Конституционная история Турции
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на турецком языке . (Декабрь 2020 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Конституционная история Турция |
---|
Конституционные документы |
Конституции |
Референдумы |
Конституционный суд |
На протяжении веков Турция имела множество конституций , и ее можно охарактеризовать устойчивым созданием национального государства , демократизацией и признанием международного права .
Турция имеет богатую конституционную историю, насчитывающую период с 1808 года по настоящее время. [1] За прошедшие годы в Турции было принято множество конституций и в эти конституции были внесены радикальные поправки. С момента своего создания четырьмя основными конституциями Турции были Конституция 1921 года , Конституция 1924 года , Конституция 1961 года и Конституция 1982 года . [1] До этих конституций Турция управлялась Османской империей и другими фундаментальными инструментами, такими как Сенед-и Иттифак , Имперский указ о реорганизации , Османский указ о реформе , Османская конституция 1876 года .
Действующая конституция Турции 1982 года была ратифицирована девятнадцать раз, причем последняя ее редакция была внесена в 2017 году и была направлена на улучшение прав и свобод личности и укрепление верховенства закона. [2]
Основные документы, управлявшие Турцией до 1921 г.
[ редактировать ]- 1808: 29 сентября между вождями Румелии и Анатолии и Османским государством была подписана Хартия Союза , подготовленная Алемдаром Мустафой-пашой в период правления Махмуда II , с целью сделать центральную власть доминирующей над провинциями. Эта Хартия Союза была подписана для регулирования полномочий между местными правителями и правительством Османской империи.
- 1839: Указ Гюльхане, подготовленный Мустафой Решид-пашой 3 ноября, во время правления I. Абдул- Меджида Этот документ был провозглашением Абдул-Меджида I , которое реорганизовало Османскую империю и провело различные реформы.
- 1856: Указ о реформе Османской империи 1856 года , который дополнил и усилил Императорский указ о реорганизации . Он обещал равенство доступа к образованию, правительственным назначениям, военной службе и отправлению правосудия для всех, независимо от религии, языка или расы.
- 1876: Конституция Османской империи вступила в силу в первую конституционную эпоху (1876–78) и рассматривалась как символ свободы для ее турецких граждан. Впоследствии конституция была пересмотрена в 1909 году во время Второй конституционной эры Османской империи (1908–20).
Конституция 1921 года
[ редактировать ]Конституция Турции 1921 года была основным законом Турции с 1921 по 1924 год. [3] Общепризнано, что Конституция стала результатом самого демократического конституционного процесса в истории Турции. [4] Оно было создано выборным учредительным собранием, в котором не только присутствовали, но и активно участвовали различные группы и идеологии. [4]
Проект конституции был подготовлен советом министров в форме законодательного предложения и направлен на общее собрание. [5] Генеральная ассамблея обсудила юридические и процедурные проблемы, связанные с этим предложением, и решила направить его в специальную комиссию в виде документа, состоящего из 31 статьи. [5] Комиссия, работавшая над проектом, разделила его на две части: «Программу популизма » и «Основной закон об учреждении (Конституция 1921 года)». [4] Программа популизма представляла собой декларацию политических целей и взглядов, а не носила нормативный характер. Поэтому она была отделена от конституционных норм и объявлена правительственной программой, отражающей антиимпериалистические и антикапиталистические , левопопулистские идеи, а также гражданский контроль над вооруженными силами. Последняя часть стала фактической конституцией и сделала революционный выбор безусловного суверенитета нации, ознаменовав значительный разрыв с имперским и монархическим прошлым. [6]
Конституция 1921 года была очень короткой. Он содержал 23 статьи и отдельную статью, в которой рассматривались вопросы власти, местного самоуправления и их юрисдикции. [6]
Конституция была создана после распада Османской империи после Первой мировой войны . [3] Мустафа Кемаль Ататюрк Турции, , который затем стал первым президентом сыграл ключевую роль в подготовке этой Конституции. [3] Мустафа Кемаль объявил о выборах новой ассамблеи, которая соберется в столице Турции Анкаре . [3] Оно называлось Великим Национальным Собранием Турции и обладало как исполнительной, так и законодательной властью. [6] В статье 3 Конституции говорится, что «государство Турция управляется Великим Национальным Собранием, и его правительство называется Правительством Великого Национального Собрания ». [7] Эта Ассамблея могла менять министров по своему желанию, и министры Совета не имели полномочий распускать Ассамблею. [7] Это произошло из-за того, что Собранию были переданы как исполнительная, так и законодательная власть. [7]
