Мукатиль ибн Сулейман
Абу-ль Хасан Мукатиль ибн Сулейман аль-Балхи | |
---|---|
Персональный | |
Умер | 767 г. н. э. (150 г. хиджры) |
Религия | ислам |
Эра | Ранний ислам |
Номинал | Атаризм [1] б |
Основной интерес(и) | Тафсир , Хадис |
Известные работы | Тафсир Мукатил |
Занятие | Исламовед Муфассир |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием |
Мукатил ибн Сулейман ( арабский : Абу аль-Хасан Мукатил ибн Сулейман аль-Балхи , латинизированный : Абу-л Хассан Мукатил ибн Сулейман аль-Балхи ) (ум. 767 г. н.э.) был мусульманским исследователем Корана 8-го века , вызывавшим споры из-за его антропоморфизм. [4] Он написал один из самых ранних, если не первый, комментариев к Корану, который доступен и сегодня. [5] [6]
Мукатил — автор тафсира ( комментария) к Корану, который Джон Уонсбро считает старейшим из сохранившихся полных тафсиров и довольно подробно обсуждает. [6] Когда Уонсбро написал, эта работа все еще находилась в рукописи, но с тех пор была опубликована. [7]
Биография
[ редактировать ]Мукатил родился в Балхе , нет никаких работ, датирующих его рождение, но некоторые оценивают год его рождения примерно в 80 году хиджры. Его отца звали Сулейман, хотя некоторые летописцы спутали, что его отца звали Хайян. а
Он провел свою молодость как в Балхе, так и в Марве . В Балхе на него повлияло религиозное разнообразие, которое существовало в доисламскую эпоху. Позже он переехал в Марв, чтобы жениться. [4] Во время халифата Марвана II Мукатиль был вовлечен в гражданскую войну между Аббасидами и Омейядами . [8] После окончания правления Омейядов он мигрировал в Ирак, поселился в Басре, а затем переехал в Багдад. Из-за возможного влияния Зайди он предпочитал Аббасидов предыдущему правительству Омейядов, и некоторые источники указывают, что он часто посещал двор Аббасидов. Однажды во время посещения халифа аль-Мансура ему на лицо села муха. Мукатиль заметил, что Бог создал муху, чтобы смирить тиранов. [4]
Позже он вернулся в Басру, где умер в 150 г. по хиджре (767 г. н.э.). [4] [9]
Оценка
[ редактировать ]
Тафсир ( интерпретация ) Мукатиля высоко ценился различными учеными-классиками исламского учения. [10] [11] , а его комментарий к Корана главе «Аль-Иншикак» сохранился до наших дней и переведен на английский язык Николаем Синаем . [12]
Мукатиль был известен своей теологической оппозицией современному мутазилизму , поскольку его идеи относились к физическим аспектам и сравнивали Бога с человеческим образом и деятельностью. [3] Его взгляды на божественный антропоморфизм были печально известны последующим поколениям, но, несмотря на свой «крайний» телесный реализм, он использовал тавил в своем тафсире даже в стихах о свойствах Аллаха, которые, по мнению многих, показывали противоречие в его мысли. [13] Мукатиль ибн Сулейман также твердо связывал «право командования» с продвижением монотеизма, которому он учил: [ нечеткий ] [14] но и с пацифистским подходом. [15]
Мукатиля обвиняли в том, что он интерпретировал божественные атрибуты в буквальном, иногда антропоморфном смысле, утверждая Ваджх Аллах (божественный лик) как буквальное лицо, Айн Аллах (божественный глаз) как буквальный глаз, Йад Аллах (божественную руку) как буквальная рука. Он заявил, что Бог восседал на троне, описывая Истиву как Истакарру (поселение), хотя он утверждает, что сделал это до создания творения. Более пристальный взгляд на его тафсир показывает, что он склонен к антропоморфистской интерпретации Курси (трона) и правой стороны Бога (а также к видению Бога, которое мутазилы считают антропоморфным, считая , что Бога можно увидеть только в том случае, если он — сперма (тело)). [4] Другое мнение Мукаталя заключается в том, что он сказал, что Аллах (Бог в исламе) говорил через его уста с Моисеем , и, как сообщается, он рассказал следующий хадис: [3]
В конце дня кто-то звонит: где друг Аллаха? Затем группа ангелов выходит вперед и садится с Ним на трон, пока не коснется Его плеча. [3]
