуба по материнской линии, Абдаллах Хатифи, писал стихи в течение пяти лет, которые он провел при дворе Ак-Коюнлу. [51]

Узун Хасан и его сын Халил. [52] покровительствовал, наряду с другими выдающимися суфиями, членам тарикатов Кобрави и Нематаллахи. [53] Согласно «Тарих-э лам-р-йе амини» Фазлалла б. Рузбен Хонджи Исфахни, заказанная судом история правления Якуба, Узун Хасан построил около 400 построек в районе Ак-Коюнлу с целью убежища суфийских общин. [53]

Администрация

Администрация Ак Коюнлу состояла из двух частей; военная каста, которая в основном состояла из туркмен , но имела в своем составе и иранских соплеменников. Другая часть представляла собой гражданский персонал, который состоял из чиновников из известных персидских семей. [54]

Военная структура

Организация армии Ак Коюнлу основывалась на слиянии военных традиций как кочевых, так и оседлых культур. Этнический состав войск Ак-Коюнлу был весьма неоднороден: в него входили «сарвары» Азербайджана, народы Персии и Ирака, иранзаминские аскеры, дилаверы Курдистана, туркменские мехтары и другие. [55] [56]

Падишах (Государь) Глава Минобороны
Тавачи дари
Начальник охраны
Корчу ему должен
Главный командующий армейскими частями
(Амир аль-Умара – Военный кошун)
Знаменосец
(Порядок мира)
Тавачи Кади Назир Амир Битикчи
Королевский телохранитель
Мальчик-нукер
Охранники
(корчу)
Инженерный корпус Главный всадник
(Эмир Ахур)
Гарнизоны Начальник охоты
Амир-и Шикар
Артиллерия Военный инспектор
Ариз-и Лашкар
Дорожные охранники интендант
Букаул-и Лашкар
Регулярная армия
(Джери)
Поиск единиц
Баларгучи
Кочевники
Мир-и
Армейский инспектор
Амири Джандар
Жандарские подразделения
Начальник отдела продовольственного снабжения
рекордсмен
Начальник вспомогательных войск
Ясаул ему должен
Ясаульские подразделения
Руководитель кемпинга
Юрчу ему должен
Юртчу отряды
Мессенджер
Чавуш
Иисус
Секретные агенты/шпионы
Сахиб Хабар
Джагдиул
Начальник отдела внутренних дел
Эшик Асаси Баши

[55] [56]

Чеканка монет

См. также

Примечания

  1. ^ Однако некоторые остатки государств Ак-Коюнлу продолжали править до 1508 года, прежде чем они были поглощены Империей Сефевидов I. Исмаилом [1]
  2. ^ ...Персидский язык был в первую очередь языком поэзии при дворе Ак-Коюнлу. [5]
  3. ^ • Также упоминается как конфедерация Ак-Коюнлу , султанат Ак-Коюнлу , империя Ак-Коюнлу , [3] Конфедерация Белых Овец .
    • Другие варианты написания включают Аг Коюнлу , Аг Коюнлу или Ак Коюнлу .
    • Также упоминается как Баяндурийе ( Баяндуриды ) на иранском языке. [12] [11] и османские источники. [13]
    • В мамлюкских источниках также известен как Тур-Алиды . [14] : 34 

