Конституционная история Брунея
Эта статья является частью серии статей о |
История Бруней |
---|
![]() |
Хотя Бруней получил полную независимость в 1984 году , он смог создать автономное правительство в 1959 году. Согласно Конституции Брунея , султан Брунея обладает большой политической властью и может отвергать выбор, сделанный Исполнительным советом, пока он письменно обосновывает это. В соответствии с конституцией также были сформированы Тайный совет , который консультирует султана по вопросам сострадания, внесения изменений в конституцию и почетных назначений, Законодательный совет , который должен состоять как из избранных, так и из назначаемых членов, и окружные советы. [ 1 ] Как глава государства и религии, султан Брунея отвечает за законодательную, исполнительную и судебную функции правительства. Бруней – унитарное государство с конституционной монархией . Ислам является признанной государственной религией . [ 2 ]
Ранние соглашения
[ редактировать ]Британская колониальная позиция в отношении Брунея начала постепенно меняться в годы после Второй мировой войны . Брунея Аристократы начали задаваться вопросом о своих исторических связях с британцами. Предложение султана Ахмада Таджуддина о внесении поправок в Договор 1905–1906 годов было отклонено, но его преемник не мог добиться отклонения той же просьбы со стороны Британского колониального управления . В 1950 году султан Омар Али Сайфуддин III занял пост 28-го султана Брунея . Страна уже была крупным производителем нефти и быстро приближалась к богатству. Политическая нестабильность, которая ранее была вызвана рассредоточенной и иногда корыстной аристократией , особенно древними территориальными вождями, была устранена введением британским правительством администрации западного образца. [ 3 ]
Управление по делам колоний полагало, что идея создания конституции Брунея была преждевременной и имела мало шансов на успех по ряду причин, когда она была впервые предложена в конце 1930-х годов. Во-первых, казалось невероятным, что правительства Северного Борнео и Саравака добровольно откажутся от своей независимости и станут колониями Короны . Британские власти сопротивлялись этой идее, хотя и считали султана Ахмада Таджуддина слабым монархом, который мог ее принять. Во-вторых, бережливое британское правительство не могло себе позволить взять на себя финансовое бремя захвата власти над этими правительствами. В-третьих, еще одним серьезным препятствием было отсутствие политического развития в этих областях. [ 4 ]
Британское правительство было прямо признано в Соглашении 1888 года и Дополнительном соглашении 1905–1906 годов, чтобы гарантировать законное правопреемство Брунея монархии. Султан Омар Али Сайфуддин III желал, чтобы указ, который вступит в силу в тот же день, что и новая Конституция, ясно и недвусмысленно продемонстрировал обычаи и неписаные законы, контролирующие наследование. Управление по делам колоний не проявило особого интереса к замене Договора Конституцией. [ 5 ]
Семь серий
[ редактировать ]Первым шагом на пути к созданию письменной конституции Брунея стало создание султаном Омаром Али Сайфуддиеном III комиссии для получения мнений людей, живущих в каждом районе. В Syair Perlembagaan Negeri Brunei , «Поэме о конституции государства Бруней», написанной самим султаном, эта комиссия упоминается в строфе 17. Благодаря семи назначенным ее членам, Jawatankuasa Penasihat Perlembagaan (JKPP), ранее известная как Jawatankuasa Menyasat Perlembagaan (JKMP), является также известный как Туджух Серангкай («семь ветвей») в июле 1953 года. [ 6 ] [ 7 ] Султан проявил свою заботу об идеях народа и желание принять их во внимание, несмотря на свою абсолютную власть, взяв на себя инициативу по созданию этого комитета. В их обязанности входил сбор общественного мнения по предлагаемой конституции, составление подробного отчета и предоставление советов султану по формированию окружных советов и реструктуризации Государственного совета в дополнение к разработке конституции. [ 7 ]
В число людей, назначенных на семь должностей Туджух Серангкай , перечисленных Б.А. Хуссейнмией и Николасом Тарлингом (2011), входят вазиры , Пенгиран-Пенгиран , Пехин-Пехин , члены Государственного совета и другие лица. Членами являются: [ 8 ]
- Председатель : Пенгиран Махараджа Лела Пенгиран Муда Абдул Кахар бин Пенгиран Казначей Пенгиран Анак Хаджи Мухаммад Яссин
- Секретарь : Пенгиран Мухаммад Юсуф бин Пенгиран Абдул Рахим.
