Амантия
Амантия | |
Альтернативное название | Ἀβάντια, Абантия |
---|---|
Расположение | Плоц, уезд Влёра , Албания |
Область | Иллирия , Эпир |
Координаты | 40 ° 22'44,6 "с.ш. 19 ° 41'55,8" в.д. / 40,379056 ° с.ш. 19,698833 ° в.д. |
Тип | Урегулирование |
История | |
Периоды |
|
Культуры |
|
Примечания к сайту | |
Право собственности | Правительство Албании |
Амантия ( греч . Ἀμάντια, Ἀβάντια ; латынь : Amantia ) — древний город и главное поселение амантов , традиционно располагавшееся на юге Иллирии в классической античности. В эллинистические времена город был частью Иллирии или Эпира . В римские времена он был включен в состав Эпира-Нова , в провинции Македония . [1] Это место было идентифицировано как деревня Плоче , уезд Влёра , Албания. [2] объявило Аманцию археологическим парком . 7 апреля 2003 года правительство Албании [3]
Массивные стены Амантии были построены до конца IV века до нашей эры, и литературные источники сообщают, что они были основаны в Иллирии, а не в Эпироте или Македонии . Позже Амантия приобрела атрибуты эллинистического города. [4] В 230 г. до н. э. Амантия вошла в состав Койнонского Эпира . [5] Примерно в начале 2-го века до нашей эры Амантия принимала священных древнегреческих посланников, известных как теорои , которых имели право принимать только города, считавшиеся греческими. Время, прошедшее до того, как иллирийские города были задокументированы в списке теородоков, проясняет, что аккультурация действительно имела место в южной Иллирии; однако это указывает на то, что процесс был постепенным. [6]
Амантия занимала важную оборонительную позицию над долиной реки Аоос/Вьосэ на востоке, а также на дороге к побережью и заливу Олон . На археологическом участке Плоче храм , посвященный Афродите , театр и стадион . также были найдены [7]
Этимология
[ редактировать ]Псевдо-Скилакс ( Перипл . 26) и Ликофрон ( Александра . 1043) зафиксировали топоним Ἀμάντια, Амантия . В Дельфийском списке теородоков указана форма Ἀβάντια, Abantia . Город-этнос записан как Ἀμάντιεύς, Амантиус у Псевдо Скилакса (27). [2] Демонимом города был Амантиус ( древнегреческий : Ἀμάντιεύς ). [2]
Имя Амантия и племенное имя Амантес были связаны с албанским термином amë/ãmë («русло реки, фонтан, источник»). [8] Было высказано предположение, что корневая морфема *Amant-, возможно, была «варварской» версией *Abant- по отношению к Abantes . [9] Имя Амантия принято считать иллирийским . [10] Топоним соответствует Аманции на юге Италии, которая связана с иллирийскими движениями через Адриатику ( япигийцы ) в древности. [11] Одноименное иллирийское племя жило в Восточной Славонии . [12]
История
[ редактировать ]Самым ранним из письменных источников, зафиксировавших топоним Амантия, является Перипл Псевдо-Скилакса (4 век до н.э.), в котором он упоминается как город в Иллирии. [13] Указывая его как единственное место между двумя полисами Аполлонии . и Орикоса , отчет о Псевдо-Скилаксе предполагает, что Амантия имела какое-то важное значение Похоже, что в Перипле топоним Амантия обозначает территорию, а не городской центр полиса. [2] Было высказано предположение, что в « Перипле» Орикос идентифицируется как греческий город, расположенный на территории Аманции, причем последняя рассматривается как иллирийский город. [14] Ликофрона Александра (3 век до н.э.) свидетельствует об Амантии как о полисе в городском смысле. [2]
Традиция, сообщенная Павсанием (2 век нашей эры), утверждает, что поселение было основано локрами из соседнего Трония и Абантом из Эвбеи . [15] Стефан Византий - на основе Павсания - упоминает, что Амантия была основана на территории Иллирии эвбейскими абантами, «вернувшимися с Троянской войны». [16] [17] По другой легенде, сообщенной Ликофроном в его «Александре» , Эльпенор , который на самом деле умер в Трое, и абанты с Эвбеи отправились на остров Отронос и были изгнаны стаями змей в землю Атинтанов к городу Амантия. [18] [19] Было высказано предположение, что данные Павсания больше соответствуют поселению эвбейской колонии в Тронионе на прибрежном участке Трипорта, расположенном перед Акроцеравскими горами к северо-западу от Аулона , а не в Амантии на участке Плоч, расположенном к югу от Авлона. Долина Аоос во внутренних районах Олона. [20] [21] Данные Павсания были сопоставлены с информацией, предоставленной памятным памятником Аполлону , что позволяет предположить «оппозиционную этническую принадлежность» между греческими колониальными ассоциациями залива Авлон (т. е. областью под названием Абантис ) и варварами внутренних районов. [22]
Амантия располагалась на территории амантов , которые были описаны как иллирийский народ в Перипле Псевдо-Скилакса (середина 4 века до н.э.), [23] как Эпироты Проксена ( 3 век до н. э.) и Исихия, и как варвары Плиния Старшего . [16] Он расположен на склоне высокого холма, и укреплен только его акрополь . Массивные стены Амантии считаются иллирийским фундаментом и датируются концом 4 века до нашей эры. [4]
