Петр Патриций
Питер | |
---|---|
Мастер обязанностей Византийской империи | |
В офисе 539–565 | |
Монарх | Юстиниан I |
Предшественник | Василид [1] |
Преемник | Анастасий [1] |
Личные данные | |
Рожденный | в. 500 |
Умер | 565 |
Петр Патриций ( лат . Petrus Patricius , греч . Πέτρος ὁ Πατρίκιος , Petros ho Patrikios ; ок. 500–565 ) был высокопоставленным византийским чиновником, дипломатом и историком . Хорошо образованный и успешный юрист , он неоднократно направлялся посланником в остготскую Италию в преддверии Готской войны 535–554 годов . Несмотря на свои дипломатические способности, он не смог предотвратить войну и был заключен готами в Равенну на несколько лет . После освобождения он был назначен на должность magister officiorum , главы императорского секретариата, которую занимал беспрецедентные 26 лет. В этом качестве он был одним из ведущих министров императора Юстиниана I (годы правления 527–565), играя важную роль в религиозной политике византийского императора и отношениях с Сасанидской Персией ; в частности, он руководил переговорами по мирному соглашению 562 года, положившему конец 20-летней Лазической войне . [2] Его исторические сочинения сохранились лишь фрагментарно, но представляют собой уникальный исходный материал о ранних византийских церемониях и дипломатических вопросах между Византией и Сасанидами.
Биография
[ редактировать ]Начало карьеры: посланник в Италии
[ редактировать ]Петр родился в Фессалониках около 500 года и, был иллирийского по словам Прокопия, происхождения ; по мнению Феофилакта Симокатты , однако, его происхождение было из Солахона, близ Дары в Месопотамии . [3] После изучения права он начал успешную карьеру юриста в Константинополе , что привлекло к нему внимание императрицы Феодоры . [2] Во время своего пребывания в Константинополе Петр жил в так называемом «старом Петринском» доме, позже названном в его честь. [4] В 534 году, благодаря своим риторическим способностям, он был нанят императорским посланником при остготском дворе в Равенне . В то время там развивалась борьба за власть между королевой Амаласунтой , регентом молодого короля Аталариха , и ее двоюродным братом Теодахадом . После смерти Аталариха Теодахад узурпировал трон, заключил Амаласунту в тюрьму и отправил послания императору Юстиниану в надежде на признание. [5] Петр встретил послов в Авлоне , на пути в Италию, и уведомил Константинополь, требуя новых инструкций. Император Юстиниан приказал ему передать Теодахаду сообщение о том, что Амаласунта находится под защитой Императора и ей не причинят вреда. Тем не менее, когда Петр прибыл в Италию, Амаласунта была убита; Повествование Прокопия о Готской войне здесь неоднозначно, но в своей «Тайной истории» он прямо утверждает, что Петр организовал убийство Амаласунты по указанию Феодоры, которая боялась ее как потенциальной соперницы за внимание Юстиниана. [2] [6] Какие бы заверения Теодора ни давала Феодахаду в частном порядке, публично Петр решительно осудил этот поступок и заявил, что в результате произойдет «война без перемирия между императором и ими самими». [7]
Затем Петр вернулся в Константинополь с письмами Феодахада и римского сената к императорской чете, в которых содержались призывы к мирному решению, но к тому времени, когда он достиг столицы империи, император Юстиниан решил начать войну и готовил свои силы. Следовательно, Петр вернулся в Италию летом 535 года, предъявив ультиматум : только если Теодахад отречется от престола и вернет Италию под имперское правление, войну можно будет предотвратить. [8] Вскоре после этого последовало двустороннее наступление византийцев, атаковавшее отдаленные владения Остготского королевства: Велисарий взял Сицилию , а Мундус вторгся в Далмацию . Услышав эту новость, Феодахад отчаялся, и Петр смог добиться от него широких уступок: Сицилия должна была быть передана Византийской империи; власть готского короля в Италии была строго ограничена; Золотая корона должна была отправляться в качестве ежегодной дани, а для императорской армии должно было быть предоставлено до 3000 человек, что подчеркивало подчиненный статус Теодахада. [9] Теодахад, однако, опасаясь, что его первое предложение будет отклонено, затем под присягой поручил Петру предложить уступку всей Италии, но только в том случае, если первоначальные уступки будут отклонены Юстинианом. В конечном итоге Юстиниан отклонил первое предложение и был рад узнать о втором. Петра отправили обратно в Италию вместе с Афанасием с письмами к Теодахаду и готской знати, и какое-то время казалось, что колыбель Римской империи мирно вернется в лоно. Этого не произошло: по прибытии в Равенну византийские послы обнаружили, что Теодахад изменился. При поддержке готской знати и воодушевленный успехом против Мундуса в Далмации, он решил сопротивляться и заключил послов в тюрьму. [10]
