Jump to content

Европейские религиозные войны

Битва при Белой Горе (1620 г.) в Богемии была одной из решающих битв Тридцатилетней войны , которая в конечном итоге привела к обращению Богемии обратно в католицизм .

Европейские религиозные войны — это серия войн, которые велись в Европе в 16, 17 и начале 18 веков. [1] [2] Войны, возникшие после начала протестантской Реформации в 1517 году, нарушили религиозный и политический порядок в католических странах Европы или христианском мире . Другие мотивы войн включали восстание, территориальные амбиции и конфликты между великими державами . К концу Тридцатилетней войны (1618–1648) католическая Франция объединилась с протестантскими силами против католической монархии Габсбургов . [3] Войны в основном закончились Вестфальским миром (1648 г.), который установил новый политический порядок, ныне известный как Вестфальский суверенитет .

Конфликты начались с незначительной Рыцарской войны (1522–1523), за которой последовала более крупная Немецкая Крестьянская война (1524–1525) в Священной Римской империи . Война усилилась после того, как католическая церковь начала контрреформацию против роста протестантизма в 1545 году. Кульминацией конфликтов стала Тридцатилетняя война, которая опустошила Германию и убила одну треть ее населения, что вдвое превысило уровень смертности в Первой мировой войне . [2] [4] Вестфальский мир в целом разрешил конфликты, признав три отдельные христианские традиции в Священной Римской империи: католицизм, лютеранство и кальвинизм . [5] [6] Меньшие религиозные войны продолжали вестись в Западной Европе до 1710-х годов, включая Войны Трех Королевств (1639–1651) на Британских островах , Савойско-вальденсские войны (1655–1690) и Тоггенбургскую войну (1712) в Западной Европе. Западные Альпы . [2] [7]

Определения и обсуждения

[ редактировать ]

Европейские религиозные войны также известны как Войны Реформации . [1] [8] [9] [10] В 1517 году Мартина Лютера « Девяносто пять тезисов» потребовалось всего два месяца, чтобы распространиться по Европе с помощью печатного станка, что превосходило возможности императора Священной Римской империи Карла V и папства сдерживать их. В 1521 году Лютер был отлучен от церкви , закрепив раскол внутри западного христианского мира между Римско-католической церковью и лютеранами и открыв дверь для других протестантов , чтобы они могли противостоять власти папства .

Хотя большинство войн закончилось Вестфальским миром в 1648 году, [1] [2] религиозные конфликты продолжали вестись в Европе, по крайней мере, до 1710-х годов. [7] К ним относятся Савойско-вальденсские войны (1655–1690), [2] [7] Девятилетняя война (1688–1697, включая Славную революцию и Вильгельмскую войну в Ирландии ), [2] и Война за испанское наследство (1701–1714). [2] Следует ли включать их в европейские религиозные войны, зависит от того, как определить « религиозную войну » и можно ли считать эти войны «европейскими» (т.е. международными, а не внутренними). [11]

Религиозная природа войн также обсуждалась и противопоставлялась другим действующим факторам, таким как национальные, династические (например, их часто можно одновременно охарактеризовать как войны за престолонаследие ) и финансовые интересы. [3] Ученые отмечают, что некоторые европейские войны этого периода не были вызваны спорами, вызванными Реформацией, например, Итальянские войны (1494–1559, с участием только католиков), [примечание 1] а также Северная Семилетняя война (1563–1570, с участием только лютеран). [1] Другие подчеркивают факт существования межрелигиозных союзов, например, лютеранский герцог Морис Саксонский помогал католическому императору Карлу V в первой Шмалькальдской войне в 1547 году, чтобы стать саксонским курфюрстом вместо Иоанна Фридриха , своего двоюродного брата-лютерана, в то время как Католический король Франции Генрих II поддержал лютеранство во Второй Шмалькальдской войне в 1552 году, чтобы обеспечить безопасность французских баз в современной Лотарингии . [3] утверждает Британская энциклопедия , что «[] религиозные войны этого периода [велись] главным образом ради конфессиональной безопасности и политической выгоды». [3]

В конце 20-го века историки-ревизионисты, в том числе Уильям М. Ламонт, утверждали, что религия была основной движущей силой войн Трех Королевств 1639–1653 годов, в то время как Джон Моррилл (1993) утверждал, что это «не была первая европейская революция… [но ] последняя из религиозных войн». [13] Эта точка зрения впоследствии подверглась критике со стороны таких историков, как Глен Берджесс, чьи взгляды были основаны на исследовании парламентской политической пропаганды. Он пришел к выводу, что, хотя многие пуритане брали в руки оружие в знак протеста против религиозных реформ, продвигаемых английским Карлом I , они часто оправдывали свою оппозицию восстанием против монарха, который нарушил важнейшие конституционные принципы и поэтому должен был быть свергнут. [14] Они даже предупредили других парламентариев избегать открытого использования религиозных аргументов при обосновании войны против короля. [14]

Можно утверждать, что религиозные мотивы часто скрывались за юридическими аргументами, например, подчеркивающими необходимость защиты англиканской церкви как национальной церкви : «В этом свете защита парламентской войны с ее очевидной юридически-конституционной направленностью это вовсе не способ сказать, что борьба не была религиозной. Напротив, это способы сказать, что она была». [15]

Обзор войн

[ редактировать ]
Якобитское восстание 1689 г.Вильгельмская война в ИрландииКромвельское завоевание ИрландииВойны Ирландских КонфедерацийЕпископские войныТюдоровское завоевание ИрландииСлавная революцияАнглийская гражданская войнаВойны трех королевствВосстание ВяттаВосстание молитвенниковвосстание БигодаОлдкаслское восстаниеВойна за испанское наследствоШотландия в войнах трех королевствАмбуазский заговорКамизардСавойско-вальденсские войныГугенотские восстанияФранцузские религиозные войныМериндольская резняТоггенбургская войнаДевятилетняя войнаПервая война ВильмергенаТридцатилетняя войнаСтрасбургская епископская войнаВойны КаппеляГессенская войнаВторая Шмалькальдская войнаНемецкая крестьянская войнаВойна за Юлихское наследствоКельнская войнаШмалькальдская войнаМюнстерское восстаниеРыцарское восстаниеГуситские войныВторая англо-голландская войнаГолландское восстаниеВосьмидесятилетняя войнаАнабаптистский бунтВойна против СигизмундаБитва при СаудафеллеГрафская вражда
  •   Британские острова
  •   Низкие страны
  •   Испания и Португалия
  •   Центральная Европа ( HRE )
  •   Франция и Италия
  •   Скандинавия, Прибалтика и Восточная Европа

Отдельные конфликты, которые можно выделить в рамках этой темы, включают:

Священная Римская империя

[ редактировать ]
Религиозная ситуация в Священной Римской империи в начале Тридцатилетней войны в 1618 году.

Священная Римская империя , охватывающая современную Германию и прилегающие территории, была территорией, наиболее опустошенной религиозными войнами. Империя представляла собой фрагментированную совокупность практически независимых государств с избранным императором Священной Римской империи в качестве титульного правителя; после 14 века эту должность обычно занимал Габсбург. Австрийский дом Габсбургов , который оставался католиком, сам по себе был крупной европейской державой, управляя примерно восемью миллионами подданных в современной Германии, Австрии , Богемии и Венгрии . В состав Империи также входили региональные державы, такие как Бавария , Саксонское электорат , маркграфство Бранденбургское , Пфальцское электорат , ландграфство Гессен , архиепископство Трирское и Вюртембергское . Империю окружало огромное количество мелких независимых герцогств, свободных имперских городов, аббатств, епископств и небольших владений суверенных семей.

Лютеранство с момента своего зарождения в Виттенберге в 1517 году нашло готовый прием в Германии, а также в немецкоязычных частях гуситской Богемии (где с 1419 по 1434 год проходили гуситские войны , а гуситы оставались большинством населения до 1620 года). Битва при Белой Горе ). Проповедь Мартина Лютера и его многочисленных последователей усилила напряженность по всей Европе. В Северной Германии Лютер применил тактику получения поддержки местных князей и городской элиты в своей борьбе за захват и восстановление церкви по лютеранскому образцу. Курфюрст Саксонский , ландграф Гессенский и другие северогерманские князья не только защищали Лютера от возмездия из-за указа о объявлении вне закона, изданного императором Священной Римской империи Карлом V , но также использовали государственную власть, чтобы добиться установления лютеранского богослужения в своих странах. земель, в ходе так называемой Арбитражной Реформации . Церковная собственность была конфискована, а католическое богослужение было запрещено на большинстве территорий, принявших лютеранскую Реформацию. Политические конфликты, возникшие таким образом внутри Империи, почти неизбежно привели к войне.

Рыцарская война 1522 года представляла собой восстание ряда протестантских и религиозных гуманистов немецких рыцарей во главе с Францем фон Зикингеном против Римско-католической церкви и императора Священной Римской империи. Его также называют «Восстанием бедных баронов». Восстание длилось недолго, но спровоцировало кровавую немецкую крестьянскую войну 1524–1526 годов.

