Jump to content

Олимпиодор из Фив

Олимпиодор из Фив ( греч . Ὀλιμπιοδορος ὁ Θιβαῖος ; родился около 380 г., около 412–425 гг. Н.э.) был римским историком, поэтом, [ 1 ] философ и дипломат начала V века. [ 2 ] : 79  Он выпустил « Историю» в двадцати двух томах, написанную на греческом языке , посвященную императору Феодосию II и подробно описывающую события в Западной Римской империи между 407 и 425 годами. [ 1 ]

Среди его друзей были философы провинций , губернаторы и риторы . Он совершил несколько путешествий в официальном качестве, сопровождаемый в течение двадцати лет попугаем . Он был «убежденным, но сдержанным» язычником . [ 3 ] : 709  который процветал при христианском дворе и чьи работы повлияли на нескольких последующих историков, в том числе авторов церковной истории .

Олимпиодор родился между 365 и 380 годами в Фивах (современный Луксор , Египет ), в римской провинции Фиваида , в куриальной семье. [ 3 ] : 712  В то время Фивы были процветающим центром литературного образования и колыбелью политиков и общественных деятелей. [ 2 ] Он получил классическое образование, изучив греческий и латынь , а также народный коптский язык . Это образование обеспечило доступ к карьере в общественной жизни. Он отправился изучать философию в Афины около 385–90 годов, примерно в пятнадцать лет, и оставался там четыре года. [ 3 ] : 712  Вероятно, именно в Афинах он подружился с софистом Леонтием и грамматистом Филтацией, чьи знания о количестве клея, используемого при переплете книг, послужили причиной возведения его статуи в Афинах. [ 1 ] Другой друг, Валерий, был наместником Фракии в 421 году и, возможно, был сыном Леонтия и братом будущей Августы Евдокии . [ примечание 1 ]

После учебы он, похоже, вернулся в Фивы, где существовало процветающее сообщество поэтов, писавших на греческом языке, и занялся поэзией, которая стала его определяющей. В это время, по словам Тредголда, он, возможно, женился и усыновил сына, возможно, родственника-сироту. Около 399/400 г. он приобрел домашнего попугая, своего верного спутника на следующие двадцать лет, который прекрасно говорил по-гречески и мог «танцевать, петь, называть имя своего владельца и проделывать множество других трюков». [ 2 ] : 79  В какой-то момент он переехал со своей семьей и попугаем в Константинополь , где утвердился при дворе Феодосия II, чему способствовало его классическое образование. (Латинский язык был языком официального бизнеса, и знание этого языка было необходимо даже на Востоке для любого важного правительственного назначения.) [ 3 ] : 713  Вероятно, ему также пошла на пользу связь с будущей императрицей. Во время своих нескольких путешествий в течение следующих тринадцати лет он записал множество фактов, статистических данных , географических наблюдений, этимологических размышлений и мнений о политической ситуации на Западе.

Путешествия

[ редактировать ]

Его первый зарегистрированный визит был в посольство к гуннам в 412/3 г. Олимпиодор рассуждает о

« Донат и гунны, а также мастерство их царей в стрельбе из лука. Автор рассказывает, что сам был послан с миссией к ним и Донату, и дает трагический отчет о своих странствиях и опасностях на море. Как Донат , обманутый клятвой, был незаконно казнен, как Харатон , первый из царей, разгневанный убийством, был умилостивлен подарками императора». [ 1 ]

Школа мысли утверждает, что его послал император Западной Римской империи, но Тредголд находит это неправдоподобным, поскольку все доказательства указывают на то, что Олимпиодор жил в Восточной Империи и работал на нее в течение своей профессиональной жизни. [ 3 ] : 714  Во время этого путешествия Олимпиодор выучил достаточно гуннский язык, чтобы включить в свои сочинения некоторые технические термины. Он также уловил несколько слов вандала, рассказывая нам, что вандалы называли готов трули , потому что, когда их теснил голод, они покупали трулу пшеницы за золотую монету, хотя она стоила всего лишь треть пинты. [ 1 ]

Около 416 г. он отправился с визитом в Афины. Там, благодаря его «поддержке и усилиям» [ 1 ] он добился назначения своего друга Леонтия на кафедру риторики в университете (должность, которой Леонтий явно не хотел). [ 4 ] : 214  Возможно, это было сделано для разрешения спора между соперничающими кандидатами и обеспечения выбора Императора. Или поддержать официальную программу копирования классических текстов после вторжений вестготов. [ 2 ] : 80  Он дает яркий отчет о студенческих ритуалах в городе:

«Всех вновь прибывших (послушников), молодых и старых, водили в общественные бани. Тех, кто по возрасту был годен для ношения плаща, выводили вперед сопровождавшие их схоласты; затем, пока одни бежали впереди, оттесняли их назад, другие , бегая сзади, толкал их вперед и сопротивлялся им под крики: «Стой, стой, ему нельзя мыться». Победителями в состязании считались те, кто отталкивал тех, кто пытался помешать продвижению послушника. Спустя значительное время и после того, как в соответствии с обычаем состоялся длительный диспут, сопровождаемого водили в состязание. в теплой комнате и, одевшись, получил разрешение надеть плащ по пути из бани в сопровождении многочисленной и знатной толпы». [ 1 ]

В том же году (416 г.) и, вероятно, в рамках того же путешествия он посетил оазисы египетской пустыни . Его описание путешествия заканчивается утверждением, что семья Гомера была уроженцем Фиваиды. [ 1 ] возможно, был сбор информации о Блеммиах Нубии Официальной целью визита , , группе варваров, живших к югу от Великого Оазиса и Фиваид, которые часто совершали набеги на обе страны.

