Заххак
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2019 г. ) |
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( январь 2024 г. ) |
Заххак Король иранских мифов и легенд | |
---|---|
![]() Заххак в Шахнаме | |
Другие имена | Ажи Дахака Бевар Асп |
Супруг | Арнаваз Шахрназ |
Отец | Мардас |

Заххак или Захак [ 1 ] ( произносится [zæhɒːk] [ 2 ] ) ( персидский : ضحّاک ), также известный как Заххак Змеиное Плечо ( персидский : ضحاک ماردوش , латинизированный : Заххак-э Мардуш ), является злой фигурой в персидской мифологии , очевидной в древнем персидском фольклоре как Ажи Дахака ( персидский : اژی دهاك ) , имя, под которым он также появляется тексты Авесты . [ 3 ] На среднеперсидском его зовут Дахаг ( персидский : دهاگ ) или Бевар Асп ( персидский : بیور اسپ ), последнее означает «тот, у кого 10 000 лошадей». [ 4 ] [ 5 ] В зороастризме Заххак (под именем Ази Дахака) считается сыном Ахримана , врага Ахура Мазды . [ 6 ] В « Шахнаме» Заххак Фердоуси — сын правителя по имени Мердас.
Этимология и производные слова
[ редактировать ]Ажи (именительный падеж ажиш ) — авестийское слово, означающее «змей» или «дракон». [ 7 ] Оно родственно ведическому санскритскому слову «ахи» , «змея», и не имеет зловещего подтекста.
Первоначальное значение дахаки неясно. Среди предложенных значений - «жалящий» (источник неизвестен), «горящий» (ср. санскритская дахана ), «человек» или «человекоподобный» (ср. Хотанский даха ), «огромный» или «иностранный» (ср. дахэ) народ . и Ведические даша ). В персидской мифологии Дахака рассматривается как имя собственное, в то время как форма Заххак , которая появляется в Шахнаме , была создана под влиянием несвязанного с ним арабского слова Дахак (ضَحَّاك), означающего «тот, кто смеется».
Авестийский термин Ази Дахака и среднеперсидский аждахаг являются источником среднеперсидского манихейского демона жадности Аж , [ 8 ] Древнеармянский мифологический персонаж Аждахак , новоперсидский ' аждеха / аждаха ', (ا ждеха ) таджикско-персидский ' аждахо', ( Аждахо ) урду ' аждаха' ( Аждеха ), а также курдский эйдиха ( ангдеха ), который обычно означает "дракон" .
Имя также перекочевало в Восточную Европу, [ 9 ] приняла форму « аждая » и значение «дракон», «драконица». [ 10 ] или «водяная змея» [ 11 ] на балканских и славянских языках. [ 12 ]
Несмотря на негативный аспект Ази-Дахаки в мифологии, драконы использовались на некоторых военных знаменах на протяжении всей истории иранских народов .
Группа Аждарчидов птерозавров слова , названа от персидского означающего « дракон », которое в конечном итоге происходит от Ази-Дахака .
Ажи Дахака (Дахаг) в зороастрийской литературе
[ редактировать ]
Ази-Дахака — самый значительный и долговечный из ази Авесты , самых ранних религиозных текстов зороастризма . Его описывают как чудовище с тремя ртами, шестью глазами и тремя головами , хитрое, сильное и демоническое. В остальном Ази-Дахака обладает человеческими качествами и никогда не является простым животным. [ нужна ссылка ]
Ази-Дахака появляется в нескольких авестийских мифах и упоминается в скобках во многих других местах зороастрийской литературы. [ нужна ссылка ]
В поставестийском зороастрийском тексте Денкард Ази-Дахака одержим всеми возможными грехами и злыми замыслами, в противоположность доброму царю Джаму (или Джамшиду ). Имя Дахаг (Дахака) шутливо интерпретируется как означающее «имеющий десять ( да ) грехов». [ нужна ссылка ] Его мать - Вадаг (или Одаг), которую называют великой грешницей, совершившей инцест со своим сыном. [ нужна ссылка ]
В Авесте говорится, что Ази-Дахака жил в неприступной крепости Кууиринта в земле Барри, где он поклонялся язатам Ардви Суре ( Анахите ), божеству рек, и Ваю , божеству штормового ветра. Основываясь на сходстве Бабри и древнеперсидского Бабиру ( Вавилона ), более поздние зороастрийцы локализовали Ази-Дахаку в Месопотамии, хотя идентификация вызывает сомнения. Ази-Дахака попросил этих двух язатов дать им силу, которая могла бы обезлюдить мир. Будучи представителями Добра, они отказались.