Восстания анабаптистов и других радикалов

[ редактировать ]
Мятежные крестьяне окружают рыцаря

Первая крупномасштабная волна насилия была порождена более радикальным крылом Реформационного движения, сторонники которого хотели распространить масштабную реформу Церкви на столь же масштабную реформу общества в целом. [ нужны разъяснения ] [ сомнительно обсудить ] Это был шаг, который князья, поддерживавшие Лютера, не хотели одобрить. 1524/1525 Крестьянская война в Германии гг. представляла собой народное восстание, вдохновленное учением радикальных реформаторов. Оно состояло из ряда экономических, а также религиозных восстаний анабаптистских крестьян , горожан и дворян . Конфликт произошел в основном в южных, западных и центральных районах современной Германии, но также затронул районы в соседних современных Швейцарии, Австрии и Нидерландах (например, анабаптистский бунт 1535 года в Амстердаме). [20] ). На пике своего развития, весной и летом 1525 года, в нем участвовало около 300 000 крестьянских повстанцев. По современным оценкам, число погибших составило 100 000 человек. Это было крупнейшее и наиболее распространенное народное восстание в Европе до Французской революции 1789 года .

из-за своих революционных политических идей Радикальные реформаторы, такие как Томас Мюнцер, были вынуждены покинуть лютеранские города Северной Германии в начале 1520-х годов. [28] Они распространили свои революционные религиозные и политические доктрины в сельской местности Богемии, Южной Германии и Швейцарии. Начавшись как восстание против феодального гнета, крестьянское восстание превратилось в войну против всех установленных властей и попытку силой установить идеальное христианское государство. [ нужна ссылка ] . За полным разгромом повстанцев при Франкенхаузене 15 мая 1525 года последовала казнь Мюнцера и тысяч его крестьянских последователей. Мартин Лютер отверг требования повстанцев и поддержал право правителей Германии подавлять восстания. [29] излагая свои взгляды в полемике « Против убийственных, воровских орд крестьян» . Это сыграло важную роль в неприятии его учения многими немецкими крестьянами, особенно на юге.

После Крестьянской войны вторая, более решительная попытка установить теократию была предпринята в Мюнстере , в Вестфалии (1532–1535). Здесь группа видных горожан, в том числе лютеранский пастор, ставший анабаптистом Бернхард Ротманн , Ян Маттис и Ян Бокельсон («Иоанн Лейденский»), без труда овладела городом 5 января 1534 года. Маттис назвал Мюнстер « Новым городом». Иерусалим », и были сделаны приготовления, чтобы не только удержать завоеванное, но и продолжить путь из Мюнстера к завоеванию мира. [ нужна ссылка ]

Называя себя преемником Давида , Иоанн Лейденский был провозглашен королем . Он узаконил многоженство и взял шестнадцать жен, одну из которых лично обезглавил на рыночной площади. Также была создана общность товаров . После упорного сопротивления 24 июня 1535 года город был взят осаждающими, а затем Лейден и некоторые из его наиболее видных последователей были казнены на рыночной площади.

Швейцарская Конфедерация

[ редактировать ]

В 1529 году под руководством Хульдриха Цвингли протестантский кантон и город Цюрих заключили с другими протестантскими кантонами оборонительный союз Christliches Burgrecht , в который также входили города Констанц и Страсбург . Католические кантоны в ответ заключили союз с Фердинандом Австрийским .

Во второй битве при Каппеле сторонники Цвингли потерпели поражение, а сам Цвингли был убит.

После многочисленных мелких инцидентов и провокаций с обеих сторон в мае 1528 г. в Тургау был казнен католический священник, а в 1529 г. протестантский пастор Й. Кейзер был сожжен на костре в Швице. Последней каплей стала установка католического фогта на Баден и Цюрих объявили войну 8 июня ( Первая Каппельская война ), оккупировали Тургау и территории аббатства Святого Галла и двинулись на Каппель на границе с Цугом . Открытой войны удалось избежать посредством мирного соглашения ( Эрстер Ландфриде ), которое было не совсем выгодно католической стороне, которая была вынуждена расторгнуть свой союз с австрийскими Габсбургами . Напряженность оставалась по существу неразрешенной.

11 октября 1531 года католические кантоны нанесли решительное поражение войскам Цюриха во Второй Каппельской войне . Войска Цюриха не имели особой поддержки со стороны союзных протестантских кантонов, а Хулдрих Цвингли был убит на поле боя вместе с двадцатью четырьмя другими пасторами. После поражения силы Цюриха перегруппировались и попытались занять Цугерберг , а часть из них разбила лагерь на холме Губель недалеко от Менцингена . Небольшому отряду Эгери удалось разгромить лагерь, и деморализованным силам Цюриха пришлось отступить, что вынудило протестантов согласиться на мирный договор, что было им невыгодно. Швейцария должна была быть разделена на лоскутное одеяло из протестантских и католических кантонов, при этом протестанты, как правило, доминировали в крупных городах, а католики - в сельских районах.

В 1656 году напряженность между протестантами и католиками возобновилась и привела к началу Первой Вильмергенской войны . Католики одержали победу и смогли сохранить свое политическое господство. Тоггенбургская война 1712 года представляла собой конфликт между католическими и протестантскими кантонами. Согласно Аараускому миру от 11 августа 1712 года и Баденскому миру от 7 сентября 1714 года, война закончилась концом католической гегемонии. 1847 Война Зондербунда года также была основана на религии: либерально-протестантские антиклерикальные кантоны во главе с Цюрихом и Берном стремились уменьшить влияние католических монастырей, против которых консервативные ультрамонтанистские католические кантоны Центральной Швейцарии сформировали Зондербунд. [30]

Шмалькальдские войны и другие ранние конфликты

[ редактировать ]
Замок стоит на вершине крутого холма, и его стены сносятся взрывами и огнем. Крепость окружена конными и пешими солдатами, и несколько отрядов конных солдат мчатся вверх по холму к замку на его вершине. Франс Хогенберг, голландский гравер и художник XVI века, живший во время войны в Кельнском электорате, выгравировал эту картину разрушения Годесбурга (крепости).
Разрушение крепости над деревней Годесберг во время Кёльнской войны 1583 года; стены были подорваны минами, и большинство защитников были убиты. Гравюра Франса Хогенберга, голландского гравера и художника 16 века.

После Аугсбургского сейма 1530 года император потребовал, чтобы к 15 апреля 1531 года были отменены все религиозные нововведения, не одобренные сеймом. Невыполнение этого требования привело бы к судебному преследованию со стороны Императорского двора. В ответ лютеранские князья, основавшие протестантские церкви в своих владениях, встретились в городе Шмалькальден в декабре 1530 года. Здесь они объединились, чтобы сформировать Шмалькальдскую лигу ( нем . Schmalkaldischer Bund ), союз, призванный защитить себя от Имперское действие. Ее члены в конечном итоге намеревались заменить Лигу самой Священной Римской империей . [31] и каждое государство должно было предоставить 10 000 пехоты и 2 000 кавалерии для взаимной защиты. В 1532 году император, под давлением внешних проблем, отказался от конфронтации, предложив « Нюрнбергский мир », который приостановил все действия против протестантских государств до проведения Генерального совета церкви. Мораторий поддерживал мир на немецких землях более десяти лет, однако за время его действия протестантизм еще больше укрепился и распространился.

Мир, наконец, закончился Шмалькальдской войной ( нем . Schmalkaldischer Krieg ), кратким конфликтом между 1546 и 1547 годами между войсками Карла V и князьями Шмалькальдской лиги. Конфликт закончился с преимуществом католиков, и император смог навязать Аугсбургское временное соглашение , компромисс, позволяющий слегка изменить богослужение и который должен был оставаться в силе до заключения Генерального совета церкви. Однако различные протестантские элементы отвергли Временный период, и в 1552 году разразилась Вторая Шмалькальдская война , которая продлилась до 1555 года. [19]

( Аугсбургский мир 1555 г.), подписанный Карлом V, императором Священной Римской империи , подтвердил результаты Шпейерского сейма 1526 г. и положил конец насилию между лютеранами и католиками в Германии. В нем говорилось, что:

  • Немецкие князья могли выбирать религию (лютеранство или католицизм) своего королевства по своей совести. Граждане каждого государства были вынуждены принять религию своих правителей (принцип cuius regio, eius religio ).
  • Лютеране, живущие в церковном государстве (под контролем епископа), могли продолжать исповедовать свою веру.
  • Лютеране могли сохранить территорию, которую они отвоевали у католической церкви после Пассауского мира 1552 года.
  • Церковные лидеры католической церкви (епископы), перешедшие в лютеранство, были обязаны отказаться от своих территорий.

Религиозная напряженность оставалась сильной на протяжении всей второй половины 16 века. Аугсбургский мир начал распадаться, поскольку некоторые епископы, перешедшие в протестантизм, отказались оставить свои епископства . Это было очевидно из Кельнской войны (1582–1583 гг.), конфликта, начавшегося, когда князь-архиепископ города обратился в кальвинизм. Религиозная напряженность также переросла в насилие в немецком вольном городе Донаувёрт в 1606 году, когда лютеранское большинство запретило жителям-католикам проводить процессию, что спровоцировало бунт. Это вызвало вмешательство герцога Максимилиана Баварского от имени католиков.

К концу 16 века земли Рейна и южной Германии оставались в основном католическими, в то время как лютеране преобладали на севере, а кальвинисты доминировали в западно-центральной Германии, Швейцарии и Нидерландах. Последний сформировал Лигу евангелического союза в 1608 году.

Тридцатилетняя война

[ редактировать ]
«Великие бедствия войны» , Жак Калло , 1632 г.

