Хаджи Фируз
Хаджи Фируз ( персидский : حاجی فیروز ) или Хвадже Пируз ( персидский : خواجه پیروز ) — вымышленный персонаж иранского фольклора , который появляется на улицах к началу Навруза . Его лицо покрыто сажей, он одет в ярко-красную одежду и фетровую шляпу. Он танцует по улицам, поет и играет на бубне.
Этимология
[ редактировать ]Хаджи , написанный восьмой буквой персидско-арабского алфавита ( حاجى ), имеет значение, не связанное со значением слова Хаджи ; это форма обращения, очень похожая на обращение «сэр» к человеку на английском языке, но при этом человек не является рыцарем . Фируз — это арабизированная версия персидского слова «пируз» , что означает «победитель».
Хадже Пируз — это другая версия термина, состоящая из слова хадже , идентифицируемого как иранский титул, означающий «господин», и неарабизированного слова пируз .
В традиционных песнях он представляется крепостным, пытающимся подбодрить людей, которых он называет своими господами.
Точная история Хаджи Фируза неизвестна. По некоторым источникам, Хаджи Фируз основан на традиции под названием Мир Наврузи . Мир Навруз был комичной фигурой, выбранной для управления муниципалитетом «последние пять дней года» ( Пяндже ). Временный «пятидневный король» ( Шах э Пандж Рузе ) часто выставлял напоказ город с группой певцов и танцоров на празднование Новруза. [ 1 ] [ нужна полная цитата ]
Мехрдад Бахар , выдающийся персидский историк, в 1983 году высказал мнение, что образ Хаджи Фируза может быть получен из церемоний и легенд, связанных с эпосом о принце Сиаваше , которые, в свою очередь, происходят от тех, которые связаны с месопотамским божеством земледелия и скотоводства Таммузом. (шумерский Думузи ). [ 2 ] [ 3 ] Позже утверждалось, что почерневшее лицо Хаджи Фируза символизирует его возвращение из мира мертвых. [ 4 ] его красная одежда — знак крови Сиаваша и возрождения принесенного в жертву божества, а его веселость — это ликование возрождения, типичное для тех, кто несет с собой омоложение и благословение. Бахар предполагает, что имя Сияваксш может означать «черный человек» или «темнолицый человек», и предполагает, что термин «черный» в имени может быть отсылкой либо к почернению лиц участников вышеупомянутых месопотамских церемоний, либо к черные маски, которые они носили на праздниках. [ 5 ]
Хаджи Фируз, черный бази и практика иранского блэкфейса
[ редактировать ]В последнее десятилетие растет число исследований, оспаривающих мифы о происхождении Хаджи Фируза и вместо этого изучающих его связь с реалиями работорговли в Индийском океане и Персидском заливе, а также с практикой блэкфейса. Такие ученые, как доктор Беета Багхулизаде и Париса Вазири, каждый с точки зрения своей дисциплины, истории и сравнительной литературы, связывают Хаджи Фируза с наследием, связанным с работорговлей в Индийском океане и Персидском заливе, а также с практикой, известной как сия- bazi, буквально на персидском языке, черная игра, для исполнения блэкфейса. [ 6 ] [ 7 ] Работа Коллектива чернокожих иранцев также последовательно направлена на борьбу с вредом Хаджи Фируза и выступлений с блэкфейсом, с призывом положить конец выступлениям с блэкфейсом в иранском сообществе и во всем мире. [ 8 ]
Типичные песни
[ редактировать ]Хаджи Фируз Э!
[ редактировать ]Хаджи Фирузе, один день в году,
Все знают, я знаю.
Канун Нового года – один день в году.
Хаджи Фируз э, сал-и йе руз э ( Это Хаджи Фируз, это только один день в году )
Хаме мидунан, ман ам мидунам ( Все знают, я тоже знаю )
Эйд э Навруз э, сал-и йе руз э ( Это Навруз, это только один день в году )
Арбаб э Ходам
[ редактировать ]Мой господин, «Мир вам»!
Мой господин, поднимите голову!
Мой господин, сделайте нам одолжение,
Мой господин, посмотрите на меня!
Мой хозяин, сахарный козел,
Мой господин, почему вы не смеетесь?
