Мохаммад Таки Сепер
Мохаммад Таки Сепер | |
---|---|
Рожденный | 1801 Кашан , Каджар Иран |
Умер | Март 1880 г. |
Псевдоним | Сепер |
Известные работы | Насех-ол-таварих-е Салатин-е Каджария |
Родственники | Аббас-Кали (бедро) Абд-ол-Хосейн Малек ол-Моваррехин (внук) |
Мирза Мохаммад Таки Сепер (персидский: میرزا محمدتقی سپهر), также известный как Мирза Мохаммад Таки Кашани , или с почетным именем Лесан ол-Молк («Язык Королевства/Страны»; 1801–1880), был иранским придворным историком и литератор эпохи Каджаров . Он писал под псевдонимом Сепер (« небесная сфера ») и известен как автор длинной персидской хроники «Насех ол-таварих-е салатин-е Каджария» («Отменитель истории: о правителях Каджара»), также известной как просто Насех ол-таварих .
Биография
[ редактировать ]Сепер родился в 1801 году в Кашане и провел прилежную молодость. В конце концов, в молодые годы он поселился в столице Тегерана и стал протеже художника и писателя Фатх-Али Хана Сабы, который также был выходцем из Кашана. [1] [2] Когда Каджар -шах Мохаммад-шах ( годы правления 1834-1848) взошел на престол в 1834 году, Сепер был назначен его личным панегиристом , а также секретарем и бухгалтером в иранском казначействе ( монши ва мостовфи-е диван ). [3] В 1853 году Насер ад-Дин Шах присвоил ему почетный титул «Лесан ол-Молк», что переводится как «Язык Королевства/Страны». [4] [5]
Сепер умер в марте 1880 года. [6] Он был дедушкой историка Абдель-Хосейна Малека ол-Моваррехина. [7]
Работы и стиль письма
[ редактировать ]Он писал под псевдонимом ( тахаллос ) «Сепер», что переводится как « небесная сфера ». [8]
Сепер завершил Барахин ол-Аджам в 1835 году; Работа посвящена персидской просодии и иллюстрируется примерами средневековых персидских поэтов. [9] Несколько лет спустя, в 1842 году, по приказу Мохаммад-шаха Каджара Сепер приступил к написанию персидской хроники «Насех-ол-таварих-е салатин-э Каджария» («Отменитель истории: О правителях Каджара»), также известной как «Отменитель истории: о правителях Каджара». Насех ол-таварих . [10] Большая часть его хроники посвящена выяснению национальной идентичности Ирана в истории шиизма . [11] Часть, посвященная ранней истории ислама, была написана сыном Сепера Аббасом-Коли, а часть, касающуюся его покровителей, то есть Каджаров, он сам написал. [12] Эта часть о Каджарах рассматривается как единственная значительная и заслуживающая внимания часть летописи и охватывает период до 1857 года. [13]
В рамках своей религиозной стороны работе покровительствовал сын и преемник Мохаммад Шаха Каджара Насер ад-Дин Шах Каджар ( годы правления 1848-1896), который сознательно прилагал усилия к воспитанию чувства национальной идентичности, основанного на монархической преемственности, с самим собой. будучи политическим представителем Двенадцатого Имама . [14] Эта сторона была дополнена заботой Насер ад-Дин Шаха о литературном иранском историческом сознании. [15]
Ранние писатели по истории Баби , такие как Артур де Гобино , Александр Касимович Казембек и Эдвард Грэнвилл Браун, во многом полагались на хронику Сепера, причем Браун аплодировал правдивости и точности Сепера. [16] Однако хроника Сепера в целом изображает Баби очень негативно. [17]
Де Гобино, который встретил Сепера во время его пребывания в Иране, говорил об научной и административной серьезности Сепера, в отличие от его соотечественника Реза-Коли Хана Хедаята , чьи сочинения де Гобино описывал как написанные в легкой и смеющейся манере. Стихи Сепера можно найти в антологиях, в том числе в « Маджма аль-фусаха» Хедаята. Эти стихи Сепера демонстрируют техническое мастерство, однако им не хватает свежести и вкуса. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мандат 2018 года .
- ^ Минорский 1997 .
- ^ Минорский 1997 .
- ^ Рыпка 1968 , с. 344.
- ^ Минорский 1997 .
- ^ Минорский 1997 .
- ^ Ведждани 2015 , стр. 1–2.
- ^ Минорский 1997 .
- ^ Минорский 1997 .
- ^ Ведждани 2015 , с. 19; Марцинковски 2003 , с. 57; Гейссари 1998 , с. 128 (примечание 23); Мандат 1997 г. , с. 433; Мирзай 2017 , с. 5.
- ^ Мандат 1997 г. , с. 433.
- ^ Минорский 1997 .
- ^ Минорский 1997 .
- ^ Мандат 1997 г. , с. 433.
- ^ Мандат 1997 г. , с. 433.
- ^ Минорский 1997 .
- ^ Гаеммагами 2014 , с. 159.
- ^ Минорский 1997 .
Источники
[ редактировать ]- Аманат, Аббас (1997). Ось Вселенной: Насир ад-Дин Шах Каджар и иранская монархия, 1831-1896 гг . Издательство Калифорнийского университета.
- Аманат, Мехрдад (2018). «КАШАН III. История периода Пехлеви» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Гаеммагами, Омид (2014). «К Обители Сокрытого: Зеленый остров в шиитской, ранней шейхской и священной топографии Баби-Бахаи». В Мир-Касимове, Орхан (ред.). Единство в разнообразии: мистицизм, мессианство и построение религиозной власти в исламе . Брилл.
- Гейссари, Али (1998). Иранские интеллектуалы в двадцатом веке . Издательство Техасского университета.
- Марцинковски, М. Исмаил (2003). Персидская историография и география: Бертольд Спулер об основных произведениях, созданных в Иране, на Кавказе, в Центральной Азии, Индии и ранней Османской Турции . Пустака Насиональ Пте Лтд.
- Минорский, В. (1997). «Сипихр» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Без вещей . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Мирзай, Бехназ А. (2017). История рабства и эмансипации в Иране, 1800-1929 гг . Издательство Техасского университета.
- Рыпка, Ян (1968). История иранской литературы . Издательство Д. Рейделя.
- Вейдани, Фарзин (2015). Создание истории в Иране: образование, национализм и печатная культура . Издательство Стэнфордского университета.