Примерно в 419/20 году он предпринял настоящую миссию к Блемми, вероятно, в своем официальном качестве. [ 3 ] : 719  Он дает еще один отчет о мучительном морском путешествии:

«Говоря о чудесной звезде (которую моряки называли Уранией), он тяжело оперся о мачту, которая чуть не поддалась и сбросила его в воду». [ 1 ]

Его попугай, похоже, погиб, поскольку его сочинения в то время содержат что-то вроде некролога . [ 3 ] : 720  В приграничном городе Сиене (ныне Асуан был отправлен запрос ) этнархам (вождям) блемми с просьбой разрешить встречу с ними. Они передали решение своим «пророкам», которые применили к этому вопросу гадание и решили впустить Олимпиодора на свою территорию: они «стремились встретиться с ним благодаря его репутации». [ 1 ] Его убеждали посетить изумрудные рудники фараонов , но в официальном разрешении было отказано. В переводе Фотия Фриза это читается как отказ местных королей, но Тредголд считает, что гораздо более вероятно, что это было решение императора: Олимпиодору было поручено путешествовать пять дней и не более, и изумрудные рудники, очевидно, не могли быть достигнуто за это время. (В качестве дополнительного доказательства Тредголд указывает, что Олимпиодор использует слово «басилеус» (βασιλεύς), собственный титул римского императора, для обозначения удерживающего.) На обратном пути он остановился в своих родных Фивах, где узнал о смерть его сына. Он продолжил свое путешествие в Александрию , где встретил своего друга Гиерокла .

Его последнее зарегистрированное путешествие было в Рим в 424/5 году в компании magister officiorum Гелиона для назначения шестилетнего Валентиниана III западным императором вместо узурпатора Иоанна (423-5). Хотя прямых доказательств того, что Олимпиодор отправился в это путешествие, нет, [ 5 ] : 46  есть несколько веских причин думать, что так оно и было: его детальное знание дел с 407 года; его наблюдения на побережье Италии ; цитирование фактов и статистических данных, которые могли быть доступны в городских архивах Рима; и его изумление перед действительным величием Рима и богатством его аристократии. Один гекзаметр , предположительно его собственный, фигурирует в описании резиденций богатых людей во время его визита в Рим, в которых были ипподромы , фонтаны , святыни и многие другие атрибуты города:

«Один дом — город, в городе десять тысяч городов» [ 1 ] (Eis domos a sy pele polis a otea miria ketusi)

Сама история ныне утеряна, но многие ее структуры и особенности можно установить по произведениям других писателей. Его двадцать две книги были организованы в две декады . Первый начался с описания карьеры Стилихона с 395 г., собственно история началась с 407 г., и завершился (в Книге X) путешествием к гуннам. [ 1 ] в 412 г. Вторая декада началась с событий в Галлии, которые можно датировать этим же годом (412 г.), [ 2 ] : 80  и завершился экспедицией в Рим для воцарения Валентиниана в 425 году.

История касается почти исключительно Западной империи и содержит большую часть того, что мы знаем о ее делах в начале пятого века (особенно около 410 года, когда Рим пал перед вестготами). [ 5 ] : 47  События на востоке упоминаются только тогда, когда они влияют на дела на Западе или имеют отношение к самому Олимпиодору. Он описывает восточные дела в западных терминах: Феодосий II — «племянник Гонория и Плацидии » (западного императора и его сестры), а также сын Аркадия (восточного императора). [ 1 ]

Он приводит подробную хронологию, используя консульскую датировку: узурпация Константина III в 406 году указывается как «до седьмого консульства Гонория и второго консульства Феодосия». [ 6 ] : 6.2.1  , а вся история охватывает период от седьмого консульства Гонория до воцарения Валентиниана III. Нам сообщают, что брак Плацидии и гота Атаульфа произошел в январе месяце, а ее брак с Констанцием III был в одиннадцатое консульство Гонория и второе консульство Констанция. [ 1 ]

Хотя работа была написана на греческом языке, она включала в себя множество латинизмов , в том числе надписи и возгласы латинским алфавитом: напр. ответ на просьбу Стилихона к Сенату о деньгах для выплаты Алариху I : non est ista pax, sed pacio servitutus («Это не мир, а узы рабства») [ 6 ] : 5.29.9  . Или крик голодающего населения Большого цирка , столкнувшегося с зерновой блокадой из Африки, эксплуатацией торговцев зерном и перспективой съесть друг друга: pretium inpone carni humanæ («Установить определенную цену на человеческое мясо») [ 6 ] : 6.11.2  . Олимпиодор «в шутку» предполагает, что название bucellarii (солдаты) происходит от buccellatum (сухой хлеб, сухари), который они ели. [ 1 ]

