Малайзийское соглашение
Соглашение относительно Малайзии между Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Малайской Федерацией, Северным Борнео, Сараваком и Сингапуром | |
---|---|
![]() Соглашение, касающееся Малайзии | |
Составлено | 15 ноября 1961 г |
Подписано | 9 июля 1963 года |
Расположение | Лондон, Великобритания |
Запечатанный | 31 июля 1963 г |
Эффективный | 16 сентября 1963 г |
Подписавшиеся | |
Вечеринки |
|
Депозитарий |
|
Языки | английский и малайский |
Полный текст | |
![]() |
Малайзийское соглашение , [ а ] или Соглашение относительно Малайзии между Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Федерацией Малайзии, Северного Борнео, Саравака и Сингапура ( MA63 ) было юридическим документом , который соглашался объединить Северное Борнео (Сабах), Саравак и Сингапур с существующими штаты Малайя , [ 3 ] образовавшийся союз получил название Малайзия . [ 4 ] [ 5 ] Соглашение, подписанное в Лондоне, Великобритания, вступило в силу 16 сентября 1963 года; Впоследствии Сингапур был изгнан из Малайзии вскоре после этого соглашения, став суверенным государством 9 августа 1965 года. [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]До мировой войны Второй Британская Малайя состояла из трёх групп государств: протектората Малайских Федеративных Штатов , пяти охраняемых Нефедеративных Малайских Штатов и коронной колонии Стрейтс -Сетлментс .
Малайский союз
[ редактировать ]В 1946 году , в Британской Малайе был создан Малайский союз, в который вошли Селангор , Малайские федеративные штаты Перак Негери -Сембилан , Паханг; Нефедеративные малайские штаты Кедах , , Перлис, Джохор Теренггану, ; Келантан и поселения Пенанга Малакки и . Проливов Тем временем Великобритания имела прямое управление Сингапуром как королевской колонией . Это произошло благодаря серии соглашений между Соединенным Королевством и Малайским союзом. [ 7 ] Малайский Союз был заменен Малайской Федерацией 1 февраля 1948 года и обрел независимость в рамках Содружества Наций 31 августа 1957 года. [ 5 ]
На протяжении всего ХХ века деколонизация стала общественной целью народов, находящихся под колониальными режимами, стремящихся достичь самоопределения. Специальный комитет по деколонизации (также известный как Специальный комитет 24 ООН по деколонизации , отраженный в провозглашении Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 14 декабря 1960 года Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, именуемый в дальнейшем Комитет 24 или просто Комитет по деколонизации ) был создан в 1961 году Генеральной Ассамблеей ООН с целью контроля за выполнением Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам и выработки рекомендаций по ее применению. [ 8 ]
Этот комитет также является преемником бывшего Комитета по информации о несамоуправляющихся территориях. Надеясь ускорить прогресс деколонизации, Генеральная Ассамблея приняла в 1960 году Резолюцию 1514 , также известную как «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам» или просто «Декларация о деколонизации». Он заявил, что все люди имеют право на самоопределение, и провозгласил, что колониализму следует положить скорейший и безоговорочный конец. [ 9 ]
В соответствии с Малайзийским соглашением, подписанным между Соединенным Королевством и Малайей, Великобритания примет закон об отказе от суверенного контроля над Сингапуром, Сараваком и Северным Борнео (ныне Сабах). Это было достигнуто посредством принятия Закона о Малайзии 1963 года , пункт 1 (1) которого гласит, что в День Малайзии «суверенитет и юрисдикция Ее Величества в отношении новых штатов должны быть отменены, чтобы передать их в согласованном порядке». [ 10 ]
Деколонизация, самоопределение и референдум
[ редактировать ]Вопрос о самоопределении народов Северного Борнео, Саравака и Сингапура лег в основу еще одного вызова формированию Федерации Малайзии. В Совместном заявлении, опубликованном федеральными правительствами Великобритании и Малайзии 23 ноября 1961 года, пункт 4 гласил: « Прежде чем прийти к какому-либо окончательному решению, необходимо выяснить мнение народов». Соответственно, было решено создать комиссию для выполнения этой задачи и вынесения рекомендаций.
