Александр Касимович Казембек
Александр Касимович Казембек | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 27 ноября 1870 г. | ( 68 лет
Род занятий | Востоковед, историк, филолог |
Семья | Семья Казембеков |
Александр Касимович Казембек [а] (22 июля 1802 — 27 ноября 1870), востоковед, историк и филолог в Российской империи . Он был прадедом и тезкой «Младоросси» основателя Александра Казембека .
Фон
[ редактировать ]В Кембриджской истории России он упоминается как «дагестанский перс шиитского происхождения». [1] тогда как в архивных коллекциях библиотек Колумбийского университета говорится, что его правнук родился «в старинной дворянской семье персидского (азербайджанского) происхождения». [2] Роберт П. Джерачи называет Касимовича Казембека «азербайджанцем, принявшим христианство». [3] тогда как Брилла в серии «Христианско-мусульманские отношения» он упоминается как родившийся «в известной иранской семье с Кавказа », чей отец был «азербайджанским мусульманским священнослужителем». [4] Историк и политолог Заур Гасымов называет его «российским востоковедом азербайджанского происхождения». [5]
Дед Александра Казембека поселился в Дербенте во время походов Надер-шаха ( годы правления 1736-1747), шаха Афшаридского Ирана . Там он стал генеральным казначеем Дербентского ханства . Отец Казембека, мусульманский священнослужитель, известный под именем Мирза Мохаммад Касим (также известный как Хаджи Казим), родился в Дербенте , когда город был захвачен Кубинским ханством . На обратном пути из паломничества в Мекку ( хадж ) он поселился в Раште в провинции Гилян после женитьбы на дочери губернатора города. [4]
Жизнь
[ редактировать ]Казембек родился в Реште в 1802 году. Он родился во время политических потрясений, когда Россия расширяла территории Ирана на Кавказе . Его детство, таким образом, совпало с Русско-персидской войной (1804–1813 гг.) . В ходе этой войны Дербент был аннексирован русскими. Семья Казембека оставалась в Реште до 1811 года, а затем вернулась в Дербент. Там отец Казембека был назначен царскими властями главным судьей. Однако в 1820 году Мирза Мохаммад Касим был обвинен в шпионаже в пользу Персии, лишен религиозного титула и сослан в Астрахань вместе с женой. [6]
Казембек завершил обучение по исламу и, уже свободно владея азербайджанским и персидским языками , также преуспел в русском , турецком и арабском языках . В 17 лет он написал свою первую книгу « Темы грамматики арабского языка» (первоначально на арабском языке). Его отец хотел, чтобы он стал мусульманским ученым, и собирался отправить его в Персию и Аравию для изучения ислама .
Религиозные взгляды
[ редактировать ]Проживая в Дербенте, юный Казембек часто встречался с шотландскими пресвитерианскими миссионерами. [ нужна ссылка ] У них были долгие дискуссии, в ходе которых он, тогда еще набожный мусульманин, пытался «разоблачить» своих оппонентов. Однако эти дискуссии привели к частым расспросам Казембека о принципах христианства. [7] Он начал изучать иврит и английский язык, чтобы иметь доступ к дополнительной информации по этому вопросу. [7] В 1821 году Казембек посетил своего отца в Астрахани, чтобы организовать зачисление в зарубежные исламские школы. Там он снова встретил миссионеров Эдинбургского (позже шотландского) миссионерского общества.
