Антирелигиозная кампания во время Гражданской войны в России.
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Массовые репрессии в Советском Союзе |
---|
Экономические репрессии |
Политические репрессии |
Идеологические репрессии |
Этнические репрессии |
После Октябрьской революции 1917 года большевиками захват власти привел к Гражданской войне в России , которая продолжалась до 1922 года. Победа большевистской Красной Армии позволила им создать Союз Советских Социалистических Республик (СССР). На протяжении всей гражданской войны различные религии, секуляристы и антиклерикалисты большевиков играли ключевую роль в военной и социальной борьбе, которая происходила во время войны.
Религиозная ситуация накануне Октябрьской революции.
[ редактировать ]С 1721 года Русская Православная Церковь (РПЦ) была официальной церковью Российской империи. [1] [ нужна страница ] Церковные реформы, проведенные Петром I, период цезаропапизма ввели в РПЦ . Это означало, что, хотя РПЦ пользовалась существенными привилегиями, она, тем не менее, была подчинена государству. [1] [ нужна страница ] По мере того как интеллигенция стала более критично относиться к царскому режиму, это часто сопровождалось неприятием РПЦ, а иногда и неприятием религии вообще. Другие, такие как Лев Толстой, сохранили сильную христианскую веру, но отвергли самодержавие. Он был отлучен от церкви РПЦ. Некоторые большевики, такие как Владимир Бонч-Бруевич, стали связаны с религиозными меньшинствами, которых коллективно называли «сектантами». Бонч-Бруевич присоединился к Толстому и Владимиру Черткову в поддержке духоборов и даже плавал с группой из них, когда они мигрировали в Канаду . [2] В 1914 году в России было 55 173 русских православных церкви и 29 593 часовни , 112 629 священников и диаконов , 550 монастырей и 475 женских монастырей , всего 95 259 монахов и монахинь. [3]
После захвата власти большевиками
[ редактировать ]Одиннадцать дней после штурма Зимнего дворца [4] Собор Русской Православной Церкви восстановил патриархат (упразднен при Петре Великом в 1721 г.) [5] и избран митрополитом Московским Тихоном (Василий Иванович Беллавин). [6] как патриарх. Тихон отказался принять чью-либо сторону в гражданской войне. [7] хотя официальная большевистская пропаганда представляла его, как и церковь, поддерживающими белых. Большевики использовали предполагаемую поддержку белых со стороны Русской православной церкви как оправдание массовых убийств священнослужителей.После захвата власти большевиками одной из проблем, с которой они столкнулись, была ликвидация привилегированного положения РПЦ. Декларация прав народов России (2/15 ноября 1917 г.) отменила особые привилегии по признаку вероисповедания и национальности. [1] [ нужна страница ] Вскоре за этим последовало решение Совнаркома о конфискации всех монастырей и учебных заведений РПЦ. Когда большевики захватили типографию Священного Синода, отношения между ними и РПЦ еще больше обострились. [1] [ нужна страница ] Одной из проблем было удаление православной символики с государственных зданий. Однако большевики не ставили антирелигиозную кампанию на первое место, поскольку были обеспокоены тем, как это повлияет на популярность нового режима.
Преследования Церкви во время Гражданской войны
[ редактировать ]Во время Гражданской войны в России Красная Армия уничтожила большое количество священнослужителей и верующих, часто на основании предполагаемой поддержки белых; большая часть этих убийств не была официально спровоцирована сверху, а была совершена по инициативе местных солдатских подразделений. [8] В последующие годы церковь заявила, что отлучение от церкви было недоразумением, основанным на убеждении, что эти убийства были официально спровоцированы (однако они так и не были официально опровергнуты). [9] [ нужна страница ] Однако позже советские авторы возьмут на себя главную ответственность за эти действия, в том числе Емельян Ярославский (который был участником этих убийств), который оправдал кампанию, заявив, что церковь боролась против них.