Другой пример предполагаемого антропоморфного взгляда на Мукаталя связан с его заявлением о том, что Бог обладал частями тела, такими как плоть, кровь, волосы, кости и тому подобное. некоторые современные мусульманские ученые были убеждены в крайнем антропоморфизме Мукаталя и даже придумали термин «Мукатилия» для обозначения секты, которая якобы следовала Мукатилу в таких взглядах. [16] Кроме того, Аль-Ашари сообщает, что Мукатиль и Давуд аль-Джавабири сказали, что Бог - это тело и обладает образом человеческого существа с плотью, кровью, волосами, костями и конечностями, такими как руки, ноги, голова и глаза. , хотя он утверждает, что говорили, что всем этим он совершенно не похож на творение, и что творение на него не похоже. [17]
(ум. 128 г. по хиджре / 746 г. н.э.) происходили интенсивные теологические и политические дебаты В мечети Марва между Мукатилем и Джахмом бин Сафваном относительно божественных атрибутов, а также спор между двумя политическими фигурами, с которыми были связаны Мукатил и Джам. . Каждый из них в конечном итоге написал книгу, опровергающую другого, и Мукатил использовал свои политические связи, чтобы добиться изгнания Джама из Балха и отправки его в Термез. В 128 г. по хиджре в последующей битве со спонсором Мукатиля Джам был убит. [4] Обвинения Мукаталя в антропоморфизме рассматривались как логическая противоположность тем, кто придерживался взглядов полного отрицания Имени Бога в Исламе и его божественных атрибутов со стороны Джама бин Сафвана , которому был приписан термин Джахмийа (как противоположность «Мукатилийя»). "). Таким образом, большинство суннитских ученых позиционировали себя посередине, между двумя крайностями, не отрицая атрибуты Бога и не сравнивая их с творением. [18] Репутация Мукатиля среди средневековых ученых ислама в целом была отрицательной, поскольку несколько известных ученых исламского учения осуждали его, например:
- Ат-Табари (ум. 310 г. по хиджре) даже процитировал свою точку зрения на загадочные буквы в Коране как числовые значения, но не хотел называть Мукатиля своим источником, заявляя, что он принадлежит к числу тех, чьим взглядам нельзя доверять. Это могло означать, что репутация Мукатиля стала настолько испорченной, что во времена ат-Табари немногие были готовы сотрудничать с ним. [19]
- Абу Ханифа (ум. 150 хиджры / 767 г. н.э.) раскритиковал его теологию, Абдулла ибн Мубарак (ум. 181 хиджры / 797 г. н.э.) раскритиковал его методологию (особенно то, что он не цитировал хадисы с цепочками передачи), а также обвинение в том, что он является лжецом приписывается Ваки ибн аль-Джаррах (ум. 197/812 г. н.э.). [20] [21] [22] [д] Более того, Абу Ханифа однажды предостерег Абу Юсуфа (ум. 182/798) от двух школ, которые он считал ошибочными в Хорасане ; Джахмия и Мукатилия. [23] [24] [20] [25]
- Ибн Хаджар аль-Аскалани, в частности, также аналогичным образом осудил мысли Джама и Мукатиля. [26] Хотя Ибн Хаджр похвалил Мукатиля за его знания тафсира (интерпретацию Корана). [19]
- Ибн Раджаб аль-Ханбали заявил, что ранние ученые (ас-салафы) отвергли взгляды Мукатиля после того, как они стали известны после его дебатов с Джахмом. Говорят, что некоторые ранние традиционалисты зашли слишком далеко, например, Макки ибн Ибрагим (ум. 215 г. по хиджре), учитель аль-Бухари , допустивший убийство Мукатиля. [27] [17] Некоторые, такие как Хариджа ибн Мусаб (ум. 168 г. по хиджре / 785 г. н.э.), были настолько возмущены, что заявили, что сделали бы это сами, если бы могли. [28] [29] [30]
Однако ученые более позднего периода углубились в точку зрения Мукаталя и вместо этого отвергли обвинения в антропоморфизме против Мукаталя, такие как:
- Ибн Таймия , однако, отвергает богословскую критику Мукатиля, утверждая, что те, кто критиковал его, брали свои материалы у его врагов, конкретно Аль-Ашари был виноват в том, что взял юриспруденцию из трудов мутазилитов . Он также отверг обвинения Мукаталя в антропоморфизме, заявив, что не смог найти никаких следов чего-либо, что он считал бы антропоморфным. [с] в произведениях Мукаталя, и поэтому он не мог быть антропоморфистом. [10] [31] Он цитирует высказывание аш-Шафии: «Кто желает тафсира, он зависит от Мукатиля. Тот, кто хочет фикха (юриспруденции), зависит от Абу Ханифы». [10] [и] Доктор Абдулкадер аль-Хосейн, однако, считает, что эта цитата ошибочно приписывается аш-Шафии. [32] ^ Ибн Таймия использует свою цитату, чтобы доказать, что Мукаталя следует считать экспертом по интерпретации Корана, несмотря на то, что, по словам Ибн Таймийи, люди не согласны с некоторыми другими его взглядами. [10]
- Современный саудовский ученый Абдулла аль-Гунайман, автор комментария к книге Ибн Таймийи « Аль-Акида аль-Вааситийя» , утверждает, что он не смог найти ничего, что он мог бы считать антропоморфным, у Мукаталя, утверждая, что для того, чтобы быть надежным, взгляды должны основываться на собственных взглядах. работает, а не из произведений оппонента. Затем аль-Гунайман говорит, что слово «Мушаббих» стало крылатым словечком, позволяющим обвинять оппонентов из-за их различных взглядов. [31] [33]
Хадис
[ редактировать ]Что касается традиции хадисов, Мукатил также был отвергнут в хадисах, будучи обвинен в передаче хадисов от тех, кого он никогда не встречал, и в одном случае, как сообщается, он спросил местного правителя, хочет ли он, чтобы он подделал хадис. [4] [34] Среди ученых хадисов, осудивших Мукаталя, были:
- Ахмад ибн Ханбал и Ибн Аби Хатим говорили, что хадисы, найденные в трудах Мукаталя, вымышлены, а цепочки передачи его традиций хадисов, по мнению Ахмада, вообще не существуют. [35]
- Мухаммад аль-Бухари (ум. 256 г. по хиджре) отверг его, заявив, что он вообще никто. [36] [37] [38]
- Ибн Хиббан (ум. 354 г. по хиджре), автор «Сахиха » , так резюмировал мнения первых поколений о Мукатиле: «Он полагался на еврейские и христианские источники в своей интерпретации Корана; он также был антропоморфистом, уподобляющим Бога Его творениям. и, кроме того, он подделывал хадисы»; [39] [40] [41] [42] [4]
- Аль-Хатиб аль-Багдади (ум. 463 г. по хиджре) был первым, кто обвинил его в том, что он рассказчик, а историк Ибн Асакир (ум. 571 г. по хиджре) был первым, кто прямо высказался по этому поводу. [16]
- Ад-Даракутни (ум. 385) также считает Мукатиля лжецом в отношении своих авторитетов в области хадисов. [43] [44] [45]
- Ибн Саад (ум. 230) сообщил, что схоластическое сообщество отрицательно относилось к Мукатилу в отношении хадисов». [46] [47] Ибн Саад критикует Мукатиля за то, что он неправильно использовал иснады (цепочки повествований). [48] Однако Ибн Саад похвалил Мукатиля в своей записи «биографии Мукатиля», заявив, что Мукатил был знатоком тафсира с некоторыми знаниями, переписанными от ад-Даххака ибн Музахима и Аты ибн Аби Рабаха , учеников Ибн Аббаса . [49] [50] Помимо науки о хадисах, Ибн Саад описывает Мукатиля как одного из учёных факихов и хадисов в Хорасане и не называет дату его смерти. Однако существует единогласное мнение, что Мукатиль не был знатоком хадисов. Он неправильно использовал иснады (цепочки повествования). Среди ученых ислама Мукатил пользуется репутацией рассказчика. [11] [10]
- Ибн Таймия также критикует Мукатиля в области хадисов, несмотря на его опыт в тафсире. [10]
- Другие выдающиеся исследователи хадисов, такие как Яхья ибн Маин , Ваки ибн аль-Джарра и ан-Насаи , а также современный современный эксперт по хадисам Аль-Албани , также критикуют авторитет повествования Мукатиля как ненадежный. [51]
Приложение
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^α Эта тема была написана ад-Захаби в его книге «Мизан аль-Итидал » относительно путаницы в личности отца Мукаталя, Сулеймана или Хайяна. [51]
- ^β Как обсуждалось выше, другие, такие как Ибн Абд ар-Рахман аль-Мальти (ум. 377/987) и Ибн Таймия (ум. 728/1328), не считали его антропоморфистом. [52]
- ^γ Однако следует отметить, что и Ибн Мубарак, и Уаки были учениками Абу Ханифы. [53]
- ^δ Сам Ибн Таймия был обвинен в антропоморфизме, предан суду, признан виновным и заключен в тюрьму за это. [54]
