Jump to content

Низамуддин Аулия

Мухаммад Низамуддин Аулия
Картина Великих Моголов Низамуддина Аулии
Заголовок Хаваджа Сайед
Персональный
Рожденный 1238 г. н. э./ 635 г. хиджры
Умер 3 апреля 1325 г. / 18 Раби аль-Тани 725 г. хиджры (86–87 лет)
Место отдыха Низамуддин Дарга
Религия ислам
Номинал сунниты
Юриспруденция Ханафитский
Крид Матуриди [1]
Организация
Заказ Чистый заказ
Мусульманский лидер
Базируется в Дели
Период пребывания в должности Конец 13 века и начало 14 века.
Предшественник Фаридуддин Ганджшакар
Студенты

Хаваджа Сайед Мухаммад Низамуддин Аулия (иногда пишется как Аулия ; 1238 - 3 апреля 1325), также известный как Хазрат Низамуддин ( букв. « Святой Низамуддин » ), Султан-уль-Машайх ( букв. « Господь благочестивых » ) и Махбуб-э. -Илахи ( букв. « Возлюбленный Бога » ) — индийский мусульманский учёный-суннит, суфийский святой из ордена Чишти и один из самых известных суфиев Индийского субконтинента . [2] Его предшественниками были Фаридуддин Ганджшакар , Кутбуддин Бахтияр Каки и Мойнуддин Чишти , которые были мастерами духовной цепи Чишти или силсила на Индийском субконтиненте.

Низамуддин Аулия, как и его предшественники, подчеркивал любовь как средство познания Бога. Для него любовь к Богу подразумевала любовь к человечеству. Его видение мира отличалось высокоразвитым чувством религиозного плюрализма и доброты. [3] утверждает, Историограф XIV века Зиауддин Барани что его влияние на мусульман Дели было таким, что произошел сдвиг парадигмы в их взглядах на мирские вопросы. Люди стали склоняться к мистицизму и молитвам и оставаться в стороне от мира. [4] [5] [6] Также считается, что Гиясуддин Туглак , основатель династии Туглуков , взаимодействовал с Низамуддином. Первоначально у них были хорошие отношения, но вскоре они обострились, и отношения между Гияс-уд-дином Туглуком и Низамуддином Аулией так и не были восстановлены из-за разногласий во мнениях, а их антагонизм приводил к регулярным спорам между ними в то время. [ нужна ссылка ]

Каллиграфия Низамудина

Низамуддин Аулия родился в Сайидов. семье [7] в Бадаюне , штат Уттар-Прадеш . В возрасте пяти лет, после смерти своего отца Сайеда Абдуллы бин Ахмада аль-Хусайни Бадаюни, он приехал в Дели вместе со своей матерью Биби Зулекхой. Его биография упоминается в «Айн-и-Акбари» , документе XVI века, написанном Моголов Акбара Великих императора визирем Абу-л-Фазлом ибн Мубараком . [8]

В возрасте двадцати лет Низамуддин отправился в Аджодхан (нынешний Пакпаттан Шариф в Пенджабе, Пакистан ) и стал учеником суфийского святого Фаридуддина Ганджшакара , широко известного как Баба Фарид. Низамуддин не поселился в Аджодхане, а продолжил свои богословские исследования в Дели, одновременно приступив к суфийским религиозным практикам и предписанным ектениям. Каждый год он посещал Аджодхан, чтобы провести месяц Рамадан в присутствии Бабы Фарида. Во время своего третьего визита в Аджодхан Баба Фарид сделал его своим преемником. Вскоре после этого, когда Низамуддин вернулся в Дели, он получил известие о смерти Бабы Фарида.

Чилла Низамуддин Аулия , резиденция Низамуддина Аулия, к северо-востоку от могилы Хумаюна , Дели

Низамуддин жил в разных местах Дели, прежде чем окончательно обосноваться в Гияспуре, районе Дели, не нарушаемом шумом и суетой городской жизни. Здесь он построил свою Ханку , место, где кормились люди всех слоев общества, где он давал другим духовное образование и у него было собственное жилище. Вскоре Ханка стала местом, заполненным самыми разными людьми, как богатыми, так и бедными.