Многие монастыри подверглись нападению. Свято-Горский монастырь под Харьковом был разграблен в самом начале гражданской войны. В соседнем скиту села Горохово был убит монах по имени Израиль за отказ передать ключи от подвалов скита. В том же районе была совершена атака на остановившуюся на пути религиозную процессию, в ходе которой были убиты два священника, дьякон, владелец коттеджа, в котором они остановились, а также его дочь. [10]
Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) был первым епископом, убитым большевиками 25 января 1918 года. Он последовательно выступал против революции, его жестоко избивали и пытали, а затем расстреляли возле Печерского монастыря . Прежде чем его застрелили убийцы, он молился Богу о их прощении. [11]
На Дону в феврале 1918 года красные убивали всех священников, которых могли найти. [10] 80-летнего монаха-священника по имени Амвросий перед смертью избили прикладами винтовок. Священника по имени Дмитрий привели на кладбище и раздели, но когда он перед смертью попытался перекреститься, солдат отрубил ему правую руку. Старого священника, пытавшегося остановить казнь крестьянина, избили и разрубили мечами. В Свято-Спасительском монастыре красные солдаты арестовали и убили 75-летнего настоятеля, сняв с него скальп и обезглавив. В Херсонской губернии распяли священника. В кубанской казачьей станице восьмидесятилетнего священника заставили надеть женскую одежду, вывели на деревенскую площадь и приказали танцевать; когда он отказался, его повесили. [12]
В кубанской станице Плотавы отец Яков Владимиров стал объектом преследования ЧК из -за своей популярности. Его казнили вместе с женой и одним из сыновей (у него было два сына, но вместо этого сына по ошибке убили другого ребенка). [13]
Епископ Гермоген (Долганёв) Тобольский погиб вместе с другими задержанными 16 июня 1918 года в результате утопления. На следующий день после прибытия царя через Тобольск в Екатеринбург (28 апреля) он организовал крестный ход, в котором благословил царскую семью. На следующей неделе он был арестован, и Советы пообещали освободить его за 10 000 рублей, а позже и за 100 000 рублей. Когда выкуп был собран и отправлен, доставившая его делегация знатных лиц и духовенства также была арестована (а позже казнена). Сообщается, что Гермогена увезли на речном пароходе, прикрепили к его голове камни и бросили в воду. [14]
Сообщается, что в Воронеже семь монахинь, молившихся за победу белых, были сварены в котле с дегтем. [13]
Архиепископ Нижегородский Иоаким был убит красными, повесившими его головой вниз на иконостасе над центральными «Царскими вратами». Ужасно пострадало духовенство в Крыму: один священник по имени Углянский был убит красными на том основании, что он использовал зеленые ленты вместо красных на лампадах церкви. Церкви в Симферополе, Феодосии и других частях Крыма были осквернены, а их священнослужители жестоко убиты. [15]
Философ Орнатский , священник из Петрограда, был арестован весной 1918 года после публичной панихиды по жертвам большевиков. Его и еще тридцать два человека отвезли на скалу с видом на Финский залив, где священнику разрешили совершить краткую панихиду и благословить жертв, прежде чем всех их застрелили и сбросили в море. Протоиерей Иоанн Восторгов в Москве, известный православный миссионер и церковный деятель, проповедовал против большевиков, в результате чего большевики его шантажировали, арестовали и казнили. Он был казнен вместе с римско-католическим священником Лютославским и его братом, двумя царскими министрами (Н. Маклаковым и Алексеем Хвостовым ), православным епископом Ефреном, бывшим председателем Государственного совета Иваном Щегловитовым и сенатором С. Белецким. Отец Восторгов провел короткую панихиду и проповедовал своим жертвам принять смерть как искупительную жертву, после чего каждая жертва выходила вперед, чтобы получить благословение от отца Восторгова и епископа; потом их расстреляли. [16]
Во время красной оккупации Ставропольской епархии в 1918 году большевики убили не менее 52 православных священников, четырех дьяконов и четырех псаломщиков. Священник Александр Подольский был замучен и убит за то, что совершил молебен Te Deum для казачьего полка перед его нападением на большевиков. Когда крестьянин пришел забирать его тело, его застрелили на месте. Отец Алексей Милютинский был подвергнут пыткам, скальпирован и убит за то, что проповедовал красноармейцам, что они ведут Россию к катастрофе, и за молитвы за казаков. Даже левых священников могли убить, как, например, Ивана Пригорского, которого в Великую субботу вывели из церкви на улицу, где красноармейцы прокляли его, изуродовали ему лицо, а затем убили. [17]
