Зенбилли Али Джемали Эфенди
Зенбилли Али Джемали Эфенди (1445–1526) [1] Османский муфтий , исламский ученый ( алим ), шейх аль-Ислам , суфий и министр. [2] [3] Зенбилли Али был сыном Ахмеда Челеби, внуком Джемаледдина Аксарайи, потомка Фахраддина ар-Рази . Поскольку он является потомком Джемаледдина Аксарая, его называют Джемали (произносится как Джемали), как и его современных родственников и других государственных деятелей и ученых. Он был известен в народе как «Зенбилли муфтий» и «Зенбилли Али Эфенди», потому что он принимал вопросы людей с плетеной корзиной ( зенбиль), свисающей с окна его дома, чтобы завершить дела тех, кто обращался к нему за помощью. фетву в в короткие сроки и поместил ответы обратно зенбил . [2] [4]
Рождение
[ редактировать ]По данным Джавита Байсуна, Зенбилли Али родился во время первого правления султана Мехмеда Завоевателя , что совпадает с 1444-1446 годами нашей эры. По словам Хусейна Хусамеддина, он родился в районе Ислем Хатун (ислам) в Амасье . [5] В некоторых источниках местом его рождения упоминается Караман . Известно, что семья Джемали проживала в Аксарае , а позже часть этой семьи перебралась в Стамбул, и по этой причине вполне вероятно, что он родился в Аксарае. [2]
Карьера
[ редактировать ]Зенбилли Али Джемали Эфенди получил свое первое образование у Мевлана Хамзы из Ларенде , который был дедушкой Пири Мехмед-паши по материнской линии. Затем он отправился в Стамбул и посещал уроки Моллы Хюсрева . Когда Молла Хусрев был назначен на должность муфтия, он отправился в Бурсу и начал брать уроки у Мевлана Хюсамзаде Мустафы Эфенди, который был наставником Султание. Когда он завершил свое образование, Гусамзаде взял его в партнеры и женил на своей дочери. Во время правления Мехмеда Завоевателя он был назначен профессором медресе Али-бея по версии Меджди и медресе Ташлык по версии Ходжи Садеддина. Султан прислал ему в подарок одежду вместе с 5000 монетами. Когда Карамини Мехмед-паша стал великим визирем , он сначала перевел его в медресе Бейлербейи в Эдирне , а затем в медресе Сирачие, из-за тесных связей между его политическим соперником Синан-пашой и Зенбилли Али Эфенди, и уменьшил ему жалованье. После этого Зенбилли Али Джемали подал в отставку и поступил на службу. Халветийе суфий приказал шейху Месуд-и Эдирневи и пытался заручиться его поддержкой. Позже он переехал в Стамбул. Здесь, кроме Синан-паши, он посещал ложу ( текке ) шейха Ибн уль-Вефа Муслихуддина Мустафы из Коньи и часто встречался с ним. После смерти Фатиха Султана Мехмеда и убийства янычарами великого визиря -паши Карамани Мехмед . Он снова стал профессором в период правления султана Баязида II . По словам Мечди, Баязид II однажды ночью увидел во сне Али Джемали и захотел встретиться и поговорить с ним. Али Джемали Эфенди не принял этого, заявив: «Встреча с султанами - худшее из дозволенных дел [в религии]», но султан все же предоставил ему должность профессора медресе Худавандигар (Термальный источник) в Бурсе. [6] Ходжа Садеддин и Атай пишут, что его отправили к муфтию Амасьи. Султан Баязид II, вероятно, хотел показать свою лояльность своему шейху, отправив его в Амасию, место жительства Челеби Халифе (Джемаль-и Халвети) из рода Джемали, сыгравшего влиятельную роль во время его правления. [7]
Али Джемали Эфенди был назначен в медресе Худавендигар в Бурсе после того, как был муфтием Амасьи, а затем в Бурсу Султаниеси (медресе Йешилджами). Медди пишет, что, пока он был профессором в Бурсе (хотя он и не хотел этого), ему был отдан муфтий города. Когда в 1486 году было завершено строительство медресе Амасья Беязит, он снова отправился туда в качестве профессора и взял на себя роль муфтия Амасьи. Между тем, когда Шехзаде Ахмед, который был администратором в Амасье, поставил своего учителя Биргивизаде Мустафу Эфенди впереди местных улемов на обрезанной свадьбе своих сыновей Мурада и Алаеддина в 896 (1491 году), Джемали Эфенди оставил свою работу и вернулся в Стамбул. Однако следует принять во внимание, что отношение суннитских мистиков и ученых в Амасье к Шехзаде Ахмеду, который, как говорят, был