Навруз, отмечаемый курдами
Навруз Навруз | |
---|---|
Тип | Национальный, этнический, международный |
Значение | Новогодний праздник |
Дата | Обычно 21 марта; но также 19 и 20. |
Дата 2023 года | Понедельник, 20 марта 2023 г. в 21:24 по всемирному координированному времени * |
Дата 2024 года | Среда, 20 марта 2024 г. в 03:06 UTC * |
Частота | ежегодный |
Навруз или Навруз [ 1 ] ( Курдский : Навруз ) [ 2 ] курдское празднование Навруз ; приход весны и нового года в курдской культуре . Зажжение костров в начале вечера 20 марта является главным символом Навруза у курдов. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
В зороастризме огонь – символ света, добра и очищения. Ангра-Майнью , демоническая противоположность Ахура Мазды , зороастрийцы каждый год бросали вызов большому огню, который символизировал их неповиновение и ненависть ко злу и архидемонам. В курдской легенде праздник отмечает освобождение курдов от тирана и рассматривается как еще один способ продемонстрировать поддержку курдского дела. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Праздник совпадает с мартовским равноденствием , которое обычно приходится на 21 марта. [ 12 ] и обычно проводится с 18 по 24 марта. Фестиваль занимает важное место с точки зрения курдской идентичности для большинства курдов. [ 7 ] [ 8 ] [ 10 ] Хотя празднования бывают разными, люди обычно собираются вместе, чтобы поприветствовать приход весны; они носят традиционную цветную курдскую одежду, танцуют вместе, зажигают костры, чтобы танцевать, прыгают через костер, играют в курдские игры. [ 13 ] [ 14 ] [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Слово Навруз представляет собой комбинацию курдских слов New ( нау , что означает «новый») и Рож ( роз , «день»).
Мифология
[ редактировать ]Приход весны отмечался в Малой Азии еще со времен неолита . Корень этой истории уходит в древние иранские легенды, пересказанные во «Всеобщей истории» ученым Динавари , [ 15 ] «Золотые луга» мусульманского историка Масуди . [ 16 ] « Шахнаме» , поэтический опус, написанный персидским поэтом Фирдоуси около 1000 года нашей эры, и «Шарафнаме», написанный средневековым курдским историком Шерефханом Бидлиси .
Захак , которого курды называют Зухак, [ 7 ] [ 17 ] был злым ассирийским царем, который завоевал Иран , и из его плеч росли змеи. [ 18 ] Правление Заака длилось тысячу лет; его злое правление привело к тому, что весна больше не пришла в Курдистан . [ 7 ] В это время ежедневно приносили в жертву двух молодых людей, а их мозг предлагали змеям Захака, чтобы облегчить его боль. [ 18 ] Однако человек, который отвечал за ежедневное принесение в жертву двух молодых людей, вместо этого убивал только одного человека в день и смешивал его мозги с мозгами овцы, чтобы спасти другого человека. Поскольку недовольство правлением Захака росло, дворянин Ферейдун запланировал восстание. [ 19 ] Восстание возглавил Каве (также известный как Кава) (на языке осетинском Курдалэгон ), кузнец , потерявший из-за Захака шестерых сыновей . [ 18 ] Спасенные от участи принесения в жертву юноши (которые по легенде были предками курдов [ 15 ] [ 16 ] [ 20 ] ) были обучены Каве в армию, которая двинулась к замку Захака, где Каве убил короля молотком. Говорят, что затем Каве поджег склоны холмов, чтобы отпраздновать победу и собрать своих сторонников; весна вернулась в Курдистан . На следующий день [ 7 ]
20 марта традиционно отмечается как день Каве победы над Захаком . Эту легенду курды сейчас используют, чтобы напомнить себе, что они другой, сильный народ, а зажжение костров с тех пор стало символом свободы. [ 7 ] В Наурузе существует традиция прыгать через огонь.