В Пермской епархии в 1918 году было убито не менее 42 церковников. [17] Священник в Перми был убит сотрудниками ЧК , вырезавшими ему щеки и глаза, а затем выставил его напоказ по улицам, прежде чем он был похоронен заживо. Адроник, архиепископ Пермский, был арестован сразу после того, как в его соборе был совершен чин анафемы. Вероятно, он был казнен вскоре после декабря 1919 года. В результате необычной ситуации, в которой местные жители оказали ЧК народную поддержку этим действиям, за убийством Адроника последовали массовые убийства пермского духовенства, в том числе викария-епископа Соликамского Феофана. . Делегация Всероссийского церковного Собора в Москве отправилась в Пермь для расследования произошедшего. Однако на обратном пути их поезд был взят на абордаж, и все они были расстреляны красными солдатами. [18]
Яков Свердлов («президент» Советской России) приказал в июне 1918 года взять в заложники ряды промышленных предпринимателей, членов либеральной и меньшевистской партий, а также духовенства. Лишь немногие из этих заложников выживут. [17]
В городе Черный Яр на Волге мирянин-миссионер Лев З. Кунсевич провозгласил толпе людей энциклику Патриарха. Кунсевич был арестован и публично расстрелян в июле 1918 года. [19]
епископ Вяземский Макарий (Гневушев) Любимый местным населением был арестован из-за своей популярности летом 1918 года. Его казнили вместе с четырнадцатью другими людьми в поле под Смоленском, которым он служил и пытался утешать. с благословением перед казнью. Один из солдат, казнивших его впоследствии, на смертном одре признался, что убил святого. [20]
Епископ Белгородский Никодим (Кононов) ( ru ) в своих проповедях осуждал акты насилия, грабежей и убийств и был арестован комендантом местной ЧК Саенко на Рождество 1918 года. Сопротивление населения в знак протеста против его ареста вызвало у Саенко освободить его и приказал ему больше не проповедовать подобные вещи. Однако епископ продолжал проповедовать эти вещи и был снова арестован. Жена священника, пришедшая защищать епископа, была казнена на месте. Епископа вскоре убили, но его труп замаскировали под солдатский вид и бросили на общее кладбище. [21]
С июня 1918 г. по январь 1919 г. в России (кроме Волги, Камы и ряда других регионов) были убиты 1 митрополит, 18 архиереев, 102 священника, 154 диакона, 94 монаха и монахини, заключены в тюрьму четыре архиерея и 211 священников. Государство секвестировало 718 приходов и 15 монастырей, закрыло 94 церкви и 26 монастырей, осквернило 14 церквей и 9 часовен, запретило 18 крестных ходов, силой разогнало 41 крестный ход, прервало церковные службы с оскорблением религиозных чувств в 22 города и 96 деревень. [22]
14 января 1919 года в эстонском университетском городе Тарту отступающие красные солдаты убили двадцать священнослужителей. Среди убитых были епископ Платон (Кульбуш) , два православных священника, лютеранский пастор и шестнадцать мирян. Таллиннский [10]
Епископ Леонтий (фон Вимпффен) был убит вместе с большей частью епархиального духовенства в 1919 году после того, как он произнес проповедь, в которой цитировались слова Иисуса: «Я был наг, и вы одели меня, я был болен, и вы заботились обо мне», и эта цитата была интерпретировалось как нападение на большевиков. [21]
В Харькове был казнен священник Моковский за критику большевиков в своих проповедях. Когда его жена пришла за его телом, чекисты отрубили ей конечности, проткнули грудь и убили. В селе Попасная Донбасса был казнен священник Драгожинский за проповедь, которую истолковали как нападение на красных. [ нужна ссылка ]
Священника по имени Шангин убили, а его тело разрубили на куски. Протоиерея Сурцова несколько дней избивали, после чего его расстреляли, а тело выбросили в реку Печору. В городе Печоре старого священника Распутина привязали к телеграфному столбу, затем расстреляли, а затем его тело отдали на съедение собакам. В Селецке казнили псалмопевца Афанасия Смирнова за то, что он произнес заупокойную ектению над погибшим французским солдатом. [ нужна ссылка ]
Большевики закрыли церкви и использовали их не по назначению. Поступали сообщения о пьяных оргиях, происходящих в оскверненных церквях. [ нужна ссылка ]
Предлогами для этих убийств обычно были предполагаемая поддержка врага, критика большевиков и/или их идеологии или либеральные и/или буржуазные симпатии. Призывы людей следовать Божьим законам сверх того, что предписывает государство, также использовались в качестве предлога для их убийства. Неопределенность успеха революции в первые годы, возможно, также вызвала некоторую паранойю среди большевиков по отношению к группам, которые они считали угрожающими. [ нужна ссылка ]
Православная церковь, должно быть, думала, что большевики потеряют власть, потому что после избрания Тихона она заявила, что Русская Православная Церковь является национальной церковью России, что государству необходимо одобрение церкви для принятия законов по церковным вопросам, что богохульство должно оставаться незаконным, что церковные школы должны быть признаны, а глава государства, а также высшие должностные лица в сфере образования и религии должны быть православными. [7]
