Jump to content

Антропоморфизм и телесность в исламе

(Перенаправлено с Ташбиха )

В исламском богословии антропоморфизм ( ташбих ; арабский : تشبيه ) и телесность ( таджсим ) относятся к вере в человекоподобную ( антропоморфную ) и материально встроенную (телесную) форму Бога, идею, которая была классически описана как ассимилирующая или сравнивающая Бога с Богом. существа, созданные Богом. [1] Напротив, вера в трансцендентность Бога называется танзих . Танзих сегодня широко принят в исламе, хотя в прошлом он яростно конкурировал с альтернативными, в том числе антропоморфическими, взглядами, особенно до 950 года, и антропоморфизм на короткое время достиг «ортодоксального» признания во время или после Михны . [2] Говорят, что в досовременные времена телесные взгляды были более заметными в социальном плане среди простых людей, а более абстрактные и трансцендентальные взгляды были более распространены среди элиты. [3]

В более широком смысле ташбих относится не только к приписыванию Богу физических или поведенческих человеческих качеств, но также к дискуссиям о пространственности, направленности (включая возвышенность) и ограниченности по отношению к Богу. [4] Антропорморфиста называют мушаббихом (мн. мушаббиха ), а телереалиста называют муджасимом (мн. mujassima ). [5] Обычно традиционализм ассоциируется с телесными взглядами, тогда как рационализм — с бестелесными взглядами. Вместо этого Джон Гувер делит диапазон взглядов, касающихся тела, местоположения и пространственности Бога, на четыре типа типологии: первая позиция, которая игнорирует без комментариев все традиции, использующие антропоморфный или телесный язык ( Била Кайф ); тот, который явно идентифицирует Бога как имеющего тело ( исм ); тот, который пространственно ставит Бога над миром, но избегает говорить, что у Бога есть тело (что Гувер называет «пространством»); и, наконец, явный бестелесный подход, которого придерживаются такие группы, как мутазилиты , ашариты , матуридисы , двунадесятники и зайди-шииты . [6]

Одним из наиболее выдающихся сторонников телесных взглядов был Ибн Таймийа (ум. 1328), чей Баян талбис аль-ахмийа («Объяснение обмана джахмии » ) является самым давним известным ответом на бестелесные взгляды, особенно как это доказывается Ар -Рази . [7]

Обширные дебаты и дискуссии об антропоморфизме, активные со второго исламского века, [8] часто окружают стихи Корана и другие традиции (особенно хадисы аль-шифат ), которые изображают Бога и атрибуты Бога, используя антропоморфный язык. [9] Раннее мнение среди «Людей хадисов» ( асхаб аль-хадис ) заключалось в том, что Бог был поистине антропоморфным существом. Одним из представителей этой точки зрения был экзегет VIII века нашей эры Мукатиль ибн Сулейман . В ответ мутазилиты и джахмия подчеркнули божественную простоту Бога (отсутствие каких-либо атрибутов) и его трансцендентность. [10] Для этих персонажей к антропоморфным традициям следует подходить с позиции, которая «передавалась как есть, без вопросов ( imrāruhākamā jā'at bilā kayfa )», идея, которая стала выражаться арабской фразой Bila Layf . [11] Хотя значение хадисов ас-шифата часто обсуждалось среди ученых-традиционалистов, мутазилиты полностью отвергли подлинность любых традиций, которые используют антропоморфный язык для описания Бога. [12] Пик могущества мутазилитских и джахмитских ученых пришелся на период правления аббасидского халифа Аль-Мамуна . Ученых-традиционалистов преследовали, а иногда и убивали, если они отказывались признать доктрину сотворения Корана и, в некоторых случаях, антиантропоморфические взгляды, в ходе события, известного как Михна . Однако эта кампания в конечном итоге провалилась, и вскоре традиционалистский лагерь, особенно представленный Ахмада ибн Ханбала , школой Ханбали был принят политическими властями (включая его и антропоморфизм Ибн Ханбала). [2] ). Преследования во время Михны привели к появлению крайне антирационалистических подходов, ведущих к антропоморфизму. [13] В десятом веке напряженность возросла в отношении ханбалитской интерпретации шифата, касающегося Корана 17:79: с точки зрения этой традиции, этот отрывок означал, что Мухаммеду будет предоставлена ​​стоянка или место для сидения рядом с Богом на Божьей земле. трон . Ханбалиты утверждали, что любой, кто отвергает это значение, является еретиком. [14]

