Япиги
Япиги . или апулийцы ( лат . Iāpyges, Iapygii ) были индоевропейскоязычным народом, жившим в одноименном регионе юго-восточного итальянского полуострова под названием Япигия (современная Апулия ) между началом первого тысячелетия до нашей эры и первым веком до нашей эры Они делились на три племенные группы: даунийцев , певкетов и мессапийцев . [1]
После того, как их земли были постепенно колонизированы римлянами с конца 4-го века и в конечном итоге были присоединены к Римской республике к началу 1-го века до нашей эры, япиги были полностью латинизированы и ассимилированы с римской культурой . [2]
Имя
[ редактировать ]Этот регион был известен грекам V века до нашей эры как Япигия ( Ἰαπυγία ), а его жители как Япиги (Ἰάπυγες). Вероятно, этот термин использовали коренные народы для обозначения себя. [3] Имя Япиг также сравнивают с именем Япид , иллирийского племени северной Далмации . [4]
Некоторые древние источники рассматривают япигов и мессапийцев как синонимы, а некоторые писатели римского периода называли их Апулами на севере, Педикулами в центре и Саллентини или Калабри на юге. Подобные расхождения в экзонимах могут свидетельствовать о том, что субэтнические структуры япигов были нестабильными, а иногда и фрагментированными. К середине третьего века япиги в целом делились современными наблюдателями на три народа: даунийцев на севере, певкетов в центре и мессапийцев на юге. [3]
География
[ редактировать ]Япигия (современная Апулия ) располагалась в юго-восточной части итальянского полуострова , между Апеннинскими горами и Адриатическим морем . [5]
Северо-восточная часть региона, где преобладает массив Монте-Гаргано (1055 м), была в значительной степени непригодна для сельского хозяйства и заброшена под леса. [5] К югу и западу от Гаргано простиралась самая большая равнина полуостровной Италии — Тавольере-делле-Пулье . Хотя равнина в основном состоит из песка и гравия, ее также пересекают несколько рек. В древности земля лучше всего подходила для выращивания зерновых и, прежде всего, для выпаса овец в зимний период. Река Офанто , одна из самых длинных рек итальянского полуострова , обозначала южную границу равнины. [5] Несмотря на свое название, непроницаемые Даунские горы (1152 м), расположенные к западу от равнины, находились под сильным контролем хирпини , осканском языке племени, говорящего на самнитского . [6]
Центральную Япигию составляло плато Мурге (686 м) — бедная реками территория. Западная половина массива была пригодна только для выпаса овец; ближе к морю земля была более приспособлена для возделывания и, вероятно, в древние времена использовалась для производства зерна. [7]
На полуострове Саленто ландшафт был более разнообразным, хотя еще без образования рек. Известно, что оливки выращивали в этом районе еще в доримский период, но масштабы производства неизвестны. [7] Несколько греческих колоний располагались на побережье Тарантоского залива , неподалеку от коренных мессапийцев на юге Япигии, в первую очередь Тарас , основанный в конце 8 века до н.э., и Метапонтион , основанный в конце 7 века. [7]
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]
| |||||||||||||||||||||||||||
Палеобалканская индоевропейская ветвь, основанная на главах «Албанский» (Хиллестед и Джозеф 2022) и «Армянский» (Олсен и Торсо 2022) в Оландере (ред.) Индоевропейская языковая семья. |
Япиги представляли собой «относительно однородную языковую общность», говорящую на некурсивном , индоевропейском языке , обычно называемом « мессапическим ». Язык, написанный вариантами греческого алфавита, датируется периодом с середины VI до конца II века до нашей эры. [8] Некоторые ученые утверждают, что для обозначения этих диалектов следует отдать предпочтение термину «япигийские языки», а термин «мессапический» зарезервировать для надписей, найденных на полуострове Саленто конкретный мессапийский народ . , где в доримскую эпоху проживал [8] Мессапический сгруппирован в одну индоевропейскую ветвь с албанским , под названием албаноидный или иллирийский . [9] [10] [11] Хиллестед и Джозеф (2022) в соответствии с недавней библиографией определяют греко-фригийский язык как ветвь IE, наиболее близкую к албанско-мессапической. Эти две ветви вместе с армянами образуют региональную группировку, которую часто называют «балканской ИЕ». [10]
