Второй Константинопольский собор
Второй Константинопольский собор | |
---|---|
Дата | 553 |
Принято |
|
Предыдущий совет | Халкидонский совет |
Следующий совет | Третий Константинопольский собор |
Вызванный | Император Юстиниан I |
Президент | Евтихий Константинопольский |
посещаемость | 152 [1] |
Темы | несторианство оригенизм |
Документы и заявления | 14 канонов по христологии и против Трех глав. 15 канонов, осуждающих учение Оригена и Евагрия. |
Хронологический список Вселенских соборов |
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Часть серии о |
Вселенские соборы католической церкви |
---|
IV – V вв. |
VI–IX вв. |
12–14 вв. |
15–16 вв. |
19–20 вв. |
Портал католицизма |
Второй Константинопольский собор является пятым из первых семи вселенских соборов, признанных как Восточной Православной, так и Католической Церковью . Это также признают старые католики и другие. Протестантские мнения и их признание различны. Некоторые протестанты, например кальвинисты , признают первые четыре собора: [2] тогда как лютеране и большинство англо-католиков принимают все семь. Константинополь II был созван византийским императором Юстинианом I под председательством патриарха Константинопольского Евтихия . Он проходил с 5 мая по 2 июня 553 г. В подавляющем большинстве участниками были восточные епископы шестнадцать западных епископов - присутствовало только , в том числе девять из Иллирии и семь из Африки, но ни одного из Италии - из 152 человек. [1] [3]
Основная работа собора заключалась в подтверждении осуждения, вынесенного указом императора Юстиниана в 551 году против Трех глав . Это были христологические сочинения и, в конечном итоге, личность Феодора Мопсуестийского (умер в 428 г.), некоторые сочинения против Кирилла Александрийского «Двенадцати анафем» , принятые на Эфесском соборе , написанные Феодоритом Киррским (умер около 466 г. ), и письмо написанное против кириллианства и Эфесского собора Ивой Эдесским (умер в 457 г.). [4]
Целью осуждения было показать, что Великая Церковь, следовавшая халкидонскому вероучению, решительно выступала против несторианства , поддерживаемого антиохийской школой , которая либо помогала Несторию , одноименному ересиарху , либо вдохновляла учение, за которое он был предан анафеме и сослан. Собор также осудил учение о том, что Марию нельзя по праву называть Богородицей ( греч . Theotokos ), а только матерью человека ( антропотокос ) или матерью Христа ( Христотокос ). [4]
Второй Константинопольский собор также считается одной из многих попыток византийских императоров установить мир в империи между халкидонскими и нехалкидонскими фракциями церкви, которые находились в постоянном конфликте со времен Эфесского собора в нашей эры. 431.
Слушания
[ редактировать ]Собор возглавил Евтихий , Константинопольский патриарх , которому помогали три других восточных патриарха или их представители. [5] Был также приглашен папа Вигилий; но даже несмотря на то, что он в это время проживал в Константинополе (чтобы избежать опасностей для жизни в Италии, потрясенной войной против остготов), он отказался присутствовать и даже издал документ, запрещающий собору действовать без него (его Первая Конституция»). Подробнее см. у Папы Вигилиуса . [6]
Однако собор продолжил работу без папы, который осудил «Три главы». А во время седьмого заседания собора епископы исключили Вигилия из диптихов за его отказ явиться на собор и одобрить его работу, фактически отлучив от церкви его лично, но не остальную часть Западной Церкви. Затем Вигилий был заключен императором в тюрьму в Константинополе, а его советники были сосланы. Однако через шесть месяцев, в декабре 553 г., он согласился осудить «Три главы», заявив, что его колебания были вызваны введением в заблуждение его советниками. [4] Его одобрение собора было выражено в двух документах (письме Евтихию Константинопольскому от 8 декабря 553 г. и втором «Конституме» от 23 февраля 554 г., вероятно, адресованном западному епископату), осуждающих Три главы: [7] по своему усмотрению и без упоминания совета. [3]
В Северной Италии церковные провинции Милан и Аквилея разорвали общение с Римом . Милан принял осуждение только к концу шестого века, тогда как Аквилея не сделала этого примерно до 700 года. [3] [8] Остальная часть Западной Церкви приняла постановления собора, хотя и без особого энтузиазма. Хотя он и причислялся к одному из вселенских соборов, он никогда не достиг на Западе статуса Никеи или Халкидона.
