Мустафа Сабри
Мустафа Сабри Мустафа Сабри | |
---|---|
![]() | |
Шейх аль-Ислам Османской империи | |
В офисе 1919–1920 | |
Предшественник | Хайдаризаде Ибрагим Эфенди |
Преемник | Медени Мехмет Нури Эфенди |
Персональный | |
Рожденный | 1869 |
Умер | 1954 (84–85 лет) |
Религия | ислам |
Национальность | Османская империя |
Эра | 19 и 20 века |
Номинал | сунниты |
Юриспруденция | Ханафитский |
Крид | Матуриди / Ашари |
Основной интерес(и) | Акида , Калам ( исламское богословие ), Таухид , Фикх (исламское правоведение ), Усул аль-Фикх , Усул ад-Дин , логика |
Известные работы | Маукиф аль-Акл ва аль-Ильм ва аль-Алим мин Рабб аль-Аламин |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
История Османская империя |
---|
![]() |
Хронология |
Историография ( Газа , Упадок ) |
Мустафа Сабри Эффенди ( османский турок : 1869-1954 ) был вторым последним шейхом аль-Исламом Османской империи . [1] Он известен своими взглядами, осуждающими турецкое националистическое движение под руководством Кемаля Ататюрка . [2] Из-за сопротивления Ататюрку он половину жизни прожил в изгнании в разных странах и умер в Египте .
Жизнь
[ редактировать ]Его отцом был Ахмед Эфенди. Он родился в Токате в 1869 году. Образование начал в родном городе и быстро выучил Коран . Он продолжил свое образование в Кайсери и Стамбуле , где учился у Ахмеда Асима Эфенди и получил сертификат квалификации (icazetname). Он женился на дочери своего хозяина Асима Эфенди. Он сдал экзамен Rüus-ı Tedris (квалификационный экзамен преподавателя) и стал учителем (müderris) в мечети Фатих в Константинополе .
С 1898 по 1914 год он посещал уроки Хузура (лекции и беседы, проводимые улемами в присутствии султана). С 1900 по 1904 год он был библиотекарем (хафиз-и кутуб) султана Абдул-Хамида II (годы правления 1876–1909).
После восстановления Конституции в июле 1908 года он вошел в парламент как представитель Токата. С 1908 по 1912 год он был главным редактором журнала «Баян-уль-Хак» («Изложение истины»), интеллектуального журнала, издаваемого Джемийет-и Ильмие (Ассоциацией религиозных учёных). Хотя в статье в первом номере «Баян-уль-Хак» он поблагодарил КЕП ( Комитет Союза и Прогресса ) и армию за прекращение режима Хамидиана, вскоре после этого он присоединился к оппозиции партии.
Он стал одним из основателей Ахали фиркасы в 1910 году и Партии свободы и согласия в 1911 году. В 1912 году он участвовал в основании другой политической организации, Джемийет-и Иттихад-и Исламийе (Ассоциация Исламского союза).
В январе 1913 года, после переворота Баби Али , он бежал в Египет , а затем отправился в Румынию , где зарабатывал на жизнь преподаванием турецкого языка . После оккупации Румынии османскими войсками во время Первой мировой войны был арестован и отправлен в Турцию, где находился в заключении в Биледжике . Он был сослан на время в Бурсу . После окончания войны он снова занялся политикой и присоединился к Дар-уль Хикмет-и Исламие (Исламский университет).
Он стал шейхом аль-Исламом , но ушел с этого поста. В 1919 году он был назначен шейхом аль-Исламом в кабинете Дамада Ферид-паши . Сабри исполнял обязанности Великого визиря во время отсутствия Дамада Ферид-паши, когда он присутствовал на Парижской мирной конференции , и был номинирован в сенат после падения кабинета Ферид-паши. Он стал первым президентом Джемиет-и Мудеррисин (Общества исламских ученых), которое позже стало Теали-и Ислам Джемиети (Общество возвышения ислама).
В 1920 году Мустафа Сабри снова был назначен шейхом аль-Исламом во втором кабинете Дамада Ферида .