Он дал расстояния в римских милях ( μίλια ), а также в стадиях : напр. Ариминум ( Римини ), «в тридцати милях от Равенны». [ 6 ] : 5.48.2  ; или «двести десять стадий от Равенны». [ 7 ] : IX, Глава 7 Олимпиодор транслитерировал каждый римский титул на греческий язык, что является необычной практикой: греческие историки избегали транслитерации, часто вообще опуская титулы официальных лиц. [ 5 ] : 48 

История включает подробные рассказы о людях, например. его отчет о Констанции III:

«Констанций, когда он ехал, имел унылый и угрюмый вид, с большими глазами, шеей и широкой головой; всем телом он склонился над лошадью и косо смотрел по сторонам, чтобы, как говорится в старом выражении, «выглядеть достойным империи». На пирах и банкетах, однако, он был приятен и общителен и часто даже снисходил до соперничества с мимами, выступавшими за столом». [ 1 ]

Точность личных данных часто подтверждалась: заклятый враг Стилихона, «жестокий и бесчеловечный Олимпий», [ 1 ] описывается как благочестивый христианин; это подтверждается письмами святого Августина Гиппонского . Он ясно описывает мотивы различных персонажей, показывая, как они маневрировали в изменчивом политическом ландшафте того времени. представлены В истории статистические и культурные подробности: например. размеры армий; «император призвал десять тысяч гуннов на помощь в войне против Алариха»; [ 6 ] : 5.50.1  выкуп Алариха, при котором город согласился «дать пять тысяч фунтов золота и тридцать тысяч серебра, четыре тысячи шелковых одежд, три тысячи алых рун и три тысячи фунтов перца»; [ 6 ] : 5.41.4  относительные размеры бань (в термах Антонина было 1600 мест, в термах Диоклетиана вдвое больше ). Олимпиодор смог подсчитать годовой доход римских сенаторов и огромные суммы, потраченные ими во время их и семейных государственных должностей. [ 1 ]

В нем также проявлялось пристрастие к ужасным подробностям: «Олимпий, замышлявший интригу против Стилихона... забит до смерти по приказу Констанция, мужа Плацидии, после того как ему сначала отрезали уши»; головы узурпаторов (Иовина и его брата Себастьяна, Константина и его сына Юлиана, Максима и Евгения) выставлены за пределами Карфагена; Аттал , городской префект Рима, объявленный Аларихом императором, «взят в плен и после того, как ему отрубили большой и указательный пальцы правой руки, изгнан». [ 1 ]

Прежде всего, работа имела «явно выраженную географическую направленность», причем «даже география поэтов... была поставлена... на службу». [ 5 ] : 45  События часто описывались топографически (практика, которую разделял Аммиан Марцеллин ). В его отчете о поездке на Блемми есть отступления о погоде, колодцах, сельском хозяйстве и окаменелостях. На основании ископаемых останков Олимпиодор пришел к выводу, что Великий оазис Сива когда-то был островом. [ 1 ] Он подробно описывает маршруты, пройденные Аларихом и Стилихоном в различных походах, упоминая реки, города, расстояния и особенности ландшафта. [ 5 ] : 50 

Хотя Олимпиодор был язычником, работа была «тщательно нейтральной» по религиозным вопросам (за исключением некоторых упоминаний о катастрофических последствиях удаления языческих статуй). Он был способен на беспристрастность по отношению к людям, восхваляя готского генерала Саруса за его храбрость и умение в бою, но осуждая его как нарушителя клятвы. [ 6 ] : 6.2.4  Хотя об императорах обычно упоминают с уважением, он изобразил Гонория нарушителем клятвы (Гонорий обещал безопасный проход Константину III и его сыну, но затем приказал их казнить). [ 1 ] но похвалил его договоренность с вестготом Атаульфом, в результате которой последний победил мятежника Иовина в 413 году. [ 4 ] : 223  Удивительно, но в политическом контексте того времени Олимпиодор положительно отзывался о Стилихоне и искренне не одобрял его казнь Гонорием. Он мог также неблагоприятно относиться к отдельным лицам: например, к благочестивому Олимпию, которого Олимпиодор считал предателем, а другие писатели считали его «общественным благодетелем». [ 2 ] : 91  Ему не нравилась Галла Плацидия, и он говорил нам, что ее второй муж, император Констанций III, был «щедрым и щедрым», пока не женился на ней, после чего он опустился до «скупости». [ 4 ] : 223  [ примечание 2 ] .

Произведение рассматривается как произведение о путешествии, в котором странствующий поэт отправляется в поисках «тем, покровителей и наград»; [ 4 ] : 213  однако Мэтьюз отмечает, что стиль больше соответствует официальному документу, предназначенному для информирования и выработки политических рекомендаций, основанных на ситуации на Западе. Сам Олимпиодор охарактеризовал работу как «сборник материалов для истории». [ 1 ] ( письменный материал ), [ примечание 3 ]

Джиллетт сообщает нам, что представители государственных должностей в древности часто собирали такие материалы, чтобы они или другие могли использовать их в качестве основы для истории. [ 8 ] : 17/18  Томпсон указывает на особенности стиля Олимпиодора: латинизмы, сленг (разговорный греческий), [ 3 ] : 730  статистика и системы датирования, которые не обязательно должны были соответствовать традициям современной исторической литературы, подходили для такой работы.