В вестготской Испании ( Рекаред, обратившийся незадолго до этого) церкви никогда не принимали совет; [9] известие о более позднем Третьем Константинопольском соборе, когда Рим сообщил им оно было воспринято как пятый Вселенский собор, [10] не шестой. Исидор Севильский в своих «Хрониках» и «De Viris Illustribus » назвал Юстиниана тираном и преследователем православных. [11] и поклонник ереси, [12] противопоставляя его Факунду Гермианскому и Виктору Туннунскому , считавшемуся мучеником. [13]
Несмотря на конфликт между собором и папой и неспособность примирить халкидонцев и нехалкидонитов, собор все же внес значительный богословский вклад. Канонам, осуждающим Три главы, предшествовали десять догматических канонов, которые с новой точностью определили халкидонскую христологию, показав, что Христос имеет две природы, человеческую и божественную, в одном лице. «Две природы», определенные в Халкидоне, теперь четко интерпретировались как два набора свойств, которыми обладает одна Личность, Христос Бог, Второе Лицо Троицы. [14] На этой основе была построена более поздняя византийская христология, найденная у Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина . Более того, этого могло бы оказаться достаточно для воссоединения халкидонцев и нехалкидонцев, если бы не разрыв связей между двумя группами, произошедший в результате мусульманских завоеваний следующего столетия. [ нужна ссылка ]
Действия
[ редактировать ]Оригинальные греческие акты собора утеряны. [15] но существует старая латинская версия, возможно, сделанная для Вигилиуса, для которой существует критическое издание. [16] и которого теперь есть английский перевод и комментарий, [17] и современный греческий перевод и комментарии. [18] Утверждалось (вероятно, ложно), что первоначальные Акты Пятого Собора были подделаны. [19] в пользу монофелитства . [3] Раньше утверждалось, что дошедшие до нас акты неполны, поскольку в них не упоминается дискуссия по поводу оригенизма. Однако сегодня общепринятое решение состоит в том, что епископы подписали каноны, осуждающие оригенизм, до официального открытия собора. [20] Это осуждение было подтверждено Папой Вигилием, и последующий Вселенский Собор (Третий Константинопольский Собор) дал «согласие» в своем Определении веры пяти предыдущим синодам, включая «... последний, то есть Пятый Священный Синод, собравшийся в это место против Феодора Мопсуестийского, Оригена, Дидима и Евагрия...»; [21] его полная соборная власть подвергается сомнению только в наше время. [22]
имеется Сирийское описание совета в Мелькитской хронике 641 года. [23]
Кроме того, одним из актов Константинопольского Собора были анафемы, изданные против тех, кто отверг вечную девственность Марии . [24]
Последствия
[ редактировать ]Юстиниан надеялся, что это будет способствовать воссоединению халкидонцев и нехалкидонцев в восточных провинциях Империи. Различные попытки примирения между этими партиями внутри Византийской империи предпринимались многими императорами на протяжении четырех столетий после Эфесского собора, но ни одна из них не увенчалась успехом. Некоторые попытки примирения, такие как эта, осуждение Трех глав и беспрецедентное посмертное анафематствование Феодора, который когда-то широко почитался как столп православия, вызывают дальнейшие расколы и ереси , возникающие в этом процессе, такие как вышеупомянутый раскол Трех Глав и возникающие полумонофизитские компромиссы моноэнергизма и монофелитства . Эти положения утверждают, соответственно, что Христос не обладал никакой человеческой энергией, а только божественной функцией или принципом действия (намеренно сформулированным в двусмысленной и расплывчатой форме и обнародованным между 610 и 622 годами императором Ираклием по совету патриарха). Сергий I Константинопольский ) и что Христос не обладал никакой человеческой волей, а только божественной волей, причем под «волей» понимаются желания и стремления, соответствующие природе (провозглашено им в 638 году и против которого особенно выступает Максим Исповедник ) . [4]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «НПНФ2–14. Семь Вселенских Соборов, Введение» . CCEL . Проверено 23 августа 2014 г.