В 1922 году он бежал из Турции снова , чтобы избежать ареста со стороны Турецкого национального движения , когда его имя появилось в списке из 150 политических диссидентов . Он во второй раз поехал в Румынию, где издавал журнал «Ярын» («Завтра»).
Сабри сначала отправился в Румынию , а затем в Грецию , где издавал антикемалистскую газету , в которой яростно критиковал новый турецкий режим и его основателя Кемаля Ататюрка (1881–1938). Позже он отправился в Хиджаз , прежде чем поселиться в Египте, где продолжил свою интеллектуальную деятельность.
В начале 1930-х годов он отправился в Египет, где пробыл до своей смерти 12 марта 1954 года. [3] [4]
Работает
[ редактировать ]Как консервативный ученый, он написал ряд работ. В своих произведениях он выступал против как западного секуляризма , так и исламского модернизма /реформизма, на который влияет вестернизация . Он предложил программу исламизации до и после падения Османской империи . Он оставался в рамках традиционной ашаритско - матуридитской теологии и османской системы медресе . В Египте он написал несколько книг на арабском языке в ответ на высказывания таких мыслителей-модернистов, как Мухаммад Фарид Ваджди и Аббас Махмуд аль-Аккад. [Примечание 1] а также Джамаль ад-Дин аль-Афгани , Мухаммад Абдо и Мухаммад Мустафа аль-Мараги . [5]
Он также раскритиковал взгляды некоторых египетских интеллектуалов, таких как: Касим Амин , Заки Мубарак , Заки Нагиб Махмуд , Мухаммед Хусейн Хейкаль , Таха Хусейн и Али Абдель Разик , которые оставались под влиянием вестернизации и интерпретировали исламскую религию в соответствии с Западная мысль и ценности.
Он ответил на обвинения арабского историка Мухаммада Абдуллы Инана в адрес турок-османов и опроверг его тезисы. Он настаивал на том, что ислам не противоречит науке и что покрытие женщин при определенных условиях является религиозной обязанностью. [6]
Одним из людей, с которыми он дискутировал по научным вопросам, был Махмуд Шалтут , который занимал посты на различных уровнях и добился известности благодаря своим реформистским идеям. Он возражал против фетвы нет открытых выражений Шалтута, который использовал тезис о том, что в Коране и хадисах , поддерживающих вознесение и нисхождение Пророка Исы , которые могли бы составить основу веры, и человек, отвергший это убеждение, не будет в беде с точки зрения веры. Он раскритиковал Шалтута и дал ответы на его утверждения и доказательства, которые он использовал. [7]
Мустафа Сабри раскритиковал Мусы Бигиева мысль и назвал его « Лютером ислама». [8] Он также раскритиковал некоторых поэтов, таких как Джамиль Сидки аз-Захави и Ахмад Шавки .
После упразднения Султаната и положения Шейха аль-Ислама в 1922 году он опубликовал книгу « Ан-Накир аля Мункири ан-Нима мин ад-Дин ва-аль -Хилафа ва-аль -Умма» ( араб . النكير على Это произошло от من الدين والخلافة والأمة ). В книге Сабри, завершенной до принятия решения об отмене, судьба халифата очень кратко упоминалась в конце его работы только в качестве дополнительного доказательства аргументов, уже выдвинутых в книге. Эта работа представляет собой решительную атаку на кемалистов и их развивающееся видение постосманской Турции.
Сабри представляет кемалистов как декадентов, турецких шовинистов, вступивших в сговор с британцами против ислама и халифата, а Кемаля Ататюрка – как скрытого еврея. Хотя халифат не является главной темой книги, Сабри защищает последнего султана/халифа и описывает отделение турецкого правительства от халифата как преднамеренный шаг со стороны кемалистов по созданию неисламского правительства в Турции. [9]
В «Масалат Тарджамат аль-Коран» ( араб . مسألة ترجمة القرآن , букв. « Вопрос перевода Корана ») Мустафа Сабри поднимает вопрос использования перевода коранических стихов в ритуальных молитвах. . Книга является прямым ответом на попытку Ататюрка совершать все молитвы на современном турецком языке, а не в их первоначальной форме на арабском языке .