К 1617 году Германия была сильно разделена, и было ясно, что Матиас , император Священной Римской империи и король Богемии , умрет, не оставив наследника. Таким образом, его земли перешли к его ближайшему родственнику мужского пола, его двоюродному брату Фердинанду Штирийскому . Фердинанд, получив образование у иезуитов , был убежденным католиком. Отказ Фердинанда как наследного принца со стороны преимущественно гуситской богемы спровоцировал Тридцатилетнюю войну в 1618 году, когда его представители были дефенестрированы в Праге .

Тридцатилетняя война велась между 1618 и 1648 годами, преимущественно на территории сегодняшней Германии, и в ней участвовало большинство крупных европейских держав . Начавшись как религиозный конфликт между протестантами и католиками в Священной Римской империи , он постепенно перерос в общую войну, охватившую большую часть Европы, по причинам, не обязательно связанным с религией. Война ознаменовала продолжение соперничества Франции и Габсбургов за превосходство в Европе, которое позже привело к прямой войне между Францией и Испанией . Военное вмешательство внешних держав, таких как Дания и Швеция, на протестантской стороне увеличило продолжительность войны и масштабы ее разрушений. На последних этапах войны католическая Франция, опасавшаяся усиления власти Габсбургов, также вмешалась на протестантской стороне.

Разграбление Магдебурга в 1631 году. Империалистические войска, особенно хорватские и валлонские полки, устроили неистовство убийств и погромов, в результате чего из 30 000 граждан и защитников города выжило только 10 000 человек. Это была самая страшная бойня за всю войну.

Главным последствием Тридцатилетней войны, в которой широко использовались наемные армии, стало опустошение целых регионов, опустошенных армиями-фуражировщиками. Эпизоды массового голода и болезней опустошили население немецких земель и, в меньшей степени, Нидерландов и Италии, одновременно обанкротив многие из вовлеченных держав . Война закончилась Мюнстерским договором , частью более широкого Вестфальского мира .

За время войны население Германии сократилось в среднем на 30%. На территории Бранденбурга потери составили половину, а в некоторых районах погибло примерно две трети населения. Население чешских земель сократилось на треть. Одна только шведская армия, которая была не более разрушительной , чем другие армии Тридцатилетней войны, [32] за 17 лет своего пребывания в Германии разрушило 2000 замков, 18 000 деревень и 1500 городов. На протяжении десятилетий армии и вооруженные банды бродили по Германии, как стаи волков, убивая население, как овец. Одна банда мародеров даже называла себя «оборотнями». [32] Огромный ущерб был нанесен монастырям, церквям и другим религиозным учреждениям. Война оказалась катастрофической для немецкоязычных частей Священной Римской империи. Германия потеряла население и территорию и отныне была разделена на сотни в значительной степени бессильных полунезависимых государств. Имперская власть отошла в Австрию и земли Габсбургов. Нидерланды и Швейцария были подтверждены как независимые. Мир узаконил католическое, лютеранское и кальвинистское религиозное разделение в Германии, при этом население либо обращалось в другую веру, либо переезжало в районы, контролируемые правителями их собственной веры.

Один авторитетный источник оценивает потери Франции против Австрии в 80 000 убитыми или ранеными, а против Испании (включая 1648–1659 годы, после Вестфалии) - в 300 000 убитыми или ранеными. [32] Швеция и Финляндия потеряли, по одним подсчетам, 110 000 человек убитыми по всем причинам. [32] Еще 400 000 немцев, британцев и представителей других национальностей погибли на шведской службе. [32]

Низкие страны

[ редактировать ]

В течение 16 и 17 веков Нидерланды, или Нидерланды , вели, казалось бы, тщетную борьбу за независимость против самой доминирующей державы того времени, Испании . Наиболее политически значимый поворот событий произошел, когда Карл V Испанский передал суверенитет над Нидерландами своему сыну Филиппу II . На этом этапе истории Нидерланды представляли собой слабо связанную группу провинций. Филипп II неправильно справился со своими обязанностями, проведя серию неудачных дипломатических маневров. В отличие от своего отца, он не имел элементарного понимания людей, находящихся под его руководством. Карл V говорил на этом языке; Филипп II этого не сделал. Карл V вырос в Брюсселе; Филипп II считался иностранцем.

Религиозный элемент стал решающим фактором в развитии военных действий, несмотря на то, что голландцы в то время в подавляющем большинстве были католиками. Их богословская основа заключалась в либеральной традиции Эразма и консервативной линии Испанской церкви. Тем не менее, протестантские религии, особенно кальвинизм, проникли в Нидерланды в начале 16 века из-за того, что они были крупным центром торговли. Этот период был также известен инквизицией . Во время правления Карла Нидерланды подверглись папской форме инквизиции, где законы редко соблюдались. Инцидент в Роттердаме, связанный со спасением нескольких еретиков от сожжения на костре, заставил Филиппа ввести испанскую форму инквизиции. Это мало способствовало укреплению верности Испании.

Кальвинизм процветал в торговой атмосфере Нидерландов. Бизнесменам нравилась роль мирян в кальвинистских общинах. Римско-католическую церковь считали непреклонным патриархом, а напыщенная иерархия Римско-католической церкви вызывала возмущение, хотя католицизм пользовался уважением как важная социальная, моральная и политическая сила. Купцы приветствовали «новую» религию. Не следует относиться легкомысленно к введению налогов на предприятия и население Нидерландов. Налогообложение носило односторонний характер: оно взималось иностранным политическим образованием, а прибыль, полученная от налогов, шла в Испанию. Испания строила империю, и низкие страны дорого заплатили за это.

В 1559 году Филипп назначил Маргариту Пармскую гувернанткой. У нее было мало власти, поскольку ее власть была тщательно ограничена советниками, назначенными Филиппом. Это было средством сохранения абсолютного контроля над Нидерландами и отличным средством содействия распространению инквизиции. Редкий день проходил без казни. Протестантские власти подтверждают ряд версий, связанных с «справедливостью» Филиппа. В одном сообщении рассказывается об инциденте, когда анабаптист был зарублен семью ударами ржавого меча в присутствии своей жены, которая умерла от ужаса этого зрелища. Другой рассказывает о разъяренном человеке, который прервал рождественскую мессу, схватил хозяина и растоптал его. Его подвергли пыткам: ему сожгли до костей правую руку и ногу. Ему вырвали язык, его подвешивали над костром и медленно поджаривали до смерти. Маргарет заступилась, но зверства продолжались. Даже католики теперь присоединились к протестантам, поскольку Филипп заявил, что он скорее пожертвует сотней тысяч жизней, чем изменит свою политику. Была использована некоторая дипломатия, и когда 6 мая 1566 года был достигнут компромисс, Филипп отступил. Во время наступившего затишья протестанты открыто вынесли свое богослужение. Группа под названием «Нищие» набрала силу и приступила к сбору значительной армии.

6 августа 1566 года Филипп подписал официальный документ, в котором заявил, что предложение о помиловании было получено от него против его воли. Он утверждал, что не связан компромиссом от 6 мая, а несколько дней спустя Филипп заверил Папу, что любое приостановление инквизиции подлежит одобрению Папы. Последовало разрушение тридцати церквей и монастырей. Протестанты входили в соборы, разбивая святыни, ломая алтари и статуи, разбивая витражи. Тела эксгумировали, а трупы раздели. Многие недовольные пили священное вино и сжигали молитвенники. Один граф в знак протеста скормил своему попугаю евхаристические облатки. Было хорошо известно, что большинство протестантских лидеров осуждали насилие, совершаемое разъяренной толпой, но грабеж и уничтожение собственности считались гораздо менее преступными, чем сжигание еретиков на кострах. На политическом фронте Вильгельм Оранский увидел возможность заручиться поддержкой крупномасштабного восстания, направленного на обеспечение независимости от Испании. Филип разочаровался в Маргарет и воспользовался возможностью, чтобы освободить ее. Выбор был решающим. Вместо того, чтобы выбрать преемника, обученного дипломатии, Филипп послал Герцог Альва, чтобы сокрушить недовольных.

Герцог Альба (Альва)

[ редактировать ]
Прибытие герцога Альвы в Роттердам в 1567 году.
Гравюра, иллюстрирующая опустошительные религиозные войны в голландских провинциях.

Филипп передал полную власть Альве в 1567 году. Судья Альвы были суждениями солдата, обученного испанской дисциплине и благочестию. Его цель состояла в том, чтобы безжалостно раздавить повстанцев на том основании, что каждая уступка усиливает оппозицию. Альва собрал армию из 10 000 человек. Он дал им лучшее вооружение, одновременно удовлетворяя их низменные нужды, наняв 2000 проституток. Альва провозгласил себя генерал-губернатором и назначил Совет проблем , который перепуганные протестанты переименовали в «Совет крови». Всего было девять членов: семь голландцев и два испанца. Только два испанских члена имели право голоса, при этом Альва лично сохранял за собой право окончательного решения по любому делу, которое его интересовало. Через сеть шпионов и информаторов едва ли хоть одна семья во Фландрии не оплакивала кого-нибудь из своих арестованных или убитых. Однажды утром 1500 человек были схвачены во сне и отправлены в тюрьму. Проводились короткие судебные процессы, часто прямо на месте, по 40-50 человек одновременно. В январе 1568 года только в Валансьене было казнено 84 человека. Вильгельм Оранский решил нанести ответный удар по Испании, организовав три армии. Он проиграл все сражения, и шла Восьмидесятилетняя война (1568–1648). [33]

Герцогу Альве были отправлены деньги из Испании, но они были перехвачены английскими каперами, которые начали превращать Англию в жизнеспособную мировую державу. Королева Англии прислала свои извинения в знак дипломатической вежливости, неофициально наслаждаясь проблемами Испании. Альва отреагировал на свои финансовые затруднения введением новой серии налогов. На все имущество взимался сбор в размере 1%, подлежащий уплате немедленно. Он ввел постоянный налог в размере 5% на каждую передачу недвижимости и постоянный налог в размере 10% на каждую продажу. Это было падением Альвы. Католики, как и протестанты, выступали против него за подрыв основ бизнеса, на которых была построена голландская экономика. За этим последовала серия взаимных конфискаций собственности, в то время как Англия и Испания играли в международные кошки-мышки.