Два члена этой группы, доктор медицинских наук Роберт Росс и г-н Макферсон, который знал его как Мухаммеда Али, ежедневно обучали Казембека истинам Евангелия. Живя в Миссионерском доме, он колебался от жестокого обращения, которому подвергал его отец из-за его новой веры. Ибо, чтобы креститься, нужно было получить разрешение императора, потому что Греческая церковь хотела, чтобы он был крещен по-ихнему, но миссионеры обратились к императору. Итак, служба прошла в Миссионерской часовне, которая была переполнена персами, татарами, русскими, армянами, англичанами, французами и немцами и велась на трех языках: персидском, турецком и английском. Хотя не все поняли службу, прихожане проявили живой интерес к священным службам того времени. [8]
Казембек, сохранявший твердость в вере, получил от российского правительства указание, что его ждут на русской службе, поскольку он стал христианином. В этом он подчинился и попросил поехать в Санкт-Петербург в Коллегию иностранных дел, но этого не произошло, поскольку правительство поместило всех таких, как Казембек, подальше от дальнейшего влияния христианского учения. [8]
Несмотря на этот факт, Казембек позже был одним из немногих европейских ученых, которые категорически не соглашались с мнением о том, что ислам является препятствием на пути социального развития - позиция, которая была распространена среди жителей Запада в девятнадцатом веке. [7]
Карьера историка
[ редактировать ]Казембек был автором нескольких исторических книг. Он написал «Ассаб ас-Сайяр» ( «Семь планет ») по истории крымских ханов с 1466 по 1737 год (на турецком языке) и «Исследование уйгуров о древних уйгурах» Мухаммада Аваби в 1841 году. Он также перевел «Дарбанд-наме» (книгу 17 века о история Дагестана ) на английский язык и опубликовал ее в 1850 году. Его самая большая историческая работа была «Баб и баби: религиозные и политические волнения в Персии в 1848-1852 годах» , которую он опубликовал в 1865 году. Остальные его работы были в основном посвящены исламоведению: Согласование Корана (1859 г.), Мюридизм и Шамиль (1859 г.), История ислама (1860 г.) и др. [9]
Карьера филолога
[ редактировать ]Казембек начал свою карьеру лингвиста с перевода христианских книг на восточные языки. Помимо уже известных ему языков, он выучил французский, немецкий и татарский . В 1825 году он получил приглашение получить степень бакалавра в Лондоне. Однако российское правительство отказалось выпустить его из страны, опасаясь, что Казембек после окончания учебы решит остаться и работать в Англии. Вместо этого императорским указом он был назначен учителем татарского языка в Омске , таким образом, будучи изолирован от своих академических наставников. В Омск он так и не добрался, так как, находясь в Казембеке из-за болезни, Казембек познакомился с историком Карлом Фуксом и был приглашен им для сдачи академического теста на определение права Казембека преподавать арабский и персидский язык в Казанском университете . Тест был пройден, и Казембека взяли на работу старшим преподавателем. В 1828 году он был избран членом Королевского Азиатского общества и возглавил недавно созданный факультет тюркских языков Казанского университета. В 1831 году он получил степень магистра после написания академического эссе под названием Взгляды на историю и словарный запас арабского языка (на персидском языке). В 1835 году он был принят в Российскую академию наук в качестве члена-корреспондента. В 1837 году он получил степень доктора философии. Степень в Казанском университете. В 1839 году он написал подробный труд « Грамматика тюрко-татарского языка» (в то время большинство тюркских языков рассматривалось как диалекты одной языковой единицы, часто называемой «татарской» или «тюрко-татарской»), где он сравнил османский турецкий , азербайджанский и различные диалекты татарского языка с точки зрения их фонологии, морфологии и синтаксиса и за что получил Демидовскую премию . Второе издание этой книги было опубликовано в 1846 году и включало в себя последние исследования автора в этой области. Он стал популярен в Западной Европе, являясь в то время богатейшим академическим источником по тюркским языкам, и использовался в университетах в качестве основного справочника до 1921 года, когда Жан Дени опубликовал свою «Грамматику турецкого языка (османский диалект)» .
В 1849 году Казембек был переведен в Петербургский университет , который по его инициативе был реорганизован в главное российское высшее учебное заведение по изучению восточных языков. В 1855 году он стал деканом вновь образованного факультета. В 1863 году он добился создания кафедры истории Востока. Он организовал стажировки для студентов, проявивших интерес к полевым исследованиям восточных культур. В 1854 году он опубликовал еще один лингвистический труд под названием «Учебное пособие для курсов турецкого языка» , который включал несколько материалов для чтения, набранных различными алфавитами, и русско-турецкий словарь на 6700 слов (самый богатый на то время). В том же году он также опубликовал «Объяснение русских слов, похожих на слова в восточных языках» , крупный труд о заимствованиях в русском языке.