В одном авестийском тексте у Ази-Дахаки есть брат по имени Спитиюра. Вместе они нападают на героя Йиму ( Джамшида ). [ нужны разъяснения ] и разрезали его пополам пилой, но затем их отбросил язата Атар , божественный дух огня. [ нужна ссылка ]
Согласно поставестийским текстам, после смерти Джами Хшеда ( Джамшида ), [ нужны разъяснения ] Дахаг получил королевскую власть. Другой поздний зороастрийский текст, « Меноги Храд» , говорит, что это было в конечном итоге хорошо, потому что, если бы Дахаг не стал царем, власть перешла бы к бессмертному демону Ксешму ( Аешма ), и поэтому зло правило бы на земле до тех пор, пока не конец света.
Говорят, что Дахаг правил тысячу лет, начиная со 100 лет после того, как Джам потерял свою Хварену , свою царскую славу (см. Джамшид ). Его описывают как колдуна, правившего с помощью демонов, даэвов (дивов).
В Авесте человек, который в конце концов избавился от Ази-Дахаки, назван Θraētaona , сыном Aθβiya , которого на среднеперсидском языке зовут Фредон. В Авесте мало что говорится о природе победы Браэтаоны над Ази-Дахакой, кроме того, что это позволило ему освободить Арнаваци и Саванхавачи, двух самых красивых женщин в мире. Более поздние источники, особенно Денкард , предоставляют более подробную информацию. Говорят, что Фейредон был наделен божественным сиянием королей ( Хварена , новоперсидский фарр ) на всю жизнь и смог победить Дахага, ударив его булавой. Однако когда он это сделал, из ран появились вредители (змеи, насекомые и тому подобное), и бог Ормазд велел ему не убивать Дахага, чтобы мир не заразился этими существами. Вместо этого Фредон заковал Дахага цепями и заключил его в тюрьму на мифической горе Дамаванд. [ нужна ссылка ] (позже отождествлен с Дамавандом ).
Среднеперсидские источники также предсказывают, что в конце света Дахаг наконец разорвет свои оковы и опустошит мир, поглотив каждого третьего человека и домашний скот. Кирсасп , древний герой, убивший Ази Срувара, возвращается к жизни, чтобы убить Дахага. [ нужна ссылка ]
Заххак в Шахнаме
[ редактировать ]В Шахнама эпической поэме Фирдоуси « » , написанной ок. Легенда, датируемая 1000 годом нашей эры и являющаяся частью иранского фольклора, пересказана, где главный герой получил имя Заххак и превратился из сверхъестественного монстра в злого человека.
Заххак на Персидский
[ редактировать ]
По словам Фердоуси , Заххак родился как сын правителя по имени Мердас ( персидский : مرداس ). Из-за его арабского происхождения его иногда называют Заххак-е Тази ( персидский : ضحاکِ تازی ), что означает «Заххак Тайи ». Он красив и умен, но не обладает устойчивым характером и легко поддается влиянию своих советников. Поэтому Ариман выбирает его как инструмент сеяния беспорядка и хаоса. Когда Заххак молод, Ариман сначала кажется ему бойким и льстивым товарищем и постепенно убеждает его убить собственного отца и унаследовать его королевство, сокровища и армию. Заххак роет глубокую яму, покрытую листьями, на тропинке к саду, где Мердас молился каждое утро; Мердас падает и погибает. Таким образом, Заххак восходит на трон.
