соглашение из 20 пунктов
Соглашение из 20 пунктов , или меморандум из 20 пунктов , представляет собой список из 20 пунктов, составленный Северным Борнео , в котором предлагаются условия его включения в новую федерацию в качестве штата Сабах в ходе переговоров перед образованием Малайзии. В Малайзийском законопроекте некоторые Малайзийского соглашения из двадцати пунктов были в той или иной степени включены в то, что стало Конституцией Малайзии ; другие были просто приняты устно, не получив таким образом юридического статуса. Соглашение из 20 пунктов часто служит центром внимания тех, кто утверждает, что права Сабаха в Федерации со временем были подорваны. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]В соответствии с соглашением, подписанным между Великобританией и Малайской Федерацией, вопрос о самоопределении народов Северного Борнео и Саравака стал вызовом формированию Федерации Малайзии. В совместном заявлении, опубликованном федеральными правительствами Великобритании и Малайзии 23 ноября 1961 года, говорилось, что прежде чем прийти к какому-либо окончательному решению, необходимо выяснить мнение народов Северного Борнео и Саравака. Было решено создать комиссию для выполнения этой задачи и выработки рекомендаций.
Британское правительство, работая с правительством Федерации Малайзии, назначило в январе 1962 года комиссию по расследованию Северного Борнео и Саравака, чтобы определить, поддерживает ли народ предложение о создании Федерации Малайзии. Команду из пяти человек, в которую входили два малайца и три представителя Великобритании, возглавил лорд Кобболд . [ 2 ] Межправительственный комитет (Комитет Лэнсдауна) был назначен для разработки окончательных деталей Малайзийского соглашения. Лорд Лэнсдаун служил от Великобритании, а Тун Абдул Разак , заместитель премьер-министра Федерации Малайи, служил от Малайи. [ 3 ]
20 пунктов были написаны с целью защиты интересов, прав и автономии народа Северного Борнео после образования федерации Малайзии. Аналогичное предложение, с некоторыми различиями в содержании, было сделано Сараваком и обычно называется соглашением из 18 пунктов .
На эти меморандумы часто обращают внимание те, кто считает, что их принципы впоследствии после федерации не соблюдались. Было много призывов к пересмотру меморандума из 20 пунктов, чтобы принять во внимание социальные, экономические и политические изменения, происходящие с течением времени. [ 4 ]
Краткая хронология связанных событий
[ редактировать ]- 17 января 1962 г .: было объявлено о создании Комиссии по расследованию ( Комиссия Кобболда ) для наблюдения за мнениями жителей Сингапура, Саравака, Брунея и Северного Борнео.
- 21 марта 1962 г .: На заседании Комитета Большой Малайзии было решено, что было бы предпочтительнее дождаться, пока Комиссия Кобболда , которой было поручено оценить поддержку предложения в Северном Борнео и Сараваке, завершит свой отчет в чтобы рассмотреть его выводы до того, как будет принято решение о федерации Малайзии.
- 21 июня 1962 г .: Отчет Кобболда был завершен и представлен премьер-министрам Великобритании и Малайи (конфиденциально). В отчете делается вывод, что одна треть полностью поддержала эту идею, одна треть поддержала при условии, что будут включены гарантии, а оставшаяся треть была разделена между теми, кто предпочел бы, чтобы Северное Борнео и Саравак получили независимость до слияния, и теми, кто отверг полное слияние. Точка зрения комиссии заключалась в твердой поддержке федеративной Малайзии (с передачей суверенитета в течение двенадцати месяцев), включая переходную договоренность, в которой британцы останутся в течение первых нескольких лет. [ 5 ]
- 31 июля 1962 г .: правительства Великобритании и Малайзии в принципе решили, что предлагаемая Федерация Малайзии должна быть создана к 31 августа 1963 г. Должен был быть сформирован Межправительственный комитет (IGC) для работы над будущими конституционными механизмами. [ 6 ]
- Август 1962 г .: Отчет был опубликован для всех сторон. Как сообщается, это стало неожиданностью для Северного Борнео.
- 13–14 августа 1962 г .: Дональд Стивенс созвал встречу политических лидеров, на которых был составлен меморандум о минимальных требованиях из 14 (позже 20 пунктов). Это получило поддержку Саравака. [ 7 ]
- 12 и 26 сентября 1962 г. (соответственно) : Законодательный совет Северного Борнео и Саравака согласился на образование Малайзии при условии, что права штата будут защищены. [ 7 ]
20 очков
[ редактировать ]- Пункт 1 – Религия
- Хотя не было никаких возражений против того, чтобы ислам был национальной религией Малайзии, на Северном Борнео не должно быть государственной религии, а положения, касающиеся ислама в действующей Конституции Малайи, не должны применяться к Северному Борнео. [ 8 ] [ 9 ]
- Пункт 2 – Язык
-
- а) Малайский должен быть национальным языком Федерации.
