Jump to content

Навруз, отмечаемый курдами

(Перенаправлено с Навруз )
Навруз
Навруз
Курды празднуют Навруз в деревне Паллинган .
Тип Национальный, этнический, международный
Значение Новогодний праздник
Дата Обычно 21 марта; но также 19 и 20.
Дата 2023 года Понедельник, 20 марта 2023 г.
в 21:24 по всемирному координированному времени *
Дата 2024 года Среда, 20 марта 2024 г.
в 03:06 UTC *
Частота ежегодный

Навруз или Навруз [ 1 ] ( Курдский : Навруз ) [ 2 ] курдское празднование Навруз ; приход весны и нового года в курдской культуре . Зажжение костров в начале вечера 20 марта является главным символом Навруза у курдов. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

В зороастризме огонь – символ света, добра и очищения. Ангра-Майнью , демоническая противоположность Ахура Мазды , зороастрийцы каждый год бросали вызов большому огню, который символизировал их неповиновение и ненависть ко злу и архидемонам. В курдской легенде праздник отмечает освобождение курдов от тирана и рассматривается как еще один способ продемонстрировать поддержку курдского дела. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Праздник совпадает с мартовским равноденствием , которое обычно приходится на 21 марта. [ 12 ] и обычно проводится с 18 по 24 марта. Фестиваль занимает важное место с точки зрения курдской идентичности для большинства курдов. [ 7 ] [ 8 ] [ 10 ] Хотя празднования бывают разными, люди обычно собираются вместе, чтобы поприветствовать приход весны; они носят традиционную цветную курдскую одежду, танцуют вместе, зажигают костры, чтобы танцевать, прыгают через костер, играют в курдские игры. [ 13 ] [ 14 ] [ 3 ]

Этимология

[ редактировать ]

Слово Навруз представляет собой комбинацию курдских слов New ( нау , что означает «новый») и Рож ( роз , «день»).

Мифология

[ редактировать ]

Приход весны отмечался в Малой Азии еще со времен неолита . Корень этой истории уходит в древние иранские легенды, пересказанные во «Всеобщей истории» ученым Динавари , [ 15 ] «Золотые луга» мусульманского историка Масуди . [ 16 ] « Шахнаме» , поэтический опус, написанный персидским поэтом Фирдоуси около 1000 года нашей эры, и «Шарафнаме», написанный средневековым курдским историком Шерефханом Бидлиси .

Захак , которого курды называют Зухак, [ 7 ] [ 17 ] был злым ассирийским царем, который завоевал Иран , и из его плеч росли змеи. [ 18 ] Правление Заака длилось тысячу лет; его злое правление привело к тому, что весна больше не пришла в Курдистан . [ 7 ] В это время ежедневно приносили в жертву двух молодых людей, а их мозг предлагали змеям Захака, чтобы облегчить его боль. [ 18 ] Однако человек, который отвечал за ежедневное принесение в жертву двух молодых людей, вместо этого убивал только одного человека в день и смешивал его мозги с мозгами овцы, чтобы спасти другого человека. Поскольку недовольство правлением Захака росло, дворянин Ферейдун запланировал восстание. [ 19 ] Восстание возглавил Каве (также известный как Кава) (на языке осетинском Курдалэгон ), кузнец , потерявший из-за Захака шестерых сыновей . [ 18 ] Спасенные от участи принесения в жертву юноши (которые по легенде были предками курдов [ 15 ] [ 16 ] [ 20 ] ) были обучены Каве в армию, которая двинулась к замку Захака, где Каве убил короля молотком. Говорят, что затем Каве поджег склоны холмов, чтобы отпраздновать победу и собрать своих сторонников; весна вернулась в Курдистан . На следующий день [ 7 ]

20 марта традиционно отмечается как день Каве победы над Захаком . Эту легенду курды сейчас используют, чтобы напомнить себе, что они другой, сильный народ, а зажжение костров с тех пор стало символом свободы. [ 7 ] В Наурузе существует традиция прыгать через огонь.