Ссылки

  1. ^ Чарльз Мелвилл (2021). Сефевидская Персия в эпоху империй: идея Ирана . Том. 10. с. 33. Лишь спустя еще пять лет Исмаилу и Кезельбашу наконец удалось победить остатки режима Ак Коюнлу. В Диярбакре моусиллу свергли Зейнала б. Ахмад, а затем позже присягнули Сефевидам, когда Сефевиды вторглись в 913/1507 году. В следующем году Сефевиды завоевали Ирак и изгнали Солтан-Морада, который бежал в Анатолию и больше никогда не мог заявить о своих правах на власть Ак-Коюнлу. Таким образом, только в 1508 году последние регионы власти Ак-Коюнлу наконец перешли к Исмаилу.
  2. ^ Дэниел Т. Поттс (2014). Кочевничество в Иране: от древности до современности . п. 7. Действительно, род Баюндур, к которому принадлежали правители Ак-коюнлу, носил то же имя и тамгу (символ), что и род огузов.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «АК КОЮНЛУ» . Энциклопедия Ираника. 5 августа 2011 г. стр. 163–168.
  4. ^ Арджоманд, Саид Амир (2016). «Единство персидского мира под тюрко-монгольским господством и разнонаправленное развитие имперских автократий в шестнадцатом веке». Журнал персидских исследований . 9 (1): 11. дои : 10.1163/18747167-12341292 . Распад империи Тимура на растущее число княжеств Тимуридов, управляемых его сыновьями и внуками, позволил добиться замечательного восстановления османов и их завоевания Византии на запад, а также возникновения конкурирующих тюрко-монгольских кочевых империй Ак Коюнлу и Кара Коюнлу. в западном Иране, Ираке и восточной Анатолии. Однако во всех этих кочевых империях персидский язык оставался официальным придворным языком, и преобладал персидский идеал королевской власти.
  5. ^ Перейти обратно: а б Эркинов 2015 , с. 62.
  6. ^ Лаццарини, Изабелла (2015). Коммуникация и конфликты: итальянская дипломатия в эпоху раннего Возрождения, 1350-1520 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 244. ИСБН  978-0-19-872741-5 .
  7. ^ Джавади и Беррилл 2012 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Майкл М. Гюнтер, Исторический словарь курдов (2010), стр. 29
  9. ^ Перейти обратно: а б Фарук Шумер (1988–2016). «А.К.Коюнлу Туркменская династия, правившая в Восточной Анатолии, Азербайджане и Ираке в XV веке (1340–1514)» . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д «Монеты племенной федерации Ак Коюнлу» .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Фарук Шумер (1988–2016). «УЗУН ХАСАН (ум. 882/1478) правитель Аккоюнлу (1452–1478)». . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований.
  12. ^ Сейфеттин Эршахин (2002). Аккоюнлулар: политическая, культурная, экономическая и социальная история (на турецком языке). п. 317.
  13. ^ Международный журнал тюркских исследований . Том. 4–5. Университет Висконсина. 1987. с. 272.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Вудс, Джон Э. (1999). Аккуюнлу: Клан, Конфедерация, Империя . Университет Юты Пресс, Солт-Лейк-Сити. ISBN  0-87480-565-1 .
  15. ^ «Ак Коюнлу» в Энциклопедии Ираника ; «Оседлые христиане не были полностью исключены из экономической, политической и социальной деятельности государства Ак Коюнлу, и что Кара Омман имел в своем распоряжении, по крайней мере, элементарный бюрократический аппарат ирано-исламского типа. [...] С После завоевания Ирана центр власти Ак Коюнлу не только сместился на восток, но и иранское влияние вскоре оказало влияние на их методы правления и их культуру».
  16. ^ Кошик Рой, Военный переход в Азии раннего Нового времени, 1400–1750 гг. , (Bloomsbury, 2014), 38; «Постмонгольская Персия и Ирак находились под властью двух племенных конфедераций: Аккоюнлу (Белая овца) (1378–1507) и Караоюнлу (Черная овца). Это были персидские туркменские конфедерации Анатолии (Малой Азии) и Азербайджана».
  17. ^ Микаберидзе, Александр (2011). Конфликт и завоевания в исламском мире: Историческая энциклопедия, том. 1 . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio. п. 431. ИСБН  978-159884-336-1 . «Его армия Кызылбаша разгромила массированные силы доминирующих туркмен Ак-Коюнлу (Белая овца) в Шаруре в 1501 году...».
  18. ^ Книга Деде Коркута (Ф.Сумер, А.Уйсал, изд. У.Уокера). Издательство Техасского университета. 1972. с. Введение. ISBN  0-292-70787-8 . «Более известны как туркмены ... временные династии Ак-Коюнлу и Каракоюнлу...»
  19. ^ Эрдем, Ильхам. «Государство Ак-коюнлу от смерти Осман-бея до Узун Хасан-бея (1435-1456)». (2008). «Создателем княжества Ак-Коюнлу, основанного в районе Диярбакыра, был Кара Юлюк Осман-бей, член племени Баындыр огузов».