Затем Ариман представляется Заххаку чудесным поваром. После того, как он подарил Заххаку многодневные роскошные пиры (введя мясо в бывшую вегетарианскую человеческую кухню), Заххак готов дать Ариману все, что он пожелает. Ариман просто просит поцеловать Заххака в его плечи, и Заххак разрешает это. Ариман кладет губы на плечи Заххака и внезапно исчезает. Внезапно из плеч Захака вырастают две черные змеи. Их невозможно удалить хирургическим путем, так как на месте отрезанной змеи вырастает другая. Ариман является Заххаку в образе опытного врача. Он советует Заххаку, что попытки избавиться от змей бесплодны и что единственный способ успокоить змей и не дать им убить его - это утолить их голод, каждый день давая им тушеное мясо, приготовленное из двух человеческих мозгов.
Заххак Император
[ редактировать ]
В это время Джамшид , правитель мира, становится высокомерным и теряет свое божественное право на управление. Заххак представляет себя спасителем недовольных иранцев, ищущих нового правителя. Собрав огромную армию, Заххак много лет охотится за Джамшидом, прежде чем наконец поймать его. Заххак казнит Джамшида, распиливая его пополам, и восходит на предыдущий трон Джамшида. Среди его рабынь — две дочери Джамшида, Арнаваз и Шахрназ (авестийские Арнаваци и Саванхаваци). Каждый день агенты Захака хватают двух мужчин и казнят их, чтобы их мозги могли накормить змей Захака. Двое мужчин по имени Армайель и Гармаэль стремятся спасти людей от гибели от змей, изучая кулинарию и становясь королевскими поварами Заххака. Каждый день Армайэль и Гармаэль спасают одного из двух мужчин, отправляя его в горы и на далекие равнины и заменяя мозг этого человека мозгом овцы. Спасенные люди являются мифологическими прародителями курдов . [ 14 ] [ 15 ]

Тирания Заххака над миром длится веками. Однажды ночью Заххаку снится, что на него нападают три воина. Самый молодой воин сбивает Заххака своей булавой, связывает его и утаскивает к горе Дамаванд, а за ним следует большая толпа. Заххак просыпается и кричит так громко, что трясутся колонны дворца. Следуя совету Арнаваза, Заххак призывает мудрецов и ученых, чтобы они истолковали его сон. Его нерешительные советники хранят молчание, пока самый бесстрашный из мужчин не сообщит, что сон представляет собой видение конца правления Заххака от рук Ферейдуна , молодого человека с булавой. Заххак очень рад узнать личность своего врага и приказывает своим агентам обыскать Ферейдуна по всей стране и схватить его. Агенты узнают, что Ферейдун — мальчик, вскормленный молоком чудесной коровы Бармайе. Шпионы выслеживают Бармайю до высокогорных лугов, где он пасется, но Ферейдун и его мать уже сбежали раньше них. Агенты убивают корову, но вынуждены вернуться в Заххак, не выполнив свою миссию.
Революция против Заххака
[ редактировать ]
Заххак проживает следующие несколько лет в страхе и тревоге перед Ферейдуном и поэтому пишет документ, свидетельствующий о добродетели и праведности его королевства, который будет удостоверен старейшинами королевства и социальной элитой, в надежде, что его враг устоит от требовательных требований. месть. Большая часть созванного собрания дает показания, опасаясь за свою жизнь. Однако кузнец по имени Кава (Каве) выражает гнев из-за того, что его детей убили, чтобы накормить змей Заххака, и из-за того, что его последний оставшийся сын был приговорен к той же судьбе. Заххак приказывает освободить сына Кавы, пытаясь заставить Каву заверить документ, но Кава рвет документ, покидает суд и создает из своего кузнечного фартука флаг как стандарт восстания - Знамя Кавияни , дерафш. -э Кавияни (درفش کاویانی). Кава заявляет о своей поддержке Ферейдуна как правителя и собирает толпу, чтобы последовать за ним в горы Альборз, где Ферейдун сейчас живет в молодости. Ферейдун соглашается повести людей против Заххака и делает для него булаву с головой, как у быка.