близок к персидским ( шиитским ) улемам. на это повлияло [8] Медресе пишет, что Баязид II разгневался и уволил его за то, что тот самовольно покинул медресе в Амасье. Возможно, именно по этой причине Али Джемали-эфенди прождал шесть месяцев и был назначен на должность профессора медресе султана (Беязита II), которое Баязид II открыл для него в Стамбуле. Когда он не решился принять эту должность, поскольку это медресе не подходило для его научного уровня, его перевели в одно из медресе Семание. Находясь на этой должности, он совершил хадж (паломничество) со своим дядей Челеби Халифой. ему пришлось ждать в Египте год Однако из-за беспорядков в Мекке , и в следующем году он смог совершить свое паломничество. Когда он был в Египте в 908 г.х./1503 г. н.э., муфтий Стамбула Эфдалзаде Хамидуддин Эфенди умер, и ему был передан пост муфтия. Право принятия фетвы оставалось за учителями Сан-и Семана до его возвращения. Али Джемали Эфенди, скорее всего, приехал в Стамбул где-то в середине 910 г. хиджры / 1504 г. н.э. и сидел в офисе фетвы. [7]
В дополнение к этому султан Баязид II передал ему медресе, построенное в Стамбуле в 911 году хиджры (1505-1506 гг.) – ныне Музей Фонда турецкой каллиграфии – а также 50 монет для обучения один раз в неделю. В 912 году хиджры (1506-1507) султан назначил Али Джемали-эфенди министром по делам трастов ( вакифов ) своих благотворительных фондов в различных частях Османской империи . Он продолжал работать профессором в медресе Беязит в Стамбуле. Вслед за этим у султана вошло в обычай передавать надзор за принадлежащими ему фондами муфтиям Стамбула, которые превратились бы в должность шейха аль-ислама . [7]
Султан Селим Решительный ( Явуз по- турецки ) взошел на престол после Баязида II и оставил Зенбилли Али Эфенди муфтием во время своего правления. Али Джемали-эфенди оставался на этой должности до своей смерти во время правления султана Сулеймана Великолепного . Али Джемали присоединился к османскому завоеванию острова Родос во времена султана Сулеймана и возглавил первую Джуму (пятничную коллективную молитву) в соборе Сен-Жан, который был преобразован в мечеть. В 929 году хиджры (1523 год н.э.) он стал слишком болен, чтобы работать, и Сулейман Великолепный попросил его назначить вместо него регента. Он назначил шейха Бахаддинзаде Мухиддина Мехмеда. Такая ситуация продолжалась до его смерти, поэтому срок его полномочий на посту муфтия составил 24 года. Дата его смерти оценивается незадолго до месяца Шаабан 932 года хиджры (май – июнь 1526 года). Его могила находится на кладбище построенной им мечети и школы в Зейреке . [7]
Наследие
[ редактировать ]Согласно источникам, Зенбилли Али Джемали Эфенди был достойным учёным, имевшим авторитет в области литературы, фикха , усуль , лугата (словаря), нахв (синтаксиса), тафсира и хадисов . оставался в офисе фетв Хотя он долгое время , он оставался скромным до конца своей жизни. Согласно заявлению в «Рисале-и Хирз аль-Мулук» , ему нравилось облегчать работу людей и в короткие сроки завершать дела тех, кто обращался за фетвой. [ нужна ссылка ]
Зенбилли Али Эфенди имел и мистическую сторону. Поэтому в некоторых произведениях он упоминается под названием « Суфий » и описывается как «арбаб-и хал» (человек духовных состояний) и «сахиб-и карамат» (проявляющий чудеса). Хотя у него были близкие родственники шейхов Халветийе , таких как Челеби Халифа и Исхак Карамани, он был связан с шейхом Муслихуддином Мустафой, шейхом ордена Зейнийе. [7]
Источники утверждают, что он не шел на уступки в научных вопросах и даже выступал против вспыльчивого султана Селима Решительного . Утверждается, что он без колебаний заявил султану, что чиновники будут наказаны в рамках правовых норм, что их нельзя убивать по приказу султана, что казнь возможна по фетве муфтия после решения суда. и что он предотвратил некоторые личные практики и определил пределы власти султана. Ходят слухи, что однажды он открыто заявил султану Селиму, что издаст фетву о его отречении, если тот отдаст приказ о казнях, «противоречащих Священному закону ( шариату )». Когда султан строго