В своих работах Аль-Ашари придерживается различных взглядов на антропоморфизм и телесность Бога. В «Китаб аль-Лума» ( «Основные моменты ») он критикует идею о том, что Бог может быть трехмерным объектом. В «аль-Ибана ан ушул ад-дияна» ( «Разъяснение основ религии ») он утверждает, что у Бога есть руки, глаза и лицо, но не задается вопросом, как это так (Била Кайф). В то же время он критикует подходы мутазилитов, которые напрямую устраняют любые телесные коннотации из таких заявлений. В том же тексте, не ссылаясь на Била Кайф, аль-Ашари утверждает, что Бог находится над своим Троном. Несмотря на то, что Аль-Ашари занял эту позицию, более поздние сторонники ашаризма конкретно отрицали телесность или пространственное местоположение Бога. [15] Начиная с 13-го века нашей эры, ашариты разработали два подхода, которые были широко приняты в суннитском исламе как средство избежать буквального значения антропоморфных традиций: либо принижать их окончательный смысл как нечто, известное только Богу, но при этом твердо придерживаться бестелесность Бога ( решение тафвида ) или предложить рационалистическую интерпретацию отрывка ( решение тавила ). Напротив, салафитская реакция отвергла этот подход, утверждая, что салафы (первые мусульмане и сподвижники Мухаммеда) беспрекословно подтверждали антропоморфизм Бога, и иногда утверждая, что та'вил равносилен ереси нововведений ( бидаа ). Для салафитских писателей та'вил , особенно в случае антропоморфизма, является продуктом предпочтения разума откровению, а ашариты несут историческую ответственность за отклонение взглядов салафов относительно антропоморфизма. [16]

Антропоморфные традиции

[ редактировать ]

В Коране

[ редактировать ]

Споры о пространственности Бога в Коране обычно вращаются вокруг нескольких отрывков/мотивов, которые, по-видимому, описывают Бога с использованием телесного или пространственного языка. Отрывки, в которых используется направленный язык по отношению к Богу, включают: [17]

  • Коран 16:50: «[Ангелы] боятся своего Господа превыше себя» (yaḫāfūna rabba-hum min fawqi-him )
  • Коран 20:5: «Всемилостивый восседал над Троном» ( ар-Рахману ала ль-арши става ).

Отрывки, которые были процитированы как свидетельствующие о том, что Бог имеет очень большой, но конечный пространственный диапазон, включают: [18]

  • Коран 6:103: «Глаза не могут ухватить Его»
  • Коран 20:110: «Они не охватывают Его знанием»
  • Коран 39:67: «И они не измеряют Бога истинной мерой. Земля вся будет в Его власти в День Воскресения»

Более того, во многих стихах Корана говорится, что Бог имеет антропоморфные черты, такие как лицо (18:28; 28:88; 76:9; 92:19–20), глаза (11:37; 20:39). ; 23:27; 54:14) и руки (5:64; 36:71; 48:10), а также сидение на престоле (10:3; 20:5). [19]

Некоторые бестелесные сторонники выдвигают коранические утверждения, которые, по их мнению, предполагают бестелесность: [20]

  • Коран 42:11: «Нет ничего подобного Ему» ( лайса ка-мили-хи шайун ).
  • Коран 112:1: «Скажи! Бог един» ( кул хува Ллаху ахадун )

По мнению Николая Синая , Коран имеет материальный и антропоморфный взгляд на Бога. [21]

В хадисе

[ редактировать ]