Ферейдун выходит на битву с Заххаком, который уже покинул свою столицу, которая с небольшим сопротивлением падает под власть Ферейдуна. Ферейдун освобождает всех пленников Заххака, включая Арнаваза и Шахназа. Кондроу, казначей Заххака, делает вид, что подчиняется Ферейдуну, но незаметно убегает к Заххаку и сообщает ему о том, что произошло. Заххак сначала отвергает этот вопрос, но он возмущен, узнав, что Ферейдун посадил дочерей Джамшида на троны рядом с ним, как его королевы, и немедленно спешит обратно в свой город, чтобы напасть на Ферейдуна. Заххак обнаруживает, что его столица решительно настроена против него, а его армия находится в опасности из-за защиты города. Видя, что он не может захватить город, он пробирается в свой дворец в качестве шпиона и пытается убить Арнаваза и Шахрназа. Ферейдун поражает Заххака своей булавой с бычьей головой, но не убивает его; по совету ангела он связывает Заххака и заключает его в пещере под горой Дамавенд. Ферейдун связывает Заххака львиной шкурой, привязанной к огромным гвоздям, вбитым в стены пещеры, где Заххак останется до конца света.
Названия мест
[ редактировать ]« Замок Заххак » — название древних руин в Хаштруде , провинция Восточный Азербайджан , Иран , которые, по мнению различных экспертов, были заселены со второго тысячелетия до нашей эры до эпохи Тимуридов . впервые раскопанная в 19 веке британскими археологами, Организация культурного наследия Ирана, изучала это сооружение в шесть этапов. [ 16 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Рассказ о победе Заххака над Джамшидом и последующем поражении от Ферейдуна служит предысторией видеоигры Defenders of Oasis для Sega Game Gear 1992 года . Потомок Заххака — главный антагонист сюжета игры.
- В « Зенаверсе » Заххак (именуемый Дахаком ) — сверхъестественный противник, которого и Зена , и позже Геркулес в «Геркулесе: Легендарные путешествия» должны победить, чтобы спасти мир от полного разрушения. Когда Дахак появляется на Геркулесе, его внешний вид похож на ракообразное.
- В Final Fantasy Legend III (известной за пределами США как SaGa 3 ) промежуточный босс Дахак изображен в виде многоголовой ящерицы.
- В Prince of Persia: Warrior Within принц Персии убегает от могущественной призрачной фигуры по имени Дахака.
- В Future Card Buddyfight приятеля главного антагониста зовут Демонический Дракон Смерти, Ази Дахака.
- В выпусках Marvel MAX Terror Inc. рассказывается о бессмертном злодее по имени Заххак, связанном с двумя демоническими змеями. Если не накормить чужими мозгами, они начнут есть его собственные.
- В , разработанной Quest Corporation видеоигре Ogre Battle 64: Person of Lordly Caliber , Ази Дахака — почтенный дракон элемента Земли, который обычно встречается во второй половине игры.
- В High School DxD Ази Дахака — злой дракон, который возглавляет группу антагонистов с другим злым драконом по имени Апофис.
- В Homestuck Эквиус Заххак — имя одного из троллей.
- В серии ранобэ «Трудные дети приходят из другого мира, не так ли?» Ази-Дахака представлен в виде трёхголового белого дракона и является одним из главных антагонистов сериала.
- В карточной игре Shadowverse Ази-Дахака появляется как легендарная карта класса Dragoncraft из Chronogenic Expansion.
- В ролевой игре Pathfinder Дахак — бог цветных драконов и сын драконов Апсу и Тиамат. Он стремится убить своего отца и править всем драконьим родом.