В VI веке до нашей эры Мессапия и, в меньшей степени, Певцеция подверглись эллинизированному культурному влиянию, в основном со стороны близлежащего Тараса . Использование систем письма было введено в этот период с приобретением лаконско-тарантийского алфавита и его адаптацией к мессапическому языку. [12] [13] Вторая великая волна эллинизации произошла в IV веке до нашей эры, на этот раз также с участием Даунии и ознаменовав начало эпиграфических записей Пейкета и Дауна в местном варианте эллинистического алфавита, который заменил более старый мессапический сценарий. [12] [14] [15]
С момента своего заселения Мессапик находился в контакте с италийскими языками региона. За столетия до римской аннексии граница между Мессапиком и Осканом проходила через Френтанию- Ирпинию - Луканию -Апулию. Постепенно происходил процесс «осканизации» и «самнитизации», о чем свидетельствуют современные источники, подтверждающие двойную идентичность поселений. В этих регионах оскское/луканское население и крупный даунский элемент смешались по-разному. Ларинум , поселение, породившее большое количество осканской ономастики, описывается как «даунийский город», а Гораций , который был родом из Венузии в трансграничной зоне между даунийцами и луканцами, называл себя «луканианцем или апулийцем». Создание римских колоний на юге Италии после начала IV века до нашей эры оказало большое влияние на латинизацию этой территории. [16]
К IV веку до нашей эры надписи из центральной Япигии предполагают, что местный класс ремесленников приобрел некоторое знание греческого языка . [17] привыкла изучать латынь в то время как вся региональная элита к III веку до нашей эры . Осканский язык получил также широкое распространение после того, как в тот период эту территорию оккупировали италийские народы. [18] одновременно говорили и писали греческий, осканский и латынь . во всем регионе Япигии Наряду с мессапическими диалектами, в период романизации [19] а двуязычие на греческом и мессапическом языках, вероятно, было распространено на полуострове Саленто . [20]
Религия
[ редактировать ]Поздняя доримская религия япигов выступает как субстрат местных верований, смешанных с греческими элементами . [4] Римское завоевание, вероятно, ускорило эллинизацию региона, уже находившегося под влиянием контактов с Великой Грецией, начиная с 8 века до нашей эры. [21] Таким образом, Афродите и Афине в Япигии поклонялись как Апродите и Афане соответственно. [22] Ученые также выделили некоторые божества местного происхождения, такие как Зис («бог неба»), Мензанас («повелитель лошадей»), Венас («желание»), Таотор («народ, сообщество») и возможно, Даматура («мать-земля»). [23]
Доримские религиозные культы также оставили мало материальных следов. [24] Сохранившиеся свидетельства указывают на то, что коренные япигские верования включали поклонение индоевропейскому богу неба Зису , практику жертву живого коня принесения в Зису Мензанасу (Иовису/Юпитеру Мензанасу), исполнение прорицаний для каждого, кто спал, завернувшись в кожу принесенного в жертву. овца, а также целебные силы вод у героона бога Подалирия , сохранившиеся в греческих сказаниях. [25] [4] [26] [27] На побережье было обнаружено несколько пещерных святилищ, в первую очередь святилище Гротта Порчинара ( Санта-Мария-ди-Леука ), в котором мессапийские и греческие морские пехотинцы писали на стенах свои клятвы. [24]
Вполне вероятно, что у певкетов были обнаружены городские святилища не было гражданского культа, требующего общественных зданий, и если в Даунии (в Теанум Апулум , Лавелло или Каноза ), то до периода романизации не обнаружено никаких заметных зданий. [24]
Одеваться
[ редактировать ]Япигийские народы отличались декоративной одеждой. [3] К VII веку до нашей эры даунская аристократия носила богато украшенные костюмы и множество украшений - обычай, который сохранился и в классический период, с изображениями япигов с длинными волосами, носившими короткие туники с богатым узором и сложной бахромой. Молодые женщины изображались в длинных туниках, подпоясанных на талии, обычно с повязкой или диадемой. [3] В ритуальных или церемониальных случаях женщины центральной Япигии носили на голове своеобразную мантию, из-за которой повязка оставалась видимой над бровями. [28]
Похороны
[ редактировать ]Похоронные традиции япигов отличались от традиций соседних италийских народов: в то время как последние изгоняли захоронения взрослых на окраине своих поселений, жители Япигии хоронили своих умерших как снаружи, так и внутри своих поселений. [29] [28] Хотя иногда женщин могли хоронить с оружием, оружием и доспехами, такой инвентарь обычно предназначался для похорон мужчин. [30]
