Влюбленные (племя)
Аманты латынь (альтернативно засвидетельствованы в первоисточниках, как Амантиис или Амантини ( древнегреческий : Άμαντες или Αμαντιείς ; ) : Amantinii ) были древним племенем, расположенным во внутренней части залива Влера к северу от Керавнских гор и к югу от Аполлонии . в южной Иллирии, недалеко от границы с Эпиром , ныне современная Албания . [1] [2] [3] Место их расположения идентифицировано с археологическим поселением Амантия , расположенным над рекой Вьосэ/Аоос . [4] Амантия считается их главным поселением. [5] Аманты также обитали в районе древнего святилища вечного огня под названием Нимфеон . [2]
Аманты впервые появляются в древней литературе в IV веке до нашей эры в Перипле Псевдо-Скилакса как иллирийское племя, граничащее с эпиротскими хаонцами . [6] [7] В эллинистических источниках они упоминаются среди эпиротов . [8] В литературе римских времен они предстают как варвары . [8] В современной историографии ряд ученых считают амантов иллирийцами . [9] а другие считают их эпиротами . [10]
Хотя не было найдено никаких определенных доказательств, подтверждающих создание политической организации амантов как койнон , на ее учреждение указывают археологические находки в этом районе. [11] Племенное государство (возможно, койнон ) амантов и койнон биллионов , организованной по принципу , сегодня считаются важными примерами иллирийской койны аналогичному койнону эпиротов. [12] [11] [13]
Имя
[ редактировать ]Это имя впервые упоминается в Перипле Псевдо-Скилакса в середине IV века до нашей эры. [6] [14] Было высказано предположение, что этноним амантес содержит индоевропейскую основу ab- чередующиеся -m- с -b- встречаются «вода, река», поскольку в греческом языке , [15] [16] в то время как сдвиг -b- на -m- можно встретить во фракийском и иллирийском языках , [16] и характерен для северной части Эгейского региона. [17] Вопрос о том, соответствовало ли имя Амантес замене букв -b- на -m-, остается спорным. [18] Некоторые древние источники объединили термин Абантес с Амантесом , а название территории Абантис с названием Амантия . Стефан Византийский приписал это изменение написания Антигону Гонату , которое впоследствии было принято некоторыми эллинистическими поэтами. [19]
Было высказано предположение, что имена Амантес и Амантия связаны с албанским термином amë/ãmë («русло реки, фонтан, источник»). В частности, название племени Амантес переводится как « прибрежные жители ». [20] Одноимённое иллирийское племя жило в Восточной Славонии . [21]
География
[ редактировать ]Территория Амантов располагалась вокруг левого берега нижней долины Аоос и внутри залива Влёра и была известна как Амантия интерпретировалось древними греками как Абантия . , что в эллинистические времена [22] [23] [19]
Главным центром их племенной общины было идентифицировано археологическое поселение Амантия , расположенное над рекой Вьосэ/Аоос . [5] [4] Город был построен около 450 г. до н.э. на месте протогородского поселения. Уже с самого начала здесь был укрепленный акрополь, окруженный стеной длиной 2,1 км, а также нижний город. Первоначальные стены из неравномерно сложенного известняка были обновлены в IV веке изодомическими слоями тесаного камня . [5]
Территория амантов простиралась к востоку от долины Шушице , где крепости Матохасанай и Церье обозначали самую южную границу их общины, на границе с Хаонией . [24] [23] [25] [26] Эти укрепления ограничивали и защищали страну Амантов от хаонцев. [27] [28] [29] В частности, крепость Матохасанай служила для обеспечения безопасности юго-восточных границ Амантии, обращенных к хаонцам, обосновавшимся в долине Дрино, вокруг их центра Антигонии . [29]
Благодаря стратегическому положению поселения Матохасанай аманты могли контролировать естественный путь из Амантии в Эпир или Македонию . Их территория простиралась на запад до залива Влера и района Орикос , а ее северо-западной границей, по-видимому, был город Трипорт . [23] [25] Канина во Влерском заливе служила основным путем амантов к морю. [24] Трониум , город, расположенный в Абантисе, традиционно был основан древнегреческими колонистами в заливе Влёра, однако его современное местоположение пока не определено, и было предложено возможное размещение в Трипорте или недалеко от Канины. [30] [31] [32] [33]
Территориальное расширение государства амантов больше подходило для организации этно- или койнонского типа, чем для полисной организации. Его территория сочетала в себе сельскохозяйственные угодья и большие горные территории, пригодные для животноводства, летние и зимние пастбища вблизи морского побережья. [25]
Хотя это еще не доказано, некоторые ученые предполагают, что аманты вместе с биллионами, возможно, когда-то составляли часть Атинтании, образуя иллирийскую конфедерацию. [34] [35] [36]
Историография
[ редактировать ]Древний
[ редактировать ]Аманты впервые упоминаются Псевдо-Скилаксом в IV веке до нашей эры, который считал их Иллириоями (иллирийцами). [7] [37] [38] [39] Проксен, придворный историк Пирра в III веке до нашей эры, и лексикограф Исихий перечислили абантов (вариант формы амантов ) среди эпейротаев (эпиротов). [40] [41] [42] Плиний считал их варварами . [42] [8] Павсаний помещает территорию Абантиса в область Теспротии «у Керавнских гор » и приписывает ее колонизацию Абантесу из Эвбеоа. [42] Стефан Византийский считал Аманцию частью земли, населенной иллирийцами, колонизированной абантами. [43] [42]