- ^ e Это немного отличается от того, что аль-Миззи , современник Ибн Таймийи, сообщает об аш-Шафии: «Кто хочет изучать тафсир, он должен полагаться на Мукатиля; тот, кто хочет изучать хадисы, он должен полагаться на Малика; и тот, кто хочет изучать калам, должен полагаться на Абу Ханифу». [55]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мач Хасан Дароджат, Мохд Фаузи Хамат и Ван Адли Ван Рамли. «Критика Аль-Бакиллани антропоморфистской концепции атрибутов Бога». (2016). п. 2
- ^ ад-Захаби, М. Хусейн. «Израильские повествования в экзегезе и традициях». 4-я конференция Академии исламских исследований (Каир: Академия исламских исследований Аль-Азхар. 1968.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мач Хасан Дароджат, Мохд Фаузи Хамат и Ван Адли Ван Рамли. «Критика Аль-Бакиллани антропоморфистской концепции атрибутов Бога». (2016). стр. 6-7 «Другой антропоморфист, Ибн аль-Каррам, также придерживался своей [имея в виду Мукаталя бин Сулеймана, которого цитировали выше] теологическую веру, опираясь на христианство с точки зрения концепции Бога»
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Сирри, М., 2012. Мукатил б. Сулейман и антропоморфизм. Студия Исламика, 107 (1), стр. 38-64.
- ^ Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет , 2015. с. 71
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон Уонсбро, «Сектантская среда», 2006 г. (оригинал 1978 г.)
- ^ см. Джон Уонсбро, «Исследования Корана», 2005 г. (оригинал 1977 г.), стр. xli.
- ^ Уильямс, Джон Олден, изд. (1985). История ат-Табари, том XXVII: Революция Аббасидов, 743–750 гг. Н. Э. / 126–132 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-87395-884-4 .
- ^ Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет, 2015. с. 1
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет, 2015. с. 41
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Колдер, Норман; Моджаддеди, Джавид; Риппин, Эндрю (март 2004 г.). Классический ислам: справочник по религиозной литературе . ISBN 9781134551705 .
- ^ Синай, Николай (2014). «Коранический комментарий Мукатиля б. Сулеймана и эволюция ранней тафсирской литературы» . Ин Гёрке, Андреас; Пинк, Джоанна (ред.). Тафсир и интеллектуальная история ислама: исследование границ жанра . Издательство Оксфордского университета. стр. 133–139. ISBN 978-0-19-870206-1 .
- ^ Уильямс, Уэсли (2002). «Аспекты веры имама Ахмада ибн Ханбала: исследование антропоморфизма в раннем исламском дискурсе». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 34 : 441–463.
- ^ Гордон, Сара. «Управляет Хисба». Гендер, право и безопасность (2019): 59.
- ^ Ахмад Тохе, цитируемые работы, с. 10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет, 2015. с. 12
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет, 2015. с. 33
- ^ Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Boston University, 2015. стр. 12, 34. По крайней мере, именно так изображает себя Ахль аль-Сунна, в частности среди них ашариты. Но это обсуждается. См., например (фр.) Мохиддин Яхия, «Классическая арабская мысль». 4, Ле калам д'аль-Ашари , с. 40, который цитирует Д. Гимаре: «À beaucoup d'égards, c'est un penseur радикальный, крайний» (По многим пунктам он радикальный и крайний мыслитель), поскольку его позиции близки к позициям Ибн Ханбала.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет, 2015. стр. 31, 37.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ибн Хаджар аль-Аскалани, Тахзиб, 4/143-46.
- ^ ад-Захаби, Мизан, 6/505-7.
- ^ Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет, 2015. стр. 11, 20.
- ^ Ибн Хиббан, Маджрухин, 2/348-49.
- ^ аль-Хатиб аль-Багдади, Тарих, 15/514-15.
- ^ Джамаль ад-дин аль-Касими: Тарих аль-Джахмия валь-Мутазила (1-е изд. Каир. 1331/1912-3). п. 7. Гуриби, с. 22
- ↑ Ибн Хаджар аль-Аскалани, Тахзиб, 10/281.
- ^ Ибн Раджаб аль-Ханбали, Баян Фадл Ильм аль-Салаф Сала Ильм аль-Халаф, изд. Мухаммад ибн Насир аль-Аджми (Бейрут: Дар аль-Башаир аль-Исламия, 2003), стр.55
- ^ Ибн Хиббан, Маджрухин, 2/349.
