Jump to content

Заки Нагиб Махмуд

Заки Нагиб Махмуд
Заки Нагиб Махмуд
Рожденный ( 1905-02-02 ) 2 февраля 1905 г.
Умер 8 сентября 1993 г. ) ( 1993-09-08 ) ( 88 лет
Национальность Египетский
Род занятий Философ , Профессор
Награды Государственная поощрительная премия (1960).

Орден «За заслуги» (Египет) (1970).Премия Арабской организации образования, науки и культуры (1984 г.)

Почетный доктор Американского университета в Каире (1985).
Академическое образование
Образование Гордонская школа
Альма-матер
Диссертация Самоопределение (1947)
Докторантура Гарольд Фостер Халлетт
Академическая работа
Учреждения Каирский университет ,

Университет Южной Каролины , Университет штата Вашингтон , Бейрутский арабский университет ,

Кувейтский университет .
Известные идеи Логический позитивизм
Под влиянием Мухаммад Абдо , Таха Хусейн

Заки Нагиб Махмуд ( араб . زكي نجي محمد) (2 февраля 1905 — 8 сентября 1993) — египетский интеллектуал и мыслитель, считается пионером современной арабской философской мысли. описал его Аббас Махмуд аль-Аккад как «философа авторов и автора философов». [1] Махмуд придерживался логического позитивизма и принял научную интерпретацию с социальными мотивами, чтобы примирить арабскую традицию с модернизмом. Махмуд определяет «арабскую традицию» как совокупность техник, которыми жили наши предки, и рассматривал логический позитивизм как дух « модернизма ». [2]

Заки Нагиб Махмуд родился в провинции Дамиетта , к северу от Египта , посещал традиционную исламскую систему обучения «Аль-Коттаб» и в ранние годы сохранял часть Аль-Корана. Он поступил в начальную школу в Каире , а затем в Судане , поскольку его отец работал в правительстве Судана. Он учился в школе Гордона в Судане и проучился там два года в средней школе, прежде чем вернуться в Египет, чтобы продолжить среднее образование. После этого он поступил в педагогическую школу, которую окончил в 1930 году и проработал учителем до 1944 года.

Он был женат на докторе Мунире Хелми, профессоре психологии Университета Айн-Шамс .

Академическая жизнь

[ редактировать ]

Заки Нагиб Махмуд закончил свое образование в Университете Айн-Шамс , а затем отправился в Соединенное Королевство, чтобы защитить докторскую диссертацию в Королевском колледже Лондона по философии . Он успешно защитил диссертацию на тему « Самоопределение » и в 1947 году получил степень доктора философии, позже диссертацию перевел его ученик доктор Абдул-Фаттах Эмам.

Когда он вернулся, его назначили преподавателем, затем доцентом и, наконец, профессором философии на факультете искусств Каирского университета . Среди выдающихся должностей, которые занимал Заки Нагиб Махмуд, - профессор философии Кувейтского университета ( 1968 г.), член Высшего совета культуры и Национального совета по образованию и научным исследованиям. Кроме того, в 1953 году он работал приглашенным профессором философии в Университете Южной Каролины в Колумбии, США, в течение одного семестра и в Университете штата Вашингтон в Пуллмане, штат Вашингтон , в течение второго семестра, а затем работал атташе по культуре в Посольство Египта в Вашингтоне, округ Колумбия (1954–1955 годы).

Заки Нагиб Махмуд был удостоен Государственной поощрительной премии в 1960 году, Ордена «За заслуги » в 1970 году, Премии Арабской организации по образованию, науке и культуре в 1984 году, Почетного доктора Американского университета в Каире в 1985 году и ожерелье султана Аль-Овайса ОАЭ в 1991 году, награда, присуждаемая только самым выдающимся деятелям арабского мира.

Его мысль

[ редактировать ]

Мысль Заки Нагиба Махмуда можно разделить на два или три этапа, в зависимости от того, с какой мерой мы подходим к ней и оцениваем ее. В общем значении термина «мышление», как следует из его собственных сочинений, а также других ученых, очевидно, что он прошел через три фазы мышления.

Эволюция его мысли

[ редактировать ]

Заки Нагиб начал свою интеллектуальную жизнь, на ее первом этапе, с религиозной, если не суфийской, позиции, на которой он защищал религиозные чудеса, человеческую свободу, а также метафизическое созерцание человеческой жизни. Считается, что этот этап длился до его учебы на степень доктора философии и достиг своего пика в его диссертации «Самоопределение». В этой работе он подверг критике эмпиризм Юма , а также бихевиоризм в их неприятии концепции психического. После этой атаки он намеревался поддержать точку зрения на объективную свободу воли человеческой психики или разума, хотя и с признанием детерминированной природы окружающей среды, а также ее собственной конституции, определенной историей.

