История образования в Брунее

Эта статья является частью серии статей о |
История Бруней |
---|
![]() |
После обретения независимости в 1984 году Бруней разработал четыре политики в области образования с 1954 по 1984 год. Политика 1962 и 1972 годов столкнулась с проблемами из-за ухудшения отношений с Малайзией , что повлияло на усилия Брунея по внедрению малайского языка в качестве основного языка обучения. До образования Малайзии Бруней извлекал выгоду из тесного сотрудничества с Малайей в сфере образования , но напряженные отношения после отказа Брунея присоединиться к Малайзии препятствовали осуществлению этой политики. [ 1 ] Это подчеркивает, как иностранные политические силы, а не внутренняя динамика, как это наблюдается в таких странах, как Малайзия, Индия и Шри-Ланка , сыграли значительную роль в формировании успеха или провала образовательных программ Брунея. [ 2 ]
До 1950 года система образования Брунея обеспечивала только базовое образование, с медленным расширением из-за приоритета экономического развития и других вопросов. [ 3 ] Осведомленность общественности о ценности формального образования была низкой, а малайская система образования в основном готовила учащихся к низкостатусным работам, причем самый высокий уровень приходится на шестой класс. Это ограничение образовательных возможностей препятствовало развитию местной молодежи и способствовало замедлению национального прогресса. Британские чиновники намеренно поддерживали эту ограниченную образовательную программу, чтобы сохранить свой контроль и не дать местной молодежи получить высшее образование и бросить вызов существующей социальной и политической структуре. [ 1 ]
Традиционная система образования
[ редактировать ]Кампонг Айер , древний административный центр , правительство и исламская культура в Брунее, является местом, где традиционное образование зародилось. Исламское учение до 1906 года было основным направлением программ раннего образования, предлагаемых через балай системы образования в мечетях и балай-балай (зал для учебы, совместной молитвы, хадры и религиоведения). В системе образования балай учащиеся сидят в кругу, называемом «белиун», а учитель располагается сбоку («сиринг»). Студенты собираются ежедневно после Зухр молитвы по религиоведению, уделяя особое внимание чтению Корана . Продолжительность каждой темы определяется преподавателем, и студенты могут попросить перерывы, если почувствуют усталость («сингал»). [ 4 ]
Из-за нехватки образовательных ресурсов в старой системе школьного образования балай способность учителя передавать понимание была важна. навыки письма и способности к запоминанию Для оценки успехов учащихся использовались . Местные и международные профессора использовали литературу по суфизму , фикху , таухиду , ахлаку и другим исламским дисциплинам для обучения студентов. С приходом британской резидентной администрации [ 1 ] В Брунее была введена дуалистическая система образования: новая нерелигиозная система, которая охватывала такие предметы, как естественные науки и математика, и функционировала сама по себе из религиозных компонентов в малайских, китайских и английских школах, заменила уже существовавшую исламскую систему религиозного образования. который сосредоточился на религиоведении . [ 5 ]
Колониальное влияние и формальная система образования
[ редактировать ]
Из-за нехватки специалистов в этом секторе первая малайская начальная школа была основана в 1914 году. [ 6 ] с намерением предложить формальное образование , включая обучение основам чтения и письма латинской графикой . Поскольку никакого специального сооружения не было построено, эта школа временно начала работу в мечети города Бруней . [ 7 ] Мечеть в то время была лучшим местом для просветительской деятельности. на самом деле обучение в мечети не только убедит родителей в том, что эта новая система образования не нарушает религиозного закона , но и пробудит у них интерес к тому, чтобы позволить своим детям участвовать в недавно введенной системе образования. [ 1 ] [ 8 ]
В то время там было тридцать учеников, все мужчины. Затем школу перевели в старое здание Pejabat Monopoli , «Офиса монополии». Малайская школа города Бруней закрылась на несколько недель в 1915 году из-за невозможности найти подходящую замену умершему учителю. Для размещения нынешней школы в том же году были построены школа и дом учителя. Старый Лапау заменили на новый , и Парадный зал с каменными колоннами тогда действовал. [ 7 ]
