Мемикзаде Мустафа Эфенди
Эта статья, которую вы написали о Мемикзаде, во многом или полностью опирается на один источник . ( сентябрь 2022 г. ) |
Мемикзаде Мехмед Эфенди (р.? - ум. 1066 г.х. /1656 г. н.э.) был османским исламским ученым , педагогом , кади (судьей), казаском и шейхом аль-Исламом в течение самого короткого периода в истории Османской империи . [ 1 ]
Он был сыном Амасьялы Мехмеда Эфенди, одного из ученых во время правления султана Мехмеда III , и был известен как Мемикзаде. В научных кругах он был известен как зять шейх-уль-ислама Муида Ахмеда Эфенди. Завершив образование и став ассистентом, он стал профессором.
Карьера педагога
[ редактировать ]Он был назначен в различные медресе : в Раджабе 1031 г. (май 1622 г.) к Тевкии Кафер Челеби; в Шаввале 1032 г. (август 1623 г.) Нишанджи-паше-и Джедиду; в Рамазан 1036 г. (май – июнь 1627 г.) Рустему-паше; в Шаввале 1038 г. (июнь 1629 г.) Ходже Хайреддину; в Рамадан 1042 г. (март 1633 г.) Айше Султан. В Сафере 1044 г. (август 1634 г.); его направили в одно из медресе Сахни Семан; в Шабане 1045 г. (январь 1036 г.) в медресе Айше Султан во второй раз с жалованьем 60 акче ; в Джумада аль-Аввале 1050 г. (сентябрь 1640 г.) в медресе Календерхане. Он стал профессором одного из медресе Сулеймание в Реджебе 1051 г. (октябрь 1641 г.). Он стал кади (судьей) после десяти лет службы здесь. [ 1 ]
Карьера судьи и казаскера
[ редактировать ]Первым местом службы Мемикзаде Мехмеда была должность судьи Кудса ( Иерусалима ), куда он был назначен в Зилкаде 1052 года (февраль 1643 года). Хотя он получил пост кади Египта в Сафере 1054 г. (апрель 1644 г.) благодаря благосклонности своего тестя, Румели Казаскера Муида Ахмеда Эфенди, и по инициативе великого визиря в том же году он был уволен со своего поста. в Джумада аль-Ахир/август. [ 2 ] Он стал судьей Галаты в Шабане 1056 г. (сентябрь 1646 г.), был назначен судьей Стамбула 4 Сафара 1057 г. (11 марта 1647 г.) и покинул этот пост 22 Шавваля (20 ноября). [ 3 ] Получив звание Румели 12 зу аль-хиджа 1057 г. (8 января 1648 г.), он стал анатолийским казаском в Джумада аль-Аввале (июнь) и был уволен со своего поста в течение трех месяцев. [ 4 ] 8 шавваля 1059 г. (15 октября 1649 г.) он был назначен казаском Румелии. Он был уволен 17 шавваля 1060 года (13 октября 1650 года), а 1061 года шавваля (сентябрь – октябрь 1651 года) он был назначен бенефициаром округа Айнтаб . [ 5 ]
В Шаввале 1063 г. (сентябрь 1653 г.) он был восстановлен в должности судьи Румелии. Однако он был уволен 12 Зилкада 1064 г. (24 сентября 1654 г.), и Правади ему в качестве бенефициара был назначен округ . Наима объясняет причину этого увольнения своими злоупотреблениями и заявляет, что слух, распространенный его библиотекарями (tezkireciler) вместе с анатолийским казаском Имамзаде, о том, что Мемикзаде получал подарки, особенно при назначении и переезде в качестве кади, распространился даже в Диван-и Хумаюн . [ 6 ] Жалоба была написана от имени улема в Зилгидже 1064 г. (октябрь 1654 г.) и передана через шейх-уль-ислама Эбу Саида Мехмеда Эфенди с просьбой о его увольнении. Имя Мемикзаде Мехмеда было названо в ходе расследования дела автора незапечатанной и неподписанной петиции, поданной султану Мехмеду IV . 21 зильгидже 1064 г. (2 ноября 1654 г.) великий визирь дервиш Мехмед-паша, шейх аль-ислам и два казаскера были вызваны к Мехмеду IV, дело было передано, и султан приказал, чтобы лицо, написавшее прошение, было нашли и наказали. По завершении расследования выяснилось, что петицию подготовили Мемекзаде Мехмед и Эсири Мехмед Эфенди. Им было приказано вернуться на свои бенефициарные земли. Мемикзаде отправился в Правади, а Есири Мехмед - в Бозджааду . Однако жизнь Мемекзаде в изгнании продлилась недолго, поскольку после помилования он вернулся в Стамбул.