Arbāb e xod am, "sammule baleykom" ( Привет, мой господин )
голову, милорд Поднимите .
Arbāb e xod am, lotf-i be mā kon ( Сделай мне одолжение, мой господин )
Arbāb e xod am, be man nigā kon ( Посмотри на меня, мой господин )
Arbāb e xod am, boz-boz e qandi ( Мой господин, козел )
Arbāb e xod am, cerā nemi-xandi? ( Почему бы вам не улыбнуться, милорд? ) [ 5 ]
Бешкан Бешкан
[ редактировать ]перерыв перерыв Перерыв!
Я не ломаюсь; Перерыв!
Я сломаю это здесь, у моего друга проблема
Я там разобью, там друг стаи;
Куда бы я ни рвался, есть друг стада, как же скучно этому бедному негру!
Бешкан бешкан е, бешкан! ( Это щелчок, щелчок! )
Ман неми-шканам, бешкан! ( Я не щелкну, щелкну! )
Injā beškanam, yār gele dāre ( Если я щелкну здесь, этот пожалуется )
Unjā beškanam, yār gele dāre ( Если я туда щелкну, тот пожалуется )
In siah e bichare če qad Howsele смеет! ( Как терпелив этот бедный черный [человек]! )
См. также
[ редактировать ]- Аму Навруз – персонаж иранского фольклора.
- Бальтазар (волхв) - король Аравии и младший из трех волхвов, посетивших Иисуса, изображаемый в виде молодого чернокожего человека, иногда изображаемого белым человеком с черным лицом.
- Бордер Моррис - Коллекция отдельных местных танцев из Херефордшира, Вустершира и Шропшира.
- Кнехт Рупрехт – спутник святого Николая в германском фольклоре.
- Оленцеро - персонаж баскской рождественской традиции, иногда изображаемый в виде грязного угольщика.
- Сиуда-баба - старый польский народный обычай, отмечаемый в пасхальный понедельник.
- Таттамангалам Кутира Вела - Фестиваль черной окраски тела в Керале, Индия.
- Зварте Пит - спутник Святого Николая в фольклоре Нидерландов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Согласно исследованию доктора Махмуда Рох-ол-Амини, основанному на трудах Аллама Мохаммада Газвини о «Мир-Норузи» в начале двадцатого века.
- ^ «Хаджи Фируз как иранский чернолицый: почему ирано-американское сообщество должно положить конец этой традиции» . Иранец . 2018-04-02 . Проверено 2 сентября 2018 г.
- ^ Багхулизаде, Бета (20 июня 2012 г.). «Афро-иранское сообщество: за пределами черного лица Хаджи Фируза, работорговли и музыки бандари » Аджам Медиа Коллектив Получено 0 сентября 2018 г.
- ^ «Норуз» . traditionscustoms.com . Архивировано из оригинала 15 октября 2020 г. Проверено 2 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Надеюсь, Махмуд. «ХАДЖИ ФИРУЗ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 8 января 2012 г.
- ^ <Багулизаде Бита, Мифы о Хаджи Фирузе: расистские контуры иранского менестреля, https://csa Lateral.org/forum/cultural-constructions-race-racism-middle-east-north-africa-southwest-asia-mena -swana/myths-haji-firuz-racist-contours-iranian-menestrel-baghoolizadeh/ >
- ^ Вазири, Париса (2023). Расовая чернота и рабство в Индийском океане: Кинематографический архив Ирана . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN 9781452970196 .
- ^ Призыв положить конец блэкфейсу в иранском сообществе «Коллектив черных иранцев», https://www.collectiveforblackiranians.org/haji-firuz >
Библиография
[ редактировать ]- Ричардсон, Джон. Уилкенс, Чарльз, изд. (1810). Словарь на персидском, арабском и английском языках: в сокращении... . Лондон: Ф. и К. Ривингсон. [OCLC: 5631372]
- Ганунпарвар, MR (1993). В персидском зеркале: образы Запада и жителей Запада в современной иранской художественной литературе . Издательство Техасского университета. LCCN 92039689 . Проверено 28 января 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья Хаджи Фируза в Encyclopædia Iranica
- Персидский Навруз, Ирадж Башири
- Хаджи Фируз: Традиционный вестник Норуза