Jump to content

Дэвид Джорис

Ян ван Скорель : Давид Джорис, 16 век.

Дэвид Йорис (ок. 1501 — 25 августа 1556, иногда Ян Йорис или Йорисзон ; ранее англизированный Дэвид Гордж ) был важным лидером анабаптистов в Нидерландах до 1540 года.

Йорис, вероятно, родился во Фландрии , в семье Мариетье Ян де Гортерсдохтер и Георгиуса Йориса де Комана, актера-любителя и владельца магазина. Он был учеником Мельхиора Хоффмана .

По профессии Дэвид Джорис был художником по стеклу или художником по мишуре , научившись этому искусству в Антверпене ; в 1522 году он расписал окна для церкви в Энкхейзене , Северная Голландия. [1] В 1524 году он женился на Диркгене Виллемсе, а также проявил интерес к Реформационному движению Мартина Лютера . В день Вознесения 1528 года он надругался над причастием , проносимым в процессии; его поместили к позорному столбу , просверлили ему язык и выслали из Делфта на три года. [1]

В 1533 году он принял идеи анабаптистов и был крещен в Делфте Оббе Филипсом . Согласно Меннонитской энциклопедии , «он был влиятельной фигурой в период консолидации анабаптизма после падения Мюнстера ». Он отверг насилие Мюнстера , но теоретически принял многоженство (неизвестно, практиковал ли он это). После разгрома Мюнстера несколько последователей Гофмана собрались на совет в Бохольте в 1536 году. Йорису удалось подчеркнуть их общие убеждения и одновременно развеять идеи тех, кто жаждал мести. Он верил, что Бог отомстит, а святые — нет. Он выступал за компромисс в вопросе многоженства, заявляя, что, по его мнению, количество жен у мужчины не имеет значения, пока семья подчиняется Богу. Группа не приняла решения по этому вопросу. Дэвид Джорис оставался на «мистической» границе анабаптизма, цитируя сны, видения и пророчества. [2] Против этого выступает его рационалистический подход к теме дьявола и сверхъестественного зла. Дэвид Джорис предвосхитил взгляды Томаса Гоббса , Джона Эппса и Джона Томаса в интерпретации дьявола как аллегории. [3] [4] Он адаптировал в своих интересах теорию трех устроений: старой с ее откровением Отца, новой с ее откровениями Сына и последней, или эпохи Духа. [1]

Некоторое время он был теологическим противником нового лидера Менно Симонса . Менно считал Йориса соглашателем; Йорис считал Менно слишком буквальным. Йорис переехал в Базель в 1544 году и защитил себя, живя под вымышленным именем Иоганн ван Брюгге. Он присоединился к реформатской церкви, но продолжил свои богословские труды по анабаптизму. Это отражает как его мнение о том, что «для чистых все чисто», так и его развивающееся мнение о том, что внешние символы менее важны, чем внутренняя вера.

Его жена Диркген умерла 22 августа 1556 года. Давид умер через три дня и был похоронен в церкви Святого Леонарда в Базеле. Противником учения Йориса стал лидер анабаптистов Николас ван Блесдейк, муж его старшей дочери. В 1559 году он раскрыл богословие Йориса властям Базеля. Давид Йорис был посмертно признан виновным в ереси, а его тело эксгумировано и сожжено 13 мая 1559 года. Портрет Йориса работы голландского художника Яна ван Скореля сейчас выставлен в Oeffentliche Kunstsammlung в Базеле.

Меннонитская энциклопедия делит религиозную карьеру Йориса на «четыре пересекающихся этапа: сакраменталист (1524–1530); сторонник мельхиорита (1531–1534), лидер анабаптистов (1534–1543); и спиритуалист (ок. 1540–1556)». В дополнение к своему спиритуализму Йорис развивал никодимские практики. с 1534 года [5]

Работает

[ редактировать ]

Его сочинения, все на голландском языке , непрерывно поступали с 1524 года (хотя ни одно из них не сохранилось до 1529 года) и насчитывало более 200 экземпляров. Его выдающийся опус был 'T Wonder Boeck ( 1542 г. , разделен на две части; 1551 г., прекрасно переиздано, разделено на четыре части; оба издания анонимны). Его главным требованием к признанию является использование во второй части фразы Restitutio Christi , которая, очевидно, подсказала Сервету его титул Christianismi Restitutio (1553). В первом издании фигура «нового человека», подписанная монограммой автора и, вероятно, нарисованная по его подобию; он вполне соответствует предполагаемому портрету, гравированному в 1607 году, воспроизведенному в приложении к Александра Росса ( «Пансебее» 1655) и идеализированному П. Буркхардтом в 1900 году. Другая работа, Verklaringe der Scheppenissen (1553), мистически трактует Книгу Бытия. , любимая тема Бёме , Сведенборга и других. [1]

  1. ^ Jump up to: а б с д  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Йорис, Дэвид ». Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 512–513.
  2. ^ Дэвид Джорис и голландский анабаптизм, 1524–1543 гг.
  3. ^ Стюарт Кларк Размышляя с демонами: идея колдовства в Европе раннего Нового времени , 1999 г., стр. 543
  4. ^ Гэри К. Уэйт, «Человек сам себе дьявол»: Дэвид Джорис и рост скептической традиции по отношению к дьяволу в Нидерландах раннего Нового времени
  5. ^ Уэйт, Гэри К. (1990). «От анабаптиста к никодимиту, 1534–39». Дэвид Джорис и голландский анабаптизм, 1524–1543 гг . Ватерлоо, Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Анабаптистские сочинения Дэвида Джориса, 1535–1543 гг ., «Классика радикальной реформации, том 7», под редакцией Гэри К. Уэйта, Скоттсдейл, Пенсильвания: Herald Press 1993; ISBN   0-8361-3113-4
  • Стать анабаптистом: происхождение и значение анабаптизма шестнадцатого века , Дж. Денни Уивер, Скоттсдейл, Пенсильвания: Herald Press 1987 ISBN   0-8361-3434-6
  • Дэвид Джорис и голландский анабаптизм, 1524–1543 , Гэри К. Уэйт, Ватерлоо, Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье, 1990
[ редактировать ]
  • Дэвид Джорис в Глобальной онлайн-энциклопедии анабаптистов-меннонитов
  • [1] Немецкая письменная биография Дэвида Йориса на altbasel.ch.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac07937138664eb5dc46d0933025eb45__1628239440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/45/ac07937138664eb5dc46d0933025eb45.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
David Joris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)