Происхождение курдов
![]() |
Ученые предложили разные теории происхождения названия курд . Недавние исследования предполагают, что оно происходит от среднеперсидского слова, означающего «кочевник» (𐭪𐭥𐭫𐭲 kwrt), или в конечном итоге может быть получено из топонима или названия племени, такого как Киртии или от Кордуэна .
Имя
[ редактировать ]Существуют разные теории о происхождении имени курд . Согласно одной из теорий, оно происходит от среднеперсидского языка как 𐭪𐭥𐭫𐭲 kwrt- , термин, обозначающий «кочевник; обитатель палатки». [ Примечание 1 ] После мусульманского завоевания Персии этот термин был принят в арабский язык как курд и использовался специально для кочевых племен. [ Примечание 2 ]
Утверждалось, что название может в конечном итоге отражать топоним бронзового века Карду , Кар-да . [ 4 ] что также может быть отражено в арабском (кораническом) топониме ٦ūdī (повторно принятом в курдском языке как Cûdî ). [ 5 ] [ 6 ] Начиная с VII века, имя курд становится более известным, поскольку арабы часто использовали его (аль-Акрад). [ 7 ]
Согласно некоторым источникам, к 16 веку, похоже, возникла этническая идентичность, обозначаемая термином курд, среди различных групп Северо-Западного Ирана. [ Примечание 3 ] [ Примечание 4 ] [ Примечание 5 ] [ Примечание 6 ] без ссылки на какой-либо конкретный иранский язык. [ 3 ] [ Примечание 5 ]
Шерефхан Бидлиси в 16 веке утверждает, что существует четыре подразделения «курдов»: курмандж , лур , калхор и гуран , каждый из которых говорит на своем диалекте или языковом варианте. Пол (2008) отмечает, что использование термина « курд» в XVI веке , записанное Бидлиси, независимо от языковой группы, может все еще отражать зарождающуюся северо-западную иранскую «курдскую» этническую идентичность, объединяющую курмандж, калхор и гуран. [ Примечание 7 ]
Этногенез
[ редактировать ]Термин курд используется в 16 веке Шерефханом Бидлиси как охватывающий четыре племенные группы: Курмандж , Лур , Калхор и Гуран , каждая из которых говорит на своем диалекте или языковом варианте. Пол (2008) утверждает, что это знаменует собой зарождающийся этногенез курдов как целостной северо-западной иранской группы, поскольку три из этих четырех групп можно идентифицировать как предков групп, которые сегодня, по крайней мере частично, идентифицируют себя как курды, в то время как Луры не являются курдская группа и действительно принадлежит не к северо-западному иранскому, а к юго-западному иранскому языковому типу. Далее Пол отмечает, что первые тексты, явно написанные на курдском языке, появились в тот же период. [ 12 ]
Группы предшественников
[ редактировать ]Считается, что курдский народ имеет гетерогенное происхождение. [ 13 ] объединение ряда более ранних племенных или этнических групп [ 14 ] включая, возможно, поглощение остатков более ранних неиндоевропейских народов, таких как луллуби , [ 15 ] Маленький , [ 15 ] Куртианы , [ 16 ] Кардиналы . [ 17 ] Однако луллуби и гутии появились еще до прибытия индоиранских народов в регион и, по-видимому, исчезли за некоторое время до их прибытия, и из тех немногих сведений об их языках, которые известны об их языках, нет никаких свидетельств того, что они говорили на индоевропейском языке. Имя Луллуби, по-видимому, хурритское , а известные правители Луллуби носят имена, которые кажутся хурритскими, шумерскими и семитскими. Точно так же гутианский язык не имеет никаких признаков индоевропейского происхождения и, как и луллуби, считается неклассифицированным языком .