Тем не менее, эта Ассамблея приняла Конституцию 1921 года, которая заняла глубокое место в конституционной истории Турции. [8] Это была первая конституция, которая провозгласила Турцию светской республикой и отошла от монархической системы, установленной Османской империей . [3] Конституция лишила суверенитета султана и предоставила это право обществу. [9] В статье 1 Конституции провозглашался принцип национального суверенитета и говорилось, что « суверенитет [был] предоставлен нации без каких-либо условий » . [9]
Конституция 1924 года
[ редактировать ]Конституция Турции 1924 года была самой продолжительной конституцией, остававшейся в силе 36 лет с 1924 по 1961 год. [10] Ассамблея была возобновлена в середине 1923 года и решила создать новую конституцию, которая была принята большинством Ассамблеи 20 апреля 1924 года. [10] Первоначально она называлась «Конституция Турецкой Республики» и часто упоминается как первая Конституция Турции . [11]
Эта Конституция была кодифицирована аналогично Конституции 1921 года и сохранила фундаментальные принципы, заложенные в предыдущей Конституции; однако он был гораздо более подробным и состоял из 105 статей. [11]
Принцип национального суверенитета сохранялся. Как и в Конституции 1921 года, Великое национальное собрание Турции считалось «единственным представителем нации». [12] Согласно Конституции 1924 года законодательная и исполнительная власть принадлежала Ассамблее. Однако Конституция 1924 года приблизилась к «парламентской демократии», предоставив Ассамблее право контролировать и распускать правительство, хотя правительство и президент не имели права распускать Ассамблею. [12] Тем не менее судебная власть была полностью независимой. [9] Именно поэтому конституция 1924 года была охарактеризована как шаг к парламентской системе и разделению властей .
Эта Конституция также воплотила такие вопросы, как основные права и свободы. [10] Что касается соответствующих статей, все были равны перед законом, запрещались пытки и жестокие или необычные наказания, личная свобода, свобода совести и религии, а также свобода мысли и выражения были гарантированы в дополнение ко всем гражданским и политическим правам и свободы. [10]
Однако одним проблемным аспектом Конституции 1924 года было наличие статьи, в которой говорилось, что « официальной религией государства [был] ислам », идея против секуляризма, которой не было в Конституции 1921 года . [13]
Всего в Конституцию вносились поправки семь раз, две из которых можно считать модальными поправками. статья, гласившая, что « религией государства является ислам Наиболее важные поправки заключались в том, что в 1928 году была исключена », и был введен секуляризм . [13] Кроме того, в поправке 1934 года было также признано право женщин голосовать и быть избранными в парламент . [13]
ценности республиканизма , национализма , популизма , этатизма и реформизма В 1937 году в конституции были также воплощены .
Конституция 1924 года сохранялась без изменений после перехода к многопартийной системе в 1946 году, однако ее действие прекратилось в мае 1960 года после военного переворота. [10] Революционные офицеры с помощью оппозиционных партий начали готовить новую конституцию, чтобы установить «более плюралистический режим демократии» со всеми вытекающими отсюда гарантиями, сохраняя при этом современный и светский характер государства. [14]
Конституция 1961 года
[ редактировать ]Конституция Турции 1961 года была принята после первого военного переворота в мае 1960 года. [15] Когда боевики взяли власть в свои руки, они распустили Ассамблею, заключили в тюрьму президента ( Джелала Баяра в то время ), премьер-министра ( Аднана Мендереса , который позже был повешен) и всех членов Ассамблеи. [15]
Конституция 1961 года была принята на референдуме в мае 1961 года, за нее проголосовали 61,7% населения. [10] Он состоял из 157 основных статей и 11 временных статей. Эта конституция ввела модифицированную систему проверок, установив двухпалатную систему, состоящую из Сената и Национального собрания . [10] При этом он ограничил власть правительства; Полномочия президента были ограничены, а индивидуальным правам и свободам стало уделяться больше внимания. [16] Конституция сосредоточена на таких вопросах, как основные права и свободы, трудовая жизнь, право на создание профсоюза , право на коллективные переговоры и забастовку, свобода печати и коммуникаций, политические права. [16] Он также содержал длинный билль о правах и ограничивал полномочия исполнительной власти. [17]
Конституция 1961 года отличалась от предыдущей конституции 1924 года из-за относительной важности, которую она придавала идее демократии, которая перешла от большинства к плюрализму . [17] Кроме того, оно стремилось расширить и укрепить основные права человека . Эта конституция также стала первым случаем, когда Турция приняла конституционный контроль и учредила Конституционный суд . [18] Таким образом, эта конституция считается самой либеральной конституцией в истории Турции.