Чтобы обеспечить более регулярное школьное обучение для своих детей, китайская община в городе Бруней в 1916 году также основала китайскую школу , расположенную в здании магазина . На данный момент в этом заведении обучаются 38 студентов. Мандаринский язык является языком обучения в этой школе. Дети в Брунее получают образование в английских школах в дополнение к изучению ислама, малайского и китайского языков. Те, кому требовалось английское образование, до создания английских государственных школ были вынуждены посещать миссионерские школы или путешествовать за границу. Правительство отправляет в Лабуан студентов , которые учатся в англоязычных школах за рубежом. С 1919 года эта услуга оказывалась двум студентам ежегодно. Так продолжалось до 1941 года. [ 8 ]
Средняя школа Чунг Хва, старейшая сегодня китайская школа в Брунее, была основана в 1922 году. [ 9 ] В 1920-х годах в Брунее предполагалось открыть государственную английскую школу, но это предложение было отложено из-за опасений, что ученики, посещающие английские школы, которые в основном контролируются христианскими администраторами, могут подвергнуться влиянию христианской доктрины . Высокопоставленные брунейские визири , в состав которых входили Пенгиран Бендахара Пенгиран Анак Абдул Рахман, Пенгиран Пеманка Анак Хаджи Мохд Ясин и Пенгиран Шахбандар Пенгиран Анак Хашим, приняли решение начать официально преподавать религиозные темы в малайской школе в Джалане Пеманке в 1931 году, осознавая необходимость религиозного обучения. образование. [ 10 ] Первая школа для девочек , Средняя школа для девочек Раджа Истери (STPRI), была основана в 1930 году. [ а ] со студенческим составом всего 24 человека. [ 11 ]

При правлении султана Ахмада Таджуддина в 1940–1941 гг. [ 12 ] ее прервала была основана также арабская религиозная школа, но Вторая мировая война . [ 13 ] Между тем, благодаря расширению нефтяного сектора , рост образования возобновился с открытием миссионерских и частных английских школ, особенно в округе Белайт . [ 10 ] Образование во время японской оккупации Брунея было в первую очередь связано с преподаванием и изучением японского языка . [ 6 ] Инфраструктура образования в этой стране была одновременно разрушена в результате оккупации. После союзными войсками освобождения Брунея в июне 1945 года Британская военная администрация (БМА) взяла на себя управление страной с основной целью восстановления мира. К концу 1946 года почти все китайские, малайские и миссионерские школы были вновь открыты. Но поскольку преподаватели покинули страну, арабская школа больше не работала. [ 12 ]
В результате улучшений, внесенных в систему образования, к концу 1947 года в Брунее наблюдался заметный рост числа учащихся в школах по сравнению с довоенным уровнем. Однако значительная часть молодежи, особенно девочек, по-прежнему не ходила в школу. По данным переписи населения 1947 года, из 7778 малайских детей в возрасте от 5 до 14 лет только 1892 (24%), в том числе 334 девочки, были приняты в 24 малайские школы по всему штату. Неодобрение родителей формального образования было основным фактором, способствующим низкой посещаемости. Аналогичная проблема наблюдается с посещаемостью студентов в Кампонг Айере. Чтобы бороться с этим, в 1950-х годах правительство построило малайскую школу Лелы Менчанай (SMLM) в центре этого сообщества. [ б ] на полпути между Кампонг Лоронг Сикуна и Кампонг Саба . [ 12 ]
Когда малайцы в Брунее начали осознавать, насколько важно английское образование для улучшения их возможностей трудоустройства, они выразили обеспокоенность по поводу возможного христианского влияния миссионерских школ. Кади Бесар и Государственного совета член Пенгиран Дигадонг Пенгиран Анак Мухаммад Саллех предложили правительству открыть собственные английские школы, чтобы исправить эту ситуацию. [ 15 ] Сделав английское образование доступным для малайской молодежи, это предложение попыталось уменьшить зависимость от миссионерских школ и религиозного влияния, которое они приносят с собой. [ 12 ]
Колледж Султана Омара Али Сайфуддина был первой государственной английской школой в Брунее, открытой в октябре 1951 года. [ 16 ] Правительство Брунея предприняло это действие в ответ на опасения по поводу влияния религии со стороны миссионерских школ и растущей потребности в образовании на английском языке. В первую группу вошли шесть мальчиков и три девочки из малайских школ. Открытие Колледжа Энтони Абелла , государственной английской школы в Серии , округ Белайт . [ 17 ] в 1952 году предоставил местным детям больше возможностей для получения образования. Одновременно с этими достижениями шел рост числа китайских, римско-католических и частных английских школ, находящихся в ведении Британско-Малайской нефтяной компании (BMPC), при этом Школа старшего персонала BMPC в Серии обслуживает детей европейских сотрудников. [ 12 ]
Национальная политика в области образования 1954 г.
