Текке из Фрашера
Текке из Фрашера | |
---|---|
Родное имя Албанский : Teqeja e Frashëri. | |
![]() | |
Координаты | 40 ° 21'36 ″ с.ш. 20 ° 25'43 ″ в.д. / 40,3601 ° с.ш. 20,4287 ° в.д. |
Часть серии об Ордене Бекташи. Орден Бекташи |
---|
![]() |
Текке Фрашера ( албанский : Teqeja e Frashërit или Насиби Тахир Баба Текке — Бекташи храм и албанский Бекташи текке , основанный в 1781 году и зарегистрированный памятник культуры Албании ) , расположенный во Фрашере , уезд Гирокастер на юге Албании . [ 1 ] Текке сыграл решающую роль в Албанском национальном пробуждении , особенно в националистических движениях конца 19 века, и был одним из самых богатых и почитаемых текке в Албании. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Такья (или текке по-турецки) были центрами исламского мистицизма и теологии, которые представляли собой популярную альтернативу нормативному исламу . [ 3 ]
Текке был основан во времена Али-паши Тепелены . [ 4 ] Насиби Тахир Бабай , местный поэт и мистик, основал текке либо в 1815, либо в 1825 году по возвращении из путешествия по Ближнему Востоку. [ 4 ] [ 2 ] После его смерти в 1835 году, после чего в его честь был построен тирб, который впоследствии стал важным местом паломничества, его сын Юсуф Скендераси взял на себя управление. Текке стал широко известен в Южной Албании. В эпоху Бабы Алуши (1846-1902) текке станет не только центром суфийского мистицизма, но и оплотом албанского национализма. Это повлияет также на работу будущих деятелей Албанского национального пробуждения Шемседдина Сами Фрашери и его братьев Наима и Абдила . 30 мая 1878 года Албанский комитет Янины провел встречу под руководством Бабы Алуши и Абдил Фрашери в качестве контрмеры решениям Сан-Стефанского договора . На встрече было выдвинуто несколько требований к великим державам, которые послужат основой для будущей Призренской лиги . Во время существования Лиги (1878-1881) текке служил штаб-квартирой, и там проводилось множество последующих встреч. [ 5 ] [ 2 ]
В этот период текке служил центром распространения книг на албанском языке (что было объявлено вне закона Османской империей ) и способствовал распространению албанских националистических настроений по всей стране, особенно во время правления Бабы Алуша. За бабой Алушем последовали баба Хюсейн и баба Зейнель Абедин (умер в 1913 году) из Бачки в районе Скрапара ; Баба Зейнель даже предоставил убежище албанскому борцу за свободу Михалу Грамено и его бойцам, нарядив их послушниками-дервишами, чтобы замаскировать их от османских турецких войск, совершивших набег на Текке. Во время своего пребывания Грамено записал, что в текке было великолепно чисто и аккуратно под руководством Бабы Зейнеля Абедина, которого описывали как истинного святого человека, который работал, чтобы помогать бедным. И мусульмане, и христиане глубоко уважали Бабу Абедина, а 15-16 дервишей, служивших под его началом, также были хорошо образованными патриотами, которые сыграли решающую роль в албанском национальном пробуждении, действуя в качестве эмиссаров и проповедников албанских национальных чувств. [ 6 ]
В течение 1909–1910 годов текке способствовали распространению албанских школ и образования в этом районе, и до Первой мировой войны у них было около двадцати дервишей . Он был разрушен греческими войсками Зографоса в июне 1914 года. [ 5 ] [ 7 ] Он был реконструирован при участии американцев албанского происхождения в 1923 году. На Первом национальном конгрессе бекташи, состоявшемся 14–17 января 1921 года в Теке Пришты в районе Скрапар , текке Фрашера представлял Баба Мустафа. Когда в 1930 году был реформирован албанский орден Бекташи , Фрашер стал одним из шести новых административных районов Бекташи в Албании (называемых гьышата ). Лидером с 1930 по 1933 год был Гжыш Мустафа Керези, за ним в 1934–1941 годах следовал Гджыш Мюрат. После Второй мировой войны и коммунистического захвата Албании баба текке - Баба Мехмет Зыкай - был арестован и заключен в тюрьму почти на 15 лет, вплоть до своей смерти в 1959 году. В 1942 году Фрашер стал центром бекташи в районе Пермет , резиденцией префектура Влера в 1945 году, а затем субпрефектура Берат, но утратила статус Гьышатэ примерно в 1950 году. Это был Гьышатэ Ндери (Почетный Гьышатэ) в 1962 году. [ 5 ] [ 8 ]
Во время запрета религий с 1967 по 1991 год в коммунистической Албании он перестал функционировать, но не был уничтожен из-за того, что был прочно связан с патриотическими делами Абдил Фрашери и Призренской лиги . Текке был восстановлен в 1995 году, и пятого сентября здесь отмечают праздник. [ 5 ] [ 9 ]
Священнослужители Бекташи, служившие [ 5 ]
[ редактировать ]- Баба Тахир Насиби Скендераси 1815–1835 гг.
- Юсуф Скендераси 1835–1846 гг.
- Отец Алуша 1846 – 1902 гг.
- Отец Абедин Ибро 1903 -
- Баба Шеме 1913 - 1929 гг.
- Баба Мустафа Керези 1930-1933 гг.
- Баба Мурати 1934-1941 гг.
- Баба Абаз Хильми 1942 – 1945 гг.
- Отец Мехмет Зикай 1945-1959 гг.
- Баба Дервиш Джемаль Шкемби 1960–1967 гг.
- Прогресс Скендераси 1995 - (без администратора)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Религиозные сооружения со статусом «Памятник культуры»» . Национальный комитет Республики Албания по культу. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 28 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Элси, Роберт (2019). Албанские бекташи: история и культура дервишского ордена на Балканах . Лондон: ИБ Таурис. п. 189. ИСБН 978-1-78831-569-2 . OCLC 1108619669 .
- ^ Оливер Йенс Шмитт (2010), Религия и культура в албаноязычной Юго-Восточной Европе , Франкфурт-на-Майне: П. Ланг, полицейский, стр. 39, ISBN 9783631602959
- ^ Jump up to: а б Х. Т. Норрис (1993), Ислам на Балканах: религия и общество между Европой и арабским миром , University of South Carolina Press, стр. 162, ИСБН 9780872499775
- ^ Jump up to: а б с д и Teqeja e Frashërit - Огненный очаг (на албанском языке), штаб-квартира World Bektashi. Архивировано 8 декабря 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Элси, Роберт (2019). Албанские бекташи: история и культура дервишского ордена на Балканах . Лондон: ИБ Таурис. стр. 189–190. ISBN 978-1-78831-569-2 . OCLC 1108619669 .
- ^ Роберт Элси (2010), Исторический словарь Албании , Исторические словари Европы (2-е изд.), Screcrow Press, стр. 40, ISBN 9780810861886 ,
...и, в частности, сожжением и разграблением албанских текке греческими экстремистами во время Балканской войны и Первой мировой войны.
- ^ Элси, Роберт (2019). Албанские бекташи: история и культура дервишского ордена на Балканах . Лондон: ИБ Таурис. стр. 190–192. ISBN 978-1-78831-569-2 . OCLC 1108619669 .
- ^ Элси, Роберт (2019). Албанские бекташи: история и культура дервишского ордена на Балканах . Лондон: ИБ Таурис. п. 192. ИСБН 978-1-78831-569-2 . OCLC 1108619669 .