Возникли две новые силы, выступившие против Испании. Воспользовавшись термином «Нищие», который ранее в уничижительной манере использовала Маргарита Пармская, голландские повстанцы сформировали «Диких нищих» и «Морских нищих». Дикие Нищие грабили церкви и монастыри, отрезая носы и уши священникам и монахам. «Морские нищие» занялись пиратством по поручению Вильгельма Оранского. Вильгельм, собравший еще одну армию после серии предыдущих поражений, снова сразился с испанцами без единой победы. Он не мог ни контролировать свои войска, ни справиться с фанатиками-нищими. Между католиками, кальвинистами и протестантами не существовало настоящего единства против Альвы. Нищие, которые почти все были ярыми кальвинистами, проявили против католиков ту же свирепость, которую Инквизиция и Совет Крови проявили против мятежников и еретиков. Их пленникам часто предоставлялся выбор между кальвинизмом и смертью. Они без колебаний убивали приверженцев старой веры, иногда после невероятных пыток. Один протестантский историк писал:

Не раз видели, как люди вешали своих братьев, взятых в плен в рядах врага. Островитяне находили яростное удовольствие в этих актах жестокости. Испанец в их глазах перестал быть человеком.Однажды хирург в Веере вырезал сердце испанского пленника, прибил его к носу корабля и предложил горожанам прийти и вкрепить в нем свои зубы, что многие и сделали с диким удовлетворением. [34]

Испанская ярость в Маастрихте в 1576 году.

Пока Альва отдыхал, он послал своего сына дона Фадрика отомстить за злодеяния Нищего. Войска дона Фадрике без разбора грабили дома, монастыри и церкви. Они украли драгоценности и дорогие одежды монашествующих. Они топтали священные воинства, убивали мужчин и насиловали женщин. Никакого различия между католиками и протестантами не делалось. Его армия сокрушила слабую оборону Зутфена и казнила почти всех жителей города, повесив некоторых за ноги и утопив 500 других. Некоторое время спустя после непродолжительного сопротивления маленький Наарден сдался испанцам. Они встречали воинов-победителей накрытыми столами с пиршествами. Солдаты ели, пили, а затем убили всех жителей города. Позже армия дона Фадрике попыталась осадить Алкмар, но повстанцы победили, открыв дамбы и разгромив испанские войска. Когда дон Фадрик прибыл в Харлем, завязалась жестокая битва. Харлем был кальвинистским центром, известным своей активной поддержкой повстанцев. Гарнизон из 4000 солдат защищал город с такой силой, что дон Фадрик подумывал об отступлении. Его отец, Альва, угрожал отречься от него, если он прекратит осаду, поэтому варварства усилились. Каждое войско вешало пленников на крестах лицом к врагу. Голландские защитники насмехались над испанскими осаждающими, устраивая пародии на католические ритуалы на городских валах. [35]

Уильям послал 3000 человек, чтобы освободить Харлем. Они были уничтожены, и последующие попытки спасти город оказались тщетными. Через семь месяцев, когда жители города были вынуждены питаться сорняками и вереском, город сдался (11 июля 1573 г.). Большинство из 1600 выживших защитников были казнены, а 400 видных граждан казнены. К тем, кого пощадили, было проявлено милосердие только потому, что они согласились заплатить штраф в размере 250 000 гульденов, значительная сумма даже по сегодняшним меркам. Это считалось последней и самой дорогой победой режима Альвы. Епископ Намюрский подсчитал, что за семь лет Альва нанес больше вреда католицизму, чем Лютер или Кальвин за одно поколение. За этим последовал новый губернатор Нидерландов.

Разделение

[ редактировать ]
Испанские католики вторглись в Аудуотер и жестоко убили каждого мужчину, женщину и ребенка, которым не посчастливилось бежать из города.
Сцена боя в Антверпене

Сводный брат Филиппа, знаменитый дон Джон , был назначен командующим испанскими войсками, которые, чувствуя себя обманутыми из-за невозможности разграбить Зейрикзе, подняли мятеж и начали кампанию неизбирательного грабежа и насилия. Эту « испанскую ярость » Вильгельм использовал для подкрепления своих аргументов в пользу объединения с ним всех провинций Нидерландов. Брюссельский союз был создан только для того, чтобы позже быть распущен из-за нетерпимости к религиозному разнообразию его членов. Кальвинисты начали волну неконтролируемых зверств, направленных против католиков. Эти разногласия дали Испании возможность послать Александра Фарнезе, герцога Пармского, с 20-тысячным хорошо обученным войском в Нидерланды. Гронинген, Бреда, Кампен, Антверпен и Брюссель, среди других, оказались в осаде.

Фарнезе, сын Маргариты Пармской, был самым способным полководцем Испании. В январе 1579 года группа католической знати сформировала Лигу защиты своей религии и собственности. стали Голландскими Нидерландами Позже в том же месяце Фрисландия, Гелдерланд, Гронинген, Голландия, Оверэйсел, Утрехт и Зеландия образовали Соединенные провинции, которые сегодня . Остальные провинции стали Испанскими Нидерландами , а в 19 веке стали Бельгией . Вскоре Фарнезе вернул себе почти все южные провинции Испании.

Дальше на севере город Маастрихт был осажден 12 марта 1579 года. Нападавшие Фарнезе проложили обширную сеть туннелей, чтобы войти в город под его обнесенными стеной оборонительными стенами. Защитники рыли туннели, чтобы встретить их. Бои велись ожесточенно в пещерах с ограниченными возможностями маневрирования. Сотни осаждающих были ошпарены или задохнулись, когда в туннели заливали кипяток или разжигали костры, чтобы наполнить их дымом. [36] При попытке заминировать город 500 человек Фарнезе были убиты, когда взрывчатка взорвалась преждевременно. [36] Прошло более четырех месяцев, но осаждающие наконец прорвали стену и ночью вошли в город. Застав спящих измученных защитников, они убили 6000 мужчин, женщин и детей. [36] Из 30-тысячного населения города выжили только 400. [36] Фарнезе заселил его валлонскими католиками.

Маастрихт стал крупной катастрофой для протестантов, и голландцы начали нападать на Вильгельма Оранского. После нескольких неудачных попыток Уильям был убит в 1584 году и умер без гроша в кармане. Испания одержала верх на суше, но нищие по-прежнему контролировали море. Английская королева Елизавета начала оказывать помощь северным провинциям и фактически отправила туда войска в 1585 году. В то время как Филипп опустошал Фарнезе нелепыми и бесполезными битвами против Англии и Франции , Испания стала слишком рассредоточенной. Испанская армада потерпела поражение от англичан в 1588 году, и ситуация в Нидерландах становилась все труднее контролировать.

Морис Нассауский , сын Уильяма, изучал математику и применял новейшие научные методы в баллистике и ведении осадной войны. Он отбил Девентер , Гронинген , Неймеген и Зутфен .

В 1592 году Фарнезе умер от ран и истощения. Филипп II умер в 1598 году. Когда период осады утих, Освободительная война продолжилась. Эрцгерцог Альберт и Изабель Австрийские получили суверенные права в Нидерландах, заключив перемирие в 1609 году, которое дало голландцам краткую передышку от войны. Но в 1621 году, 12 лет спустя, война возобновилась, когда Нидерланды вернулись к Испании, когда Альберт и Изабель умерли бездетными. В этот период никогда не было такой ярости первых осад; однако борьба за независимость продолжалась. Нападения на приграничные голландские города совершил Спинола , итальянский банкир, присягнувший на верность Испании. Испания добилась прогресса в попытках подавить голландцев, но голландцы выздоровели. Их финансово поддержала Франция, и деньги были вложены в корабли, поскольку контроль Испании над морями был нарушен Англией. Будучи глубоко вовлеченной в Тридцатилетнюю войну , Испания решила отдать все голландцам, чтобы иметь возможность сражаться с французами. , 30 января 1648 года был подписан Мюнстерский договор положивший конец Освободительной войне.

В 1532 году король Франциск I вмешался в политическом и военном отношении в поддержку протестантских немецких князей против Габсбургов, как это сделал король Генрих II в 1551 году; оба короля решительно подавляли попытки распространения лютеранских идей во Франции. Организованный приток кальвинистских проповедников из Женевы и других мест в 1550-х годах привел к созданию сотен подпольных кальвинистских общин во Франции.

1560-е годы

[ редактировать ]
Укрепленная гавань Ла-Рошель на западе Франции стала оплотом протестантов, за который пришлось пережить две длительные осады .