- Ази-Дахака послужил источником вдохновения для босса Аждахи ( китайский : 若陀龙王 ) в Genshin Impact , легендарного дракона (Вишап), запечатанного под землей . геоархонтом Лиюэ, Мораксом [ 17 ]
- В Fate/Grand Order Ази-Дахака — один из Божественных Духов, вселившийся в Слугу класса Альтер-Эго Григория Распутина, и появляется в его Благородном Фантазме Зажигание Ангра-Майнью.
- В то время я перевоплотился в слизь , Ази Дахака, Повелитель Злых Драконов, — это высший навык Веги.
- В новеллизации God of War II Заххак упоминается как ложный бог, которому поклоняется армия персов, которую победили греки.
- Появление двух змей, вырастающих из плеч и поедающих части тела, ярко представлено в видеоигре 2007 года The Darkness.
Другие драконы в иранской традиции
[ редактировать ]Помимо Ази-Дахаки, в зороастрийских писаниях упоминается несколько других драконов и драконоподобных существ:
- Ажи Срувара – «рогатый дракон».
- Ажи Заирита — «желтый дракон», убитый героем Кэрəсаспа , среднеперсидским Кирсаспом. [ 18 ] ( Ясна 9.1, 9.30; Яшт 19.19)
- Ази Раойдита — «красный дракон», задуманный Ангра-Майнью , чтобы вызвать « зиму, вызванную даэвами », которая является реакцией на Ахура Маздой создание Айрианем Ваеджа . [ 19 ] ( Продам 1,2)
- Ази Вишапа - «дракон ядовитого работорговца», который потребляет подношения Абану , если они сделаны между закатом и восходом солнца ( Нирангистан 48).
- Гандарəβа — «желтокапкое» морское чудовище «Вурукаша», способное проглотить двенадцать провинций одновременно. Появившись, чтобы уничтожить все творение Аши , оно тоже было убито героем Карэсаспа . ( Яшт 5.38, 15.28, 19.41)
Ази/Ахи в индоиранской традиции
[ редактировать ]Истории о чудовищных змеях, убитых или заключенных в тюрьму героями или божественными существами, могут относиться к доисторическим временам и встречаются в мифах многих индоевропейских народов, в том числе и индоиранцев, то есть общих предков обоих иранцев. и ведические индийцы .
Наиболее очевидная точка сравнения состоит в том, что в ведическом санскрите ахи является родственником авестийского ажи . Однако в ведической традиции единственным важным драконом является Вртра , но «не существует иранской традиции такого дракона, как индийский Вритра» (Boyce, 1975:91-92). есть только один дракон Более того, в то время как в иранской традиции есть множество драконов, все из которых злы, в ведической традиции помимо Вритры - ахи будхья , доброжелательный «дракон глубин». В Ведах боги сражаются с драконами, но в иранской традиции это функция смертных героев.
Таким образом, хотя кажется очевидным, что герои, убивающие драконов (и боги в случае Вед) «были частью индо-иранской традиции и фольклора, также очевидно, что Иран и Индия рано разработали разные мифы». (Скьяерво, 1989:192)
Адаптации
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Аждаак (армянское мифическое существо) , идентифицируемый как Астиаг.
- Хаос (космогония)
- Змеи в мифологии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Голизаде, Хосро (1 января 1970 г.). «захак или волкоподобный змей в персидской и курдской мифологии | Хосро голизаде» . Академия.edu . Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ loghatnaameh.com. «Даххак Биорасеб | Персидская вики» . Loghatnaameh.org. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 г. Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ Бэйн, Тереза (2012). Энциклопедия демонов в мировых религиях и культурах . МакФарланд. п. 335. ИСБН 978-0-7864-8894-0 . Проверено 1 октября 2018 г.
