Матуридизм
Часть серии о Суннитский ислам |
---|
Исламский портал |
Матуридизм ( араб . الماتريدية , латинизированный : аль-Матуридийя ) — богословская школа в суннитском исламе, названная в честь Абу Мансура аль-Матуриди . Это одно из трех вероучений суннитского ислама наряду с ашаризмом и атаризмом преобладает в ханафитской школе юриспруденции , и оно . [4] [7] [1]
Аль-Матуриди кодифицировал и систематизировал богословские исламские верования, уже существующие среди ханафитских мусульманских богословов Балха и Трансоксианы. [5] [10] в рамках одной школы систематического богословия ( калам ); [11] [12] Абу Ханифа подчеркивал использование рациональности и теологического рационализма при интерпретации священных писаний ислама . [16] [1]
Первоначально матуридизм был ограничен регионом Трансоксиана в Центральной Азии. [17] но оно стало преобладающей теологической ориентацией среди мусульман-суннитов Персии до обращения Сефевидов в шиизм в 16 веке и до появления Ахль ар-Рай (людей разума). Он пользовался выдающимся статусом в Османской империи и Индии Великих Моголов . [18] За пределами старых империй Османской империи и Великих Моголов большинство тюркских племен , народ хуэй , мусульмане Центральной Азии и Южной Азии также следуют теологии Матуриди. [12] Были также арабские ученые Матуриди. [19]
История [ править ]
История школы Матуриди состоит из трех этапов. Этот этап длился до конца X века и характеризуется тем, что ничего важного для развития школы не произошло. У Аль-Матуриди было много последователей, из них наиболее важным является Абу Салама ас-Самарканди . [20] который дал нам краткое изложение Аль-Матуриди, » « Китаб аль-Таухид а именно «Джумаль усул ад-дин».
Убеждения и кредо [ править ]
Часть серии о Крид |
---|
Включая:
|
Аль-Матуриди, будучи последователем ханафитской школы исламской юриспруденции , основывал свои богословские взгляды и эпистемологические взгляды на учениях одноименного основателя школы Абу Ханифы ан-Нухмана (8 век н.э.). [21]
Школа исламского богословия Матуриди утверждает, что:
- Все атрибуты Бога вечны, различны и неотделимы от Бога. [22]
- Этика имеет объективное существование, и люди способны осознать ее только посредством разума . [23]
- Хотя люди интеллектуально способны осознать Бога, они нуждаются в откровениях и руководстве пророков и посланников , потому что человеческое желание может отвлечь интеллект и потому что этим пророкам было специально дано определенное знание о Боге (например, Коран был ниспослан Мухаммеду согласно исламу). , которому, как верят мусульмане , были даны эти особые знания от Бога и только через Мухаммеда эти знания стали доступны другим). [22]
- Человек свободен в определении своих действий в пределах данных Богом возможностей. Соответственно, Бог создал все возможности, но человек свободен в выборе. [22]
- Шесть Символов веры . [24]
- Религиозным властям нужны разумные аргументы, чтобы доказать свои утверждения. [25]
- Поддержка науки и фалсафа (философии). [26]
- Матуридиты утверждают, что иман (вера) не увеличивается и не уменьшается в зависимости от поступков; это скорее таква (благочестие), которое увеличивается и уменьшается. [27]
- Матуридиты подчеркивают важность монотеизма и трансцендентности Бога ( танзих ).
Что касается акыды (вероучения), в отличие от многих мутазилитов (теологии свободной воли), аль-Матуриди не считает, что ангелы обязательно непогрешимы. Указывая на суру « Аль-Бакара» , он отмечает, что ангелы тоже подвергались испытаниям. [28] Ссылаясь на суру «аль-Анбия» , он указывает, что ангелы, претендующие на божественность, приговариваются к аду . [29] Об Иблисе , также известном как Сатана, он утверждает, что спорить о том, был ли он ангелом или джинном до своего падения, бесполезно, поскольку более важно знать, что он стал дьяволом и врагом людей. [30]
Матуридизм утверждает, что люди — существа, наделенные разумом , что отличает их от животных. Отношения между людьми и Богом отличаются от отношений между природой и Богом; люди наделены свободой воли , но благодаря суверенитету Бога Бог творит действия, которые выбирают люди, чтобы люди могли их совершать. Этику можно понять только с помощью рационального мышления, и она не требует пророческого руководства. Аль-Матуриди также считал хадисы недостоверными, когда они противоречат разуму. [31] Более того, теология Матуриди выступает против антропоморфизма и подобия, но одновременно не отрицает божественные атрибуты .