Одна известная антропоморфная традиция касалась набора хадисов, в которых говорилось, что Бог сделает Мухаммеда местом, которое будет сидеть на его Троне рядом с ним. Подлинность этих традиций наиболее решительно поддерживалась членами школы Ханбали , и к 15 веку подлинность самой традиции стала широко признана. [14] Еще одной заметной ареной этих дебатов был хадис ан-нузуль , в котором говорится о традициях, в которых упоминается, что Бог спускается на нижние небеса каждую ночь . Те, кто отвергал антропоморфное прочтение этого отрывка, понимали, что он отражает любовь Бога (и другие черты) к тем, кто верит в него, а также Его готовность ответить на их молитвы. [22] Один из хадисов аль-рухья (хадис, посвященный снам и видениям) описывает Бога, имеющего «прекрасную форму» и физический контакт с Мухаммедом : [23]

Однажды утром Посланник Аллаха вышел к ним [своим сподвижникам] в радостном настроении и [с] сияющим лицом. Мы сказали [ему]: «О, Посланник Аллаха, вот ты в радостном настроении, с сияющим лицом!» «Как я мог не быть?» он ответил. «Мой Господь пришёл ко мне прошлой ночью в самой прекрасной форме ( фи ахсан сура ) и сказал [мне]: «О, Мухаммад!» — «Вот я, Господь, по Твоему приказу!» Он сказал [мне]: «О чем спорит Высший Совет?» — «Не знаю, Господи». Он задавал [мне] два или три раза один и тот же вопрос. Затем Он положил Свою ладонь между моими лопатками до такой степени, что я почувствовал ее прохладу между своими сосками, и с этого момента мне явилось [все], что есть на небесах и на земле».

Этот хадис был передан трижды Ахмадом ибн Ханбалом с тремя разными иснадами (цепочками повествований), хотя более поздние авторы оспаривали, признал ли Ахмад ибн Ханбал подлинность хадиса или же он принял хадис, но не приписал ему каких-либо последствия. [23]

Шиитский ислам

[ редактировать ]

Ташбих были очевидны в зайдитском шиитском учении, особенно в мысли Аль-Касима ар-Расси , заидийского имама 8 века нашей эры. [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Эрнст Бремер; Сюзанна Рёль, ред. (2006). Язык религии, язык народа: средневековый иудаизм, христианство и ислам . Том. 11. Вильгельм Финк Верлаг. п. 136. ИСБН  9783770542819 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Уильямс 2002 .
  3. ^ Кук 2024 , с. 140–141.
  4. ^ Хольцман 2018 , с. 14.
  5. ^ Хольцман 2018 , с. 303.
  6. ^ Гувер 2022 , с. 627–630.
  7. ^ Гувер 2022 .
  8. ^ Нур и Хамди 2022 , с. 15.
  9. ^ Хольцман 2018 , с. VII.
  10. ^ Хольцман 2018 , с. 15–16.
  11. ^ Нур и Хамди 2022 , с. 15–16.
  12. ^ Хольцман 2018 , с. 7.
  13. ^ Нур и Хамди 2022 , с. 16–17.
  14. ^ Перейти обратно: а б Хольцман 2018 , с. 3–14.
  15. ^ Гувер 2022 , с. 630–631.
  16. ^ Нур и Хамди 2022 , с. 12–14.
  17. ^ Гувер 2022 , с. 627.
  18. ^ Гувер 2022 , с. 662.
  19. ^ Сирри 2012 , с. 49–58.
  20. ^ Гувер 2022 , с. 654, 658.
  21. ^ Синай 2023 , с. 67-77.
  22. ^ Нур и Хамди 2022 , с. 25.
  23. ^ Перейти обратно: а б Уильямс 2002 , с. 443–445.
  24. ^ Абрамов 1996 , с. 1–4, 13–15, 18, 67.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9e25ca2179a94a3a36aed40e4fb8f0c1__1722862200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/c1/9e25ca2179a94a3a36aed40e4fb8f0c1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anthropomorphism and corporealism in Islam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)