По словам Эвлии Челеби , район ( санджак ) Меркаве в Шахразуре в юго-восточной части Иракского Курдистана назван в честь Каве. [ 21 ] Географ XII века Якут Хамави упоминает Зора (Zur [ 21 ] ), сын Заххака (Аджи Дахака), как основатель знаменитого города Шаразор . [ 22 ]
В 1930-х годах курдский поэт Тауфик Абдулла, желая привить новое курдское культурное возрождение, использовал ранее известную, модифицированную версию истории Кавы. [ 7 ] Он соединил мифы, в которых люди чувствовали себя угнетенными, с Наврузом, тем самым возродив умирающий праздник и сделав его символом курдской национальной борьбы. [ 7 ] [ 23 ]
Обычаи и праздник Навруза
[ редактировать ]Навруз считается самым важным праздником в курдской культуре и является временем развлечений, таких как игры, танцы, семейные сборы, приготовление особых блюд и чтение стихов. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Празднование Науруза имеет свои местные особенности в разных регионах Курдистана. [ 24 ] Накануне Науруза в южном и восточном Курдистане зажигают костры. Эти огни символизируют окончание темной поры зимы и приход весны, поры света. [ 24 ] Курдский поэт 17-го века Ахмад Хани упоминает в одном из своих стихотворений, как люди, молодежь и пожилые люди, покидают свои дома и собираются в сельской местности, чтобы отпраздновать Навруз. [ нужна ссылка ]
Армянский ученый Мардирос Ананикян [ 27 ] подчеркивает идентичность Навруза и традиционного армянского Нового года Навасарда , отмечая, что только в 11 веке Навасард стал праздноваться в конце лета, а не в начале весны. Он утверждает, что Навруз-Навасард «был сельскохозяйственным праздником, связанным с поминовением умерших […] и направленным на увеличение количества дождей и урожаев». 1 Великим центром армянского Навасарда, как указывает Ананикян, был Багаван, центр огнепоклонства.
Политический подтекст
[ редактировать ]Курдская ассоциация с Наврузом становится все более заметной с 1950-х годов, когда курды на Ближнем Востоке и представители диаспоры в Европе начали принимать его как традицию. [ 28 ] После преследования любого курдского выражения в Турции возрождение празднования Навруз стало более интенсивным и политизированным, а также стало символом курдского возрождения. [ 8 ] К концу 1980-х годов Навруз в основном ассоциировался «с попытками выразить и возродить» курдскую идентичность. [ 28 ]
В 1991 году министр культуры Турции Намик Кемаль Зейбек издал директиву о проведении праздника Навруз. [ 29 ] Во время правления премьер-министра Сулеймана Демиреля Турция узаконила празднование Навруза, назвав его «Невруз» и заявив, что его происхождение находится в Центральной Азии . [ 30 ] Правительство пыталось противостоять растущему курдскому национализму. [ 30 ] Использование курдского написания «Навруз» официально запрещено. [ 31 ] хотя курды до сих пор широко используют его. Несколько турецких газет были привлечены к ответственности за написание слова Навруз. [ 32 ] [ 33 ] В курдских регионах Турции, особенно в Восточной Анатолии , а также в Стамбуле и Анкаре , где проживает большое курдское население, люди собираются и прыгают через костры. [ 8 ] До его легализации РПК , Рабочая партия Курдистана, выбрала дату фестиваля Навруз для организации нападений с целью привлечь внимание к своему делу; [ 8 ] [ 34 ] это привело к тому, что турецкие силы задержали тысячи людей, которых считали сторонниками курдских повстанческих движений. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Во время празднования Навруз в 1992 году турецкое правительство убило более 90 курдских участников. [ 38 ] В 2008 году двое участников были убиты. [ 39 ]
