Jump to content

Аль-Касим ар-Расси

Аль-Касим ибн Ибрахим ар-Расси ( араб . القاسم بن إبراهيم الرسي ; 785–860) был религиозным лидером 9-го века на Аравийском полуострове . Он был одним из основателей теологических традиций зайдитской ветви шиитского ислама и считается имамом зайдитами . Его внук Яхья основал Рассиды династию зайдитских имамов Йемена .

Касим происходил из аль-Хасана , сына Али ибн Абу Талиба , зятя Мухаммеда и первого шиитского имама . Касим был правнуком внука аль-Хасана, Ибрагима аль-Шибха . [ 1 ] Он родился и вырос в Медине , где его обучал Зайди доктрине , хадисам , а также, возможно, Корану и арабскому языку Абу Бакр Абд аль-Хамид ибн Аби Увайс, племянник знаменитого юриста Малика ибн Анаса . [ 2 ]

Касим стал признанным одним из главных авторитетов зайдитской школы шиитского ислама и был удостоен званий «Звезда семьи Пророка Божьего» ( Наджм аль Расул Аллах ) и «Толкователь веры». ( Турджуман ад-Дин ). [ 3 ] Его брат Мухаммад, известный как Ибн Табатаба , был признан имамом и поднял неудавшееся восстание против халифата Аббасидов в Куфе в 814 году. [ 2 ] [ 4 ]

Сам Касим переехал в Египет где-то до 815 года и, вероятно, поселился в Фустате , столице Египта. Один более поздний источник утверждает, что его послал туда его брат, но это маловероятно, тем более что Касим возражал против некоторых богословских взглядов Ибн Табатабы. [ 2 ] Во время своего пребывания в Египте он изучал христианские и еврейские богословские сочинения и дискутировал как с мусульманскими, так и с немусульманскими учеными. Трактат, опровергающий христианские богословские взгляды, и еще один, направленный против манихейского трактата, приписываемого ученому Ибн аль-Мукаффе , были написаны во время его пребывания в Египте. В то же время на него повлияли христианские взгляды на Бога и особенно на свободу воли . [ 2 ]

В конце концов, сам Касим получил широкое признание как имам, получив клятвы верности от различных общин Хиджаза , Ирака и Персии , но, учитывая провал восстания его брата и подобных шиитских восстаний в прошлом, он воздержался от провозглашения себя в общественность или восстание против Аббасидов. [ 5 ] Вместо этого, попав под подозрение со стороны властей Аббасидов, в ок. В 827 году он перевез свою семью из Египта в деревню (вероятно, современный ад-Дур или Дур Аби аль-Касим, примерно в 57 километрах (35 миль) к юго-западу от Медины) недалеко от вади ар -Расс, откуда он получил свою нисбу «аль- Касим». Расси». [ 2 ] [ 6 ] Там он провел остаток своей жизни, занимаясь писательством и обучением верующих зайдитов, пришедших к нему в гости. [ 2 ]

Касим умер в 860 г. [ 3 ] [ 2 ] через год после рождения его внука Яхьи , который впоследствии основал линию зайдитских имамов в Йемене , просуществовавшую до 20 века, большинство из которых произошли от Касима. [ 7 ]

Касим обобщил свое учение в пяти «столпах» ( усул ), [ 2 ] которые повторяли и пересматривали доктрину мутазилитов :

  1. В его взглядах на Бога христианское влияние очевидно, поскольку Касим подчеркивал, согласно Вильферду Маделунгу, «полное несходство ( хилаф ) Бога со всем творением», и считал «существенную щедрость ( джуд ) и доброту Бога» как главные божественные атрибуты, игнорируя при этом мутазилитское различие между божественной сущностью и действиями Бога. [ 2 ]
  2. Следуя предыдущему, концепция божественной справедливости ( ʿadl ) Касима «строго отделяла Бога от злых действий и подтверждала свободную волю человека», по словам Маделунга. [ 2 ] Он явно отверг мутазилитскую концепцию «компенсации» ( ʿiwāḍ ) за страдания, причиненные человеку в течение жизни, тем более что - еще одно заимствование из христианской теологии - благословения, дарованные Богом, намного перевешивают любые причиненные страдания, справедливые или несправедливые. [ 2 ] В вопросе предопределения он следовал осторожному среднему пути между отрицанием этой концепции мутазилитами и поддерживающей ее традиционной зайдитской доктриной. [ 2 ]
  3. В соответствии со своими идеями о божественной справедливости Касим подтвердил неизбежность « обещания и угрозы » ( вад ва ваиди ) Бога, а именно награды верующих и наказания грешников в загробной жизни. [ 8 ]
  4. В отличие от мутазилитской мысли, Касим твердо поддерживал доктрину Зайдитов, которая рассматривала акты несправедливости и угнетения как форму неверия ( куфр ), хотя они и не были прямым идолопоклонством ( ширк ). Следовательно, мусульманских угнетателей следовало рассматривать как откровенных неверующих, а не просто грешных мусульман; этот пункт доктрины Зайди оправдывал борьбу даже против мусульманских правителей и их сторонников, если они считались репрессивными. [ 9 ] Касим считал мусульманских правителей своего времени незаконными тиранами, а земли, которыми они правили, «обителью несправедливости» ( дар ульм ), имея в виду, что обязанностью каждого правоверного мусульманина было эмигрировать ( хиджра , ср. также дар ульм). -хиджра ) из своих земель. [ 9 ]
  5. По мнению Касима, Коран находился в центре всех религиозных вопросов: принимая Коран как «подробный, недвусмысленный и свободный от противоречий» (Маделунг), он отверг утверждения имамитов-шиитов (двунадесятников и исмаилитов), что некоторые части были утеряны или изменены . [ 9 ] По щекотливому вопросу о сотворении Корана он избегал явно занимать чью-либо сторону, хотя его богословские позиции подразумевают, что он склонялся к мнению мутазилитов о том, что Коран был создан, а не к подавляющему современному мнению зайдитов (и суннитов), что это не так. [ 9 ] В то же время Касим яростно критиковал признание некоранических хадисов законной сунной и обвинял суннитских традиционалистов в подделке хадисов и содействии репрессивным режимам мусульманских правителей его времени. [ 9 ]

Что касается качеств, необходимых для утверждения имамата в соответствии с доктриной Зайди, Касим подчеркнул, что религиозные качества кандидата важнее традиционного требования возглавить вооруженное восстание. [ 9 ] Он отверг первых трех халифов Рашидунов как незаконных и считал Али ибн Аби Талиба единственным законным преемником Мухаммеда. [ 9 ] Он принял пятого имама, Мухаммада аль-Бакира (ок . 733 г. ), но не его преемников, которых он считал, по словам Маделунга, «мирскими эксплуататорами своих благочестивых последователей». [ 9 ]

Его доктрины стали основой религиозных и правовых систем зайдитских государств в Табаристане и Йемене , но были в значительной степени изменены его внуком Яхьей в сторону более господствующего шиитского и мутазилитского направления. [ 9 ]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Орел, АБДР (1994). «Аль-Хади Яхья б. аль-Хусейн б. аль-Касим (245–98/859–911): биографическое введение, предыстория и значение его имамата» . Новые арабские исследования . 2 : 103–122. ISSN   1351-4709 .
  • Маделунг, В. (1995). «ар-Расси» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 453–454. ISBN  978-90-04-09834-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 860418632b4d7c167a56627dfa4599df__1711476840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/df/860418632b4d7c167a56627dfa4599df.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Al-Qasim al-Rassi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)