- б) Английский язык следует продолжать использовать в течение 10 лет после Дня Малайзии.
- в) Английский должен быть официальным языком Северного Борнео для всех целей, как на уровне штата, так и на федеральном уровне, без ограничения времени. [ 8 ] [ 9 ]
- Пункт 3 – Конституция
- Признавая, что нынешняя Конституция Малайской Федерации должна составлять основу Конституции Малайзии, Конституция Малайзии должна быть совершенно новым документом, разработанным и согласованным в свете свободной ассоциации штатов, и не должна представлять собой серию поправки к Конституции разрабатывались и согласовывались разными штатами в совершенно разных обстоятельствах. Новая Конституция Северного Борнео, конечно, была необходима. [ 8 ] [ 9 ]
- Пункт 4 – Глава Федерации
- Глава государства Северного Борнео не должен иметь права быть избранным главой Федерации. [ 9 ]
- Пункт 5 – Название Федерации
- «Малайзия», а не «Малайская Райя». [ 9 ]
- Пункт 6 – Иммиграция
- Контроль над иммиграцией в любую часть Малайзии извне должен осуществляться центральным правительством, но въезд в Северное Борнео также должен требовать одобрения правительства штата. Федеральное правительство не должно иметь права налагать вето на въезд людей в Северное Борнео для целей правительства штата, за исключением случаев строгой безопасности. Северное Борнео должно иметь беспрепятственный контроль над передвижением лиц, не являющихся сотрудниками федерального правительства, из других частей Малайзии в Северное Борнео. [ 8 ] [ 9 ]
- Пункт 8 – Борнеанизация
- Борнеанизация государственной службы должна происходить как можно быстрее. [ 9 ] [ 10 ]
- Пункт 9 – Британские офицеры
- Следует приложить все усилия, чтобы побудить британских офицеров оставаться на государственной службе до тех пор, пока их места не займут люди с соответствующей квалификацией из Северного Борнео. [ 9 ] [ 10 ]
- Пункт 10 – Гражданство
- Рекомендация, содержащаяся в пункте 148(k) Отчета Комиссии Кобболда, должна регулировать права гражданства в Федерации Северного Борнео с учетом следующих поправок:
- а) подпункт (i) не должен содержать оговорку о пятилетнем проживании
- б) для приведения в соответствие с нашим законом подпункт (ii)(a) следует читать «7 из 10 лет» вместо «8 из 10 лет».
- в) подпункт (iii) не должен содержать каких-либо ограничений, связанных с гражданством родителей – человек, родившийся на Северном Борнео после Малайзии, должен быть федеральным гражданином. [ 9 ] [ 10 ]
- Пункт 11 – Тарифы и финансы
- Северное Борнео должно сохранить контроль над своими финансами, развитием и тарифами, а также иметь право устанавливать собственное налогообложение и привлекать займы в свой собственный кредит. [ 9 ] [ 10 ]
- Пункт 12 – Особое положение коренных рас
- В принципе, коренные народы Северного Борнео должны пользоваться особыми правами, аналогичными тем, которыми пользуются малайцы в Малайе, но нынешняя малайская формула в этом отношении не обязательно применима к Северному Борнео. [ 9 ] [ 10 ]
- Пункт 13 – Правительство штата
- Пункт 14 – Переходный период
- Этот срок должен составлять семь лет, и в течение этого периода законодательная власть должна быть оставлена в соответствии с Конституцией за штатом Северное Борнео, а не просто делегирована правительству штата федеральным правительством. [ 9 ] [ 10 ]
- Пункт 15 – Образование
- Существующую систему образования Северного Борнео следует сохранить и по этой причине она должна находиться под контролем государства. [ 9 ] [ 10 ]
- Пункт 16 – Конституционные гарантии
- Никакие поправки, изменения или отмена какой-либо специальной защиты, предоставленной Северному Борнео, не должны производиться центральным правительством без положительного согласия правительства штата Северное Борнео. Полномочия по внесению поправок в Конституцию штата Северное Борнео должны принадлежать исключительно жителям штата. [ 9 ] [ 10 ] (Примечание. Объединенная партия, Демократическая партия и партия Пасок Момогун считали, что для внесения любых поправок в федеральную конституцию и конституцию штата потребуется большинство в три четверти, тогда как UNKO и USNO считали, что большинство в две трети будет достаточным. достаточный.)