Многие из его учеников достигли духовной высоты, в том числе шейх Насируддин Чираг Делхави , [9] и Амир Хусро , [8] известный ученый/певец и королевский поэт Делийского султаната .

Он умер утром 3 апреля 1325 года. Его святыня, Низамуддин Дарга , [6] находится в Дели. а нынешнее сооружение было построено в 1562 году. Святыню посещают люди всех вероисповеданий в течение года, хотя она становится местом для особого собрания во время годовщин смерти, или Урса , Низамуддина Аулии и Амира Хусрао , который также похоронен. в Низамуддин Дарге.

Ключевые убеждения

[ редактировать ]

Помимо веры в традиционные суфийские идеи принятия Бога в этой жизни путем разрушения эго и очищения души, и что это возможно благодаря значительным усилиям, включающим суфийские практики, Низамуддин также расширил и практиковал уникальные черты, представленные прошлыми святыми суфийских суфийцев Чисти. заказать в Индии. В их число вошли:

  • Акцент на отречении и полном доверии Богу.
  • Единство человечества и избегание различий, основанных на социальном и экономическом статусе.
  • Помогать нуждающимся, кормить голодных и сочувствовать угнетенным.
  • Категорическое неодобрение общения с султанами, принцами и знатью.
  • Призыв к установлению тесных контактов с бедными и угнетенными
  • Принятие бескомпромиссной позиции ко всем формам политического и социального угнетения.
  • Принятие допустимости Семы .
  • Однако придерживайтесь позиции, что сема разрешена только при отсутствии музыкальных инструментов и танцев.
  • Придерживается ортодоксального суннитского убеждения, что музыкальные инструменты запрещены.

Низамуддин не особо беспокоился о теоретических аспектах суфизма, полагая, скорее, что важны именно практические аспекты, поскольку в любом случае было невозможно описать разнообразные мистические переживания, называемые духовными состояниями или состояниями, с которыми сталкивался практикующий суфий. Он не одобрял демонстрацию Карамата и подчеркивал, что Аулия обязана скрывать от простолюдинов способности Керамата. Он также был весьма щедр, принимая учеников. Обычно тому, кто приходил к нему и говорил, что хочет стать учеником, предоставлялась такая услуга. В результате его всегда окружали люди из всех слоев общества.

История предков

[ редактировать ]

Как и многие святые до него, Низамуддин Аулия вел свое происхождение от семьи Мухаммеда . [10] [11]

Духовная история

[ редактировать ]
Могила Низамуддина Аулии (луковый купол), Джамаат Хана Масджид (красная стена) и могила могольской принцессы Джахан Ара (дверной проем слева), все в Низамуддина Дарга комплексе , Дели

Ему было всего шестнадцать или семнадцать лет, когда он впервые услышал имя Фаридуддина Ганджшакара , и прямо тогда в его сердце возникли чувства любви и уважения. Он рассказывает своим ученикам, что никогда не чувствовал того же после того, как услышал или даже встретил какого-либо другого суфия. Любовь продолжала расти, как горящий огонь. Если его одноклассники хотели, чтобы он поработал, они называли имя Бабы Фарида, и он никогда не отказывался ни от одной просьбы от его имени. За всю свою жизнь он не чувствовал того же ни к кому другому. Он стал его учеником после завершения учебы в возрасте 20 лет. За свою жизнь он посетил его трижды.

