Дэвид Джорис
Дэвид Йорис (ок. 1501 — 25 августа 1556, иногда Ян Йорис или Йорисзон ; ранее англизированный Дэвид Гордж ) был важным лидером анабаптистов в Нидерландах до 1540 года.
Жизнь
[ редактировать ]Йорис, вероятно, родился во Фландрии , в семье Мариетье Ян де Гортерсдохтер и Георгиуса Йориса де Комана, актера-любителя и владельца магазина. Он был учеником Мельхиора Хоффмана .
По профессии Дэвид Джорис был художником по стеклу или художником по мишуре , научившись этому искусству в Антверпене ; в 1522 году он расписал окна для церкви в Энкхейзене , Северная Голландия. [1] В 1524 году он женился на Диркгене Виллемсе, а также проявил интерес к Реформационному движению Мартина Лютера . В день Вознесения 1528 года он надругался над причастием , проносимым в процессии; его поместили к позорному столбу , просверлили ему язык и выслали из Делфта на три года. [1]
В 1533 году он принял идеи анабаптистов и был крещен в Делфте Оббе Филипсом . Согласно Меннонитской энциклопедии , «он был влиятельной фигурой в период консолидации анабаптизма после падения Мюнстера ». Он отверг насилие Мюнстера , но теоретически принял многоженство (неизвестно, практиковал ли он это). После разгрома Мюнстера несколько последователей Гофмана собрались на совет в Бохольте в 1536 году. Йорису удалось подчеркнуть их общие убеждения и одновременно развеять идеи тех, кто жаждал мести. Он верил, что Бог отомстит, а святые — нет. Он выступал за компромисс в вопросе многоженства, заявляя, что, по его мнению, количество жен у мужчины не имеет значения, пока семья подчиняется Богу. Группа не приняла решения по этому вопросу. Дэвид Джорис оставался на «мистической» границе анабаптизма, цитируя сны, видения и пророчества. [2] Против этого выступает его рационалистический подход к теме дьявола и сверхъестественного зла. Дэвид Джорис предвосхитил взгляды Томаса Гоббса , Джона Эппса и Джона Томаса в интерпретации дьявола как аллегории. [3] [4] Он адаптировал в своих интересах теорию трех устроений: старой с ее откровением Отца, новой с ее откровениями Сына и последней, или эпохи Духа. [1]
Некоторое время он был теологическим противником нового лидера Менно Симонса . Менно считал Йориса соглашателем; Йорис считал Менно слишком буквальным. Йорис переехал в Базель в 1544 году и защитил себя, живя под вымышленным именем Иоганн ван Брюгге. Он присоединился к реформатской церкви, но продолжил свои богословские труды по анабаптизму. Это отражает как его мнение о том, что «для чистых все чисто», так и его развивающееся мнение о том, что внешние символы менее важны, чем внутренняя вера.
Его жена Диркген умерла 22 августа 1556 года. Давид умер через три дня и был похоронен в церкви Святого Леонарда в Базеле. Противником учения Йориса стал лидер анабаптистов Николас ван Блесдейк, муж его старшей дочери. В 1559 году он раскрыл богословие Йориса властям Базеля. Давид Йорис был посмертно признан виновным в ереси, а его тело эксгумировано и сожжено 13 мая 1559 года. Портрет Йориса работы голландского художника Яна ван Скореля сейчас выставлен в Oeffentliche Kunstsammlung в Базеле.
Меннонитская энциклопедия делит религиозную карьеру Йориса на «четыре пересекающихся этапа: сакраменталист (1524–1530); сторонник мельхиорита (1531–1534), лидер анабаптистов (1534–1543); и спиритуалист (ок. 1540–1556)». В дополнение к своему спиритуализму Йорис развивал никодимские практики. с 1534 года [5]
Работает
[ редактировать ]Его сочинения, все на голландском языке , непрерывно поступали с 1524 года (хотя ни одно из них не сохранилось до 1529 года) и насчитывало более 200 экземпляров. Его выдающийся опус был 'T Wonder Boeck ( 1542 г. , разделен на две части; 1551 г., прекрасно переиздано, разделено на четыре части; оба издания анонимны). Его главным требованием к признанию является использование во второй части фразы Restitutio Christi , которая, очевидно, подсказала Сервету его титул Christianismi Restitutio (1553). В первом издании фигура «нового человека», подписанная монограммой автора и, вероятно, нарисованная по его подобию; он вполне соответствует предполагаемому портрету, гравированному в 1607 году, воспроизведенному в приложении к Александра Росса ( «Пансебее» 1655) и идеализированному П. Буркхардтом в 1900 году. Другая работа, Verklaringe der Scheppenissen (1553), мистически трактует Книгу Бытия. , любимая тема Бёме , Сведенборга и других. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Йорис, Дэвид ». Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 512–513. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Дэвид Джорис и голландский анабаптизм, 1524–1543 гг.
- ^ Стюарт Кларк Размышляя с демонами: идея колдовства в Европе раннего Нового времени , 1999 г., стр. 543
- ^ Гэри К. Уэйт, «Человек сам себе дьявол»: Дэвид Джорис и рост скептической традиции по отношению к дьяволу в Нидерландах раннего Нового времени
- ^ Уэйт, Гэри К. (1990). «От анабаптиста к никодимиту, 1534–39». Дэвид Джорис и голландский анабаптизм, 1524–1543 гг . Ватерлоо, Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анабаптистские сочинения Дэвида Джориса, 1535–1543 гг ., «Классика радикальной реформации, том 7», под редакцией Гэри К. Уэйта, Скоттсдейл, Пенсильвания: Herald Press 1993; ISBN 0-8361-3113-4
- Стать анабаптистом: происхождение и значение анабаптизма шестнадцатого века , Дж. Денни Уивер, Скоттсдейл, Пенсильвания: Herald Press 1987 ISBN 0-8361-3434-6
- Дэвид Джорис и голландский анабаптизм, 1524–1543 , Гэри К. Уэйт, Ватерлоо, Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье, 1990
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дэвид Джорис в Глобальной онлайн-энциклопедии анабаптистов-меннонитов
- [1] Немецкая письменная биография Дэвида Йориса на altbasel.ch.