Тем не менее, хотя основной целью лидеров боевиков было восстановление демократического процесса, они также хотели защитить свои собственные интересы. [14] Таким образом, конституция была составлена таким образом, чтобы обеспечить уступки власть имущим.
В эту конституцию вносились поправки семь раз. Первая поправка была внесена в ноябре 1969 года, а последняя — в апреле 1974 года. [14] Однако из-за политической нестабильности и растущей напряженности между правыми и левыми группами в сентябре 1980 года произошла военная интервенция, в результате которой была принята конституция 1982 года . [18]
Конституция 1982 года
[ редактировать ]Действующая Конституция Турции является результатом успешного военного переворота 12 сентября 1980 года. [19] После этого вмешательства, 9 ноября 1982 года, военный режим ( режим Совета национальной безопасности ( СНБ )) принял конституцию, действующую в настоящее время. [19] С самого начала СНБ выразил намерение восстановить демократию и реструктуризацию демократической системы Турции. [20] Следовательно, при разработке этой конституции оно отменило двухпалатную систему и вновь ввело однопалатную систему . Он также усилил власть исполнительной власти и утверждал, что Турция является светской и демократической республикой , черпающей свой суверенитет от своего народа. [20]
Основной целью конституции было восстановление власти государства и, следовательно, защита ее от действий граждан, а не защита индивидуальных свобод от посягательств государства. [19] Это было поддержано преамбулой, в которой говорилось, что « никакая защита не может быть предоставлена мыслям или мнениям, противоречащим национальным интересам Турции » . [19]
Таким образом, по сравнению с конституцией 1961 года , нынешняя конституция 1982 года была более казуистической или конкретной в деталях. [21] Кроме того, его было труднее изменить, он был более переходным и смещал баланс между властью и свободой в сторону первого. [21] При этом он усилил власть исполнительной ветви власти, избежал тупиков в механизме принятия политических решений и стал менее снисходителен к демократии участия .
Как и ее предшественница, конституция 1982 года включает подробный билль о правах, охватывающий социальные, экономические и политические права и свободы граждан. [22] Согласно статье 5, все люди равны перед законом и обладают « неотъемлемыми основными правами и свободами, которые неприкосновенны и неотчуждаемы » . [5] Однако статьи с 10 по 15 уполномочивают правительство ограничивать права личности в интересах защиты « целостности государства » и « общественных интересов ». [5]
Таким образом, конституция 1982 года была разработана для поддержки сильного центрального правительства и ограничения политической свободы, предусмотренной в предыдущих конституциях Турции. [21]
В эту конституцию вносились поправки девятнадцать раз. [10] Три из этих поправок, внесенные в 2007, 2010 и 2017 годах, стали результатом успешного референдума . Последние поправки были внесены после референдума 2017 года. [10] Общее направление этих поправок заключалось в улучшении прав и свобод, предоставляемых отдельным лицам, укреплении верховенства закона и ограничении прерогативных полномочий, предоставленных военным. [19]
См. также
[ редактировать ]Конституционный кризис в Турции 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Григориадис, Иоаннис (2014). «Конституционная история Турции: с 1876 года по настоящее время» . Исследования Юго-Восточной Европы и Черного моря . 14 : 133. дои : 10.1080/14683857.2014.882091 . S2CID 153642126 – через Taylor & Francisco Online.
- ^ Великое национальное собрание Турции (15 июля 2016 г.). «Конституция Турецкой Республики» (PDF) . Конституция Турецкой Республики . Великое Национальное Собрание Турции. Глава третья, раздел I, статья 41, пункты 3-4 . Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Эрл, Эдвард Мид (1925). «Новая конституция Турции» (PDF) . Политология ежеквартально . 40 (1): 73–100. дои : 10.2307/2142408 . JSTOR 2142408 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с Версан, Вакур (1964). «Эволюция верховенства закона и новая конституция Турции» . Пакистанский горизонт . 17 (2): 122–129. ISSN 0030-980X . JSTOR 41392792 .
