Навруз в Албании
Часть серии об Ордене Бекташи. Орден Бекташи |
---|
День Навруза ежегодно отмечается в Албании 22 марта как Султан Навруз . В Албании фестиваль отмечает день рождения Али ибн Аби Талиба (умер в 661 г. н. э.) и одновременно приход весны. [1] [2] Объявлен государственным праздником в 1996 году. [3] страны он занимает видное место среди бекташей (из-за их шиитской принадлежности), но приверженцы суннизма , католицизма и православия также «принимают участие в фестивале Навруз, чтобы уважать экуменический дух Албании». [4] Среди этих трех не-бекташи суннитская община Албании, по-видимому, является наибольшим сторонником Невруза. [5] [6] Однако «Лига имамов Албании» выступает против этого праздника и называет его языческим праздником языческого происхождения; только праздники Ид аль-Фитр и Курбан-байрам . они считают, что следует отмечать [7] Прозелитизм, финансируемый ваххабитами и саудовцами, способствовал распространению этой исламской интерпретации, которая, хотя и не обязательно фундаменталистская, «категорически не одобряет ритуалы и практики бакташи, считающиеся чуждыми исламу, включая Навруз». [8]
По словам Джанфранко Бриа: [9]
Бакташи утверждают, что они приняли экуменическую националистическую риторику, чтобы достичь пути примирения (в лучшем случае переговоров) со светскими и многоконфессиональными корнями албанской гражданской религии. В этом смысле празднование Навруза бакташицами преследует две цели. Первая цель — узаконить монополию так называемого мистицизма в албанском обществе, включив в него все, что можно рассматривать как эзотерическое и/или новое, для изображения «албанской экуменической особенности». Второй – привлечь как можно большее количество верующих, особенно молодых (большинство населения), выросших в постсекулярном обществе и увлеченных западными социально-экономическими моделями, путем смешивания традиции бакташи с прогрессивной научной и политический рационализм.
В течение 1990-х годов
[ редактировать ]По случаю фестиваля Навруз в 1991 году Кригджишата (штаб-квартира Бекташи) в Тиране была вновь открыта после коммунистического периода в ходе трогательной церемонии, на которой присутствовала Мать Тереза . [10] Во время фестиваля Навруз 1999 года Наим Фрашери (1846–1900), видный албанский писатель и патриот албанского национального движения , который также был бекташи, был почти канонизирован как « Баба Чести». [11]
Международное влияние
[ редактировать ]Видные лидеры Бекташи организовали публичные празднования Навруза и Ашуры , чтобы «наладить связь между вероисповеданием, нацией и прогрессизмом». [12] Некоторые иностранные факторы, такие как посольство Ирана в Албании и некоторые сети алевитов , часто выражали поддержку этим общественным инициативам и ритуалам. [12] Известно, что иранское правительство оказывало культурную и политическую поддержку, чтобы расширить свое влияние на Балканах , не затрагивая, однако, автономию Бекташи. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бриа 2020 , с. 356.
- ^ Элси 2019 , стр. 2, 322.
- ^ «Невруз в Албании в 2022 году» . officeholidays.com . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ Бриа 2020 , с. 367.
- ^ Бриа 2020 , с. 370, Суннитская община, очевидно, является самым большим сторонником Невруза : исламская община принимает поклонение бакташи, заявляя, что ее доктрина соответствует традиционному исламу в Албании.
- ^ Алгар 1989 , стр. 118–122.
- ^ Бриа 2020 , стр. 370–371.
- ^ Бриа 2020 , с. 371.
- ^ Бриа 2020 , с. 377.
- ^ Элси 2019 , с. 13
- ^ Бриа 2019 , с. 322.
- ^ Jump up to: а б с Бриа 2019 , стр. 322–323.
Источники
[ редактировать ]- Алгар, Хамид (1989). "БЕКТАШИЯ " В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IV/2: Бехруз – Библиографии II . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 118–122. ISBN 978-0-71009-125-3 .
- Бриа, Джанфранко (2019). «Постсоциалистическое суфийское возрождение в Албании: общественная маргинальность или духовная приватизация?». Журнал мусульман Европы . 8 (3). дои : 10.1163/22117954-12341401 .
- Бриа, Джанфранко (2020). «Празднование султана Невруза: между богословскими дебатами и многогранной практикой в современной Албании». Студия Исламика . 114 (3): 355–377. дои : 10.1163/19585705-12341400 .
- Элси, Роберт (2019). Албанские бекташи: история и культура ордена дервишей на Балканах . Издательство Блумсбери. ISBN 9781788315715 .