Ортодоксы были основной мишенью из-за их связи со старым режимом. [23] хотя нападениям подверглись и другие религии. [24] Польский священник Крапивницкий в 1918 году был арестован в праздник Тела Христова и назначен на казнь, но казнь была отменена после вмешательства польского правительства. После протеста папы против преследований православной церкви режим принял ответные меры, арестовав в апреле 1919 года архиепископа Могилевской римско-католической епархии де Роппа, но позже он был освобожден в Польшу в обмен на арестованного польского коммуниста по имени Радек. в Польше. [25] Несмотря на то, что в царской России неправославные религии подвергались гонениям, лидеры других религиозных общин (христиан, мусульман и иудеев) выражали сочувствие православным.церковь в это время. [26] Многие из этих сект, преследуемых православным государством, оказались лучше подготовленными к ситуации после 1917 года, чем православная церковь. [8]
Государство изначально демонстрировало дружественное отношение к протестантам-евангелистам и мусульманам. [27] при этом сохраняя некоторую отговорку, что они боролись только против православной иерархии за ее отношения с царем, а не против религии в целом. Лидер российских протестантских евангелистов Иван Проханов присоединился к большевикам в осуждении православной церкви как реакционной. [28]
В 1917 году меннонитская община насчитывала 110 000 человек, и в следующее десятилетие она массово эмигрировала из России. [29]
В 1917 году на территории нового государства проживало 1,6 миллиона католиков. [30] До войны их было более 15 миллионов, но после потери Польши и западных территорий это число сильно сократилось. [6]
Христиане, не являющиеся ортодоксальными, действительно могли бы получить некоторую выгоду от увеличения числа членов в последующие годы, даже если количество членов Православной церкви сократилось. В 1900 году около 11 процентов населения составляли христиане, принадлежащие к неправославным группам (не считая католиков), а к 1970 году это число достигло 31 процента. [8]
мусульмане
[ редактировать ]Многих мусульман в Российской империи привлекала антиимпериалистическая позиция большевиков из-за империализма западных держав над мусульманскими странами. [27] The Muslim Socialist Committee of Kazan (MSK; Russian: Мусульманский социалистический комитет) was established following the February Revolution . [ нужна ссылка ]
Несмотря на свою жесткую антирелигиозную позицию, большевики в годы после революции и во время гражданской войны находились в очень плохом положении для борьбы с исламом в Центральной Азии. Поэтому большевики обратились к ним как к союзникам и пообещали им политическую независимость и свободу вероисповедания. [27] Ленин даже выразил восхищение мусульманами, которые боролись против империализма, и считал мусульманских народных героев символами борьбы против империализма. [27]
В 1917 году большевики сделали такое заявление мусульманам в России:
Всем трудящимся-мусульманам России и Востока, чьи мечети и молитвенные дома разрушены, чьи убеждения попраны царями и угнетателями России. Ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные институты объявляются отныне свободными и неприкосновенными. Организуйте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Это ваше право. Знайте, что ваши права... защищены всей мощью революции и ее органов... Поддержите эту революцию и ее правительство! [27]
Многие мусульмане поддержали этот призыв и увидели в этой революции средство расширения возможностей ислама. Влиятельная группа среднеазиатских марксистов во главе с Султаном Галиевым тогда взяла на себя инициативу попытаться реформировать ислам для современной эпохи, и они были приняты государством в качестве буфера между ним и коренным населением центральноазиатских республик. [27]
Реакция населения
[ редактировать ]Большая часть населения была относительно безразлична к судьбе Церкви. Однако некоторая часть населения встала на защиту Церкви и обеспечила ей дальнейшее выживание перед лицом натиска. [23] После Февральской революции власть Церкви падала. Когда Февральская революция сделала добровольным присутствие солдат на богослужениях и принятие таинств, оба показателя снизились со 100% до 10%. Посещаемость церкви снова начала расти после того, как злодеяния большевиков стали более массовыми. [ нужна ссылка ]