Современный
[ редактировать ]Их этническое происхождение было предметом споров в современной историографии. [44] Среди историков и археологов Фанула Папазоглу считала их иллирийскими, [45] Арнольд Дж. Тойнби считал, что они говорят на иллирийском языке. [46] в то время как НГЛ Хаммонд считал их греками. [47] Крисула Иоакимиду (1997) утверждает, что их нельзя с уверенностью называть греками и что Плиний, по крайней мере, называет их варварами, однако, по ее словам, они, похоже, не были иллирийцами. [48] Как заявил Виннифрит (2002), некоторые ученые не принимают во внимание свидетельства Плиния о том, что абанты / аманты были варварами, указывая, что Проксен и Исихий называют абантов «эпиротами», однако речь идет об эллинистическом периоде , когда влияние Древней Греции действительно расширилось. в сторону севера. [8]
Этническая принадлежность амантов в современной науке не установлена. [49] Таким образом, ряд ученых считают их иллирийцами . [9] а другие считают их эпиротами . [50]
Эвбейская гипотеза
[ редактировать ]Мифологическая история, засвидетельствованная в работах Павсания , создала родовую связь между ними и абантами ( древнегреческий : Άβαντες ), которые, как утверждалось, были колонистами в Амантии после их возвращения с Троянской войны . [51] [44] Интерпретация топонима Амантия как Абантия, помимо мифологических историй, была рационализирована как часть колонизации Эвбеи. В рамках этой связи местное поселение под названием Трониум носит то же название локровского поселения, расположенного в Эвбее. [22] Хотя в описании Павсания есть некоторая географическая неточность, традиция эвбейской колонизации датируется по крайней мере V веком до нашей эры, а эти топонимы существовали с архаической эпохи (800–480 до н.э.). Аполлонийцы в то время, когда они воздвигли памятник в Олимпии в честь своей победы в Тронии , знали об этих локрско-эвбейских отождествлениях территории, которую они аннексировали. [52] Было высказано предположение, что данные Павсания больше соответствуют поселению эвбейской колонии в Тронии на прибрежном участке Трипорта, расположенном перед Акроцеравскими горами к северо-западу от Аулона ( Влёра ), а не в Амантии на месте Плоча. расположен к югу от долины Аоос во внутренних районах Олона. [53] [54] Данные Павсания были сопоставлены с информацией, предоставленной памятным памятником Аполлону, что позволяет предположить «оппозиционную этническую принадлежность» между греческими колониальными ассоциациями залива Авлон (т. е. областью под названием Абантис ) и варварами внутренних районов. [55] Оба города (Аполлония и Троний) были греческими поселениями. [30]
М. В. Сакеллариу утверждает, что, хотя многие ученые признают историчность эвбейской колонизации, датируемой некоторое время после колонизации Корфу эретрианцами, [56] приходит к выводу, что между амантами и абантами не было прямой связи, но что они оба произошли от более древнего индоевропейского племени, которое он назвал протоабантами, которое поселилось на современном Кавказе, в Албании и Греции. [18] По мнению С. К. Бахуйзена (1976), все научные построения о взаимоотношениях амантов и эвбейских абантов являются вымышленными. [57] Гай Смут (2015) и Кейт Г. Уокер (2004) предложили противоположное направление связи между двумя племенами, которое он датирует EIA ( ок. 1100–850 гг. До н.э.). Вместо колонизации абантов от Арголиды и Эвбеи до Эпира они предполагают, что часть первоначальных абантов двинулась на юг со своей родины в Эпире в центральную Грецию, на Эвбею и так далеко на юг, как Арголида, в рамках дорийской миграции. . [58] [59] По его словам, аманты, оставшиеся в Эпире, стали называться амантами, после сдвига ab/m, типичного для Северного Эгейского моря. [58] По мнению Сакеллариу, корреляция этнических названий Ἄβαντες ( Абантес ) и Ἄμαντες ( Амантес ) от древних, основанная на гипотетическом сдвиге β > μ, считается достаточно сомнительной. [60]
Культура
[ редактировать ]В культуре региона существовал малоизвестный язык и, похоже, не было собственной письменности. [61] В эллинистический период греческое влияние распространилось с юга на север, охватив амантов. [8] В эллинистическую эпоху в Амантии появляются греческие надписи , и ономастика была в основном греческой, однако в надписях 4 века до н.э. были и негреческие имена. [42] [8]
Местная культура охотно заимствовала у греков иконографию и технику. [61] Многие культы Аманции типично греческие ( Зевс , Афродита , Пандемос , Пан ). [42] Другие культы, такие как культ мужского божества плодородия, распространены в южной Иллирии. [62] Похоже, что иконографии этого божества были производными от египетских или италийских иконографий ( Бес - Силен ), главным образом из греческой колонии Тарас , которые были широко распространены в регионе с IV века до н. э., но обогащены весьма стилистическим новшеством. В римский период это божество претерпело трансформации преимущественно восточного влияния. [63] Некоторые называют это божество иллирийским богом плодородия. В действительности бесполезно подходить к древним культам с этнической или национальной точки зрения. [61] Юг Адриатики, очевидно , является регионом религиозных обменов, в котором факты необходимо сместить, прежде чем считать их принадлежащими только одной культуре. [64] широко распространен иллирийско греческий - В регионе был культ нимф. [65] [66] Древнее святилище вечного огня под названием Нимфей было помещено в местности, населенной Амантами и Биллионами , которая также находилась недалеко от Аполлонии . [2] [67]