Город был построен около 450 г. до н.э. на месте протогородского поселения. Уже с самого начала здесь был укрепленный акрополь, окруженный стеной длиной 2,1 км, а также нижний город. Первоначальные стены из неравномерно сложенного известняка были обновлены в IV веке изодомическими слоями тесаного камня . [24] К IV веку или позже это место превратилось в город, во многом организованный по греческой модели, приобретший атрибуты эллинистического города . [25] [4] Было высказано предположение, что с точки зрения укреплений, каменной кладки и общей архитектуры, языка и религии Амантия имеет те же черты, что и остальные поселения греческого мира того времени. [26] Но предполагалось также, что, как и другие иллирийские города, Амантия не была полисом греческого типа. [24] Амантия была одним из главных городов и племенных центров Эпира в эллинистический период. [27]
Во второй половине 4-го века Амантия принимала священных послов теороев из Аргоса , южная Греция, что свидетельствует о том, что к местным жителям относились как к грекам. [28] К III веку до нашей эры город экономически окреп и начал чеканить собственные монеты. В 230 г. до н.э. Амантия присоединилась к Койнону Эпиротов . [29] Тот факт, что Амантия получила теорои из Дельф в начале II века до нашей эры, указывает на то, что она числилась среди греческих городов в районе к северу от Акроцераунских гор. [30]
В 168 г. до н. э. во время 3-й иллирийско-римской войны Аманция поддержала римскую сторону. В середине II века до нашей эры Аманция оказалась в союзе с Аполлонией, скорее всего, в рамках единой проримской политики против различных иллирийских государств. [31] После аннексии региона римлянами (148 г. до н.э.) город стал частью римской провинции Македония , а затем Эпир-Новус . На протяжении всего римского периода Амантия была civitas libera . [32] Амантия была одним из процветающих поселений Эпира в течение последних двух столетий до нашей эры. [33]
Евлалий, один из восточных епископов на Сардикском соборе , который отказался признать за ним право отменить осуждение Афанасия Александрийского и удалился всем составом в Филиппополь , вероятно, был епископом этого города, но некоторые думают, что он был епископом Амасии . [34] [35] [36] [37] В начале IV века была возведена базилика . [38] Больше не являясь жилым епископством , Амантия сегодня внесена в список Католической церкви как титулярная кафедра . [39]
Амантия — археологический парк Албании 7 апреля 2003 , спроектированный правительством Албании года . [3]
Культура
[ редактировать ]В культуре региона существовал малоизвестный язык и, похоже, не было собственной письменности. [40] Городская организация Амантии возникла в период более широкой эволюции поселений на большей территории Эпира в результате предыдущего развития молоссийских городов. [41] Первые надписи в Амантии появляются в IV веке до нашей эры, в эпоху эллинизма , и выполнены на греческом языке. Ономастика в основном греческая, с некоторыми негреческими именами. [42] Местная культура охотно заимствовала у греков иконографию и технику. [40] Многие культы Аманции относятся к типичному греческому пантеону, например , Зевс , Афродита , Пандемос и Пан . [43] Культ Афродиты, вероятно, восходит к архаической эпохе – в таком случае Амантия была одним из первых поселений в регионе, поклоняющихся богине. [44] — или из эллинистической эпохи вместе с культом Афины . [45] Храм Афродиты в Амантии является примером эллинистического влияния на современную Албанию через контакты с близлежащими греческими колониями. [46] культ Геракла . В городе также подтвержден [47] Аполлон также был среди выдающихся божеств, которым поклонялись в Амантии, а также в близлежащих коринфских колониях и близлежащих поселениях в сегодняшней северо-западной Греции и южной Албании. [48] но и в близлежащих молоссских городах. [49]
Другие культы, такие как культ мужского божества плодородия, распространены в южной Иллирии. [50] По-видимому, иконографии этого божества были производными от египетских или италийских иконографий ( Бес - Силен ), главным образом из греческой колонии Тарас , широко распространённых в регионе с IV века до нашей эры, но обогащенных весьма стилистическим новшеством. В римский период это божество претерпело трансформации преимущественно восточного влияния. [51] Некоторые называют это божество иллирийским богом плодородия. В действительности бесполезно подходить к древним культам с этнической или национальной точки зрения. [40] Юг Адриатики, очевидно , является регионом религиозных обменов, в котором факты должны быть сдвинуты, прежде чем считать их принадлежащими только одной культуре. [52] Иллирийско . - греческий культ нимф был широко распространен как в регионе, так и в Аманции [53] [54] Древнее святилище вечного огня под названием Нимфеон находилось в местности вблизи Амантии и Амантеса . [55] [56] Процветание Амантии в эллинистическую эпоху могло объяснить двуязычие поселения в тот период. [57]
На основании языка, институтов, должностных лиц, ономастики, городского планирования и укреплений историки Н. Г. Л. Хаммонд (1989) описали его как греческий город. [58] [26] Шашель Кос (1986), [59] Хацопулос (1997), [30] Рудольф Хенш (2012), [60] и как греческий город в южной Иллирии, на территории иллирийского племени Амантов Фанулой Папазоглу (1986). [61] Экштейн (2008) и Лазаньи (2019) описали его как эллинизированный иллирийский город-государство. [62] и как иллирийский город Ольгиты Чека (2012), [63] и Яупай (2019). [64] Виннифрит считал, что массивные стены Амантии были построены в Иллирии, а не в Эпироте или Македонии, и что это место позже приобрело атрибуты эллинистического города. [4] Месихович (2014) описал Аманцию как иллирийский город, построенный и управляемый по греческой модели. [65] Пападопулос (2016) описал его как место проживания коренных народов, которое к IV веку до нашей эры или позже превратилось в город, организованный во многом по греческой модели. [25] По мнению Липперта и Матцингера (2021), как и другие иллирийские города, Амантия не была полисом греческого типа. [24]
В римскую эпоху использование римлянами греческого языка для обращения к туземцам рассматривалось не только как жест доброй воли, но и как попытка способствовать сближению между этими общинами. [57] двуязычная надпись II века нашей эры на греческом и латыни, относящаяся к имперским временам Над фонтаном в деревне Плоча находится . Это показывает, что создание римской провинции Македония в 148 г. до н. э. привело к заселению латиноязычного населения вплоть до Аманции. Двуязычная надпись также может свидетельствовать о том, что на древнем месте Плоса находился латинский анклав и что город процветал около 200 г. н. э.; возможно, дело также в характере текста, требующем использования обоих языков. [66]
Чеканка монет
[ редактировать ]Нумизматический материал, обнаруженный в Амантии, показывает, что более многочисленные монеты имели республиканское эпиротское происхождение, за ними следовали монеты с местной легендой, которых было меньше. Территориальная близость к койнону Эпирота объясняет преобладающую роль монет этого соседнего государства. Символы, которые появляются на бронзовых монетах Аманции, — это Зевс / молния , Диона / трезубец и Артемида / наконечник копья , которые были взяты из Эпира. Сообщество амантов отделилось от Эпиротского государства лишь в момент падения монархии. Во времена Пирра , его сына Александра II и его потомков Большой Эпир был еще силен и контролировал как южную Иллирию на севере, так и часть Акарнании на юге. В этом контексте неудивительно, что на бронзовых монетах Амантии, начиная с 230 г. до н.э., использовались символы эпиротской традиции, к которой привыкли жители города, и лишь легенда на монетах была изменена с ΑΠΕΙΡΩΤΑΝ (эпиротов ) до ΑΜΑΝΤΩΝ (из Амантов), оба написаны греческими буквами. [67] [68]
Учреждения
[ редактировать ]Организация Амантии весьма похожа на организацию полиса, а не федеративного государства. [69] Местные официальные титулы и учреждения отражают типичные названия греческого поселения того времени, такие как: пританис ( греч . πρύτανις , «тот, кто председательствует»), грамматеус ( греч . γραμματεύς , «секретарь»), токсархис, агонотет и буль . [16]
Город был окружен стеной длиной около 2100 метров. На севере был построен большой форт с двумя воротами и двумя оборонительными башнями.
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хоти 2022 , стр. 245, 249; Липперт и Матцингер 2021 , с. 100; Кунстманн 2019 , с. 92; Бол, Хёкманн и Шольмейер, 2008 г. , с. 50; Уилсон 2006 , с. 266; Эрнандес, 2017 г. , стр. 257–258; Хаммонд 1992 , с. 37; Дмитриев 2005 , с. 147; Функе, Мустакис и Хохшульц 2004 , с. 342; Пояни 1999 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б с д и Функе, Мустакис и Хохшульц 2004 , с. 342.
- ^ Jump up to: а б Ты, Себастьяно. «Финансовое управление и структура управления системой археологических парков в Албании: особое внимание: археологические парки: Аполлон и Антигона» (PDF) (на албанском языке). Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). п. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2020 г. Проверено 22 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Виннифрит 2002 , с. 58: «Однако в Южной Албании есть некоторые другие места, которые нельзя отнести к внезапному наступлению Македонии или Молосса, в частности Амантия, Биллис и Сельце, которые некоторые считают Пелием, где Александр Македонский вел тяжелую кампанию. Их массивные стены были построены до конца четвертого века, и литературные источники говорят о них как об иллирийских, а не эпиротских или македонских основаниях. Позднее Амантия и Биллис приобрели атрибуты эллинистического города».
- ^ Зиндел и др. 2018 , стр. 242.
- ^ Стокер 2009 , с. 309: «В аргивский список также вошли два конкретных города в Хаонии, Финикия и Химара, оба из которых, должно быть, были греческими, но не были «иллирийскими» городами. Однако столетие спустя в Дельфийском списке (ок. 220–189 до н.э.) ), Биллис и Абантиай были включены в число получателей священного посланника.1102 Продолжительность времени, прошедшего до того, как иллирийские города были внесены в список теородоков, ясно показывает, что аккультурация действительно происходила в южной Иллирии, но этот процесс был постепенным. "
- ^ Анамали 1972 , стр. 68, 85; Функе, Мустакис и Хохшульц 2004 , с. 342.
