История образования на Индийском субконтиненте
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
История науки и технологии в Индийский субконтинент |
---|
По теме |
Образование на Индийском субконтиненте началось с преподавания традиционных элементов, таких как индийские религии , индийская математика , индийская логика, в ранних индуистских и буддийских учебных центрах, таких как древняя Такшашила (на территории современного Пакистана ), Наланда (в Индии), Митхила (в Индии). Индия и Непал ), Викрамшила , Тельхара и Шаунака Махашала в лесу Наимишаранья и т. д. Исламское образование укоренилось с созданием исламских империй на Индийском субконтиненте в средние века, в то время как приход европейцев позже принес западное образование в колониальную Индию .
Ранняя история
[ редактировать ]Раннее образование в Индии начиналось под руководством гуру или прабху . [1] Образование давалось на основе варны и связанных с ней обязанностей, которые человек должен был выполнять как член определенной касты. [1] Брахманы . узнали о писаниях и религии, а кшатрии получили образование в различных аспектах военного дела [1] Другие касты шудр были людьми рабочего класса, и их обучали навыкам выполнения этой работы. [1] Самые ранние места образования в Индии часто были изолированы от основного населения. [1] Студенты должны были следовать строгим монашеским правилам, предписанным гуру , и держаться подальше от городов в ашрамах . [2] Однако по мере увеличения населения под властью империи Гуптов центры городского обучения становились все более распространенными, а такие города, как Варанаси и буддийский центр в Наланде, становились все более заметными. [2]
Образование в Индии представляет собой традиционную форму образования, тесно связанную с религией. [3] Среди неортодоксальных школ веры были джайнская и буддийская школы. [4] Неортодоксальное буддийское образование было более инклюзивным, и, помимо монашеских орденов, буддийские образовательные центры представляли собой городские учебные заведения, такие как Таксила и Наланда, где также преподавали грамматику, медицину, философию, логику, метафизику, искусство и ремесла и т. д. [1] [2] Ранние буддийские высшие учебные заведения, такие как Таксила и Наланда, продолжали хорошо функционировать и в нашу эпоху, и их посещали студенты из Китая и Центральной Азии . [3]
По поводу образования знати Джозеф Прабху пишет: «Вне религиозных рамок короли и принцы получали образование в области искусств и наук, связанных с управлением: политики ( данда-нити ), экономики ( варта ), философии ( анвикшики ) и исторические традиции ( итихаса ) Здесь авторитетным источником была Каутильи » «Арташастра , которую часто сравнивали с Никколо Макиавелли » «Государем за ее мирское мировоззрение и политические интриги». [1] В Ригведе (ок. 1700–1000 гг. до н. э.) упоминаются поэты-женщины, называемые брахмавадини , в частности Лопамудра и Гоша . [5] К 800 г. до н. э. такие женщины, как Гарги и Майтрейи, упоминались как учёные в религиозных Упнишадах . [5] Майя , мать исторического Будды , была образованной царицей, в то время как другие женщины Индии внесли свой вклад в написание Палийского канона . [5] Среди составителей литературы Сангама 154 человека были женщины. [6] Однако в образовании и обществе той эпохи по-прежнему доминировало образованное мужское население. [7]
Ранняя наша эпоха — Высокое средневековье
[ редактировать ]Китайские ученые, такие как Сюаньцзан и И Цзин, прибыли в индийские учебные заведения для изучения буддийских текстов. [8] И Цзин дополнительно отметил прибытие 56 учёных из Индии, Японии и Кореи . [9] Однако в ту эпоху буддийские учебные заведения постепенно уступали место возрождающейся традиции брахманизма . [9] Ученые из Индии также отправились в Китай для перевода буддийских текстов. [10] В 10 веке монах по имени Дхармадева из Наланды отправился в Китай и перевел ряд текстов. [10] Другой центр в Викрамшиле поддерживал тесные отношения с Тибетом . [10] Буддийский учитель Атиша был старшим монахом Викрамшилы до своего путешествия в Тибет. [10]
Примеры королевского покровительства не включают строительство зданий при династии Растракута в 945 году нашей эры. [11] Учреждения организовали несколько общежитий для преподавателей, а также спонсируемое государством образование и условия для студентов и ученых. [11] Подобные меры были приняты династией Чола в 1024 году нашей эры, которая предоставляла государственную поддержку избранным студентам учебных заведений. [12] Храмовые школы XII–XIII веков включали школу при храме Натараджи , расположенном в Чидамбараме , в которой работало 20 библиотекарей, из которых 8 были копировщиками рукописей, а двое - для проверки скопированных рукописей. [13] Оставшийся персонал выполнял другие обязанности, включая сохранение и поддержание справочных материалов. [13]
Еще одним учреждением этого периода является институт Уддандапура, основанный в 8 веке под патронажем династии Пала . [14] Учреждение развило связи с Тибетом и стало центром тантрического буддизма . [14] В течение X–XI веков число монахов достигало тысячи, что равнялось силе монахов священного комплекса Махабодхи . [14] Ко времени прибытия исламского ученого Аль Бируни в Индии уже существовала устоявшаяся система науки и технологий. [15] Также к XII веку вторжения с северных границ Индии разрушили традиционные системы образования, поскольку иностранные армии совершали набеги на учебные заведения, среди других учреждений. [14]
Позднее средневековье — раннее Новое время
[ редактировать ]С приходом ислама в Индии традиционные методы образования все больше попали под исламское влияние. [16] Правители домоголов, такие как Кутб-уд-дин Айбак и другие мусульманские правители, основали учреждения, которые передавали религиозные знания. [16] Такие ученые, как Низамуддин Аулия и Мойнуддин Чишти, стали выдающимися педагогами и основали исламские монастыри. [16] Студенты из Бухары и Афганистана посетили Индию для изучения гуманитарных и естественных наук. [16]
Исламское образовательное учреждение в Индии включало традиционные медресе и мактабы , в которых преподавали грамматику, философию, математику и право под влиянием греческих традиций, унаследованных Персией и Ближним Востоком до того, как ислам распространился из этих регионов в Индию. [17] Особенностью этого традиционного исламского образования был акцент на связи естественных и гуманитарных наук. [17] Среди центров образования в Индии был Дели 18-го века, где было медресе Рахимия под руководством Шаха Валиуллы, педагога, который выступал за подход, сочетающий в себе исламские писания и науку. [18] На курсе медресе Рахимия предписывали две книги по грамматике, одну по философии, две по логике, две по астрономии и математике и пять по мистицизму. [18] Другой центр известности возник в Лакхнау при мулле Низамуддине Сахлави, который получил образование в Фиранги Махале и прописал курс под названием Дарс-и-Низами, который сочетал традиционные исследования с современными и делал упор на логику. [18]
