Книги Асади

Абу Наср Али ибн Ахмад Асади Туси ( персидский : ابونصر علی بن احمد اسدی طوسی ; ок. 1000 — 1073) — персидский поэт , лингвист и писатель . Он родился в начале 11 века в Тусе, Иран , в провинции Хорасан , и умер в конце 1080-х годов в Тебризе . Асади Туси считается важным персидским поэтом иранского национального эпоса . Его самая известная работа — «Гаршаспнаме» , написанная в стиле « Шахнаме» . [1]
Жизнь
[ редактировать ]О жизни Асади мало что известно. Большая часть провинции Хорасан подверглась жестоким нападениям со стороны турецких группировок; многие интеллектуалы бежали, а те, кто остался, обычно жили в уединении. Асади провел свои первые двадцать лет в Тусе. Примерно с 1018 по 1038 год нашей эры он был поэтом при дворе дайламита Абу Насра Джастана. Здесь в 1055–1056 годах Асади скопировал «Кетаб аль-абния аль-адвия» Абу Мансура Моваффака Херави . Позже он отправился в Нахджаван и завершил свой основополагающий труд «Гаршасп-нама» (посвященный Абу Долафу, правителю Нахджавана) в 1065–1066 годах. Затем Асади служил при дворе шаддадидского царя Манучехра , который правил Ани . Могила поэта находится в городе Тебриз .
Работает
[ редактировать ]Самый значительный труд Асади — «Гаршасп-нама» ( «Книга [или эпос] о Гаршаспе» ). Другой его важный вклад — словарь современного персидского языка ( персидский : فرهنگ لغت فرس ). Асади Пять из «Монасарата» ( персидский : مناظرات ) ( дебаты в форме стихов между двумя людьми, объектами или концепциями ) также существуют до сих пор.
Гаршаспнама ( Эпос о Гаршаспе )
[ редактировать ]Эпос « Гаршаспнама » ( персидский : گرشاسپنامه ), состоящий из 9000 куплетов , является основным произведением Асади Туси. Герой поэмы — Гаршасп (отец Каримана и прадед Шама), отождествляемый в « Шахнаме» с древнеиранским героем Кəрəсаспа- ( авестийский язык ). В Авестии он был сыном Риты из рода Яма. Поэт адаптировал историю из книги « Приключения Гаршаспа» , заявив, что она дополняет истории Шахнаме ; хотя стихотворение было частью фольклора, оно основано на письменных источниках.
Поэма начинается с Ямы (или Джамшида ), отца Гаршаспа, который был свергнут Заххаком и бежит к Гурангу, царю Забулистана (близ современной Кветты ). В Забулистане Джамшид влюбляется в царскую дочь, и она рожает Гаршаспа. Джамшид вынужден бежать. Когда мать Гаршаспа отравляет себя, он проводит большую часть своей жизни со своим дедушкой и вырастает таким воином, как Джамшид. После смерти Гуранга Заххак должен был стать королем, хотя тайна остается до рождения Каримана.
Заххак как король посещает Забулистан и предлагает молодому Гаршапу убить дракона. Вооруженный противоядием от драконьего яда и специальным оружием, Гаршасп убивает монстра. Впечатленный доблестью ребенка, Заххак отправляет Гаршаспа в Индию , где король (вассал Заххака) был заменен мятежным принцем Баху (который не признает правление Заххака). Гаршасп побеждает мятежника и остается в Индии, чтобы наблюдать ее чудеса и участвовать в философских беседах. Затем он отправляется в Сарандиб ( Цейлон ), где видит след Будды ( в мусульманских источниках отождествляется со следом Адама ). Затем Асади рассказывает множество легенд об Адаме, отце человечества. Затем Гаршасп встречает брахмана , которого подробно расспрашивает о философии и религии. Слова, которые Асади Туси приписывает Брахману, относятся к его исламскому неоплатонизму . Позже Гаршасп посещает индийские острова и видит сверхъестественные чудеса, которые подробно описаны.
Герой возвращается домой и отдает дань уважения Захаку . Он ухаживает за принцессой Рума , восстанавливает ее отца (Эрета) на его троне в Заболе после его поражения от короля Кабола и строит город Систан . У него анахроничные приключения в Средиземноморье, сражаясь в Кайруане и Кордове . На Западе он встречает «греческого брахмана » и вступает в философскую беседу с мудрецом.
Когда он возвращается в Иран, его отец умирает, и Гаршасп становится царем Заболестана. Хотя у него нет собственного сына, он принимает Наремана ( . прадеда Ростама) своим наследником В это время Фередун побеждает Захака и становится королем Ирана, а Гаршасп присягает ему на верность. Затем Гаршасп и его племянник отправляются в Туран и побеждают Фагфура Чина (иранский титул правителя Средней Азии и Китая , вероятно, согдийского происхождения), принося его в плен в Фередун. Гаршасп ведет финальную битву с королем Танжера , убивая еще одного дракона, прежде чем он возвращается в Систан в Заболестане и умирает.
Loḡat-e fors (Хорасанский персидский словарь)
[ редактировать ]Словарь был написан с целью ознакомления жителей Аррана и Иранского Азербайджана с незнакомыми фразами в восточноперсидской (дари) поэзии. Это старейший существующий персидский основанный на примерах из поэзии, и содержит фрагменты утраченных литературных произведений, таких как Калила и Димна» Рудаки « и Вамика и «Адхра » Унсури словарь , . [1] В Иране и других странах существует множество рукописей; самый старый (1322 г.), возможно, находится в библиотеке Малека в Тегеране, хотя тот, что написан в Сафина-йи Тебриз, также относится к тому же периоду.
Моназарат (дебаты)
[ редактировать ]Пять дебатов сохранились в персидской поэтической форме касыда . Хотя эта форма касыды в остальном беспрецедентна в арабском или новоперсидском языке , она является частью среднеперсидской (пехлеви) традиции. Пехлавические поэтические дебаты «Дракст и Асурик» указывают на историю этой формы дебатов. Сохранившиеся дебаты: Араб о 'Аджам ( Араб против перса ), Мог о Мосалман ( Зороастрийец против мусульман ), Шаб о Руз ( Ночь против дня ), Нейза о Каман ( Копье против лука ) и Асман. o Замин ( Небо против Земли ). Персы побеждают в дебатах «персы против арабов», а мусульмане побеждают зороастрийцев.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Асади Туси, Абу Мансур Али ибн Ахмед» . Большая советская энциклопедия (3-е изд.). 1970–79 . Проверено 14 мая 2015 г. - через TheFreeDictionary.com .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блуа, Франция (2000). «Дом вкуса» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том X/3: Основы фруктов и крупного рогатого скота . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. пп. 318–319. ISBN 978-0-933273-47-4 .
- Фейбуа, Ева (2015). «Асади Туси» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Хатиби, Абольфазл (2015). «Асади Туси» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- Халеги-Мотлах, Лучшее из Халеги-Мотлах. (1987). «Асади Туси » В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том II/7: Аруж – Ашока IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 699–700. ISBN 978-0-71009-107-9 .
- Сейед-Гохраб, Асгар (2023). «Формирование персидской идентичности: инсценированный спор Асади между зороастрийцем и мусульманином» . Журнал персидских исследований : 1–24. дои : 10.1163/18747167-bja10035 .