Некоторые из них также вобрали в себя некоторые элементы семитского языка . [ 14 ] [ 18 ] и армянский народ. [ 14 ] [ 19 ] [ 20 ]
Курды — иранский народ; Первыми известными индоиранцами в этом регионе были митанни , основавшие королевство на севере Сирии через пять столетий после падения Гутиума , однако митанни говорили на индоарийском языке, более похожем на санскрит и хинди , чем на иранский язык. [ 21 ] Считается, что митанни говорили на индоарийском языке . [ 22 ] или, возможно, предварительно расколовшийся индоиранский язык. [ 23 ] [ 24 ] Мало что известно о происхождении, материальной культуре или языке гути, поскольку современные источники содержат мало подробностей, и ни один артефакт не был точно идентифицирован. [ 25 ] Поскольку в кутянском языке отсутствует текстовый корпус , за исключением некоторых имен собственных, его сходство с другими языками проверить невозможно. Имена кутийско-шумерских царей позволяют предположить, что этот язык не был тесно связан с какими-либо языками региона, включая шумерский , аккадский , хурритский , хеттский и эламитский , а также не был тесно связан с индоевропейскими языками. Кроме того, гутии появились на много столетий раньше предполагаемого прибытия индоевропейцев в Западную Азию.

Ученые XIX века, такие как Джордж Роулинсон , отождествляли Кордуэн и Кардучи с современными курдами, считая, что Кардучи был древним лексическим эквивалентом « Курдистана ». [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] Эта точка зрения поддерживается некоторыми недавними академическими источниками, которые считают Кордуен протокурдским народом. [ 29 ] или как эквивалент современного Курдистана. [ 30 ] Однако некоторые современные ученые отвергают курдскую связь с Кардучи. [ 31 ] [ 32 ] [ 17 ]
Существовало множество форм этого имени, отчасти из-за сложности представления kh на латыни. Само написание Кардучой , вероятно, заимствовано из армянского языка , поскольку окончание -choi представляет собой суффикс множественного числа армянского языка -kh . [ 33 ] Предполагается, что Кардучи говорил на древнеиранском языке. [ 34 ] Похоже, что в них также присутствовали неиранские армянские элементы. [ 35 ]
Легенда , записанная иудейскими учеными, утверждала, что жители Кордуены имели сверхъестественное происхождение, когда царь Соломон устроил бракосочетание 500 еврейских женщин с джиннами (джиннами). [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Эту же легенду использовали ранние исламские авторитеты для объяснения происхождения курдов.
Медианную гипотезу выдвинул Владимир Минорский . [ 41 ] Точка зрения Минорского впоследствии была принята многими курдскими националистами ХХ века. [ 41 ] И. Гершевич дал «часть лингвистического подтверждения» идентификации Минорского, а затем еще один «социолингвистический» аргумент. Гернот Виндфюр (1975) определил курдские диалекты как более близкие к парфянским , хотя и с мидийским субстратом. [ 42 ] Гипотезу о наличии мидийских предков отвергает Мартин ван Брюнессен . [ 41 ] Брюнессен утверждает: «Хотя некоторые курдские интеллектуалы утверждают, что их народ произошел от мидийцев, нет достаточных доказательств, позволяющих предположить такую связь, несмотря на значительный разрыв во времени между политическим доминированием мидийцев и первым свидетельством курдов. [ 41 ] Гарник Асатрян (2009) заявил, что «Центральноиранские диалекты, и в первую очередь диалекты Кашанского региона, а также азари диалекты (иначе называемые южными тати), вероятно, единственные иранские диалекты, которые могут претендовать на звание прямые ответвления мидского... В целом родство между курдским и мидским диалектами не ближе, чем родство между последним и другими северо-западными диалектами — белуджами, талишами, южными диалектами. Каспиан, Заза, Гурани и т. д.». [ 43 ]