Дата написания

[ редактировать ]

Согласно научным дебатам, это происходит вскоре после последних описанных событий, в 425 г., и почти до 450 г. Томпсон является сторонником более ранней даты (самое позднее 427 г.), поскольку Олимпиодор дает благоприятный отчет о «самых благородных» [ 1 ] генерал Бонифаций , объявленный Плацидией врагом народа в 427 году. (Однако в 432 г. Бонифаций вновь оказался в фаворе и получил титул патриция, [ 4 ] : 219  что делает возможным более позднюю дату публикации.

433 подтверждается тем, что в этот момент ОН Созомена обрывается; это также общепринятая дата публикации «Церковной истории» Филостурга, хотя это оспаривается. Джиллетт выбирает более позднюю дату, около 440 г.; с terminus ante quem в 450 г., когда умер Феодосий II, его посвященный. Он полагает, что церковный историк Сократ , чья HE прерывается в 439 году, не выказывает никаких признаков того, что он использовал Олимпиодора, и что, поскольку Сократ широко читал доступную литературу, вполне вероятно, что работа Олимпиодора к тому времени не была опубликована. В качестве доказательства даты публикации 450 г. Джиллетт также предлагает «распространенную и благоразумную практику» среди историков воздерживаться от написания событий в период правления ныне живущих императоров. Другая возможность состоит в том, что работа была опубликована в разделах, [ 4 ] : 218  причем первая декада была написана в любое время после свадьбы Плацидии и Констанция в 417 году (поскольку они там называются женатыми). [ 8 ] : 4  Возможно, работа была написана в срок. [ 3 ] : 731 

Источники

[ редактировать ]

Олимпиодор имел доступ к широкому кругу источников и использовал множество исследовательских методов. [ 2 ] : 89  Его широко читали в прозе и поэзии. [ примечание 4 ] . Он знал об Аммоне, который измерял стены Рима в начале V века. [ 1 ] Он цитировал Азиния Квадрата , широко цитируя его по географическим вопросам. [ 9 ] Он упоминает поэта Пейсандра, которому он приписывает связь между аргонавтами и основанием Эмоны . [ 2 ] : 88  Томпсон предполагает, что Олимпиодор прочитал и переварил Аммиана Марцеллина : работы двух историков схожи по масштабу, а также по использованию географических и социальных подробностей. [ 5 ] : 52  можно увидеть влияние Фукидида и Плутарха . В истории [ 4 ] : 227  поэт Клавдиан . , а в качестве источника был предложен [ 4 ] : 225  Источником, с которым Олимпиодор должен был быть знаком, была «История продолжения Дексиппа» Евнапия , которая закончилась в 404 году и касалась главным образом Восточной империи. Тредголд предполагает, что «в некоторой степени» Олимпиодора можно рассматривать как продолжателя Евнапия, [ 3 ] : 729  хотя их стили и взгляды были очень разными: Олимпиодор, как мы видели, предоставил подробную хронологию; Евнапий считал, что хронологическая точность не имеет значения в истории. [ 5 ] : 49 

Было высказано предположение, что Олимпиодор использовал для своей истории единственный письменный источник, но Мэтьюз отвергает это из-за личных отступлений, содержащихся в его сочинениях: он указывает, что, хотя такие отступления считались неотъемлемой частью работы древних историков, они было бы трудно органично вставить их в существующее повествование. В качестве еще одного доказательства того, что Олимпиодор объединил свои источники в свое собственное повествование, Тредголд упоминает сходство композиции и мировоззрения между его отчетами о событиях на западе и отчетами о его деятельности на востоке. [ 3 ] : 724 

Хотя получить точную информацию о Западной империи было, как известно, сложно, после 408 года наблюдался рост дипломатической и политической активности между востоком и западом, что обеспечило бы Олимпиодору, вращавшемуся в придворных кругах, информацию о последней из первых рук. Были и беженцы , бежавшие из Рима после его разграбления: «было бы извращением предполагать, что никто не достиг Константинополя». [ 2 ] : 89 

Во время своих путешествий Олимпиодор встретился с несколькими людьми, которые внесли свой вклад в новейшую историю, чьи мнения он поддерживал и которые вошли в его историю. В их число входили посол Иовий, посланный на переговоры с Гонорием Аларихом и узурпатором Константином III , и Кандидиан, советник вестготского короля Атаульфа , который объединился с Плацидией и восточным правительством в его войне с узурпатором Иоганном (423-5). . и кто, возможно, способствовал благосклонному рассказу Олимпиодора о Бонифации,

Юстиниан, бывший советник Стилихона, был возможным источником информации, откуда положительная оценка Олимпиодора о вандале, которая была уникальной в восточных и западных кругах. [ 2 ] : 89  (Мэтьюз утверждает, что, учитывая в целом неблагоприятное мнение современных историков и сенаторов о Стилихоне, положительное мнение Олимпиодора могло исходить только от его сторонников). Другим был имперский нотариус Иоанн, который до 422 года занимал различные должности при официальных и узурпаторских хозяевах и был другом осаждавшего Рим вестгота Алариха. Гелиократ, назначенный Гонорием конфискатором сторонников Стилихона, который выполнял свою работу настолько умеренно, что ему пришлось искать убежища у императора в церкви, [ 6 ] : 5.45.4  был еще одним возможным информатором. Бывший преторианский префект Палладий , перед которым стояла задача собрать дань Алариха от аристократии в 408 году, был еще одним возможным источником и, возможно, предоставил Олимпиодору свои знания об общественном и частном богатстве. Его неблагоприятный отзыв о Галле Плацидии отражает мнение комментаторов Западной Империи, где Плацидия не пользовалась популярностью. [ 2 ] : 92 