По словам Эвлии Челеби , район ( санджак ) Меркаве в Шахразуре в юго-восточной части Иракского Курдистана назван в честь Каве. [ 21 ] Географ XII века Якут Хамави упоминает Зора (Zur [ 21 ] ), сын Заххака (Аджи Дахака), как основатель знаменитого города Шаразор . [ 22 ]

В Наурузе существует традиция прыгать через огонь.

В 1930-х годах курдский поэт Тауфик Абдулла, желая привить новое курдское культурное возрождение, использовал ранее известную, модифицированную версию истории Кавы. [ 7 ] Он соединил мифы, в которых люди чувствовали себя угнетенными, с Наврузом, тем самым возродив умирающий праздник и сделав его символом курдской национальной борьбы. [ 7 ] [ 23 ]

Обычаи и праздник Навруза

[ редактировать ]

Навруз считается самым важным праздником в курдской культуре и является временем развлечений, таких как игры, танцы, семейные сборы, приготовление особых блюд и чтение стихов. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Празднование Науруза имеет свои местные особенности в разных регионах Курдистана. [ 24 ] Накануне Науруза в южном и восточном Курдистане зажигают костры. Эти огни символизируют окончание темной поры зимы и приход весны, поры света. [ 24 ] Курдский поэт 17-го века Ахмад Хани упоминает в одном из своих стихотворений, как люди, молодежь и пожилые люди, покидают свои дома и собираются в сельской местности, чтобы отпраздновать Навруз. [ нужна ссылка ]

Армянский ученый Мардирос Ананикян [ 27 ] подчеркивает идентичность Навруза и традиционного армянского Нового года Навасарда , отмечая, что только в 11 веке Навасард стал праздноваться в конце лета, а не в начале весны. Он утверждает, что Навруз-Навасард «был сельскохозяйственным праздником, связанным с поминовением умерших […] и направленным на увеличение количества дождей и урожаев». 1 Великим центром армянского Навасарда, как указывает Ананикян, был Багаван, центр огнепоклонства.

Политический подтекст

[ редактировать ]
Навруз в Стамбуле
Навруз в Стамбуле
Навруз в Диярбакыре.

Курдская ассоциация с Наврузом становится все более заметной с 1950-х годов, когда курды на Ближнем Востоке и представители диаспоры в Европе начали принимать его как традицию. [ 28 ] После преследования любого курдского выражения в Турции возрождение празднования Навруз стало более интенсивным и политизированным, а также стало символом курдского возрождения. [ 8 ] К концу 1980-х годов Навруз в основном ассоциировался «с попытками выразить и возродить» курдскую идентичность. [ 28 ]

В 1991 году министр культуры Турции Намик Кемаль Зейбек издал директиву о проведении праздника Навруз. [ 29 ] Во время правления премьер-министра Сулеймана Демиреля Турция узаконила празднование Навруза, назвав его «Невруз» и заявив, что его происхождение находится в Центральной Азии . [ 30 ] Правительство пыталось противостоять растущему курдскому национализму. [ 30 ] Использование курдского написания «Навруз» официально запрещено. [ 31 ] хотя курды до сих пор широко используют его. Несколько турецких газет были привлечены к ответственности за написание слова Навруз. [ 32 ] [ 33 ] В курдских регионах Турции, особенно в Восточной Анатолии , а также в Стамбуле и Анкаре , где проживает большое курдское население, люди собираются и прыгают через костры. [ 8 ] До его легализации РПК , Рабочая партия Курдистана, выбрала дату фестиваля Навруз для организации нападений с целью привлечь внимание к своему делу; [ 8 ] [ 34 ] это привело к тому, что турецкие силы задержали тысячи людей, которых считали сторонниками курдских повстанческих движений. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Во время празднования Навруз в 1992 году турецкое правительство убило более 90 курдских участников. [ 38 ] В 2008 году двое участников были убиты. [ 39 ]

В Сирии курды наряжаются в национальную одежду и встречают Новый год. [ 40 ] По данным Хьюман Райтс Вотч , сирийским курдам пришлось изо всех сил праздновать Навруз, и в прошлом празднование приводило к жестоким репрессиям, которые привели к нескольким смертям и массовым арестам. [ 10 ] [ 41 ] Правительство заявило, что празднование Навруза будет терпеть до тех пор, пока оно не превратится в политическую демонстрацию обращения с курдами. [ 10 ] Во время празднования Навруза в 2008 году сирийские силы безопасности застрелили троих курдов. [ 42 ] [ 43 ]