Стадион Амантия показывает, что койнон Амантов был самым сильным греческим влиянием, несомненно, из-за его морской открытости и непосредственной близости к Аполлонии . [23] Среди амантов, в значительной степени пропитанных древнегреческой культурой, свидетельство о присутствии периполярха и его подчиненных периполоев свидетельствует о принятии эфебических институтов, очень похожих на институты центральной Греции, особенно афинских . считали их эллинами, Аманты в Аманции построили стадион, и жители Дельф записывая их в список теородоков и приглашая принять участие во всеэллинских Пифийских играх , чтобы они могли принять систему обучения молодых людей. люди, очень похожие на те, что используются в городах центральной Греции. [68]
Надписи на латыни появляются после 200 года нашей эры, когда регион стал частью сферы влияния Рима, а затем и Римской империи. [69]
Эллинистическая политическая организация
[ редактировать ]Описывая эллинистическую политическую организацию амантов, ученые до недавнего времени не решались признать существование койнона амантов и скорее говорили об Амантии как о городе-государстве по образцу греческих колониальных городов. Существование койнона амантов (AMANTΩΝ) убедительно подтверждается греческими надписями III-I веков до н. э., недавно обнаруженными на территории иллирийского племени амантов, в частности надписью Матохасанай , свидетельствующей о функции фигуры периполярха ( древнегреческий : περιπολάρχος ). Роль этого деятеля заключалась в руководстве периполиями для обеспечения безопасности государственных границ. До нахождения надписи Матохасанай эта функция была известна в этой области только койнона биллионов для . Крепость Матохасанай, где была найдена надпись, расположена на восточной границе территории Амантов, в стратегическом положении между южной Иллирией и Эпиром, гранича с койноном Хаонцы . [70]
Через посредничество греческих колоний, в частности Аполлонии, институт периполий распространился в соседних коренных общинах, среди балаитов , биллионов , а также амантов, что свидетельствует о принятии эфебий , аналогичных греческим. . [68]
По мнению Липперта и Матцингера (2021), Амантия была резиденцией иллирийского племени амантов, и, по их мнению, как и другие иллирийские города, Амантия не была полисом в греческом стиле . [3] Койнон койнами Амантов и людей , , в организованными койнон Биллионов сегодня считаются наиболее известными иллирийскими виде подобных Койнону Эпиротов. [71] [11] [13]
Сообщество амантов отделилось от Эпиротского государства только в момент падения монархии. Во времена Пирра , его сына Александра II и его потомков Эпир был еще силен и контролировал как южную Иллирию на севере, так и часть Акарнании на юге. В этом контексте неудивительно, что на бронзовых монетах Амантии, начиная с 230 г. ) до ΑΜΑΝΤΩΝ (из Амантов), оба написаны греческими буквами. [72] [73] В том же году Амантия присоединилась к Койнону Эпиротов . [74]
Принимая во внимание археологические и исторические соображения, город Олимпия должен был быть основан в этническом контексте амантов, но впоследствии он был организован как полноценный полис, оторванный от своего этнического контекста. [75] [76] Отрыв от этнического к полису совпал с завоеванием Филиппом V Македонским ряда городов Иллирии . [75]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грин 2007 , с. 382: « Аманты : Жители области Иллирии к югу от Аполлонии в Кераунских горах («Громовержцы»), близ колхийского основания Орикона (см.).
- ^ Jump up to: а б с Бейко и др. 2015 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Липперт и Матцингер, 2021 , стр. 99–100.
- ^ Jump up to: а б Элси 2015 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Липперт и Матцингер 2021 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Шипли 2019 , стр. 62, 115.
- ^ Jump up to: а б Шашель Кос 2005 , с. 276: "Аппиан специально называл атинтанов иллирийским народом, что может соответствовать данным в "Псевдо-Скилаке" (...). Автор "Перипла" различал иллирийские народы, варваров, к северу от Хаонии , то есть булини, ..., атинтаны и амантини, в то время как другие, то есть хаоны, ... и молоссы, которых он не идентифицировал с точки зрения их этнической принадлежности, населяли регионы к югу от Хаонии, жили в деревнях, тогда как Греция началась с греческого полиса Амбракии (ок. 33 г.). В Периплое атинтаны располагались в областях, простиравшихся выше Орика и доходивших до Додоны (ок. 26 г.).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Виннифрит 2002 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б Элси 2015 , с. 2; Кунильон 2006 , с. 27; Цицилис 2007 , с. 745; Пикард 2013 , с. 79; Чешский 2012 , с. 60; Месихович 2014 , с. 116; Страны 2019 , с. 449; Липперт и Матцингер, 2021 , стр. 101-1. 13,
- ^ Хэнш 2012 , с. 75; Варнеке, 2014 г. , стр. 307–308; Смут 2015 , с. 266; Домингес 2020 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с Джаупай 2019 , стр. 450–453
- ^ Шпуза 2022 , с. 13
- ^ Jump up to: а б Зиндель и др. 2018 , стр. 42–43.