Его подробный отчет о римской статистике, скорее всего, был почерпнут из городских архивов, к которым Олимпиодор, как правительственный чиновник, мог получить доступ во время своего визита на воцарение Валентиниана III (при условии, что он туда поехал; его описание Рима и его изумление перед великолепием города было «почти» наверняка «основано на вскрытии»). [ 4 ] : 215 

Олимпиодор также опирался на личный опыт: например, его рассказ об обрядах посвящения студентов в афинских банях, которые вряд ли были публичными, настолько подробен, что позволяет предположить, что Олимпиодор участвовал в них. [ 3 ] : 711  Он достаточно изучил варварские обычаи и язык, чтобы прокомментировать их племенную структуру. Историю о серебряных статуях (внизу) рассказал ему Валерий, правитель Фракии (который, возможно, был сыном его друга Леонтия и братом Евдокии Августы). [ 8 ] : 16 

Первоначально предполагаемая читательская аудитория этой истории могла быть небольшой, возможно, ограничиваясь императором, его женой и сестрой, а также его главными советниками. [ 3 ] : 731  Однако его использовали и перефразировали несколько других авторов.

Созомен , близкий современник, написал свою «Церковную историю» (также посвященную Феодосию II) в 440-х годах. [ 4 ] : 218  . Хотя он и не самый плодовитый пользователь истории, он предоставляет некоторые детали, которых нет в других работах, и по стилю ближе к оригиналу, часто сохраняя детали Олимпиодора и латинизмы путем прямой транскрипции латинских символов на греческий. Следуя за Олимпиодором, Созомен переключает акцент с Востока на Запад, и его повествование становится более точным. Последняя книга (Книга IX), большая часть которой использует Олимпиодора в качестве источника, побудила Мэтьюза отметить, что Созомен, кажется, забывает, что пишет церковную историю, и становится «почти светским». [ 2 ] : 82  Созомен отмечает силы Стилихона, [ 7 ] : IX гл.4 но не представляет благосклонного мнения о нем Олимпиодора, просто упоминая (дважды), что он был убит солдатами в Равенне.

Созомен рассказывает об осаде Рима Аларихом и упоминает «неких тосканцев, которые… обещали прогнать варваров громом и молнией; они хвастались, что совершили аналогичный поступок в Ларнии». [ 7 ] : IX гл.6 . Он ссылается на блокаду Рима Аларихом и говорит, что «некоторые люди подозревались в употреблении человеческой плоти». [ 7 ] : Глава 8 Он сообщает нам, что Иовий, префект Италии, провел конференцию с Аларихом, после чего представил гонорию требования Алариха. (Когда император отказался поставить Алариха во главе армии, Созомен сообщает нам, что Иовий счел благоразумным встать на сторону Гонория, «заставив главных офицеров поклясться, что они никогда не согласятся ни на какие условия мира с Аларихом».) [ 7 ] : IX гл.7 Созомен ссылается на трех узурпаторов в Британии того времени (Марка, Грациана и Константина III) и дает отчет о приключениях последнего на континенте. [ 7 ] : Гл.11-15

Зосима , написавшая свою «Новую историю» на рубеже V и VI веков, [ 2 ] : 81  Олимпиодора представляет наиболее полную версию истории , хотя он использовал только одну пятую ее, [ 3 ] : 729  и опустил некоторые детали, использованные Созоменом. Первоначально его история, основанная на трудах Евнапия, сосредоточивалась на Восточной Империи; однако он переключился на запад, перефразировав Олимпиодора, который был «почти единственным источником» для его последних глав (главы 5.6–6.13). [ 3 ] : 709  Зосим поддерживает практику Олимпиодора предоставлять географические подробности, указывая расстояния в римских милях и хронологию с использованием консульских дат:

«Вандалы, объединившись с аланами и свевами, пересекли Альпы по трем перевалам, образующим проход из Италии в Кельтику, обычно называемый Коттийскими, Пеннинскими и Приморскими Альпами… Аркадий находился в своем шестом консульстве и Проб был его коллегой»: [ 6 ] : 6.3.1  «В Риме было распространено сообщение о смерти императора Аркадия, что подтвердилось после отъезда Аркадия в Равенну. Стилико находился в Равенне, в то время как император находился в городе Эмилия, называемом Бонония, примерно в семидесяти милях от него». [ 6 ] : 5.31.1 