- (3 имени, 3 епископа и 145 других, плюс 1 Папа, всего 152)
- ^ См., например, Совместная лютеранско-православная комиссия, Седьмое заседание, Вселенские соборы, Общее заявление, 1993 г., доступно в Совместной лютеранско-православной комиссии (BI 5a). «Мы согласны с доктриной Бога, Святой Троицы, сформулированной Вселенских соборов в Никее и Константинополе и об учении о личности Христа, сформулированном первыми четырьмя Вселенскими соборами»).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Томас Дж. Шахан (1913). « Константинопольские соборы ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Лео Дональд Дэвис (1983), «Глава 6 Константинопольского собора II, 553» , Первые семь Вселенских соборов (325–787): их история и богословие , Колледжвилл, Миннесота: The Liturgical Press, стр. 242–248, ISBN 978-0814656167 , получено 23 августа 2014 г.
- ^ Мейендорф 1989 , стр. 241–243.
- ^ «Вигилий | папа | Британика» . www.britanica.com Проверено 15 июня 2022 г.
- ^ Манси , Новое и крупнейшее собрание священных советов , т. 1, с. 9, с. 414–420, 457–488; ср. Hefele, Conciliangeschichte , vol. II, стр. 905–911.
- ^ Hefele, Conciliengeschichte , vol. II, стр. 911–927. (Для справедливой оценки поведения Вигилиуса см., помимо статьи ВИГИЛИЯ , решение Буа в Diet. de theol. cath., II, 1238–39.)
- ^ Херрин (1989), стр. 240–241.
- ^ Херрин (1989) с. 244
- ^ Херрин (1989) с. 241 и ссылки в нем
- ^ Исидор Севильский , Chronica Maiora , вып. 397а
- ^ Херрин (1989) с. 241
- ^ Прайс (2009) том. я, с. 73–75
- ^ «НПНФ2–14. Семь Вселенских Соборов, Экскурс о подлинности деяний Пятого Собора» . Эфирная библиотека христианской классики. 1 июня 2005 года . Проверено 23 августа 2014 г.
- ^ Штрауб, Йоханнес (1971), Труды Вселенских соборов. Том IV, том I , Берлин: Вальтер де Грюйтер.
- ^ Цена (2009) [ нужна страница ]
- ^ Каламарас, Мелетий (1985), Пятый Вселенский Собор [на греческом языке] , Афины, Греция: Священная Никопольская епархия
- ^ Hefele, Conciliengeschichte , vol. II, стр. 855–858.
- ^ Прайс (2009) том. 2, стр. 270–286.
- ^ «NPNF2–14. Семь Вселенских Соборов, Определение веры» . Эфирная библиотека христианской классики. 1 июня 2005 года . Проверено 23 августа 2014 г.
- ^ Прайс (2009) том. 2, стр. 270 и далее.
- ^ Хуберт Кауфхольд (2012), «Источники канонического права в восточных церквях», у Вилфрида Хартмана; Кеннет Пеннингтон (ред.), История византийского и восточного канонического права до 1500 года , Издательство Католического университета Америки, стр. 223 .
- ^ «Вечная девственность: догматический статус и значение: Дейтонский университет, штат Огайо» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Херрин, Джудит (1989). «Формирование христианского мира», переработанное, иллюстрированное издание в мягкой обложке . Лондон: Издательство Принстонского университета и Фонтана.
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88-141056-3 .
- Прайс, Ричард (2009). Деяния Константинопольского собора 553 г. - Комплект из 2 томов: с соответствующими текстами о споре о трех главах . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. стр. 270–286. ISBN 978-1846311789 .
- Хефеле, Карл Йозеф фон (2014) [Семь томов этой работы были впервые опубликованы между 1855 и 1874 годами]. История соборов церкви: завершение Никейского собора, 325 г. н. э. (оригинал «Conciliengeschichte») . Том. 2. Переведено и отредактировано Эдвардом Хейсом Пламптром, Генри Наткомбом Оксенхэмом, Уильямом Робинсоном Кларком. Чарльстон, Южная Каролина : Nabu Press . ISBN 978-1293802021 .