- ^ Функе, Мустакис и Хохшульц 2004 , стр. 342.
- ^ Христопулос 1975 , с. 373
- ^ Jump up to: а б Сакеллариу 2018 , с. 89: «Лингвисты, принимая это соотношение, считают, что это одно и то же национальное имя, так как в греческом языке β и μ чередуются перед гласной в Ἀβυδὼν/Ἡμιδον, а изменение β на μ наблюдается в иллирийском и фракийском языках. "
- ^ Смут 2015 , с. 267
- ^ Jump up to: а б Кабанес 2011 , с. 77: (..) амантов северного Эпира нельзя идентифицировать с абантами Эвбеи, которые примерно в конце бронзового века были частью греческого мира в то время, но, возможно, их можно идентифицировать с изолированной частью прото- Абанц, расположенный в районе реки Абас на Кавказе. Более того, есть основания сомневаться в близости этнических названий Абанте- и Аманте- от древних жителей на основании гипотезы о переходе от б к м.
- ^ Jump up to: а б Стокер 2009 , с. 228.
- ^ Чабеж 1996 , стр. 119 (117, 444) : «1. guegue amë «русло реки», «канал», «источник, фонтан»; tosque e preva vijën e ujit më të ëmët и т. д.; мы можем сгруппировать здесь даже название иллирийского племя Амантес как «ревереины», а также название древнего города Амантия на территории современной Плоче;
- ^ Месихович 2014 , стр. 116: «И помимо этого, у иллирийцев встречается еще один подобный случай, т.е. одно и то же название двух общин, так что амантинцы у нас есть в восточной Славонии и совсем южнее почти на границах иллирийского мира. и Эпир».
- ^ Jump up to: а б Домингес-Монедеро 2014 , с. 197: «То, что вся та территория, которая располагалась вокруг нижнего течения реки Аоос, за Валонским заливом (или Влерой), называлась Амантией, интерпретируемой греками как Абантия, это хорошо известно, и не странно, что это омонимия была объяснена ностом абантес43 и тем, что другие древние авторы, менее склонные к мифическим историям, рационализировали ее, просто говоря об эвбейцах, обосновавшихся в Орико, расположенных в том же Влёрском заливе44. Удивительно, однако, что , найти там город под названием Тронио, омоним восточно-локрийского города, который также является одним из тех, которые упоминаются в Гомеровом Каталоге кораблей, но что удивительно, так это найти там город под названием Тронио, омоним восточно-локрийского города. , который также является одним из упомянутых в Гомеровом Каталоге кораблей (илл. II, 533)».
- ^ Jump up to: а б с д Джаупай 2019 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Чип 2020 , с. 216.
- ^ Jump up to: а б с Кабанес 2011 , с. 78.
- ^ Чека и Чека 2017 , стр. 491.
- ^ Чипа 2020 , с. 216: «Древние авторы, но и географический контекст, включают Борши в территорию Хаонского койнона. Плини и Страбон определяют естественную границу Хаонии у Акроцераунских гор101. Дальше на север река Шушица также является вторым барьером, который устанавливает Для Амантеса в этой области центром и пограничным укреплением с Хаонией является Черха, расположенная на правом берегу реки Шушицы. Главный путь Амантов к морю обеспечивает Канина во Влёрском заливе. , тогда как единственной естественной гаванью, которая могла обслуживать амантов на Ионическом побережье, был Панорм, который географически расположен к северу от Борши и до которого можно добраться через долину Кудхеси».
- ^ Jaupaj 2019 , с. 88: «Таким образом, аманты расположены на левом берегу Аоса и занимают территорию, которая простирается к востоку от долины Шушице, на границе с Чаони, где расположена крепость Матохасанай. положение позволяет контролировать естественный путь, который шел из Амантии и продолжался в направлении Эпира или Македонии303 Недавно обнаруженная надпись, происходящая из крепости Матохасанай, отмечает роль периполярков в этом Койноне304 На западе они занимают залив Влера и регион Орикос, а город Трипорт, по-видимому, является северо-западной границей их территории. Койнон объединяет несколько центров вокруг столицы Амантии: Олимпия, Трипорт и более мелкие поселения, такие как Влера и Канина. Тронион, известный только Павсанию, возможно, соответствует местонахождению Трипорта». п. 449: «Амантия считается столицей иллирийского племени Амантес (или Абантес) в стране Атинтанес. 2005 г. Город был основан примерно в 5 веке до н. э. 2006 г. Он расположен недалеко от нынешней деревни Плоча, к юго-востоку от Влёра, в долине Шушице, на коммуникационном пути, идущем из Влёры, который через перевал Севастер соединяется с дорогой, идущей из Биллиса, и позволяет добраться до Эпира (рис. 89). Такое положение делает Аманцию важным перекрестком в торговых отношениях между южными побережье Иллирии и внутренние регионы. Участок площадью 13 га характеризуется изолированным скалистым холмом высотой 613 м среди предгорий, огибающих гору Тартар на юге, территория Амантеса граничит с территорией Амантеса. Хаоны, крепость Матохасанай, обозначающая крайнюю оборону Амантов в этом направлении.