Система образования при правлении Акбара приняла инклюзивный подход: монарх отдавал предпочтение дополнительным курсам: медицине, сельскому хозяйству, географии и текстам других языков и религий, таким как на работы Патанджали санскрите . [19] Традиционная наука в этот период находилась под влиянием идей Аристотеля , Бхаскары II , Чараки и Ибн Сины . [20] Такой инклюзивный подход не был редкостью в Индии Великих Моголов . [18] Более консервативный монарх Аурангзеб также выступал за преподавание предметов, которые можно было применить в управлении. [18] Фактически, Моголы приняли либеральный подход к наукам, и по мере расширения контактов с Персией более нетерпимая османская школа обучения мангул стала постепенно заменяться более расслабленной школой магул . [21]
В средние века в Индии также наблюдался рост частного обучения, поскольку государство не инвестировало в систему государственного образования. [20] Репетитор, или риязи , был образованным профессионалом, который мог зарабатывать себе на жизнь, выполняя такие задачи, как создание календарей или составление смет доходов знати. [20] Еще одной тенденцией этой эпохи является мобильность профессий, примером которой является Каим-хан, принц, известный своим мастерством в изготовлении кожаной обуви и ковки пушек. [20]
Традиционные школы
[ редактировать ]Образование мужчин в Индии началось под руководством гуру в традиционных школах, называемых гурукулами . Гурукулы поддерживались за счет общественных пожертвований и были одной из первых форм офисов государственных школ. [22] Дхарампал сыграл важную роль в изменении понимания доколониального образования в Индии. [23] [24] Основные работы Дхарампала основаны на документации колониального правительства об индийском образовании, сельском хозяйстве, технологиях и искусстве в период колониального правления в Индии. [25] [26] Его новаторское историческое исследование, интенсивно проводившееся более десяти лет, на основе обширных отчетов ранних британских администраторов подтверждает широкое распространение учебных заведений коренных народов в президентствах Бомбея, Бенгалии и Мадраса, а также в Пенджабе, где преподавание ведется по сложной учебной программе с ежедневными школьными занятиями. посещаемость около 30% детей в возрасте 6–15 лет, большинство из которых были из касты шудр. [27]
Австрийский миссионер, лингвист и востоковед Паулин из Св. Варфоломея с 1776 года провёл 13 лет, путешествуя по Малабарскому побережью Майсурского Хайдер Али королевства . Собрав и позже опубликовав первую европейскую грамматику санскрита, указав на сходство между санскритом и другими языками. Индоевропейские языки и критика образования в Королевстве, отмечая: [28]
Образование молодежи в Индии намного проще и не так дорого, как в Европе. Дети собираются полуголые в тени кокосовой пальмы; расставляются рядами на земле и обводят на песке указательным пальцем правой руки элементы своего алфавита, а затем разглаживают его левой, когда хотят обвести другие буквы. Учитель письма, называемый Агианом, или Элуттациеном, который стоит напротив своих учеников, исследует то, что они сделали; указывает на их недостатки и показывает, как их исправить. Сначала он посещает их стоя; но когда молодые люди приобретают некоторую готовность к письму, он садится, скрестив ноги, на шкуру тигра или оленя, или даже на циновку, сделанную из листьев кокосовой пальмы или диких бананов, которая называется Кайда*, сплетены вместе. Этот метод обучения письму был введен в Индии за двести лет до Рождества Христова, по свидетельству Магастена, и продолжает практиковаться до сих пор. Пожалуй, ни один народ на земле не придерживался бы так своих древних обычаев и обычаев, как индейцы.
Школьный учитель в Малабаре каждые два месяца получает от каждого из своих учеников за обучение два фанона или панама. Некоторые не платят деньгами, а дают ему определенное количество риса, так что родителям эти расходы становятся очень легкими. Есть учителя, которые обучают детей бесплатно, а им платят смотрители храма или глава касты. Когда ученики достигают приличных успехов в письме, их принимают в определенные школы, называемые Эутупалли, где они начинают писать на пальмовых листьях (пана), которые, когда несколько из них сшиты вместе и закреплены между двумя досками, образуют Грантха, то есть индийская книга. Если такая книга написана железным стилем, ее называют Грантхавари, или Лакья, то есть письмо, чтобы отличить ее от Алакьи, которая представляет собой нечто ненаписанное.
Когда Гуру, или учитель, входит в школу, его всегда встречают с величайшим почтением и уважением. Его ученики должны броситься перед ним во весь рост; поднесите им правую руку ко рту и не осмеливайтесь произнести ни единого слова, пока он не даст им явного разрешения. Тех, кто говорит и болтает вопреки запрету своего учителя, исключают из школы, как мальчиков, не умеющих сдерживать свой язык и, следовательно, непригодных для изучения философии. Благодаря этому наставник всегда получает то уважение, которое ему причитается: ученики послушны и редко нарушают правила, которые так тщательно внушаются. ...
- ФРА ПАОЛИНО ДА БАРТОЛОМЕО, ОБ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ В ИНДИИ, Рим, 1796 г.
Почти идентичная система наблюдалась, описывалась и перечислялась в отчете Адама 1836 года о народном образовании в Бенгалии и Бихаре; деревенских школ, предлагающих респектабельным мальчикам в возрасте от 5–6 до 10–12 лет обучение под руководством респектабельного гуру в его доме или рядом с ним за небольшую плату. [29] Систему обучения местные художники в 1850-х годах все еще иллюстрировали. [30] [31]
Образованию коренных народов придавалось большее значение с ранних времен до колониальной эпохи.
Я уверен, что в каждой индуистской деревне, сохранившей хоть что-то от своей формы, стремятся передать зачатки знаний; что нет ни одного ребенка, кроме детей изгоев (не входящих в сообщество), который не умел бы читать, писать, считать; в последней отрасли обучения они, по общему признанию, наиболее искусны.
Г. Л. Прендергаст, член Губернаторского совета при президентстве Бомбея, 27 июня 1821 года записал следующее о школах коренных народов: [34]
«Мне едва ли нужно упоминать о том, что каждый член Совета знает так же хорошо, как и я, что едва ли найдется деревня, большая или маленькая, на всей нашей территории, в которой не было бы хотя бы одной школы, а в более крупных деревнях - больше; в каждом городе и в больших городах во всех округах, где молодых туземцев обучают чтению, письму и арифметике по столь экономичной системе: от горсти-двух зерна до, возможно, рупии в месяц школьному учителю, согласно словам способности родителей, и в то же время настолько просто и эффективно, что вряд ли найдется земледелец или мелкий торговец, который не был бы компетентен вести свои собственные счета с точностью, по моему мнению, превосходящей ту, с которой мы встречаемся среди низшие слои нашей страны».