Студенты

[ редактировать ]

У него было более 600 халифов (халифа — это ученик, которому дано право брать своих учеников и таким образом распространять духовную линию), которые продолжали его линию по всему миру. Некоторые из его самых известных учеников:

  • Насируддин Чираг Дехлави : Он был духовным преемником Низамуддина Аулии. Он считается пятым среди большой пятёрки ордена Чисти в Индии (остальные — Мойнуддин Чишти , Кутбуддин Бахтияр Каки , Фаридуддин Ганджшакар, Низамуддин Аулия). Его святыня находится в Чираг Дилли, Нью-Дели, Индия.
  • Аамир Хосров : [12] Он был самым любимым учеником своего учителя. [6] Он был настолько близок к своему хозяину, что однажды Низамуддин Аулия сказал: «Если бы шариат позволил мне, я бы хотел, чтобы его похоронили со мной в одной могиле». [13] Говорят, что он также однажды сказал, что тот, кто приходит навестить его могилу, должен сначала посетить могилу Амира Хусро, а затем его. [14] Он умер через несколько месяцев после смерти своего хозяина. Его похоронили у ног своего хозяина. Его святыня находится в Низамуддин Дарга, Нью-Дели. [12]
  • Кази Кавам-Удин Сиддики : [ нужна ссылка ] Ему дали титул Зубтадул Аулия, и он был учеником своего учителя. [ нужна ссылка ] . Он вместе со своим тестем Кази Султаном Зулкарни построил форт Рохтак. Его потомков зовут Кавами Сиддикис, и сейчас их число исчисляется тысячами. [ нужна ссылка ] мигрировали в Пакистан, и их можно найти в Мирпуре, Исламабаде, Карачи, Лахоре и Мултане.
  • Ахи Сирадж Аайна Хинд : Низамуддин Аулия дал ему титул Айна-Хинд (Зеркало Индии) и жил с ним долгое время. Он был одним из первых учеников Низамуддина Аулии, который отправил его в Бенгалию. Его святыня находится в Пирана Пир Дарга, Малда-Сити , Мальда , Западная Бенгалия .
  • Бурхануддин Гариб : Он также является одним из первых учеников Низамуддина Аулии и жил с учителем до его смерти. После смерти Низамуддина Аулия он отправился в Декан , и тем самым прославилось место, где он жил. Его святыня находится в Хулдабаде в Махараштре.
  • Хасан Сиджзи : Автор духовного руководства «Фаваид уль Фуад» , известного сборника бесед Низамуддина Аулии. [15]

У Низамуддина Аулии был брат по имени Джамалуддин. Он сказал ему: «Твои потомки будут моими потомками». [16] У Джамалуддина был сын по имени Ибрагим. После смерти Джамалуддина его воспитывал Низамуддин Аулия. Низамуддин Аулия отправил своего племянника в Бенгалию в Восточную Индию вместе с одним из своих учеников (халифа) Ахи Сираджем Аайнае Хинд , известным как Аайна-е-Хинд. Алаул Хак Пандави (учитель ( Пир ) Ашрафа Джахангира Семнани ) стал его учеником и халифом. Ала-уль-Хак Пандви женился на своей невестке (сестре Сайеда Бадруддина Бадр-е-Алама Захиди) [17] к Ибрагиму. У них был сын, Фаридуддин Таваэла Бухш, который стал известным чисти суфием- из Бихара . Он был женат на дочери Алаула Хака Пандави. Он стал халифом Нура Кутб-е-Аалама Падви (старшего сына и духовного преемника Алаула Хака Пандави). Его святыня находится в Чандпуре, Бихар-Шариф , Бихар. Многие из его потомков - хорошо известные суфии, а именно Мойнуддин Сани, Насируддин Сани, Султан Чисти Низами, Бахауддин Чисти Низами, Диван Сайед Шах Абдул Вахаб (его храм находится в Чоти Такия, Бихаршариф), Султан Сани, Амджад Хусейн Чисти Низами и другие. . Он распространил орден Чисти Низами по всей Северной Индии. Иджаза его Силсилы (ордена) присутствует во всех существующих ханках Бихара. Его потомки до сих пор проживают в Бихар-Шарифе, и их можно найти во многих частях мира. Нынешний Саджада Нашин из Чиллы Усмана Харуни является его прямым потомком. Фаридуддин Таваэла Бухш почтил память (создал) Урса Усмана Харуни в его чилле в Белчи, Бихар Шариф (Первый Саджада Нашин).