Легенды происхождения
[ редактировать ]Существует множество легенд, подробно описывающих происхождение курдов. В легенде о Наврузе злой царь по имени Захак , у которого из плеч росли две змеи, завоевал Иран и терроризировал его подданных; требуя ежедневных жертв в виде мозгов молодых людей. Не зная Захака, дворцовые повара спасли одного из мужчин и смешали мозги другого с мозгами овцы. Спасенным мужчинам было приказано бежать в горы. После этого Кузнец Каве , который уже потерял нескольких своих детей из-за Захака, обучил людей в горах и штурмовал дворец Захака, отрубив головы змей и убив тиранического короля. Каве был провозглашен новым королем, и его последователи сформировали начало курдского народа. [ 44 ] [ 45 ]
В трудах арабского историка X века Аль-Масуди курды описываются как потомки наложниц царя Соломона , порожденные демоном Джасадом. [ 46 ] Узнав, кем они были, Соломон воскликнул: «Гони их (укрудухунна) в горы и долины», что затем предполагает негативный оттенок, например, «выброшенные». [ 46 ] Другой, что они являются потомками наложниц царя Соломона и его ангельских слуг. Их отправили в Европу, чтобы привезти ему пятьсот прекрасных девушек для королевского гарема. Однако, когда они сделали это и вернулись в Израиль, царь уже умер. Таким образом, джинны поселились в горах, сами женились на женщинах, а их потомки стали известны как курды. [ 47 ] [ 48 ]
Гора Джуди (Гути) , расположенная в Северном Курдистане, упоминается в Коране:
И было сказано: «О земля! Проглотите свою воду. И о небо! Удерживай свой дождь». Паводковые воды отступили, и указ был выполнен. Ковчег остановился на горе Джуди, и было сказано: «Долой нечестивцев!»
- Сура Худ (44) [ нужна полная цитата ]

В трудах османско-турецкого путешественника Эвлии Челеби подробно описана еще одна легенда, полученная от армянского историка, известного как Мигдиси , которая связывает историю курдов с их исторической близостью к горе Арарат , которую некоторые религиозные группы считают местом упокоения курдов. Ноев ковчег в повествовании о потопе в книге Бытия :
По словам летописца Мигдиси, первым городом, построенным после Ноева потопа, был город Джуди, за ним последовали крепости Синджар и Мифарикин. Городом Джуди правил Мелик Кюрдим из общины пророка Ноя, человек, проживший не менее 600 лет и объездивший весь Курдистан. Приехав в Мифарикин, ему понравился его климат, и он поселился там, родив много детей и потомков. Он изобрел собственный язык, независимый от иврита. Это ни иврит, ни арабский, ни персидский , ни дари, ни пехлеви; они до сих пор называют его языком кюрдим. Так курдский язык, который был изобретен в Мифарикине и сейчас используется по всему Курдистану, обязан своим названием Мелику Кюрдиму из общины Пророка Ноя. Поскольку Курдистан представляет собой бескрайнюю каменистую полосу гор, существует не менее двенадцати разновидностей курдского языка, отличающихся друг от друга произношением и словарным запасом, так что им часто приходится пользоваться услугами переводчиков, чтобы понимать слова друг друга. [ 49 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Книги ранней исламской эпохи, в том числе содержащие легенды, такие как Шахнаме и среднеперсидский Кар-Намаг и Ардашир и Пабаган , а также другие ранние исламские источники, обеспечивают раннее подтверждение использования термина курд в смысле «иранские кочевники». Ответ: Термин «курд» в среднеперсидских документах просто означает кочевник и обитатель палаток и может быть отнесен к любой иранской этнической группе, имеющей схожие характеристики. [ 1 ] Г. «Ясно, что курт во всех контекстах имеет четко выраженный социальный смысл: «кочевник, палаточный житель». Материалы Пехлеви ясно показывают, что курд в доисламском Иране был социальным ярлыком, еще далеким от становясь этнонимом или термином, обозначающим отдельную группу людей» [ 2 ]