Колониальная эпоха
[ редактировать ]Иезуиты . познакомили Индию как с европейской системой колледжей, так и с книгопечатанием, основав колледж Святого Павла в Гоа в 1542 году. Французский путешественник Франсуа Пирар де Лаваль, посетивший Гоа ок 1608 г. описал Колледж Святого Павла, восхваляя разнообразие предметов, преподаваемых там бесплатно. Как и многие другие европейские путешественники, посетившие колледж, он записал, что в то время в нем обучалось 3000 студентов из всех миссий Азии. Его библиотека была одной из крупнейших в Азии, а в сентябре 1556 года здесь был установлен первый печатный станок. [35]
Британская Индия
[ редактировать ]В Индии XIX века «английское образование» означало «современное образование». Большинство преподавали по учебной программе, аналогичной государственным школам. В то время в Британии использовался английский язык как средство обучения, особенно те, которые спонсировались миссионерами. Некоторые преподавали учебную программу на местных языках, при этом английский был вторым языком. Термин «домодернистский» использовался для трех типов школ. В арабских и санскритских школах преподавали мусульманскую или индуистскую священную литературу, а в персидских школах преподавали персидскую литературу. В народных школах по всей Индии обучали чтению и письму на народном языке и арифметике. [36]
В результате десятилетий лоббирования со стороны таких людей , как Уильям Уилберфорс и Чарльз Грант , продление устава Ост-Индской компании в 1813 году предусматривало обязанность обучать и помогать ранее исключенным христианским миссионерам в просвещении населения, в дополнение к корпоративной деятельности компании. . [37] Офицеры Компании разделились во мнениях относительно того, как выполнять эту возложенную обязанность: востоковеды, которые считали, что образование должно происходить на индийских языках (из которых они отдавали предпочтение классическим или придворным языкам, таким как санскрит или персидский), в то время как утилитаристы (также называемые англицистами) как лорд Уильям Бентинк и Томас Маколей , твердо верили, что традиционной Индии нечему научить в отношении современных навыков; лучшее образование для них будет на английском языке. Маколей призывал к созданию образовательной системы, ныне известной как маколейизм , которая создала бы класс англизированных индейцев, которые будут служить культурными посредниками между британцами и индейцами. [38]
Обзоры начала XIX века
[ редактировать ]Согласно «Протоколам местного образования» сэра Томаса Манро за 1822 и 1826 годы , [39] В президентстве Мадраса было 11 758 школ и 740 центров высшего образования при президентстве, и, за исключением нескольких европейских миссионерских школ, финансировались и управлялись на уровне общины. [40] Число студентов было зарегистрировано как 161 667, из них 157 644 мальчика и 4 023 девочки, или примерно 1 из 6 мальчиков школьного возраста, что лучше, чем 1 из 8 мальчиков, выявленных в результате аналогичного упражнения в президентстве Бомбея . [32] Согласно запросу Адама, около 1835 года в Бенгальском президентстве существовало около 100 000 деревенских школ , в которых обучались 13,2% мальчиков. [41] [32] [37] Хотя стандарты обучения подвергались критике как рудиментарные, значительно ниже европейских стандартов и развивающие лишь память. [40]
Критика Манро 1826 года [39] также освещал финансирование и качество учителей в традиционной системе, утверждая, что из-за того, что средний учитель зарабатывал не более 6 или 7 рупий в месяц, а плата составляла от 4 до 8 анна за ученика, уровень учителей был недостаточным, прежде чем предложить Ост-Индской компании (EIC) профинансировать строительство новых школ и учебников, а также предложить учителям новых школ стипендию в размере от 9 до 15 рупий в дополнение к их доходам, полученным от платы за обучение, в президентстве Мадраса. После введения образования западного образца количество этих учебных заведений коренных народов начало резко сокращаться. [42] [32] [24]
Англия | Президентство Мадраса | |
---|---|---|
население | 12,000,000 (1816) | 12,350,941 (1823) |
Количество учащихся, посещающих школы | 875 000/1 500 000 (приблизительно) [43] | 161,667 [32] |
Доктор Лейтнер, директор Восточного колледжа и государственного колледжа в Лахоре, подсчитал, что в провинции Пенджаб в 1855–1856 годах, через шесть лет после того, как провинция была аннексирована Ост-Индской компанией, действовало по меньшей мере пять тысяч школ для коренных народов. и если предположить, что в каждой школе для коренных народов имеется шесть учеников, то общее число учеников составит примерно тридцать тысяч, в то время как в регионе, где проживает 17,6 миллиона человек, насчитывается 456 школ, поддерживаемых государством, примерно по 13 учеников в каждой школе, в которых обучаются еще шесть тысяч шестьдесят четыре ученика. [32] [44] [24] Лейтер критикует правительство провинции за субсидирование образования учеников в школах, поддерживаемых государством, в размере 15 рупий в год, тогда как школы для коренных народов взимали только одну рупию с ученика. [24]
Реформа
[ редактировать ]Британское образование прочно вошло в Индию, когда в 1820-х годах были открыты миссионерские школы. [45]
Маколею удалось заменить персидский английский в качестве административного языка, использовать английский в качестве средства обучения и подготовить англоговорящих индийцев в качестве учителей посредством Закона об английском образовании 1835 года . [45] Он был вдохновлен утилитарными идеями и призывал к «полезному обучению». [46] [47] [48]
В 1854 году депеша Вуда тогдашнему генерал-губернатору Далхаузи предусматривала проведение ряда реформ в системе корпоративного образования в Британской Индии.