- Пенгиран Хаджи Мухаммад Саллех бин Пенгиран, сын Мухаммеда
- Абу Бакр бин Джамбол
- Пехин Оранг Рич Дато Лейла Утама Дато Лейла Утама Хаджи Мухаммад Юсуф бин Пехин Позиция в Хаджи Мухаммаде Хуссейне
- Пенгиран Мохамед Али бин Пенгиран Хаджи Мохамед Дауд
- Богатые люди Пехина Шахбандар Хаджи Ахмад бин Пенгиран Сын Мухаммеда
Основное задание, данное членам Туджух Серангкай султаном Омаром Али Сайфуддиеном III, состоит в том, чтобы собрать точки зрения и идеи каждого брунейского гражданина относительно предлагаемой конституции султана. Различают тех, кто проживает в сельской местности и в городах. На них также лежит ответственность за составление обширного отчета, основанного на идеях и точках зрения людей. Им также поручено выступать в качестве советников султана на протяжении всего процесса разработки Конституции. [ 9 ]
С 13 по 19 июля 1953 года в районе Белайт состоялся первый визит Туджу Серангкая . С 27 июля по 7 августа 1953 года район Тутонг был местом второго визита. С 13 по 19 августа 1953 года группа проследовала в район Тембуронг . визиты в районы Муара и Бруней В завершение тура с 1 сентября по 5 октября 1953 года состоялись . После посещения округа был написан отчет, в котором изложена поддержка и согласие населения с конституционными амбициями султана Омара Али Сайфуддина III. Стансы 18 и 19 Syair Perlembagaan Negeri Brunei посвящены историческому туру Туджу Серангкая по всему штату Бруней, который продемонстрировал приверженность правительства исполнению желания султана о написании конституции. [ 9 ]
Граждане использовали комитет как платформу для выражения своих жалоб на администрацию, а также для выражения своих политических целей. Как обычно, националистические преподаватели заняли центральное место и громко заявили о своих требованиях, в частности, используя свою крылатую националистическую фразу «Бруней для брунейцев». Правительство получило большую выгоду от собраний, поскольку они позволяли молодому, образованному населению выражать свое истинное мнение и действовали как «предохранительный клапан» для сдерживаемых эмоций. [ 6 ]
С целью исследования и сопоставления конституций штатов Малайского полуострова Туджух Серангкай провел опросы в каждом штате в 1954 году. В ходе этого расследования, которое длилось около двух недель в январе, члены совершили поездку в Джохор , Селангор , Келантан , Негери-Сембилан , Паханг , Сингапур и Кедах , согласно ряду источников, в том числе Мохду Джамилю Аль-Суфри (1992) и Б.А. Хуссейнмии (1995). При султане Омаре Али Сайфуддиене III собственная конституция Брунея была разработана с учетом их результатов. [ 9 ]
23 марта 1954 года Туджух Серангкай отправил султану Омару Али Сайфуддиену III 50-страничный отчет на малайском языке. Секретарь комитета Пенгиран Мохд Юсуф написал этот документ на малайском языке, в котором суммируются результаты опросов, проведенных в округах Брунея, и конституционного анализа штатов Малайского полуострова. [ 9 ] Единогласные выводы комитета удивили власти, которые сочли доклад «здравым и умеренным по тону». [ 6 ]
Составление и предложения
[ редактировать ]В ходе процесса разработки конституции в Брунее первоначальный проект, подготовленный сэром Энтони Абеллом и его командой, первоначально соответствовал чаяниям местного малайского конституционного комитета, но также защищал суверенитет Брунея. Обсуждения между британским резидентом Джоном Орманом Гилбертом , Абеллом, султаном и двумя его вазирами), Пенгираном Бендахарой и Пенгираном Пеманчей, проходившие с 16 по 17 декабря 1954 года в Истане Дарул Хана , привели к незначительным изменениям перед отправкой в Управление по делам колоний, где они, как сообщается, находились единогласно одобрено. [ 10 ] Однако к середине 1955 года султан Омар Али Сайфуддин III начал требовать изменений, чтобы обеспечить роль его вазиров в Законодательном и Исполнительном советах, что нарушило британские планы по законодательной реорганизации Брунея. Этот конфликт привел к эскалации напряженности и значительно усложнил процесс разработки конституции. [ 11 ]