- ^ Чабеж 1996 , стр. 119 (117, 444) : «1. guegue amë «русло реки», «канал», «источник, фонтан»; tosque e preva vijën e ujit më të ëmët и т. д.; мы можем сгруппировать здесь даже название иллирийского племя Амантес как «ревереины», а также название древнего города Амантия на территории современной Плоче;
- ^ Уокер, Кейт Г. (2004). Архаическая Эретрия: политическая и социальная история с древнейших времен до 490 г. до н.э. Рутледж. п. 39. ИСБН 978-1-134-45097-8 .
- ^ Балди 1983 , с. 168.
- ^ Палмер, Леонард Роберт (1988). Латинский язык . Университет Оклахомы Пресс. п. 40. ИСБН 0-8061-2136-Х .
- ^ Месихович 2014 , стр. 116: «И помимо этого, у иллирийцев встречается еще один подобный случай, т.е. одно и то же название двух общин, так что амантинцы у нас есть в восточной Славонии и совсем южнее почти на границах иллирийского мира. и Эпир».
- ^ Эрнандес 2017 , стр. 257–258.
- ^ Hernandez 2017 , стр. 257–258: «Опираясь на более ранние письменные источники о парусных путешествиях ( периплои ), Периплус Псевдо-Скилакса (28–33) прослеживает побережье Средиземного моря и претендует на «кругосветное плавание по обитаемым местам». Мир». Текст составлен в третьей четверти IV века до н.э. Описание Эпейроса движется на юг вдоль Адриатического и Ионического морей в направлении материковой Греции. Судя по всему, он представляет Эпейрос примерно в 380–360 годах до н.э. Иллирия, Эпидамнос и Аполлония указаны как греческие города (πόλεις Ἑλληνίδες) Орикос определяется как полис, расположенный на территории иллирийского города Амантия. После Иллирии в тексте упоминается Хаония».
- ^ Павсаний. Описание Греции , 5.22.3-5.22.4.
- ^ Jump up to: а б с Хацопулос 1997 , с. 143.
- ^ Амантия: Иллирион мойра, плейон Орику кай Керкурас экс Абантон апо Тройас ностесантон ойкисмене.
- ^ Малкин 1998 , с. 79.
- ^ Кастильони 2003 , с. 876: «Ликофрон, вероятно, имея в виду вариант легенды, распространенной в его родной Халкиде, рассказывает о нем в своей «Александре» в строках 1034–1046. Довольно неясным языком он повествует о побеге Элефенора с острова Отронос, небольшой остров к северу от Коркиры, где он вместе с абантами укрылся после троянского конфликта, и его поселение в городе Атинтани40, по направлению к городу Амантия по берегам реки Полианто, нынешней Шушицы. "
- ^ Кабанес 2011 , с. 76: «Тронион может быть расположен на месте Трипорти, к северо-западу от Влёры, а не на двух других археологических объектах этой области: Маврово, который представляет собой древнюю Олимпу, и Плоча, которая соответствует древней Аманции. Это местоположение Трониона хорошо соответствует данные Павсания, помещающего это... то есть «перед горами Акрокерауны»: насколько это утверждение можно применить к стоянке Трипорта, оно не подходит к стоянке Аманции в деревне Пллохе или что Олимпия в Маврово».
- ^ Кабанес 2008 , с. 171: «потомки эвбейских колонистов, поселившихся в Тронии (Павсаний 5. 22. 2–4), который должен располагаться на археологическом памятнике Трепорт на побережье, к северо-западу от Авлона (Влёра), а не в Аманции, расположенной в деревне Плоча, к югу от долины Аоос, во внутренних районах Влёры».
- ^ Малкин 2001 , стр. 192–193.
- ^ Шипли 2019 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с Липперт и Матцингер 2021 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Пападопулос 2016 , с. 382: «...места проживания коренных народов, которые к 4 веку до н.э. или позже стали городами, во многом организованными по греческому образцу (например, Биллис, Никая, Амантия, Лиссос)».
- ^ Jump up to: а б Хаммонд 1992 , с. 37: «такие города, как Лисс, Амантия... были «иллирийскими городами». Археологические данные, похоже, против них. Ибо в местах укреплений, башен, ворот и каменной кладки, а также при строительстве театров, одеонов, храмов и агор города Эпира и Иллириса неразличимы, по титулам городских чиновников и языку их постановлений эти города целиком греческие».
- ^ Эрнандес и Ходжес 2020 , с. 305: Многие из могущественных городов, которые процветали в эллинистические времена как племенные столицы, такие как Амантия, Финике, Гитана, Элея и Каскопа, вместе со многими другими меньшими поселениями-сателлитами и крепостями, быстро потеряли свое значение и престиж и получили мало инвестиций в условиях Римская империя. Эти города были одними из крупнейших в Эпире, во многих из них были театры и впечатляющие общественные здания. В то время, когда они были основаны, они располагали хорошими возможностями для защиты территориальных границ племенных групп эпиротов.