[ редактировать ]
В 1954 году Министерство образования Брунея опубликовало свою официальную политику, в которой подчеркивалась важность образованных и талантливых кадров для роста страны. Эта политика соответствовала первому в стране Ранканган Кемаджуан Негара , « Национальному плану развития » (РКН) с 1953 по 1958 год. [ 6 ] Общественность и султан Омар Али Сайфуддин III оказывали давление в пользу скорейшей независимости , но существовало также значительное стремление к структурированной образовательной системе , особенно после Второй мировой войны. До реформирования Малайзии брунейское сообщество понимало ценность формального образования благодаря влиянию малайских профессоров из учебного колледжа султана Идриса в Танджонг-Малиме , Перак . Это привело к установлению связи между системами образования Брунея и Малайзии . [ 18 ]
Официальная политика в области образования Брунея была опубликована в 1954 году Министерством образования и содержала объяснение системы образования. Все малайские дети имели право на бесплатное образование, начиная с шестилетнего возраста, в соответствии с этой программой, которая также включала возможности профессионального обучения и высшего образования . Студенты могли выбрать обучение в малайских, английских или профессиональных школах. Он также оказал финансовую поддержку миссионерским и китайским школам, а также грамотности для взрослых программам . Эта система напоминала малайскую, но не имела тамильских школ, что демонстрировало влияние малайского образования, которое британцы привнесли в Бруней. [ 18 ]
Политические партии и широкая общественность раскритиковали политику в области образования 1954 года, что вызвало дебаты в Государственном совете. Представители правительства сопротивлялись предложению 1962 года члена оппозиционного совета о национальной стратегии образования, свободной от иностранного влияния, утверждая, что Бруней разработал свой собственный план и что его пересмотр увеличит рабочую нагрузку правительства. Уполномоченный по образованию Великобритании признал прогресс, достигнутый в открытии многочисленных школ и отправке студентов за границу, но эту политику раскритиковали за ее узкую направленность на предоставление возможностей для получения высшего образования. В результате предложение было в конечном итоге отклонено советом из-за отсутствия поддержки большинства. [ 19 ]
Удивительно, но в 1962 году администрация намеревалась разработать новый Dasar Pendidikan Kebangsaan , «Национальную политику в области образования», что позволяет предположить, что идея оппозиции получила некоторую поддержку. дня . На это решение повлияла Партай Ракьят Брунея (ПРБ), которая набирала обороты, делая упор на образование как на главный пункт повестки Правительство взяло на себя инициативу по созданию новой политики с целью удовлетворения требований населения и ограничения власти партии. Этот шаг соответствовал более широким националистическим инициативам в Малайе, направленным на повышение национального языка и возрождение местного культурного наследия. [ 20 ]
Правительство Брунея прекратило программу финансирования миссионерских школ страны в июне 1959 года. Султан решил, что правительству было бы нецелесообразно продолжать финансировать христианские образовательные учреждения, поскольку Бруней был мусульманским государством. Решение султана прекратить финансирование миссионерских школ не окажет влияния на китайские школы в штате, которым правительство предоставляет 50% субсидию. [ 21 ]
Национальная политика в области образования 1962 года
