Мухаккима
Часть серии о Мухаккима |
---|
![]() |
Мухаккима ( арабский : محكّمة ) и аль-Харурийя ( арабский : الحرورية ) относятся к мусульманам, которые отвергли арбитражное разбирательство между Али и Муавией I в битве при Сиффине в 657 году нашей эры. [1] Название Мухаккима происходит от их лозунга ла Хукма илла ли-ллах ( لا حكم إلا لله ), что означает «нет суда ( хукм ), кроме Божьего». [1] Название аль-Харурийя относится к их выводу из армии Али в деревню Харура недалеко от Куфы. [1] Этот эпизод ознаменовал начало хариджитского движения , и термин «мухаккима» часто также применяется в расширении к более поздним хариджитам. [1]
Часть серии о Крид |
---|
![]() |
Включая:
![]() |
В последнее время некоторые приверженцы ибадийского ислама , который обычно называют умеренным ответвлением хариджитского движения, заявили, что предшественников как ибадизма, так и экстремистских хариджитских сект следует правильно называть Мухаккима и аль-Харурийя , а не хариджитами.
История
[ редактировать ]По словам аль-Шахрастани , шафиитского учёного XI века нашей эры, протохариджитскую группу называли аль-Мухаккима аль-Ула . [2] Они уходят корнями в халифатских всадников , существовавших во времена Мухаммеда. [3] Группу аль-Мухаккима аль-Ула возглавлял человек по имени Зу аль-Хувайшира ат-Тамими . [4] более известный как Хуркус ибн Зухайр ас-Саади , вождь племени тамим , ветеран битвы при Хунайне и хариджиты в первом поколении , протестовавшие против раздачи военных трофеев. [3] [5] [6] [7] [8] Согласно нескольким хадисам, было записано, что Хуркус предсказал Мухаммеду, что позже он восстанет против Халифата. [9]
Поначалу «Войска Хуркуса» были среди тех, кто участвовал в мусульманском завоевании Персии под предводительством Арфаджи , генерала Рашидуна, командующего армией и флотом в Ираке. Во время завоевания Хузестана Хуркус победил Хормузана в 638 году в Ахвазе (известном в современную эпоху как Хормизд-Ардашир ), чтобы подчинить город. [10] Однако позже, во время правления Усмана, Хуркус был одним из главарей из Басры, которые сговорились убить Усмана . [9] Это солдаты Али во время битвы при Сиффине , которые позже восстали против Халифата Али и спланировали свое восстание в деревне Харури. [2]
В хозяине Хуркуса также находились эмбрионы еще одного хариджита, происходящего из племени Баджила . [11] которую возглавил Абдаллах ибн Вахб ар-Расиби , который впоследствии стал основателем группы Ибади . [12]
Битва при Сиффине
[ редактировать ]Во время битвы при Сиффине Муавия предложил Али разрешить спор посредством арбитража, при котором каждая сторона назначит судей, которые будут выносить решение в соответствии с Кораном. [1] Хотя большая часть армии Али приняла это предложение, одна группа, в основном из племени Тамим, яростно возражала против арбитража, считая его ставящим человеческое суждение выше слова Божьего. [1] Свой протест они выразили, заявив, что «нет судьи кроме Бога и нет суда кроме Бога» ( ля хакама илля-ллах, ва-ля хукма илля ли-ллах ). [13] Это отсылка к аяту фал-хукму лиллях Корана 40:12. [14] От этого выражения, которое они первыми употребили, они стали известны как аль-мухаккима , или аль-мухаккима аль-ула (букв. первый Мухаккима ). [13] Первоначально этот термин, возможно, иронично относился к их отказу от арбитража, поскольку слово мухакким означает «арбитр». [15]
Более поздние события
[ редактировать ]Первая группа несогласных отправилась в деревню Харура недалеко от Куфы, где избрала малоизвестного солдата по имени Абдаллах ибн Вахб ар-Расиби . своим лидером [1] Это породило их альтернативное название — аль-Харурийя . [1] К несогласным постепенно присоединились и другие перебежчики из Куфы, куда вернулась армия Али в ожидании решения арбитража. [1] в то время как Али убедил некоторых инакомыслящих вернуться в Куфу. [16] Однако, когда арбитраж закончился вердиктом, неблагоприятным для Али, большое количество его последователей покинули Куфу, чтобы присоединиться к ибн Вахбу, который тем временем перенес свой лагерь в другое место вдоль канала Нахраван . [1] [16]
В этот момент хариджиты провозгласили халифат Али недействительным и начали объявлять неверными всех, кто не принимал их точку зрения. [1] Из Нахравана они начали агитировать против Али и совершать набеги на его территории. [16] Когда попытки примирения потерпели неудачу, силы Али атаковали хариджитов в их лагере, нанеся им тяжелое поражение в битве при Нахраване в 658 году. [1] Это кровопролитие закрепило раскол хариджитов от последователей Али, а призывы хариджитов к мести в конечном итоге привели к убийству Али в 661 году. [1] [17]
В более широком плане остатки группы Хуркуса из Мухаккима аль-Ула или протохариджитов Харурийи , пережившие битву при Нахраване, позже оказали влияние на отколовшиеся секты Азарика , Суфрия , Ибадия, Язидийа, Маймуния, Аджарида, аль- Байхасийя и радикальные секты Недждат . [2] [Примечания 1] Эти жестокие воинственные секты будут отравлять всю историю халифатов Рашидун , Омейядов и Аббасидов эндемическими восстаниями.