Курды в диаспоре также празднуют Новый год: курды в Австралии празднуют Навруз не только как начало нового года, но и как Национальный день курдов; [ 9 ] Курды в Финляндии празднуют Новый год как способ продемонстрировать свою поддержку курдскому делу. [ 44 ] По оценкам организаторов, в марте 2006 года в Лондоне Навруз отпраздновали 25 000 человек. [ 45 ]

Ассоциации парков и зелени префектуры Сайтама на севере Токио было отказано в разрешении курдским беженцам провести празднование Навруза в этом городе. Они рассказали The Asahi Shimbun, что неизвестные люди оказывали на них давление по телефону и электронной почте, чтобы они отклонили просьбу курдов; по этой причине директор ассоциации отказал в разрешении на проведение фестиваля, сославшись на возможность того, что протестующие могут появиться и устроить беспорядки в парке. Однако чуть позже, 23 января, ассоциация отозвала свое решение, заявив, что оно было ошибкой, и извинилась перед организаторами фестиваля Навруз. [ 46 ]

Навруз в курдской литературе

[ редактировать ]

Навруз упоминается в произведениях многих курдских поэтов и писателей, а также музыкантов. [ 47 ] Одно из самых ранних упоминаний о Наврузе в курдской литературе принадлежит Мелайе Джизири (1570–1640): [ 48 ]

Без света и огня Любви,
Без Создателя и силы Создателя,
Мы не можем связаться с Юнионом.
(Свет для нас, а ночь темна)

Этот огонь сгущает и омывает Сердце,
Моё сердце требует после этого.
И вот настал Навруз и Новый год,
Когда такой свет поднимается.

Курдская семья в Бисаране , Иран.

Знаменитый курдский писатель и поэт Пирамерд (1867–1950) пишет в своем стихотворении «Навруз» 1948 года : [ 49 ]