- Пункт 17 – Представительство в Федеральном парламенте
- При этом следует учитывать не только население Северного Борнео, но также его размер и потенциал и в любом случае не должно быть меньше, чем в Сингапуре. [ 9 ] [ 10 ]
- Пункт 18 – Имя главы государства
- Премьер-министр . [ 9 ] [ 10 ]
- Пункт 20 – Земля, леса, местное самоуправление и т.д.
- Положения Конституции Федерации в отношении полномочий Национального земельного совета не должны применяться на Северном Борнео. Аналогичным образом, Национальный совет местного самоуправления не должен подавать заявку в Северном Борнео. [ 9 ] [ 10 ]
Споры
[ редактировать ]Пункт 7: Право на отделение
[ редактировать ]Статья 2 Конституции Малайзии гласит, что парламент Малайзии имеет право изменять границы штата или принимать в федерацию любые новые штаты. Однако положения о выходе штатов из федерации нет. [ 11 ] Однако бывший Международного исламского университета Малайзии академик (PIHE) Абдул Азиз Бари заявил, что статья 2 Конституции также подразумевает, что последнее слово в вопросе выхода штата из федерации остается за парламентом Малайзии, как это произошло с Сингапуром в 1965 году. . [ 12 ] Кроме того, любые предложения об отделении Сабаха и Саравака от Малайзии будут караться согласно Закону о подстрекательстве к мятежу . [ 13 ]
Дженири Амир из Университета Малайзии Саравака (UNIMAS) заявила, что Саравак и Сабах не имеют права выходить из федерации согласно пункту 7. [ 14 ] Однако сепаратистская группа во главе с Дорис Джонс заявила, что значение слова «должен», например « не должно быть права на выход из Федерации», является лишь рекомендацией, в отличие от слова «должен», которое подразумевает приказ. [ 15 ]
Пункт 18: Имя главы государства
[ редактировать ]В Малайзийском соглашении значение термина «губернатор» включало титул главы государства Сабах, которым назывался « Янг ди-Пертуа Негара ». [ 16 ] Этот термин был включен в Конституцию Малайзии с 1963 по 1976 год. Однако с 1963 года глава государства Саравак носил имя « Янг ди-Пертуа Негери ». [ 17 ]
27 августа 1976 года в соответствии со статьей 160 Конституции Малайзии термин «губернатор» был отменен и заменен на «Янг ди-Пертуа Негери». [ 18 ] Это фактически положило конец титулу «Ян ди-Пертуа Негара» штата Сабах. Малайский перевод термина «Штат» Сабаха и Саравака с 1963 года звучит как «Негери» ( Федеративные штаты ) вместо «Негара» (Нация). [ 19 ]
Тем не менее, некоторые группы утверждают, что Сабах и Саравак следует называть «Негара» (Нация), а главу государства — «Янг ди-Пертуа Негара», на том основании, что Саравак достиг независимости 22 июля 1963 года, а Сабах достиг независимости 31 июля. Август 1963 года, прежде чем 16 сентября 1963 года образовать Малайзию вместе с Малайской Федерацией . Они полагают, что глава государства Сабах, известный как «Янг ди-Пертуа Негара» в период с 1963 по 1976 год, поддерживает эту точку зрения. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Отказ от ответственности: Содружество и права человека , Соединенные Штаты Америки: Human Rights Watch, октябрь 1991 г., стр. 33–34, ISBN. 1-56432-047-2 , получено 15 сентября 2010 г.
- ^ Кобболд был управляющим Банка Англии с 1949 по 1961 год. Другими членами были Вонг Пау Ни , главный министр Пенанга, Мохаммед Газали Шафи , постоянный секретарь Министерства иностранных дел, Энтони Абелл , бывший губернатор Саравака, и Дэвид Уотерстон, бывший главный секретарь Малайской федерации.
- ^ Бастин, Джон Стергус (1979). Малайзия; Избранные исторические чтения . Анн-Арбор : Издательство Мичиганского университета . ISBN 9783262012165 .
- ^ «Сабах и Свак призвали пересмотреть соглашения» . Ежедневный экспресс. 21 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2011 г. Проверено 15 сентября 2010 г.
