Аль-Касим ар-Расси
Аль-Касим ибн Ибрахим ар-Расси ( араб . القاسم بن إبراهيم الرسي ; 785–860) был религиозным лидером 9-го века на Аравийском полуострове . Он был одним из основателей теологических традиций зайдитской ветви шиитского ислама и считается имамом зайдитами . Его внук Яхья основал Рассиды династию зайдитских имамов Йемена .
Жизнь
[ редактировать ]Касим происходил из аль-Хасана , сына Али ибн Абу Талиба , зятя Мухаммеда и первого шиитского имама . Касим был правнуком внука аль-Хасана, Ибрагима аль-Шибха . [ 1 ] Он родился и вырос в Медине , где его обучал Зайди доктрине , хадисам , а также, возможно, Корану и арабскому языку Абу Бакр Абд аль-Хамид ибн Аби Увайс, племянник знаменитого юриста Малика ибн Анаса . [ 2 ]
Касим стал признанным одним из главных авторитетов зайдитской школы шиитского ислама и был удостоен званий «Звезда семьи Пророка Божьего» ( Наджм аль Расул Аллах ) и «Толкователь веры». ( Турджуман ад-Дин ). [ 3 ] Его брат Мухаммад, известный как Ибн Табатаба , был признан имамом и поднял неудавшееся восстание против халифата Аббасидов в Куфе в 814 году. [ 2 ] [ 4 ]
Сам Касим переехал в Египет где-то до 815 года и, вероятно, поселился в Фустате , столице Египта. Один более поздний источник утверждает, что его послал туда его брат, но это маловероятно, тем более что Касим возражал против некоторых богословских взглядов Ибн Табатабы. [ 2 ] Во время своего пребывания в Египте он изучал христианские и еврейские богословские сочинения и дискутировал как с мусульманскими, так и с немусульманскими учеными. Трактат, опровергающий христианские богословские взгляды, и еще один, направленный против манихейского трактата, приписываемого ученому Ибн аль-Мукаффе , были написаны во время его пребывания в Египте. В то же время на него повлияли христианские взгляды на Бога и особенно на свободу воли . [ 2 ]
В конце концов, сам Касим получил широкое признание как имам, получив клятвы верности от различных общин Хиджаза , Ирака и Персии , но, учитывая провал восстания его брата и подобных шиитских восстаний в прошлом, он воздержался от провозглашения себя в общественность или восстание против Аббасидов. [ 5 ] Вместо этого, попав под подозрение со стороны властей Аббасидов, в ок. В 827 году он перевез свою семью из Египта в деревню (вероятно, современный ад-Дур или Дур Аби аль-Касим, примерно в 57 километрах (35 миль) к юго-западу от Медины) недалеко от вади ар -Расс, откуда он получил свою нисбу «аль- Касим». Расси». [ 2 ] [ 6 ] Там он провел остаток своей жизни, занимаясь писательством и обучением верующих зайдитов, пришедших к нему в гости. [ 2 ]
Касим умер в 860 г. [ 3 ] [ 2 ] через год после рождения его внука Яхьи , который впоследствии основал линию зайдитских имамов в Йемене , просуществовавшую до 20 века, большинство из которых произошли от Касима. [ 7 ]
Учения
[ редактировать ]Касим обобщил свое учение в пяти «столпах» ( усул ), [ 2 ] которые повторяли и пересматривали доктрину мутазилитов :
- В его взглядах на Бога христианское влияние очевидно, поскольку Касим подчеркивал, согласно Вильферду Маделунгу, «полное несходство ( хилаф ) Бога со всем творением», и считал «существенную щедрость ( джуд ) и доброту Бога» как главные божественные атрибуты, игнорируя при этом мутазилитское различие между божественной сущностью и действиями Бога. [ 2 ]
- Следуя предыдущему, концепция божественной справедливости ( ʿadl ) Касима «строго отделяла Бога от злых действий и подтверждала свободную волю человека», по словам Маделунга. [ 2 ] Он явно отверг мутазилитскую концепцию «компенсации» ( ʿiwāḍ ) за страдания, причиненные человеку в течение жизни, тем более что - еще одно заимствование из христианской теологии - благословения, дарованные Богом, намного перевешивают любые причиненные страдания, справедливые или несправедливые. [ 2 ] В вопросе предопределения он следовал осторожному среднему пути между отрицанием этой концепции мутазилитами и поддерживающей ее традиционной зайдитской доктриной. [ 2 ]