Эгалитарная хариджитская доктрина, выдвинутая проповедниками суфритской ветви, также нашла уважение среди стад берберских солдат из-за в значительной степени неравного обращения с ними в Халифате. [18] Тем самым спровоцировав Великое берберское восстание , которое в определенной степени ослабило халифат Омейядов . [19]
Этимология Мухаккима
[ редактировать ]Последователи Али, которые покинули его армию в знак протеста против арбитража, были названы Мухаккима в честь их возгласа « ла хукма илля ли-ллах» . Глагол хаккама означает, среди прочего, этот принцип, который означает судить, решать, а отглагольное существительное тахким — суждение или решение. Причастное существительное мухаккима образовано от этого отглагольного существительного и обозначает в совокупности всех тех, кто провозглашает этот принцип, ла хукма илля ли-ллах ( لا حكم إلا لله ). Единство последователей Али было расколото во время кризиса второй фитны ( 64/683), когда они раскололись на три основные школы: экстремистские азарика и умеренные ибадиты оказались на противоположных полюсах, а суфрии - где-то посередине. [20]
Убеждения
[ редактировать ]Первые инакомыслящие хотели выйти из армии Али, чтобы отстоять свои принципы. [17] Они считали, что третий халиф Усман заслужил свою смерть из-за своих ошибок и что Али был законным халифом, а Муавия был мятежником. [17] Они считали, что в Коране ясно сказано, что как мятежник Муавия не имеет права на арбитраж, а скорее должен бороться до тех пор, пока он не покается, указывая на следующие аяты: [17] [16]
Если две стороны верующих враждуют друг с другом, то примирите их. А если один восстает против другого, то сражайтесь с наглецом, пока он не возвратится под повеление Божие. (Коран 49:9)
Сражайтесь с ними до тех пор, пока не исчезнет фитна (искушение) и религия не будет полностью принадлежать Богу (Коран 8:39-40).
Несогласные считали, что, согласившись на арбитраж, Али совершил тяжкий грех, отвергнув Божий суд ( хукм ), и попытался заменить ясное постановление Бога человеческим судом, что послужило основой для их девиза «ла хукма илла ли-ллах » ( لا حكم إلا لله , «суд принадлежит только Богу»). [16] Они также считали, что мусульмане верны только Корану и сунне Мухаммеда, Абу Бакра и Умара, и отрицали, что право на имамата должно быть основано на близком родстве с Мухаммедом. [17] Эти убеждения нашли выражение в их уходе из армии Али. [17]
Халед Абу Эль Фадл пишет:
Отдельные сообщения о дебатах между Али и хариджитами отражают явное напряжение по поводу значения законности и последствий верховенства закона. В одном из таких отчетов члены хариджитов обвинили Али в том, что он принимает суд и власть (хакимийя) над людьми вместо того, чтобы соблюдать власть закона Бога. Услышав об этом обвинении, Али призвал людей собраться вокруг него и достал большую копию Корана. 'Али прикоснулся к Корану, велев ему говорить с людьми и информировать их о законе Бога. Удивленные люди, собравшиеся вокруг Али, воскликнули: «Что ты делаешь? Коран не может говорить, потому что это не человек!» Услышав это, Али воскликнул, что именно это и было его точкой зрения. Коран, объяснил Али, — это всего лишь чернила и бумага, и он не говорит сам за себя. Вместо этого именно люди приводят его в действие в соответствии со своими ограниченными личными суждениями и мнениями. [... В] историческом контексте лозунги хариджитов изначально представляли собой призыв к символике законности и верховенству закона, который позже перерос в недвусмысленное радикальное требование установления четких демаркационных линий между законным и незаконным. [21]
Сабайя
[ редактировать ]Помимо имени аль-Мухаккима мусульманские учёные и летописцы также придумали имя Сабаия по отношению к группе как уничижительное прозвище, что означает «последователи Абдуллы ибн Сабы» . [2] Как Мухаммад Саид Рослан, египетский салафитский священнослужитель, объяснил, что средневековые исламские ученые связывают первых хариджитов, убивших Усмана, с теми, кто следовал Абдулле ибн Сабе. [22]