- ^ Комиссия Кобболда (1962). «Отчет следственной комиссии Северного Борнео и Саравака, 1962 г.» (PDF) . Цифровая библиотека . Цифровая библиотека Малайзии. Архивировано из оригинала (PDF) 4 сентября 2012 года . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ Эй Джей Стоквелл (2004). Малайзия . Канцелярский офис. п. 377. ИСБН 978-0-11-290581-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Эй Джей Стоквелл, изд. (2004), Британские документы о конце империи , B, том. 8, Норидж, Великобритания: TSO (Канцелярский офис), стр. 386 [141], ISBN. 0-11-290581-1
- ^ Перейти обратно: а б с д Эй Джей Стоквелл, изд. (2004), Британские документы о конце империи , B, том. 8, Норидж, Великобритания: TSO (Канцелярский офис), с. 624, ISBN 0-11-290581-1 , получено 30 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Лупинг, Герман Джеймс (1985). Кадазанцы и политика Сабаха (PDF) (доктор философии). Кафедра политологии Веллингтонского университета Виктории. п. 61 . Получено 28 октября.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Рам Бахадур Мандал, изд. (1990), Образцы региональной географии – международная перспектива , том. 3, Нью-Дели: Concept Publishing, стр. 252–254, ISBN. 81-7022-292-3
- ^ Энн Сурин, Жаклин (15 января 2014 г.). «Необычный смысл с Вонг Чин Хуатом: могут ли Сабах или Саравак отделиться?» . Ореховый график . Проверено 28 сентября 2014 г.
- ^ Анбалаган, В (17 февраля 2014 г.). «Сабаху и Сараваку нелегко покинуть Малайзию, - говорит конституционный эксперт» . Малазийский инсайдер . Архивировано из оригинала 2 марта 2014 года . Проверено 28 сентября 2014 г.
- ^ Сурах, Г. (17 февраля 2014 г.). «Рахман Дахлан: Крамольно предполагать, что Сабах и Саравак в безопасности» . Звезда (Малайзия) . Проверено 28 сентября 2014 г.
- ^ «САБАХ, ОТДЕЛЕНИЕ С'ВАК: На самом деле просто «голосовое меньшинство» или Путраджайя лжет самому себе?» . Малайзийская хроника. 17 февраля 2014 года . Проверено 28 сентября 2014 г.
- ^ Джонс, Дорис (17 февраля 2014 г.). «СЛЕДУЕТ против ДОЛЖЕН – рассмотрение пункта 7: Право на отделение» . Сабах Саравак Келуар Малайзия (SSKM) . Проверено 28 сентября 2014 г.
- ^ Wikisource . – через
- ^ Чунг Ва, Ланг (15 января 2014 г.). «Федеральная система Малайзии – тогда и сейчас» . Ракета . Проверено 24 сентября 2014 г.
- ^ Блаустейн, AP, Фланц, GH (1971). В конституциях стран мира . Публикации Океаны . стр.298. Поиск книг Google. Проверено 24 сентября 2014 г.
- ^ «Perlembagaan Persekutuan Akta 1260/2006 (Редакция Федеральной конституции по состоянию на 2006 год) (малайский язык), страница 181» (PDF) . Центр исследований государственной политики . 2006. Архивировано из оригинала (PDF) 24 августа 2014 года . Проверено 24 сентября 2014 г.
- ^ Ринтод, Люк (24 января 2011 г.). «Негара, а не негери, статус Сабаха» . Свободная Малайзия сегодня . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 24 сентября 2014 г.
- ^ Голиу, Перси (17 сентября 2014 г.). «Дорис объясняет «сепаратистскую» кампанию Сабаха в Facebook» . Свободная Малайзия сегодня . Архивировано из оригинала 22 сентября 2014 года . Проверено 24 сентября 2014 г.
- ^ Джонс, Дорис (25 мая 2012 г.). «Сабах и Саравак теряют независимость? Теряют национальный статус? (Малайский язык)» . Сабах Саравак из Малайзии (SSKM) . Проверено 24 сентября 2014 г.
- ^ Уэй, Уинстон (15 января 2014 г.). «Губернатором должен быть Ян ДиПертуан Негара » . Свободная Малайзия сегодня . Архивировано из оригинала 9 мая 2014 года . Проверено 24 сентября 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллен, Дж. де В.; Стоквелл, Энтони Дж. (1980). Райт, Ли Р. (ред.). Сборник договоров и других документов, затрагивающих штаты Малайзии 1761-1963 гг . Пабы Океана. ISBN 978-0379007817 .
- Джеймс Чин (2014) Отношения между федеральным правительством и Восточной Малайзией: Primus-Inter-Pares? , в Эндрю Хардинге и Джеймсе Чине (редакторы) 50 лет Малайзии: пересмотр федерализма (Сингапур: Маршалл Кавендиш), стр. 152–185.
- Джеймс Чин (2020) Идет ли Малайзия к «Борнео-выходу»? Почему некоторые жители Восточной Малайзии выступают за отделение, The Conversation, 25 сентября.