- ^ Где им всем читать / Такое название отодвинули в сторону
Кая Биор из числа Пехлеви / было десять тысяч на языке дари [ нужна ссылка ] - ^ «Персонажи «Шахнаме» Фирдоуси» . Heritageinstitute.com . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ «Персия: iv. Мифы и легенды» . Энциклопедия Ираника . Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ Об Ази-Дахаке в образе дракона см.: Ingersoll, Ernest и др., (2013). Иллюстрированная книга драконов и знаний о драконах . Чиангмай: Книги знатоков. АСИН B00D959PJ0
- ^ Много раз появляется, например, в: DN MacKenzie, Mani's Šābuhragān , pt. 1 (текст и перевод), BSOAS 42/3, 1979, стр. 500–34, пт. 2 (глоссарий и таблички), BSOAS 43/2, 1980, стр. 288–310.
- ^ Детелич, Мирьяна. «Святая Параскева в балканском контексте» В: Фольклор 121, вып. 1 (2010): 101 (сноска № 12). По состоянию на 24 марта 2021 г. http://www.jstor.org/stable/29534110 .
- ^ Эрбен, Карел Яромир; Стрикленд, Уолтер Уильям. Русские и болгарские фольклорные рассказы . Лондон: Г. Стэндринг. 1907. с. 130.
- ^ Кропей, Моника. Сверхъестественные существа из словенских мифов и сказок . Любляна: Институт словенской этнологии ЗРЦ САЗУ. 2012 год 102. ISBN 978-961-254-428-7
- ^ Капплер, Матиас. Контакты на турецком языке в Юго-Восточной Европе . Пискатауэй, Нью-Джерси, США: Gorgias Press, 2010. с. 256. https://doi.org/10.31826/9781463225612 .
- ^ «Чаша с изображением короля Заххака со змеями, торчащими из его плеч» . Метрополитен-музей . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ Масуди. Золотые луга . Пер. Барбье де Мейнард и Паве де Куртей, 9 тт. Париж: Азиатское общество, 1861.
- ^ Озоглу, Х. (2004). Курдская знать и Османское государство: развитие идентичностей, конкуренция в лояльности и смещение границ . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, стр. 30.
- ^ Замок Захак был заселен в 30 веке. [Замок, обитаемый 30 веков] (на персидском языке). Информационное агентство культурного наследия. 04.03.2007. Архивировано из оригинала 1 октября 2006 г. Проверено 28 мая 2006 г.
- ^ Рождение Дракона: Взгляд за кулисы создания Аждахи | Genshin Impact , получено 30 июля 2021 г.
- ^ Замьяд Яшт, Яшт 19 Младшей Авесты (Яшт 19.19) . Перевод Гельмута Хумбаха; Паллан Ичапория. Висбаден. 1998.
- ^ Зенд-Авеста, Вендидад . Серия «Священные книги Востока». Том. 1. Перевод Джеймса Дарместетера. Издательская группа Гринвуд. 1972. ISBN 0837130700 .
Библиография
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (1975). История зороастризма, Vol. Я. Лейден: Брилл.
- Ингерсолл, Эрнест и др. (2013). Иллюстрированная книга драконов и знаний о драконах . Чиангмай: Книги знатоков. АСИН B00D959PJ0
- Скьярво, ПО (1989). «Аждаха: на древнеиранском и среднеиранском языке » Иранская энциклопедия Том. 3. Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 191–199.
- Халеги-Мотлах, диджей (1989). «Аждаха: в персидской литературе» . Энциклопедия Ираника . Том. 3. Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 199–203.
- Омидсалар, М (1989). «Аждаха: в иранских народных сказках» . Энциклопедия Ираника . Том. 3. Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 203–204.
- Рассел, младший (1989). «Аждаха: Армянский Аждаак» . Энциклопедия Ираника . Том. 3. Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 204–205.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шварц, Мартин. «Трансформации индоиранского человека-змеи: миф, язык, этноархеология и иранская идентичность». Иранские исследования 45, вып. 2 (2012): 275–79. www.jstor.org/stable/44860985.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Обсуждение Аз в Энциклопедии Ираника
- Королевская книга королей: Шах-Наме Шаха Тахмаспа , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Заххаке.