Батенбургцы
![]() | Эта статья включает список использованной литературы , связанной литературы или внешних ссылок , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( февраль 2011 г. ) |
Часть серии о |
Анабаптизм |
---|
![]() |
![]() |
Батенбургцы секты , были членами радикальной анабаптистской возглавляемой Яном ван Батенбургом, которая недолго процветала в 1530-х годах в Нидерландах , после Мюнстерского восстания . Ненасильственные основные анабаптисты называли их Zwaardgeesten (меченосными).
Ян ван Батенбург
[ редактировать ]Ян ван Батенбург родился около 1495 года и был внебрачным сыном дворянина Дирка ван Батенбурга из Гелдерланда и стал мэром города в Оверстихте , современной голландской провинции Оверэйсел . Оверштихт был оккупирован герцогом Гелдерландом и завоеван Габсбургами. В какой-то момент — неизвестно когда и почему — он поссорился с местными Габсбургско - бургундскими властями, был сослан и лишился имущества. С тех пор Ван Батенбург считал императора Священной Римской империи своим смертельным врагом.
В начале 1530-х годов Ван Батенбург принял анабаптизм и оказался лидером большого числа своих единоверцев во Фрисландии и Гронингене . Первоначально его симпатии были на стороне революционных анабаптистов, удерживавших Мюнстер во время Мюнстерского восстания , но между Пасхой и Пятидесятницей 1535 года батенбургцы из Гронингена убеждали его объявить себя «новым Давидом ». Вскоре Ван Батенбург основал новую и полностью независимую секту , которая быстро стала самым крайним из всех ранних анабаптистских движений.
Встреча в Бохольте
[ редактировать ]В августе 1536 года лидеры различных групп анабаптистов встретились в Бохольте в последней попытке сохранить единство анабаптизма. На этой встрече основными предметами спора между сектами были полигамные браки и применение силы против неверующих. Дэвид Джорис попытался пойти на компромисс, заявив, что еще не пришло время бороться с властями и что было бы неразумно убивать любого « неверного » (неанабаптиста), чтобы сами анабаптисты не выглядели обычными ворами и убийцами. Отчеты об итогах встречи различаются; однако Йорис и его последователи впоследствии отделились от других анабаптистских группировок.
Ван Батенбург, правильно подозревая, что его пылкая вера как в полигамию, так и в применение силы будет осуждена другими лидерами анабаптистов, не присутствовал на конференции в Бохольте, хотя и прислал своих представителей. Ему были противны предложения Йориса, он назвал его «сыном шлюхи» и пригрозил убить его. Соперничество между двумя лидерами анабаптистов продлилось до смерти Ван Батенбурга.
Убеждения
[ редактировать ]Ван Батенбурга известно сравнительно мало О богословии . Батенбургцы верили, что каждый человек и все на земле в буквальном смысле принадлежит Богу . Они также считали себя избранными детьми Бога. Из этого, по их богословию, следовало, что все на земле принадлежит им, и они могут распоряжаться ими по своему усмотрению. Не было ничего плохого в том, чтобы зарабатывать на жизнь грабежом «неверных», под которыми они подразумевали любого человека, не являвшегося членом их секты; действительно, убийство неверных было угодно их Богу. Они думали , что те, кто присоединился к секте после 1535 года, когда руководство Мюнстера объявило дверь к спасению закрытой, никогда не смогут быть крещены , но эти мужчины и женщины, тем не менее, переживут грядущий апокалипсис и возродятся в грядущем Царстве Божием. как слуги анабаптистской элиты. Батенбургцы также разделяли взгляды радикальных мюнстеристов на полигамию и собственность; все женщины и все имущество находились в общем пользовании. Несколько браков батенбургеров действительно состоялись, и сам Ван Батенбург сохранил за собой право подарить достойному члену своей секты «жену» из общего числа женщин группы. Но с такой же легкостью такие союзы могли быть разорваны, и в некоторых случаях Пророк приказал несогласной жене вернуться к обслуживанию остальных мужчин Батенбургеров.
Лидерство
[ редактировать ]Ян ван Батенбург, похоже, пользовался лояльностью как минимум нескольких сотен человек. Однако члены его секты должны были принести клятву хранить абсолютную тайну и пройти болезненное посвящение, призванное гарантировать, что они смогут противостоять пыткам, если они когда-либо будут схвачены, поэтому истинные масштабы его последователей никогда не раскрывались. Батенбургцы не собирались открыто публично и имели разрешение своего лидера изображать из себя обычных лютеран или католиков , ходить в церковь и вести, по-видимому, нормальную жизнь на землях вдоль границ Священной Римской империи и Нидерландов в течение нескольких лет после падения. из Мюнстера. Они узнавали друг друга по тайным символам, нанесенным на их домах или одежде, а также по определенным способам укладки волос. И только после того, как сам Ван Батенбург был схвачен и сожжен на костре в Вилворде , Брабант , в 1538 году, они наконец объединились, превратившись в банду разбойников и наводнив имперские марши в течение по крайней мере еще десяти лет под предводительством из Лейденский ткач по имени Корнелис Аппельман . К этому моменту группа сократилась до ядра, состоящего не более чем из 200 мужчин, большинство из которых были связаны семейными или брачными узами.
Аппельман оставался активным до своего пленения в 1545 году. Его считали более радикальным, чем Ван Батенбург, он присвоил себе титул «Судья» и убивал любого из своих последователей, которые отказывались присоединиться к его преступной деятельности или проявляли небрежность в убийствах и грабежах. или совершить поджог . Как и Ван Батенбург, он проповедовал и практиковал полигамию, с дополнительным уточнением, согласно которому женщины его секты могли оставить своих мужей в любое время, если они решат выйти замуж за мужчину, стоящего выше в иерархии Батенбургеров. Сам Аппельман убил собственную жену, когда она отказала ему в разрешении жениться на ее дочери, а впоследствии убил и девушку.
Завершающие этапы
[ редактировать ]После смерти Судьи секта Батенбургеров распалась на несколько крошечных групп, одна из которых, « Дети Эмлихгейма» , действовала в середине 1550-х годов. Единственным его кредо, похоже, была месть неверным; в одном печально известном случае ее члены зарезали 125 коров, принадлежавших местному монастырю . Последней из отколовшихся от Батенбургер групп, а также самой крупной, был « Народ Йохана Виллемша ». Эта секта просуществовала примерно до 1580 года, живя грабежами и убийствами в сельской местности вокруг Везеля . Когда самого Виллемша сожгли на костре, остатки группы бежали на запад. Остатки, как полагают, нашли путь во Фрисландию , где они спрятались среди местной меннонитской общины и в конечном итоге были поглощены ею.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Л.Г. Янсма (1977). Мельхиориты, мюнстеры и батенбургеры: социологический анализ милленистского движения XVI века . Застава: нп.
Статьи
[ редактировать ]- Л.Г. Янсма (1984). «Революционные анабаптисты после 1535 года». В MG Buist et al (ред.), Историческое движение. Очерки радикальной реформации XVI и XVII веков . Гронинген: Вольтерс-Нордхофф.
- С. Зийлстра (1984). «Дэвид Джорис и анабаптистские движения (1536–1539). Там же.
- МЕН Солод (1996). «Спиритуалисты в голландской реформации шестнадцатого века». В материалах и сообщениях по истории Нидерландов 111
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ян ван Батенбург (1495-1538) в Глобальной онлайн-энциклопедии анабаптистов-меннонитов