По схеме, которая вскоре стала известна в Нидерландах и Шотландии, подпольная кальвинистская проповедь и формирование тайных союзов с представителями знати быстро привели к более прямым действиям по получению политического и религиозного контроля. Перспектива захвата богатых церковных владений и монастырских земель побудила дворян во многих частях Европы поддержать княжескую Реформацию. К этому добавлялось кальвинистское учение о том, что ведущие граждане обязаны свергнуть того, кого они считали безбожным правителем (то есть того, кто не поддерживал кальвинизм). В марте 1560 года произошел « Амбуазский заговор », или «Буйство в Амбуазе», представлявший собой попытку группы недовольных дворян похитить молодого короля Франциска II и ликвидировать католический дом Гизов . Это было сорвано, когда их планы были раскрыты. Первые крупные случаи систематического разрушения протестантами изображений и статуй в католических церквях произошли в Руане и Ла-Рошели в 1560 году. В следующем году нападения распространились на более чем 20 городов и поселков и, в свою очередь, спровоцировали католические городские группы на массовые убийства. и беспорядки в Санс , Каор , Каркассон , Тур и другие города. [37] [ нужна полная цитата ]

В декабре 1560 года Франциск II умер, и Екатерина Медичи стала регентшей при своем малолетнем сыне Карле IX . Хотя она была католичкой , она была готова благосклонно сотрудничать с гугенотским домом Бурбонов . Поэтому она поддержала религиозную терпимость в форме Сен-Жерменского эдикта (январь 1562 г.), который разрешал гугенотам публично поклоняться за пределами городов и конфиденциально внутри них. 1 марта фракция вассалов семьи Гизов напала на нелегальную кальвинистскую службу в Васси-сюр-Блез в Шампани . С началом военных действий Указ был отменен.

Это спровоцировало Первую войну. Бурбоны при поддержке Англии и под предводительством Людовика I де Бурбона, принца де Конде и адмирала Колиньи начали захватывать и размещать гарнизоны в стратегических городах вдоль Луары . Битва при Дре и битва при Орлеане были первыми крупными сражениями конфликта. В феврале 1563 года в Орлеане был убит Франциск, герцог Гиз , и опасения Екатерины, что война может затянуться, заставили ее выступить посредником в перемирии и Амбуазском эдикте (1563 г.), который снова предусматривал контролируемую религиозную терпимость к протестантскому богослужению. .

Однако как католики, так и протестанты в целом считали это неудовлетворительным. Политическая температура в окружающих землях росла, поскольку в Нидерландах росли религиозные волнения. Гугеноты пытались заручиться поддержкой французского правительства для интервенции против испанских войск, прибывающих в Нидерланды. Не добившись этого, протестантские войска затем предприняли безуспешную попытку захватить и взять под свой контроль короля Карла IX в Мо в 1567 году. Это спровоцировало новую вспышку военных действий (Вторая война), которая закончилась еще одним неудовлетворительным перемирием, Миром в Лонжюмо (март). 1568).

В сентябре того же года вновь разразилась война (Третья война). Екатерина и Карл на этот раз решили вступить в союз с Домом Гизов. Гугенотская армия находилась под командованием Людовика I де Бурбона, принца де Конде , и ей помогали силы юго-восточной Франции и контингент протестантских ополченцев из Германии, в том числе 14 000 наемных рейтеров во главе с кальвинистским герцогом Цвайбрюккеном . [38] [ нужна полная цитата ] После того, как герцог был убит в бою, его сменили граф Мансфельд и голландец Вильгельм Оранский и его братья Людовик и Генрих. Большая часть финансирования гугенотов поступала от королевы Англии Елизаветы I. Католиками командовал герцог Анжуйский (впоследствии король Генрих III) и им помогали войска из Испании, Папской области и Великого герцогства Тосканы . [39] [ нужна полная цитата ]

Варфоломеевская резня 1572 года.

Протестантская армия осадила несколько городов в регионах Пуату и Сентонж (для защиты Ла-Рошели ), а затем Ангулем и Коньяк . В битве при Жарнаке (16 марта 1569 г.) принц де Конде был убит, что вынудило адмирала де Колиньи принять командование протестантскими войсками. Колиньи и его войска отступили на юго-запад и перегруппировались с Габриэлем, графом де Монтгомери , а весной 1570 года разграбили Тулузу , прорезали путь через юг Франции и поднялись по долине Роны к Ла-Шарите-сюр- Луара . Ошеломляющий королевский долг и желание Карла IX найти мирное решение [40] [ нужна полная цитата ] привело к Сен-Жермен-ан-Ле (8 августа 1570 г.), который еще раз позволил гугенотам пойти на некоторые уступки. В 1572 году растущая напряженность между местными католиками и протестантскими силами, присутствовавшими на свадьбе протестанта Генриха Наваррского и сестры короля Маргариты де Валуа, достигла кульминации в Варфоломеевской резне . Это привело к Четвертой и Пятой Гражданским войнам 1572 и 1573–1576 годов.

Генрих III

[ редактировать ]

Генрих Анжуйский был коронован королем Франции Генрихом III в 1575 году в Реймсе , но военные действия — Пятая война — уже вспыхнули снова. Вскоре Генрих оказался в затруднительном положении, пытаясь сохранить королевскую власть перед лицом враждующих военачальников, отказывавшихся идти на компромисс. В 1576 году король подписал Больеский эдикт , предоставивший незначительные уступки кальвинистам, но в 1577 году произошла короткая Шестая гражданская война. Генрих I, герцог Гиз , сформировал Католическую лигу для защиты католического дела во Франции. Дальнейшие военные действия — Седьмая война (1579–1580) — закончились тупиком Флейского договора .

Хрупкий компромисс подошел к концу в 1584 году, когда умер младший брат короля и предполагаемый наследник Франсуа, герцог Анжуйский . Поскольку у Генриха III не было сына, согласно Салическому закону , следующим наследником престола стал принц-кальвинист Генрих Наваррский . Под давлением герцога де Гиза Генрих III неохотно издал указ, подавляющий протестантизм и аннулирующий право Генриха Наваррского на престол.

В декабре 1584 года герцог Гиз подписал Жуанвильский договор от имени Католической лиги с Филиппом II Испанским , который предоставил Лиге значительный ежегодный грант. Ситуация переросла в Восьмую войну (1585–1589). Генрих Наваррский снова обратился за иностранной помощью к немецким принцам и английской Елизавете I. Между тем, твердо католические жители Парижа под влиянием Комитета шестнадцати становились недовольны Генрихом III и его неспособностью победить кальвинистов. 12 мая 1588 года в результате народного восстания на улицах Парижа были воздвигнуты баррикады, и Генрих III бежал из города. Комитет шестнадцати взял под полный контроль правительство и приветствовал герцога Гиза в Париже. Затем Гизы предложили соглашение с Шифром в качестве наследника и потребовали собрания Генеральных штатов , которое должно было состояться в Блуа .

Король Генрих решил нанести удар первым. 23 декабря 1588 года в замке Блуа Генрих Гиз и его брат кардинал де Гиз попали в ловушку и были убиты. Герцог Гиз пользовался большой популярностью во Франции, и лига объявила открытую войну королю Генриху. Парламент Парижа возбудил уголовные обвинения против короля, который теперь объединил силы со своим двоюродным братом Генрихом Наваррским для войны против Лиги.

Карл Лотарингский, герцог Майеннский , затем стал лидером Католической лиги. Типографии Лиги начали печатать антироялистские брошюры под разными псевдонимами, а Сорбонна провозгласила, что свержение Генриха III справедливо и необходимо. В июле 1589 года в королевском лагере Сен-Клу монах по имени Жак Клеман добился аудиенции у короля и вонзил ему в селезенку длинный нож. Клемана казнили на месте, прихватив с собой информацию о том, кто его нанял, если вообще кто-нибудь его нанял. На смертном одре Генрих III призвал Генриха Наваррского и умолял его во имя государственного управления стать католиком, ссылаясь на жестокую войну, которая последует, если он откажется. В соответствии с Салическим законом он назвал Генри своим наследником.

Генрих IV

[ редактировать ]

Ситуация на местах в 1589 году заключалась в том, что король Франции Генрих IV , каким стала Наварра, владел югом и западом, а Католическая лига — севером и востоком. Руководство Католической лигой перешло к герцогу де Майенну, который был назначен генерал-лейтенантом королевства. Он и его войска контролировали большую часть сельской Нормандии. Однако в сентябре 1589 года Генрих нанес герцогу тяжелое поражение в битве при Арке . Армия Генриха прошла через Нормандию, всю зиму захватывая город за городом.

Первая часть правления сына Генриха IV Людовика XIII была отмечена внутренними конфликтами, включая серию восстаний гугенотов в 1620-х годах.

Король знал, что ему придется взять Париж, если у него есть хоть какой-то шанс управлять всей Францией, а это была непростая задача. Пресса и сторонники Католической лиги продолжали распространять истории о зверствах, совершенных против католических священников и мирян в протестантской Англии, таких как « Сорок мучеников Англии и Уэльса» . Город готовился сражаться насмерть, вместо того чтобы принять короля-кальвиниста. Битва при Иври , произошедшая 14 марта 1590 года, стала еще одной победой короля, и войска Генриха продолжили осаду Парижа, но осада была прорвана благодаря поддержке Испании. Понимая, что его предшественник был прав и что у протестантского короля нет никаких шансов на успех в католическом Париже, Генрих, по общему мнению, произнес знаменитую фразу Paris vaut bien une Messi («Париж стоит мессы»). Он был официально принят в Римско-католическую церковь в 1593 году и коронован в Шартре в 1594 году.

Некоторые члены Лиги продолжали сражаться, но обращение короля поддержало достаточное количество католиков, чтобы все больше изолировать стойких. Испанцы вышли из Франции в соответствии с условиями Вервенского мира . Перед Генрихом стояла задача восстановить разрушенное и обедневшее королевство и воссоединить Францию ​​под единой властью. Войны завершились в 1598 году, когда Генрих IV издал Нантский эдикт , который предоставил протестантам определенную степень религиозной терпимости.

