Никифор Каллист Ксантопулос
Никифор Каллистос Ксантопулос ( греч . Nikiforos Kallistos Xanthopoulos ; латинизированный как Nicephorus Callistus Xanthopulus ; [ 1 ] в. 1256—1335 ) — греческий церковный историк и литератор поздней Византийской империи . [ 2 ] Его самая популярная работа, объемистая «Ecclesiastica historia» , представляет собой важный документальный источник о первобытном христианстве и его доктринальных противоречиях, а также агиографических, литургических и легендарных текстах византийской культуры . [ 3 ]
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Жизнь
[ редактировать ]Большая часть наших знаний о биографии Ксантопулоса исходит из начала его церковной истории. В предисловии сказано, что работать над своей историей он начал в тридцать шесть лет. [ 4 ] Никифор обучался витиеватому риторическому стилю византийской историографии эпохи Возрождения. Он стал священником в соборе Святой Софии и таким образом получил доступ к патриаршей библиотеке. Он также давал уроки риторики и богословия , для которых подготовил множество новых прогимнасм (упражнений). Ксантопулос был другом Феодора Метохита , который посвятил свою поэму 12 ему . Возможно, в более поздние годы он стал монахом . [ 5 ]
Работа
[ редактировать ]Церковная история
[ редактировать ]Ксантопулоса 23-томная Ecclesiastica Historia ( греч . Εκκλησιαστική Ιστορία ; «Церковная история»), из которой сохранились только первые восемнадцать томов, начинает историческое повествование со времен Христа и продолжается до казни императора Фоки в 610 году. [ 4 ] Работа включает описания светских событий, таких как воцарение императоров и военные кампании, но особое внимание уделяет вселенским соборам , доктринальным спорам и четырем восточным патриархатам . [ 5 ]
Ксантопулос начал свой проект около 1310 года, используя рукописную библиотеку базилики, и завершил его где-то после 1317 года. [ 4 ] В течение первых четырех столетий автор во многом зависел от своих предшественников, Евсевия , Сократа Схоластика , Созомена , Феодорита и Евагрия , его дополнения демонстрируют очень мало критических способностей. Также в значительной степени полагался на собрание церковных историй в Baroccianus Graecus 142, которое содержит истории Созомена, Евагрия и множество других отрывков по истории церкви. [ 6 ] Среди комментариев и примечаний, добавленных Ксантопулосом, в книге есть фраза «Господи , помоги рабу твоему Никифору Каллисту», которая служила одновременно молитвой и подписью. [ 7 ] Работа была посвящена императору Андронику II Палеологу и способствовала националистическому движению монарха, возвышающему греческую культуру и православие над латинским христианством . [ 3 ] Гораздо большую ценность представляют его более поздние работы, основанные на уже не сохранившихся документах. [ 2 ]
Оглавление еще пяти книг, продолжающих историю до смерти Льва VI Мудрого в 911 году, также существует, но сомнительно, были ли эти книги когда-либо написаны на самом деле. Некоторые современные ученые придерживаются мнения, что Никифор присвоил и выдал за свое произведение неизвестного автора X века. План произведения хорош и, несмотря на его басни и суеверные нелепости, содержит важные факты, которые иначе были бы неизвестны. [ 2 ]
Известен только один рукописный текст истории. Она была украдена турецким солдатом из библиотеки в Буде во время правления Матьяша Корвина Венгерского в и доставлена в Константинополь , где была куплена христианином и в конечном итоге попала в императорскую библиотеку Вене . [ 2 ] [ 8 ]
Другой
[ редактировать ]Среди других работ Ксантопулоса — комментарии к трудам святоотеческого греческого богослова Григория Назианзина и византийского монаха Иоанна Лествичника . [ 3 ] Он был также автором списков императоров и патриархов Константинополя, поэмы о взятии Иерусалима и краткого изложения Священного Писания, все ямбами ; и комментариев к литургическим стихам. [ 2 ] Как агиограф , его сочинения включают историю чудес, произошедших в святыне Зоодоха Пеге , а также жития святителя Николая Мирликийского и Евфросинии Младшей. [ 5 ] Он также написал многие синаксарии , используемые в Восточной Православной Церкви .
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Никефор Каллистос Ксантопулос | Британский музей» . www.britishmuseum.org . Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и энциклопедия Британская Том. 19 (11-е изд.). 1911. с. 648 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Нифор Каллист Ксантопулос | Греческий православный, 14 век, богослов | Британец» . www.britanica.com Проверено 9 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Невилл 2018 , с. 260.
- ^ Перейти обратно: а б с Kazhdan 1991 , p. 2207.
- ^ Невилл 2018 , стр. 260–265.
- ^ Уилсон, Найджел (1974). «Автограф Никифора Каллиста Ксантопулоса» . Журнал богословских исследований . 25 (2): 437–442. ISSN 0022-5185 . JSTOR 23958415 .
- ↑ Об этой истории и событиях, приведших к первым современным изданиям книги, см. Франко Мормандо , «Никефор и битва книг между католиками и протестантами» в его эссе «Мор, отступничество и ересь в Риме семнадцатого века», «В благочестии и чуме: от Византии до барокко», изд. Ф. Мормандо и Т. Вустер, Кирксвилл: Издательство Государственного университета Трумэна, 2007, стр. 265–71.
Ссылки
[ редактировать ]- Минь, Patrologia Graeca vols. 145-147 - Греческий текст и латинский перевод.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Нифор Каллист Ксантопулос ». энциклопедия Британская Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 648 В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Каждан, Александр (1991), Оксфордский византийский словарь , Oxford University Press
- Невилл, Леонора (2018), «Никефор Каллистос Ксантопулос», Путеводитель по византийскому историческому писанию , Cambridge University Press, ISBN 978-1-107-03998-8