У Низамуддина Аулии также была сестра по имени Биби Рукайя, которая похоронена рядом с Биби Зулекхой, матерью Ходжи Низамуддина Аулии в деревне Адчини в Дели. Низамуддин Аулия не женился. Он привел с собой внука своего Пира/Шейха по имени Ходжа Мухаммад Имам, который был сыном Биби Фатимы (дочери Бабы Фарида и Бадруддина ис'хака), как упоминается в книге Сейрула Аулия, Низами бансари, Жизнь и время Ходжи Низамуддина Аулии Халика. Ахмед Низами. Тем не менее, потомки Ходжи Мухаммада Имама являются смотрителями дарга Шарифа. [ нужна ссылка ]

Орден Чистых Низами

[ редактировать ]

Низамуддин Аулия был основателем ордена Чистых Низами. У него были сотни учеников (халифа), которые получали от него иджазу (хилафат) для распространения ордена. Многие из суфиев ордена Чисти Низами признаны великими суфиями; Ниже приводится список известных суфиев ордена Чисти Низами, в который входят его потомки, а также его ученики и их последующие ученики:

Насируддин Махмуд Чираг Дехлави , Амир Хусро , Ходжа Банда Наваз Гесудараз Мухаммад аль-Хусайни , Алаул Хак Пандави и Нур Кутб Алам , Пандуа , Западная Бенгалия; Ашраф Джахангир Семнани , Кичауча, Уттар-Прадеш; Хусам ад-Дин Маникпури (Пратапгарх, Уттар-Прадеш) Факруддин Факр Дехлви, Мехраули , Нью-Дели; Шах Нияз Ахмад Барелви , Барейли , Уттар-Прадеш; Шафруддин Али Ахмед и Фахруддин Али Ахмед, Чираг Дилли, Нью-Дели; Зайнуддин Ширази, Бурханпур , Мадхья-Прадеш; Мухиуддин Юсуф Яхья Мадани Чишти, Медина ; Калимулла Делви Чишти, Дели ; Низамуддин Аурангабади; Низамуддин Хусейн и Мирза Ага Мохаммад; Мухаммад Сулман Таунсви, Пакистан , Мохаммад Мира Хуссаини, Хесамуддин Манкпури, Миан Шах Мохаммад Шах, Хошиарпур , Пенджаб, Индия, Миан Али Мохаммад Хан, Пакпаттан , Пакистан. Хуваджа Номан Найир Кулачви (Халифа и Маджаз) Кулачи , Пакистан, Халифа Омер Тарин Чишти-Низами Ишк Нури, Каландарабад, Пакистан.

Орден Чисти расширился с Низамуддином Аулией и сформировал орден Чисти Низами. Параллельной ветвью, начавшейся с Алауддина Сабира Калияри , другого ученика Бабы Фарида, была ветвь Чисти Сабири. Люди начали изящно добавлять Низами после своего имени. Он духовно сделал многих великими суфиями среди своих учеников, потомков и суфиев ордена Низами.

Филиалы ордена Чистых Низами следующие:

Насиерия

[ редактировать ]

Его ученик Насируддин Мухаммад Чираг-э-Дели основал филиал Низамия Насирия .

Филиал Хуссаиния назван в честь Сайеда Мухаммада Камалуддина Хуссаини Гисудараза Банданаваза . Он был самым известным и любимым учеником Насируддина Мухаммада Чираг-э-Дели . Ханка, которую он основал в Гулбарге, штат Карнатака, существует до сих пор.

Фахри Филиал «Фахри» назван в честь Мухиб Ун Наби Маулана Фахр Уд Дин Фахр Э Джахан Дехлви, пэр или муршид Шаха Нияза Бе Нияза.

Шах Нияз Ахмад Барелви в 19 веке основал филиал Ниязии .

Сераджия

[ редактировать ]

Филиал Низамия Сераджия был основан Сераджуддином Аки Сераджем. Эта ветвь также известна как Чистия Сераджия .

Филиал Чистия Ашрафия был основан Ашрафом Джахангиром Семнани . [18] Он основал ханку, существующую до сих пор в Кичауча Шарифе, Уттар-Прадеш, Индия.