[ редактировать ]Аминуддин Баки и Пол Чанг, два специалиста по образованию из Малайи, были вызваны правительством Брунея в 1959 году для изучения системы образования страны. Результатом их расследования стал «Отчет Аминуддина Баки и Пола Чанга за 1959 год». Чтобы способствовать гармонии между многими этническими и религиозными группами, в отчете предлагалось поместить детей всех рас в единую Sistem Pendidikan Kebangsaan , «национальную систему образования», где малайский язык является основным языком обучения. Он также подчеркнул необходимость системы образования, которая генерирует высококвалифицированных и квалифицированных брунейцев для различных профессий, включая торговлю, промышленность и управление, поскольку нынешняя система рассматривается как репрессивная и недостаточная для производства компетентной рабочей силы . [ 20 ]

После оценки Брунейским комитетом по обзору образования отчета Аминуддина Баки и Пола Чанга 31 октября 1962 года была опубликована Национальная политика в области образования. дети всех этнических групп вместе в рамках единой образовательной системы, при этом малайский язык является основным языком обучения. Политика в области образования 1962 года, которая предлагала образовательные возможности всем брунейцам на каждом уровне образования, ознаменовала фундаментальный сдвиг в методе образования Брунея, в отличие от политики 1954 года, которая была ограничена малайскими студентами. [ 22 ] структурой Брунея В соответствии с монархической и содействием гармонии и миру внутри страны, Национальная политика в области образования 1962 года также была направлена на воспитание поколения граждан, преданных султану и нации. Тем не менее, на пути реализации этой политики существовали препятствия, главным образом из-за восстания в Брунее 8 декабря 1962 года под руководством PRB , которое ввергло страну в анархию. Усилия правительства по восстановлению спокойствия должны были иметь приоритет над образовательными операциями, что привело к стагнации политики, поскольку многие школы были преобразованы в военные штабы и центры содержания под стражей . [ 23 ]
Национальная политика в области образования 1962 года не была успешно реализована, отчасти из-за влияния Малайзии. Премьер -министр Малайзии Тунку Абдул Рахман предложил Брунее, Сараваку и Британскому Сабаху сформировать Малазийскую федерацию в мае 1961 года. 9 июля 1963 года султан Омар Али Сайфуддин III наконец отклонил предложение присоединиться к Малайзии, несмотря на его прежнюю готовность сделать это. так что если это будет служить интересам Брунея. Отсутствие предложения о том, чтобы султан стал Ян ди-Пертуан Агонгом , большие финансовые требования со стороны Малайзии и возможное британское влияние являются одними из причин сопротивления Брунея, которые историки называют. Тунку Абдул Рахман в ответ выдворил малазийских преподавателей и офицеров из Брунея, что усугубило проблемы в государственном управлении страны. [ 23 ]
Бруней заменил малазийских чиновников британскими офицерами после того, как отклонил предложение Малайзии о создании федерации, что затруднило реализацию Национальной политики в области образования 1962 года. Было трудно сделать малайский основным языком обучения и создать полноценную систему образования без какой-либо поддержки со стороны Малайзии. Из-за языковых барьеров и политической нестабильности , усугубленной поддержкой Индонезии PRB во время восстания 1962 года, Бруней также воздержался от внедрения индонезийской системы образования . Текущая ситуация подчеркнула значительное влияние Малайзии на систему образования Брунея и реализацию его политики. [ 24 ]
Национальная политика в области образования 1972 года.