- ^ «Этнический ярлык «курд» впервые встречается в арабских источниках первых веков исламской эпохи; похоже, он относился к определенной разновидности скотоводческого кочевничества и, возможно, к набору политических единиц, а не к языковой группе. : один или два раза упоминаются «арабские курды». К 10 веку этот термин, по-видимому, обозначает кочевые и/или отгонные группы, говорящие на иранском языке и в основном населяющие горные районы к югу от озер Ван и озера. Урмия с некоторыми ответвлениями на Кавказе... Если в то время и существовало курдоязычное подчиненное крестьянство, этот термин еще не использовался для его обозначения». [ 3 ]
- ^ Развитие курдского языка как отдельной диалектной группы на северо-западе Ирана, похоже, происходит в схожие временные рамки; лингвистические новшества, характерные для курдской группы, относятся к новоиранскому периоду (X век и далее). Тексты, явно курдские, впервые появляются в 16 веке. См. Пол (2008): «Любая попытка изучить или описать историю курдского (Кд.) языка(ов) сталкивается с проблемой, заключающейся в том, что со времен Древнего и Среднего Ирана еще не известны никакие предшественники курдского языка; дошедшие до нас курдские тексты могут быть прослежены не ранее 16 века н.э. [...] Следующие звуковые изменения, судя по имеющимся данным, не происходят до NIr. период. Смена поствокального *-m > -v/-w (N-/C-Kd.) — одна из наиболее характерных особенностей курдского языка (например, в крод. nāv/nāw «имя»). Это происходит также в небольшом количестве других WIr. идиомы, такие как вафси, и в некоторых диалектах н-балучи». [ 8 ]
- ^ "Термин курд в средние века применялся ко всем кочевникам иранского происхождения" [ 9 ]
- ^ Перейти обратно: а б «Если мы сделаем шаг вперед к арабскому завоеванию, мы обнаружим, что имя курд приобрело новое значение, став практически синонимом слова «кочевник», если не более уничижительным». [ 10 ]
- ^ «Таким образом, мы обнаруживаем, что примерно в период арабского завоевания единый этнический термин курд (множественное число Акрад) начал применяться к объединению иранских или иранизированных племен». [ 11 ]
- ^ Пол (2008) пишет о проблеме достижения последовательного определения «курдского языка» в континууме северо-западных иранских диалектов. [ 8 ] «Не существует однозначной эволюции курдского языка из среднеиранского, поскольку «со времен Древнего и Среднего Ирана еще не известны предшественники курдского языка; дошедшие до нас курдские тексты датируются не ранее 16 века нашей эры». Павел далее заявляет: «Сама по себе лингвистика, или диалектология, не дает какого-либо общего или однозначного определения того, в какой момент язык становится диалектом (или наоборот). Чтобы достичь более полного понимания трудностей и вопросов, которые поднимает проблема «курдского языка», поэтому необходимо учитывать и неязыковые факторы». [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сафрастян, Курды и Курдистан , The Harvill Press, 1948, стр. 16 и с. 31.
- ^ Асатрян, Пролегомены к изучению курдов, Ирана и Кавказа, Том 13, стр. 1–58, 2009.
- ^ Перейти обратно: а б Мартин ван Брюйсенсен, «Этническая идентичность курдов», в: «Этнические группы в Турецкой Республике », составлено и отредактировано Питером Алфордом Эндрюсом совместно с Рюдигером Беннингхаусом [=Дополнения к Тюбингенскому Атласу Ближнего Востока, Серия B, No. 60] . Висбаден: Др. Людвич Райхерт, 1989, стр. 613–21. [1]
- ^ Хакан Озоглу, Курдские деятели и Османское государство , 2004, SUNY Press, 186 стр., ISBN 0-7914-5993-4 (см. стр. 23).