В Сирии курды наряжаются в национальную одежду и встречают Новый год. [ 40 ] По данным Хьюман Райтс Вотч , сирийским курдам пришлось изо всех сил праздновать Навруз, и в прошлом празднование приводило к жестоким репрессиям, которые привели к нескольким смертям и массовым арестам. [ 10 ] [ 41 ] Правительство заявило, что празднование Навруза будет терпеть до тех пор, пока оно не превратится в политическую демонстрацию обращения с курдами. [ 10 ] Во время празднования Навруза в 2008 году сирийские силы безопасности застрелили троих курдов. [ 42 ] [ 43 ]
Курды в диаспоре также празднуют Новый год: курды в Австралии празднуют Навруз не только как начало нового года, но и как Национальный день курдов; [ 9 ] Курды в Финляндии празднуют Новый год как способ продемонстрировать свою поддержку курдскому делу. [ 44 ] По оценкам организаторов, в марте 2006 года в Лондоне Навруз отпраздновали 25 000 человек. [ 45 ]
Ассоциации парков и зелени префектуры Сайтама на севере Токио было отказано в разрешении курдским беженцам провести празднование Навруза в этом городе. Они рассказали The Asahi Shimbun, что неизвестные люди оказывали на них давление по телефону и электронной почте, чтобы они отклонили просьбу курдов; по этой причине директор ассоциации отказал в разрешении на проведение фестиваля, сославшись на возможность того, что протестующие могут появиться и устроить беспорядки в парке. Однако чуть позже, 23 января, ассоциация отозвала свое решение, заявив, что оно было ошибкой, и извинилась перед организаторами фестиваля Навруз. [ 46 ]
Навруз в курдской литературе
[ редактировать ]Навруз упоминается в произведениях многих курдских поэтов и писателей, а также музыкантов. [ 47 ] Одно из самых ранних упоминаний о Наврузе в курдской литературе принадлежит Мелайе Джизири (1570–1640): [ 48 ]
Без света и огня Любви,
Без Создателя и силы Создателя,
Мы не можем связаться с Юнионом.
(Свет для нас, а ночь темна)
Этот огонь сгущает и омывает Сердце,
Моё сердце требует после этого.
И вот настал Навруз и Новый год,
Когда такой свет поднимается.
Знаменитый курдский писатель и поэт Пирамерд (1867–1950) пишет в своем стихотворении «Навруз» 1948 года : [ 49 ]
Сегодня Новый год. Навруз вернулся.
Древний курдский праздник, полный радости и зелени.
Долгие годы цветок наших надежд был растоптан
Мак весенний был кровью молодости
Это был тот красный цвет на высоком курдском горизонте.
Который нес радостную весть о рассвете народам далеким и близким.
Именно Навруз наполнил сердца таким огнем.
Это заставило юношу принять смерть с преданной любовью.
Ура! Солнце светит с высоких гор родины
Это кровь наших мучеников, которую отражает горизонт
Такого еще не было в истории ни одной нации.
Чтобы грудь девушек служила щитом от пуль.
Нет. Не стоит плакать и скорбеть по мученикам Родины
Они не умирают. Они живут в самом сердце страны.
Галерея
[ редактировать ]-
Курдские студенты исполняют курдские танцы в честь Навруза в Университете Диджле
-
Фестиваль Навруз в Акре , Иракский Курдистан , 2018 год.
-
Курды празднуют Навруз 2018, Танги Сар
-
Празднование Навруз курдами в Стамбуле , 2006 г.
-
Навруз в Иранском Курдистане, 2017 г.
-
Деревенская девушка в Палангане готовится разжечь огонь к Наврузу, 2019 г.
См. также
[ редактировать ]- Езидский Новый год
- Ялда Ночь
- Праздничный день
- Диярбакыр
- Еще один взгляд на восток и юго-восток Турции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас Буа, Connaissance des Student , 164 стр., 1965. (см. стр. 69)
- ^ Абдуррахман Шарафканди ( Хеджар ), Хенбане Борин (Курдско-курдско-персидский словарь) , Soroush Press, 1991, Тегеран, стр. 715
- ^ Перейти обратно: а б Ахмади, Камиль, 2009 г.: Еще один взгляд на восток и юго-восток Турции. Публикация ГАББ, Диярбакыр. стр 248 .