Орден Чистия Сераджия Фаридия был основан Фаридуддином Таваелабухшем, потомком Низамуддина Аулии и суфием ветви Сераджия ордена Чисти. Эта ветвь также известна как Низамия Сераджия Фаридия .

Ишк-Нури

[ редактировать ]

Орден Ишк Нури , ветвь главного Чишти-Низами, был основан шейхом Ходжа Халидом Махмудом Чишти сахибом в Лахоре, Пакистан, в 1960-х годах. Это самое современное выражение этой традиционной суфийской линии передачи. В основном его можно найти в Индии, Пакистане и Бангладеш, хотя теперь некоторых последователей можно найти и на Западе.

Лутфия Силсилу Чиштию-Низамию-Лутфию продолжил Мулана Лутфулла Шах Данкури. Учеников этой силсилы можно найти в Пакистане, Индии, Англии, Канаде и США.

Во время недолгого правления Кутбуддина Мубарак Шаха

[ редактировать ]

В последние годы жизни Алауддина Халджи интриги Малика Кафура лишили Хизр-хана законного восшествия на престол. Малик Кафур приказал ослепить Хизр-хана, а Кутбуддин Мубарак Шах (1316–1320 гг.), еще один претендент на трон, едва избежал смерти. Когда Мубарак-шах взошел на трон, он приказал казнить Хизр-хана и братьев последнего. Шейх Низамуд-Дин не интересовался политическими потрясениями, но не смог избежать ярости султана Мубарак-шаха за то, что он сделал Хизр-хана своим учеником. Пренебрежительно отзываясь о шейхе, он начал вынашивать против него козни. Он запретил своей знати посещать Гияспур. Мубарак Шах также построил мечеть Масджид-и Мири, где всем суфиям и улемам было приказано совершать свои молитвы. Шейх отказался подчиниться приказу султана, заявив, что мечеть в его районе имеет к нему большее право.

В первый день каждого месяца вся религиозная община Дели собиралась во дворце, чтобы вознести поздравительную молитву султану. Шейх еще больше разозлил султана, отправив слугу в качестве своего представителя. Султан пригрозил шейху серьезными последствиями, если он лично не выразит почтение. Отказавшись прислушаться к угрозе, шейх тихо помолился у могилы своей матери и вернулся в свою джамаат-хану. С приближением последнего дня месяца столица наполнилась тревогой, а сам шейх оставался спокоен. Но первый день следующего месяца для султана не наступил. Он был убит в первую ночь Джумады II, 720/8 июля 1320 года, своим фаворитом и протеже Хосров-ханом Барваром , который позже был свергнут Гази Маликом, который позже стал известен как Гиясуддин Туглук . [19]

Урс -э-Низамуддин Аулия празднуется в Низамуддин Дарге 17-18 числа Раби II (Раби-уль-Аакир), а Амира Хусро - 18 Шавваля. [6]

[ редактировать ]

Aulea-E-Islam , индийский мусульманский социальный фильм 1979 года А. Шамшира, отдает дань уважения различным исламским святым, включая Низамуддина Аулию, с песней «Низамуддин Аулия» в исполнении Джани Бабу Каввала и написанной Викаром Нагри. [20]