- ^ Г.С. Рейнольдс, Размышления о двух словах Корана (Иблис и Джуди), с вниманием к теориям А. Минганы , Журнал Американского восточного общества, Том. 124, № 4 (октябрь – декабрь 2004 г.), стр. 675–689. (см. стр. 683, 684 и 687)
- ^ Илья Гершевич, Уильям Бейн Фишер, Кембриджская история Ирана: медианный и ахеменский периоды, 964 стр., Cambridge University Press, 1985, ISBN 0-521-20091-1 , ISBN 978-0-521-20091-2 (см. сноску к стр. 257).
- ^ Озоглу, Хакан (2004). Курдская знать и Османское государство: развитие идентичностей, конкуренция в лояльности и смещение границ . СУНИ Пресс. п. 25. ISBN 978-0-7914-5993-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Людвиг Пауль «ИСТОРИЯ КУРДСКОГО ЯЗЫКА» , Энциклопедия Ираника (2008 г.)
- ^ Владимир Иванон, «Диалект Габрди, на котором говорят зороастрийцы Персии», опубликовано Г. Бардимом, 1940. стр. 42)
- ^ Дэвид Н. Маккензи, «Происхождение курдского языка», Труды филологического общества, 1961, стр. 68–86.
- ^ «Курды» в Энциклопедии ислама . Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл, 2007. Брилл Онлайн. поступил в 2007 г.
- ^ Людвиг Пауль «ИСТОРИЯ КУРДСКОГО ЯЗЫКА» , Энциклопедия Ираника (2008) пишет о проблеме достижения последовательного определения «курдского языка» в континууме северо-западных иранских диалектов. Не существует однозначной эволюции курдского языка из среднеиранского, поскольку «со времен Древнего и Среднего Ирана еще не известны предшественники курдского языка; дошедшие до нас курдские тексты можно проследить не ранее 16 века нашей эры». Людвиг далее заявляет: «Сама по себе лингвистика, или диалектология, не дает какого-либо общего или однозначного определения того, в какой момент язык становится диалектом (или наоборот). Чтобы достичь более полного понимания трудностей и вопросов, которые поднимает проблема «курдского языка», поэтому необходимо учитывать и неязыковые факторы».
- ^ М. Ван Брюнессен, Ага, Шейх и Государство , 373 стр., Zed Books, 1992. стр. 122: «Курды, несомненно, имеют разнородное происхождение. Многие люди жили на территории современного Курдистана в течение последних тысячелетий и почти всю [ sic ? ] они исчезли как этнические или языковые группы.», стр. 117: «Конечно, неверно, что все племена в Курдистан имеет общее происхождение».
- ^ Перейти обратно: а б с Отрывок 1: Буа, Т.; Минорский, В.; Буа, Теория; Буа, Теория; Маккензи, Д.Н.; Буа, Т. «Курды, Курдистан». Энциклопедия ислама. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель и В. П. Генрихс. Brill, 2009. Brill Online «Курды, иранский народ Ближнего Востока, живут на стыке более или менее светской Турции». Отрывок 2: «Классификация курдов среди иранских народов основана главным образом на языковых и исторические данные и не наносит ущерба тому факту, что в них включена сложность этнических элементов». Отрывок 3: «Таким образом, мы обнаруживаем, что в период арабского завоевания существует единый этнический термин курд (множественное число акрад ) начал применяться к объединению иранских или иранизированных племен, среди последних некоторые были автохтонными ( Ḳardū; Tmorik̲h̲/Ṭamurāyē в округе, столицей которого был Alḳī = Elk; Χοθα̑ίται [= al-Ḵh̲uwayt̲h̲iyya]). в кантон Хохойт Сасуна, Ортайе [= аль-Артан] в излучине Евфрата); некоторые были семитами (ср. популярные генеалогии курдских племен), а некоторые, вероятно, армянами (говорят, что племя Мамакан принадлежит к Мамиконийского происхождения)». Отрывок 4: «В XX веке окончательно установлено существование иранского некурдского элемента среди курдов (группа Гуран-Заза)».
- ^ Перейти обратно: а б Томас Буа, Курды , 159 стр., 1966 г. (см. стр. 10).