[ редактировать ]
Чтобы создать интегрированную национальную политику в области образования, которая отражала бы цели и экономический прогресс нации, Бруней сформировал совершенно новую Суруханджая Пеладжаран в мае 1970 года после краха Национальной политики в области образования 1962 года , «Комиссию по образованию». Новая экономическая политика и Национальная политика в области образования 1969 года, предписывавшая преподавать малайский язык во всех школах, были двумя недавними политиками Малайзии, которые оказали влияние на последующую Национальную политику в области образования 1972 года. Основание Университета Кебангсаан Малайзия в 1970 году с малайским языком обучения стало еще одним результатом этих изменений в Малайзии, вызванных расовыми беспорядками и стремлением к национальному единству. Стратегия Брунея 1972 года была направлена на исправление недостатков предыдущей политики и приведение ее в соответствие с этими региональными изменениями. [ 25 ]
События в Малайзии 13 мая 1969 года оказали влияние на Бруней, когда в 1972 году была принята Национальная политика в области образования. Мотивация правительства к формированию Комиссии по образованию, судя по всему, проистекала из расовых беспорядков в Малайзии и последовавших за ними корректировок политики, учитывая политическую и социально-экономическую стабильность Брунея после восстания 1962 года и формирование Комиссии по образованию только в 1970 году. Подобно политике 1962 года, Комиссия 1972 года была создана только в 1970 году. политика уделяла большое внимание единой системе образования и малайскому языку как средству обучения. Однако это также сделало исламское образование основным предметом, что указывает на более широкую региональную тенденцию к интеграции исламских идеалов в образование. Это изменение соответствует тогдашнему более глубокому пониманию исламской теологии в Малайзии . [ 25 ]
Напряженность в отношениях с Малайзией также препятствовала усилиям Брунея по реализации Национальной политики в области образования 1972 года. Отношения между Брунеем и Малайзией в то время были натянутыми из-за ряда инцидентов, в том числе из-за побега бывших лидеров PRB в Брунее при помощи сотрудников службы безопасности Малайзии, отъезда брунейских студентов в Малайзию в поисках защиты, а также из-за опасений правительства Брунея перед политическим влиянием. Брунее потребовалась помощь Малайзии с преподавателями, учебниками и системой экзаменов. Реализация стратегии еще больше осложнилась, когда Бруней выдворил своих студентов из Малайзии, в том числе тех, кто сдавал выпускные экзамены, в ответ на возможные антиправительственные тенденции. [ 26 ]
Национальная политика в области образования 1972 года планировала сделать малайский языком обучения по умолчанию; тем не менее, отъезд брунейских студентов из Малайзии стал серьезным препятствием на пути его реализации. Эта акция также помешала малайским учащимся продолжить образование в Малайзии, вынудив многих из них бросить школу в пятых или шестых классах и найти должности начального уровня в государственном или частном секторе . После 1970-х годов общественный спрос на новую национальную стратегию образования снизился, поскольку влияние восстания 1962 года на общественное доверие и снижение власти политических партий способствовали падению общественного спроса. Со временем все больше и больше образованных брунейцев, в том числе женщин , занимали важные должности в государственных учреждениях , демонстрируя растущее значение английского языка в образовании. [ 27 ]
Спрос на английское образование среди населения Брунея способствовал тому, что Национальная политика в области образования 1972 года не смогла сделать малайский официальным языком преподавания в школах. С 1950-х годов среди родителей наблюдается очевидная тенденция отдавать предпочтение отправке своих детей в англоязычные школы, будь то частные учреждения или зарубежные. К концу 1970-х годов это предпочтение стало более очевидным, о чем свидетельствует заметное снижение числа учащихся, посещающих малайскую среднюю школу (с 4487 в 1970 году до 1218 в 1979 году), в то время как число учащихся, посещающих государственную английскую среднюю школу (до 7344 ) повысился. На изменение выбора образования повлияла неспособность правительства обеспечить использование малайского языка в школах, а также ожидаемые преимущества двуязычия для улучшения шансов на карьеру и получение высшего образования. [ 28 ]
Политика двуязычного образования 1984 г.