был внесен ряд последующих изменений . Эффективность мер, предусмотренных в депеше Вуда, была впоследствии рассмотрена, и после публикации в 1883 году отчета Уильяма Хантера Индийской комиссии по образованию за 1882 год [40]
Количество учреждений | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Класс учреждения | 1941 | 1931 | 1921 | 1911 | 1901 | 1891 | 1881 | 1871 | 1855 |
Университеты и колледжи | 333 | 233 | 193 | 186 | 155 | ||||
Университеты | 16 | 16 | 13 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | |
Колледжи искусств | 244 | 154 | 70 | 42 | 21 | ||||
Профессиональные колледжи | 73 | 66 | 62 | 26 | 13 | ||||
Средние школы | 13,581 | 8,816 | 6,442 | 5,416 | 5,134 | 3,906 | 3,070 | 281 | |
Начальные школы | 204,384 | 158,792 | 118,413 | 97,116 | 99,630 | 84,734 | 16,473 | 2,810 | |
Специальные школы | 8,891 | 3,948 | 5,783 | 956 | 550 | ||||
Непризнанные учреждения | 34,879 | 33,929 | 39,491 | 43,292 | 25,150 | 47,866 | |||
Общий | 262,068 | 206,016 | 179,322 | 148,966 | 149,794 | 112,632 | 83,052 | 50,998 | |
Ученые | |||||||||
Класс учреждения | 1941 | 1931 | 1921 | 1911 | 1901 | 1891 | 1881 | 1871 | 1855 |
Университеты и колледжи | 92,029 | 59,595 | 31,447 | 20,447 | 18,878 | ||||
Университеты | 8,159 | ||||||||
Колледжи искусств | 66,837 | 46,737 | 7,205 | 3,566 | 3,246 | ||||
Профессиональные колледжи | 17,002 | 12,203 | 4,163 | 2,826 | 912 | ||||
Средние школы | 2,286,411 | 1,239,524 | 890,06л | 582,551 | 530,783 | 117,044 | 204,294 | 33,801 | |
Начальные школы | 9,362,748 | 6,310,451 | 4,575,465 | 8,150,678 | 3,051,925 | 2,152,311 | 607,320 | 96,923 | |
Специальные школы | 315,650 | 132,706 | 164,544 | 83,000 | 23,381 | ||||
Непризнанные учреждения | 632,249 | 639,126 | 630,438 | 617,818 | 354,655 | 788,701 | |||
Общий | 12,689,086 | 8,381,401 | 8,281,955 | 4,405,988 | 4,207,021 | 2,766,436 | 1,894,823 | 923,780 | |
Уровень грамотности (возраст 5+) | |||||||||
Процент | 1941 | 1931 | 1921 | 1911 | 1901 | 1891 | 1881 | 1871 | 1855 |
Мужской | 24.9 | 15.6 | 12.2 | 10.6 | 9.8 | 8.44 | 8.1 | ||
Женский | 7.3 | 2.9 | 1.8 | 1.0 | 0.6 | 0.42 | 0.35 | ||
Общий | 16.1 | 9.5 | 7.2 | 5.9 | 5.4 | 4.62 | 4.32 | 3.25 |
Университеты
[ редактировать ]В Индии создана плотная образовательная сеть (в основном для мужчин) с западной учебной программой, основанной на обучении на английском языке. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице многие амбициозные люди из высшего сословия с деньгами, в том числе Ганди , Неру и Мухаммед Али Джинна, отправились в Англию, специально для того, чтобы получить юридическое образование в придворных гостиницах. К 1890 году около 60 000 индийцев поступили в вузы, в основном на факультеты гуманитарных наук и права. Около трети поступило в государственное управление, а еще треть стала юристами. Результатом стала очень хорошо образованная профессиональная государственная бюрократия. К 1887 году из 21 000 должностей на государственной службе среднего звена 45% занимали индуисты, 7% - мусульмане, 19% - евразийцы (один родитель-европейец и один индиец) и 29% - европейцы. Из 1000 должностей высшего уровня почти все занимали британцы, обычно с дипломом Оксбриджа. Сегодня в Индии следуют той же старой программе, которая была введена Индийским национальным конгрессом.
Радж, часто работая с местными филантропами, открыл 186 колледжей и университетов. Начав в 1882 году с 600 студентов, разбросанных по 4 университетам и 67 колледжам, система быстро расширялась. Точнее, при Радже никогда не было «системы», поскольку каждый штат действовал независимо и финансировал школы для индейцев в основном из частных источников. К 1901 году здесь было 5 университетов и 145 колледжей, в которых обучалось 18 000 студентов (почти все мужчины). Учебная программа была западной. К 1922 году большинство школ находились под контролем выборных провинциальных властей, а национальное правительство играло небольшую роль. В 1922 г. существовало 14 университетов и 167 колледжей, в которых обучалось 46 000 студентов. В 1947 действовал 21 университет и 496 колледжей. Университеты сначала не преподавали и не проводили исследований; они только проводили экзамены и выдавали степени. [50] [51]
Мадрасский медицинский колледж открылся в 1835 году и принимал женщин, чтобы они могли лечить женское население, которое традиционно избегало медицинского лечения под руководством квалифицированных специалистов-мужчин. [52] Концепция образованных женщин среди медицинских работников приобрела популярность в конце 19 века, и к 1894 году в Лудхиане в Пенджабе был основан Женский христианский медицинский колледж, эксклюзивная медицинская школа для женщин. [52]
Британцы основали Государственный колледж университета в Лахоре , на территории современного Пакистана, в 1864 году. Первоначально это учреждение было связано с Калькуттским университетом для проведения экзаменов. Престижный университет Пенджаба , также расположенный в Лахоре, был четвертым университетом, основанным колонистами в Южной Азии в 1882 году.
Мухаммадский англо-восточный колледж , основанный в 1875 году, стал первым современным высшим учебным заведением для мусульман в Индии. К 1920 году он стал Мусульманским университетом Алигарха и ведущим интеллектуальным центром мусульманской политической деятельности. [53] Первоначальные цели заключались в том, чтобы подготовить мусульман для британской службы и подготовить элиту, которая будет учиться в университетах Великобритании. После 1920 года он стал центром политической активности. До 1939 года преподаватели и студенты поддерживали общеиндийское националистическое движение. Однако с началом Второй мировой войны политические настроения сместились в сторону требований создания мусульманского сепаратистского движения. Оказанная им интеллектуальная поддержка сыграла важную роль в успехе Джинны и Мусульманской лиги. [54]
На 21-й конференции Индийского национального конгресса в Бенаресе в декабре 1905 года Мадан Мохан Малавия публично заявил о своем намерении основать университет в Варанаси. 22 ноября 1911 года он зарегистрировал Общество индуистских университетов, чтобы заручиться поддержкой и собрать средства для строительства университета. Малавия искала и получила раннюю поддержку от Каши Нареша Прабху Нараяна Сингха, Тхакура Джадунатха Сингха из Арки и Рамешвара Сингха Бахадура из Раджа Дарбханги. [55] BHU Индуистский университет Banaras был окончательно основан в 1916 году и стал первым университетом в Индии, ставшим результатом усилий частного лица.