  20. ^ Пайнс, Юрий, Михал Биран и Йорг Рюпке, ред. пределы универсального правления: сравнение евразийских империй. Cambridge University Press, 2021. «Ак Коюнлу, как и османы, начали свою жизнь как собрание слабо организованной группы пасторальных кочевых налетчиков-огузов в районе Диярбакыр в восточной Анатолии»
    «династия контролировала территорию на своей родине в Восточной Анатолии»
  21. ^ Поттс, Дэниел Т. Кочевничество в Иране: от древности до современности. Издательство Оксфордского университета, 2014.
  22. ^ Подмигните, Андре. Индо-исламское общество: XIV-XV вв. Том. 3. Брилл, 2003.
  23. ^ Перейти обратно: а б Босворт, CE (1 июня 2019 г.). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. стр. 275–276. ISBN  978-1-4744-6462-8 .
  24. ^ Синклер, Т.А. (1989). Восточная Турция: Архитектурное и археологическое исследование, Том I. Пиндар Пресс. п. 111. ИСБН  978-0907132325 .
  25. ^ Джексон, Питер; Локхарт, Лоуренс, ред. (1986). Кембриджская история Ирана. Том 6, Периоды Тимуридов и Сефевидов . Издательство Кембриджского университета. п. 154.
  26. ^ Минорский, Владимир (1955). «Ак-коюнлу и земельные реформы (Туркменика, 11)». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 17 (3): 449. дои : 10.1017/S0041977X00112376 . S2CID   154166838 .
  27. ^ Роберт МакГенри. Новая Британская энциклопедия , Британская энциклопедия, 1993, ISBN   0-85229-571-5 , с. 184.
  28. ^ Корнелл Х. Флейшер (1986). Бюрократ и интеллектуал в Османской империи . п. 287.
  29. ^ Х.Б. Паксой (1989). Алпамыш: Центральноазиатская идентичность под властью России . п. 84.
  30. ^ Исмаил Ака (2005). Статьи (на турецком языке). Том. 2. Книжный магазин Берикан. п. 291.
  31. ^ Иглз 2014 .
  32. ^ Перейти обратно: а б Тиграни, Абу Бакр-и (2014). Китаб-и Диярбекрийе (PDF) . Турецкое историческое общество. ISBN  978-9751627520 .
  33. ^ Иглз 2014 , с. 46.
  34. ^ Перейти обратно: а б Маркевич 2019 , стр. 184.
  35. ^ «АККоюнлулар – Исламская энциклопедия ТДВ» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 11 апреля 2022 г.
  36. ^ Вудс, Джон Э. (1999). Аккуюнлу: Клан, Конфедерация, Империя (PDF) . Университет Юты Пресс. ISBN  0-87480-565-1 .
  37. ^ Томас и Чесворт 2015 , с. 585.
  38. ^ Перейти обратно: а б Владимир Минорский. «Ак-Коюнлу и земельные реформы (Туркменика, 11)», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета , 17/3 (1955): 458.
  39. ^ Сары, Ариф (2019). «Турецкие государства Ирана, Каракоюнлу, Аккоюнлу, Сефевиды». Приключение человечества . Запросить публикации.
  40. ^ CE Босворт и Р. Буллиет, Новые исламские династии: хронологическое и генеалогическое руководство , Columbia University Press, 1996, ISBN   0-231-10714-5 , с. 275.
  41. ^ Перейти обратно: а б Чарльз ван дер Леу. Азербайджан: В поисках идентичности, краткая история , Пэлгрейв Макмиллан, ISBN   0-312-21903-2 , с. 81
  42. ^ Перейти обратно: а б Лейн 2016г .
  43. ^ Перейти обратно: а б Лангаруди и Негабан 2015 .
  44. ^ Муайид Сабити, Али (1967). Аснад ва Намахха-йи Тарихи (Исторические документы и письма от раннего исламского периода до конца правления шаха Исмаила Сефеви) . Иранская культура и литература. Китабханах-ти Тахури. , стр. 193, 274, 315, 330, 332, 422 и 430. См. также: Абдул Хусейн Наваи, Аснад о Мокатебаат Тарихи Иран (Исторические источники и письма Ирана), Тегеран, Бонгаах Тарджоме и Нашр-э-Кетаб, 2536. , стр. 578, 657, 701–702 и 707.
  45. ^ HR Ремер, «Период Сефевидов», в Кембриджской истории Ирана , Vol. VI, Издательство Кембриджского университета, 1986, стр. 339: «Еще одним свидетельством желания следовать линии туркменских правителей является принятие Исмаилом титула «Падишах-и-Иран», ранее принадлежавшего Узуну Хасану».
  46. ^ Перейти обратно: а б с Лингвуд 2014 , с. 26.
  47. ^ Лингвуд 2014 , с. 111.
  48. ^ Мазиоглу, Хасибе (1992). и отрывки из его Фузулы турецкого дивана ] (на турецком языке). Министерство культуры, Департамент публикаций. п. 4. ISBN  978-975-17-1108-3 .
  49. ^ Перейти обратно: а б Даадли 2019 , с. 6.
  50. ^ Лингвуд 2014 , с. 16.
  51. ^ Лингвуд 2014 , с. 112.
  52. ^ Лингвуд 2014 , с. 87.
  53. ^ Перейти обратно: а б Лингвуд 2011 , с. 235.
  54. ^ В. Минорский, «Гражданское и военное обозрение в Фарсе» 881/1476, с. 172
  55. ^ Перейти обратно: а б Агаев, Юсиф; Ахмедов, Сабухи (2006). Ак-Коюнлу-Османская война (in Russian).
  56. ^ Перейти обратно: а б Эрдем, И. (март 1991 г.). «[Человеческий элемент, составивший армию Аккоюнлу]» . Журнал исторических исследований (на турецком языке). 15 (26): 85–92. ISSN   1015-1826 .