[ редактировать ]
После обретения независимости Бруней стал все активнее выступать в поддержку укрепления исламского суверенитета. Это включало объявление алкоголя вне закона и запрет на его продажу, а также принятие законов, касающихся правоохранительной деятельности , обязательного религиозного образования, уголовного закона шариата , который столкнулся с резкой критикой со стороны других стран, и, помимо этого, введение концепции «Негара Зикир », которая была находился под прямым влиянием султана Хассанала Болкиаха . [ 29 ]
9 апреля 1984 года Бруней обнародовал новую политику в области образования под названием Dasar Pendidikan Dwibahasa , «Политика двуязычного образования», в ответ на провал Национальной политики в области образования 1972 года. Эта политика ознаменовала серьезное изменение: после этого английский язык стал основным языком преподавания, начиная с четвертого класса , а малайский должен был использоваться для младших классов, а также по отдельным предметам. Другие важные компоненты политики 1972 года были сохранены, такие как включение исламских ценностей и унификация учебной программы. Цель заключалась в том, чтобы облегчить брунейцам получение дальнейшего образования за границей и подготовить их к трудоустройству, поскольку свободное владение английским языком считалось необходимым для открытия возможностей как внутри страны, так и за рубежом. [ 30 ]
Даже преподавание малайского языка в школах, похоже, становится менее распространенным явлением, чем использование английского, несмотря на то, что политика двуязычного образования определяется как подход использования и продвижения обоих основных языков, а именно малайского и английского. Фактически, в соответствии с этой политикой школьная система Брунея использует английский в качестве основного языка обучения. В результате цель сделать малайский язык основным языком обучения в школах в конечном итоге не была достигнута. Это положит конец сильному малазийскому влиянию системы образования Брунея. Но многие брунейцы предпочли продолжить свое образование в Малайзии по мере развития связей между двумя странами, особенно после того, как Бруней обрел независимость. [ 30 ]
Национальная система образования 21 века
[ редактировать ]Целью 21st Century Sistem Pendidikan Negara Abad ke-21 , «Национальной системы образования 21 века» (SPN21), является повышение качества образования путем предложения учебной программы и оценки, гибкой структуры, которая позволяет использовать несколько путей к высшему образованию. и достаточная инфраструктура для поддержки развития навыков. Внедрение осуществляется поэтапно: группа учеников, сдавших экзамен в начальной школе (PSR) 2007 года, начинает промежуточный или переходный этап в 2008 году на уровне средней школы. SPN21 был полностью реализован на уровне начальной школы в 2011 году после частичного внедрения для учеников 1 и 4 классов в 2009 году. [ 31 ]
Инициатива SPN21, завершенная в 2015 году, существенно изменила систему образования Брунея. Его основной целью было повышение образовательных стандартов за счет использования динамичной, актуальной и хорошо сбалансированной учебной программы, соответствующей программе Wawasan Brunei 2035 . для одаренных детей и образование для учеников с физическими, умственными способностями или особыми потребностями в обучении. специализированные программы, включающие специальное образование Частью реформы стали [ 32 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Хаджи Ауг Асбол бин Хаджи Мэйл 2011 , стр. 95.
- ^ Haji Awg Asbol bin Haji Mail 2011 , стр. 101–102.
- ^ Джон и жертва 2015 , с. 69–70.
- ^ Иоанн и Псалом 2015 , с. 66 .
- ^ Джон и жертва 2015 , с. 67 .
- ^ Перейти обратно: а б с Зи Юсри 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б Аванг Хаджи Зайнуддин бин Хаджи Хасан 2008 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Иоанн и Псалмы 2015 , с. 68 .
- ^ Отчет за 2009 год , с. 165.
- ^ Перейти обратно: а б Иоанн и Псалмы 2015 , с. 68–69.
- ^ Перейти обратно: а б Аданан Хаджи Абдул Латифф (Хадж) 2011 , стр. 92.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Почта Аванга Асбола бин Хаджи, 2018 год .
- ^ Зуллкифли А. 2020 , с. 48.
- ^ Маслин бин Хаджи Джуким 2018 , с. 2.
- ^ Хуссейнмия 2000 , с. 334.
- ^ Морв, Вен и Мансур, 2023 , с. 14.
- ↑ Пелита Бруней, 16 сентября 1956 г. , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Хаджи Ауг Асбол бин Хаджи Мэйл 2011 , стр. 96.
- ^ Haji Awg Asbol bin Haji Mail 2011 , стр. 96–97.
- ^ Перейти обратно: а б Хаджи Ауг Асбол бин Хаджи Мэйл 2011 , стр. 97.
- ^ «Римско-католическая церковь в Брунее» (PDF) . rcvbd.com . 2019 . Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ Haji Awg Asbol bin Haji Mail 2011 , стр. 97–98.
- ^ Перейти обратно: а б Хаджи Ауг Асбол бин Хаджи Мэйл 2011 , стр. 98.