- ^ Jump up to: а б Кабанес и др. 2016 , с. 405: «Надпись, выгравированная на фрагменте сломанной под углом стелы, большая часть которой отсутствует; найдена на валу на очень красивом месте Матохасанай, которая представляет собой крепость, охраняющую вход в страну приходящих Влюбленных. из области Тепелена, то есть границы с Хаонией»; п. 406: «Этот периполярк командует периполиями, роль которых, несомненно, заключается в обеспечении безопасности границ Государства Амантов, юго-восточную оконечность которого, обращенную к хаонам, обосновавшимся в долине Дрино, вокруг их центр Антигонии».
- ^ Jump up to: а б Winnifrith 2002 , стр. 46–47: «На каком-то этапе Аполлония, похоже, захватила Трониум, еще один греческий город, вероятно, расположенный недалеко от Канины».
- ^ Иоакимиду, Криссула (1997). Ряды статуй греческих полисов и лиг позднего архаического и классического периодов (на немецком языке). Издательство Тудув. п. 224. ИСБН 978-3-88073-544-6 .
Город Тронион в соседнем Абантисе
- ^ Зиндел и др. 2018 , с. 346.
- ^ Кабанес 2008 , с. 171; Кабанес 2011 , с. 76
- ^ Jaupaj 2019 , стр. 17–18
- ^ См. 2015 , с. 28
- ^ Чека 2009 , стр. 14.
- ^ Чека 2012 , стр. 60.
- ^ Jaupaj 2019 , стр. 87–88.
- ^ Шипли 2019 , стр. 62, 115.
- ^ Хаммонд 1989 , с. 19.
- ^ Сакеллариу 2018 , с. 89: «Стефан Византий скопировал текст Консула, в котором авантес упоминаются среди других народов Эпира: «хаоны, феспроты, тимфейцы, парайцы, амимоны, авантесы, кассопеи».
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хацопулос 1997 , с. 143: «Павсаний помещает территорию Абантиса в Феспротию «у Керавнских гор» и приписывает ее колонизацию локрианам из Трония и абантам из Эвбеи. Стефан Византий помещает ее в Иллирию, но он также приписывает ее основание эвбейским абантесам. Плиний называет Абанты — «варвары», но историк третьего века до нашей эры Проксен считает их эпиротами, и это мнение повторяет Исихий. Язык надписей, несомненно, греческий, и, в частности, все известные граждане носят греческие имена. типично греческий (Зевс, Афродита, Пандемос, Пан и нимфы).
- ^ Биллербек 2008 , с. 253: " 253. Амантия , часть <страны>, <населенная> иллирийцами, близ <города> Орика и <острова> Корфу, населенная абантами, вернувшимися домой из Трои.368 Каллимах (фр. 12,5 Пфайффер) называет эту местность Амантином. В женской форме жителей еще называют Амантиен.
- ^ Jump up to: а б Кабанес 2011 , стр. 76–77
- ^ Тойнби 1969 , с. 109.
- ^ Папазоглу 1986 , с. 439.
- ^ Хаммонд 1989 , с. 11.
- ^ Иоакимиду, Криссула (1997). Ряды статуй греческих полисов и лиг позднего архаического и классического периодов (на немецком языке). Издательство Тудув. п. 245. ИСБН 3-88073-544-1 .
Абанты или Амантес: варвары? Тронион располагался на территории к северу от Акрокераунских гор, на территории которой располагался так называемый Жил Амантес, имя которого, вероятно, было идентично имени Абантов. Невозможно с уверенностью определить, были ли эти Аманты на самом деле греками или нет. Плиний (Nat. III 145) по крайней мере описывает их как варваров. Однако они, похоже, не были иллирийцами. Абанты или Амантес: варвары? Таким образом, Тронион находился на территории к северу от Акроцераунских гор, где находились так называемые Аманты, чье имя, вероятно, было идентично названию Абантов. Невозможно с уверенностью определить, были ли эти аманты на самом деле греками. Плиний (нат. III 145) по крайней мере называет их варварами. Однако они, похоже, не были иллирийцами.
- ^ Домингес 2020 , с. 80.
- ^ Хэнш 2012 , с. 75; Варнеке, 2014 г. , стр. 307–308; Смут 2015 , с. 266; Домингес 2020 , с. 82.
- ^ Кабанес 2008 , с. 171.
- ^ Домингес-Монедеро 2014 , с. 197: «Хотя в тексте Павсания есть некоторая неточность, например, расположение Аманции и Тронио в Феспротии, когда она находится на границах между Эпиротом, Каонией и Иллирией, и хотя к ностосу могли быть добавлены последовательные слои, правда состоит в том, что эта традиция стара, по крайней мере, с V века до нашей эры, что исключает, что это одна из тех историй эллинистической или римской эпохи, которые имеют тенденцию помещать древние легендарные традиции в различные географические среды. Эти омонимы уже работали с древних времен. времена архаичны, но, по крайней мере, отрывок Павсания и, прежде всего, памятник с эпиграфом из Олимпии придают сообщению определенную древность. Мы не можем сомневаться, что аполлонийцы, когда воздвигают свой памятник в Олимпии, осознают это. Локрийская идентификация — Эвбея той территории, которую они только что аннексировали, и эпических резонансов их действий».