Арзиян , каввали в фильме «Дели 6» (2009), написанном А. Р. Рахманом , посвящен Низамуддину Аулии. Кун Фая Кун, песня из фильма «Рокзвезда» (2011), также посвящена ему и снята на дарге. Знаменитая бангла-песня «Низамуддин Аулия» посвящена его историческому возвращению в Дели. [ нужна ссылка ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • «Низами Бансари» Ходжи Хасана Низами ; Также доступно на урду и хинди его преемником Ходжа Хасан Сани Низами.
  • «Жизнь и времена шейха Низам-уд-дина Аулии» , автор Халик Ахмад Низами; Идара-и Адабят-и Делли, 1991.
  • Низам Ад-Дин Аулия: Мораль для сердца , Брюс Б. Лоуренс; 1991, Паулист Пресс. ISBN   0-8091-3280-X .
  • Хадап Низамуддин Аулия , автор Абдуррахман Мумин; Издатели и дистрибьюторы Кази, 1998 г., ISBN   81-85362-59-9 .
  • Шейх Низамуддин Аулия , автор Халик Ахмад Низами; Национальный книжный фонд, 2004 г., ISBN   81-237-4148-0 .
  • Дарга Низамуддина Аулии , автор Лакшми Дхаул; Палли, Ануп Камат, Рупа и компания, 2006 г. ISBN   81-291-0938-7 .
  • Фаваид аль-Фуад: Духовные и литературные беседы шейха Низамуддина Аулии. Первоначально составлено Амиром Хасаном «Ала» Сиджзи Дехлави . Английский перевод с введением и историческими аннотациями Зия-уль-Хасана Фаруки. Нью-Дели, DK Printworld, 1996, 495 стр. ISBN   81-246-0042-2 .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дехлави, Амир Хасан. Фаваид аль-Фуад . Инстишарат-и Рузне. п. 135.
  2. ^ Поэзия бхакти в средневековой Индии Нити М. Садарангани. стр. 60
  3. ^ Поэзия бхакти в средневековой Индии Нити М. Садарангани. стр. 63
  4. ^ Шиммель, Аннемари (1975). Мистические аспекты ислама . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. п. 348 . ISBN  0-8078-1271-4 .
  5. ^ Амир Хасан Сиджзи, Фаваид-уль-Фуад (Дели, 1865), стр. 150, 195 – 97
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сударшана Шринивасан (22 августа 2015 г.). «День со святыми» . Индус . Проверено 3 декабря 2021 г.
  7. ^ Джестис, Филлис Г. (2004). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 643. ИСБН  978-1-57607-355-1 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Низамуддин Аулия. Архивировано 27 июля 2011 года в Wayback Machine Айн-и-Акбари , автор Абуль-Фазл ибн Мубарак . английский тр. и Генрих Блохманн полковник Генри Салливан Джарретт, 1873–1907 гг. Азиатское общество Бенгалии , Калькутта , Том III, Святые Индии. (Аулия-и-Хинд), стр. 365».
  9. Во имя Faith Times of India , 19 апреля 2007 г.
  10. ^ Отдел, Публикации. Великие мужчины и женщины Индии . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания. ISBN  978-81-230-2173-7 .
  11. ^ Читкара, М.Г. (1997). Хиндутва . Издательство АПХ. п. 133. ИСБН  978-81-7024-798-2 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Амир Хосров — индийский поэт» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 5 августа 2015 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
  13. Цитируется Омером Тарином как традиция в книге «Некоторые чиштские суфии 13-14 веков», журнал «Исторические исследования», № 12, 2011, стр. 125.
  14. ^ Омер Тарин аа
  15. ^ Лоуренс, Брюс Б. (1992). Мораль для сердца: беседы шейха Низам ад-дина Аулия, записанные Амиром Хасаном Сиджзи . Нью-Йорк: Паулист Пресс. ISBN  080913280X .
  16. ^ Омер Тарин, «Хазрат Низамуддин Аулия Махбуб и Илахи и создание суфийского ордена Чишти Низами» в суфийском журнале Khilwat, паб Ахмадабад, Индия, 2016. № 109, стр: 31-36.
  17. ^ Сайед Каямуддин Незами, (2004), «Шарфа ки Нагри (Том 1)», биография суфиев Бихара, «Академия Незами», Карачи, Пакистан. п. 126
  18. ^ 'Хаяте Махдум Сайед Ашраф Джахангир Семнани (1975), второе издание (2017) ISBN   978-93-85295-54-6 , Maktaba Jamia Ltd, Рынок Шамшад, Алигарх, 202002, Индия .
  19. ^ История суфизма: Сайид Атар Аббас Ризви
  20. ^ «Аулия-и-Ислам» . ? сколько
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 363d5635c9b01905fb4574053ab46091__1719852960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/91/363d5635c9b01905fb4574053ab46091.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nizamuddin Auliya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)