- ^ Jump up to: а б с д ЙИМАЙЯ, АХМЕТ (2016). «Предлагаемая президентская система Турции: оценка контекста и критика» . Инсайт Турция . 18 (4): 29–40. ISSN 1302-177X . JSTOR 26300449 .
- ^ Jump up to: а б с Озбудун, Эргун; Генцкая, Омер (2009). «История создания конституции в Турции». Демократизация и политика принятия конституции в Турции (2-е изд.). Издательство Центральноевропейского университета. п. 10. ISBN 978-963-9776-30-2 .
- ^ Jump up to: а б с Боюнсуз, Суле (2021). «Революционная конституция 1921 года» . Журнал Ассоциации тюркских исследований : 164.
- ^ Гюлек, Касим (1951). «Демократия пускает корни в Турции» . Иностранные дела . 30 (1): 135–144. дои : 10.2307/20030885 . ISSN 0015-7120 . JSTOR 20030885 .
- ^ Jump up to: а б с Озпекин, Серхан (2018). «Конституции и их особенности в Турецкой Республике» . 46:51 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бали, Асли (2021 г.). «Конституционализм в Турции». Оксфордский справочник по турецкой политике . Издательство Оксфордского университета. п. 15. ISBN 9780190064891 .
- ^ Jump up to: а б Эрдемир, Бенек (2007). «Конституции Турции 1921 и 1924 годов» . Европейский журнал политических исследований . 2:15 – через Академию.
- ^ Jump up to: а б Деверо, Роберт (1962). «Турецкая экономическая доктрина и организация, старая и новая» . Социальные науки . 37 (2): 99–107. ISSN 0037-7848 . JSTOR 23906805 .
- ^ Jump up to: а б с Гюнтер, Майкл М. (2012). «Турция: Политика новой демократической конституции» . Ближневосточная политика . 19 : 120. doi : 10.1111/j.1475-4967.2012.00528.x – через ProQuest.
- ^ Jump up to: а б с Шилович, Джозеф С. (1963). «Конституция Турции 1961 года – анализ» . Международный исламский университет . 2 (3): 363–381. JSTOR 20832699 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б Маршалек-Кава, Джоанна; Бурак, Ахмет (2018). «Политическая система Турецкой Республики в прошлом и настоящем» . Обзор политологии . 3 :146 – через Przeglad Politologiczny.
- ^ Jump up to: а б Айбай, Рона (1977). «Некоторые современные конституционные проблемы в Турции» . Бюллетень (Британское общество ближневосточных исследований) . 4 (1): 21–27. дои : 10.1080/13530197708705194 . ISSN 0305-6139 . JSTOR 194939 .
- ^ Jump up to: а б Сомер, Мюрат (1963). «Понимание демократического распада Турции: старое против нового и коренное население против глобального авторитаризма» . Исследования Юго-Восточной Европы и Черного моря . 16 (4): 493. дои : 10.1080/14683857.2016.1246548 . S2CID 151755876 – через Taylor & Francisco Online.
- ^ Jump up to: а б Балкан, Садык; Уйсал, Ахмет Э.; Карпат, Кемаль Х. (1962). «Конституция Турецкой Республики» . Ближневосточный журнал . 16 (2): 215–238. ISSN 0026-3141 . JSTOR 4323472 .
- ^ Jump up to: а б с д и Озбудун, Эргун (2007). «Реформы демократизации в Турции, 1993-2004 гг.» . Турецкие исследования . 8 (2): 188. дои : 10.1080/14683840701312195 . S2CID 145218967 – через Taylor & Francisco Online.
- ^ Jump up to: а б Гененц, Левент (2004). «Поправки 2001 года к Конституции Турции 1982 года» (PDF) . Обзор законодательства Анкары . 1 :102 – через Конститут.
- ^ Jump up to: а б с Арслан, Зюхту (2007). «Заявка Турции на новую конституцию» . Инсайт Турция . 9 (3): 7–17. ISSN 1302-177X . JSTOR 26328888 .
- ^ Озбудун, Эргун (2013). «Президентизм против парламентаризма в Турции» . Глобальная Турция в Европе : 165–170.