Матуридизм защищает идею о том, что рай и ад сосуществуют с временным миром, против утверждения некоторых мутазилитов о том, что рай и ад будут созданы только после Судного Дня . Атрибуты рая и ада уже вступили бы в силу в этом мире ( дунья ). Абу ль-Лайх ас-Самарканди (944–983 гг. Н. Э.) заявил, что цель одновременного существования обоих миров состоит в том, чтобы они вселяли надежду и страх среди людей. [32] : 168
Понятие веры [ править ]
Часть серии о |
Матуридизм |
---|
Фон |
Учение Аль-Матуриди, в первую очередь основанное на ханафитском богословии и юриспруденции , [33] утверждали способности и волю человека наряду с верховенством Бога в действиях человека, обеспечивая доктринальную основу для большей гибкости и приспособляемости. Матуридизм особенно процветал и распространялся среди мусульманского населения Центральной Азии , начиная с 10 века. [34]
Согласно матуридизму, вера ( киман ) не увеличивается и не уменьшается в зависимости от соблюдения религиозного закона. Напротив, дела следуют из веры. Согласно суре Та Ха (аят 112), если мусульманин не совершает дел, предписанных исламским законом ( шариатом ), он не считается отступником , пока он не отказывается от своих обязательств. [35] По мнению аль-Матуриди, вера не основана на действиях или исповедании, а исходит из сердца. Он поддерживает свою доктрину, ссылаясь на суру «аль-Имран» (стих 3:22): «Это те, чьи деяния стали бесполезными в этом мире и в будущей жизни , и для них не будет помощников». Эти люди без должной веры в сердце совершали бы обязательные действия и ритуалы. Следовательно, чтобы быть приемлемыми перед Богом, действия должны быть основаны на вере. [21] Матуридизм известен своей сдержанной позицией в отношении такфира : на основании суры 2:30 Китаб аль-Алим утверждает, что ни люди, ни ангелы не могут знать, что находится в сердце человека , поэтому нельзя сказать, кто внутренне мусульманин. а кто нет, кроме тех, кто совершает акты неверия. [36] Тот, кто совершает грехи, не обязательно является неверующим, но тот, кто явно отделяет себя от Бога. [36]
Точно так же утверждается, что послушание Богу, наблюдаемое ангелами и пророками, проистекает из их понимания природы Бога, а не является результатом их творения. [28] Абу аль-Касим Исхак ибн Мухаммад аль-Матуриди (9-10 века н.э.) провел аналогию с Харутом и Марутом считаются грешниками , но не неверующими ( куффарами ). , которые в исламской традиции [37] Ас-Самарканди далее заявил, что детей нельзя считать неверующими и все они попадают в рай . [37] Согласно аль-Матуриди, человеческая рациональность должна признавать существование божества- творца ( бари ) исключительно на основе рационального мышления и независимо от божественного откровения. [33] Он разделял это убеждение со своим учителем и предшественником Абу Ханифой ан-Нухманом (8 век н.э.), тогда как мусульманский ученый и теолог 10 века Абу аль-Хасан аль-Ашари никогда не придерживался такой точки зрения. [33] Хотя матуридизм, как и мутазилиты , придерживается этического реализма , первый считает, что моральные объекты в конечном итоге созданы Богом, поэтому Бог не связан ими, но человеческий разум может обнаружить такие моральные истины самостоятельно. [38]
Йохей Мацуяма указывает на формулировку аль-Матуриди о вере, ссылаясь на единственное обязательство верить в творца ( бари ) или творца ( сани ), а не конкретно в Аллаха необходимо только , и заключает, что для спасения построить веру в создатель, не обязательно принимающий теологические или доктринальные формулировки ислама. [39] Тосихико Изуцу также утверждает, что «вера в ислам» означает подчинение создателю, добровольное подчинение его воле и не обязательно принятие религиозной формулы. [40]
Однако аль-Матуриди не считал все религии равными. [33] Он критиковал христиан , евреев , зороастрийцев , атеистов и материалистов ( Дахрия ). [33] [41] Однако он провел различие между другими авраамическими монотеистическими религиями и неавраамическими немонотеистическими религиями, критикуя иудаизм и христианство по вопросам пророчеств и отдельных пророков, а не по поводу Бога. [42] Дуалистические религии столкнулись с критикой со стороны аль-Матуриди по поводу их концепции Бога . [33] утверждая, что всеблагое божество , творящее только добро, в отличие от дьявола , ответственного за все зло, подразумевает дефицит всемогущества Бога и несовместимо с природой Бога. [43]
Географическое распространение [ править ]
Особенно и неразрывно матуридизм тесно связан с ханафитской юридической школой. Поэтому там, где есть ханафиты , есть матуриди. [44] [45] [46] Матуридизм первоначально был распространен в восточных сферах исламского мира , особенно в Самарканде и Трансоксиане . Он получил широкое распространение среди тюркских народов Средней Азии и был завезен на Ближний Восток с приходом Сельджуков . [47] Она была популярна среди арабизированных персов восточного Хорасана и была предпочтительной школой среднеазиатских и османских турок . Зародившись в Центральной Азии, он распространился по всем землям ислама, от Египта на западе до Китая и Индии на востоке. В этом качестве, по крайней мере, в эпоху Высокого Средневековья . [48] [46] Вилферд Маделунг объясняет связь между ранними турками-сельджуками, ханафитским законом и теологией Матуриди: [49]
В результате турецкой экспансии восточный ханафизм и теологическое учение Матуриди распространились по всей западной Персии , Ираку , Анатолии , Сирии и Египту. Многочисленные трансоксианские и другие восточные ханафитские ученые мигрировали в эти регионы и преподавали там с конца 5/11 по 8/14 века. Таким образом, доктрина Матуриди постепенно стала преобладать среди ханафитских общин повсюду.