Создание Ментери Бесара было предложено Конституционным комитетом в качестве замены британского резидента, что отражало амбиции политически ангажированных малайцев Брунея. Султан сначала признался британцам, что этот шаг потребует некоторого времени, поскольку не было квалифицированного местного кандидата. Он также поверил заверениям Абелла о том, что спорные вопросы из предыдущих предложений не будут включены в новую конституцию. [ 11 ] Если бы султан добился своего, конституция, включающая предложения комитетов, такие как передача полномочий от резидента Ментери Бесару, могла бы быть завершена в течение двух лет после его заявления. Партай Ракьят Брунея (PRB), которая выражала националистические цели и призывала к высказанию мнения в правительстве, усложнила ситуацию в 1956 году и создала новые трудности для британцев на протяжении всего процесса разработки проекта. [ 12 ]
PRB А. М. Азахари , которая продвигала независимость конституционными путями, одновременно поддерживая положение султана как конституционного монарха, пользовалась большой популярностью в Брунее в 1956 году. Хотя колониальные лидеры сочувствовали целям PRB, они видели требования организации о равной заработной плате, благосостояние, министерское правительство и всеобщие выборы кажутся слишком крайними. [ 12 ] Из-за этого сопротивления султан Омар Али Сайфуддин III стал более непреклонным в своем несогласии с британскими рекомендациями, что привело к значительным дополнениям и исключениям из проекта конституции, чтобы сохранить свою местную власть. [ 13 ]
Лондонские переговоры
[ редактировать ]1957 Переговоры в Брунее
[ редактировать ]Чтобы обсудить конституцию с британским правительством, султан Омар Али Сайфуддин III отправил миссию в Лондон в 1957 году. Последний день переговоров был перенесен с первоначальной даты 27 сентября на 30 сентября. Султан принял участие в трех заседаниях, проходивших в Управлении по делам колоний: сэр Алан Леннокс-Бойд , государственный секретарь по делам колоний , созвал первое заседание 11 сентября; Джон Мартин председательствовал на втором заседании 27 сентября; и султан принял участие в третьей встрече 30 сентября. [ 14 ]
Rang Undang-Undang Perlembagaan Negeri Brunei , «Законопроект о конституции штата Бруней», который был написан в Брунейском доме в Сингапуре Панглимой Букит Гантанг , был в центре внимания лондонских переговоров 1957 года. Важным вопросом было назначение Ментери Бесара, государственного секретаря и национального финансового директора. Британцы, однако, предложили отложить реализацию этих планов до шести месяцев после вступления Конституции в силу. По мнению британцев, резервные полномочия Верховного комиссара не должны быть исключены из конституции. Три территории Борнео должны были быть объединены, а султан Омар Али Сайфуддин III хотел уменьшить британское влияние и написать собственную конституцию Брунея. В конечном итоге надежды султана на конституционную автономию Брунея не были полностью реализованы в ходе переговоров. [ 14 ]
В Брунее переговоры по конституции были сосредоточены только на султане и британском правительстве, в отличие от Малайи такие партии, как Партия Альянса и султаны штатов , где в переговорах участвовали . ПРБ под руководством Азахари выступала за конституционную монархию с выборными должностными лицами, но была исключена из переговоров. Азахари попытался взаимодействовать с британскими властями в 1957 году, но сопротивление султана помешало серьезному восприятию предложений PRB. В результате Азахари обвинил британцев в игнорировании амбиций народа, что привело к восстанию в Брунее в 1962 году . [ 15 ]
