Заки Нагиб Махмуд
Заки Нагиб Махмуд | |
---|---|
Заки Нагиб Махмуд | |
Рожденный | |
Умер | 8 сентября 1993 г. | ( 88 лет
Национальность | Египетский |
Род занятий | Философ , Профессор |
Награды | Государственная поощрительная премия (1960). Орден «За заслуги» (Египет) (1970).Премия Арабской организации образования, науки и культуры (1984 г.) Почетный доктор Американского университета в Каире (1985). |
Академическое образование | |
Образование | Гордонская школа |
Альма-матер |
|
Диссертация | Самоопределение (1947) |
Докторантура | Гарольд Фостер Халлетт |
Академическая работа | |
Учреждения | Каирский университет , Университет Южной Каролины , Университет штата Вашингтон , Бейрутский арабский университет , Кувейтский университет . |
Известные идеи | Логический позитивизм |
Под влиянием | Мухаммад Абдо , Таха Хусейн |
Заки Нагиб Махмуд ( араб . زكي نجي محمد) (2 февраля 1905 — 8 сентября 1993) — египетский интеллектуал и мыслитель, считается пионером современной арабской философской мысли. описал его Аббас Махмуд аль-Аккад как «философа авторов и автора философов». [1] Махмуд придерживался логического позитивизма и принял научную интерпретацию с социальными мотивами, чтобы примирить арабскую традицию с модернизмом. Махмуд определяет «арабскую традицию» как совокупность техник, которыми жили наши предки, и рассматривал логический позитивизм как дух « модернизма ». [2]
Жизнь
[ редактировать ]Заки Нагиб Махмуд родился в провинции Дамиетта , к северу от Египта , посещал традиционную исламскую систему обучения «Аль-Коттаб» и в ранние годы сохранял часть Аль-Корана. Он поступил в начальную школу в Каире , а затем в Судане , поскольку его отец работал в правительстве Судана. Он учился в школе Гордона в Судане и проучился там два года в средней школе, прежде чем вернуться в Египет, чтобы продолжить среднее образование. После этого он поступил в педагогическую школу, которую окончил в 1930 году и проработал учителем до 1944 года.
Он был женат на докторе Мунире Хелми, профессоре психологии Университета Айн-Шамс .
Академическая жизнь
[ редактировать ]Заки Нагиб Махмуд закончил свое образование в Университете Айн-Шамс , а затем отправился в Соединенное Королевство, чтобы защитить докторскую диссертацию в Королевском колледже Лондона по философии . Он успешно защитил диссертацию на тему « Самоопределение » и в 1947 году получил степень доктора философии, позже диссертацию перевел его ученик доктор Абдул-Фаттах Эмам.
Когда он вернулся, его назначили преподавателем, затем доцентом и, наконец, профессором философии на факультете искусств Каирского университета . Среди выдающихся должностей, которые занимал Заки Нагиб Махмуд, - профессор философии Кувейтского университета ( 1968 г.), член Высшего совета культуры и Национального совета по образованию и научным исследованиям. Кроме того, в 1953 году он работал приглашенным профессором философии в Университете Южной Каролины в Колумбии, США, в течение одного семестра и в Университете штата Вашингтон в Пуллмане, штат Вашингтон , в течение второго семестра, а затем работал атташе по культуре в Посольство Египта в Вашингтоне, округ Колумбия (1954–1955 годы).
Заки Нагиб Махмуд был удостоен Государственной поощрительной премии в 1960 году, Ордена «За заслуги » в 1970 году, Премии Арабской организации по образованию, науке и культуре в 1984 году, Почетного доктора Американского университета в Каире в 1985 году и ожерелье султана Аль-Овайса ОАЭ в 1991 году, награда, присуждаемая только самым выдающимся деятелям арабского мира.
Его мысль
[ редактировать ]Мысль Заки Нагиба Махмуда можно разделить на два или три этапа, в зависимости от того, с какой мерой мы подходим к ней и оцениваем ее. В общем значении термина «мышление», как следует из его собственных сочинений, а также других ученых, очевидно, что он прошел через три фазы мышления.
Эволюция его мысли
[ редактировать ]Заки Нагиб начал свою интеллектуальную жизнь, на ее первом этапе, с религиозной, если не суфийской, позиции, на которой он защищал религиозные чудеса, человеческую свободу, а также метафизическое созерцание человеческой жизни. Считается, что этот этап длился до его учебы на степень доктора философии и достиг своего пика в его диссертации «Самоопределение». В этой работе он подверг критике эмпиризм Юма , а также бихевиоризм в их неприятии концепции психического. После этой атаки он намеревался поддержать точку зрения на объективную свободу воли человеческой психики или разума, хотя и с признанием детерминированной природы окружающей среды, а также ее собственной конституции, определенной историей.
Второй этап его мысли начался в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Во время учебы в Англии доктор Махмуд познакомился с аналитической философией, находился под сильным влиянием идей Бертрана Рассела и посетил лекцию Альфреда Айера о « логическом позитивизме ». Это представляло собой форму подготовки к его второму этапу, на котором он строго принял принципы новой философской школы логического позитивизма. Логический позитивизм отверг философию в ее метафизическом смысле и придал ей статус анализа научного знания и анализа значений обычного языка. Этот период длился где-то между 1960 годом после написания «Художника Востока» и 1968 годом, когда он уехал преподавать в Кувейт . Вехами этого периода являются его книги: « О позитивистской логике» (1951), «Философия науки» (1952), «Миф о метафизике» (1953) и «Теория познания» (1956).
В частности, в «Мифе о метафизике » он сопереживал известной идее логических позитивистов о том, что ненаучные фразы, не поддающиеся научной проверке, лишены объективного смысла. Широкая общественность это восприняла как косвенный отказ от религии в целом и ислама в частности. Книга вызвала шквал нападок и критики в адрес своей темы и автора. Позднее, в 1984 году, Заки Нагиб переиздал книгу с несколько более умеренным названием «Позиция метафизики» .
Третий и последний период прояснился в период его пребывания в Кувейтском университете с 1968 по 1973 год. Этот период можно рассматривать как синтез двух предыдущих этапов. Ибо это отмечено его глубоким интересом к интеллектуальному исламскому наследию, а также к исламскому взгляду, обладающему специфическими характеристиками. Этот новый синтез проявился в доминировании в его мысли проблематики «Аутентичность и современность». Этот период, среди многих других произведений, лучше всего отмечен его книгами: « Рациональное и иррациональное в нашем интеллектуальном наследии» (1975), «Наша культура перед современностью » (1976) и «Исламское видение» (1987).
Однако если принять строгий философский подход к оценке его произведений, то мы будем говорить о двух фазах философской мысли. Причем эти две фазы следует понимать в рамках одной философской темы, составляющей суть его философии.
Философия
[ редактировать ]Философию Махмуда можно найти в одной повторяющейся теме, которая составляет движущий мотив его последовательных взглядов и этапов. Согласно его собственной интерпретации в его интеллектуальной автобиографии «История одного разума» , мы можем представить такую центральную тему одной фразой: «Научное мышление как основная социальная ценность». Его центральной проблемой, как и любого мыслителя арабской модернистской эпохи, было то, как превратить отсталое общество, такое как наши нынешние арабское и исламское общества, в развитое. Ответ, по его мнению, заключался в том, чтобы избавиться от суеверного и иррационального образа мышления и заменить его научным мышлением.
Следовательно, его энтузиазм по поводу логического позитивизма был, по сути, прагматическим шагом, его видение заключалось в том, что он может использовать эту философскую/научную конструкцию, чтобы поднять и усилить свою центральную идею. Однако следует сказать, что его сочинения на первом этапе не содержат каких-либо положений, отклонений или частичной критики этой философии. Отсюда можно сделать правильный вывод, что такое прагматическое объяснение его позиции в тот период применимо только на подсознательном уровне, при этом противоречия этого взгляда с его традиционными убеждениями протекали на подсознательном уровне.
В любом случае «научное мышление», как отсутствующая ценность в наших обществах, приняло для него форму философского проекта. Основная цель такого проекта — подтолкнуть к реализации такого мышления в обществе, а средством, с помощью которого эта цель будет достигнута, является позиция логического позитивизма или «научного эмпиризма», термин, который он предпочитает. Успех в этом проекте требует положительного восприятия со стороны общества, что произошло частично на интеллектуальном и правительственном уровнях, но не на общем и непрофессиональном уровне.
Следовательно, на втором этапе его вера в «научное мышление» как необходимую общественную ценность осталась прежней, но в форме базовой структуры, охватываемой изучением и анализом рациональных тенденций исламского наследия. Таким образом, изучение исламского наследия вновь стало прагматичным шагом, направленным на преодоление сопротивления его призыву к «научному мышлению».
Это становится совершенно ясно, если проанализировать любую из его статей и книг на втором этапе. Основное послание остается тем же, хотя и с другими терминами. Кроме того, этот метод – надстройка исламского анализа, основанная на научных, если не позитивистских, концепциях – представлял собой его ответ на трудный вопрос подлинности и современности. Вкратце его точку зрения можно сформулировать следующим образом: мы не должны отказываться от нашего интеллектуального наследия ради достижения современности, поскольку это было бы своего рода культурным самоубийством, вместо этого мы подчеркиваем и используем рациональную и интеллектуальную часть его в сочетании с современные достижения научной и объективной философской мысли.