В настоящее время матуридис широко распространены в Афганистане , Средней Азии, Турции , Индии, Пакистане , Бангладеш , на Балканах (особенно в Боснии , Албании , Косово и Скопье ), северо-западном Китае , Леванте (особенно Сирии, Ливане и Палестине ), на Кавказе , Татарстане. и Башкортостан . [50]
См. также [ править ]
- Международная конференция Матуриди 2020
- Международная конференция по суннитскому исламу 2016 г. в Грозном
- Эффект
- Исламские школы и филиалы
- Список Матуридиса
- Мутазила
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Рудольф, Ульрих (2016) [2014]. «Часть I: Исламские теологии в период формирования и раннего Среднего периода - Ханафитская теологическая традиция и матуридизм» . В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 280–296. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.023 . ISBN 9780199696703 . LCCN 2016935488 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хендерсон, Джон Б. (1998). «Создание православия» . Построение православия и ереси: неоконфуцианские, исламские, еврейские и раннехристианские модели . Олбани, Нью-Йорк : SUNY Press . стр. 55–58. ISBN 978-0-7914-3760-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гиллиот, К.; Пакет-Чи, А. (2000). «Матуридитское богословие» . в Босворте, CE ; Дэни, Ахмад Хасан ; Массон, Вадим Михайлович (ред.). История цивилизаций Центральной Азии . Том. IV. Париж : Издательство ЮНЕСКО . стр. 124–129. ISBN 92-3-103654-8 .
- ^ [1] [2] [3]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Макдональд, Д.Б. (2012) [1936]. «Матуриди». В Хоутсме М.Т. ; Арнольд, ТВ ; Бассет, Р. ; Хартманн, Р. (ред.). Энциклопедия ислама, первое издание . Том. 3. Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/2214-871X_ei1_SIM_4608 . ISBN 9789004082656 .
- ^ Кук, Майкл (2012) [2003]. «Глава 1: Введение» . Запрещение неправильного в Исламе: Введение . Темы исламской истории. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . п. 6. дои : 10.1017/CBO9780511806766.003 . ISBN 9780511806766 .
- ^ [1] [2] [5] [6]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Алпягыл, Реджеп (28 ноября 2016 г.). «Матуриди» . Оксфордские библиографии – исламские исследования . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/обо/9780195390155-0232 . Архивировано из оригинала 18 марта 2017 года . Проверено 1 ноября 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рудольф, Ульрих (2015). «Очерк учения аль-Матуриди» . Аль-Матуриди и развитие суннитского богословия в Самарканде . Исламская история и цивилизация. Том. 100. Перевод Адема, Родриго. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 231–312. дои : 10.1163/9789004261846_010 . ISBN 978-90-04-26184-6 . ISSN 0929-2403 . LCCN 2014034960 .
- ^ [1] [8] [9] [2]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харви, Рамон (2021). «Глава 1: Традиция и разум». Трансцендентный Бог, рациональный мир: теология Матуриди . Эдинбургские исследования исламских Писаний и теологии. Эдинбург : Издательство Эдинбургского университета . ISBN 9781474451673 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Брукмайр, Филипп (январь 2009 г.). «Распространение и устойчивость Матуриди Калама и основной динамики». Иран и Кавказ . 13 (1). Лейден и Бостон : Издательство Brill : 59–92. дои : 10.1163/160984909X12476379007882 . eISSN 1573-384X . ISSN 1609-8498 . JSTOR 25597393 .