- ^ Кабанес 2011 , с. 76: «Тронион может быть расположен на месте Трипорти, к северо-западу от Влёры, а не на двух других археологических объектах этой области: Маврово, который представляет собой древнюю Олимпу, и Плоча, которая соответствует древней Аманции. Это местоположение Трониона хорошо соответствует данные Павсания, помещающего это... то есть «перед горами Акрокерауны»: насколько это утверждение можно применить к стоянке Трипорта, оно не подходит к стоянке Аманции в деревне Пллохе или что Олимпия в Маврово».
- ^ Кабанес 2008 , с. 171: «потомки эвбейских колонистов, поселившихся в Тронии (Павсаний 5. 22. 2–4), который должен располагаться на археологическом памятнике Трепорт на побережье, к северо-западу от Авлона (Влёра), а не в Амантии, расположенной в деревне Плоча, к югу от долины Аоос, во внутренних районах Влёры».
- ^ Малкин 2001 , стр. 192–193.
- ^ Сакеллариу 2018 , стр. 88–89: «Что касается историчности миграции авантов (или других эвбейцев) из Эвии в Эпир, то она признается многими современными учеными, которые относят ее вскоре после или незадолго до колонизации Корфу эретрианцами... Принимая во внимание эти факты, авантес северного Эпира не могли быть связаны с авантесами Эвии, которые к концу бронзового века были частью греческого мира в то время, но, возможно, были бы сведены к изолированной части прото- -Авантес, расселившиеся в районе реки Аванды на Кавказе. Более того, есть основания усомниться в ассоциации древних национальных названий Авантес и Амантес на основании гипотезы о повороте б > м."
- ^ Бакуизен 1976 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Смут 2015 , с. 266: «В конце бронзового века или в ЭИА (ок. 1100-850 гг. до н.э.) абанты покинули свою родину в Эпире и двинулись на юг, в центральную Грецию (отсюда Абай в Фокиде; абанты в Эвбее) и даже дальше на юг, в Арголиду, в рамках дорийских миграций. Те, кто остался в Эпире, стали известны как аманты после регионального сдвига ab/m, который характерен для Северного Эгейского моря.
- ^ Уокер 2004 , с. 151.
- ^ Сакеллариу 2018 , с. 88–89: «Кроме того, разумно усомниться в ассоциации древних национальных названий Avantes и Amantes на основании поворота b > m».
- ^ Jump up to: а б с Квантин и Димо 2011 , с. 149.
- ^ Квантин и Димо 2011 , с. 150.
- ^ Квантин и Димо 2011 , с. 148.
- ^ Квантин и Димо 2011 , с. 135.
- ^ Анналы 1992 , стр. 135–136.
- ^ Хацопулос 1997 , с. 143.
- ^ Чека и Чека 2017 , стр. 493.
- ^ Jump up to: а б Кабанес и др. 2016 , с. 407
- ^ Кабанес 2011 , с. 98.
- ^ Jaupaj 2019 , стр. 450–453.
- ^ Шпуза 2022 , с. 13: «Таким образом, следует отметить, что Иллирия никогда не составляла единого и централизованного государства40. Политическая организация части иллирийцев была основана на койноне . Наиболее известными среди них были койноны Биллиона и койноны Амантов, организация, подобная организации койнонов Эпиротов . Параллельно этим койнам существовало также Иллирийское королевство, власть которого осуществлялась над одним или несколькими племенами. Царство было более прочным в той части южной Иллирии, где засвидетельствованы короли. еще в веке до нашей эры, хотя проследить их династию можно только с середины III века до нашей эры».
- ^ Кабанес 2011 , с. 75.
- ^ Кабанес, П. (1997). «Развитие поселений». В М.В. Сакеллариу (ред.). Эпир: 4000 лет греческой истории и культуры . Экдотике Афинон. п. 91. ИСБН 9789602133712 .
Археологические раскопки обнаружили ряд кладов монет, которые показывают, что после 232 года эпиротских монет было много в Амантии, а также в Аполлонии.
- ^ Зиндел и др. 2018 , стр. 242.
- ^ Jump up to: а б Шпуза 2017 , с. 43.
- ^ Кабанес 2011 , с. 80.
Библиография
[ редактировать ]- Анамали, Скендер (1992). «Святилища Аполлонии». В Статиусе — Аттилио; Чекколи, Стефания (ред.). Великая Греция и великие святыни родины: материалы тридцать первой учебной конференции по Великой Греции . Материалы учебной конференции по Великой Греции (на итальянском языке). Том 31. Институт истории и археологии Великой Греции. стр. 127–136.
- Бакуизен, Саймон (1976). Халкида-в-Эвбее: железо и халкидианцы за рубежом . Архив Брилла. ISBN 9004045465 .