Среди университетов, основанных в этот период, можно назвать: Университет Бомбея 1857 г., Университет Калькутты 1857 г., Университет Мадраса 1857 г., Университет Пенджаба 1882 г., Университет Аллахабада 1887 г., Университет Майсура 1916 г., Университет Патны 1917 г., Университет Османии 1918 г., Университет Рангуна. 1920 г., Университет Лакхнау , 1921 Университет Дакки г., , 1921 г., Университет Дели , 1922 г., Университет Нагпура , 1923 г., Университет Андхры, 1926 г., Университет Агры, 1927 г., Университет Аннамалай , 1929 г., Университет Кералы , 1937 г. , Университет Уткаль, 1943 г., Университет Пенджаба, 1947 г., и Университет Раджпутаны. 1947 год.
Инженерное дело
[ редактировать ]Ост-Индская компания в 1806 году основала в Англии колледж Хейлибери для подготовки администраторов. В Индии было четыре инженерно-строительных колледжа; первым был Томасон-колледж (ныне IIT Roorkee), основанный в 1847 году. Вторым был Бенгальский инженерный колледж (ныне Индийский институт инженерии, науки и технологий, IIEST). Их роль заключалась в предоставлении инженеров-строителей для Департамента общественных работ Индии. И в Великобритании, и в Индии администрацию и управление наукой, техническим и инженерным образованием осуществляли офицеры Королевских инженеров и их эквивалентов индийской армии (обычно называемые офицерами-саперами). Эта тенденция в военно-гражданских отношениях продолжилась с созданием в 1870 году Королевского индийского инженерного колледжа (также известного как Колледж Куперс-Хилл) специально для подготовки инженеров-строителей в Англии для работы в Департаменте общественных работ Индии. Департамент общественных работ Индии, хотя формально и был гражданской организацией, до 1947 года и позже полагался на военных инженеров. [56]
Растущее осознание необходимости технического образования в Индии привело к созданию таких учреждений, как Индийский институт науки , основанный филантропом Джамшетджи Татой в 1909 году. [57] В 1919 году индуистский университет Банараса основал инженерный колледж Банарас, который в 1968 году стал технологическим институтом, индуистским университетом Банарас. В 2012 году он был признан Индийским технологическим институтом. К 1930-м годам в Индии было 10 учебных заведений, предлагающих инженерные курсы. [58] Однако с началом Второй мировой войны была инициирована «Программа подготовки военных техников» в 1939 году под руководством Эрнеста Бевина , тем самым заложившая основу современного технического образования в Индии. [59] Позже, в 1944 году, началось плановое развитие научного образования под руководством Ардешира Далала. [59]
Критика
[ редактировать ]В 1919 году президент Индийского национального конгресса (ИНК) Ч. Шанкаран Наир раскритиковал колониальную систему образования:
Затем правительство предприняло усилия по ограничению высшего образования и среднего образования, ведущего к получению высшего образования мальчиками из богатых семей. Это снова было сделано не в интересах хорошего образования, а по политическим причинам. Были созданы правила, призванные ограничить распространение образования в целом и среди мальчиков из бедных семей в частности. Условия признания «грантов» — жесткие и разнообразные — были установлены и соблюдались, и невыполнение любого из этих условий могло повлечь за собой серьезные последствия. Плата была поднята до такой степени, что, учитывая обстоятельства, в которых находились классы, посещающие школы, это было ненормально. Когда возразили, что минимальная плата станет большим бременем для бедных студентов, ответ был таков: такие студенты не имеют права получать такое образование. Менеджеры частных школ, которые выплачивали плату полностью или частично, были оштрафованы сокращением грантов. Многие школы были против высокой платы, но тем, кто ее принял, британское правительство предоставило гранты. Наряду с фиксированной оплатой существовало фиксированное расписание, печатные книги и т. д. Студенты должны были посещать регулярные занятия, что было проблемой для студентов, принадлежащих к крестьянским семьям. Эти правила, несомненно, имели эффект сдерживания значительного расширения образования, которое могло бы произойти. Это настоящее объяснение крайне неудовлетворительного характера и прогресса среднего образования, и оно никогда не будет исправлено до тех пор, пока мы не будем готовы либо давать образование мальчикам самим, либо предоставлять достаточные гранты частным школам, чтобы они могли учиться. укомплектован компетентными преподавателями. Мы в настоящее время не готовы сделать ни то, ни другое. Английское образование, согласно этой политике, должно было быть ограничено состоятельными классами. Считалось, что они не доставят хлопот правительству. С этой целью была изменена старая система образования, при которой ученик мог продолжать обучение от низшего класса к высшему.
- Сэр Шанкаран Наир, Протокол несогласия [60]
Роберт Эрик Фрайкенберг исследует период с 1784 по 1854 год и утверждает, что колониальная система образования помогла интегрировать различные элементы индийского общества, тем самым создав новые общие связи среди конфликтующих лояльностей. Местная элита требовала современного образования. Мадрасский университет, основанный в 1857 году, стал единственным и важным местом набора кадров для поколений все более высококвалифицированных чиновников. Это исключительное и избранное руководство почти полностью принадлежало к «чистой касте» и в основном к брахманам. Он господствовал как в имперской администрации, так и в правительствах княжеств на юге. Положение этого класса мандаринов никогда серьезно не оспаривалось вплоть до начала двадцатого века. [61]
Катриона Эллис утверждает, что историки индийского образования обычно ограничивают свои аргументы очень узкими темами, связанными с колониальным доминированием и образованием как средством контроля, сопротивления и диалога. Эллис подчеркивает необходимость оценить образование, которое фактически получает большинство индийских детей, но которое происходило за пределами классной комнаты. [62] Расходы на государственное образование резко различались по регионам: западные и южные провинции тратят в три-четыре раза больше, чем восточные провинции. Причина заключалась в исторических различиях в земельных налогах. Однако показатели посещаемости и грамотности были не такими искаженными. [63]
Деревни Бихара и Бенгалии