После увольнения шейха аль-Ислама Коджахусамзаде Абдуррахмана Эфенди 9 Джемазиелеввеля 1066 года (5 марта 1656 года) из-за инцидента с Чинаром в Атмейдани , Мемекзаде получил должность шейх-уль-ислама, поскольку он был самым старшим ученым. [ 7 ] Однако, согласно источникам, солдаты решительно протестовали против его назначения после провокации со стороны некоторых людей Хоказаде Месуда Эфенди, которые сделали негативные заявления о знаниях и нравственности Мемикзаде Мехмеда. После этого через 13 часов Мемекзаде был уволен союзом знатных солдат и сослан в Бурсу . [ 8 ] Таким образом, он стал шейхом аль-исламом с самым коротким сроком службы в истории Османской империи.
Смерть
[ редактировать ]Мемекзаде Мехмед пробыл в Бурсе недолго и был назначен судьей Мекки и разрешил совершить хадж (паломничество). По дороге Мемекзаде встретил нового великого визиря Бойнуэгри Мехмед-пашу и получил от него комплименты. Он пробыл в Алеппо некоторое время и там умер. Шейхи пишет, что его могила находится в районе Антакьякаписи в Алеппо.
Примечания
[ редактировать ]- Карачелебизаде Абдулазиз Эфенди, Равзатюль-ебрар Зейли (редактор Невзат Кая), Анкара, 2003 г., стр. 37, 38, 157, 163, 169, 172, 179-181, 206, 240, 241, 250, 252, 258, 274, 276.
- Старые Хасан, Тарих (хаз. Зия Аккая, докторская диссертация, 1957), DTCF Ktp., нр. 9, с. 98, 135, 136.
- Абдуррахман Абди Паша, Векаянаме (под ред. Фахри Четина Дерин, докторская диссертация, 1993 г.), Институт социальных наук IU, стр. 44, 52, 75.
- Наима, Тарих , IV, 70–71, 243, 309, 329, 449; В, 416-419, 425-426; ВИ, 149–151, 156–158, 202.
- Шейхи, Векайул-Фузала , I, 239–240.
- Девхату'л-Мешайих , с. 63-64.
- Ежегодник Ильмийе , с. 466-467.
- Узунчаршылы, История Османской империи , III/2, с. 473.
- А.млф., Меркез-Бахрие , с. 233.
- Данишменд, Хронология , V, 126.
- Ахмет Мумку, Взяточничество в Османской империи (особенно судебное взяточничество) , Анкара, 1969, с. 144, 258.
Ссылки
[ редактировать ]![]() | Такие конструкции, как там же. , лок. цит. и idem не одобряются в Википедии руководством по стилю сносок , поскольку их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив ее именованными ссылками ( краткое руководство ) или сокращенным заголовком. ( сентябрь 2022 г. ) |
- ^ Jump up to: а б «МУСТАФА ЭФЕНДИ, Мемекзаде» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Наима, IV, 70-71.
- ^ там же, IV, 243.
- ^ там же, IV, 329.
- ^ там же, IV, 449.
- ^ История, V, 416-418.
- ^ там же, VI, 149.
- ^ там же, VI, 150–151, 156–157.