- ^ аль-Хатиб аль-Багдади, Тарих, 15/212.
- ^ Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет, 2015. с. 17
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Абдаллах Мухаммад аль-Ганиман, Шархал-Акида аль-Васития (аль-Мактабах аль-Шамила), 12/8.
- ^ Доктор. Абдулкадер аль-Хусиен. «Феномен экстремизма в истории ислама. Симпозиум в Казанском университете». (2021). https://www.youtube.com/watch?v=9-Gcb83L5bw&t=1800
- ^ Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет, 2015. с. 43
- ^ Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет, 2015. стр. 15-16.
- ^ Мухаммад бин Ахмед бин Осман бин Каймаз Аль-Захаби (2009). Аль-Баджави, Али Мухаммад (ред.). Баланс умеренности [ Мизан аль-Итидал (Баланс умеренности в критике рассказчика) ] (на арабском языке). Бейрут, Ливан: Дар аль-Марифа . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ Аль-Бухари, Мухаммад бин Исмаил. «Дата Аль-Кабира». Том 8. «Мукатиль бин Сулейман»
- ^ Ибн аль-Джаузи, Зуффа, 3/136-37.
- ^ аль-Захаби, Мизан, 5/505-7.
- ^ Ибн Хиббан, Маджрухин, 2/348-49.
- ^ Ибн Халликан, Вафайат, 5/256-57.
- ^ аль-Миззи, Тахзиб, 28/450.
- ^ Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет, 2015. стр. 13, 19–20.
- ^ ад-Дарукутни, Хуфафа, 371.
- ^ аль-Захаби, Мизан, 5/505-7.
- ^ Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет, 2015. с. 20
- ^ Саад, Ибн. «Мухаммад. Китаб ат-табакат аль-кабир». Том. 7 «Мукатиль бин Сулейман аль-Балхи»
- ^ Аиша Бьюли (транс) «Люди Медины, том 1», 1997, стр. 231
- ^ Колдер, Норман; Моджаддеди, Джавид; Риппин, Эндрю (март 2004 г.). Классический ислам: справочник по религиозной литературе . ISBN 9781134551705 .
- ^ Саад, Ибн. «Мухаммад. Китаб ат-табакат аль-кабир». Том. 7 «Мукатиль бин Сулейман аль-Балхи»
- ^ Аиша Бьюли (транс) «Люди Медины, том 1», 1997, стр. 231
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Язид бин Абдул Кадир Джавас (октябрь 2004 г.). «Слабость хадисов относительно Фадилы Яасина / Слабость хадисов относительно Фадилы Яасин» . Альманах . Библиотека Абдуллы . Проверено 19 ноября 2023 г.
Этот хадис был передан ат-Тирмизи (№ 2887) и ад-Дарими (II/456), со слов Хумайда бин Абдуррахмана, со слов аль-Хасана бин Салиха, со слов Харуна Абу Мухаммада, со слов Харуна Абу Мухаммада, со слов хадиса. Мукатиля бин Хайяна (настоящего Мукаталя бин Сулеймана) из Катады от Анаса в Марфу'; 2. Мукатиль бин Хайян. Ибну Маин сказал: «Слабый». Имам Ахмад бин Ханбал сказал: «Меня не волнуют Мукатиль бин Хайян и Мукатиль бин Сулейман». ; ...Имам Ибну Аби Хатим сказал в своей книге «Аль-Иляль» (II/55-56): «Однажды я спросил своего отца об этом хадисе. Он ответил: «Мукатиль, который находится в цепочке этого хадиса, - это Мукатиль». бин Сулейман, я нашел этот хадис в начале книги, составленной Мукатилем бин Сулейманом. А это хадис Батилла, оригинала нет». ... Шейх Мухаммад Нашируддин аль-Албани сказал: «Когда становится ясно, что Мукатиль, о котором идет речь, - это Мукатиль бин Сулейман, как заявил Имам Абу Хатим и признан имамом Аз-Дзахаби, тогда этот хадис является Маудху (Ложным).
- ^ Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет, 2015. стр. 40–42.
- ^ Сомерсет, Мухаммед; Абасомар, Харун (27 февраля 2018 г.). «Великий Ханафитский Мухаддис » Хадисы Ответы Получено 29 сентября.
- ^ Джексон, Шерман А. «Ибн Таймия предстает перед судом в Дамаске». Журнал семитских исследований 39.1 (1994): 41-85.
- ^ Миззи, Тахзиб аль-Камаль, том. 28, с. 436.