- ↑ Энциклопедия Ираника, «Кардучи» М. Дандамаева.
- ^ Перейти обратно: а б Илья Гершевич, Уильям Бейн Фишер, Кембриджская история Ирана: медианный и ахеменский периоды , 964 стр., Cambridge University Press, 1985, ISBN 0-521-20091-1 , ISBN 978-0-521-20091-2 (см. сноску к стр. 257). Дандамаев считает кардучей (которые были выходцами из верхнего Тигра вблизи ассирийской и мидийской границ) менее вероятными, чем киртяне , предками современных курдов. Энциклопедия Ираника, «Кардухи» М. Дандамаева Отрывок: «Неоднократно утверждалось, что кардухи были предками курдов, но циртии (куртиои), упомянутые Полибием, Ливием и Страбоном (см. Маккензи, стр. 68– 69) являются более вероятными кандидатами». Однако, по словам Макдауэлла, термин Киртии впервые был применен к селевкидам или парфянским наемникам-пращникам из Загроса , и неясно, обозначал ли он целостную лингвистическую или этническую группу. Дэвид МакДауэлл, Современная история курдов , 515 стр., IBTauris, 2004 г., ISBN 1-85043-416-6 , ISBN 978-1-85043-416-0 (см. стр.9)
- ^ Д. Макдауэлл, Современная история курдов , 504 стр., IB Taris Publishers, 2004. стр.9: «Арабское племя Равадидов, переселившееся в Курдистан в начале эпохи Аббасидов (750 г. н.э.), считалось быть курдом в течение 200 лет, хотя его арабское происхождение было хорошо известно».
- ^ Д. Макдауэлл, Современная история курдов , IB Tauris & Co., 2004. с. 12 «В 1940-х годах в центральном Курдистане было замечено сокращающееся армянское, но говорящее на курдском языке племя со слабым пониманием христианской доктрины, где оно постепенно сливалось с курдским племенем».
- ^ Мартин Ван Брюйсенсен, Геноцид в Курдистане?: Подавление восстания Дерсима в Турции (1937–38) и химическая война против иракских курдов (1988) в Геноциде: концептуальные и исторические аспекты , Джордж Дж. Андреопулос, Научная книга Services Inc., 2002. с. 166 «Многие курды Дерсима частично имеют армянское происхождение. Раньше в Дерсиме проживало большое армянское население. Даже задолго до армянской резни (1915 г.) многие местные армяне добровольно ассимилировались, став курдами-алевитами».
- ^ М. Майрхофер, Арии на Ближнем Востоке – миф? Труды Австрийской академии наук 294.3, Вена, 1974; М. Майрхофер, Этимологический словарь древнеиндоарийского языка, Гейдельберг, 1986–2000, том. IV
- ^ М. Майрхофер, Арии на Ближнем Востоке – миф? Труды Австрийской академии наук 294.3, Вена, 1974; М. Майрхофер, Этимологический словарь древнеиндоарийского языка, Гейдельберг, 1986–2000, том. IV
- ^ Роберт Дрюс, «Приход греков: индоевропейские завоевания в Эгейском море и на Ближнем Востоке», Princeton University Press, Chariot Warfare. п. 61
- ^ Аннелис Камменхубер, «Арии на Ближнем Востоке» (Гейдельберг: Carl Winter Universistätsverlag, 1968. стр. 238. На стр. 238 она указывает, что они говорили на «все еще неразделенном индоиранском языке».
- ^ Брайант, Эдвин; Паттон, Лори Л. (2004). Индоарийский спор . ISBN 9780700714636 .
- ^ Роулинсон, Джордж, Семь великих монархий древнего восточного мира, Том 7 , 1871 г. (копия в Project Gutenberg)
- ^ Дж. Г. Грассе (1909) [1861]. «Гордиен». Орбис латинский; или Список наиболее важных латинских названий мест и стран (на немецком языке) (2-е изд.). Берлин: Шмидт. OCLC 1301238 – через Колумбийский университет.