- Бейко, Лоренц; Моррис, Сара; Пападопулос, Джон; Шепарц, Линн (2015). Раскопки доисторического кургана в Лофкенде, Албания . ООО "ИСД". ISBN 978-1938770524 .
- Биллербек, Маргарет (2008). Ян Феликс Гертнер; Беатрис Висс; Кристиан Зублер (ред.). Стефани Византийская этника . Том. Я: А–Г. Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110202816 .
- Кабанес, Пьер (2008). «Греческая колонизация в Адриатике». В Цецхладзе, Гоча Р. (ред.). Греческая колонизация: отчет о греческих колониях и других поселениях за рубежом . Том. 2. Брилл. стр. 155–186. ISBN 9789047442448 .
- Кабанес, Пьер (2011). «Некоторые вопросы об Амантес / Interrogations sur les Amantes» . Иллирия . 35 : 75–98. дои : 10.3406/iliri.2011.1100 .
- Кабанес, Пьер; Жаупай, Лавдош; Китай, Эрмаль; Трушай, Алекс; Врекай, Башким (2016). «Новые греческие надписи в Албании» (PDF) . Обзор древних исследований . 118 (2). Прессы Universitaires de Bordeaux: 403–411. дои : 10.3406/rea.2016.6776 .
- Чабеж, Экрем (1996). Этимологические исследования в области албанского языка . Том. 4. Академия наук РПО Албании , Институт языкознания и литературы.
- Чека, Неритан (2009). «Атинтаны: обзор их территории и истории / Les Atintanes, un nouvel aperçu de leur territoire et de leur histoire». Иллирия . 34 : 5–23. дои : 10.3406/iliri.2009.1078 .
- Чека, Неритан; Чека, Ольгита (2017). «Надпись Периполярха из замка Матохасанай». В Луане Пержита; Илир Гджипали; Гезим Ходжа; Белиса Мука (ред.). Новые археологические открытия в регионах Албании: материалы международной конференции 30 – 31 января, Тирана 2017 . Том. 1. Ботимет Албанологджике. Академия албанских исследований, Институт археологии. стр. 488–508. ISBN 978-9928-141-71-2 .
- Чека, Ольгита (2012). «Койнон и город. Пример Биллиса». У Г. де Мариниса; ГМ Фабрини Дж. Пачи; Р. Перна; М. Сильвестрини (ред.). Формирующие и эволюционные процессы города Адриатики . Международная серия БАР. Том 2419. Археопресс. стр. 59–64. ISBN 978-1-4073-1018-3 .
- Хацопулос, МБ (1997). «Границы эллинизма в Эпире в древности». В М.В. Сакеллариу (ред.). Эпир: 4000 лет греческой истории и культуры . Экдотике Афинон. ISBN 9789602133712 .
- Христопулос, Джордж А. (1975). Архаический период . Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 373. ИСБН 978-0-271-01199-8 .
- Чипа, Криледжан (2020). «Укрепленное поселение Борши и его роль в фортификационной системе Хаонии». В Луиджи Марии Калио; Джан Мишель Герояннис; Мария Копсачейли (ред.). Укрепления и общества в Западном Средиземноморье: Албания и Северная Греция [ Укрепления и общества в Западном Средиземноморье: Албания и Северная Греция ]. Квазары. ISBN 9788854910430 .
- Кунильон, Патрик (2006). «Путешествие Псевдо-Сцилакса и Адриатики, 17–24». В Чаче, Слободан; Курилич, Анамария; Тассасо, Фрэнсис (ред.). Маршруты древней Адриатики: география и экономика: материалы круглого стола с 18 по 22 сентября 2001 г., Задар . Авзоний. ISBN 2910023826 .
- Домингес, Адольфо (2020). «Греки с обеих сторон: взаимодействие колонистов и местных народов в Древнем Эпире» . Коллоквиум Антиква . 26 :59–91 . Проверено 27 апреля 2023 г.
- Домингес-Монедеро, Адольфо Х. (2014). «Эвбеос и локриос между Ионическим и Адриатическим морями» . Л. Бреглиа, А. Молети (ред.) Гесперия. Традициони, ротте, паэсаджи. Текмерия, 16. Пестум. Пойдем. 2014. С. 189-210 . Проверено 1 декабря 2020 г.
- Элси, Роберт (2015). «Ранняя история Албании» (PDF) . Следя за албанцами: избранные сочинения в области албанских исследований . Том. 16. ISBN 978-1-5141-5726-8 .
- Функе, Питер; Мустакис, Барбара; Хохшульц (2004). «Эпейрос». У Могенса Германа Хансена; Томас Хейне Нильсен (ред.). Опись архаических и классических полисов . Издательство Оксфордского университета . стр. 338–350. ISBN 0-19-814099-1 .
- Галати, Майкл Л. (2002). «Моделирование формирования и эволюции иллирийской племенной системы: этнографические и археологические аналоги». В Уильяме А. Паркинсоне (ред.). Археология племенных обществ . Книги Бергана. ISBN 1789201713 .
- Грин, Питер (2007). Аргонавтика: Аполлоний Родиос . Серия классической литературы. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520253933 . ISSN 1054-0857 .