- ^ Жусипбек, Галым; Нагаева, Жанар (сентябрь 2019 г.). Талиаферро, Чарльз (ред.). «Эпистемологическая реформа и признание прав человека. Какой вывод можно сделать из исламской рационалистической матуридитской теологии?» . Открытое богословие . 5 (1). Берлин и Бостон : Де Грюйтер : 347–365. doi : 10.1515/opth-2019-0030 . ISSN 2300-6579 .
- ^ Жусипбек, Галым, Жанар Нагаева, and Альберт Фролов. "Ислам и плюрализм: Что могут предложить идеи школы аль-Матуриди? Журнал Аль-Фараби, Алматы, No 4 (56), 2016 (p. 117-134)." "On the whole, the authors argue that the Maturidi school which is based on 'balanced theological rationalism', 'metaphysics of diversity', 'subjectivity of faith' and 'to be focused on justice and society-centeredness'"
- ^ Шлезингер, Сара Дж. «Внутреннее плюрализация мусульманской общины Боснии и Герцеговины: от религиозной активации к радикализации». Магистерская исследовательская работа. Бостонский университет (2011).
- ^ [8] [5] [11] [13] [14] [15]
- ^ [1] [9] [2] [5] [12] [3]
- ^ [1] [2] [12] [3]
- ^ Пьере, Томас (25 марта 2013 г.), Религия и государство в Сирии: суннитские улемы от переворота до революции , Cambridge University Press, стр. 102, ISBN 9781139620062
- ^ Рудольф, Ульрих (1 июля 2008 г.), «Абу Салама аль-Самарканди» , Энциклопедия ислама, ТРИ , Brill, doi : 10.1163/1573-3912_ei3_sim_0294 , получено 13 февраля 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Акимханов, Аскар Болатбекович и др. «Принципы Абу Мансура аль-Матуриди, среднеазиатского исламского богослова, озабоченного вопросом соотношения между иманом/вероучением и действием в исламе». Европейский журнал науки и теологии 12.6 (2016): 165-176.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ченап Чакмак Ислам: Всемирная энциклопедия [4 тома] ABC-CLIO 2017 ISBN 978-1-610-69217-5 стр. 1014
- ^ Оливер Лиман Биографическая энциклопедия исламской философии Bloomsbury Publishing 2015 ISBN 978-1-472-56945-5 стр. 311
- ^ Оливер Лиман Коран: энциклопедия Тейлор и Фрэнсис, 2006 г. ISBN 978-0-415-32639-1 стр. 41
- ^ Улли Рот, Армин Крейнер, Гюнтер Венц, Фридо Рикен, Махмут Ай, Родерих Барт, Халис Албайрак, Муаммер Эсен, Энгин Эрдем, Хикмет Яман Вера и разум в христианстве и исламе . Штутгарт: Кольхаммер Верлаг 2017 ISBN 978-3-170-31526-6 стр. 83
- ^ Улли Рот, Армин Крайнер, Гюнтер Венц, Фридо Рикен, Махмут Ай, Родерих Барт, Халис Албайрак, Муаммер Эсен, Энгин Эрдем, Хикмет Яман Вера и разум в христианстве и исламе Кольхаммер Верлаг 2017 ISBN 978-3-170-31526-6 стр. 83
- ^ Ченап Чакмак Ислам: Всемирная энциклопедия [4 тома] ABC-CLIO 2017 ISBN 978-1-610-69217-5 стр. 1015
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рудольф, Ульрих (2015). «Основание и становление ханафитского богословия во втором/восьмом и начале третьего/девятого веков» . Аль-Матуриди и развитие суннитского богословия в Самарканде . Исламская история и цивилизация. Том. 100. Перевод Адема, Родриго. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 21–71. дои : 10.1163/9789004261846_003 . ISBN 978-90-04-26184-6 . ISSN 0929-2403 . LCCN 2014034960 .
- ^ Магистерская диссертация по невидимым предметам в «Тевилату'л-Коране» Имама Матуриди, Стамбул-2020, 2501171277
- ^ ТКСТАМБУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУКОТДЕЛЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИСЛАМСКИХ НАУКМагистерская диссертацияИМАМ МАТУРИДОНЕЗАКРЫТЫЕ ПРОБЛЕМЫ В TE'VÎLÂTU'L-KUR'AN ПОДХОДЭЛИФ ЭРДОГАН2501171277СОВЕТНИКПроф. Доктор Яшар ДИЗЕНЛИСтамбул-202
- ^ Рико Айзекс, Алессандро Фриджерио, теоретизирующий политику Центральной Азии: государство, идеология и власть , Спрингер, 2018 г. ISBN 9783319973555 с. 108
- ^ Ланге, Кристиан (2016). Рай и ад в исламских традициях . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-50637-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Рудольф, Ульрих (2016) [2014]. «Часть I: Исламские теологии в период формирования и раннего Среднего периода - Ханафитская теологическая традиция и матуридизм» . В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 285–290. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.023 . ISBN 9780199696703 . LCCN 2016935488 .