Франция, хотя всегда управлялась католическим монархом, сыграла важную роль в поддержке протестантов в Германии и Нидерландах против их династических соперников, Габсбургов. Период французских религиозных войн эффективно устранил влияние Франции как крупной европейской державы, позволив католическим силам в Священной Римской империи перегруппироваться и восстановиться.

Дания – Норвегия

[ редактировать ]

В 1524 году король Кристиан II обратился в лютеранство и призвал лютеранских проповедников войти в Данию, несмотря на противодействие датского сейма 1524 года. После смерти короля Фридриха I в 1533 году разразилась война между католическими последователями графа Кристофа Ольденбургского и твердо настроенными Лютеранский граф Кристиан Гольштинский . Потеряв свою основную поддержку в Любеке , Кристоф быстро потерпел поражение, окончательно потеряв свой последний оплот Копенгаген в 1536 году. Немедленно было установлено лютеранство, католические епископы были заключены в тюрьмы, а монастырские и церковные земли вскоре были конфискованы для оплаты армий, которые привел Кристиана к власти. В Дании это увеличило королевские доходы на 300%.

Норвегия, Фарерские острова и Исландия

[ редактировать ]

Кристиан III силой установил лютеранство в Норвегии в 1537 году, на Фарерских островах в 1540 году и в Исландии в 1550 году . В 1536/1537 году он также сделал Норвегию марионеточным государством под датской короной . [41] Это было марионеточное государство до 1814 года, когда Фридрих VI отказался от своих претензий на норвежскую корону в пользу короля Швеции в рамках Кильского договора .

Тридцатилетняя война

[ редактировать ]

В 1625 году, в рамках Тридцатилетней войны , Кристиан IV , который также был герцогом Гольштейном , согласился помочь лютеранским правителям соседней Нижней Саксонии против сил Священной Римской империи путем военного вмешательства. Дании помогла Франция, которая вместе с Англией согласилась помочь субсидировать войну. Кристиан сам назначил военным лидером Нижнесаксонского альянса и собрал армию из 20 000–35 000 наемников. Кристиан, однако, был вынужден уйти в отставку перед объединенными силами имперских генералов Альбрехта фон Валленштейна и Тилли . Армия Валленштейна двинулась на север, оккупировав Мекленбург , Померанию и, в конечном итоге, Ютландию . Однако, не имея флота, он не смог взять датскую столицу на острове Зеландия . Мирные переговоры были завершены Любекским договором в 1629 году, в котором говорилось, что Кристиан IV может сохранить свой контроль над Данией и Норвегией, если он откажется от поддержки протестантских немецких государств.

Великобритания и Ирландия

[ редактировать ]

Реформация пришла в Великобританию и Ирландию вместе с разрывом английского короля Генриха VIII с католической церковью в 1533 году. В то время среди основного населения было лишь ограниченное число протестантов, и они в основном жили в городах Юга. и восток Англии. После распоряжения государства о разрыве с Папой Римским Церковь в Англии, Уэльсе и Ирландии оказалась под властью короля и парламента.

Первые серьезные изменения в доктрине и практике произошли при генеральном викере Томасе Кромвеле и недавно назначенном протестантски настроенном Кентерберийском архиепископе Томасе Кранмере . Первый вызов проведению этих реформ поступил из Ирландии, где «Шелковый» Томас Фицджеральд сослался на противоречия, чтобы оправдать свое вооруженное восстание 1534 года. Однако молодому Фицджеральду не удалось заручиться значительной поддержкой на местном уровне, и в октябре армия численностью 1600 человек англичан и валлийцев прибыли в Ирландию вместе с четырьмя современными осадными орудиями. [42] В следующем году Фицджеральда заставили подчиниться, а в августе его вынудили сдаться.

Вскоре после этого эпизода в Англии возникло местное сопротивление реформам. Роспуск монастырей , начавшийся в 1536 году, спровоцировал жестокое восстание северных католиков в рамках « Паломничества благодати» , которое в конечном итоге было подавлено с большим кровопролитием. Реформация продолжала навязываться часто не желающему этого населению с помощью суровых законов, которые считали изменой, караемой смертью, противодействие действиям короля в отношении религии. Следующее крупное вооруженное сопротивление произошло во время Восстания молитвенников 1549 года, которое представляло собой неудачное восстание в западной Англии против принудительной замены латино-католической мессы англоязычной службой Кранмера.

После восстановления католицизма при английской королеве Марии I в 1553 году на юго-востоке Англии произошло кратковременное безуспешное протестантское восстание.

Шотландская Реформация

[ редактировать ]

Реформация в Шотландии началась с конфликта. Ярый кальвинистский проповедник Джон Нокс вернулся в Шотландию в 1560 году, будучи сосланным за участие в убийстве кардинала Битона. Он направился в Данди , где собралось большое количество сторонников протестантов и дворян. Нокс был объявлен вне закона королевой-регентшей Марией Гиз , но протестанты сразу же направились в Перт , окруженный стеной город, который можно было защитить в случае осады. В церкви Святого Иоанна Крестителя Нокс произнес пламенную проповедь, спровоцировавшую иконоборческий бунт. Толпа хлынула в церковь, и она была полностью выпотрошена. По образцу кальвинистских беспорядков во Франции и Нидерландах толпа затем напала на два монастыря в городе, разграбив их золото и серебро и разбив изображения. Мария де Гиз собрала верных ей дворян и небольшую французскую армию.

С прибытием протестантских подкреплений из соседних графств королева-регент отступила в Данбар . К этому времени банды кальвинистов захватили большую часть центральной Шотландии , разрушая на своем пути монастыри и католические церкви. 30 июня протестанты оккупировали Эдинбург , но смогли удержать его лишь месяц. Еще до их прибытия толпа уже разграбила церкви и монастыри. 1 июля Нокс проповедовал с кафедры собора Святого Джайлса , самого влиятельного в столице. [43]

Нокс провел переговоры в письме с Уильямом Сесилом, 1-м бароном Берли , главным советником Елизаветы , о поддержке со стороны Англии. Когда дополнительные французские войска прибыли в Лейт , морской порт Эдинбурга, протестанты в ответ вернули Эдинбург. На этот раз, 24 октября 1559 года, шотландская знать официально свергла Марию Гиз с поста регентства. Ее секретарь Уильям Мейтленд из Летингтона перешел на сторону протестантов, привнеся свои административные навыки. На заключительном этапе революции Мейтленд обратился к шотландскому патриотизму для борьбы с французским господством. Наконец прибыла поддержка из Англии, и к концу марта значительная английская армия присоединилась к шотландским протестантским силам. Внезапная смерть Марии Гиз в Эдинбургском замке 10 июня 1560 года проложила путь к подписанию Эдинбургского договора и выводу французских и английских войск из Шотландии, оставив шотландских кальвинистов под контролем на местах. Католицизм был насильственно подавлен.

Возвращение Марии, королевы Шотландии , в Шотландию в 1560 году привело к дальнейшему напряжению между ней и протестантскими лордами Конгрегации . Мария утверждала, что поддерживает религиозную терпимость по французской модели, однако протестантский истеблишмент опасался восстановления католицизма и обратился за помощью к Англии, чтобы нейтрализовать или свергнуть Марию. Брак Марии с ведущим католиком побудил сводного брата Мэри, графа Морей, присоединиться к другим протестантским лордам в открытом восстании. Мария отправилась в Стерлинг 26 августа 1565 года, чтобы противостоять им. Морей и мятежные лорды были разбиты и бежали в изгнание; решающая военная акция стала известна как Рейд Погони . В 1567 году Мария была захвачена другими мятежными силами в битве при Карберри-Хилл и заключена в тюрьму в замке Лох-Левен , где она была вынуждена отречься от шотландского престола в пользу своего годовалого сына Джеймса. В следующем году Мэри сбежала из Лох-Левена и снова сумела собрать небольшую армию. После поражения ее армии при В битве при Лэнгсайде 13 мая она бежала в Англию, где была заключена в тюрьму королевой Елизаветой . Ее сын Джеймс VI был воспитан протестантом, а затем стал королем Англии и Шотландии.

Восстание Севера с 1569 по 1570 год было неудачной попыткой католической знати Северной Англии свергнуть королеву Елизавету I и заменить ее Марией, королевой Шотландии.

Английская гражданская война

[ редактировать ]

Англия , Шотландия и Ирландия , в личном союзе под руководством короля Стюарта Якова I и VI , продолжили политику Елизаветы I по оказанию военной поддержки европейским протестантам в Нидерландах и Франции. Король Карл I решил послать экспедиционный корпус, чтобы освободить французских гугенотов , которых королевские французские войска держали в осаде в Ла-Рошели . Однако полномочия по сбору налогов для этих войн становилось все труднее и труднее получить от парламента.

Шотландский национальный пакт В 1638 году обиженные пресвитерианские лорды и простолюдины подписали . Вскоре последовало шотландское восстание, известное как Война епископов , которое привело к поражению слабой контрсилы роялистов в 1640 году. Повстанцы захватили Ньюкасл-апон-Тайн , еще больше ослабив власть короля Карла.

В октябре 1641 года в Ирландии вспыхнуло крупное восстание. Вскоре Чарльзу потребовалось собрать больше денег для подавления ирландского восстания . Тем временем английские пуритане и шотландские кальвинисты резко выступали против основной религиозной политики короля по объединению англиканской церкви и церкви Шотландии в форме англиканства высокой церкви . Его противники считали, что это было слишком католическим по форме и основано на авторитете епископов .

Английский парламент отказался проголосовать за достаточно денег, чтобы Чарльз смог победить шотландцев без того, чтобы король отказался от большей части своей власти и реформировал английскую церковь в более кальвинистском духе. Король отказался, и ухудшение отношений привело к началу войны в 1642 году. Первое решающее сражение войны, состоявшееся при Эджхилле 23 октября 1642 года, оказалось безрезультатным, и как роялисты, так и парламентарии заявили, что это победа. Вторым полевым сражением войны стало противостояние в Тернхем-Грин , и Чарльз был вынужден отступить в Оксфорд , который будет служить его базой до конца войны.

В целом начало войны прошло для роялистов хорошо. Поворотный момент наступил в конце лета и начале осени 1643 года, когда армия графа Эссекса вынудила короля снять осаду Глостера , а затем отбросила армию роялистов в Первой битве при Ньюбери 20 сентября 1643 года. Чтобы получить численное преимущество, Чарльз договорился о прекращении огня с католическими повстанцами в Ирландии, высвободив английские войска для борьбы на стороне роялистов в Англии. Одновременно парламент предложил шотландцам уступки в обмен на их помощь и содействие.

С помощью шотландцев парламент одержал победу при Марстон-Мур (2 июля 1644 г.), получив Йорк и большую часть севера Англии. Поведение Оливера Кромвеля в этой битве оказалось решающим и продемонстрировало его лидерский потенциал. В 1645 году парламент принял Указ о самоотречении , согласно которому все члены любой палаты парламента сложили свои команды, что позволило реорганизовать его основные силы в Армию новой модели . К 1646 году Карл был вынужден сдаться шотландцам, и парламентские силы контролировали Англию. Карл был казнен в 1649 году, а монархия не была восстановлена ​​до 1660 года. Даже тогда религиозные распри продолжались во время Славной революции и после нее.

Ирландия

[ редактировать ]
После победы Кромвеля огромные площади земли были конфискованы , а ирландские католики сосланы на земли Коннахта .

Религиозные войны в Ирландии происходили в контексте страны, которая уже часто восставала против английского правления в предыдущие десятилетия. В 1534 году Томас Фицджеральд , известный как Силкен Томас, возглавил так называемое восстание Силкен Томаса. В провинции Ольстер на севере страны восстание Шейна О'Нила происходило с 1558 по 1567 год, а на юге страны восстания Десмонда происходили в 1569–1573 и 1579–1583 годах в провинции Мюнстер. .

Ирландия вступила в постоянное состояние войны с восстанием 1641 года , при этом большая часть острова контролировалась ирландскими конфедератами . Под все большей угрозой со стороны армий английского парламента после ареста Карла I в 1648 году конфедераты подписали договор о союзе с английскими роялистами. Объединенные силы роялистов и Конфедерации под командованием герцога Ормонда попытались уничтожить парламентскую армию, удерживавшую Дублин , но их противники разгромили их в битве при Ратмайнсе (2 августа 1649 г.). Поскольку бывший член парламента адмирал Роберт Блейк блокировал флот принца Руперта в Кинсейле , Оливер Кромвель мог высадиться в Дублине 15 августа 1649 года с армией, чтобы подавить союз роялистов в Ирландии.

Подавление Кромвелем роялистов в Ирландии в 1649 году до сих пор имеет сильный резонанс для многих ирландцев. Осада Дроэды и резня почти 3500 человек [ нужна ссылка ] – включающая около 2700 солдат-роялистов и всех мужчин в городе, носящих оружие, включая гражданских лиц, заключенных и католических священников – стала одним из исторических воспоминаний, которые вызывали ирландско-английские и католико-протестантские распри в течение последних трех столетий. Однако резня имеет значение главным образом как символ ирландского восприятия жестокости Кромвеля, поскольку в последующей партизанской войне и боях на выжженной земле в стране погибло гораздо больше людей, чем в печально известных резнях, таких как Дроэда и Уэксфорд . Парламентское завоевание Ирландии продолжалось еще четыре года, пока в 1653 году не сдались последние войска Ирландского Конфедерации и роялистов. Историки подсчитали [ нужна ссылка ] что до 30% населения Ирландии либо умерло, либо ушло в изгнание к концу войн. После завоевания победители конфисковали почти всю землю, принадлежавшую ирландским католикам, и раздали ее кредиторам парламента, солдатам парламента, служившим в Ирландии, и англичанам, поселившимся там до войны.

Шотландия

[ редактировать ]

Казнь Карла I изменила динамику гражданской войны в Шотландии , которая бушевала между роялистами и ковенантерами с 1644 года. К 1649 году борьба привела роялистов в замешательство, и их бывший лидер, маркиз Монтроуз , ушел в изгнание. Однако Монтроуз, который собрал наемный отряд в Норвегии, позже вернулся, но ему не удалось собрать многие кланы Хайленда, и ковенантеры разгромили его армию в битве при Карбисдейле в Россшире 27 апреля 1650 года. Вскоре победители захватили Монтроуза. после этого и отвез его в Эдинбург . 20 мая шотландский парламент приговорил его к смертной казни и на следующий день повесил.

« Кромвель в Данбаре», Эндрю Каррик Гоу

Карл II высадился в Шотландии в Гармуте в Морее 23 июня 1650 года и подписал Национальный пакт 1638 года , а также Торжественную лигу и пакт 1643 года сразу после выхода на берег. Со своими первоначальными последователями-шотландскими роялистами и новыми союзниками из Ковенантера король Карл II стал величайшей угрозой, стоящей перед новой английской республикой. В ответ на угрозу Кромвель оставил некоторых своих помощников в Ирландии для продолжения подавления ирландских роялистов и вернулся в Англию.

Кромвель прибыл в Шотландию 22 июля 1650 года и приступил к осаде Эдинбурга. К концу августа болезнь и нехватка припасов сократили его армию, и ему пришлось отдать приказ об отступлении к своей базе в Данбаре. Шотландская армия, собранная под командованием Дэвида Лесли , попыталась заблокировать отступление, но Кромвель разбил их в битве при Данбаре 3 сентября. Затем армия Кромвеля взяла Эдинбург, а к концу года его армия оккупировала большую часть южной Шотландии.

В июле 1651 года войска Кромвеля переправились через Ферт-оф-Форт в Файф и нанесли поражение шотландцам в битве при Инверкейтинге (20 июля 1651 года). Армия Новой Модели продвинулась к Перту , что позволило Чарльзу во главе шотландской армии двинуться на юг, в Англию. Кромвель последовал за Чарльзом в Англию, оставив Джорджа Монка завершить кампанию в Шотландии. Монк взял Стерлинг 14 августа и Данди 1 сентября. В 1652 году армия подавила остатки сопротивления роялистов в соответствии с условиями « Тендерного союза ».

В конце 1688 года Вильгельм Оранский успешно вторгся в Англию. После того, как Конвент сословий сверг католического короля Якова VII 11 апреля 1689 года, они предложили королевский титул Вильгельму и его жене Марии (протестантской дочери Якова), который они приняли 11 мая 1689 года. Во время последующего якобитского восстания 1689 года. , спровоцированный сторонниками Джеймса католиками и англиканскими тори, [27] кальвинистские силы на юге и в низменностях Шотландии одержали победу. Несмотря на это поражение, многие шотландского Хайленда кланы оставались либо католическими, либо епископальными в симпатиях. Католический клан Макдональд подвергся резне в Гленко 1691 года за то, что опоздал с присягой на верность новому протестантскому королю Вильгельму II. Кланы Хайленда также сплотились для поддержки католических претендентов на британский престол во время более поздних, неудавшихся якобитских восстаний бывшего короля Стюарта Якова III в 1715 году и Чарльза Эдварда Стюарта в 1745 году.

Число погибших

[ редактировать ]

Эти цифры включают гибель мирного населения от болезней , голода и т. д., а также гибель солдат в боях и возможных массовых убийствах и геноциде .

Самая низкая оценка Наивысшая оценка Событие Расположение От К Продолжительность Основные противники* Характер
4,000,000 [44] 12,000,000 [44] Тридцатилетняя война Священная Римская империя 1618 1648 30 лет Протестанты (в основном лютеране , реформаторы и гуситы ) против католиков началось как религиозная война; быстро превратился в политическое столкновение между Францией и Габсбургами.
2,000,000 [45] 4,000,000 [45] Французские религиозные войны Франция 1562 1598 36 лет Протестанты (в основном реформаторы ) против католиков началась как религиозная война и во многом таковой и осталась.
315,000 [ нужна ссылка ] 868 000 (616 000 в Ирландии) [46] Война трех королевств Великобритания и Ирландия 1639 1651 12 лет Протестанты ( англиканцы , реформаторы , различные другие нонконформисты ), католики распределились по различным фракциям войны. гражданские вопросы, отношения между религией и государством и вопросы свободы вероисповедания с национальным элементом
600,000 [47] 700,000 [47] Восьмидесятилетняя война Нижние страны Священной Римской империи 1568 1648 80 лет Протестанты (в основном реформаторы ) против католиков конфликты по поводу религии (а также налогов и привилегий) переросли в войну за независимость
100,000 [ нужна ссылка ] 200,000 [ нужна ссылка ] Немецкая крестьянская война Священная Римская империя 1524 1525 1 год Протестанты (в основном анабаптисты ), католики против протестантов (в основном лютеране ), католики смешанные экономические и религиозные причины, война между крестьянами и протестантскими/католическими землевладельцами

Перечисленные войны были самыми тяжелыми по количеству жертв; Остальные религиозные конфликты в Европе длились всего несколько лет, год или меньше и/или были гораздо менее жестокими. Восстания гугенотов, возможно, были самым разрушительным конфликтом после Крестьянской войны в Германии и, возможно, унесли до 100 000 жизней.