- Хенш, Рудольф (2012). «Дальновидный Эуэргет и зерновое снабжение маленького города» . Тихе: Вклад в древнюю историю, папирологию и эпиграфику . 27 . Проверено 4 декабря 2020 г.
- Хаммонд, ШФЛУ (1989). «Иллирийские Атинтани, Эпиротические Атинтаны и римский протекторат». Журнал римских исследований . 79 : 11–25. дои : 10.2307/301177 . JSTOR 301177 . S2CID 162831458 .
- Жаупай, Лавдош (2019). Исследования культурных взаимодействий в районе Иллиро-Эпирота с VII по III век до нашей эры. Ж.-К (Диссертация). Лионский университет; Институт и археологии (Албания).
- Липперт, Андреас; Мацингер, Иоахим (2021). Иллирийцы: история, археология и язык . Издательство Кольхаммер. ISBN 9783170377103 .
- Малкин, Ирад (2001). «Греческая двусмысленность: между «Древней Элладой» и «Варварским Эпиром» ». Малкин, Ирад (ред.). Древние представления о греческой этнической принадлежности . Коллоквиумы Центра эллинистических исследований. Том. 5. Центр эллинистических исследований, попечитель Гарвардского университета. стр. 187–212. ISBN 978-0-674-00662-1 .
- Месихович, Салмедин (2014). ΙΛΛΥΡΙΚΗ (Illyricum) (на боснийском языке). Сараево: Философский факультет в Сараево. ISBN 978-9958-0311-0-6 .
- Папазоглу, Фанула (1986). «Политарки в Иллирии». Historia: Журнал древней истории . 35 (4). Франц Штайнер Верлаг: 438–448. JSTOR 4435982 .
- Пикард, Оливье (2013). «Иллирийцы, греческие колонии, монеты и война» . Иллирия . 37 : 79–97. дои : 10.3406/iliri.2013.2428 .
- Кантен, Франсуа; Димо, Арьян (2011). «От Аманции до Аполлонии: Исследования древнего иллирийского божества / D'Amantia à Apollonia: Enquête sur une divinité dans le sud de l'Illyrie Antique». Иллирия (на албанском и французском языках). 35 : 123–153. дои : 10.3406/iliri.2011.1102 .
- Сакеллариу, М.В. (2018). Hellēnika ethnē kata tēn epochē tou chalkou [Греки в бронзовом веке] (на греческом языке). Панепистемиакес Экдосейс Кретес. ISBN 978-960-524-498-9 . Проверено 24 ноября 2020 г.
- Шашель Кос, Марьета (2005). Аппиан и Иллирик . Национальный музей Словении. ISBN 961616936X .
- Шехи, Эдуард (2015). Terra sigillata в южной Иллирии и Хаонии: импорт и местное производство (IIe S. AV. J.-C. -IIe S. AP. J.-C.) . Col·lecció Instrumenta (на французском языке). Полет. 48. Барселона: Университет Барселоны, Публикации и издания. ISBN 978-84-475-4238-3 .
- Шипли, Грэм (2019). Периплус Псевдо-Скилакса: Кругосветное плавание по обитаемому миру: текст, перевод и комментарии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-1789620917 .
- Шпуза, Саймир (2017). Дычек, Петр (ред.). «Скодра и лабеаты. Города, сельские укрепления и территориальная оборона в эллинистический период». Новенсия . 28 . Варшава: Центр исследований древности Юго-Восточной Европы: 41–64. ISBN 978-83-946222-5-1 . ISSN 0860-5777 .
- Шпуза, Саймир (2022). Романизация Южной Иллирии и Хаонии . Коллекция Французской школы Рима. Публикации Французской школы Рима. ISBN 9782728310982 .
- Смут, Гай П. (16 мая 2015 г.). Этническая принадлежность, этногенез и происхождение в Эгейском море раннего железного века как предыстория и через призму «Илиады» (тезис). Гарвардский университет, Высшая школа искусств и наук.
- Стокер, Шэрон Р. (2009). Иллирийская Аполлония: к новому Ктисису и истории развития колонии .
- Тойнби, Арнольд Дж. (1969). Некоторые проблемы греческой истории . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192152497 .
- Цицилис, Ч. (2007). «Греческий и иллирийский». В А.-Ф. Кристидис (ред.). История древнегреческого языка: от истоков до поздней античности . Издательство Кембриджского университета. стр. 745–751. ISBN 978-0521833073 .
- Уокер, Кейт Г. (2004). Архаическая Эретрия: политическая и социальная история от древнейших времен до 490 г. до н.э. Лондон: Рутледж. ISBN 0-203-49108-4 .
- Варнеке, Хайнц (2014). «Ликофрон и западно-греческий остров Мелита» (PDF) . Богословие (на немецком языке). 85 . Проверено 4 декабря 2020 г.
- Виннифрит, Том (2002). Бесплодные земли, пограничные земли: история Северного Эпира/Южной Албании . Дакворт. ISBN 978-0-7156-3201-7 .
- Зиндел, Кристиан; Липперт, Андреас; Лахи, Башким; Киль, Махиэль (2018). Албания: Путеводитель по археологии и искусству от каменного века до XIX века (на немецком языке). Ванденхук и Рупрехт. ISBN 9783205200109 .