Стремясь обеспечить, чтобы деколонизация проводилась в соответствии с пожеланиями народов Северного Борнео, Британское правительство в сотрудничестве с правительством Малайзии в январе 1962 года назначило комиссию по расследованию Северного Борнео и Саравака, чтобы определить, поддерживает ли народ предложение о создании Федерации Малайзии. Команду из пяти человек, в которую входили два малайца и три представителя Великобритании, возглавил лорд Кобболд . [ 11 ]
Реакции
[ редактировать ]Разногласия в Сингапуре
[ редактировать ]В Сингапуре Партия народного действия (ПНД) первоначально стремилась к слиянию с Малайзией на основании сильного мандата, полученного ею на всеобщих выборах 1959 года, когда она получила 43 из 51 места. Однако этот мандат стал сомнительным, когда разногласия внутри партии привели к расколу. В июле 1961 года после дебатов о вотуме доверия правительству 13 членов законодательного собрания ППА были исключены из ППА за воздержание. Они сформировали новую политическую партию « Барисан Сосиалис» (BS). Большинство ППА в Законодательном собрании было сокращено, поскольку теперь они располагали только 30 из 51 места. Продолжалось дезертирство, пока ППА не получила большинство в одно место в Ассамблее.
Учитывая эту ситуацию, было бы невозможно полагаться на мандат, полученный в 1959 году, для дальнейшего слияния. Новый мандат был необходим, особенно потому, что BS утверждала, что предложенные условия слияния были вредны для сингапурцев – например, сокращение мест в федеральном парламенте по сравнению с его населением, возможность голосовать только на выборах в Сингапуре, [ 12 ] и обязательство Сингапура отдавать 40% своих доходов федеральному правительству. ряд положений, касающихся Сингапура . Чтобы развеять эти опасения, в Соглашение был включен [ 13 ] В конечном итоге Сингапур был изгнан из Малайзии 9 августа 1965 года.
Отказ Брунея
[ редактировать ]Хотя Бруней отправил делегацию на подписание Малайзийского соглашения, они не подписали его, поскольку султан Брунея желал быть признанным старшим правителем всей федерации, и что произошло во время Брунейского восстания . [ 14 ] Он продолжал оставаться под британским протекторатом , пока 1 января 1984 года не стал суверенным государством.
Претензии Келантана
[ редактировать ]11 сентября 1963 года, всего за четыре дня до того, как должна была возникнуть новая Федерация Малайзии, правительство штата Келантан потребовало заявления о том, что Малайзийское соглашение и Малайзийский закон недействительны или, альтернативно, что даже если они были действительными, они не связывали штат Келантан обязательствами. Правительство Келантана утверждало, что и Соглашение о Малайзии, и Закон о Малайзии не имели обязательной силы для Келантана на следующих основаниях: Закон о Малайзии фактически отменил Малайю, и это противоречило Малайскому соглашению 1957 года , согласно которому предлагаемые изменения требовали согласия каждого из штаты, входящие в состав Малайской Федерации, включая Келантан, и этого добиться не удалось. Этот иск был отклонен Джеймсом Томсоном, тогдашним председателем Верховного суда, который постановил, что конституция не была нарушена во время обсуждения и создания Закона о Малайзии. [ 15 ] [ 16 ]
Наследие
[ редактировать ]На протяжении десятилетий после соглашения многие ученые и политики утверждали, что обещания, данные Сараваку и Северному Борнео (Сабах), со временем были нарушены федеральным правительством. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] После исторического первоначального поражения правительства Альянса / Барисана Насионала (BN) на всеобщих выборах в Малайзии в 2018 году правительство Пакатана Харапана (PH) пообещало рассмотреть претензии Саравака и Сабаха в отношении Малайзийского соглашения, которое было проигнорировано.
После того, как предложенная в 2019 году поправка к Конституции Малайзии о восстановлении статуса Сабаха и Саравака в соответствии с первоначальным содержанием Малайзийского соглашения не прошла большинством в две трети, федеральное правительство решило пересмотреть соглашение, чтобы исправить нарушения договора с «Специальный комитет кабинета министров по рассмотрению соглашения с Малайзией». [ 20 ] [ 21 ] Семью согласованными вопросами были:
- Претензии по экспортным пошлинам на экспорт лесоматериалов и лесоматериалов .
- Распределение газа и полномочия по регулированию электроэнергии и газа.
- Осуществление федеральных и государственных общественных работ .
- Рабочая сила .
- Полномочия государства в вопросах здравоохранения .
- Администрация островов Сипадан и Лигитан в штате Сабах.