В отрывках из Олимпиодора Зосим сохраняет свои латинизмы, причем в греческом тексте (с греческим переводом) появляются латинские слова, фразы и предложения. [ 5 ] : 48  [ 2 ] : 86  Мэтьюз отмечает улучшение качества, когда Зосим следует за Олимпиодором, например. в точности названий и личных данных. Особое внимание он обращает на изменение отношения к Стилихону в творчестве Зосимы: Евнапий был крайне враждебно настроен к вандалу, что отражено в первых упоминаниях о нем в « Новой истории» , сообщающих, что посредством взяточничества в казну потекли деньги. Стилихона (и его восточного эквивалента Руфина); [ 6 ] : 5.12.2  когда Зосим переходит к Олимпиодору, это меняется на более сочувственное повествование: «Он был самым умеренным и справедливым из всех людей, имевших большой авторитет в свое время… он никогда не присваивал воинских званий за деньги и не желал стипендии солдат, его собственное использование». [ 6 ] : 5.34.5/6  Зосим однажды цитирует Олимпиодора, речь идет о названии Равенны . Олимпиодор утверждал, что оно получило свое название от Рема , который основал его вместе со своим братом Ромулом , в то время как Зосим предпочитал объяснение, данное Азинием Квадратом, что оно было названо в честь Рены (воды). [ 6 ] : 5.27.1  Зосим упоминает Иовия, как и Созомен, но в его рассказе Константин III (а не Аларих, если это тот же Иовий) посылает Иовия к Гонорию, чтобы предложить ему союз. [ 6 ] : 6.1.1  Он называет британских узурпаторов того времени и дает более подробный отчет, чем Созомен, о кампании Константина в Галлии. [ 6 ] : 6.1.2-6.5.3 

Патриарх девятого века Фотий приводит выдержки из истории в своей «Библиотеке» (раздел, относящийся к истории, известен как «46 фрагментов Олимпиодора», двенадцать из которых не имеют исторического содержания). Фотий тщательно воспроизводил язык и манеры авторов, которых он цитировал. [ 4 ] : 226  и большая часть стиля Олимпиодора сохранилась в его работах. От Фотия мы знаем об организации истории, и именно он сообщает нам, что Олимпиодор называл себя поэтом. «Фрагменты» придерживаются латинских названий титулов: молодой Валентиниан получает титул Nobilissimus ; Иовиан остается у Аттала своим Патрицием , и именно от него мы узнаем имена друзей Олимпиодора. [ 1 ] Фотий осуждает стиль Олимпиодора:

«Стиль его ясен, но свободен и лишен силы, а иногда вырождается в банальную пошлость, так что произведение не заслуживает того, чтобы считаться историей… Он не отличается формой, за исключением… того, что он время от времени приближается к простоте; но и в этом, вследствие чрезмерной подлости и ничтожности своей дикции, он... постепенно спускается к вульгарной манерности». [ примечание 5 ]

Церковный историк Филостургий, чья работа появилась между 433 и 440 годами, [ 4 ] : 218  Считается, что он имел доступ ко всей работе Олимпиодора. [ 8 ] : 4  . Доказательства этого «сложны и спорны», [ 4 ] : 228  поскольку работа Филостургия доступна только через воплощение Фотия. Последняя книга «Церковной истории» Филостурга (книга двенадцатая) охватывает ту же тему, что и «история», и заканчивается тем же эпизодом (поражение узурпатора Иоанна и провозглашение Валентиниана III западным императором). [ 10 ] : Глава 13 Между работами Филостургия и соответствующими отрывками Зосимы существуют лингвистические сходства, которые предполагают, что Олимпиодор является общим источником. Болдуины предлагают список деталей, предполагающих связь между соответствующими фрагментами двух авторов: [ 4 ] : 229/30  хотя их отношение к Стилихону было очень разным. [ примечание 6 ]

Филостургий упоминает блокаду Рима Аларихом и последовавший за ней голод и говорит, что тем римлянам, которые «не были пожираны друг другом», Аларих разрешил ввозить кукурузу после того, как он объявил Аттала императором. [ 10 ] : Глава 3 Один отрывок у Филостургия касается уже упомянутого Олимпия, разрушителя Стилихона: «Другие называют этого человека не Олимпием, а Олимпиодором; и они рассказывают не о том, что он пришел на помощь императору, а о том, что он замышлял заговоры против Стилихона, который заслуживал добра от его рук, и ложно обвинял его в нападках на империю». [ 10 ] : Гл.1 Поскольку Олимпиодор сообщает нам, что противником Стилихона был Олимпий, Болдуин и Болдуин предполагают, что «что-то легко могло пойти не так с предложением, содержащим два таких похожих имени». [ 4 ] : 229 

Кроме того, Тредголд предполагает, что фрагменты Олимпиодора сохранились в Войнах Прокопия .

Олимпиодор оказал влияние не только на других писателей. Его друг-философ Гиерокл, которого он посетил в Александрии после посещения Блемми и смерти сына, был настолько тронут контрастом между его успешной миссией и трагической потерей, что решил написать «О провидении и судьбе». и отношение того, что мы контролируем к божественной силе», который он адресовал и послал Олимпиодору, чтобы утешить его. [ 3 ] : 723  . [ примечание 7 ] В предисловии к этой книге (кратко изложенной у Фотия) Гиерокл упоминает навыки и успехи Олимпиодора на посту римского посла.

Работа была официальным документом и содержала профессиональные мнения и политические рекомендации Олимпиодора. Он выступал за примирение варваров, что часто считал предпочтительнее противостояния им. [ примечание 8 ] Он обвинил Гонория в том, что он не смог победить Алариха, либо согласившись на то, что он считал своими «разумными требованиями», [ 6 ] : 6.1.1  или успешно справиться с его угрозой.

Олимпиодор выступал за поддержку Западной империи Востоком, подчеркивая пагубные последствия предыдущих конфликтов между императором Аркадием и Стилихоном. Джиллетт описывает свою работу как «памятник жизнеспособности веры в единство Римской империи под властью династии Феодосиев». [ 8 ] : 2  Джиллетт отмечает, что Константинополь потратил время и ресурсы на поддержку Равенны перед лицом агрессивного присутствия вандалов в Северной Африке, и предполагает, что работа Олимпиодора внесла «своевременный вклад» в дебаты. В конце концов, Джиллетт утверждает, что история, а не запись событий для потомков или религиозная полемика, была реалистичной оценкой государственных дел. [ 8 ] : 26 

Язычество

[ редактировать ]

Фотий называет Олимпиодора «язычником». [ 1 ] что, возможно, обозначало «динамическую культурную традицию», а не «конкретно религиозную приверженность». [ 2 ] : 79  Олимпиодор обращался к христианскому двору, но к языческим идеям существовала определенная терпимость: и Феодосий II, и императрица Евдокия были покровителями эллинистической учености. [ 8 ] : 16  Он чувствовал себя способным утверждать, что предметы языческого культа могли бы помочь империи, если бы их уважали (и помешать ей, если бы их не уважали). Он приписывает падение Стилихона и его жены разграблению сокровищ языческих храмов и обвиняет римлян в капитуляции перед Аларихом в том, что они расплавили статую Виртуса , который затем покинул Рим. [ 6 ] : 5.41.7  В рассказе Созомена о тосканцах, которые предложили вызвать бурю, чтобы спасти Рим от Алариха, они утверждают, что их город был спасен «преданностью его жителей богам в древнем способе поклонения». Префект передал это предложение епископу Рима, который разрешил проводить языческие обряды в частном порядке. Однако посетители заявили, что их обряды не будут иметь никакой силы, если они не будут совершены на виду у публики, и поэтому были отосланы. [ 6 ] : 5.41.2/3  [ 7 ] : IX, Глава 6 Олимпиодор расценил исповедуемое христианское благочестие «нечестивого негодяя». [ 1 ] Олимпия как несовместимого с его государственной должностью, и приветствует принципиальный отказ генерала Генерида, который подал в отставку со своего поста в знак протеста против закона, запрещающего язычникам занимать должности. [ 6 ] : 5.46.3  Он сделал «кислые» комментарии о богатой семье Аникии , которая была недовольна перспективой потерять свою почти монополию на богатство города после назначения Атталом чиновников, «хорошо знакомых с управлением делами»: [ 6 ] : 6.7.4  Болдуин и Болдуин предполагают, что его отношение было связано с тем, что аникии были христианами, а не только с их богатством. [ 4 ] : 217  Олимпиодор предполагает, что Аттал навлек на себя гнев богов своими высокомерными словами, обращенными к Сенату, «в которых он с большой показухой заявил им, что подчинит весь мир римлянам и даже совершит более великие дела, чем это». [ 6 ] : 6.7.3 

Томпсон ссылается на «большую привлекательность» неоплатонизма того времени и предполагает, что он оказал раннее влияние на Олимпиодора. [ 5 ] : 43  Однако он не позволил своим религиозным убеждениям затмить свою беспристрастность: он скептически относился к неоплатонику- чудотворцу (магу) Либанию, обещавшему отразить варварское вторжение с помощью магии, без помощи солдат. [ 1 ] но казнённый по приказу Плацидии в 421 году. [ примечание 9 ]

Его путешествию в Афины в 416 году предшествует рассказ о трех статуях, захороненных недалеко от Фракии:

«были найдены три статуи из чистого серебра, лежащие в варварском облике, с подбоченившимися руками, одетые в полуцветные варварские одежды, с длинными волосами, обращенные к северу, стране варваров. Когда эти статуи были убраны, готы несколько дней спустя сначала захватили и опустошили Фракию, а немного позже гунны и сарматы вторглись в Иллирик и саму Фракию, поскольку эти освященные области лежали между Фракией и Иллирикой, и судя по количеству освященных статуй, они, по-видимому, предназначались как защита от этих варварских народов». [ 1 ]

Тредголд скептически относится к этим статуям, считая, что даты и персонал, участвующие в них, невозможно согласовать. [ 3 ] : 716  Другой фрагмент детализирует статую, наделенную магическим заклинанием, стоявшую в Региуме ( Реджо-ди-Калабрия ) и защищавшую Сицилию от пожаров горы Этна ( Этна ) и от варваров, пытавшихся пересечь Мессинский пролив . Этой статуе Олимпиодор приписывает неудачу Алариха вторгнуться на Сицилию в 410 году. Когда статую снесли по приказу Плацидии и Констанция III, произошло извержение Этны, и варвары вторглись на Сицилию (между 417 и 421 годами). [ 1 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В 421 году Афинаида, дочь Леонтия, приняла христианство, взяв имя Евдокия, и вышла замуж за императора Феодосия II. [ 3 ] : 712 
  2. Болдуин и Болдуин полагают, что из-за отвращения Олимпиодора к тому, что Плацидия обратила Констанция III к бережливости, «трудно решить, похож ли наш историк больше на закоренелого холостяка или на заклеванного мужа». Они предполагают, что описание Констанция III как «приятного компаньона в мужской компании», возможно, отражало его собственные вкусы. [ 4 ] : 224 
  3. В переводе Фотия, сделанном Фризе, говорится, что Олимпиодор называл свою работу « сильвой» ; Baldwin & & Baldwin отмечают, что это синоним слова hyle . [ 4 ] : 221 
  4. Его знаний о Гомере было достаточно, чтобы он определил, что местом приключений Одиссея является побережье Италии , а не Сицилия . (Фотий сообщает нам, что эту точку зрения приняли несколько ученых, пришедших после него.) [ 1 ]
  5. ^ Тредголд переводит это как «сленг» ( χυδαιολογία ) и «относится к обычному разговорному греческому языку, который все использовали в разговоре и практическом письме без каких-либо литературных претензий». [ 3 ] : 730 
  6. Возможно, это произошло из-за того, что Филостургий был арианином : «Относительная терпимость Стилихона к язычникам не распространялась на еретиков». [ 4 ] : 228 
  7. Есть некоторые сомнения относительно того, был ли Олимпиодор из Фив тем Олимпиодором, к которому обращался Гейрокл. [ 4 ] : 219 
  8. Например, он поддержал переговоры Стилихона с Аларихом и считал, что крах западной политической системы связан с провалом этих переговоров.
  9. Сравните это с тем, что Зосим рассказывает нам об Аттале, который, будучи объявлен императором Аларихом, затем отказался последовать его совету послать «компетентные силы» для свержения узурпатора Гераклиана в Африке : «Аттал не слушал его увещеваний, будучи полон надежд, данных ему прорицателями, что он покорит Карфаген и всю Африку без боя». [ 6 ] : 6.7.5  [ 7 ] : IX гл. 8
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Фотий Константинопольский (9 век). Библиотека (изд. JH Freese (Trans)). Тертуллиан Получено 24 ноября. {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Мэтьюз, Джон Ф (1970). «Олимпиодор Фивский и история Запада (407–425 гг. Н.э.)». Журнал римских исследований . 60 : 79–97. дои : 10.1017/S0075435800043276 . S2CID   222391426 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Тредголд, Уоррен (2004). «Дипломатическая карьера и историческая деятельность Олимпиодора Фивского». Международный исторический обзор . 26, № 4 (декабрь 2004 г.) (4): 709–733. дои : 10.1080/07075332.2004.9641043 . S2CID   154296596 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Б. Болдуин и Х. Болдуин (1980). «Олимпиодор Фивский» . L’Antiquité Classique . Т.49 (1980): 212–231. дои : 10.3406/antiq.1980.1973 . JSTOR   41651943 . Проверено 21 апреля 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Томпсон, Э.А. (1944). «Олимпиодор Фивский» . Классический ежеквартальный журнал . 38 (1/2 (январь – апрель 1944 г.)): 43–52. дои : 10.1017/S0009838800022552 . JSTOR   636878 . S2CID   154786500 . Проверено 22 апреля 2020 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Зосима. Новая история . Грин и Чаплин 1814 г. Проверено 25 ноября 2020 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Созомен, Салминий Гермий. Церковная история (Хартранфт (Транс 1890, редакция К. Найта) изд.). Новый Адвент . Проверено 9 декабря 2020 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Джиллетт, Эндрю (1993). «Дата и обстоятельства Олимпиодора Фивского». Традицио . 48 (1993): 1–29. дои : 10.1017/S036215290001285X . S2CID   152274417 .
  9. ^ Болдуин, Барри (1979). «Зосим и Азиний Квадрат» . Классическая филология . 74 (1 (январь 1979 г.)): 57–58. дои : 10.1086/366470 . JSTOR   268264 . S2CID   161655920 . Проверено 13 августа 2020 г. .
  10. ^ Jump up to: а б с Филостургий (4 век). Церковная история (Воплощение Фотия Константинопольского), книга XII, 9 век (Э. Уолфорд, пер., изд. 1885 г.). Тертуллиан. {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бальдини, Антонио, Исследования в поздней историографии (из Олимпиодора Фивского) . Болонья: Патрон, 2004.
  • Блокли, Р.К., Фрагментарные классические историки поздней Римской империи. Евнапий, Олимпиодор, Приск и Малх. Греческий текст с английским переводом. 2 тома. Ливерпуль: Фрэнсис Кэрнс, 1981.
  • Джиллетт, Эндрю , «Дата и обстоятельства Олимпиодора из Фив», Traditio 48 (1993): 1–29.
  • Пашу, Франсуа, Эунап, Олимпиодор, Зосиме (сборник статей). Бари: Эдипулия, 2006.
  • Рорбахер, Дэвид, Историки поздней античности . Лондон: Рутледж, 2002.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d12bc17c9d66b031a37f677461ffe17__1706019900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/17/5d12bc17c9d66b031a37f677461ffe17.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Olympiodorus of Thebes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)