В 1868 году Казембек инициировал академическое движение, направленное на языкознания , этнографии , нумизматики и эпиграфики Туркестана изучение . К сожалению, после его смерти от этой идеи практически отказались.
Другие работы
[ редактировать ]- Ресалех-йе истинное имя
- Ресалех-йе Мухаммед Али бе-кази-э Хиве
- Ресалех дар джаваб-е Эшбат-е новости-е хассе-йе Молла Мохаммад Реза Хамедани
Примечания
[ редактировать ]- ^ Русский : Александр Касимович Казембек или Казем-Бек.
Азербайджанский : Мирза Казембек
Персидский : Мирза Казем Бег.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бобровников, Владимир (2006). «Ислам в Российской империи». В Ливене, Доминике (ред.). Кембриджская история России, Том II: Императорская Россия, 1689–1917 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 213. ИСБН 978-0-521-81529-1 .
Ведущим консультантом отдела в области исламского права был Казембег, дагестанский перс шиитского происхождения, принявший в юности пресвитерианство.
- ^ «Записки Александра Казем-Бека, 1898-2014» . Колумбия.edu . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ Роберт П. Джерачи. Окно на Восток: национальная и имперская идентичности в позднецарской России. (Издательство Корнеллского университета, 2001), 310 (примечание 3). ISBN 0-8014-3422-X , 9780801434228
- ^ Jump up to: а б Джорати, Хади (2023). «Иран и Афганистан: Александр Казембег». В Томасе, Дэвиде; Чесворт, Томас А. (ред.). Христианско-мусульманские отношения. Библиографическая история. Том 20. Иран, Афганистан и Кавказ (1800-1914) . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 198–200.
- ^ Гасымов, Заур (2018). «Т». Исторический словарь Азербайджана . Издательская группа Rowman & Littlefield. ISBN 9781538110416 .
Несмотря на то, что русский востоковед азербайджанского происхождения и преподаватель персидского языка в Казанском университете Мирза Казембек (1802–1870) написал свою основополагающую «Грамматику тюрко-татарского языка» в 1839 году, институционализация тюркологических исследований в самом Азербайджане началась с основания кафедры востоковедения. Кафедра в университете в Баку в 1919 году.
- ^ (на русском языке) Александр Казембек: Свет с Востока Алексея Пылева. 13 апреля 2003 г. Проверено 9 октября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с Мирза Александр Казембек, первый декан факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine . Дагестанская правда , №331-333. 1 ноября 2012 г. Проверено 17 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Росс, Роберт (1792–1862). «Журнал доктора Росса (1818-1852)». Проводит Д. Гиблин, Варунга, Новый Южный Уэльс, Австралия . Копия сделана миссис Сарой Рид, дочерью доктора Ресса, с оригинала, который позже сгорел во время катастрофического пожара в Боурале в 1909 году.
{{cite journal}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ (на русском языке) Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . «Казембек, Александр Касимович». [ постоянная мертвая ссылка ] Санкт-Петербург, Россия, 1890-1907. Проверено 9 октября 2006 г.
- азербайджанские филологи
- российские филологи
- Иранские азербайджанцы
- Лингвисты из Ирана
- Лингвисты Российской Империи
- азербайджанские востоковеды
- российские востоковеды
- Demidov Prize laureates
- Члены-корреспонденты Санкт-Петербургской Академии наук.
- Выпускники Казанского федерального университета
- Преподавательский состав Казанского федерального университета
- Преподавательский состав Санкт-Петербургского государственного университета
- Переходит в протестантизм из шиитского ислама
- бывшие мусульмане России
- Мусульмане из Российской Империи
- Бывшие азербайджанские мусульмане-шииты
- Иранские бывшие мусульмане-шииты
- Русские пресвитериане
- Пресвитериане Российской империи
- Азербайджанские пресвитериане
- Иранские пресвитериане
- Русские люди иранского происхождения
- 1802 рождения
- 1870 смертей
- Люди из Рашта
- Иранские востоковеды
- Иранский народ XIX века
- Персидские писатели XIX века