1958 Переговоры в Брунее
[ редактировать ]Лондонские переговоры 1957 года были возобновлены в Брунее в 1958 году. На встрече, состоявшейся в Истана Дарул Хана 27 октября, султан Омар Али Сайфуддин III и сэр Энтони Абелл обсудили результаты лондонских переговоров. Целью была доработка основных идей дискуссий 1957 года. Впоследствии, 2 ноября 1958 года, специальная конференция под председательством советника султана решила отправить группу, возглавляемую лично султаном, в Лондон для дальнейших переговоров по конституции. Благодаря их знанию законов и должности советников по конституционным вопросам, Дато Панглима Букит Гантанг и Нил Лоусон были выбраны в состав группы. [ 15 ]
1959 Переговоры в Брунее
[ редактировать ]
После переговоров в Мердеке британские официальные лица сосредоточились на решении конституционных вопросов Брунея и в начале 1959 года вызвали султана в Лондон, чтобы окончательно согласовать конституцию с министром по делам колоний. [ 16 ] Султан Омар Али Сайфуддин III возглавил делегацию из 10 человек в Лондон для переговоров по конституции, которая отправилась 14 марта через Сингапур. В состав делегации вошли такие ключевые фигуры, как: [ 17 ]
- Пенгиран Пеманча Пенгиран Анак Хаджи Мохамед Алам ибни Пенгиран Бандахара Пенгиран Анак Хаджи Абдул Рахман
- Пехин Дату Пердана Мантери Дато Лейла Утама Хаджи Ибрагим бин Мохаммад Джаафар
- Богатые люди Пехина Шахбандар Хаджи Ахмад бин Мухаммад Дауд
- Пенгиран Мухаммад Юсуф бин Пенгиран Абдул Рахим
- Марсал бин Маун
- Пенгиран Мохамед Али бин Пенгиран Хаджи Мохамед Дауд
- Позиция Пехина в Дато Сетиа Хаджи Мохамед Нур бин Пехин Богатый адмирал Хаджи Абдул Разак
- Пехин из богатого адмирала Хаджи Мохамеда Таха бин Пехина из богатого королевского двора Ратна Хусейн
- Пенгиран Хаджи Абу Бакар Пенгиран Пеманча Пенгиран Анак Мохд Саллех II
- Пехин Оранг Рич Санггамара Его Королевское Высочество Мохд Аббас аль-Суфри бин Пехин Дату Пердана Мантери Дато Лейла Утама Хаджи Ибрагим
Эти делегаты сыграли важную роль в переговорах, проходивших с 23 марта по 6 апреля, с целью завершения разработки конституционных рамок Брунея. Многочисленные важные вопросы, касающиеся будущей конституции Брунея, обсуждались во время переговоров в Лондоне в 1959 году между султаном и Ленноксом-Бойдом от британцев. К ним относятся заседания совета, выборы, назначение британских юристов и советников, функции государственного секретаря и Ментери Бесара, главы о руководстве, полномочиях Верховного комиссара, обороне и международных делах, а также текущие соглашения. [ 17 ]
6 апреля 1959 года в результате переговоров было достигнуто первое соглашение, которое стало важным шагом на пути к реализации конституции Брунея. Сьяир Перлембаган Негери Бруней отмечает это событие в строфе 294. [ 17 ] Результат соглашения, в котором были рассмотрены ключевые требования Конституционного комитета Брунея 1954 года, включая введение Ментери Бесара и поэтапные шаги по его реализации, начиная с его назначения к 1 июля. [ 16 ]
Обнародование Конституции
[ редактировать ]
После переговоров в Мердеке британские официальные лица сосредоточились на решении конституционных вопросов Брунея и в начале 1959 года вызвали султана в Лондон, чтобы окончательно согласовать конституцию с министром по делам колоний. Переговоры, проходившие с 3 марта по 6 апреля 1959 года, привели к соглашению, в котором были рассмотрены ключевые требования Конституционного комитета Брунея 1954 года, включая введение Ментери Бесара и поэтапные шаги по его реализации, начиная с его назначения к 1 июля. [ 16 ]