- сельского и лесного хозяйства . Вопросы
Первое заседание по этим вопросам состоялось 17 декабря 2018 года. [ 21 ] Несмотря на готовность федерального правительства пересмотреть соглашение, появились сообщения о том, что переговоры между Сабахом и федеральным правительством не были гладкими, причем последнее диктовало некоторые вопросы пересмотра, создавая впечатление, что пересмотр был односторонним делом с правительство, похоже, не желает отказываться от контроля над делами. [ 22 ]
В другой поправке 2021 года к Конституции Малайзии статья 160 (2) федеральной конституции была дополнена новым определением термина «федерация», согласно которому малайзийская федерация формируется в соответствии с Малайзийским соглашением 1963 года в дополнение к Малайскому соглашению 1957 года. . [ 23 ] В феврале 2022 года имя главы правительства Саравака было изменено с «Главного министра» на «Премьер». В 2024 году Сабаху было предложено сделать то же самое. [ 24 ]
В марте 2022 года 11 человек из Саравака подали иск в Высокий суд Саравака с требованием объявить соглашение с Малайзией недействительным, поскольку народ Саравака не осуществлял безоговорочное самоопределение, и референдум до образования Малайзии не проводился . Поэтому Саравак не будет связывать себя обязательствами по соглашению с Малайзией. [ 25 ] В апреле 2022 года правительство Саравака попыталось отклонить иск на том основании, что Высокий суд не обладает юрисдикцией по обеспечению соблюдения или аннулированию международного договора, такого как MA63. [ 26 ] В мае 2023 года Высокий суд Кучинга отклонил иск, поскольку Федеральная конституция Малайзии является высшим законом страны и для того, чтобы Саравак покинул федерацию, в Федеральную конституцию необходимо внести поправки. [ 27 ]
Документы
[ редактировать ]В Малайзийском соглашении перечислены приложения
Приложение A: Законопроект о Малайзии |
Приложение первое — Включение новых статей в Конституцию |
Второе приложение — раздел добавлен к восьмому приложению Конституции. |
Третье приложение — Гражданство (поправка ко второму приложению к Конституции) |
Приложение четвертое — специальные законодательные списки для штатов Борнео и Сингапура. |
Пятое приложение - Дополнения для штатов Борнео к десятому приложению (Гранты и распределенные доходы) к Конституции. |
Приложение шестое — Незначительные и последующие поправки к Конституции. |
Приложение B: Конституция штата Сабах |
Расписание: формы клятв и утверждений |
Приложение C: Конституция штата Саравак |
Расписание: формы клятв и утверждений |
Приложение D: Конституция штата Сингапур |
Приложение первое — формы клятв и утверждений |
Приложение второе — Клятва верности и верности |
Приложение третье — Присяга члена Законодательного собрания |
Приложение F: Соглашение о внешней обороне и взаимной помощи |
Приложение G: Приказ Совета Северного Борнео (компенсации и пенсионные пособия), 1963 г. |
Приложение H: Форма соглашений с государственными служащими в отношении Сабаха и Саравака |
Приложение I: Форма соглашений с государственными служащими в отношении Сингапура |
Приложение J: Соглашение между правительствами Малайской Федерации и Сингапура об общих и финансовых договоренностях |
Приложение к Приложению J — Постановление о таможне Сингапура |
Приложение K: Меры в отношении радиовещания и телевидения в Сингапуре |
См. также
[ редактировать ]- соглашение из 18 пунктов
- соглашение из 20 пунктов
- Поправка 2021 года к Конституции Малайзии
- Комиссия Кобболда
- Соглашение о независимости Сингапура 1965 г.
- Противостояние Индонезии и Малайзии
- Закон о Малайзии 1963 года
- Манильское соглашение
- Сепаратистские движения в Малайзии
- Хронология истории Малайзии
- Провозглашение Сингапура
- Венская конвенция о праве международных договоров
Примечания
[ редактировать ]- ^ Малайский : Перджанджан Малайзия ; Китайский: Соглашение с Малайзией ; Тамильский : Малайзийское соглашение
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Резолюция 97 (1) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций .
- ^ Версии на английском , французском и малайском языках .
Зарегистрированный номер. Я-10760. - ^ «Закон о Малайзии 1963 года» .
- ^ См .: База данных статутного права Великобритании: Акты парламента Соединенного Королевства, Закон о Малайзии 1963 года.
- ^ Jump up to: а б См .: База данных статутного права Великобритании: Акты парламента Соединенного Королевства, Закон о независимости Малайзии 1957 года (ок. 60).
- ^ См .: Соглашение о независимости Сингапура 1965 года и Акты парламента Соединенного Королевства, Закон о Сингапуре 1966 года .
- ^ См .: Меморандум кабинета министров министра по делам колоний. 21 февраля 1956 г. Соглашение Малайской федерации.
- ^ См .: Специальный комитет ООН по деколонизации - Официальный сайт.
- ^ См .: История Комитета ООН по деколонизации - Официальный сайт ООН.
- ^ См .: Раздел 1 (1), Закона о Малайзии 1963 г., глава 35 (Великобритания).