Религиозная ситуация до и после европейских войн

[ редактировать ]

В зените Реформации около 1590 года протестантские правительства и/или культуры контролировали около половины европейской территории; однако в результате католических завоеваний в 1690 году осталось лишь около одной пятой. [7] [ сомнительно обсудить ] [ нужны разъяснения ]

Пик Реформации и начало Контрреформации (1545–1620 гг.)
Конец Реформации и Контрреформации (1648 г.)
После эдикта Фонтенбло (1685 г.) гугенотов изгнали из Франции.
Религиозная ситуация в Европе в конце 16 - начале-середине 17 века.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Хотя итальянские войны разразились в 1494 году, до начала Реформации в 1517 году, одним из условий мирного договора Като-Камбрези (1559 г.) для всех участвующих сторон было то, что им необходимо «очистить свои земли от ереси»; иными словами, всех их подданных пришлось насильственно вернуть в католицизм. Под давлением Испании с требованием выполнить это обязательство Эммануэль Филиберт, герцог Савойский, провозгласил Ниццкий эдикт (15 февраля 1560 г.), который вскоре привел к вооруженному восстанию протестантских вальденсов в его владениях, которое продлилось до июля 1561 г. [12]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Нолан, Катал Дж. (2006). Эпоха религиозных войн, 1000–1650: Энциклопедия глобальных войн и цивилизации, Том 2 . Лондон: Издательская группа Greenwood. стр. 708–10. ISBN  978-0313337345 . Проверено 8 февраля 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Оннекинк, Дэвид (2013). Война и религия после Вестфалии, 1648–1713 гг . Издательство Эшгейт. стр. 1–8. ISBN  9781409480211 . Проверено 13 июня 2018 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Джон Херси Макмиллан Сэлмон. «Религиозные войны» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 12 сентября 2019 года . Проверено 14 июня 2018 г.
  4. ^ Пинкер, Стивен (2011). Лучшие ангелы нашей природы: почему уровень насилия снизился . Нью-Йорк: Книги Пингвина . п. 142. ИСБН  978-0143122012 .
  5. ^ Мюнстерский договор 1648 г.
  6. ^ Барро, Р.Дж. и Макклири, Р.М. «В каких странах есть государственные религии?» (PDF) . Чикагский университет . п. 5. Архивировано из оригинала (PDF) 30 августа 2006 года . Проверено 7 ноября 2006 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Маккалок, Диармайд (2004). Реформация: разделенный дом Европы 1490–1700 гг . Пингвин Великобритания. п. 670. ИСБН  978-0141926605 . Проверено 8 февраля 2018 г.
  8. ^ Шоу, Джеффри М.; Деми, Тимоти Дж. (2017). Война и религия: Энциклопедия веры и конфликтов . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 845. ИСБН  978-1610695176 . Проверено 8 февраля 2018 г.
  9. ^ Коуэлл-Мейерс, Кимберли (2002). Религия и политика в девятнадцатом веке: верные партии в Ирландии и Германии . Издательская группа Гринвуд. п. 1. ISBN  978-0275971854 . Проверено 9 февраля 2018 г.
  10. ^ Ишай, Мишлин (2008). История прав человека: от древних времен до эпохи глобализации . Окленд: Издательство Калифорнийского университета. п. 99. ИСБН  978-0520256415 . Проверено 9 февраля 2018 г.
  11. ^ Оннекинк, стр. 9–10.
  12. ^ Висконти, Джозеф (2003). Вальденсский путь к Богу . Ксулон Пресс. стр. 299–325. ISBN  9781591607922 . Проверено 25 сентября 2019 г.
  13. ^ Берджесс 1998 , с. 175.
  14. ^ Jump up to: а б Берджесс 1998 , с. 196–197.
  15. ^ Берджесс 1998 , с. 198–200.
  16. ^ Чарльз Кайтли (сентябрь 1975 г.). «Ранние лолларды» (PDF) . Университет Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 19 октября 2020 г. Проверено 15 августа 2020 г. .
  17. ^ Пауэлл, Эдвард (1989). Царство, закон и общество: уголовное правосудие во времена правления Генриха V. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 149. ИСБН  9780192537881 . Архивировано из оригинала 13 марта 2022 года . Проверено 13 марта 2022 г.
  18. ^ Jump up to: а б с Оннекинк, с. 2.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж Оннекинк, с. 3.
  20. ^ Jump up to: а б Коэн, Пепплинхейзен (2000). «Нападавший на анабаптистов в Амстердаме». Зрелище тысячелетия (на голландском языке). Утрехт: Het Spectrum. стр. 43–45. ISBN  9027468443 .
  21. ^ Нолан 2006 , с. 580.
  22. ^ Бейдлер, Джеймс (2014). Немецкое генеалогическое древо . Руководство по генеалогии. Цинциннати: Книги семейного древа. п. 66. ИСБН  978-1440330674 . Проверено 9 февраля 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  23. ^ Jump up to: а б с д и Оннекинк, с. 7.
  24. ^ Уилсон, Питер (2011). Тридцатилетняя война: трагедия Европы . Лондон: Белкнап Пресс. стр. 766–767. ISBN  978-0-674-06231-3 .
  25. ^ HH Bolhuis (1 ноября 1986 г.). «История вальденсов. Из глубины в высоту» . Протестантские Нидерланды (на голландском языке). Архивировано из оригинала 23 сентября 2019 года . Проверено 8 февраля 2018 г.
  26. ^ Jump up to: а б Черч, Клайв Х.; Руководитель, Рэндольф К. (2013). Краткая история Швейцарии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 95–97. ISBN  978-1107244191 . Проверено 9 февраля 2018 г.
  27. ^ Jump up to: а б Джон С. Моррилл (7 февраля 2018 г.). «Якобит» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 16 апреля 2019 года . Проверено 14 июня 2018 г.
  28. ^ Том Скотт (1989). Томас Мюнцер: Теология и революция в немецкой Реформации , с. 24, Лондон. ISBN   0-33346-498-2 .
  29. ^ Майкл А. Маллетт (2004), Мартин Лютер , с. 166, Лондон, Рутледж. ISBN   978-0415261685
  30. ^ "Швейцария". Encarta Энциклопедия Winkler Prins (на голландском языке). Корпорация Microsoft/Спектр. 2002.
  31. ^ Мерриман, Джон (1996). История современной Европы, том первый: от эпохи Возрождения до эпохи Наполеона (первое издание), с. 110, Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN   0-393-96888-X .
  32. ^ Jump up to: а б с д и Клодфелтер, Майкл (2017). Война и вооруженные конфликты: Статистическая энциклопедия потерь и других цифр, 1492–2015 гг . МакФарланд. п. 40. ИСБН  978-0786474707 .
  33. ^ Блок, П.Дж., История народа Нидерландов, Нью-Йорк, (1898), стр. 42
  34. ^ Оп. Цитата: Motley, Vol. II, с. 151.
  35. ^ Там же, с. 101.
  36. ^ Jump up to: а б с д Дюрант, Уилл; Дюрант, Ариэль (1961). Начало века разума: история европейской цивилизации в период Шекспира, Бэкона, Монтеня, Рембрандта, Галилея и Декарта: 1558–1648 гг . Саймон и Шустер. ISBN  9780671013202 .
  37. ^ Лосось, стр. 136–37.
  38. ^ Хуанна, с. 181.
  39. ^ Хуанна, с. 182.
  40. ^ Хуанна, стр. 184–85.
  41. ^ Norgeshistorie.no, О проекте; Отдел археологии, консервации и истории (ИАКХ) УиО. «Норвегия становится царством звука – норвежской истории» . www.norgeshistorie.no (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 28 июня 2018 года . Проверено 26 декабря 2018 г.
  42. ^ Эллис, С. «Тюдоры и истоки современных ирландских государств: постоянная армия». В: Бартлетт, Томас, Военная история Ирландии (Кембридж, 1996), стр. 125–31.
  43. ^ МакГрегор 1957 , с. 127
  44. ^ Jump up to: а б Мэтью Уайт (январь 2012 г.). «Тридцатилетняя война (1618–48)» . Некрометрия . Архивировано из оригинала 11 марта 2011 года . Проверено 12 февраля 2018 г.
  45. ^ Jump up to: а б Мэтью Уайт (январь 2012 г.). «Франция, религиозные войны, католики против гугенотов (1562–1598)» . Некрометрия . Архивировано из оригинала 11 марта 2011 года . Проверено 12 февраля 2018 г.
  46. ^ Мэтью Уайт (январь 2012 г.). «Британские острова, 1641–1652 гг.» . Некрометрия . Архивировано из оригинала 11 марта 2011 года . Проверено 12 февраля 2018 г.
  47. ^ Jump up to: а б «Виктимарио Историко Военный» . Архивировано из оригинала 1 июля 2018 года . Проверено 12 февраля 2018 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b53646a939c30dccf3afaa377d6c8475__1719825000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/75/b53646a939c30dccf3afaa377d6c8475.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
European wars of religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)