Примерно через шесть лет конституционных переговоров и решения многочисленных проблем правительства Брунея и Великобритании пришли к соглашению. Султан Омар Али Сайфуддин III в конце концов согласился на ратификацию первой письменной конституции Брунея 29 сентября 1959 года. [ 18 ] В тот же день состоялось подписание и провозглашение Конституции Брунея 1959 года. После обсуждения султана с религиозным советником было принято решение о дате. Конституционный документ был подписан в Брунее за день до крайнего срока, то есть 30 сентября, во время консультаций в Лондоне. В Лапау (ныне Старый Лапау ), город Бруней , был подписан конституционный документ. [ 19 ]
От имени Брунея контракт подписал султан Омар Али Сайфуддин III. А сэр Роберт Скотт представляет британское правительство. После подписания султан заявил, что его законодательство будет применяться в соответствии с его приказами. Вообще говоря, цель Конституции штата Бруней 1959 года заключалась в замене правления британского правительства 1888 года над Брунеем. Более того, он отменил соглашения 1888 и 1905–06 годов между Брунеем и британцами. Страна взяла под свой контроль внутреннюю администрацию и восстановила свой статус суверенного государства, подписав конституционные документы в 1959 году. [ 19 ]
Новая эра бурной политики в Брунее началась с принятия Конституции 1959 года и внесения поправок в Брунейско-британский договор. Новых политических игроков, борющихся за власть, представили запланированные выборы в районные советы и выдвижение кандидатов в Законодательный совет. Это привело к конкуренции между радикальными политиками ПРБ, в том числе А. М. Азахари, Салле Масри и Абдул Хапидзом , и консервативной пенгиранской «дворцовой партией». Султан стремился отложить выборы после двухлетнего периода, предусмотренного Конституцией, заявляя, например, о необходимости внесения поправок в законы о гражданстве, поскольку он считал, что ПРБ может прийти к власти. [ 20 ]
Поправки
[ редактировать ]Поправки к Конституции 1971, 1984 и 2004 годов относятся к числу значительных изменений, внесенных в Конституцию с момента ее принятия в 1959 году. Фактически все поправки, внесенные в Конституцию с момента ее принятия в 1959 году, были включены в новую обновленную версию. который был выпущен в 2004 году. [ 21 ]
1971
[ редактировать ]Проект соглашения стал результатом обсуждений в ноябре 1970 года между султаном Хассаналом Болкиахом и его окружением и Энтони Ройлом . Новое англо-брунейское соглашение, изменяющее Соглашение 1959 года, было завершено и подписано в Бандар-Сери-Бегаване 23 ноября 1971 года. [ 22 ] султаном и Энтони Ройлом, представлявшим британское правительство, после дополнительных консультаций в начале 1971 года. [ 23 ] В соответствии с этим новым англо-брунейским соглашением был учрежден Совместный постоянный консультативный совет по обороне Брунея, также известный как Совет обороны Брунея, в состав которого входят Верховный комиссар и британский офицер, обычно являющийся военным атташе, находящийся в Брунее. Представительство Брунея в совете определялось султаном. [ 23 ]
Англо-брунейское соглашение 1971 года предусматривало, что официальные лица Брунея и Соединенного Королевства будут консультировать правительства своих стран по вопросам безопасности и обороны. [ 24 ] Они будут совещаться друг с другом, чтобы определить, как лучше всего реагировать на внешние угрозы или нападения на Бруней. Бруней заплатит за обещание британского правительства сохранить свой батальон королевских стрелков гуркхов в Брунее. Несмотря на то, что сохранение батальона не было частью Соглашения 1971 года, статья III (а) гласила, что Бруней должен был предоставить помещения для британских сил Брунея в стране, чтобы они могли тренироваться или проводить учения с одобрения султана, а также сохранять силы для защиты внутреннего порядка и действия в качестве первой линии обороны. [ 23 ]
Британское правительство прекратило давать советы по внутренним делам Брунея в рамках Соглашения 1971 года. Тем не менее, как указано в статье II Соглашения, он продолжал отвечать за международные отношения Брунея, давая британскому монарху право принимать законы, относящиеся к таким областям. Значительные изменения были также внесены в должность Верховного комиссара; из «Верховного комиссара Ее Величества» они превратились в «Британских Верховных комиссаров», не имея никаких консультативных полномочий или права голоса в том, как управлять государством. Однако они по-прежнему имели право быть номинированными в качестве постоянных членов Тайного совета. [ 25 ]
1984
[ редактировать ]С 1 января 1984 года конституция была пересмотрена и включила положения, признающие положение Брунея как суверенного национального государства, которое полностью независимо. [ 26 ] Пять советов, назначенных султаном, обеспечивают руководство и поддержку. Сам султан является одним из девяти членов Совета министров или кабинета министров, который поддерживает деятельность правительства. Помимо должности премьер-министра , султан также является министром обороны и министром финансов . [ 27 ]
2004
[ редактировать ]После выступления султана был сформирован комитет высокого уровня для оценки Конституции; хотя его результаты не были обнародованы, они были представлены в 2000 году. В своей речи по случаю дня рождения в 2004 году султан Хассанал Болкиах предложил поправки к конституции, которые укрепят монархию и укрепят связи между правительством и гражданами посредством официальных механизмов консультаций. Конституция 1959 года была существенно изменена в 2004 году, когда число представителей Законодательного совета было увеличено с 33 до 45, при этом султан назначал две трети из них. [ 28 ]
16 августа 2004 года является датой начала действия Указа о внесении поправок в Конституцию (поправки) 2004 года. Приостановление действия положений Частей VI и VII Конституции Брунея, касающихся Законодательного совета, закончится с началом приказ и больше не будет действовать. [ 29 ] Изменения 2004 года сделали Конституцию 1959 года, которая требовала одобрения Законодательного совета для принятия закона, по существу неэффективной и предоставила султану юридический иммунитет как от уголовных, так и от гражданских исков . Кроме того, султану были предоставлены абсолютные полномочия издавать любой указ , который он считал целесообразным в условиях чрезвычайного порядка . [ 28 ]
29 сентября во время заседания законодательного собрания в Международном конференц-центре султан Беракас в качестве главы государства ратифицировал Прокламацию о внесении поправок в Конституцию Брунея-Даруссалама. Это дает возможность восстановить Законодательный совет. [ 26 ] По словам Хазайра Абдуллы 30 сентября 2004 года, поправки к Конституции и возрождение Законодательного совета вдохновят и подтолкнут государственную службу страны к достижению новых высот производительности и эффективности. [ 30 ] Законодательный процесс был приоритетом как способ участия людей в развитии государства, даже если число участников было ограничено. Он позиционировался как официальное место для обсуждения проблем и выражения мнений. [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хуссейнмия и Куадал 2002 , с. 124.
- ^ Продовольственная и сельскохозяйственная организация 2018 .
- ^ Хуссейнмия 2019 , с. 192-193.
- ^ Хуссейнмия 2019 , с. 194–195.
- ^ Хуссейнмия 2019 , с. 198–199.
- ^ Jump up to: а б с Хуссейнмия 2019 , с. 203–204.
- ^ Jump up to: а б Сити Нор Анис Надия Хаджи Мохамад и Мариам Абдул Рахман 2021 , с. 35.
- ^ Сити Нор Анис Надия Хаджи Мохамад и Мариам Абдул Рахман 2021 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б с д Сити Нор Анис Надия Хаджи Мохамад и Мариам Абдул Рахман 2021 , с. 37–38.
- ^ Хуссейнмия 2019 , с. 205–206.
- ^ Jump up to: а б Хуссейнмия 2019 , с. 207.
- ^ Jump up to: а б Хуссейнмия 2019 , с. 208.
- ^ Хуссейнмия 2019 , с. 209–210.