- ^ Зиндел и др. 2018 , стр. 37.
- ^ Зиндел и др. 2018 , стр. 242.
- ^ Jump up to: а б Хацопулос, МБ; Сакеллариу, М.; Лукопулу, Л.Д. (1997). Эпир, Четыре тысячи лет греческой истории и цивилизации (на греческом языке). Экдотике Афинон. п. 145. ИСБН 960-213-377-5 .
Однако наиболее бесспорное свидетельство греческой принадлежности этих городов к северу от Акрокераунии и в то же время пределов эллинизма в этом регионе дает континентальная часть длинного списка теоретиков Дельф с начала н.э. 2 ст. до нашей эры Помимо Кассопи, Додони, Финики, Кемараса, Аполлонии и Диррахиона упоминаются Орикос, Авантия (Амантия) и Виллис, который является самым северным неколониальным греческим городом в этом регионе.
- ^ Зиндел и др. 2018 , стр. 242.
- ^ Хенш 2012 , с. 75.
- ^ Эрнандес, Дэвид Рэй (2010). «Раскопки Римского форума в Бутринте (2004–2007 гг.)». Археология эллинистического и римского порта в Эпире : 305. CiteSeerX 10.1.1.1032.9477 .
Крупнейшие города северного Эпира, такие как Бутринт, Финика, Орикум и Амантия, процветали в течение последних двух столетий эллинистического периода, в то время как прибрежные города южного Эпира на территориях Теспротии и Кассиопеи продолжали быть заселенными, но с депрессивная экономика... Стадион, который Анамали датирует II веком до нашей эры, вместе с 317 эллинистическими монетами и многочисленными бронзовыми статуэтками демонстрируют, что Амантия процветала в последние два века до нашей эры.
- ^ Мишель Лекиен, Христианский Восток разделен на четыре патриархата , Париж, 1740 г., Том. II, сб. 250-251
- ^ Даниэле Фарлати-Якопо Колети, Sacred Illyricum , vol. VII, Венеция 1817 г., [1] с. 394-395
- ^ Симеон Вайле, ок. Амантия , в Словаре церковной истории и географии , том. II, Париж, 1914 г., сб. 953-954
- ^ П. Федер, Исследования Илария Пуатье , Вена, 1911, том II, стр. 71-72.
- ^ Хрисос, Э. (1997). «Дороги, города и крепости Эпира» . Эпир . Экдотике Афинон: 154. ISBN. 978-960-213-371-2 .
- ^ Annuario Pontificio 2013 (Libreria Editrice Vaticana 2013) ISBN 978-88-209-9070-1 ), с. 830
- ^ Jump up to: а б с Квантин и Димо 2011 , с. 149.
- ^ Андреу, Джоанна (1997). «Развитие поселений». В М. В. Сакеллариу (ред.). Эпир: 4000 лет греческой истории и культуры . Экдотике Афинон. п. 100. ИСБН 978-960-213-371-2 .
Эволюция молоссийских городов затронула более широкую территорию Эпира как в непосредственной, так и в долгосрочной перспективе и объясняет городскую организацию Бушециона, Элатрии, Торона, Бутротоса и Амантии в тот же период.
- ^ Виннифрит 2002 , с. 174.
- ^ Хацопулос 1997 , с. 143: «Язык надписей, несомненно, греческий, и, в частности, все известные граждане носят греческие имена. Культы Аманции типично греческие (Зевс, Афродита, Пандемос, Пан и нимфы)».
- ^ Дитерле 2007 , с. 101: «Первоначально существовало два разных культа Афродиты: более старый, вероятно, с архаических времен, в Амбракии, Каскопе, Додоне, Аполлонии и Амантии, и более молодой на Закинфе, Левкасе, Коркире, Амбракии и в Бутротосе».
- ^ Функе, Мустакис и Хохшульц 2004 , стр. 342: «Культы Афродиты (Чека (1990) 218) и Афины (Цувара-Сули (1979) рис. 1) засвидетельствованы; они, вероятно, относятся к эллинистическому периоду».
- ^ Хансен, Инге Лизе; Ходжес, Ричард; Леппард, Сара (8 января 2013 г.). Бутринт 4: Археология и история ионического города . Книги Оксбоу. п. 170. ИСБН 978-1-78297-102-3 .
- ^ Дитерле 2007 , с. 129: «В Эпире культ Геракла более распространен в коринфских колониях, таких как Амбракия, Эпидамнос и Амантия»
- ^ Абди, Ричард Энтони (2007). Роман Бутринт: Оценка . Книги Oxbow для Фонда Бутринта. п. 168. ИСБН 978-1-84217-234-6 .
Аполлон занимал особенно видное место в поселениях... включая... Аманцию и Орикум)
- ^ Цувара-Сули, Хрисеида (2001). «Культы Аполлона в Северо-Западной Греции» . Монографии Датского института в Афинах (MoDIA) . 3 : 233. ISSN 2597-2642 . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Квантин и Димо 2011 , с. 150.
- ^ Квантин и Димо 2011 , с. 148.
- ^ Квантин и Димо 2011 , с. 135.
- ^ Анналы 1992 , стр. 135–136.
- ^ Хацопулос 1997 , с. 143.
- ^ Бейко и др. 2015 , с. 4.
- ^ Чека и Чека 2017 , стр. 493.
- ^ Jump up to: а б Шпуза 2014 , с. 22: «Так же, как и Диррахий, Амантия процветала в эллинистическую эпоху, что могло объяснить выбор двуязычия. Таким образом, использование римлянами греческого языка для обращения к туземцам — это не только жест доброй воли, но и попытка содействовать сближение между общинами.(..) Еще одна грань языковой эволюции, основание колонии, повлечет за собой не только переход от греческого языка к латыни, но и трансформацию ономастики города, которая со временем стала почти полностью латинской. Это явление. предполагает, напротив, постепенное устранение греческого и иллирийского антропонимического состава.
- ^ Хаммонд, ШФЛУ (1989). «Иллирийские Атинтани, Эпиротические Атинтаны и римский протекторат». Журнал римских исследований . 79 : 11–25. дои : 10.2307/301177 . ISSN 0075-4358 . JSTOR 301177 . S2CID 162831458 .
Ошибочность предположения, что города северного Эпира были «иллирийскими городами», ясно изложенная в моей книге «Эпир» в 1967 году, была подтверждена Ф. Папазоглу I986, 439 в отношении Аманции, Биллиса, Никеи и Олимпии («J'ai dit «A bon escient «цитирует греки»… Нет смысла предлагать иллирийский ярлык для городов, в которых язык, институты, должностные лица, ономастика, городское планирование и укрепления были греческими.
- ^ Кос, Марьета Шашель (1986). Исторический очерк региона между Аквилеей, Адриатикой и Сирмием у Кассия Диона и Иродиана . Kulturna Skupnost Slovenije. п. 68.
Условия были таковы, что области и население, захваченные римлянами (от Лисса до территории к северу от Финикии и на востоке до Дассаретов, греческие города Диррахий, Аполлония, Авлон, Орикум, Димале, Биллис, Амантия и Антигонея и племена парфинов, биллионов и атинтанов) должны были стать частью римской сферы интересов, контролируемой римлянами.
- ^ Хенш 2012 , с. 86: «Предположение, высказанное Патчем и вновь поддержанное Кабанесом, что «в Старой Плёче существовал латинский анклав», столь же неубедительно.76 Как мог такой анклав в греческом городе иметь такое значение, что его можно найти в монументальная надпись могла бы увековечить?
- ^ Папазоглу 1986 , с. 439: «Наряду с Амантией, Биллисом и Никеей, Олимп (или Олимпа по-дорийски) — один из четырёх греческих городов в самой южной части Иллирии, между нижним Аоосом и Орикосом, на территории иллирийских племен биллионов и Аманты, известные из литературных источников, надписей, монет и археологических находок».
- ^ Лазаньи 2019 , с. 73: «poleis illiriche ellenizzate di Byllis o Amantia» ... Eckstein 2008, 52-54 (цит. на стр. 53): «Хотя Аполлония была римским amicus, не было установлено никаких связей с эллинизированными иллирийскими городами-государствами Биллисом и Амантия,...
- ^ Чека 2012 , с. 59: "..., истинными иллирийскими городами можно считать Скодру, Лисс, Згердхеш, Димале, Биллис, Клос, Аманцию, Олимпию и Антигонию, к которым следует добавить еще Перскоп, Берат, Сельцу и Поштме, Хиджу и Корбит, Гурезезу , Канина и Трепорт, оборудованные городскими стенами, которые окружали обширные территории и доминировали над четко определенными регионами с географической точки зрения».
- ^ Jaupaj 2019 , с. 170: «Помимо Диррахиона и Аполлонии, в этот период у нас есть выбросы из иллирийских городов, таких как Амантия, Билис, Олимпия, Димале, Скодра, Лиссос, а также в Эпире Феникс, Бутротос и Антигонея».
- ^ Месихович 2014 : «С другой стороны, к югу от упомянутых рек существовал мир, воплощенный, среди прочего, в иллирийских городах, построенных и управляемых по греческому образцу, таких как Билис и Амантия, и они не могли чувствовать то же самое как восставшие иллирийцы».
- ^ Кабанес 2011 , стр. 96–98
- ^ Кабанес 2011 , с. 75.
- ^ Кабанес, П. (1997). «Развитие поселений». В М. В. Сакеллариу (ред.). Эпир: 4000 лет греческой истории и культуры . Экдотике Афинон. п. 91. ИСБН 978-960-213-371-2 .
Археологические раскопки выявили ряд кладов монет, которые показывают, что монеты Эпирота были в Амантии, а также в Аполлонии после 232 года.
- ^ Кабанес, П. (1997). «Политические события» . Эпир: 4000 лет греческой цивилизации и культуры . Экдотике Афинон: 89. ISBN. 978-960-213-371-2 .
Библиография
[ редактировать ]- Анамали, Скендер (1972). «Амантия». Иллирия . 2 : 61–133. дои : 10.3406/iliri.1972.1142 .
- Анамали, Скендер (1992). «Святилища Аполлонии». В Статиусе — Аттилио; Чекколи, Стефания (ред.). Великая Греция и великие святыни родины: материалы тридцать первой учебной конференции по Великой Греции . Материалы учебной конференции по Великой Греции (на итальянском языке). Том 31. Институт истории и археологии Великой Греции. стр. 127–136.
- Балди, Филип (1983). Введение в индоевропейские языки . СИУ Пресс. ISBN 978-0-8093-1091-3 .
- Бейко, Лоренц; Моррис, Сара; Пападопулос, Джон; Шепарц, Линн (2015). Раскопки доисторического кургана в Лофкенде, Албания . ООО "ИСД". ISBN 978-1-938770-52-4 .
- Бол, Рената; Хекманн, Урсула; Шольмейер, Патрик (2008). Культурные (первичные) контакты: Аполлон в Милете/Дидиме, Хистрии, Мюсе, Наукратисе и на Кипре: файлы из Table Ronde в Майнце с 11 по 12 числа. Март 2004 г. (на немецком языке). ВМЛ, издательство Мари Лейдорф. п. 50. ISBN 978-3-89646-441-5 .
- Кабанес, Пьер (2008). «Греческая колонизация в Адриатике». В Цецхладзе, Гоча Р. (ред.). Греческая колонизация: отчет о греческих колониях и других поселениях за рубежом . Том. 2. Брилл. стр. 155–186. ISBN 978-90-474-4244-8 .
- Кабанес, Пьер (2011). «Некоторые вопросы об Амантесе / Interrogations sur les Amantes» . Иллирия . 35 : 75–98. дои : 10.3406/iliri.2011.1100 .
- Чабеж, Экрем (1996). Этимологические исследования в области албанского языка . Том. 4. Академия наук РПО Албании , Институт языкознания и литературы.
- Кастильони, Мария Паула (2003). «Памятник аполлонианцам в Олимпии» Меланжи французской римской школы: античность . 115 (2): 867–880. дои : 10.3406/mefr.2003.9796 .
- Чека, Ольгита (2012). «Койнон и город. Пример Биллиса». У Г. де Мариниса; ГМ Фабрини Дж. Пачи; Р. Перна; М. Сильвестрини (ред.). Формирующие и эволюционные процессы города Адриатики . Международная серия БАР. Том 2419. Археопресс. стр. 59–64. ISBN 978-1-4073-1018-3 .
- Чека, Неритан ; Чека, Ольгита (2017). «Надпись Периполярха из замка Матохасанай». В Луане Пержита; Илир Гджипали; Гезим Ходжа; Белиса Мука (ред.). Новые археологические открытия в регионах Албании: материалы международной конференции 30 – 31 января, Тирана 2017 . Том. 1. Ботимет Албанологджике. Академия албанских исследований, Институт археологии. стр. 488–508. ISBN 978-9928-141-71-2 .
- Дитерле, Мартина (2007). Додона: религиозно-исторические исследования создания и развития святилища Зевса (на немецком языке). Г. Олмс. ISBN 978-3-487-13510-6 .
- Дмитриев, Святослав (2005). Городское самоуправление в эллинистической и римской Малой Азии . Издательство Оксфордского университета. п. 147. ИСБН 978-0-19-534690-9 .
- Функе, Питер; Мустакис, Барбара; Хохшульц (2004). «Эпейрос». У Могенса Германа Хансена; Томас Хейне Нильсен (ред.). Опись архаических и классических полисов . Издательство Оксфордского университета . стр. 338–350. ISBN 0-19-814099-1 .
- Хенш, Рудольф (2012). «Дальновидный Эуэргет и зерновое снабжение маленького города» . Тихе: Вклад в древнюю историю, папирологию и эпиграфику . 27 .
- Хаммонд, ШФЛУ (1992). «Отношения Иллирийской Албании с греками и римлянами». В Виннифрите, Том (ред.). Перспективы Албании . Спрингер. п. 37. ИСБН 978-1-349-22050-2 .
- Хацопулос, МБ (1997). «Границы эллинизма в Эпире в древности». В М. В. Сакеллариу (ред.). Эпир: 4000 лет греческой истории и культуры . Экдотике Афинон. ISBN 978-960-213-371-2 .
- Эрнандес, Дэвид; Ходжес, Ричард (2020). «За пределами Бутринта: Доминион, территория, окружающая среда и развращающее море» . Бутринт 7: За Бутринтом: Каливо, Мурси, Чука и Айтоит, Диапорит и равнина Врина. Исследования и раскопки в долине реки Павллас, Албания, 1928–2015 гг . дои : 10.2307/j.ctv13pk71h.29 . JSTOR j.ctv13pk71h . Проверено 27 ноября 2023 г.
- Эрнандес, Дэвид Р. (2017). «Бутротос (Бутринт) в архаический и классический периоды: Акрополь и храм Афины Полиас». Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 86 (2): 205–271. дои : 10.2972/гесперия.86.2.0205 . ISSN 0018-098X . JSTOR 10.2972/гесперия.86.2.0205 . S2CID 164963550 .
- Хоти, Африм (2022). «Византийский Диррахий и его территория (VI-VIII вв.)» . В Соне Антонелли; Васко Ла Сальвиа; Мария Кристина Манчини; Олива Меноцци; Марко Модерато; Мария Карла Сомма (ред.). Archaeologiae История во множественном числе: Исследования памяти Сары Санторо . Издательство Археопресс. стр. 245–250. ISBN 978-1-80327-297-9 .
- Жаупай, Лавдош (2019). Исследования культурных взаимодействий в районе Иллиро-Эпирота с VII по III век до нашей эры. Ж.-К (Диссертация). Лионский университет; Институт и археологии (Албания).
- Кунстманн, Генрих (2019). Славяне и пруссаки на Балтийском море, Висле и Мемеле: Об их происхождении с Балкан и Малой Азии (на немецком языке). Совет директоров – Книги по запросу. ISBN 978-3-7460-6327-0 .
- Лазаньи, Кьяра (2019). Вырасти Браун, Джованелла; Кулассо Гастальди, Энрика (ред.). Локальные реалии в греческом мире: исследование полисов и этносов Западной Греции . Эпиграфические исследования и тексты. Медвежьи издания. ISBN 978-88-6274-962-6 .
- Малкин, Ирад (1998). Возвращение Одиссея: колонизация и этническая принадлежность . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Малкин, Ирад (2001). «Греческая двусмысленность: между «Древней Элладой» и «Варварским Эпиром» ». Малкин, Ирад (ред.). Древние представления о греческой этнической принадлежности . Коллоквиумы Центра эллинистических исследований. Том. 5. Центр эллинистических исследований, попечитель Гарвардского университета. стр. 187–212. ISBN 978-0-674-00662-1 .
- Липперт, Андреас; Мацингер, Иоахим (2021). Иллирийцы: история, археология и язык . Издательство Кольхаммер. ISBN 978-3-17-037710-3 .
- Месихович, Салмедин (2014). ΙΛΛΥΡΙΚΗ (Illyricum) (на боснийском языке). Сараево: Философский факультет в Сараево. ISBN 978-9958-0311-0-6 .
- Пападопулос, Джон (2016). «Комаи, колонии и города в Эпире и Южной Албании: крах полиса и рост урбанизма на окраинах греческого мира». В Моллое, Барри ПК (ред.). Об одиссеях и странностях: масштабы и способы взаимодействия между доисторическими эгейскими обществами и их соседями . Книги Оксбоу. стр. 435–460. ISBN 978-1-78570-232-7 .
- Папазоглу, Фанула (1986). «Политарки в Иллирии». Historia: Журнал древней истории . 35 (4). Франц Штайнер Верлаг: 438–448. JSTOR 4435982 .
- Пояни, Ирис (1999). «Два аполлонических рельефа с божественной темой» [Два рельефа из Аполлонии]. Иллирия . 29 : 243–258. дои : 10.3406/iliri.1999.1715 .
- Кантен, Франсуа; Димо, Арьян (2011). «От Аманции до Аполлонии: Исследования древнего иллирийского божества / D'Amantia à Apollonia: Enquête sur une divinité dans le sud de l'Illyrie antik». Иллирия (на албанском и французском языках). 35 : 123–153. дои : 10.3406/iliri.2011.1102 .
- Шипли, Грэм, изд. (2019). Периплус Псевдо-Скилакса: Кругосветное плавание по обитаемому миру: текст, перевод и комментарии (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-1-78962-497-7 .
- Шпуза, Саймир (2014). «Колония Юлия Августа Диррахинорум» . Смеси французской Римской школы: Античность . 126 (2). дои : 10.4000/мефра.2558 .
- Стокер, Шэрон Р. (2009). Иллирийская Аполлония: к новому Ктисису и истории развития колонии .
- Виннифрит, Том Дж. (2002). Бесплодные земли-пограничье: история Северного Эпира/Южной Албании . Лондон: Дакворт. ISBN 0-7156-3201-9 .
- Уилсон, Найджел Гай (2006). Энциклопедия Древней Греции . Психология Пресс. п. 266. ИСБН 978-0-415-97334-2 .
- Зиндел, Кристиан; Липперт, Андреас; Лахи, Башким; Киль, Махиэль (2018). Албания: Путеводитель по археологии и искусству от каменного века до XIX века (на немецком языке). Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-205-20010-9 .
- Археологические памятники в Албании
- Бывшие населенные пункты Албании
- Иллирийская Албания
- Эллинистическая Албания
- Археология Иллирии
- Древнегреческие археологические памятники в Албании
- Города древней Иллирии
- Города в древнем Эпире
- Населенные пункты древнего Эпира
- Туристические достопримечательности области Влёра
- Здания и сооружения во Влёре