Сегодня Новый год. Навруз вернулся.
Древний курдский праздник, полный радости и зелени.
Долгие годы цветок наших надежд был растоптан
Мак весенний был кровью молодости
Это был тот красный цвет на высоком курдском горизонте.
Который нес радостную весть о рассвете народам далеким и близким.
Именно Навруз наполнил сердца таким огнем.
Это заставило юношу принять смерть с преданной любовью.
Ура! Солнце светит с высоких гор родины
Это кровь наших мучеников, которую отражает горизонт
Такого еще не было в истории ни одной нации.
Чтобы грудь девушек служила щитом от пуль.
Нет. Не стоит плакать и скорбеть по мученикам Родины
Они не умирают. Они живут в самом сердце страны.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Томас Буа, Connaissance des Student , 164 стр., 1965. (см. стр. 69)
  2. ^ Абдуррахман Шарафканди ( Хеджар ), Хенбане Борин (Курдско-курдско-персидский словарь) , Soroush Press, 1991, Тегеран, стр. 715
  3. ^ Перейти обратно: а б Ахмади, Камиль, 2009 г.: Еще один взгляд на восток и юго-восток Турции. Публикация ГАББ, Диярбакыр. стр 248 .
  4. ^ «Возможное закрытие политической партии ослабляет Новруз для турецких курдов – Аль-Монитор: независимое, заслуживающее доверия освещение событий на Ближнем Востоке» . www.al-monitor.com . 29 марта 2022 г. Проверено 21 сентября 2023 г.
  5. ^ «Празднование Новруза в Турции» . Аль Арабия на английском языке . 21 марта 2014 г. Проверено 21 сентября 2023 г.
  6. ^ Пламмер, Джо (21 марта 2023 г.). «Навруз: курдское празднование Нового 2023 года – в фотографиях» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 21 сентября 2023 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Мерфи, Дэн (24 марта 2004 г.). «Для курдов день костров, легенд и независимости» . Христианский научный монитор . Проверено 8 марта 2007 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Яник, Лерна К. (март 2006 г.). « Невруз» или «Навруз»? Деконструкция «изобретения» оспариваемой традиции в современной Турции». Ближневосточные исследования . 42 (2): 287. дои : 10.1080/00263200500417710 . hdl : 11693/49511 . S2CID   143682680 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Джапп, Джеймс (2001). Австралийский народ: энциклопедия нации, ее народа и их происхождения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-80789-1 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Йылдыз, Керим; Фрайер, Джорджина (2004). Курды: культура и языковые права . Курдский проект по правам человека. ISBN  1-900175-74-6 .
  11. ^ Вальбек, Остен (1999). Курдские диаспоры: сравнительное исследование курдских сообществ беженцев (миграция, меньшинства и гражданство) . Бейзингсток: Макмиллан. ISBN  0-312-22067-7 .
  12. ^ «Навруз – курдский Новый год» . Би-би-си.
  13. ^ Франц, Дуглас (23 марта 2001 г.). «Журнал Диярбакыра: Там, где много страданий, курды веселятся» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 16 февраля 2007 г. Проверено 8 марта 2007 г.
  14. ^ Макрис, Джина (25 марта 2002 г.). «Курды встречают Новый год» . Журнал Провидения . Архивировано из оригинала 17 декабря 2006 г. Проверено 8 марта 2007 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б ад-Динавари, Ахмад б. Дауд. Китаб аль-Ахбар ат-Тивал. Под редакцией В.Гиргасса. Лейден. 1888 г., см. с. 7
  16. ^ Перейти обратно: а б Хакан Озоглу, Курдские деятели и Османское государство , 2004, SUNY Press, страница: 30. ISBN   0-7914-5993-4
  17. ^ Курдский институт Парижа (март 2001 г.). «Навруз 2001: В Диярбекире празднования собрали 500 000 человек в спокойной обстановке, но в Стамбуле произошло много инцидентов» . Проверено 13 марта 2007 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Уорнер, Марина; Фернандес-Арместо, Фелипе (2004). Мир мифов: Римские мифы . Издательство Техасского университета. ISBN  0-292-70607-3 .
  19. В некоторых современных курдских версиях истории Захака и Кавы Ферейдун не упоминается . ван Брюнессен, Vol. 3, стр. 1–11, 2000. Согласно курдской традиции Ахл-е Хакк (Ярсан), Кава восстал против Захака и помог Ферейдуну заключить Захака в тюрьму на горе Дамаванд . Хадж Нематолла, Шах-Нама-Йе Хакикат, Интишаараат Джейхун (1982).
  20. ^ 05001 Захак. Архивировано 6 марта 2007 г. в Wayback Machine.
  21. ^ Перейти обратно: а б Мартин ван Брюйнессен , «Курдистан в 16 и 17 веках, как отражено в Сеяхатнаме Эльвии Челеби», Журнал курдских исследований , Vol. 3, стр. 1–11, 2000.
  22. ^ Книга Муджама Аль Булдана Якута Хамави , Книга 3, стр: 425-427