[ редактировать ]Социолог Хетукар Джа утверждал, что местные школы для детей доподросткового возраста процветали в тысячах деревень Бихара и Бенгалии до первых десятилетий девятнадцатого века. Это были деревенские учреждения, которые содержались деревенскими старейшинами на местные средства, где их дети (из всех кастовых групп и общин) могли, при желании отца, получить полезные навыки. Однако британская колониальная политика в отношении образования и контроля над землей отрицательно повлияла как на структуру деревни, так и на деревенские учреждения светского образования. Колониальная правовая система и рост кастового сознания со второй половины девятнадцатого века только усугубили проблему. Постепенно к концу девятнадцатого века деревня как основа светской идентичности и солидарности стала слишком слабой, чтобы создавать и поддерживать свой собственный институт, и традиционная система пришла в упадок. [64]
Наука
[ редактировать ]Дипак Кумар утверждает, что британское колониальное правление в XIX веке не приняло адекватных мер для содействия развитию западной науки и технологий в Индии и вместо этого сосредоточилось больше на искусстве и гуманитарных науках. [65] До 1899 года только Бомбейский университет предлагал отдельную степень в области естественных наук. [66] В 1899 г. бакалавр и магистр наук. курсы также поддерживались Университетом Калькутты . [67] К концу XIX века Индия отставала от западной науки, технологий и связанного с ними образования. [65] Однако знать и аристократия в Индии во многом продолжали поощрять развитие наук и технического образования, как традиционного, так и западного. [68]
Хотя некоторые предметы, связанные с наукой, не были включены в государственную учебную программу в 1850-х годах. [ нужна ссылка ] частные учреждения также не могли посещать научные курсы из-за отсутствия средств, необходимых для создания лабораторий и т. д. [67] Плата за научное образование при британском правлении также была высокой. [67] Зарплата, которую можно было получить в колониальной администрации, была скудной и делала перспективу получения высшего образования мрачной, поскольку коренное население не занимало высокие должности в колониальной системе. [67] Даже туземцы, которым удалось получить высшее образование, столкнулись с проблемами дискриминации в плане заработной платы и привилегий. [69]
Дипак Кумар далее утверждает, что британская приверженность изучению западной науки в Индии заключается в том, что сама Англия постепенно уступала в науке и технологиях европейскому конкуренту Германии и быстрорастущим Соединенным Штатам, поэтому перспективы британского владычества по принятию мирового порядка классовая научная политика по отношению к своим колониям все больше уменьшалась. [70] Однако Дипак Кумар отмечает поворот Великобритании к профессиональному образованию в 1860-х годах и французские инициативы по повышению осведомленности о науке и технологиях во французских колониях. [70]
Родные штаты
[ редактировать ]В 1906 году махараджа штата Барода ввел меры по введению обязательного начального образования на своей территории для обоих полов. Строились школы, а родителей штрафовали, а иногда и заключали в тюрьму за непосещение там, где школы существовали. [71] Эта программа утроила уровень грамотности в королевстве, с 9% до 27%, в период 1906-1939 годов и привела к обеспечению начальным образованием примерно 80% целевого населения к концу периода.
Пост-независимость
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]Первые индийские технологические институты были созданы в 1950-х годах для развития технического образования в Индии. Сейчас в Индии существует 23 ИИТ, которые считаются ведущими инженерными университетами страны. [72]
Сарва Шихша Абхиян направлен на бесплатное и обязательное образование как на основное право детей в возрасте от 6 до 14 лет. Закон о праве на образование был принят в 2009 году. [73]
Пакистан
[ редактировать ]В Пакистане на протяжении веков существовала развитая сеть религиозных учебных заведений, известных как маралсты или медресе. Они стали объектом критики как со стороны политической элиты, так и со стороны богословов за свой консерватизм и сопротивление переменам. [74]
В начале 1970-х годов президент Али Бхутто ввел новую образовательную политику, которая национализировала все частные учебные заведения и уделяла больше внимания «агротехническому» образованию. Правительство Бхутто создало большое количество сельских и городских школ, в том числе около 6500 начальных школ, 900 средних школ, 407 средних школ, 51 колледж среднего уровня и 21 колледж младшего уровня. Наверху он создал Университет Каид-и-Азам и общенациональный Открытый университет Аллама Икбала в Исламабаде, а также Гомальский университет Дера Исмаил Хан в 1973 году. Али Бхутто сам получил образование в элитных американских и британских университетах. [75] [76]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Прабху, 24 года
- ^ Перейти обратно: а б с Прабху, 25 лет
- ^ Перейти обратно: а б Блэквелл, 88 лет
- ^ Блэквелл, 90 лет.
- ^ Перейти обратно: а б с Рамана, 236
- ^ Раман, 237
- ^ Раман, 236–237.
- ^ Шарп, 144–145.
- ^ Перейти обратно: а б Шарп, 145
- ^ Перейти обратно: а б с д Шарп, 161
- ^ Перейти обратно: а б Шарп, 180
- ^ Шарп, 180–181.
- ^ Перейти обратно: а б Шарп, 183–184.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сен (1988), 12 лет
- ^ Блэквелл, 88–89.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сен (1988), 22 года
- ^ Перейти обратно: а б Кумар (2003), 678
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кумар (2003), 679
- ^ Кумар (2003), 678–679.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кумар (2003), 680
- ^ Кумар (2003), 678-680.
- ^ Камат, Арканзас (1976). «Женское образование и социальные изменения в Индии». Социолог . 5 (1): 3–27. дои : 10.2307/3516600 . JSTOR 3516600 .
- ^ Каккар, Анкур (19 февраля 2019 г.). «Вспоминая плодотворный вклад Дхарампала» . ИндияФакты . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лейтнер, Г.В. (1882). История образования коренных народов Пенджаба с момента аннексии и в 1882 году, Часть IV . Суперинтендант управления печати (Калькутта).
- ^ «Красивое дерево Дхарампала: образование коренных индийцев в восемнадцатом веке» . 22 декабря 2019 г.
- ^ Басу, Апарна (февраль 1985 г.). «Сравнительный обзор образования, том 29, номер 1, февраль 1985 г.» . Сравнительный обзор образования . 29 (1): 137–140. дои : 10.1086/446501 .
- ^ Красивое дерево: образование коренных народов Индии в восемнадцатом веке . Издательство Кирти. 1995.
- ^ ВАРФОЛОМЕЯ, ФРИ ПАОЛИНО (1796). ОБ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ В ИНДИИ (PDF ) п. 254.
- ^ Адам, Уильям; Лонг, Джеймс (1868). Отчеты Адама о народном образовании в Бенгалии и Бехаре, представленные правительству в 1835, 1836 и 1838 годах. С кратким обзором его прошлого и настоящего состояния . Робартс – Университет Торонто. Калькутта. Напечатано в издательстве Home Секретариата.
