Мессапийцы
Мессапийцы племя , — япигское населявшее Саленто в классической древности . Два других япигских племени, певкеты и дауны , населяли центральную и северную Апулию соответственно. Все три племени говорили на мессапском языке развили отдельные археологические культуры , но к седьмому веку до нашей эры . Мессапийцы жили в одноименной области Мессапия , которая простиралась от Левки на юго-востоке до Кайлии и Эгнатии на северо-западе, охватывая большую часть полуострова Саленто. [1] Сегодня этот регион включает провинцию Лечче и части провинций Бриндизи и Таранто .
Начиная с третьего века до нашей эры греческие и римские писатели по-разному выделяли коренное население полуострова Саленто. По мнению Страбона , названия япигов , даунцев , певкетов и мессапийцев были исключительно греческими и не употреблялись туземцами, разделившими Саленто на две части. Южная и Ионическая часть полуострова была территорией Салентиной , простирающейся от Отранто до Леуки и от Леуки до Мандурии . Северная часть Адриатики принадлежала Калаброю и простиралась от Отранто до Эгнатии с ее внутренними районами. [2]
После завоевания Саленто Римской республикой в 266 г. до н.э. [3] различия между япигскими племенами стирались по мере их ассимиляции в древнеримское общество. Страбон поясняет, что в его время, в конце первого века до нашей эры, большинство людей использовали названия Мессапия , Япигия , Калабрия и Салентина как синонимы Саленто. [4] Название Калабрия для всего полуострова стало официальным, когда римский император Август разделил Италию на регионы и дал всему региону Апулия название Regio II Apulia et Calabria . [5] Археология до сих пор следует первоначальному греческому трехстороннему разделению племен, основанному на археологических свидетельствах. [6]
Имя
[ редактировать ]Имена Messapii (древнегреческий: Μεσσάπιοι ) и Messapia обычно интерпретируются как «(место) Среди вод», Mess — от протоиндоевропейского *medhyo- , «средний» (ср. албанское mes- , «средний»). (ср. древнегреческое μέσος méssos «средний») и -apia от праиндоевропейского *ap- , « вода » (ср. другой топоним , Salapia , «соленая вода»). Как пишет Страбон , это имя (экзоним), которое тарентинские греки использовали для обозначения япигийских общин, называвших себя Калабри (древнегреческий: Καλαβροί ) и Салентини (древнегреческий: Σαλεντίνοι ) (эндонимы), а также своей земли. как Япигия . Экзоним Мессапиа в Италии соответствует другим топонимам в районах древней Греции (например, Мессапио ). [7] [8]
Мессапское Галаброи / племенное название Калаброй/Калабри было связано с дарданским Галабри на Балканах. [9]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Происхождение мессапийцев неясно; вероятно, это связано с неопределенными и никогда четко не продемонстрированными миграционными потоками иллирийского или эгейско-анатолийского происхождения, прибывшими в Саленто на пороге железного века примерно в 9 веке до нашей эры. [11] . Иллирийская гипотеза, сегодня наиболее принятая учеными, подтверждается прежде всего лингвистическими соображениями. [12] .
Возможно также, что мессапийцы возникли в результате слияния критян и впоследствии иллирийцев. Согласно этой гипотезе, критяне прибыли в Италию в 3300 году до нашей эры. и иллирийцы завоевали их столетия спустя.
Критское происхождение было по существу основано на традиции и выведено из знаменитого отрывка Геродота о происхождении япигов :
«Говорят, что Минос, прибывший в Сиканию (которая теперь называется Сицилией) в поисках Дедала, умер там насильственной смертью. По прошествии некоторого времени, по наущению бога, все критяне, за исключением Полихны и Преса, пришедших с большим флотом в Сиканию, в течение пяти лет осаждали город Камик, который, по моему мнению, время его населяли агриджентийцы. В конце концов, однако, не имея возможности ни завоевать его, ни остаться подольше для борьбы с голодом, они ушли, покинув лагерь. Когда же во время плавания они очутились близ берегов Япигии, то сильная буря застигла их врасплох и прижала к земле: так, корабли разбились и не видели уже возможности вернуться на Крит, в город В этом месте была основана Ирия. , они остались там и стали япигами-мессапийцами (поменяв название), а не критянами и континентальнцами, а не островитянами. Из Ирии, говорят они, они основали другие колонии, которые тарентинцы много времени спустя пытались разрушить, но потерпели такое ужасное поражение, что тогда произошла самая серьезная резня греков из всех, о которых мы знаем; не только тарентинцев, но и граждан Реджо: из последних, пришедших оказать помощь тарентийцам, вынужденным Мичито, сыном Черо, погибло 3000; потери тарентинцев даже нельзя было сосчитать. Мицит, который был из дома Анассилая, был оставлен им регентом Регия и есть тот самый, который, изгнанный из Регия и поселившийся в Тегее в Аркадии, освятил многочисленные статуи в Олимпии, о которых всем известно».
- Геродот - VII, 170 г.
Помимо истории Геродота, существует история критского царя Идоменея , еще одна часть того, что мы могли бы определить как «минойский цикл», то есть той литературной традиции, которая видит этногенез мессапийского народа в смешении между Критские поселенцы и местные коренные жители Саленто. Саллентинский гуманист Антонио де Феррарис , ссылаясь на древний мессапический язык, определяет его как «язык, которым пользовались саллентийцы до прихода Идоменея», используя таким образом фигуру последнего как символ греческого Саленто, принадлежностью к которому он сам хвастался. . [13] . Эту дополнительную к геродотовой версии о критском происхождении мессапийцев предлагает Марк Теренций Варрон из Риети (116–27 гг. до н. э.). Действительно, латинский автор рассказывает о том, как монарх Идоменей, изгнанный с Крита после гражданского восстания, вместе со своим войском искал убежища в иллирийском царстве царя Дивития. Отсюда, присоединившись к еще одной армии, щедро предложенной иллирийским монархом, к которой присоединилась большая группа локровских беженцев, он отплыл в Саленто и поселился там, расселив свою армию по двенадцати городам и дав таким образом жизнь мессапскому додекаполю. Критские, иллирийские и локрские беженцы во главе с царем Идоменеем, ставшие постоянными жителями округов Саленто, наконец коллективно признали себя этнонимом «саллентийцы», поскольку они подружились «в сало», на море». [14] [15] .
Древнейшие находки были сделаны при археологических раскопках в некоторых пещерах близ Отранто и Рока ; первые устойчивые поселения были выявлены в городах Ория , Каваллино , Васте и Муро-Леччезе и могут быть датированы VIII веком до нашей эры). [16] .
Примерно в VII-VI веках до н.э. переходим от построек в хижинах с цоколем из неправильных камней, фасадом из сырцового кирпича (глины и соломы) и кровлей из переплетенных ветвей (одну перестроили в Васте в учебных целях) к постройкам с множеством комнат, четырехугольной формы, с низкими стенами кровля из сухого камня, кирпича и черепицы. [17] .
Доиталийское поселение Гнатия было основано в пятнадцатом веке до нашей эры в эпоху бронзы. Он был захвачен и заселен япигами, занимавшими большие участки территории в Апулии. Мессапии развили отличную идентичность от япигов. Рудии были впервые заселены в конце девятого или начале восьмого века до нашей эры. В конце шестого века до нашей эры он превратился в гораздо более важное поселение. Он процветал при Мессапиях, но после их поражения от Рима пришел в упадок и превратился в небольшую деревню. близлежащая Лупиа За счет него процветала (Лечче). У Мессапи не было централизованной формы правления. Их города были независимыми городами-государствами . Они имели торговые связи с греческими городами Великой Греции .
Конфликт с Тарасом
[ редактировать ]В 473 г. до н. э. греческий город Тарент (находившийся на границе с Мессапией) и его союзник Регион пытались захватить некоторые города Мессапиев и Певкетиев. Однако племена япыгов победили их благодаря превосходству своей конницы. [18] Война против Тарента продолжалась до 467 г. до н. э.
Во время Второй Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой Месапии были союзниками Афин. Они предоставили лучников для огромного экспедиционного корпуса Афин, посланного для нападения на Сиракузы на Сицилии (415–13 до н.э.). Экспедиция закончилась катастрофой, и все силы были уничтожены.
В 356 г. до н.э. союз Мессапиев и Луканов привел к завоеванию Гераклеи и Матапонта . В 342 г. до н.э. Тарент призвал на помощь Архидама III Спарты. Архидам погиб в бою под стенами мессапийского города Мандурии в 338 г. до н. э. [19]
В 333 году до нашей эры Тарент призвал Александра I Эпирского на помощь в войне с их луканами . Александр победил мессапиев. Он погиб в битве против луканов в 330 г. до н. э. [20]
После похода Александра I мессапии перешли на другую сторону. Они объединились с Тарентом и Клеонимом Спарты , которые проводили кампанию в этом регионе в 303–02 гг. До н. э., чтобы помочь Тарентуму снова противостоять Луканам. [21]
Завоевание Римской республикой
[ редактировать ]Во время Второй самнитской войны (327–304 гг. до н.э.) между Римом и самнитами на сторону самнитов встали мессапии, япиги и пецевции. Некоторые города даунов встали на сторону Рима, а некоторые — на сторону самнитов. Город Канузиум перешел к римлянам в 318 г. до н.э. Сильвий, приграничный город Пеукетий, находился под контролем самнитов, но был захвачен Римом в 306 г. до н.э.
Во время Пирровых войн (280–275 гг. до н. э.) Мессапии встали на сторону Тарента и Пирра , царя Эпира , в Греции. [22] который высадился в Таренте якобы для того, чтобы помочь этому городу в его конфликте с римлянами. По мнению античных историков, его целью было завоевание Италии. Пирр вел сражения против римлян и провел кампанию на Сицилии. Ему пришлось отказаться от последнего, он потерпел поражение от римлян и покинул Италию. Мессапии были упомянуты Дионисием Галикарнасским как сражавшиеся на стороне Пирра в битве при Аскулуме . [23]
В 272 г. до н.э. римляне захватили Тарент. В 267 году до нашей эры Рим завоевал Мессапии и Брундизий . [24] [25] Этот город стал портом Рима для плавания в восточное Средиземноморье. Впоследствии мессапии редко упоминались в исторических записях. Они стали романизированными.
Во время Второй вторжения Ганнибала в Италию во время Пунической войны (218–201 до н. э.) Мессапии оставались верными римлянам. Битва при Каннах , в которой Ганнибал разбил силы римлян и их италийских союзников, произошла в самом сердце соседней территории Пеукетий. Выживших римлян приветствовали в соседнем Канузии. Часть заключительных этапов войны прошла у Монте-Гаргано , в самой северной части Апулии, на территории Дауни.
Язык и письмо
[ редактировать ]Мессапийский язык обычно считают похожим на иллирийские языки . [26] [27] [28] хотя это обсуждается в основном как спекулятивная группа, поскольку сами иллирийские языки плохо засвидетельствованы. [29] Албанские диалекты по-прежнему составляют родственную группу с мессапским из-за топонимов в Апулии, некоторых городах, которые не имеют этимологических форм за пределами албанских лингвистических источников. [30] Однако мессапический следует рассматривать как самостоятельный индоевропейский язык . [31]
Язык вымер после римского завоевания региона. [28] который начался в конце IV века до нашей эры. [32] Он сохранился примерно в 300 надписях, написанных греческим алфавитом и датируемых VI-I веками до нашей эры. [27]
География
[ редактировать ]Мессапия была относительно урбанизированной и более густонаселенной по сравнению с остальной частью Япигии. В нем было 26–28 поселений, окруженных стенами, а на остальной территории Япигии было еще 30–35 разрозненных поселений, окруженных стенами. До римского завоевания население Мессапии оценивалось в 120 000–145 000 человек. [33] Основные мессапические города включали:
- Алития ( Алезио )
- Брундизиум/Брентезион ( Бриндизи )
- Лошадь
- Ходрум/Идрунтум ( Отранто )
- Хирия/Ория ( Ория )
- Кайлия ( Ceglie Messapica )
- Мандурия
- Мезания ( Мезанье )
- Неритон ( Нардо )
- Рудия (за пределами Лечче )
- Миос/Мирон ( Муро Леччезе )
- Турия Саллентина ( Рока Веккья )
- Узентум ( Удженто )
Другие мессапские поселения были обнаружены вблизи Франкавилла-Фонтана , Сан-Вито-дей-Норманни и в Васте ( Поджардо ).
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Карпентер, Линч и Робинсон 2014 , с. 2 , 18 и 38 .
- ^ Карпентер, Линч и Робинсон 2014 , с. 38–39 .
- ^ Карпентер, Линч и Робинсон 2014 , с. 46 .
- ^ Страбон 1924 , 6.3.5 .
- ^ Колафеммина 2012 , с. 1 .
- ^ Карпентер, Линч и Робинсон 2014 , с. 40 .
- ^ Матцингер 2014 , стр. 1–2.
- ^ Маркезини 2020 , с. 496.
- ^ Балиу 2012 , стр. 68.
- ^ Маггиулли, О происхождении мессапийцев , 1934; Д'Андриа, Мессапи и Пеучети , 1988 год; Мессапи , Таранто, 1991 г.
- ^ Маггиулли, О происхождении мессапийцев , 1934; Д'Андриа, Мессапи и Пеучети , 1988 год; Мессапи , Таранто, 1991 г.
- ^ Франсиско Вильяр, Индоевропейцы и происхождение Европы , стр. 363-371.
- ^
Мне совершенно не стыдно заявлять о происхождении наших майоров. Мы греки, и мы все обязаны принести славу себе. Платон, бог философов, часто благодарил богов за эти три вещи: за то, что он родился и вырос мужчиной, а не животным, что он был мужчиной, а не женщиной, что он был греком, а не варваром. Его слуга, превосходительство, которого Джапиджа описывает не из мауриев, не из эфиопов, не из аллоброгов или сикамбров, а из греческой нации, возникает и происходит. Прародитель человека, описывающего эту деталь Джапиджии, не знал греческого, а тем более латинского языка. Он славился не своей воинской доблестью, но его защищала и сопровождала честность его жизни и доброта нравов. Мне стыдно, ваше превосходительство, говорить с вами без рецензентов, чтобы рассказать вам, что мое происхождение и место моего рождения находятся в Италии, хотя некоторые писатели помещали землю Джапиджио за пределы Италии.
- Антонио де Феррарис, Liber de situ Iapygiae - ^ Л.Ларва, «Мессапия, земля между двумя морями». Паоло Пальяро Редактор, Галатина (LE), 2010 г.
- ^ "Говорят, что саллентийская нация образовалась из трех мест: Крит, Иллирик, Италия. Идоменей, изгнанный в ссылку из города Бланды за подстрекательство к мятежу во время войны с магнесийцами, прибыл с большим войском в Иллирик к царю Дивитию Получив от него еще одно войско и соединившись на море, по сходству их условий и проектов, с большой группой локровских беженцев, он заключил с ними договоры о дружбе и двинулся в Локры, будучи оставленным, из-за страха. ему, город, он занял его и основал несколько центров, включая Ирию и очень знаменитый Castrum Minervae. Он разделил армию на три части и двенадцать народов. Их называли саллентинцами, так как они подружились на море». Марк Теренций Варрон
- ^ Археология мессапийцев , Бари, 1989; Мессапи , Таранто, 1991 год.
- ^ Тьерри Ван Комперноль, 2001 г., от поселения Япиджио до города Мессапии: десять лет раскопок и археологических исследований в Солето (LE)
- ^ Геродот, Истории, 7. 170.
- ^ Диодоро Сицилийский, Историческая библиотека , 16.63.
- ^ Арриан Никомедийский, Анабасис Александра, 3.6.
- ^ Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, 12.4.
- ^ Плутарх, Параллельные жизни, Жизнь Пирра, 13.5–6, 15.4–5.
- ^ Дионисий Галикарнасский, Римские древности, 20.1.1–6, 8.
- ^ Зонарас, Выдержки из истории, 8.7
- ^ Флор, Краткое изложение римской истории, 15.
- ^ Запад 2007 , с. 15...К ним можно добавить более крупный массив надписей из юго-восточной Италии на мессапическом языке, который обычно считается иллирийским...
- ^ Перейти обратно: а б Мэллори и Адамс 1997 , стр. 378f.
- ^ Перейти обратно: а б Карпентер, Линч и Робинсон 2014 , с. 18.
- ^ Вудард 2008 , с. 11...Связь двух языков, иллирийского и мессапического, однако, должна оставаться лингвистически непроверяемой гипотезой..
- ^ Трампер 2018 , с. 385: «В целом комплекс албаноидных диалектов остается сплошным блоком албаноидной группы, все еще связанной с мессапикой (наблюдается в топонимах в Апулии: в некоторых городах нет этимона за пределами албаноидных источников, например, в таких топонимах, как Мандурия)».
- ^ Филип Бальди (2018). Основы латыни . п. 150. ИСБН 9783110892604 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ Фронда, Майкл П. (2006). «Ливий 9.20 и ранний римский империализм в Апулии». Historia: Журнал древней истории . 55 (4): 397–417. дои : 10.25162/история-2006-0026 . ISSN 0018-2311 . JSTOR 4436827 . S2CID 159745099 .
- ^ Интема 2008 , с. 383 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Матцингер 2016 , с. 20.
Ссылки
[ редактировать ]- Балиу, Бегзад (2012). Ономастика и идентичность [ Ономастика и идентичность ] (PDF) (на албанском языке). Ветер ISBN 978-9951-04-071-6 .
- Карпентер, TH; Линч, КМ; Робинсон, EGD, ред. (2014). Курсивы древней Апулии: новые свидетельства гончарного дела для мастерских, рынков и обычаев . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139992701 .
- Колафеммина, Чезаре (2012). Евреи в Калабрии . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 9789004234123 .
- Ламболи, Жан-Люк (2002). «Территория и общество у мессапиев» . Бельгийское обозрение филологии и истории . 80 (1): 51–72. дои : 10.3406/rbph.2002.4605 .
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. , ред. (1997), Энциклопедия индоевропейской культуры , Лондон: Routledge, ISBN 978-1-884964-98-5 , (ЕИЭК)
- Маркезини, Симона (2020). «Мессапико» . Palaeohispanica (на итальянском языке) (20): 495–530. doi : 10.36707/palaeohispanica.v0i20.378 . ISSN 1578-5386 .
- Мацингер, Иоахим (2014), Введение в Messapic (на немецком языке), Вена
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Мацингер, Иоахим (2016). Старобалканские языки (PDF) (Диссертация). Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана – факультет албанологии.
- Трампер, Джон (2018). «Некоторые кельто-албанские изоглоссы и их значение». В Гримальди, Мирко; Лай, Розангела; Франко, Людовико; Балди, Бенедетта (ред.). Структурирование вариаций в романской лингвистике и за ее пределами: в честь Леонардо М. Савойи . Издательство Джона Бенджамина. п. 385. ИСБН 9789027263179 .
- Уэст, Моррис Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199280759 .
- Вудард, Роджер Д. (2008). Древние языки Европы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-46932-6 .
- Интема, Доуве (2008). «Полибий и данные полевых исследований Апулии». Ин де Лигт, Люк; Нортвуд, Саймон (ред.). Люди, земля и политика: демографическое развитие и трансформация Римской Италии, 300 г. до н. э. – н. э. 14 . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 9789047424499 .
Начальный
[ редактировать ]- Страбон (1924). Джонс, HL (ред.). География . Том. 3. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674992016 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ван Дейк, Виллемейн (2010). «Племенные традиции и восприятие прошлых мессапских культовых мест VI-III веков до нашей эры». Журнал средиземноморской археологии (на голландском языке). 22 (43): 8–13.
- Д’Андриа, Франческо. «Греция и коренные жители Япигии». В кн.: Способы контактов и трансформационные процессы в древних обществах . Материалы конференции в Кортоне (24-30 мая 1981 г.) Рим: École Française de Rome, 1983. стр. 287–297. (Публикации Французской школы Рима, 67) [www.persee.fr/doc/efr_0000-0000_1983_act_67_1_2465]
- Ламболи, Жан-Люк (1982). «Коренные апулийские гипогеи» . Смеси французской римской школы: античность (на французском языке). 94 (1): 91–148. дои : 10.3406/mefr.1982.1317 .
- Ламболи, Жан-Люк (1996). Исследования мессапийцев, IV-II века до нашей эры . Библиотека французских школ Афин и Рима (на французском языке). Полет. 292. Рим: Французская школа Рима. дои : 10.3406/befar.1996.1263 . ISBN 2-7283-0360-6 .
- Ламболи, Жан-Люк (2002). «Территория и общество у мессапиев» . Бельгийское обозрение филологии и истории . Античность - Удхейд (на французском языке). 80 (1): 51–72. дои : 10.3406/rbph.2002.4605 .
- Мастронуцци, Джованни и Чучини, Паоло. (2011). «Подношения и ритуалы в мессапском святом месте: Васте, площадь Данте (Апулия, Южная Италия)». В: Мировая археология. 43. 676-701. [DOI: 10.1080/00438243.2011.624773]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мессапская цивилизация (на итальянском языке)