- ^ «Возможное закрытие политической партии ослабляет Новруз для турецких курдов – Аль-Монитор: независимое, заслуживающее доверия освещение событий на Ближнем Востоке» . www.al-monitor.com . 29 марта 2022 г. Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ «Празднование Новруза в Турции» . Аль Арабия на английском языке . 21 марта 2014 г. Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ Пламмер, Джо (21 марта 2023 г.). «Навруз: курдское празднование Нового 2023 года – в фотографиях» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Мерфи, Дэн (24 марта 2004 г.). «Для курдов день костров, легенд и независимости» . Христианский научный монитор . Проверено 8 марта 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Яник, Лерна К. (март 2006 г.). « Невруз» или «Навруз»? Деконструкция «изобретения» оспариваемой традиции в современной Турции». Ближневосточные исследования . 42 (2): 287. дои : 10.1080/00263200500417710 . hdl : 11693/49511 . S2CID 143682680 .
- ^ Перейти обратно: а б Джапп, Джеймс (2001). Австралийский народ: энциклопедия нации, ее народа и их происхождения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-80789-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Йылдыз, Керим; Фрайер, Джорджина (2004). Курды: культура и языковые права . Курдский проект по правам человека. ISBN 1-900175-74-6 .
- ^ Вальбек, Остен (1999). Курдские диаспоры: сравнительное исследование курдских сообществ беженцев (миграция, меньшинства и гражданство) . Бейзингсток: Макмиллан. ISBN 0-312-22067-7 .
- ^ «Навруз – курдский Новый год» . Би-би-си.
- ^ Франц, Дуглас (23 марта 2001 г.). «Журнал Диярбакыра: Там, где много страданий, курды веселятся» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 16 февраля 2007 г. Проверено 8 марта 2007 г.
- ^ Макрис, Джина (25 марта 2002 г.). «Курды встречают Новый год» . Журнал Провидения . Архивировано из оригинала 17 декабря 2006 г. Проверено 8 марта 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б ад-Динавари, Ахмад б. Дауд. Китаб аль-Ахбар ат-Тивал. Под редакцией В.Гиргасса. Лейден. 1888 г., см. с. 7
- ^ Перейти обратно: а б Хакан Озоглу, Курдские деятели и Османское государство , 2004, SUNY Press, страница: 30. ISBN 0-7914-5993-4
- ^ Курдский институт Парижа (март 2001 г.). «Навруз 2001: В Диярбекире празднования собрали 500 000 человек в спокойной обстановке, но в Стамбуле произошло много инцидентов» . Проверено 13 марта 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уорнер, Марина; Фернандес-Арместо, Фелипе (2004). Мир мифов: Римские мифы . Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-70607-3 .
- ↑ В некоторых современных курдских версиях истории Захака и Кавы Ферейдун не упоминается . ван Брюнессен, Vol. 3, стр. 1–11, 2000. Согласно курдской традиции Ахл-е Хакк (Ярсан), Кава восстал против Захака и помог Ферейдуну заключить Захака в тюрьму на горе Дамаванд . Хадж Нематолла, Шах-Нама-Йе Хакикат, Интишаараат Джейхун (1982).
- ^ 05001 Захак. Архивировано 6 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Мартин ван Брюйнессен , «Курдистан в 16 и 17 веках, как отражено в Сеяхатнаме Эльвии Челеби», Журнал курдских исследований , Vol. 3, стр. 1–11, 2000.
- ^ Книга Муджама Аль Булдана Якута Хамави , Книга 3, стр: 425-427
- ^ Соединение празднования нового года с несправедливостью и угнетением также отражено в коптском праздновании Найруза , хронология которого начинается с того времени, когда Диоклетиан стал римским императором .
- ^ Перейти обратно: а б с Х. Беттеридж, Г. Крейенбрук, Хитчинс, Энн, Э.Ир, Филип, Кейт. «ФЕСТИВАЛИ КУРДСКИЕ (СУННИТЫ)» . Энциклопедия Ираника . Проверено 27 января 2015 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ахмади, Камиль 2009: Другой взгляд на восточную и юго-восточную Турцию . Публикация ГАББ, Диярбакыр. стр 248 .