Его четырехтомный великий опус Маукиф аль-Акл ва-аль-Ильм ва-аль-Алим мин Рабб аль-Аламин ва-Ибадихи аль-Мурсалин ( арабский : مقف العقل والعلم والعالم من رب وعباده المرسلين , горит » « Положение разума, знания и учёного по отношению к Господу миров и Его богосвятым слугам ) посвящено подробному анализу и критике многих вопросов исламского модернизма ХХ века . [10]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ По словам Оливера Лимана , он критиковал Аббаса Махмуда аль-Аккада , автора литературного произведения о пророке Мухаммеде , за то, что он восхвалял его из-за его «гения» ('абкарийя), а не потому, что он был пророком, посланным Богом. . Сабри считал такое современное прочтение ислама обесцениванием его божественного происхождения и миссии. Но он принял общие черты политического модернизма, особенно в отношении таких понятий, как парламентская демократия , верховенство закона , свобода и равенство.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мустафа Сабри Эфенди» . Оксфордский справочник .
- ^ «Аль-Алам аз-Зирикли» . al-maktaba.org.
- ^ Оливер Лиман (2015). Биографическая энциклопедия исламской философии . Издательство Блумсбери . ISBN 9781472569462 .
- ^ Ахмет Шейхун (2014). Исламистские мыслители в поздней Османской империи и ранней Турецкой республике . Издательство «Брилл» . стр. 44–45. ISBN 9789004282407 .
- ^ Оливер Лиман (2015). Биографическая энциклопедия исламской философии . Издательство Блумсбери . ISBN 9781472569462 .
- ^ «МУСТАФА САБРИ ЭФЕНДИ» . Исламский исследовательский центр TDV.
- ^ «Критика Мустафы Сабри Эфенди фетвы Махмуда Шельтута о вознесении и нисхождении пророка Исы [2014]» . Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).
- ^ "Ректор МИИ выступил на Международной исламской конференции в Албании" . islamobr.ru.
- ^ Мадави ар-Рашид , Кэрол Керстен , Марат Штерин (2012). Демистификация Халифата: историческая память и современный контекст . Издательство Оксфордского университета . стр. 52–53. ISBN 9780190257408 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Оливер Лиман (2015). Биографическая энциклопедия исламской философии . Издательство Блумсбери . ISBN 9781472569462 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мехмет Карабела (2021). Мустафа Сабри Эфенди: последний османский шейх ислама . Нажмите «Параметры» . стр. 1–112. ISBN 9786239527815 .
- Мона Хасан (2018). Тоска по утраченному Халифату: трансрегиональная история . Издательство Принстонского университета . стр. 235–246. ISBN 9780691183374 .
- Мехмет Карабела (2003). Один из последних османских шейхулисламов, Мустафа Сабри Эфенди (1869-1954): его жизнь, творчество и интеллектуальный вклад . Библиотеки Университета Макгилла .
- Биографию Мустафы Сабри см. Исмаил Кара, Türkiyede İslamcılık Dütüncesi, Стамбул: Китабеви, стр. 383–385. См. также Мустафа Сабри Эфенди, «История отмены халифата», Стамбул: Human Publications, 2007 (далее именуемый «Сабри, Хилафет»).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1869 рождений
- 1954 смерти
- Академический состав Университета Аль-Азхар
- Ашарис
- Халифализм
- Теоретики заговора
- Критики Ибн аль-Кайима
- Критики Ибн Араби
- Критики Ибн Таймийи
- Ханафиты
- Ислам и секуляризм
- Исламские философы
- Исламские ученые из Османской империи
- Матуридис
- Монархисты
- Муфтий
- Мусульманские богословы ХХ века
- Османские мусульмане-сунниты
- Люди из Токата
- Политики Османской империи
- Шейх-уль-исламы Османской империи
- Суннитские ученые-фикхи
- Суннитские исламисты
- Мусульманские ученые-сунниты ислама
- Писатели Османской империи