приказал ему не вмешиваться в решения, касающиеся государственного управления, Зенбилли Али Эфенди в гневе покинул присутствие султана, не получив разрешения. Султан Селим I, осознавший ошибочность такого поведения, позже похвалил его и предложил передать ему казаскские должности Анатолии. и Румелия . [9] Весьма вероятно, что подобные повествования о Зенбилли Али Эфенди и султане Селиме I имеют целью подчеркнуть значение станции шейха аль-Ислама , которая фактически находилась в стадии формирования как новый официальный институт. Как и в случае с должностью великого визиря , первые важные шаги по принятию формы стамбульского муфтия с целью обеспечения религиозного контроля были предприняты во время его службы. [7]
Зенбилли Али Джемали Эфенди был известен своей филантропией и построил мечети, мечети и школы в разных частях Стамбула. Хотя Аладжа Мескид находился на улице Терсане в Галате , он был снесен в 1957 году, когда была открыта улица Азапкапы. Мечеть Муфтия Али (Зенбилли Али) Эфенди находится в районе Кючук Мустафа Паша. Она была построена как мечеть и превращена в мечеть в 932 г. (1525–26 гг.). Однокупольная, квадратная школа Али Джемали Эфенди была построена на склоне Зейрек между 1523 и 1525 годами. Хамам Муфтия, разрушенный в 1960 году, располагался недалеко от мечети Муфтия Али у фонтана Фатих Кады. Доход от этой бани был пожертвован мечети, мечети и школе, упомянутым выше. Мухиддин Мехмед Шах Эфенди (Молла Челеби), один из сыновей Зенбилли Али Эфенди, является автором «Тарих-и Ал-и Осман» , а Рухи Челеби — автором другого «Тварих-и Ал-и Осман» . Фудайл Челеби, с другой стороны, является ученым, написавшим различные поэтические и прозаические произведения. Джемаледдин Мехмед (Джемаль Челеби) работал судьей и губернатором, а его дочь Ситти Шах Хатун построила мечеть и медресе в Стамбуле. [7]
Работает
[ редактировать ]Зенбилли Али Джемали Эфенди постоянно обновлялся, следя за научными разработками. Источники утверждают, что он очень интересовался книгами и привозил произведения из разных мест. Его основные работы:
- Мухтарат мин аль-Фатава ( Фатава Али Эфенди ). Различные копии этой защищенной авторским правом работы по ханафитскому фикху можно найти в библиотеках Стамбула (Süleymaniye Lib., Ашир Эфенди, № 138; Эсад Эфенди, № 644; Фатих, № 2387, 2388, 2389; Лалели, № 1154). .
- Мухтасар аль-Хидая . Произведение по фикху.
- Рисала Фи Хак ад-Дауран ( Рисалетуд-деверан ). В работе говорится, что если суфийский «танец» исполняется с целью зикра (поминания Аллаха), то это не харам (запрещено). В записях говорится о наличии двух экземпляров произведения: одного в прозе, другого в стихах. Экземпляр, зарегистрированный в библиотеке Сулеймание (Хаджи Махмуд Эфенди, номер 3093/2) под названием Risale fî cevâzi devrâni'ṣ-ṣûfiyye, написан на арабском языке и в прозе.
Хотя работа по этике под названием «Адаб аль-Авсия» приписывается Али Эфенди, было установлено, что эта работа была написана его сыном Зенбиллизаде Фудаилом Челеби.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джавит Байсун, ИА, III, 85
- ^ Jump up to: а б с «ЗЕНБИЛЛИ АЛИ ЭФЕНДИ» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ «ШЕЙХУЛИСЛАМ ЗЕНБИЛЛИ АЛИ СЕМАЛИ ЭФЕНДИ (?-1526)» . aksaray.ktb.gov.tr . Проверено 10 октября 2022 г.
- ^ «ЗЕНБИЛЛИ АЛИ ДЖЕМАЛИ ЭФЕНДИ - Османские истории - ehlisunnetbuyulerini.com | Исламские ученые | Жития святых» . ehlisunnetbuyulerini.com (на турецком языке) . Проверено 10 октября 2022 г.
- ^ Amasya History, I, 105, 321
- ^ Перевод Шекаика, с. 303
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Зенбилли Али Джемали Эфенди - Проект энциклопедии электронного города Аксарай» (на турецком языке) . Проверено 10 октября 2022 г.
- ^ Ата, Рамазан (1 июня 2015 г.). «ШКОЛА ДЖЕМАЛИСА В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ: ДЖЕМАЛЬ ХАЛВЕТО И ЗЕНБИЛЛИ АЛИ ЧЕМАЛО ЭФЕНДИ» . Журнал теологического факультета Университета Фырат (на турецком языке). 20 (1): 2–25. ISSN 1304-639X .
- ^ «Зембилли Али Джемали Эфенди (?-1525) «Институт Рисале-и Нур» (на турецком языке) . Проверено 10 октября 2022 г.