- ^ Наций, ООН. «Международный день Навруз» . Объединенные Нации . Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ Ананикян, М.Х. (2010). Армянская мифология: истории об армянских богах и богинях, героях и героинях, аде и рае, фольклор и сказки . Лос-Анджелес: IndoEuropean Publishing.com. ISBN 9781604441727 .
- ^ Перейти обратно: а б Яник, Лерна К. (2006). « Невруз или Навруз? Деконструкция «изобретения» оспариваемой традиции в современной Турции» . Ближневосточные исследования . 42 (2): 287. дои : 10.1080/00263200500417710 . hdl : 11693/49511 . ISSN 0026-3206 . JSTOR 4284447 . S2CID 143682680 .
- ^ Яник, Лерна К. (2006). стр. 287–288
- ^ Перейти обратно: а б Yanik, Lerna K. (2006). p.288
- ^ Бианет :: Пусть Навруз и Навруз принесут Мир и Весну! Архивировано 22 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Мехо, Локман И. (2004). Курдский вопрос во внешней политике США: документальный справочник . Издательская группа Гринвуд. п. 400. ИСБН 978-0-313-31435-3 .
- ^ Бойся, Толга. « Навруз» и «Кава» — причина заключения?» . Бианет .
- ^ Айкан, Бахар (17 декабря 2014 г.). «Чья традиция, чья идентичность? Политика создания «Невруза» как нематериального наследия в Турции» . Европейский журнал тюркских исследований. Социальные науки о современной Турции (19). дои : 10.4000/ейц.5000 . ISSN 1773-0546 .
- ^ «Турецкая полиция арестовывает тысячи» . Би-би-си. 22 марта 1999 г. Проверено 10 марта 2007 г.
- ^ Ахмади, Камиль, 2009 г.: Еще один взгляд на восток и юго-восток Турции. Публикация ГАББ, Диярбакыр. стр 248 .
- ^ «Курдские активисты арестованы в Турции накануне празднования Навруза» . VOA . 20 марта 2017 г. Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ «Курды Турции: убийства, исчезновения и пытки» (PDF) . ХРВ. 21 марта 1993 г. Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ «Два демонстранта погибли в ходе столкновений в Турции» . Новости РТЭ . 2008-03-23.
- ^ Креенбрук, Филип Г.; Сперл, Стефан Сперл (1991). Курды . Рутледж. ISBN 0-415-07265-4 .
- ^ Amnesty International (16 марта 2004 г.). «Сирия: Массовые аресты сирийских курдов и страх перед пытками и другим жестоким обращением» . Международная амнистия. Архивировано из оригинала 19 ноября 2006 г. Проверено 10 марта 2007 г.
- ^ Трое курдов убиты в результате стрельбы в Сирии, сообщает правозащитная группа - Ближний Восток. Архивировано 21 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Полиция убила троих курдов на северо-востоке Сирии – группа» . Рейтер . 21 марта 2008 г.
- ^ Вальбек, Остен (1999). Курдские диаспоры: сравнительное исследование курдских общин беженцев . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 0-312-22067-7 .
- ^ «Лондон празднует Навруз: курдский Новый год» . Лондонец . Март 2006. Архивировано из оригинала 23 мая 2006 года . Проверено 10 марта 2007 г.
- ^ «Официальные лица Сайтамы приносят извинения за отказ разрешить курдский фестиваль» . Асахи Симбун . Январь 2024 года. Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ ван Брюнессен, Мартин (2000). «Транснациональные аспекты курдского вопроса» . Флоренция: Центр перспективных исследований Роберта Шумана, Европейский университетский институт.
- ^ Алекси, Сандрин (21 марта 2007 г.). «Навруз û Серсал (Навруз и Новый год)» . Рой Баш. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 22 марта 2007 г.
- ^ Мирадели, Камаль (21 марта 2005 г.). «Старик и огонь» . Движение за референдум в Курдистане. Архивировано из оригинала 11 октября 2007 г. Проверено 8 марта 2007 г.