Если мы хотим классифицировать его философию с точки зрения степени абстрактности и ее отношения к реальной жизни, то мы бы сказали, что доктор Заки Нагиб встает в один ряд с теми философами, которые выражали свою философию через литературу и искусство, а не через строительство. метафизические конструкции. Ибо он не построил метафизической конструкции, несмотря на то, что использовал «логический позитивизм» в его абстрактной форме. В этом смысле он ближе к Сартру, Ницше и Кьеркегору в наше время и к Абу Хайану Альтаухиди в древней арабской философии, чем к Расселу, Канту и Ибн Русду. Поэтому его по праву называли «философом писателей литературы и писателем философов».
Работает
[ редактировать ]Махмуд является автором множества книг и переводов, а также своих многочисленных статей в журналах и газетах, включая египетский « Аль-Ахрам» .
А - В философии
[ редактировать ]- О позитивистской логике , две части.
- О формальной логике , 1951 г.
- О философии науки , 1952 г.
- Дэвид Хьюм , 1951 год.
- Миф о метафизике , 1953.
- Теория познания , 1956 г.
- Бертран Рассел , 1956 год.
- Жизнь мысли в Новом Свете , 1956 г.
- На пути к научной философии , 1959 г.
- Художник Востока , 1960 год.
- Джабир ибн Хайян , 1961 г.
Б – В арабской современности
[ редактировать ]- Обновление арабской мысли , 1973 г.
- Рациональное и иррациональное в нашем интеллектуальном наследии , 1975 г.
- Наша культура перед современностью , 1976 г.
- В нашей мысленной жизни , 1979 г.
- С поэтами , 1980.
- На этот раз и его культура , 1980.
- С философской точки зрения , 1980.
- Занятия интеллектуалов , 1981
- Мысли и позиции , 1983
- Новое общество или катастрофа , 1 983
- История разума , 1984 г.
- В соединении , 1985
- О свободе я говорю , 1986
- Исламское видение , 1987 г.
- О модернизации арабской культуры , 1988 г.
- Арабский между двумя культурами , 1990 г.
- Итоги лет , 1991
C – Литературные произведения
[ редактировать ]- Земли грез , 1939 год.
- Шекспир , 1943 год.
- Рай дурака , 1947 год.
- Осколки стекла , 1947 год.
- Восход солнца с запада , 1950 год.
- С революцией на дверях , 1955 год.
- Дни в Америке , 1955 год.
- История психа , 1965.
D – Сочинения на английском языке
[ редактировать ]- Переводы поэзии Аль-Аккада , 1945 г.
- Кандидатская диссертация на тему «Самоопределение», 1947 г.
- Земля и народ Египта , 1956 год.
Э - Переводы
[ редактировать ]а - В философии
[ редактировать ]- Четыре диалога Платона , 1936 г.
- Богатые и бедные , Герберт Уэллс, 1937 год.
- История западной философии , Бертран Рассел , 1954 г.
- Логика, теория исследования , Джон Дьюи , 1959,
б - В сотрудничестве с Ахмадом Амином
[ редактировать ]- История греческой философии , 1935 г.
- История современной философии , 1936 г.
- «История литературы» в трёх частях.
- О древней и средневековой литературе, 1943 г.
- О современной литературе, 1945 г.
- О восточной и западной литературе XIX века, 1948 г.
c - В истории культуры и критике литературы
[ редактировать ]- Литературное искусство , Х. Т. Чарльтон, 1944 г.
- «Я предпочел свободу» , Вектор Крафетченко, 1944 год.
- История цивилизации , Уилл Дюрант , Книги 1-го тома,
- Появление цивилизации , 1950 год.
- Индия и ее соседи , 1951 год.
- Япония , 1951 год.
- Наследие средневековья , 1967.
Смерть
[ редактировать ]Махмуд умер 8 сентября 1993 года в возрасте 88 лет. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Заки Нагиб Махмуд» . Книги арабского мира . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Виреду, Кваси К.; Уильям Э. Абрахам; Абиола Иреле; Ифеани Менкити (2004). Спутник африканской философии . Издательство Блэквелл. ISBN 0-631-20751-1 .
- ^ Сабер, Зейнаб (31 августа 2021 г.). «Заки Нагиб Махмуд: арабский философ-новатор» . Египетский вестник .