- ^ Jump up to: а б Сити Нор Анис Надия Хаджи Мохамад и Мариам Абдул Рахман 2021 , с. 39–40.
- ^ Jump up to: а б Хуссейнмия 2019 , с. 211.
- ^ Jump up to: а б с Хуссейнмия 2019 , с. 213.
- ^ Jump up to: а б с Сити Нор Анис Надия Хаджи Мохамад и Мариам Абдул Рахман 2021 , с. 40–41.
- ^ Хуссейнмия 2019 , с. 214.
- ^ Jump up to: а б Сити Нор Анис Надия Хаджи Мохамад и Мариам Абдул Рахман 2021 , с. 41–42.
- ^ Хуссейнмия 2019 , с. 216–217.
- ^ Юридическая ассоциация АСЕАН 2019 .
- ^ Муса бин Мохидин 2013 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б с Нани Сурьяни Абу Бакар 2012 , с. 9–10.
- ^ Организация Объединенных Наций .
- ^ Доктор Нани Суриани бинт Хдж Абу Бакар , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Муса бин Мохидин 2013 , с. 51.
- ^ Государственный департамент США .
- ^ Jump up to: а б Хуссейнмия 2019 , с. 220.
- ^ Правительственный вестник Брунея-Даруссалама, 2004 г. , стр. 1960–1961.
- ^ Лина Мохамад 2004 .
- ^ Тамбипиллай 2006 .
Ссылки
[ редактировать ]- Хуссейнмия, бакалавр наук (2019). Создание Конституции Брунея 1959 года . Издательство Оксфордского университета . Проверено 21 июня 2024 г.
- Куадаль, Карлос Ибаньес (2002). «Конституция Брунея 1959 года» . Американский журнал ислама и общества . Проверено 21 июня 2024 г.
- Сити Нор Анис Надия Хаджи Мохамад; Мариам Абдул Рахман (15 ноября 2021 г.). «Разработка Конституции штата Бруней 1959 года: исторический момент» [Разработка конституции Брунея 1959 года: исторический обзор]. Журнал Султана Алауддина Сулеймана Шаха . 8 (2): 32–45 . Проверено 21 июня 2024 г.
- Правительственный вестник Брунея-Даруссалама (16 августа 2004 г.). «Приказ о Конституции (поправках и приостановлении действия) (поправках) 2004 г.» (PDF) . www.agc.gov.bn. Проверено 21 июня 2024 г.
- Тамбипиллай, Пушпа (2006). «Бруней-Даруссалам: консолидация государственного устройства» . Дела Юго-Восточной Азии . 2006 (1): 55–70. ISSN 1793-9135 .
- Муса бин Мохидин, изд. (2013). Кратко о Брунее-Даруссаламе (PDF) . Бруней: Департамент информации, канцелярия премьер-министра . ISBN 978-99917-49-47-1 .
- Лина Мохамад (1 октября 2004 г.). «Бруней: Ожидается, что Законодательный совет будет мотивировать государственную службу» . www.ifg.cc. Проверено 21 июня 2024 г.
- Продовольственная и сельскохозяйственная организация (14 декабря 2018 г.). «Бруней-Даруссалам» . www.фао.орг . Проверено 21 июня 2024 г.
- Объединенные Нации. «Бруней-Даруссалам» . www.un.int . Проверено 21 июня 2024 г.
- Юридическая ассоциация АСЕАН (2019). «ГЛАВА 2- ИСТОЧНИКИ ПРАВА» (PDF) . www.aseanlawassociation.org . Проверено 21 июня 2024 г.
- Нани Суриани Абу Бакар (январь 2012 г.). Бруней и британское соглашение об окончании 1959 года: 1966–1970 годы . Университет Брунея-Даруссалама . Проверено 21 июня 2024 г.
- Доктор Нани Суриани бинт Хадж Абу Бакар. Завершение Британского соглашения 1959 года и оборона Брунея: 1966-1971 гг . Проверено 21 июня 2024 г.
- Государственный департамент США. «Бруней-Даруссалам (10.01)» . Государственный департамент США . Проверено 21 июня 2024 г.