- ^ Курды. Колумбийская энциклопедия, шестое издание. 2001-07
- ^ Обзор арменоведения, том 21, 1988–1989, стр. 281, Общество арменоведов, Fundação Calouste Gulbenkian, Опубликовано Imprimerie nationale, П. Гетнер, 1989.
- ^ А. Д. Ли, Роль заложников в римской дипломатии с Сасанидской Персией , Historia: Journal of Ancient History, Vol. 40, No. 3 (1991), стр. 366-374 (см. стр. 371).
- ^ Марк Марциак Софен, Гордиена и Адиабена: Три правления Миноры Северной Месопотамии между Востоком и Западом , 2017. [2] стр. 107-1 220-2
- ^ Виктория Арекелова, Гарник С. Асатрян Пролегомены к изучению курдов , Ирана и Кавказа, 2009 [3] стр. 82
- ^ М.Т. Хоутсма, первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг ., ISBN 90-04-08265-4 , см. стр.1133.
- ^ [4] ссылка>М. Чахин, «До греков», с. 109, Джеймс Кларк и компания, 1996 г., ISBN 0-7188-2950-6
- ^ Марциак, Марк, Софен, Гордиена и Адиабена: Три Минорского правления Северной Месопотамии между Востоком и Западом , 2017. [5] стр. 107-1 212-2
- ^ Барон Патрик Бальфур Кинросс, В Тельце: путешествие по азиатской Турции, 1970, 191 страница, см. стр. 89
- ^ Джордж Смит, Журнал Cornhill, том 167, 1954, sp. 228
- ^ Петер Шефер, Кэтрин Хезсер, Талмуд Йерушалми и греко-римская культура, Том 3, Мор Зибек, 2002 г. - 486 страниц, стр. 80
- ^ Адольф Бюхлер, Исследования еврейской истории, Oxford University Press, 1956, 279 страниц, стр. 84
- ^ Исраэль Абрахамс, Адольф Бюхлер, Основы еврейской жизни: три исследования, Arno Press, 1973, 512 страниц, стр. 84
- ^ Перейти обратно: а б с д Хакан Озоглу, Курдские деятели и Османское государство: развитие идентичности, конкуренция в лояльности и смещение границ , SUNY Press, 2004, стр. 25.
- ^ Виндфюр, Гернот (1975), «Изоглоссы: очерк персов и парфян, курдов и мидийцев», Monumentum HS Nyberg II (Acta Ираника-5), Лейден: 457–471
- ^ Г. Асатрян, Пролегомены к изучению курдов , Ирана и Кавказа, Vol. 13, стр. 1–58, 2009 г. (стр. 21 [6] )
- ^ Масуди. Золотые луга . Пер. Барбье де Мейнард и Паве де Куртей, 9 тт. Париж: Азиатское общество, 1861.
- ^ Озоглу, Х. (2004). Курдская знать и Османское государство: развитие идентичностей, конкуренция в лояльности и смещение границ . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, стр. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс, Борис (сентябрь 2014 г.). «Арабские этнонимы (аджам, араб, баду и турок): курдский случай как парадигма размышлений о различиях в средние века» . Иранские исследования . 47 (5): 685. дои : 10.1080/00210862.2014.934149 . ISSN 0021-0862 . S2CID 143606283 .
- ^ Кан, М. (1980). Дети джиннов: в поисках курдов и своей страны . Мичиган: Seaview Books, стр. xi.
- ^ Зораб Алоян. «Курды в Османской Венгрии» . Трансоксиана : Бесплатный журнал востоковедения. Буэнос-Айрес: Университет Сальвадора . 9 декабря 2004 г.
- ^ Ван Брюнессен, М. (2000). Курдистан в 16 и 17 веках, как отражено в «Сеяхатнаме» Эвлии Челеби. Журнал курдских исследований , 3.1:1-11.