Jump to content

Конституционный кризис Саравака 1966 года

Конституционный кризис Саравака 1966 года
Дата 1965–1966
Расположение
Вызвано Недовольство Стивена Калонга Нинкана руководством
Цели Снятие Стивена Калонга Нингкана с поста главного министра
Методы
В результате
  • В Сараваке объявлено чрезвычайное положение
  • Поправка к конституции штата Саравак
  • Снятие Нинкана с поста главного министра
Вечеринки
  • Саравакская национальная партия (ПАНАС)
  • Народный фронт Саравакского тика (БАРДЖАСА)
  • Партия Саравак Песака (ПЕСАКА)
Ведущие фигуры

произошел Конституционный кризис Саравака 1966 года в штате Саравак , Малайзия, с 1965 по 1966 год. Этот кризис был начат группой политиков, которые были недовольны руководством Стивена Калонга Нингкана на посту главного министра. Позже Нингкан был отстранен от поста главного министра губернатором Саравака в июне 1966 года. Однако Нингкан был восстановлен в должности Высоким судом в начале сентября 1966 года. В последний раз он был отстранен от должности главного министра в конце сентября 1966 года. и его заменил Тави Сли на посту нового главного министра. Широко распространено мнение, что изгнание Нинкана было результатом вмешательства федерального правительства Малайзии, поскольку он был решительным сторонником большей автономии штата. [ 1 ] [ 2 ]

Стивен Калонг Нингкан был лидером Альянса Саравак , в который входили Национальная партия Саравака (SNAP), Парти Песака Саравак (PESAKA), Барисан Рааят Джати Саравак (BARJASA) и Китайская ассоциация Саравака (SCA). 22 июля 1963 года Нингкан был назначен первым главным министром Саравака после убедительной победы его партии на выборах в районный совет Саравака в 1963 году . Теменггунг Джуга (лидер партии ПЕСАКА) изначально был готов стать первым губернатором Саравака , однако его перевели в недавно созданный портфель под названием «Федеральный министр по делам Саравака» из-за противодействия федерального правительства Малайзии даякам, чтобы заполнить его. занял два высших поста в штате. Нингкан не включил ни одного представителя ПЕСАКА в свой государственный кабинет, несмотря на то, что партия предоставила Альянсу значительное количество мест. У Нингкана не было хороших отношений с федеральным правительством, а также с составляющими его партиями, такими как ПЕСАКА и БАРДЖАСА. Он исключил ПЕСАКА и БАРДЖАСА из процесса принятия решений кабинета министров и выступил против использования малайского языка в качестве официального языка в Сараваке. Нинкань также не спешил с заменой офицеры- иностранцы государственной гражданской службы, чтобы обеспечить борнеотизацию государственной гражданской службы. Нингкан высказал мнение, что иностранцы должны занимать этот пост до тех пор, пока местные жители не станут готовы занять эти должности. В следующие три года малайцы из ПАНАС и БАРДЖАСА работали вместе, пытаясь свергнуть Нингкан от власти. Они пытались привлечь базирующуюся на полуострове Объединенную малайскую национальную организацию (ОМНО) в Саравак, чтобы консолидировать свою власть против Нинкана. Однако после оценки полуостровной ОМНО план был отменен, поскольку партии потребовалась поддержка других даяков-немусульман, чтобы выжить в Сараваке, поскольку группа составляла 50% от общей численности населения Саравака. [ 3 ]

В 1965 году Нинкань попытался инициировать закон о земельной реформе, который позволил бы туземцам продавать свою землю кому угодно, включая китайцев. [ 3 ] Такой закон также позволил бы туземцам приобретать большие участки лесных угодий. [ 4 ] Действия Нингкана разозлили лидеров партии БАРДЖАСА. Впоследствии был сформирован Альянс коренных народов Саравака, состоящий из Партии Негара Саравак (ПАНАС), партии БАРДЖАСА и Партии Песака Саравак (ПЕСАКА), чтобы бросить вызов руководству Нингкана. [ 5 ] Земельный законопроект впоследствии был отозван, и ПЕСАКА подтвердила свою позицию в отношении SNAP, обвинив БАРДЖАСА в расколе единства Ибана между SNAP и ПЕСАКА. Затем Нингкан исключил БАРДЖАСУ из Альянса. [ 3 ] Однако переговоры между Альянсом и БАРДЖАСА возобновились. Позднее БАРДЖАСА и ПАНАС были вновь приняты в Альянс. Две министерские должности были восстановлены для БАРХАСА, две новые министерские должности были созданы для ПЕСАКА и одна министерская должность была создана для ПАНАС. [ 3 ]

13 июня 1966 года Нингкан во второй раз уволил Абдул Тайба Махмуда (лидера БАРДЖАСА) с поста министра связи и работ. [ 6 ] Нингкан обвинил Тайба в попытке свергнуть правительство штата. На следующий день министры ПЕСАКА и БАРХАСА добровольно ушли из кабинета министров штата. [ 3 ]

Политический кризис

[ редактировать ]

16 июня 1966 года 21 из 42 членов законодательного собрания штата заявили, что не доверяют Стивену Калонгу Нингкану . [ 7 ] 21 член законодательного собрания написал петицию губернатору Саравака, в которой заявил, что потерял доверие к главному министру. Премьер-министр Малайзии Тунку Абдул Рахман также поддержал петицию и попросил Нингкан уйти в отставку. [ 5 ]

В тот же день губернатор Абанг Хаджи Опенг , по настоянию федерального правительства Куала-Лумпура, [ 8 ] попросил Нингкан уйти в отставку. Однако Нингкан отказался уйти из кабинета министров. Нингкан утверждал, что письмо не было поддержано формальным вотумом недоверия против него в Совете Негри (ныне Законодательное собрание штата Саравак ). Он также потребовал назвать имена всех 21 члена Совета Негри, подписавших петицию. [ 7 ] Нингкан также заявил, что он по-прежнему командует большинством членов государственного собрания, и вызвал своих диссидентов на формальные дебаты о вотуме недоверия Совету Негери. [ 5 ] Поскольку Нингкан отказался уйти в отставку, губернатор заявил, что Нингкан прекратил занимать свой пост, и назначил Тави Сли новым главным министром. Губернатор также направил в Нинкань имена подписавших петицию. [ 7 ]

Судебное вмешательство в политический спор

[ редактировать ]

После увольнения Нингкан решил передать дело в Высокий суд Кучинга и назвал губернатора первым ответчиком, а Тави Сли - вторым ответчиком. [ 7 ] [ 9 ] 7 сентября 1966 года главный судья Борнео судья Харли вынес вердикт, восстановивший Нингана на посту главного министра. Согласно разделу 21 Постановления о толковании конституции штата Саравак, только Совет Негри имеет право назначать или увольнять главного министра. Губернатор не имеет права увольнять главного министра. Однако главный министр может быть уволен только в том случае, если он потерял доверие Совета Негри или отказался уйти в отставку с поста главного министра, но он также не посоветовал роспуск Совета Негри. [ 7 ]

Удаление Нинкана

[ редактировать ]

После решения суда Нингкан попытался инициировать роспуск Совета Негри, чтобы получить от избирателей новый мандат. [ 4 ] Однако в сентябре 1966 года федеральное правительство объявило чрезвычайное положение . в Сараваке [ 10 ] ссылаясь на хаос в государстве. [ 11 ] Законом о чрезвычайном положении (Федеральной конституции и Конституции Саравака) была внесена поправка в статью 150 конституции Саравака. Такая поправка разрешила губернатору Саравака созывать заседание Совета Негри без участия главного министра. [ 12 ] [ 13 ] Заседание Совета Негри началось 23 сентября 1966 года, и Нингкан был успешно отстранен от поста главного министра. [ нужна ссылка ]

Последствия

[ редактировать ]

Нингкан решил передать дело в Федеральный суд Малайзии после своего второго увольнения. Нингкан также пытался обратиться за юридической консультацией к британскому правительству относительно роли Великобритании в установлении условий въезда Саравака в Малайзию и подписания Лондонского соглашения от имени Саравака. [ 13 ] Нингкан также утверждал, что поправка к конституции Саравака была незаконной, поскольку чрезвычайное положение было объявлено при необычных обстоятельствах. 1 декабря 1967 года федеральный суд Малайи постановил, что Ян ди-Пертуан Агонг обладает абсолютными полномочиями принимать решения об объявлении чрезвычайного положения, а парламент Малайзии имеет право вносить поправки в конституцию Саравака на основании статьи 150 федеральной конституции без каких-либо ограничений. консультации с губернатором Саравака. Между тем, нет достаточных доказательств, позволяющих предположить, что объявление чрезвычайного положения было сделано без учета ситуации с безопасностью в Сараваке. [ 14 ] 1 августа 1968 года Судебный комитет Тайного совета отклонил апелляцию Нинкана. Макдермотт заявил, что «их светлости не смогли найти никаких оснований утверждать, что чрезвычайная ситуация не была серьезной и не угрожала безопасности Саравака». [ 15 ]