  23. ^ Соединение празднования нового года с несправедливостью и угнетением также отражено в коптском праздновании Найруза , хронология которого начинается с того времени, когда Диоклетиан стал римским императором .
  24. ^ Перейти обратно: а б с Х. Беттеридж, Г. Крейенбрук, Хитчинс, Энн, Э.Ир, Филип, Кейт. «ФЕСТИВАЛИ КУРДСКИЕ (СУННИТЫ)» . Энциклопедия Ираника . Проверено 27 января 2015 г. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  25. ^ Ахмади, Камиль 2009: Другой взгляд на восточную и юго-восточную Турцию . Публикация ГАББ, Диярбакыр. стр 248 .
  26. ^ Наций, ООН. «Международный день Навруз» . Объединенные Нации . Проверено 21 сентября 2023 г.
  27. ^ Ананикян, М.Х. (2010). Армянская мифология: истории об армянских богах и богинях, героях и героинях, аде и рае, фольклор и сказки . Лос-Анджелес: IndoEuropean Publishing.com. ISBN  9781604441727 .
  28. ^ Перейти обратно: а б Яник, Лерна К. (2006). « Невруз или Навруз? Деконструкция «изобретения» оспариваемой традиции в современной Турции» . Ближневосточные исследования . 42 (2): 287. дои : 10.1080/00263200500417710 . hdl : 11693/49511 . ISSN   0026-3206 . JSTOR   4284447 . S2CID   143682680 .
  29. ^ Яник, Лерна К. (2006). стр. 287–288
  30. ^ Перейти обратно: а б Yanik, Lerna K. (2006). p.288
  31. ^ Бианет :: Пусть Навруз и Навруз принесут Мир и Весну! Архивировано 22 марта 2008 г. в Wayback Machine.
  32. ^ Мехо, Локман И. (2004). Курдский вопрос во внешней политике США: документальный справочник . Издательская группа Гринвуд. п. 400. ИСБН  978-0-313-31435-3 .
  33. ^ Бойся, Толга. « Навруз» и «Кава» — причина заключения?» . Бианет .
  34. ^ Айкан, Бахар (17 декабря 2014 г.). «Чья традиция, чья идентичность? Политика создания «Невруза» как нематериального наследия в Турции» . Европейский журнал тюркских исследований. Социальные науки о современной Турции (19). дои : 10.4000/ейц.5000 . ISSN   1773-0546 .
  35. ^ «Турецкая полиция арестовывает тысячи» . Би-би-си. 22 марта 1999 г. Проверено 10 марта 2007 г.
  36. ^ Ахмади, Камиль, 2009 г.: Еще один взгляд на восток и юго-восток Турции. Публикация ГАББ, Диярбакыр. стр 248 .
  37. ^ «Курдские активисты арестованы в Турции накануне празднования Навруза» . VOA . 20 марта 2017 г. Проверено 21 сентября 2023 г.
  38. ^ «Курды Турции: убийства, исчезновения и пытки» (PDF) . ХРВ. 21 марта 1993 г. Проверено 21 февраля 2016 г.
  39. ^ «Два демонстранта погибли в ходе столкновений в Турции» . Новости РТЭ . 2008-03-23.
  40. ^ Креенбрук, Филип Г.; Сперл, Стефан Сперл (1991). Курды . Рутледж. ISBN  0-415-07265-4 .
  41. ^ Amnesty International (16 марта 2004 г.). «Сирия: Массовые аресты сирийских курдов и страх перед пытками и другим жестоким обращением» . Международная амнистия. Архивировано из оригинала 19 ноября 2006 г. Проверено 10 марта 2007 г.
  42. ^ Трое курдов убиты в результате стрельбы в Сирии, сообщает правозащитная группа - Ближний Восток. Архивировано 21 марта 2012 г. в Wayback Machine.
  43. ^ «Полиция убила троих курдов на северо-востоке Сирии – группа» . Рейтер . 21 марта 2008 г.
  44. ^ Вальбек, Остен (1999). Курдские диаспоры: сравнительное исследование курдских общин беженцев . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  0-312-22067-7 .
  45. ^ «Лондон празднует Навруз: курдский Новый год» . Лондонец . Март 2006. Архивировано из оригинала 23 мая 2006 года . Проверено 10 марта 2007 г.
  46. ^ «Официальные лица Сайтамы приносят извинения за отказ разрешить курдский фестиваль» . Асахи Симбун . Январь 2024 года. Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 28 января 2024 г.
  47. ^ ван Брюнессен, Мартин (2000). «Транснациональные аспекты курдского вопроса» . Флоренция: Центр перспективных исследований Роберта Шумана, Европейский университетский институт.
  48. ^ Алекси, Сандрин (21 марта 2007 г.). «Навруз û Серсал (Навруз и Новый год)» . Рой Баш. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 22 марта 2007 г.
  49. ^ Мирадели, Камаль (21 марта 2005 г.). «Старик и огонь» . Движение за референдум в Курдистане. Архивировано из оригинала 11 октября 2007 г. Проверено 8 марта 2007 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b161b4b5dab9d761caee401a3bcbed6__1715095260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/d6/2b161b4b5dab9d761caee401a3bcbed6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Newroz as celebrated by Kurds - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)