Мастер обязанностей
[ редактировать ]Петр оставался в заключении в Равенне в течение трех лет, пока не был освобожден в июне/июле 539 года новым готским королем Витигисом в обмен на готских послов.В награду за заслуги император Юстиниан затем назначил Петра на должность magister officiorum («Мастер канцелярий»), одну из самых высоких должностей в государстве, возглавив дворцовый секретариат, императорскую гвардию (Scholae Palatinae ), и Public Post с ужасными агентами в ребусах . [11] Он будет занимать этот пост 26 лет подряд, что с большим отрывом дольше, чем любой другой до или после. [2] [12] Примерно в то же время или вскоре после этого он был возведен в высший титул патриция и высший сенаторский сан gloriosissimus («славнейший»). Ему также было присвоено звание почетного консульства . [13] В качестве магистра он принимал участие в дискуссиях с западными епископами в 548 году по поводу « Спора о трёх главах» и неоднократно направлялся в качестве посланника в 551–553 годах к папе Вигилию , который выступал против императора по этому вопросу. Также записано, что Петр присутствовал на Втором Константинопольском соборе в мае 553 года. [14]
В 550 году Юстиниан послал его в качестве посланника для переговоров о мирном договоре с Персией, и эту роль он повторил в 561 году, когда встретил персидского посланника Изеда Гушнапа в Даре , чтобы положить конец Лазической войне . [14] Достигнув соглашения по поводу персидской эвакуации Лазицы и определения границы в Армении , два посланника заключили пятидесятилетний мир между двумя империями и их союзниками. Ежегодные римские субсидии Персии возобновятся, но сумма будет снижена с 500 до 420 фунтов золота. Дальнейшие положения регулировали приграничную торговлю, которая должна была быть ограничена двумя городами Дара и Нисибис , возвращение беглецов и защиту соответствующих религиозных меньшинств (христиан в Персидской империи и зороастрийцев в Византии). В обмен на признание Персией существования Дары, строительство которой первоначально спровоцировало короткую войну резиденцию военного магистра по Востоку . , византийцы согласились ограничить присутствие там своих войск и удалить из города [15] Поскольку разногласия по поводу двух приграничных территорий, Суании и Амброса, сохранялись, весной 562 года Петр отправился в Персию, чтобы вести переговоры напрямую с персидским шахом Хосровом I , но так и не добился результата. [16] Затем он вернулся в Константинополь, где умер где-то после марта 565 года. [17]
Его сын Теодор, по прозвищу Контохерес или Зетонумиос, сменил его на посту магистра officiorum в 566 году, после короткого перерыва, когда этот пост занимал квестор Сакри палатии («Квестор Священного дворца») Анастасий . Он занимал этот пост до 576 г., а после этого был назначен Sacrarum largitionum («Граф Священной Щедрости»); в том же году он также возглавил безуспешное посольство в Персию, чтобы положить конец продолжающейся войне за Кавказ . [18]
Оценка
[ редактировать ]Будучи одним из ведущих чиновников того времени, Петр был фигурой неоднозначной, и его современники оценивали его совершенно по-разному. Для Иоанна Лида , бюрократа среднего звена преторианской префектуры Востока , Петр был образцом всех добродетелей, умным, твердым, но справедливым администратором и добрым человеком. [16] Прокопий в своих публичных историях свидетельствует о его мягких манерах и желании избежать оскорблений. [7] но в своей частной «Тайной истории» он обвиняет его в «грабеже учёных » (членов Схолы ) и в том, что он «самый большой вор в мире и абсолютно полон постыдной алчности», а также в том, что он ответственен за убийство Амаласунты. [19] В Константинопольской Патрии Петра, как говорят, называли «Варсимием Сирином, имевшим много почестей и отличившихся». [4]
С самого начала своей карьеры Питер был известен своей образованностью, страстью к чтению и дискуссиями с учеными. [20] Как оратор он был красноречив и убедителен; Прокопий называет его «способным по природе убеждать людей». [21] в то время как Кассиодор , который был свидетелем его посольства при дворе остготов, также хвалит его как vir eloquentissimus и disertissimus («самый красноречивый человек») и как sapientissimus («самый мудрый»). [3] С другой стороны, историк конца VI века Менандр Протектор , который опирался на работы Петра в своей собственной истории, обвиняет его в хвастовстве и переписывании записей, чтобы повысить свою роль и эффективность в переговорах с персами. [22]
Сочинения
[ редактировать ]Петр написал три книги, каждая из которых сохранилась лишь во фрагментах: история первых четырех столетий Римской империи , от смерти Юлия Цезаря в 44 г. до н. э. до смерти императора Констанция II в 361 г. н. э., из которых около двадцати фрагментов. сохранились (высказано предположение, что материал третьего века был взят из Филострата [23] ); история должности magister officiorum от ее учреждения при Константине Великом (годы правления 306–337) до времен Юстиниана, содержащая список ее обладателей и описания различных императорских церемоний, некоторые из которых воспроизведены в главах 84– 95 первого тома De Ceremoniis императора Константина VII Багрянородного X века (годы правления 913–959); и отчет о его дипломатической миссии в Персидскую империю в 561–562 годах, который использовался в качестве источника Менандром Протектором и находится в «Отрывках» Константина . [20] [22] [24] До недавнего времени Питеру также приписывали авторство Peri Politikes Epistemes VI века («О политической науке»), шеститомной книги, посвященной политической теории, в значительной степени основанной на классических текстах, таких как Платона » «Республика и . «Государство » Цицерона De re publica . Он также сохранился лишь в фрагментах. [25]
Петр был первым позднеримским/византийским автором, писавшим об императорских церемониях. [2] положив начало традиции, которая продолжалась до 14 века. Его истории также являются важным историческим источником; например, только его работа сохраняет переговоры и положения римско-персидского договора 298 года между Галерием и Нарсеем . [26]
«Утраченная история Петра Патриция» , опубликованная издательством Routledge в 2015 году, представляет собой аннотированный перевод с греческого Томаса М. Банчича фрагментов « Истории Петра» , включая дополнительные фрагменты, которые раньше считались трудами римского историка Кассия Дио. - называется Анонимный Продолжатель.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мартиндейл 1992 , с. 1482.
- ^ Jump up to: а б с д и ОДБ , стр. 1641.
- ^ Jump up to: а б Мартиндейл 1992 , с. 994.
- ^ Jump up to: а б Бергер, Альбрехт, изд. (2013). Отчеты о средневековом Константинополе: Patria . Средневековая библиотека Думбартон-Оукс. Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет. Нажимать. п. 205. ИСБН 978-0-674-72481-5 .
- ^ Бери 1923 , стр. 161–164 .
- ^ Бери 1923 , стр. 164–166 .
- ^ Jump up to: а б Ближе О Готской войне , I.4 .
- ^ Бери 1923 , стр. 168–169 .
- ^ Бери 1923 , стр. 172–173 .
- ^ Бери 1923 , стр. 173–175 .
- ^ ОДБ , стр. 1267.
- ^ Ли 1993 , с. 43.
- ^ Мартиндейл 1992 , с. 996.
- ^ Jump up to: а б Мартиндейл 1992 , стр. 996–997.
- ^ Эванс 1996 , с. 259; Dignas & Winter 2007 , стр. 144–148.
- ^ Jump up to: а б Мартиндейл 1992 , с. 997.
- ^ Мартиндейл 1992 , стр. 997–998.
- ^ Мартиндейл 1992 , стр. 1255–1256.
- ^ Прокопий Тайная история , XXIV.24 .
- ^ Jump up to: а б Мартиндейл 1992 , с. 998.
- ^ Прокопий О Готской войне , I.3 .
- ^ Jump up to: а б Маас 2005 , с. 390.
- ^ Поттер 1990 , Гл. 2.
- ^ ОДБ , стр. 596, 1641.
- ^ ОДБ , стр. 1629–1630.
- ^ Dignas & Winter 2007 , с. 122.
Источники
[ редактировать ]- Бери, Джон Багнелл (1923) [1889]. История Поздней Римской империи: от Аркадия до Ирины (395–800 гг. н.э.), Том II . Нью-Йорк и Лондон: Macmillan & Company.
- Дигнас, Беате; Зима, Энгельберт (2007). Рим и Персия в поздней античности: соседи и соперники . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61407-8 .
- Эванс, Джеймс Аллан Стюарт (1996). Эпоха Юстиниана: обстоятельства императорской власти . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-02209-6 .
- Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8 .
- Ли, AD (1993). Информация и границы: римские международные отношения в поздней античности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-39256-3 .
- Маас, Майкл (2005). Кембриджский спутник эпохи Юстиниана . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-81746-3 .
- Мартиндейл, Джон Р. , изд. (1992). Просопография Поздней Римской империи: Том III, 527–641 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20160-8 .
- Поттер, Дэвид С. (1990). Пророчество и история в кризисе Римской империи: исторический комментарий к Тринадцатому Сивиллинскому оракулу . Оксфорд: Кларендон Пресс.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Антонопулос, Панайотис Т. (1985). «Петрус Патриций. Некоторые аспекты его жизни и карьеры». В Вавржинеке, Владимир (ред.). От поздней античности к ранней Византии: материалы византинологического симпозиума 16-й Международной Эйренской конференции . Прага. стр. 49–53.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )