Мюнстерское восстание
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2020 г. ) |
Анабаптистский доминион Мюнстер Анабаптистское королевство Мюнстер | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1534–1535 | |||||||||
![]() Город Мюнстер осажден князем-епископом Францем фон Вальдеком в 1534 году. На снимке изображено первое нападение в день Пятидесятницы. | |||||||||
Капитал | Мюнстер | ||||||||
Религия | Анабаптизм | ||||||||
Правительство | Коммунальная теократическая монархия | ||||||||
Король | |||||||||
• 1534-1535 | Джон Лейденский | ||||||||
Историческая эпоха | Протестантская Реформация | ||||||||
• Учредил | февраль 1534 г. | ||||||||
• Упразднено | 24 июня 1535 г. | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Мюнстер , Северный Рейн-Вестфалия , Германия |

Мюнстерское восстание ( нем . Täuferreich von Münster , «анабаптистское владычество Мюнстера») было попыткой радикальных анабаптистов установить общинное сектантское правительство в немецком городе Мюнстер – тогда находившемся под властью большого княжества-епископства Мюнстера в Священной Римской империи. .
Город находился под властью анабаптистов с февраля 1534 года, когда мэрия была захвачена и мэром был назначен Бернхард Книппердоллинг , до его падения в июне 1535 года. Именно Мельхиор Хоффман инициировал крещение взрослых в Страсбурге в 1530 году и его линию эсхатологического анабаптизма. , что помогло заложить основы событий 1534–35 годов в Мюнстере.
Восстание
[ редактировать ]
После немецкой Крестьянской войны была предпринята решительная попытка установления теократии (1524–1525) в Мюнстере , в Вестфалии (1532–1535), . Здесь анабаптисты приобрели значительное влияние благодаря объединению Бернхарда Ротмана , лютеранского пастора, и нескольких видных граждан и лидеров, в том числе Яна Маттиса (также пишется Маттейс, Матийс, Матиссен, Матиссун), пекаря из Харлема , и Яна Бокельсона ( или Beukelszoon), портной из Лейдена . Бернхард Ротманн был неутомимым и яростным противником католицизма и автором брошюр, которые публиковал его союзник, богатый торговец шерстью Бернхард Книппердоллинг . Брошюры сначала осуждали католицизм с радикально-лютеранской точки зрения, но вскоре начали провозглашать, что Библия призывает к абсолютному равенству людей во всех вопросах, включая распределение богатства. Брошюры, которые распространялись по всей северной Германии, призывали бедняков региона присоединиться к гражданам Мюнстера, чтобы поделиться богатством города и получить духовную пользу от жизни. избранник Неба.
При таком большом количестве приверженцев анабаптизма в городе Ротманн и его союзники без труда завладели им на выборах магистратуры и назначили Бернхарда Книппердоллинга мэром после свержения преимущественно лютеранских магистратов, которые до этого считали его союзник в их собственном недоверии и неприязни к католикам. Маттис был последователем Мельхиора Хоффмана , и после заключения Хоффмана в Страсбурге Маттис приобрел значительное количество последователей в Нидерландах , включая Бокельсона, который стал известен как Джон Лейденский . Джон Лейденский и Геррит Букбиндер [ 1 ] посетили Мюнстер и вернулись с сообщением, что Бернхард Ротманн находится в Мюнстере и преподает доктрины, аналогичные их собственным. Маттис назвал Мюнстер « Новым Иерусалимом », и 5 января 1534 года несколько его учеников вошли в город и ввели крещение взрослых . Ротманн, очевидно, принял « перекрещение » в тот день, и вскоре крестилось более 1000 взрослых. Была проведена энергичная подготовка не только к сохранению достигнутого, но и к распространению своих убеждений в других областях. Многих уехавших лютеран было меньше, чем прибывших анабаптистов. В соборах и монастырях произошел разгул иконоборчества , перекрещение стало обязательным. Имущество эмигрантов было разделено между бедняками, и вскоре было издано постановление о том, что все имущество должно находиться в общей собственности. [ 2 ]
Осада
[ редактировать ]Город был осажден Францем фон Вальдеком , изгнанным епископом. В апреле 1534 года, в пасхальное воскресенье , Матфей, предсказавший суд Божий, который обрушится на нечестивцев в этот день, возглавил процессию из города с двенадцатью последователями, так как считал себя вторым Гедеоном . Он и его последователи были отрезаны и взяты в плен. Маттиса убили, его голову поместили на шест, чтобы все могли видеть в городе, а гениталии пригвоздили к городским воротам.
25-летний Иоанн Лейденский впоследствии был признан религиозным и политическим преемником Маттиса, оправдывая свой авторитет и действия заявлениями о видениях с небес. Его авторитет рос, пока в конце концов он не провозгласил себя преемником Давида и не принял царские регалии, почести и абсолютную власть в новом « Сионе ». Женщин брачного возраста в городе теперь было как минимум в три раза больше, чем мужчин, поэтому он сделал многоженство обязательным. [ 3 ] а сам он взял шестнадцать жен. (Говорят, что Джон обезглавил Элизабет Вандшерер на рыночной площади за отказ выйти за него замуж, хотя этот поступок мог быть ошибочно приписан ему после его смерти.) Между тем, большинство жителей Мюнстера в течение года голодали. долгая осада.
После длительного сопротивления 24 июня 1535 года город был взят осаждающими, а Иоанн Лейденский и несколько других видных лидеров анабаптистов были схвачены и заключены в тюрьму. В январе 1536 года Ян Лейденский, Бернхард Книппердоллинг и еще один видный последователь, Бернхард Крехтинг , были подвергнуты пыткам и казнены на рыночной площади Мюнстера. Их тела были выставлены в клетках, свисавших со шпиля церкви Святого Ламберта . Кости позже убрали, но клетки до сих пор висят.
По данным современного источника, во время осады погибло около 3000 человек. [ 4 ]
Последствия
[ редактировать ]
Мюнстерское восстание стало поворотным моментом в анабаптистском движении. У него больше никогда не было возможности приобрести политическое значение, поскольку как католические, так и лютеранские гражданские власти приняли строгие меры, чтобы противостоять этому. Трудно проследить последующую историю группы как религиозной организации по изменениям в используемых названиях и убеждениях.
Жители Батенбурга под руководством Яна ван Батенбурга сохранили бурное милленаристское течение анабаптизма, наблюдаемое в Мюнстере. Они были полигамны и считали, что применение силы оправдано против всех, кто не принадлежит к их секте. Их движение ушло в подполье после подавления Мюнстерского восстания, при этом члены выдавали себя за католиков или лютеран по мере необходимости. Некоторые непротивляющиеся анабаптисты нашли лидеров в лице Менно Симонса и братьев Оббе и Дирка Филипсов , голландских лидеров анабаптистов, которые отвергли отличительные доктрины мюнстерских анабаптистов. Эта группа в конечном итоге стала известна как меннониты в честь Саймонса. Они отвергали любое применение насилия и проповедовали веру, основанную на сострадании и любви к врагу.
В августе 1536 года лидеры анабаптистских групп под влиянием Мельхиора Хоффмана встретились в Бохольте, пытаясь сохранить единство. На встрече присутствовали последователи Батенбурга, выжившие в Мюнстере, Давид Йорис и его сторонники, а также несопротивляющиеся анабаптисты. [ 5 ] На этой встрече основными предметами спора между сектами были полигамные браки и применение силы против неверующих. Йорис предложил компромисс, заявив, что время бороться с властями еще не пришло и что было бы неразумно убивать неанабаптистов. Собравшиеся анабаптисты согласились на компромисс без применения силы. [ 6 ] но встреча не предотвратила фрагментацию анабаптизма.
Художественные произведения
[ редактировать ]
- «Несчастный путешественник» (1594), первый английский плутовской роман Томаса Нэша , отражает жестокость императора и герцога Саксонского.
- «Сказка о ванне» (1704) Джонатана Свифта . Его первая крупная работа, брат «Джек», основана на «Джеке Лейденском».
- Le prophète (1849), опера Джакомо Мейербера, в которой восстание сильно вымышлено.
- Друзья Бога (1963) Питера Ванситтарта
- Бездна ( французский : L'Œuvre au noir ) (1968) Маргариты Юрсенар
- Золотой город (1974), иммерсивная драма, написанная и исполненная театральной группой Стратклайда в соборе Глазго и соборе Святой Марии, Эдинбург (епископальный) во время Эдинбургского фестиваля Fringe. [ нужна ссылка ]
- Правила фильма об анабаптистах (1976), [ 7 ] фильм Георга Бринтрупа
- Die Wiedertäufer ( Анабаптисты ) (1980), пьеса Фридриха Дюрренматта , переведенная Лорен Фризен как Анабаптисты (неопубликованные рукописи в различных библиотеках, включая Высший теологический союз )
- Король ( последних дней 1993), [ 8 ] [ нужен лучший источник ] Немецкий исторический мини-сериал, изображающий события Мюнстерского восстания.
- In Nomine Dei ( Во имя Бога ) (1993), пьеса Хосе Сарамаго
- Дивара — Wasser und Blut ( Дивара, Вода и Кровь ) (1993), немецкоязычная опера Азио Корги на либретто композитора по пьесе Сарамаго
- Сад земных наслаждений (1994) Николаса Саламана, названный в честь картины Иеронима Босха. [ 9 ]
- Q (1999) Лютера Блиссетта
- Поговорите с ней по-доброму: Роман об анабаптистах (2003) Джонатана Рэйнбоу [ 10 ]
- Совершенство (2003) Аниты Мейсон
- Орфей (2014), роман Ричарда Пауэрса , главный герой которого сочиняет оперу, пересказывающую историю.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клётцер, Ральф (2007). «Глава 6: Мельхириты и Мюнстер» . В Роте, Джон; Стайер, Джеймс (ред.). Спутник анабаптизма и спиритуализма, 1521–1700 гг . Лейден, Нидерланды: Koninklijke Brill NV. п. 222. ИСБН 978-90-04-15402-5 .
- ^ Кон 1970 , стр. 262–264.
- ^ Маршалл, Питер (2017). Реформация [ Реформация: очень краткое введение ] (на финском языке). Перевод Килпеляйнен, Тапани. Тампере: так и так. п. 123. ИСБН 978-952-7189-11-5 .
- ^ Жесткая, Урсула. 1990. Анабаптисты в Мюнстере. Слайд 07, с. 28ф. http://www.westfaelische-geschichte.de/lit308
- ^ Уильямс 1992 , с. 582.
- ^ Уильямс 1992 , с. 583.
- ^ « Правило игры в анабаптистском фильме» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 8 июля 2011 года.
- ^ Тоэлле, Том (1993). Король дней последних (сериал) (на немецком языке). Германия.
- ^ Блейк, Робин (6 августа 1994 г.). «ОБЗОР КНИГИ / Мягкая обложка: Сад земных наслаждений Николаса Саламана, Фламинго фунтов 6,99» . Независимый . Проверено 30 мая 2024 г.
- ^ Радуга, Джонатан (2003). Поговори с ней любезно: Роман анабаптистов . Приятное слово. ISBN 1-57921-590-4 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Кон, Норман (1970). В погоне за тысячелетием . Лондон: Темпл Смит (и Паладин).
- Уильямс, Джордж Ханстон (1992). Радикальная Реформация . Издательство журналов шестнадцатого века. ISBN 0-940474-15-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коммунизм в Центральной Европе во времена Реформации , Карл Каутский
- Друзья Бога ( Осада США), Питер Ванситтарт
- Король портных: Взлет и падение анабаптистского королевства Мюнстер , Энтони Артур, ISBN 0312205155
- Бокельсон , Фриц Рек-Маллечевен
- Причуды фанатизма и другие странные события , Сабина Бэринг-Гулд, Гутенберг, 1891 г.
- Хэм, Пол (2018). Новый Иерусалим: короткая жизнь и ужасная смерть самой дерзкой секты христианского мира . Сидней: Random House Australia. ISBN 978-0143781332 .
- Повествование об анабаптистском безумии: свержение Мюнстера, знаменитой метрополии Вестфалии (Исследования по истории христианских традиций; 132) , автор Герман фон Керссенброх . Перевод с введением и примечаниями Кристофера С. Маккея. Издательство «Брилл Академик», 2007 г.; ISBN 978-9004157217 .
- Хауде, Сигрун (2000). В тени «диких волков»: анабаптистский Мюнстер и немецкая реформация 1530-х годов (Исследования по истории Центральной Европы) . Бостон: Гуманитарная пресса. ISBN 0391041002 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Цюрих: рассадник радикальных перемен, заархивированный 20 марта 2018 г. в Wayback Machine, предлагает более глубокий взгляд на попытки реабилитировать анабаптистский лейбл после Мюнстера.
- «Der wedderdoeper eidt» / клятва мюнстерских анабаптистов
- Мюнстерские анабаптисты в Глобальной онлайн-энциклопедии анабаптистских меннонитов
- «Немецкий Сион: Анабаптистское восстание в Мюнстере» , Историческая статья о восстании.
- Радио BBC 4. В наше время: Осада Мюнстера.
- Подкаст Дэна Карлина «Hardcore History 48», посвященный теме Мюнстерского восстания.
- Беседы – Радио ABC: Пропитанная кровью история мюнстерских анабаптистов