Ибадиты и хариджиты
[ редактировать ]И мусульманские, и немусульманские ученые склонны называть ибадитов «умеренными хариджитами». [23] и ибади обычно идентифицируются в академических источниках как ответвление хариджитского движения, которое откололось от более экстремистских хариджитских течений в конце 7 века нашей эры. [24] [16] [1] [25] Большинство ученых идентифицируют хариджитов как тех, кто вышел из армии Али из-за своего отказа от арбитража. [26] Ибади традиционно использовали прилагательное вахби (имея в виду Ибн Вахба ар-Расиби) для описания своей конфессии и твердо идентифицировали себя с ахль ан-Нахраваном (народом Нахравана). [26] До недавнего времени некоторые ибадиты также считали ибадизм сектой хариджизма. [26] В 20 веке Ибадис отошел от сектантства и выступил за сближение с суннитским исламом. [27] Со временем Ибадису стало не по себе от ярлыка хариджита. [25] и современные ибадиты категорически возражают против того, чтобы их классифицировали как хариджитов. [23] В своих возражениях некоторые современные авторы Ибади указывают на различия между доктриной Ибади и некоторыми наиболее крайними верованиями, обычно связанными с хариджитами. [27] Ученый-ибади Насир ибн Силайман ас-Сабии утверждал, что предшественников ибадитов следует называть аль-Мухаккима и аль-Харурийя, и что первое четкое использование термина хариджиты (хариджиты) в качестве существительного собственного появляется только после раскол ибадитов от более экстремистских хариджитских сект. [27]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Мусульманские учёные-сунниты согласились, что езидийа и маймуния были наиболее отклоняющимися среди всех хариджитских сект согласно доктрине исламского имана , поскольку у них есть дополнительные разные концепции пророка в исламе и Коране. Таким образом, по мнению профессора доктора Мухаммада Исы аль-Харири, именно по этой причине юристы и ученые ислама заклеймили езидов и маймуний как истинных кафиров (еретиков в исламе). [2]
Источники
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Леви Делла Вида, Г. (2012). «Кхариридджитес». У П. Бирмана; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0497 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ирхам Зухди и Абидун 2015 , стр. 399–423
- ^ Jump up to: а б Кенни 2006 , с. 26.
- ^ Кенни 2006 , с. 28.
- ^ Германия 2008 , с. 09.
- ^ аль-Саллаби, Али (2017). «Ориентализм и исламская история» (электронная книга) . Биография Али ибн Аби Талиба . Издательство Даруссалам. п. 151. ИСБН 9786035001670 . Проверено 20 декабря 2021 г.
... после этого стать выдающимся лидером хариджитов. Однако в повествовании упоминается, что его звали Хуркус, а имя его отца было неизвестно. В другом повествовании утверждается, что его звали Малик...
- ^ Сигорич, Томас (2009). Насилие и вера в поздней античности. Воинствующая преданность в христианстве и исламе (в твердом переплете) . Университет Пенсильвании Пресс, Инкорпорейтед. п. 210. ИСБН 9780812241136 . Проверено 23 декабря 2021 г.
... во время собственного восстания.38 В конце седьмого века секта Суфрия Хариджи проследила свою общинную родословную через ряд более ранних хариджитов до двух мучеников Нахравана, Зу Тафината и Хуркуса б.
- ^ М. Ахрари, Эхсан (2017). Исламский вызов и глобальная безопасность США в эпоху неопределенности (электронная книга) . Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 317. ИСБН 9780773548367 . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Субани 2013 , с. 44.
- ^ Джалалипур 2014 , с. 7.
- ^ Доннер 2014 , с. 196 197 342
- ^ Кенни (2006) , с. 41, называет его «первым хариджитским халифом».
- ^ Jump up to: а б Джебли, Моктар (2012). «Тахким». У П. Бирмана; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_7311 .