  1. ^ «Ослабленный федерализм в новой федерации» . Солнце (Малайзия) . 25 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2012 г. Проверено 29 апреля 2011 г.
  2. ^ Бун Кхенг Чеа (2002). Малайзия: Создание нации . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 60. ИСБН  9789812301543 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и Джаюм, Джаван (сентябрь 1991 г.). «Политические изменения и экономическое развитие среди ибанов Саравака, Восточная Малайзия» (PDF) . Университет Халла. Архивировано из оригинала (PDF) 19 февраля 2019 года . Проверено 14 декабря 2019 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  4. ^ Jump up to: а б «Предыстория: конституционные кризисы» (PDF) . Край (Малайзия) . 3 февраля 2009 года . Проверено 3 февраля 2015 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Сьям, МФ (2012). В доминировании и соперничестве: мусульманская политика Бумипутеры в Сараваке . Институт исследований Юго-Восточной Азии . п. 109-110. ISBN   978-981-4311-58-8 . Поиск книг Google. Проверено 23 июня 2014 г.
  6. ^ «Министру сказали уйти в отставку» . Эпоха (Австралия). 15 июня 1966 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и «Сага о Стивене Калонге Нинкане – завершение» . Почта Борнео . 26 апреля 2010 года . Проверено 27 апреля 2011 г.
  8. ^ Шари Хим (2014). Вендетта и злоупотребление властью Издательство МФХ. п. 62. ИСБН  9789674151508 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 2 апреля 2014 г.
  9. ^ Стивен Калонг Нингкан против. Тун Абанг Хаджи Опенг и Тави Сли , 2 MLJ 187 (1966).
  10. ^ «Кризис в Сараваке приводит к чрезвычайному положению» . Сидней Морнинг Геральд . 16 сентября 1966 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
  11. ^ Имтиаз Омар (1996). Права, чрезвычайные ситуации и судебный контроль . Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 135. ИСБН  9041102299 .
  12. ^ Сундарам Дж.К., Вонг С.Н. (2008). В области права, институтов и экономического развития Малайзии . НУС Пресс . п. 57. ISBN   978-9971-69-390-9 . Поиск книг Google. Проверено 3 февраля 2015 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Кризис вокруг Саравака» . Эпоха (Австралия). 26 сентября 1966 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
  14. ^ «Стивен Калонг Нингкан против правительства Малайзии, Федеральный суд Куала-Лумпура - [1967] 1 LNS1 167» . Федеральный суд Малайзии. 1 декабря 1967 года . Проверено 9 апреля 2023 г. ... к слову «чрезвычайная ситуация» были уточняющие слова, «когда безопасность или экономическая жизнь Федерации или любой ее части находится под угрозой». Ян ди-Пертуан Агонг при осуществлении своих полномочий в соответствии с пунктом (1) статьи 150 должен рассматриваться в качестве единственного судьи. По моему мнению, пункт (5) совершенно ясно говорит о том, что, пока объявление чрезвычайного положения находится в силе, Парламент может принять любой закон по любому вопросу, независимо от того, является ли этот вопрос предметом Федерального списка, Списка штата, Параллельного списка или любого другого вопроса. вопросы, подпадающие под статью 77. ... согласие губернатора Саравака, по-видимому, не требуется. Я пришел к выводу, что не могу с какой-либо степенью уверенности сказать, что совет Кабинета Его Величеству не был вызван искренними соображениями безопасности. Я также в равной степени не могу оценить степень или степень, в которой такая забота о безопасности влияет на такие советы по отношению к основной цели Кабинета министров. Во всяком случае, министр внутренних дел, который должен быть лучше всего информирован, сказал следующее: «Я был бы виновен и не выполню свой долг, если бы, например, мне пришлось ждать три месяца, и в течение этих трех месяцев коммунисты одержали верх политическими средствами...
  15. ^ Порритт, Вернон Л. (1 января 2007 г.). «Конституционные изменения в Сараваке 1963–1988: 25 лет существования штата в составе федерации Малайзия» . Бюллетень исследований Борнео . Проверено 2 ноября 2015 г. Ходатайство Нингана против его неконституционного увольнения медленно продвигалось в судах в течение еще двух лет и, наконец, закончилось 1 августа 1968 года, когда ему сообщили, что Судебный комитет Тайного совета отклонил его апелляцию. Комментируя спорное объявление чрезвычайного положения, лорд Макдермотт заметил: «Их Светлости не смогли найти никаких оснований утверждать, что чрезвычайная ситуация не является серьезной и не угрожает безопасности Саравака».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3fb1c83f61d0a23df67d444301b8dbe__1687177020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/be/f3fb1c83f61d0a23df67d444301b8dbe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1966 Sarawak constitutional crisis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)