- ^ Кобболд был управляющим Банка Англии с 1949 по 1961 год. Другими членами были Вонг Пау Ни , главный министр Пенанга, Мохаммед Газали Шафи , постоянный секретарь Министерства иностранных дел, Энтони Абелл , бывший губернатор Саравака, и Дэвид Уотерстон, бывший главный секретарь Малайи.
- ^ Тан, Кевин Ю.Л. (1999). Правовая система Сингапура . Том. 2. Издательство Сингапурского университета . п. 46. ИСБН 9789971692124 .
- ^ ИсторияСГ. «Подписание Малайзийского соглашения – история Сингапура» . eresources.nlb.gov.sg . Совет Национальной библиотеки . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Мэтьюз, Филип (февраль 2014 г.). Хроника Малайзии: пятьдесят лет главных новостей, 1963–2013 гг . Издания Дидье Милле. п. 29. ISBN 978-967-10617-4-9 .
- ^ Прием новых штатов: Правительство штата Келантан против правительства Малайи и Тунку Абдул Рахман Путра Аль-Хадж
[1]
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Катирасен, А. (9 сентября 2020 г.). «Когда Келантан (и PMIP) подали в суд с требованием остановить образование Малайзии» . ФМТ . Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ Чин, Джеймс (1 января 2019 г.). Соглашение Малайзии 1963 года (MA63): Сабах и Саравак и политика исторических обид . Университет Тасмании. ISBN 978-967-2165-58-3 . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Лу, Джейми (8 ноября 2022 г.). «MA63 восстановит и защитит нарушенные права | New Sarawak Tribune» . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Пей, Го Пей (15 декабря 2021 г.). « Принятие законопроекта MA63 показывает важность восстановления статуса Саравака и Сабаха в федерации» | New Straits Times» . НСТ Онлайн . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ «MA63: Семь вопросов решены, 14 требуют дальнейшего обсуждения, - говорят в канцелярии премьер-министра» . Бернама . Малайская почта. 19 августа 2019 года . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Решено семь проблем MA63» . Бернама . Ежедневный экспресс. 20 августа 2019 г. Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ Джулия Чан (2 сентября 2019 г.). «В Сабахе сомнения сохраняются, поскольку обзор MA63 Путраджаи обвиняют в одностороннем характере» . Малайская почта . Проверено 2 сентября 2019 г.
- ^ Захид, Сайед Джамал (14 декабря 2021 г.). «Деван Ракьят наконец-то принял ключевые поправки к конституции, признающие MA63» . Малайская почта. Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года . Проверено 3 мая 2023 г.
- ^ «Переименуйте Сабаха КМ в «премьера», как Саравак, — говорит представитель» . ФМТ. 29 апреля 2024 г. Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ «Группа из 11 жителей Саравака подала иск о признании MA63 недействительным» . Малайская почта. 15 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2022 года . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Линг, Шэрон (15 марта 2022 г.). «Высокий суд откладывает решение об отмене иска об аннулировании MA63» . Малайская почта. Архивировано из оригинала 5 мая 2023 года . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Дезире, Дэвид (25 мая 2023 г.). «Высокий суд Кучинга отклоняет иск об аннулировании MA63» . Почта Борнео. Архивировано из оригинала 26 мая 2023 года . Проверено 21 октября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хансард Парламента Соединенного Королевства Законопроект о Малайзии
- Закон о Малайзии 1963 года
- Затрагивая Закон о Малайзии 1963 года
- Солидарность с народами несамоуправляющихся территорий согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи 60/119 от 18 января 2006 г.
- Подопечные и несамоуправляющиеся территории , внесенные в список Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций .
- 18-я сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций – Вопрос Малайзии (страницы: 41–44)
- Хронология Малайзии , канал BBC News.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дж. де В. Аллен; Энтони Дж. Стоквелл (1981). Сборник договоров и других документов, затрагивающих Штаты Малайзии: 1761–1963 гг . Океана Издательство. ISBN 978-0379007817 .
- Джеймс Чин (2014). «Отношения между федеральным правительством и Восточной Малайзией: Primus-Inter-Pares?, в книге Эндрю Хардинга и Джеймса Чина (редакторы) 50 лет Малайзии: пересмотр федерализма (Сингапур: Маршалл Кавендиш)» . The Straits Times : 152–185 – через Academia.edu.
- Джеймс Чин (31 мая 2018 г.). «Почему новое правительство Малайзии должно прислушаться к сплоченному призыву MA63» . The Straits Times – через Academia.edu.
- Джеймс Чин (2019) Соглашение с Малайзией 1963 года (MA63): Сабах и Саравак и политика исторических обид - через ResearchGate