Второй этап его мысли начался в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Во время учебы в Англии доктор Махмуд познакомился с аналитической философией, находился под сильным влиянием идей Бертрана Рассела и посетил лекцию Альфреда Айера о « логическом позитивизме ». Это представляло собой форму подготовки к его второму этапу, на котором он строго принял принципы новой философской школы логического позитивизма. Логический позитивизм отверг философию в ее метафизическом смысле и придал ей статус анализа научного знания и анализа значений обычного языка. Этот период длился где-то между 1960 годом после написания «Художника Востока» и 1968 годом, когда он уехал преподавать в Кувейт . Вехами этого периода являются его книги: « О позитивистской логике» (1951), «Философия науки» (1952), «Миф о метафизике» (1953) и «Теория познания» (1956).

В частности, в «Мифе о метафизике » он сопереживал известной идее логических позитивистов о том, что ненаучные фразы, не поддающиеся научной проверке, лишены объективного смысла. Широкая общественность это восприняла как косвенный отказ от религии в целом и ислама в частности. Книга вызвала шквал нападок и критики в адрес своей темы и автора. Позднее, в 1984 году, Заки Нагиб переиздал книгу с несколько более умеренным названием «Позиция метафизики» .

Третий и последний период прояснился в период его пребывания в Кувейтском университете с 1968 по 1973 год. Этот период можно рассматривать как синтез двух предыдущих этапов. Ибо это отмечено его глубоким интересом к интеллектуальному исламскому наследию, а также к исламскому взгляду, обладающему специфическими характеристиками. Этот новый синтез проявился в доминировании в его мысли проблематики «Аутентичность и современность». Этот период, среди многих других произведений, лучше всего отмечен его книгами: « Рациональное и иррациональное в нашем интеллектуальном наследии» (1975), «Наша культура перед современностью » (1976) и «Исламское видение» (1987).

Однако если принять строгий философский подход к оценке его произведений, то мы будем говорить о двух фазах философской мысли. Причем эти две фазы следует понимать в рамках одной философской темы, составляющей суть его философии.

Философия

[ редактировать ]

Философию Махмуда можно найти в одной повторяющейся теме, которая составляет движущий мотив его последовательных взглядов и этапов. Согласно его собственной интерпретации в его интеллектуальной автобиографии «История одного разума» , мы можем представить такую ​​центральную тему одной фразой: «Научное мышление как основная социальная ценность». Его центральной проблемой, как и любого мыслителя арабской модернистской эпохи, было то, как превратить отсталое общество, такое как наши нынешние арабское и исламское общества, в развитое. Ответ, по его мнению, заключался в том, чтобы избавиться от суеверного и иррационального образа мышления и заменить его научным мышлением.

Следовательно, его энтузиазм по поводу логического позитивизма был, по сути, прагматическим шагом, его видение заключалось в том, что он может использовать эту философскую/научную конструкцию, чтобы поднять и усилить свою центральную идею. Однако следует сказать, что его сочинения на первом этапе не содержат каких-либо положений, отклонений или частичной критики этой философии. Отсюда можно сделать правильный вывод, что такое прагматическое объяснение его позиции в тот период применимо только на подсознательном уровне, при этом противоречия этого взгляда с его традиционными убеждениями протекали на подсознательном уровне.

В любом случае «научное мышление», как отсутствующая ценность в наших обществах, приняло для него форму философского проекта. Основная цель такого проекта — подтолкнуть к реализации такого мышления в обществе, а средством, с помощью которого эта цель будет достигнута, является позиция логического позитивизма или «научного эмпиризма», термин, который он предпочитает. Успех в этом проекте требует положительного восприятия со стороны общества, что произошло частично на интеллектуальном и правительственном уровнях, но не на общем и непрофессиональном уровне.

Следовательно, на втором этапе его вера в «научное мышление» как необходимую общественную ценность осталась прежней, но в форме базовой структуры, охватываемой изучением и анализом рациональных тенденций исламского наследия. Таким образом, изучение исламского наследия вновь стало прагматичным шагом, направленным на преодоление сопротивления его призыву к «научному мышлению».

Это становится совершенно ясно, если проанализировать любую из его статей и книг на втором этапе. Основное послание остается тем же, хотя и с другими терминами. Кроме того, этот метод – надстройка исламского анализа, основанная на научных, если не позитивистских, концепциях – представлял собой его ответ на трудный вопрос подлинности и современности. Вкратце его точку зрения можно сформулировать следующим образом: мы не должны отказываться от нашего интеллектуального наследия ради достижения современности, поскольку это было бы своего рода культурным самоубийством, вместо этого мы подчеркиваем и используем рациональную и интеллектуальную часть его в сочетании с современные достижения научной и объективной философской мысли.

Если мы хотим классифицировать его философию с точки зрения степени абстрактности и ее отношения к реальной жизни, то мы бы сказали, что доктор Заки Нагиб встает в один ряд с теми философами, которые выражали свою философию через литературу и искусство, а не через строительство. метафизические конструкции. Ибо он не построил метафизической конструкции, несмотря на то, что использовал «логический позитивизм» в его абстрактной форме. В этом смысле он ближе к Сартру, Ницше и Кьеркегору в наше время и к Абу Хайану Альтаухиди в древней арабской философии, чем к Расселу, Канту и Ибн Русду. Поэтому его по праву называли «философом писателей литературы и писателем философов».

Работает

[ редактировать ]

Махмуд является автором множества книг и переводов, а также своих многочисленных статей в журналах и газетах, включая египетский « Аль-Ахрам» .

А - В философии

[ редактировать ]
  • О позитивистской логике , две части.
  • О формальной логике , 1951 г.
  • О философии науки , 1952 г.
  • Дэвид Хьюм , 1951 год.
  • Миф о метафизике , 1953.
  • Теория познания , 1956 г.
  • Бертран Рассел , 1956 год.
  • Жизнь мысли в Новом Свете , 1956 г.
  • На пути к научной философии , 1959 г.
  • Художник Востока , 1960 год.
  • Джабир ибн Хайян , 1961 г.

Б – В арабской современности

[ редактировать ]
  • Обновление арабской мысли , 1973 г.
  • Рациональное и иррациональное в нашем интеллектуальном наследии , 1975 г.
  • Наша культура перед современностью , 1976 г.
  • В нашей мысленной жизни , 1979 г.
  • С поэтами , 1980.
  • На этот раз и его культура , 1980.
  • С философской точки зрения , 1980.
  • Занятия интеллектуалов , 1981
  • Мысли и позиции , 1983
  • Новое общество или катастрофа , 1 983
  • История разума , 1984 г.
  • В соединении , 1985
  • О свободе я говорю , 1986
  • Исламское видение , 1987 г.
  • О модернизации арабской культуры , 1988 г.
  • Арабский между двумя культурами , 1990 г.
  • Итоги лет , 1991

C – Литературные произведения

[ редактировать ]
  • Земли грез , 1939 год.
  • Шекспир , 1943 год.
  • Рай дурака , 1947 год.
  • Осколки стекла , 1947 год.
  • Восход солнца с запада , 1950 год.
  • С революцией на дверях , 1955 год.
  • Дни в Америке , 1955 год.
  • История психа , 1965.

D – Сочинения на английском языке

[ редактировать ]
  • Переводы поэзии Аль-Аккада , 1945 г.
  • Кандидатская диссертация на тему «Самоопределение», 1947 г.
  • Земля и народ Египта , 1956 год.

Э - Переводы

[ редактировать ]

а - В философии

[ редактировать ]

б - В сотрудничестве с Ахмадом Амином

[ редактировать ]
  • История греческой философии , 1935 г.
  • История современной философии , 1936 г.
  • «История литературы» в трёх частях.
  • О древней и средневековой литературе, 1943 г.
  • О современной литературе, 1945 г.
  • О восточной и западной литературе XIX века, 1948 г.

c - В истории культуры и критике литературы

[ редактировать ]
  • Литературное искусство , Х. Т. Чарльтон, 1944 г.
  • «Я предпочел свободу» , Вектор Крафетченко, 1944 год.
  • История цивилизации , Уилл Дюрант , Книги 1-го тома,
  • Появление цивилизации , 1950 год.
  • Индия и ее соседи , 1951 год.
  • Япония , 1951 год.
  • Наследие средневековья , 1967.

Махмуд умер 8 сентября 1993 года в возрасте 88 лет. [3]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Заки Нагиб Махмуд» . Книги арабского мира . Проверено 9 ноября 2021 г.
  2. ^ Виреду, Кваси К.; Уильям Э. Абрахам; Абиола Иреле; Ифеани Менкити (2004). Спутник африканской философии . Издательство Блэквелл. ISBN  0-631-20751-1 .
  3. ^ Сабер, Зейнаб (31 августа 2021 г.). «Заки Нагиб Махмуд: арабский философ-новатор» . Египетский вестник .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63ae89066f643b13da336e1efb9baeed__1715471100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/ed/63ae89066f643b13da336e1efb9baeed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zaki Naguib Mahmoud - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)