- ^ Музей Виктории и Альберта. «Класс детей | Неизвестно | Виктория и Альберта Исследуйте коллекции» . Музей Виктории и Альберта: ознакомьтесь с коллекциями . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Музей Виктории и Альберта. «Индийская школа Калькутты | Уильям Симпсон | Виктория и Альберта Изучите коллекции» . Музей Виктории и Альберта: ознакомьтесь с коллекциями . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дхарампал (1983). КРАСИВОЕ ДЕРЕВО - Образование коренных народов Индии в восемнадцатом веке . Другая индийская пресса. стр. 352–356. ISBN 81-85569-49-5 . Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ Ладлоу, Джон Малкольм (1858). Британская Индия Том. 1 . Макмиллан и компания, Кембридж. стр 62–63 . . Проверено 23 апреля 2019 г.
- ^ Красивое дерево: образование коренных народов Индии в восемнадцатом веке . Издательство Кирти. 1995. с. 73.
- ^ «О нас – Государственные печатные станки и канцелярские товары, правительство Гоа, Индия» . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Рао, Паримала В. (3 марта 2016 г.). «Современное образование и восстание 1857 года в Индии». Историческая педагогика . 52 (1–2): 25–42. дои : 10.1080/00309230.2015.1133668 . S2CID 146864929 .
- ^ Перейти обратно: а б Найк, JP; Нурулла, Сайед (1943). История образования в Индии в британский период (PDF) . Macmillan & Co., стр. 1–20 . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Стивен Эванс, «Возвращение к минуте Маколея: колониальная языковая политика в Индии девятнадцатого века», Журнал многоязычного и многокультурного развития (2002) 23 № 4, стр. 260-281 дои : 10.1080/01434630208666469
- ^ Перейти обратно: а б Джордж Роберт Глейг (1830). Жизнь генерал-майора сэра Томаса Манро, Барт. и KCB, покойный губернатор Мадраса: с выдержками из его переписки и частных документов . Генри Колберн и Ричард Бентли. стр. 407–413 . Проверено 23 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хантер, Уильям (1882). «Отчет Индийской комиссии по образованию за 1882 год» . Архив.орг . Британское правительство Индии . Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ Адамс, Уильям (1868). Народное образование в Бенгалии и Бехаре (Калькутта, 1868 г.) . Главная Секретариат Пресс. стр. 3 - . Проверено 29 августа 2018 г. .
- ^ Историческая социология в Индии Хетукар Джа ISBN 978-1-138-93127-5
- ^ Гиллард, Дерек. «Образование в Англии: краткая история» . Образование в Англии . Проверено 26 ноября 2017 г. .
- ^ Кришан, Гопал (2011). «Демография Пенджаба (1849-1947)» (PDF) . ДПС : 77.
- ^ Перейти обратно: а б Блэквелл, 92 года
- ^ Суреш Чандра Гош, «Бентинк, Маколей и введение английского образования в Индии», История образования, (март 1995 г.) 24 № 1, стр. 17-24.
- ^ Персиваль Спир , «Бентинк и образование», Кембриджский исторический журнал (1938), 6 № 1, стр. 78–101 в JSTOR.
- ^ Катриона Эллис, «Образование для всех: переоценка историографии образования в колониальной Индии». Компас истории (2009) 7 № 2, стр. 363-375.
- ^ Хаттон, Дж. Х. «Перепись Индии 1931 года» . Архив.орг . Британское правительство Индии . Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ CM Ramachandran, Проблемы высшего образования в Индии: тематическое исследование (1987), стр. 71-7.
- ^ Зарир Масани, Индийские сказки о Радже (1988), стр. 89
- ^ Перейти обратно: а б Арнольд 2004 , с. 88
- ↑ Гейл Мино и Дэвид Леливельд, «Кампания за мусульманский университет 1898–1920», Современные азиатские исследования, (март 1974 г.) 8 № 2, стр. 145–189.
- ^ Муширул Хасан , «Националистические и сепаратистские тенденции в Алигархе, 1915-47», Обзор экономической и социальной истории Индии, (январь 1985 г.), Vol. 22 Выпуск 1, стр. 1-33.
- ^ Сингх Варанаси: Indica Books (2002), стр. 141. ISBN 81-86569-24-3
- ^ Джон Блэк, «Военное влияние на инженерное образование в Великобритании и Индии, 1848-1906», Indian Economic and Social History Review, (апрель-июнь 2009 г.), 46 № 2, стр. 211-239.
- ^ Сен (1989), 227
- ^ Сен (1989), 229
- ^ Перейти обратно: а б Сен, Бимал (1989), стр. 229
- ^ Протокол несогласия сэра Шанкарана Наира, 1919, Мадрас-Ганеш ISBN 978-1-293-56309-0
- ^ Роберт Эрик Фрайкенберг, «Современное образование в Южной Индии, 1784–1854: его корни и роль как средства интеграции в рамках компании Raj», American Historical Review, (февраль 1986 г.), 91 № 1, стр. 37–67 в JSTOR
- ^ Катриона Эллис, «Образование для всех: переоценка историографии образования в колониальной Индии», History Compass, (март 2009 г.) 7 № 2, стр. 363-375
- ^ Латика Чаудхари, «Доходы от земли, школы и грамотность: исторический анализ государственного и частного финансирования образования», Indian Economic and Social History Review, (апрель-июнь 2010 г.), 47 № 2, стр. 179-204.
- ^ Хетукар Джа, «Упадок деревенской общины и упадок народного образования в Бихаре и Бенгалии в колониальную эпоху», Indian Historical Review, (июнь 2011 г.), 38 № 1, стр. 119-137.
- ^ Перейти обратно: а б Кумар 1984 , стр. 253–254.
- ^ Кумар 1984 , с. 254
- ^ Перейти обратно: а б с д Кумар 1984 , с. 255
- ^ Арнольд 2004 , с. 8
- ^ Кумар 1984 , стр. 255–256.
- ^ Перейти обратно: а б Кумар 1984 , с. 258
- ^ Наик, Jp (1941). «Обязательное начальное образование в штате Бадора» (PDF) . Прогресс образования . Бюллетень № 2 . Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ Баншал, Сумит Кумар; Сингх, Вивек Кумар; Басу, Апарна; Мухури, Пранаб Кумар (10 марта 2017 г.). «Исследовательские работы Индийских технологических институтов» (PDF) . Современная наука . 112 (5): 923–932. дои : 10.18520/cs/v112/i05/923-932 .
- ^ Гуршаран Сингх Кайнт, «Миссия к Сарве Шикше Абхияну». Экономический и политический еженедельник (2006): 3288-3291. онлайн
- ^ Заман, Мухаммад Касим (1999). «Религиозное образование и риторика реформ: медресе в Британской Индии и Пакистане» (PDF) . Сравнительные исследования в обществе и истории . 41 (2): 294–323. JSTOR 179448 .