Источники

  • Босворт, Клиффорд (1996) Новые исламские династии: хронологическое и генеалогическое руководство (2-е изд.), Columbia University Press, Нью-Йорк, ISBN   0-231-10714-5
  • Джавади, Х.; Беррилл, К. (24 мая 2012 г.). «Азербайджан х. Азербайджано-турецкая литература» . Энциклопедия Ираника . Среди азербайджанских поэтов XV века следует упомянуть Хатаи Тебризи. Он написал манави под названием «Юсоф ва Золейха» и посвятил его Аккоюнлу Султану Якубу (годы правления 1478–1490), который сам писал стихи на азербайджанском турецком языке.
  • Дахадли, Тауфик (2019). Эзотерические образы: расшифровка позднегератской школы живописи . Брилл.
  • Иглз, Джонатан (2014). Штефан Великий и балканский национализм: Молдова и история Восточной Европы . ИБ Таурис. ISBN  978-1780763538 .
  • Эркинов, Афтандил (2015). «От Герата до Шираза: уникальная рукопись (876/1471) поэзии Али Шира Наваи из круга Ак Коюнлу». Центральное Каье д'Ази . 24 . Перевод Бина, Скотта: 47–79.
  • Лейн, Джордж (2016). «Туркменские конфедерации (Аккоюнлу и Карагоюнлу)». В Далзиэле, Н.; Маккензи, Дж. М. (ред.). Энциклопедия Империи . стр. 1–5. дои : 10.1002/9781118455074.wbeoe193 . ISBN  978-1118455074 .
  • Лангаруди, Реза Резазаде; Негабан, Фарзин (2015). «Ак-куюнлу» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN   1875-9831 .
  • Лингвуд, CG (2011). «Кебла Джами - это не что иное, как Тебриз»: Абд ар-Рахман Джами и суфизм Накшбанди при королевском дворе Ак Коюнлу». Журнал персидских исследований . 4 (2): 233–245. doi : 10.1163/187471611X600404 .
  • Лингвуд, Чад Г. (2014). Политика, поэзия и суфизм в средневековом Иране . Брилл.
  • Маркевич, Кристофер (2019). Кризис королевской власти в позднесредневековом исламе: персидские эмигранты и становление османского суверенитета . Издательство Кембриджского университета. [ ISBN отсутствует ]
  • Морби, Джон (2002) Мировые династии: хронологический и генеалогический справочник (2-е изд.), Oxford University Press, Оксфорд, Англия, ISBN   0-19-860473-4
  • Томас, Дэвид; Чесворт, Джон А., ред. (2015). Христианско-мусульманские отношения. Библиографическая история: Центральная и Восточная Европа, Азия, Африка и Южная Америка . Том. 7. Брилл. [ ISBN отсутствует ]
  • Вудс, Джон Э. (1999) Аккуюнлу: Клан, Конфедерация, Империя (2-е изд.) University of Utah Press, Солт-Лейк-Сити, ISBN   0-87480-565-1

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 99a2c357fb344257d69172dc02565b2f__1722407160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/2f/99a2c357fb344257d69172dc02565b2f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aq Qoyunlu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)