- ^ Шейх Серадж Хендрикс. Хариджиты и их влияние на современный ислам 1 .
- ^ Валери Дж. Хоффман (2009). Дж. Э. Линдси; Дж. Армаджани (ред.). Историческая память и воображаемые сообщества: современные сочинения Ибади о хариджизме . Том. Исторические аспекты ислама. Принстон: Дарвин Пресс. п. 197.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джон Олден Уильямс; Джастин Корфилд (2009). «Хаваридж» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195305135 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Франческа, Эрсилия (2006). «Хариджи». В Джейн Даммен Маколифф (ред.). Энциклопедия Корана . Брилл. дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQCOM_00103 .
- ^ JT Brown 1963 , стр. 11–16.
- ^ Кларк 2013 , с. 510.
- ^ Уилкинсон, Джон К. (2014). «Ибадизм. Некоторые пересмотры его истоков и раннего развития». В Зиаке, Анжелики (ред.). Об ибадизме . Германия: Георг Олмс Верлаг АГ. п. 43. ИСБН 978-3-487-14882-3 .
- ^ Абу Эль Фадл, Халед (2004), Коэн, Джошуа; Чесман, Дебора (ред.), Ислам и проблемы демократии , Принстон, штат Нью-Джерси: Princeton University Press, ISBN 978-0-691-11938-0
- ^ Хаким, Сайфудин (2021). «Знание основных верований хариджитов (Часть 1)» . Мусульманин.or.id (на индонезийском языке). Мусульманин.или.ид . Проверено 20 декабря 2021 г.
Дирасаатун фил Бидати валь Мубтадиин, автор: Доктор. Мухаммад Саид Руслан
- ^ Jump up to: а б Хоффман, Валери Джон (2012). Основы ибадиитского ислама . Сиракузы : Издательство Сиракузского университета . ISBN 9780815650843 .
- ^ Джон Л. Эспозито, изд. (2014). «Ибадис» . Оксфордский словарь ислама . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 20 августа 2017 года.
- ^ Jump up to: а б Кейт Левинштейн, Рача (2013). «Ибадис». У Герхарда Бёверинга; Патрисия Кроун (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета.
- ^ Jump up to: а б с Валери Дж. Хоффман (2009). Дж. Э. Линдси; Дж. Армаджани (ред.). Историческая память и воображаемые сообщества: современные сочинения Ибади о хариджизме . Том. Исторические аспекты ислама. Принстон: Дарвин Пресс. стр. 187–188.
- ^ Jump up to: а б с Валери Дж. Хоффман (2009). Дж. Э. Линдси; Дж. Армаджани (ред.). Историческая память и воображаемые сообщества: современные сочинения Ибади о хариджизме . Том. Исторические аспекты ислама. Принстон: Дарвин Пресс. стр. 193–195.
Библиография
[ редактировать ]- Кларк, Никола (2013). « Они самые вероломные из людей»: религиозные различия в арабских рассказах о трех берберских восстаниях раннего средневековья» (PDF) . ЭГуманиста . 24 : 510–525 . Проверено 18 октября 2021 г.
- Доннер, Фред М. (14 июля 2014 г.). Ранние исламские завоевания . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-4787-7 .
- Ирхам Зухди, Мастури; Абидун, М. (2015). Энциклопедия сект и школ исламского мира [ Энциклопедия сект и школ исламского мира; Арабский: Силсила аль-маусуат исламияхмутахасшихах; маусуах аль-фирад ва аль-маджахиб фи аль-алам аль-ислам ] (на индонезийском языке). Библиотека Аль-Каутсар; Исследовательская группа Высшего совета по делам ислама Египта. стр. 399–423. ISBN 978979-5926948 . Проверено 8 декабря 2021 г.
- Дж. Т. Браун, Уильям (1963). Политическое влияние хариджитов в средневековом берберизме . Университет Висконсина – Мэдисон. стр. 11–16 . Проверено 8 декабря 2021 г.
- Джалалипур, Саид (2014). Арабское завоевание Персии: провинция Хузистан до и после триумфа мусульман (PDF) . Сасаника. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Кенни, Джеффри Т. (12 октября 2006 г.). Мусульманские повстанцы: хариджиты и политика экстремизма в Египте . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-513169-7 .
- Субани, Хамад (2013). Тайная история Ирана . Лулу.com. ISBN 978-1-304-08289-3 .
- Тимани, Хусам С. (2008). Современные интеллектуальные чтения хариджитов . Питер Лэнг. ISBN 978-0-8204-9701-3 .