- ^ Марлен Ларюэль Быть мусульманкой в Центральной Азии: практика, политика и идентичность Brill Publishers , 11.01.2018 ISBN 978-90-04-35724-2 стр. 21
- ^ Ержан, К. «Принципы Абу Мансура Аль-Матуриди, центральноазиатского исламского богослова, озабоченного.pdf». А. Акимханов, А. Фролов, Ш. Адильбаева, К. Ержан (2016): н. стр. Распечатать.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рудольф, Ульрих. аль-Матуриди и развитие суннитского богословия в Самарканде. Брилл, 2014.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Триттон, А.С. «Раннее произведение школы Аль-Матуриди». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, вып. 3/4, Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии, 1966, стр. 96–99, http://www.jstor.org/stable/25202926 .
- ^ Биографическая энциклопедия исламской философии. (2015). Vereinigtes Königreich: Издательство Bloomsbury. п. 311
- ^ Жусипбек, Галым и Бахытжан Сатершинов. «Поиск богословских оснований для разработки инклюзивных исламских интерпретаций: некоторые идеи из рационалистической исламской матуридитской теологии». Религии 10.11 (2019): 609. с. 5
- ^ Жусипбек, Галым и Бахытжан Сатершинов. «Поиск богословских оснований для разработки инклюзивных исламских интерпретаций: некоторые идеи рационалистической исламской матуридитской теологии». Религии 10.11 (2019): 609. с. 6
- ^ Рудольф, Ульрих (2015). «Индекс религиозных и политических движений» . Аль-Матуриди и развитие суннитского богословия в Самарканде . Исламская история и цивилизация. Том. 100. Перевод Адема, Родриго. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 353–354. дои : 10.1163/9789004261846_015 . ISBN 978-90-04-26184-6 . ISSN 0929-2403 . LCCN 2014034960 .
- ^ Жусипбек, Галым и Бахытжан Сатершинов. «Поиск богословских оснований для разработки инклюзивных исламских интерпретаций: некоторые идеи рационалистической исламской матуридитской теологии». Религии 10.11 (2019): 609. с. 3
- ^ Бюргель, Дж. Кристоф. «Зороастризм глазами средневековых исламских источников». Мусульманское восприятие других религий (1999): 202-212.
- ^ "МАТУРИДИЙЕ" . islamansiklopedisi.org.tr (на турецком языке). Ислам Анциклопедиси . Архивировано из оригинала 18 марта 2023 года.
- ^ Джон Л. Эспозито , изд. (2003). Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета . п. 196. ИСБН 9780195125597 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шерман А. Джексон (2009). Ислам и проблема страданий чернокожих . Издательство Оксфордского университета . п. 102. ИСБН 9780195382068 .
- ^ Сулейман А. Мурад (2021). Ибн Асакир из Дамаска: поборник суннитского ислама во времена крестовых походов . Саймон и Шустер . п. 118. ИСБН 9780861540464 .
- ^ «Кто такие матуридиты, считаются ли они суннитами и какова позиция Аль-Азхара по отношению к ним?» . youm7.com (на арабском языке). Юм7 . 12 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 18 марта 2023 года.
Идеи матуридитов широко распространились между 700-1300 годами хиджры, и их последователей было много в Индии, Китае, Бангладеш, Пакистане, Афганистане, Турции, Персии, Трансоксиане и Марокко. .
- ^ Таране Р. Уилкинсон (2019). Диалектические встречи: современная турецкая мусульманская мысль в диалоге . Издательство Эдинбургского университета . п. 153. ИСБН 9781474441568 .
- ^ Дилшодахон Муминова (старший преподаватель Международной исламской академии Узбекистана, доктор философских наук по филологическим наукам); Сайёра Рашидова (март 2022 г.). «Идеологическая доктрина и история мотуридизма» (PDF) . Академические исследования в области педагогических наук . 3 (3): 401–404. doi : 10.24412/2181-1385-2022-3-401-404 (неактивен 31 января 2024 г.). ISSN 2181-1385 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )