Никифор Григора

Никифор Григора ( / ˈ ɡ r ɛ ɡ ə r ə s / ; греческий : Νικηφόρος Γρηγορᾶς , Никефор Грегорас ; ок. 1295 – 1360) был византийским греком. [1] астроном , историк и теолог . Его 37-томная «История Византии» , эрудиция, представляет собой основной документальный источник XIV века.
Жизнь
[ редактировать ]Григора родился в Гераклее Понтийской , где его воспитал и получил образование его дядя Иоанн, который был епископом Гераклеи. [2] В раннем возрасте он поселился в Константинополе , где дядя познакомил его с Андроником II Палеологом , которым он был назначен хартофилаксом (хранителем архивов). В 1326 году Григора предложил (в трактате, который до сих пор существует) некоторые реформы календаря, которые император отказался провести, опасаясь беспорядков; более двухсот лет спустя они были введены Григорием XIII почти в том же духе. [3]
Падение Андроника II
[ редактировать ]Когда Андроник был свергнут (1328 г.) его внуком Андроником III Палеологом , Григора разделил свое падение и ушел в частную жизнь. Нападенный Варлаамом из Калабрии , его с трудом удалось убедить выйти вперед и встретиться с ним в словесной войне, в которой Варлаам был побежден. Это значительно повысило его репутацию и принесло ему большое количество учеников. [3]
Григора оставался верным до смерти старца Андроника. После этого ему удалось заручиться благосклонностью Андроника III, который поручил ему вести переговоры об объединении греческой и латинской церквей с послами Папы Иоанна XXII . Переговоры, состоявшиеся в 1333 году, не привели к решению. [3]
Исихастский спор
[ редактировать ]Начиная с 1346 года, Григора принял важное участие в исихастской полемике при поддержке императрицы Анны , опубликовав трактат, в котором он решительно выступил против Григория Паламы , главного сторонника учения. Хотя он убедил некоторых видных церковников, таких как Иосиф Ганос и Арсений Тирский , его мнение противоречило мнению императора Иоанна VI Кантакузена . Хотя он подробно изложил свои взгляды на синоде 1351 года, этот синод объявил его взгляды еретическими, а учение Паламы — ортодоксальными. Ему и другим диссидентам была предоставлена возможность отречься, но он отказался. [4] Его тогда фактически заточили в монастырь на два года. [3]
Кампания против учения Григория Паламы
[ редактировать ]Хотя учение Григория Паламы было принято большинством Православной Церкви, Григора упорно боролся против того, что он считал еретическим учением, навязанным Церкви грабительским собором. Он стал монахом и посвятил себя походу против паламитов, разрушив свою дружбу с Иоанном Кантакузеном. Сначала его поместили под домашний арест, затем заключили в монастырь Хора . Выйдя из монастыря в 1354 году, Григора вернулся к проповедям и доносам. Две из 37 книг своей римской истории Григора посвящает своим возражениям против учения Паламы; по словам Дональда Никола: «Вызывает разочарование тот факт, что Григора, философ и историк, на склоне лет выродился в разглагольствовавшего полемиста». [5]
Сочинения
[ редактировать ]Главный труд Григоры — его «Византийская история » в 37 книгах, охватывающая период с 1204 по 1359 год. Она частично дополняет, а частично продолжает работу Георгия Пахимера . Григора демонстрирует значительное трудолюбие, но стиль его помпезный и напыщенный. Эта работа и работа Иоанна Кантакузена дополняют и исправляют друг друга, и их следует читать вместе. [3]
Другие сочинения Григоры, которые (за немногими исключениями) до сих пор остаются неопубликованными, свидетельствуют о его большой разносторонности. Среди них можно упомянуть историю спора с Паламой; биографии его дяди и раннего наставника Иоанна, митрополита Гераклеи, и мученика Кодрата Антиохийского ; надгробные речи Феодора Метохита и двух императоров Андроника; комментарии к странствиям Одиссея и к Синезия о снах; трактату [6] трактаты по орфографии и словам сомнительного значения; философский диалог под названием «Флоренций , или О мудрости» ; астрономические трактаты о дате Пасхи , о составлении астролябии и о предсказательном расчете солнечных затмений; [7] и обширная переписка. [8] [3]
Издания: в Бонне Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae , Л. Шопена и И. Беккера , с жизнью и списком сочинений Ж. Бойвена (1829–1855); JP Migne , Patrologia Graeca , cxlviii., cxlix.; см. также Карл Крумбахер , Geschichte der byzantinischen Litteratur (1897). [3]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Каффа, Елена (26 июня 2014 г.). Греческая церковь Кипра, Мореи и Константинополя в эпоху франков (1196-1303 гг.): новый взгляд . Издательство Кембриджских ученых. п. 78. ИСБН 978-1-4438-6299-8 .
- ^ Теодоссиу, Э.Т., Маниманис, В.Н., Димитриевич, М.С., и Данезис, Э., Величайший византийский астроном Никифор Григора и сербы, Публикации Астрономической обсерватории Белграда, Том. 80, с. 269-274, 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Чисхолм 1911 года .
- ^ Дональд М. Никол, Последние столетия Византии, 1261-1453 , второе издание (Кембридж: University Press, 1993), стр. 232f
- ^ Никол, Последние столетия , с. 234
- ^ Niceforo Gregora, Explicationio in librum Synesii de insomniis, a cura di P. Pietrosanti, Collana Pynakes, Levante, 1999
- ^ Ж. Могене, А. Тихон, Р. Ройез, А. Берг, Никефор Грегорас - Расчет солнечного затмения 16 июля 1330 г., Корпус византийских астрономов , I, Глебен, 1983 г.
- ^ И. Шевченко, Некоторые автографы Никифора Григоры в Собрании сочинений Института византинистики , VIII, стр. 435-450.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Григора, Никифор. энциклопедия Британская Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 562. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в