До конца IV века до нашей эры обычной практикой среди даунцев и певкетов было раскладывание тела в позе эмбриона с подтянутыми к груди ногами, что, возможно, символизировало возрождение души в чреве Матери-Земли. [24] Мессапийцы, напротив, клали своих мертвецов в вытянутом положении, как и другие италийские народы. С III века до нашей эры расширенные захоронения с телом, лежащим на спине, стали появляться в Даунии и Певцеции, хотя в некоторых областях предыдущий обычай сохранился и до II века до нашей эры. [24]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Ведущее мнение среди ученых, уже упомянутое в древних источниках и подтвержденное археологическими данными, состоит в том, что япиги, вероятно, были южными иллирийцами , которые мигрировали с Западных Балкан в юго-восточную Италию в начале первого тысячелетия до нашей эры. [31] [примечание 1]
Доримский период
[ редактировать ]Япиги, скорее всего, покинули восточные побережья Адриатики и перебрались в Италию начиная с 11 века до нашей эры. [32] слияние с ранее существовавшими курсивной и микенской культурами и оставление решающего культурного и языкового отпечатка. [12] Три основные племенные группы япигов — дауны, певкеты и мессапийцы — на первой фазе своего развития сохранили замечательное культурное единство. Однако после 8-го века до нашей эры они начали фазу, отмеченную процессом дифференциации, обусловленной внутренними и внешними причинами. [12]
Контакты между мессапийцами и греками активизировались после конца 8-го века до нашей эры и основания спартанской колонии Тарас , чему предшествовали более ранние доколониальные микенские вторжения, во время которых город Тарас, по-видимому, уже играл важную роль. [4] Однако до конца VII века Япигия, как правило, не входила в зону влияния греческих колониальных территорий, и, за исключением Тараса, жители, очевидно, могли избегать других греческих колоний в регионе. [12] [33] В VI веке до нашей эры Мессапия и, в меньшей степени, Певцеция подверглись эллинизированному культурному влиянию, в основном со стороны близлежащего Тараса. [12]
Отношения между мессапийцами и тарантинцами со временем ухудшились, что привело к серии столкновений между двумя народами с начала V века до нашей эры. [12] После двух побед тарентинцев япиги нанесли им решительное поражение, вызвав падение аристократического правительства и введение в Тарасе демократического. Это также заморозило отношения между греками и коренными народами примерно на полвека. Лишь в конце V и VI веках они восстановили отношения. Вторая великая волна эллинизации произошла в IV веке до нашей эры, на этот раз с участием Даунии. [12]
Римское завоевание
[ редактировать ]Римское завоевание Япигии началось в конце 4 века с покорения канузини и теаненсов . [34] Это проложило путь к римской гегемонии на всем полуострове, поскольку они использовали свое продвижение в регионе для сдерживания власти самнитов и окружения своей территории во время Самнитских войн . [35] К началу третьего века Рим основал две стратегические колонии, Луцерию (314 г.) и Венузию (291 г.), на границе Япигии и Самния . [36]
Социальная организация
[ редактировать ]В ранний период жилищная система япигов представляла собой небольшие группы хижин, разбросанных по территории, в отличие от позднейшей греко-римской традиции городов. Жители сельских округов собирались для общих решений, для пиров, для религиозных обрядов и обрядов, для защиты от внешних нападений. [12]
Начиная с VI века до нашей эры, большие, но малонаселенные поселения, основанные примерно в начале первого тысячелетия до нашей эры, начали принимать более структурированную форму. [37] Крупнейшие из них постепенно приобрели административный потенциал и рабочую силу для возведения каменных оборонительных стен и, в конечном итоге, для чеканки собственных монет, что указывает как на урбанизацию, так и на утверждение политической автономии. [38] [37]
Согласно Фукидиду , некоторыми из этих япигийских общин в конце V века до нашей эры управляли влиятельные личности. [39] Небольшое количество из них превратилось в настолько крупные укреплённые поселения, что, вероятно, к концу IV века считали себя автономными городами-государствами. [40] [41] и некоторые северные города, по-видимому, в тот период контролировали обширную территорию. [40] Арпи , у которого были самые большие земляные валы Япигии в железном веке, и Канузий , территория которого, вероятно, охватывала реку Офанто от побережья до Венузии , по-видимому, превратились в региональные гегемонистские державы. [42]
Эта региональная иерархия городской власти, в которой несколько доминирующих городов-государств конкурировали друг с другом за утверждение своей гегемонии над ограниченными ресурсами, скорее всего, приводила к частым междоусобным войнам между различными япигскими группами, а также к внешним конфликтам между ними и зарубежные сообщества. [40]
Война
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( сентябрь 2021 г. ) |
Как свидетельствуют предметы, найденные в могилах, и воины, изображенные на краснофигурных вазах, Япигян сражался практически без других защитных доспехов, кроме щита, иногда кожаного шлема и безрукавки, исключительно нагрудника. Их наиболее частым оружием было колющее копье, за ним следовало копье, тогда как мечи встречались относительно редко. Бронзовые пояса также были обычным предметом, находившимся в могилах воинов. [43]
Сцены боевых действий, изображенные на краснофигурных вазах, также свидетельствуют о том, что различные япигские общины часто вступали в конфликты друг с другом, а военнопленных брали с целью выкупа или продавали в рабство. [43]
Экономика
[ редактировать ]Археологические данные свидетельствуют о том, что отгонное скотоводство практиковалось в доримской Япигии в первом тысячелетии до нашей эры и что обширные территории региона были зарезервированы для пастбищ для отгонных овец. [44] Ткачество действительно было важным занятием в V и IV веках до нашей эры. Текстиль из шерсти, скорее всего, продавался в греческой колонии Тарас , а зимнее место япигских скотоводов , вероятно, располагалось на равнине Тавольер , где ткацкое производство было хорошо развито уже к седьмому или началу шестого века до нашей эры, о чем свидетельствуют изображение ткачей за работой на стелах. [44]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бордман и Соллбергер 1982 , с. 231: «Кроме копий и наконечников копий «южно-иллирийского» типа (...), связь между Албанией и Италией прослеживается через различные особенности керамики (формы, ручки; позднее также расписной геометрический декор). ); хотя в Албании они происходят от более ранней местной традиции, они, по-видимому, представляют собой новые элементы в Италии. Таким же образом мы можем объяснить фибулы – типично иллирийские – выгибающиеся в виде простой кривой с пуговицами или без них, которые можно встретить. в южной Италии и на Сицилии, а также в некоторых случаях, у которых изгиб украшен насечками «елочкой», как, например, на восточном побережье Адриатики. Эти влияния наконец проявляются в обрядах захоронения в курганах в сжатом положении. которые наблюдаются в этот период в южной Италии, особенно в Апулии. Есть также свидетельства, как мы видели в других местах, для предположения, что в результате распространения этих иллирийских влияний в Италии иллирийские племена, которые были вытеснены в начале этого периода из. юго-восточное побережье Адриатики, перешедшее в состав Италии, возможно, сыграло значительную роль»; Уилкс 1992 , с. 68: «...мессапийский язык, зафиксированный более чем в 300 надписях, в некоторых отношениях сходен с балканским иллирийским. Эта связь нашла свое отражение и в материальной культуре обоих берегов южной Адриатики. Археологи пришли к выводу, что существовала фаза Иллирийская миграция в Италию в начале первого тысячелетия до нашей эры."; Фортсон 2004 , с. 407: «Древние историки связывают их с Иллирией, расположенной за Адриатическим морем; связь подтверждается археологически сходством между иллирийскими и мессапскими изделиями из металла и керамикой, а также личными именами, которые встречаются в обоих местах. По этой причине мессапический язык современные ученые часто связывают его с иллирийцем, но, как отмечалось выше, у нас слишком мало иллирийцев, чтобы можно было проверить это утверждение».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Народы и культуры доримской Италии. Япиги, апулийцы и дауны в «Мире археологии» » . www.treccani.it (на итальянском языке) . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ «Япиге в Энциклопедии Треккани» . www.treccani.it (на итальянском языке) . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Малый 2014 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с д Паллоттино 1992 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б с Малый 2014 , с. 13.
- ^ Э. Т. Салмон (1989). «Хирпини: «Я всегда что-то знаю из Италии» . Феникс 43 (3): 225–235. дои : 10.2307/1088459 . JSTOR 1088459 .
- ^ Jump up to: а б с Малый 2014 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Де Симоне 2017 , стр. 1839–1840.
- ^ Трампер 2018 , стр. 383–386.
- ^ Jump up to: а б Хиллестед и Джозеф 2022 , стр. 235.
- ^ Интема 2017 , с. 337.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сальвемини и Массафра 2005 , стр. 7–16.
- ^ Де Симона 2017 , с. 1840 г.
- ^ Маркезини 2009 , стр. 139–141.
- ^ Де Симона 2017 , с. 1841 г.
- ^ Торелли 1995 , стр. 142–144.
- ^ Малый 2014 , с. 32.
- ^ Макинерни 2014 , с. 121.
- ^ Сальвемини и Массафра 2005 , стр. 17–29.
- ^ Адамс 2003 , стр. 116–117.
- ^ Фронда 2006 , стр. 409–410.
- ^ Сиде 1946 , с. 199–200.
- ^ Себорг 2020 , с. 74; Крахе 1946 , с. 204; Мэллори и Адамс 1997 , с. 274, Грюн 2005 , с. 279; Вест 2007 , стр. 101–1. 166, 176; Де Симоне 2017 , с. 1843 г.; Ламболи 2000 , с. 130
- ^ Jump up to: а б с д и Малый 2014 , с. 20.
- ^ Себорг 2020 , стр. 74.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 274: «Мессапический Юпитер Мензанас (имя божества, которому приносили в жертву лошадей)»
- ^ Ламболи 2000 , с. 138 (примечание 34): Фест, О значении слов (французский перевод, стр. 190, изд. Линдсея): Но лакедемоняне свидетельствуют, что лошадь входит в число жертв среди многих народов, которые приносят лошадь в жертву ветрам на горе. Тайгет, и там его сжигают, чтобы его пепел раздулся их дыханием, цель – отложить как можно шире. И Саллентини, среди которых люди Менсаны, посвященные Юпитеру брошены огонь , в à cet endroit même, шрифт en sorte que sous le souffle de ces vents, les cendres soient dispersées sur la plus grande возможной поверхности de leur territoire. En témoignent aussi les Sallentins qui jettent vivant dans les flammes un cheval, посвященный Юпитеру Менсанасу ].
- ^ Jump up to: а б Малый 2014 , с. 19.
- ^ Паллоттино 1992 , с. 51.
- ^ Малый 2014 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Бордман и Соллбергер 1982 , с. 839–840; Мэллори и Адамс 1997 , с. 278; Сальвемини и Массафра 2005 , стр. 1–11. 7–16; Матцингер 2017 , с. 1790 г.
- ^ Бордман и Соллбергер 1982 , с. 229, 231.
- ^ Грэм 1982 , стр. 112–113.
- ^ Фронда 2006 , с. 399.
- ^ Фронда 2006 , с. 397: «Контроль Рима над Апулией окажется жизненно важным во время конфликтов Рима с самнитами, поскольку римляне использовали Апулию как плацдарм для атаки на восточный фланг Самния»; п. 417: «Следовательно, действия римлян в Апулии в 318/317 году могли быть частью долгосрочной стратегии окружения Самния или, по крайней мере, политики обеспечения союзников, чтобы Рим был в лучшем положении для противостояния и подчинения самнитов... "
- ^ Фронда 2006 , с. 397.
- ^ Jump up to: а б Смолл 2014 , стр. 20–21.
- ^ Фронда 2006 , с. 409.
- ^ Малый 2014 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с Фронда 2006 , с. 411.
- ^ Малый 2014 , с. 22.
- ^ Фронда 2006 , с. 410.
- ^ Jump up to: а б Малый 2014 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Малый 2014 , с. 16.
Библиография
[ редактировать ]- Адамс, Джеймс Н. (2003). Двуязычие и латинский язык . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81771-4 .
- Бордман, Джон; Соллбергер, Э. (1982). Дж. Бордман; КЭС Эдвардс; НГЛ Хаммонд; Э. Соллбергер (ред.). Кембриджская древняя история: Предыстория Балкан; и Ближний Восток и Эгейский мир, десятый-восьмой века до нашей эры . Том. III (часть 1) (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521224969 .
- Де Симоне, Карло (2017). «Мессапик». В Кляйне, Джаред; Джозеф, Брайан; Фриц, Матиас (ред.). Справочник сравнительного и исторического индоевропейского языкознания . Том. 3. Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-054243-1 .
- Фортсон, Бенджамин В. (2004). Индоевропейский язык и культура . Издательство Блэквелл. ISBN 1-4051-0316-7 .
- Фронда, Майкл П. (2006). «Ливий 9.20 и ранний римский империализм в Апулии». Historia: Журнал древней истории . 55 (4): 397–417. дои : 10.25162/история-2006-0026 . ISSN 0018-2311 . JSTOR 4436827 . S2CID 159745099 .
- Грэм, Эй Джей (1982). «Колониальная экспансия Греции». У Джона Бордмана; NGL Hammond (ред.). Кембриджская древняя история: расширение греческого мира, с восьмого по шестой века до нашей эры . Том. III (часть 3) (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521234476 .
- Грюн, Эрих С. (2005). Культурные заимствования и этнические присвоения в древности . Ф. Штайнер. ISBN 978-3-515-08735-3 .
- Хиллестед, Адам; Джозеф, Брайан Д. (2022). «Албанский» . Индоевропейская языковая семья . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108499798 .
- Краэ, Ганс (1946). «Иллирийское именование, 3. Имена богов» (PDF) . Вюрцбургские ежегодники D. Классических исследований (на немецком языке). 1 (выпуск 2): 199–204. S2CID 54995190 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2019 г.
- Ламболи, Жан-Люк (1996). Исследования мессапийцев, IV-II века до нашей эры . Библиотека французских школ Афин и Рима. ISBN 2728303606 .
- Ламболи, Жан-Люк (2000). «Культы южной Адриатики в республиканскую эпоху» . В Кристиане, Дельплас (ред.). Политеистические культы в Римской Адриатике (на французском языке). Издания Авзониуса. ISBN 978-2-35613-260-4 .
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- Маркезини, Симона (2009). Фрагментарные языки древней Италии: пособие по изучению доримских языков (на итальянском языке). У. Хоепли. ISBN 978-88-203-4166-4 .
- Мацингер, Иоахим (2017). «Лексикон албанского языка». В Кляйне, Джаред; Джозеф, Брайан; Фриц, Матиас (ред.). Справочник сравнительного и исторического индоевропейского языкознания . Том. 3. Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-054243-1 .
- Макинерни, Джереми (2014). Спутник этнической принадлежности в Древнем Средиземноморье . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-3734-1 .
- Паллоттино, Массимо (1992). «Верования и обряды апулийцев, коренного народа юго-восточной Италии». В Боннефуа, Ив (ред.). Римская и европейская мифологии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-06455-0 .
- Сальвемини, Бьяджо; Массафра, Анджело, ред. (2005). История Апулии. От истоков до семнадцатого века (на итальянском языке). Том 1. Латерза. ISBN 8842077992 .
- Смолл, Аластер (2014). «Горшки, народы и места в Апулии четвертого века до нашей эры». В Карпентере, штат Техас; Линч, КМ; Робинсон, EGD (ред.). Курсивы древней Апулии: новые свидетельства гончарного дела для мастерских, рынков и обычаев . Издательство Кембриджского университета. стр. 13–35. дои : 10.1017/CBO9781107323513.004 . ISBN 978-1-139-99270-1 .
- Себорг, Тобиас Мосбек (2020). Сигматические глагольные образования в анатолийском и индоевропейском языках: кладистическое исследование (тезис). Копенгагенский университет, факультет скандинавских исследований и лингвистики.
- Торелли, Марио (1995). Исследования романизации Италии . Университет Альберты. ISBN 0888642415 .
- Палмер, Леонард Роберт (1988). Латинский язык . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 080612136X .
- Трампер, Джон (2018). «Некоторые кельто-албанские изоглоссы и их значение». В Гримальди, Мирко; Лай, Розангела; Франко, Людовико; Балди, Бенедетта (ред.). Структурирование вариаций в романской лингвистике и за ее пределами: в честь Леонардо М. Савойи . Издательство Джона Бенджамина. ISBN 9789027263179 .
- Ф. В. Уолбанк; А.Е. Эстин; М.В. Фредериксен; Р. М. Огилви, ред. (1989). «Рим и Италия в начале третьего века». Кембриджская древняя история: Возвышение Рима до 220 г. до н.э. Том. VII (часть 2) (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-23446-8 .
- Уэст, Моррис Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199280759 .
- Уилкс, Джей-Джей (1992). Иллирийцы . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. ISBN 0-631-19807-5 .
- Интема, Доуве (2017). «Доримские народы Апулии (1000–100 гг. до н.э.)» . У Гэри Д. Фарни, Гая Брэдли (ред.). Народы Древней Италии . Справочник Де Грютера. Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. стр. 337–. ISBN 9781614513001 .