- ^ Haji Awg Asbol bin Haji Mail 2011 , стр. 98–99.
- ^ Перейти обратно: а б Хаджи Ауг Асбол бин Хаджи Мэйл 2011 , стр. 99.
- ^ Haji Awg Asbol bin Haji Mail 2011 , стр. 99–100.
- ^ Haji Awg Asbol bin Haji Mail 2011 , стр. 100.
- ^ Haji Awg Asbol bin Haji Mail 2011 , стр. 100–101.
- ^ Зуллкифли А. 2020 , с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б Хаджи Ауг Асбол бин Хаджи Мэйл 2011 , стр. 101.
- ^ Джон и жертва 2015 , с. 72.
- ^ Джон и жертва 2015 , с. 73 .
Ссылки
[ редактировать ]- Зуллкифли А. (июль 2020 г.). Последствия 25 лет правления султана Ахмада Таджуддина (докторская диссертация) (на малайском языке). Факультет управления исламским развитием Исламского университета Султана Шарифа Али . стр. 47–57 . Проверено 26 июля 2024 г.
- Хаджи Ауг Асбол бин Хаджи Мэйл (2011). Образование Малайзии: проблемы и дебаты (на малайском языке). Шах Алам : Технологический университет МАРА . ISBN 978-967-363-273-2 – через www.researchgate.net.
- Асбол бин Хаджи Мэйл (Хаджи Аванг) (2006). История развития образования в Брунее, 1950-1985 [ История развития образования в Брунее ] (на малайском языке). Центр истории Брунея , Министерство культуры, молодежи и спорта . ISBN 978-99917-34-48-4 .
- Яхья, Масуриати; Саари, Че Заррина (2015). «Национальная система образования XXI века, Бруней-Даруссалам в сохранении исламской цивилизации нации памяти: вызовы и надежды» . Афкар: Журнал исламской веры и мысли (на малайском языке). 16 (1). Факультет Усулуддина, Исламский университет Султана Шарифа Али – через www.researchgate.net.
- Хуссейнмия, бакалавр искусств (сентябрь 2000 г.). « Производственный консенсус»: роль Государственного совета в Брунее-Даруссаламе» . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 31 (2). Издательство Кембриджского университета . Проверено 14 сентября 2014 г.
- Отчет (2009). Отчет: Бруней-Даруссалам, 2009 г. Оксфордская бизнес-группа. ISBN 978-1-907065-09-5 .
- Пелита Бруней, 16 сентября 1956 года. «Еще два прокурора из Брунея отправляются в Великобританию» (PDF) (на малайском языке).
{{cite news}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - Зи Юсри (10 октября 2014 г.). «Памятная выставка демонстрирует этапы формального образования в Брунее» . www.sultanate.com . Проверено 25 июля 2024 г.
- Аванг Асбол бин Хаджи Мэйл (3 декабря 2018 г.). «Образовательные разработки» . Media Permata Online (на малайском языке). Архивировано из оригинала 19 июля 2022 года . Проверено 25 июля 2024 г.
- Морве, Рошан К.; Вэнь, Сюй; Мансур, Насер (2 мая 2023 г.). «Роль английского языка и социокультурная структура Бахаса: исследование Брунея-Даруссалама» . Азиатско-Тихоокеанский журнал образования второго и иностранного языка . 8 (1). дои : 10.1186/s40862-023-00186-5 . ISSN 2363-5169 .
- Маслин бин Хаджи Джуким (август 2018 г.). «МАЛАЙСКАЯ ШКОЛА ЛЕЛА МЕНЧАНАЙ: НЕКОТОРЫЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ» . Университет Брунея-Даруссалама (на малайском языке) . Проверено 26 июля 2024 г.
- Аванг Хаджи Зайнуддин бин Хаджи Хасан (2008). «Ристаан Бандар Бруней» (PDF) . Центр истории Брунея (на малайском языке). Бандар Сери Бегаван.
- Аданан Хаджи Абдул Латифф (Хадж) (2011). Придорожное здание (на малайском языке). Брунейский совет по языку и библиотекам, Министерство культуры, молодежи и спорта. ISBN 978-99917-0-770-9 .