- ^ Дж. Генри Корсон, «Образовательная реформа Бхутто». Журнал азиатских и африканских исследований 8.3-4 (1973): 279-306. дои : 10.1163/15685217_008_03-04-09
- ^ Дон Э. Джонс и Родни В. Джонс, «Национализация образования в Пакистане: ассоциации учителей и Народная партия». Тихоокеанские дела 50.4 (1977): 581-603.
- ^ «Основатель индуистского университета Банарас: Махамана Пандит Мадан Мохан Малавия» (PDF) . Индуистский университет Банарас. 2006. с. 30. Проверено 6 июня 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Адам, Уильям. Один учитель, одна школа: Отчеты Адама об образовании коренных народов в Индии XIX века (Biblia Impex, 1983).
- Аггарвал, Д.Д. История и развитие начального образования в Индии (3 тома, Нью-Дели: Саруп и сыновья, 2002 г.) ISBN 81-7625-332-4
- Али, Азра Асгар. «Развитие образования мусульманских женщин в колониальной Индии». Журнал Исследовательского общества Пакистана 36.1 (1999): 56-62.
- Арнольд, Дэвид (2004). Новая Кембриджская история Индии: наука, технология и медицина в колониальной Индии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-56319-4 .
- Багчи, Барнита (2 ноября 2014 г.). «Связанные и запутанные истории: написание истории образования в индийском контексте». Историческая педагогика . 50 (6): 813–821. дои : 10.1080/00309230.2014.948013 . S2CID 145587738 .
- «Основатель индуистского университета Банарас: Махамана Пандит Мадан Мохан Малавия» (PDF) . Индуистский университет Банарас. 2006. с. 30. Проверено 6 июня 2012 г.
- Блэквелл, Фриц (2004), Индия: Справочник по глобальным исследованиям , ABC-CLIO, Inc., ISBN 1-57607-348-3 .
- Чаудхари, Латика. «Детерминанты начального образования в Британской Индии». Журнал экономической истории (2009): 269-302 онлайн .
- Дхарампал , . (2000). Красивое дерево: образование коренных народов Индии в восемнадцатом веке. Biblia Impex Private Limited, Нью-Дели, 1983 год; перепечатано издательством Keerthi Publishing House Pvt Ltd., Коимбатур, 1995 г.
- Эллис, Катриона (март 2009 г.). «Образование для всех: переоценка историографии образования в колониальной Индии». Исторический компас . 7 (2): 363–375. дои : 10.1111/j.1478-0542.2008.00564.x .
- Гош, Суреш Чандра. История образования в современной Индии, 1757-2012 гг . (4-е изд. Orient Black Swan, 2013), стандартная научная история.
- Гош, Суреш Чандра. «Бентинк, Маколей и введение английского образования в Индии». История образования 24.1 (1995): 17-24.
- Хамид, М. Обайдул и Элизабет Дж. Эрлинг. «Политика и планирование английского языка в образовании в Бангладеш: критический анализ». в политике образования английского языка в Азии (Springer, Cham, 2016). 25-48.
- Хартог, Филип. (1939) Некоторые аспекты индийского образования в прошлом и настоящем в Интернете , старая научная история.
- Джаяпалан Н. (2005) История образования в Индии. Отрывки и текстовый поиск , стандартная научная история.
- Хан, Газанфар Али. из истории исламского образования в Индии и Надвата Ул-Уламы (2020 г.) Отрывок
- Кумар, Дипак (2003), «Индия», Кембриджская история науки, том 4: Наука восемнадцатого века под редакцией Роя Портера, стр. 669–687, Cambridge University Press, ISBN 0-521-57243-6 .
- Кумар, Дипак (1984). «Наука в высшем образовании: исследование в викторианской Индии». Индийский журнал истории науки . 19 (3): 253–260.
- Мино, Гейл. Уединенные ученые: женское образование и мусульманская социальная реформа в колониальной Индии (1999), 359 стр.
- Морисон, Теодор (1905). . Империя и век . Лондон: Джон Мюррей. стр. 696–706.
- Мукерджи, Шридхар Натх. История образования в Индии: современный период (1961 г.) онлайн , стандартная научная история.
- Нурулла, Сайед и Дж. П. Наик. История образования студентов в Индии (1800–1961) (2-е изд. 1962 г.), старая научная история. онлайн
- Прабху, Джозеф (2006), «Образовательные учреждения и философии, традиционные и современные», Энциклопедия Индии (том 2) под редакцией Стэнли Вулперта, стр. 23–28, Томсон Гейл, ISBN 0-684-31351-0 .
- Раман, С.А. (2006), «Женское образование», Энциклопедия Индии (том 4) под редакцией Стэнли Вулперта, стр. 235–239, Томсон Гейл, ISBN 0-684-31353-7 .
- Рао, Паримала В. (3 марта 2016 г.). «Современное образование и восстание 1857 года в Индии». Историческая педагогика . 52 (1–2): 25–42. дои : 10.1080/00309230.2015.1133668 . S2CID 146864929 .
- Россер, Иветт Клэр (2003). Учебный план как судьба: формирование национальной идентичности в Индии, Пакистане и Бангладеш (PDF) (Диссертация). Техасский университет в Остине. Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2008 г. Проверено 16 ноября 2017 г.
- Сарангапани, Падма М. и Рекха Паппу, ред. Справочник по системам образования в Южной Азии (Springer Singapore, 2019).
- Сэвидж, Дэвид В. «Миссионеры и развитие колониальной идеологии женского образования в Индии». Гендер и история 9.2 (1997): 201–221.
- Шарф, Хартмут (2002), Образование в Древней Индии (Brill Academic Publishers, ISBN 978-90-04-12556-8 )
- Сен, Бимал (1989), «Развитие технического образования в Индии и государственная политика - историческая перспектива», Индийский журнал истории науки , 24 № 2, стр: 224–248, Индийская национальная академия наук.
- Сен, С.Н. (1988), «Образование в древней и средневековой Индии», Индийский журнал истории науки , 23 № 1 стр: 1–32, Индийская национальная академия наук.
- Шарма, Рам Натх. (1996) Отрывок из истории образования в Индии и текстовый поиск , стандартная научная история.
- Шарма, С.Р. История и развитие образования в современной Индии (2010), стандартная научная история.
- Копье, Персиваль. «Бентинк и образование». Кембриджский исторический журнал 6 № 1 (1938): 78-101. онлайн -дебаты в 1834 году.
- Сваруп, Рам (2000). «Образовательная система в добританские времена» В: Об индуизме: обзоры и размышления . Нью-Дели: Голос Индии.