- В соответствии со своими идеями о божественной справедливости Касим подтвердил неизбежность « обещания и угрозы » ( вад ва ваиди ) Бога, а именно награды верующих и наказания грешников в загробной жизни. [ 8 ]
- В отличие от мутазилитской мысли, Касим твердо поддерживал доктрину Зайдитов, которая рассматривала акты несправедливости и угнетения как форму неверия ( куфр ), хотя они и не были прямым идолопоклонством ( ширк ). Следовательно, мусульманских угнетателей следовало рассматривать как откровенных неверующих, а не просто грешных мусульман; этот пункт доктрины Зайди оправдывал борьбу даже против мусульманских правителей и их сторонников, если они считались репрессивными. [ 9 ] Касим считал мусульманских правителей своего времени незаконными тиранами, а земли, которыми они правили, «обителью несправедливости» ( дар ульм ), имея в виду, что обязанностью каждого правоверного мусульманина было эмигрировать ( хиджра , ср. также дар ульм). -хиджра ) из своих земель. [ 9 ]
- По мнению Касима, Коран находился в центре всех религиозных вопросов: принимая Коран как «подробный, недвусмысленный и свободный от противоречий» (Маделунг), он отверг утверждения имамитов-шиитов (двунадесятников и исмаилитов), что некоторые части были утеряны или изменены . [ 9 ] По щекотливому вопросу о сотворении Корана он избегал явно занимать чью-либо сторону, хотя его богословские позиции подразумевают, что он склонялся к мнению мутазилитов о том, что Коран был создан, а не к подавляющему современному мнению зайдитов (и суннитов), что это не так. [ 9 ] В то же время Касим яростно критиковал признание некоранических хадисов законной сунной и обвинял суннитских традиционалистов в подделке хадисов и содействии репрессивным режимам мусульманских правителей его времени. [ 9 ]
Что касается качеств, необходимых для утверждения имамата в соответствии с доктриной Зайди, Касим подчеркнул, что религиозные качества кандидата важнее традиционного требования возглавить вооруженное восстание. [ 9 ] Он отверг первых трех халифов Рашидунов как незаконных и считал Али ибн Аби Талиба единственным законным преемником Мухаммеда. [ 9 ] Он принял пятого имама, Мухаммада аль-Бакира (ок . 733 г. ), но не его преемников, которых он считал, по словам Маделунга, «мирскими эксплуататорами своих благочестивых последователей». [ 9 ]
Его доктрины стали основой религиозных и правовых систем зайдитских государств в Табаристане и Йемене , но были в значительной степени изменены его внуком Яхьей в сторону более господствующего шиитского и мутазилитского направления. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Игл 1994 , стр. 103, 117.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Маделунг 1995 , с. 453.
- ^ Перейти обратно: а б Орел 1994 , с. 104.
- ^ Орел 1994 , с. 108.
- ^ Орел 1994 , с. 109.
- ^ Орел 1994 , стр. 103–104.
- ^ Орел 1994 , стр. 114, 117.
- ^ Маделунг 1995 , стр. 453–454.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Маделунг 1995 , с. 454.
Источники
[ редактировать ]- Орел, АБДР (1994). «Аль-Хади Яхья б. аль-Хусейн б. аль-Касим (245–98/859–911): биографическое введение, предыстория и значение его имамата» . Новые арабские исследования . 2 : 103–122. ISSN 1351-4709 .
- Маделунг, В. (1995). «ар-Расси» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 453–454. ISBN 978-90-04-09834-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маделунг, В. (1965). Имам аль-Касим ибн Ибрагим и доктрина Зайди (на немецком языке). Берлин: Де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110826548 . ISBN 978-3-11-000086-3 .