Население некоторых районов защищало свои церкви и духовенство и даже оплачивало расходы церкви после того, как государство лишило ее какого-либо финансирования; после прекращения всей государственной поддержки религии общинам пришлось полностью полагаться на добровольные пожертвования и добровольную поддержку своих прихожан, чтобы продолжать свою деятельность. [31] Службу Te Deum запретили, но кое-где такие услуги идут вразрез. В некоторых местах, например в городе Юзовка (Донецк), шахтеры и промышленные рабочие угрожали большевикам восстанием, если они причинят вред духовенству или церкви, но в результате большевики не предприняли никаких действий. В других местах люди настолько боялись тактики террора, что оставались пассивными, и даже священнослужители соглашались подчиниться требованиям большевиков. [32]
В крупных городах большие толпы мирян сотрудничали и действовали критически, чтобы спасти местные церкви. В Петрограде в январе 1918 года Александра Коллонтай, большевистский комиссар социального обеспечения, направила войска к Александро-Невскому монастырю, чтобы конфисковать его (официально) в социальных целях, и на его защиту пришли огромные толпы мирян. Войска открыли огонь по толпе, но миряне устояли на своих местах и не рассеялись. Вскоре по Петрограду прошел крестный ход во главе с митрополитом Вениамином, насчитывавший несколько сотен тысяч участников. [ нужна ссылка ]
Во многих городах стали формироваться союзы мирян в защиту Церкви. В Москве и Петрограде к этим союзам присоединились 6-10% населения. Эти лиги приняли меры, чтобы помешать государству захватить монастыри. С февраля по май 1918 г. в столкновениях между этими лигами и правительством было убито 687 человек. [33] Эти лиги оказались эффективными в спасении Церкви, отчасти потому, что государству было труднее игнорировать трудящиеся массы, составлявшие эти лиги, чем игнорировать бесправное духовенство. [ нужна ссылка ]
Национализация церковного имущества
[ редактировать ]Указ Ленина об отделении церкви от государства от 23 января 1918 года (по юлианскому календарю) лишил бывшую официальную церковь статуса юридического лица, [34] право владеть имуществом [26] или преподавать религию как в государственных, так и в частных школах [35] [36] или какой-либо группе несовершеннолетних. [23] [37] Эта мера была призвана нанести ущерб церкви и допустить ее крах. [38] В конечном итоге были закрыты все духовные школы, а также все монастыри. [37] С ликвидацией правового статуса церкви миряне Русской Православной Церкви все больше получали контроль над своими приходами, что приводило к некоторым конфликтам между мирянами и духовенством. [31] Новое правительство на ближайшие несколько лет развернуло кампанию по захвату церковного имущества. [39] Церкви были закрыты и могли быть преобразованы для других целей, таких как правительственные учреждения, колхозные общественные центры и склады.
Этот приказ о захвате имущества был выполнен красноармейцами с беспощадной жестокостью. Они часто открывали огонь по толпе, окружавшей церкви, пытаясь защитить их, а также по религиозным шествиям в знак протеста против церковных преследований. Таким образом были убиты тысячи людей, особенно весной 1918 года. Расстрелы крестных ходов хорошо задокументированы в Воронеже, Шацке (Тамбовская губерния) и Туле (где тринадцать человек были убиты и многие ранены, в том числе епископ Корнилий). [40]
За проведение этой кампании Патриарх Тихон 19 января 1918 года (по юлианскому календарю) отлучил от церкви советское руководство. [7] В отместку режим арестовал и убил десятки епископов, тысячи низшего духовенства и монашествующих, а также множество мирян. [41] [ нужна проверка ] Захват церковной собственности в течение следующих нескольких лет будет отмечен жестокой кампанией жестокого террора. [39]
Высокопоставленные православные епископы опубликовали доклады, в которых призывали церковь уделять больше внимания борьбе с атеизмом среди российского населения в 1918–1919 годах. Они также выступили с заявлениями об обеспокоенности по поводу литургических изменений, проводимых священниками. [31]
Отказ от чудес
[ редактировать ]Для правительства было идеологически важно скрывать и опровергать сообщения о чудесах, противоречащие марксистскому атеизму. С этой целью правительство издало 1 марта 1919 года постановление о «полной ликвидации культа трупов и мумий», предписывавшее публичное разоблачение мощей святых, чтобы доказать их подделку (чтобы противостоять убеждению что тела святых чудесным образом сохранились). В 1918 году даже звучали призывы объявить вне закона таинство Евхаристии из-за его чудесного преображения, как верили православные и католики. [26]
Тело преподобного Сергия Радонежского было разоблачено как поддельное, и советские СМИ охотно распространяли новость о том, что в его раке нет ничего, кроме гнилых костей и праха. Революция и Церковь писали: «Верующие больше не плачут, не впадают в истерику и не злятся на советскую власть. Они видят, что никакого кощунства не было... обнажённым в глазах народа». [42]
Из Сергиево-Троицкого монастыря, откуда прибыли эти мощи, распространялась совсем другая история о том, что при выставлении мощей обнаружилось, что тело святителя было в отличном состоянии (он жил в XIV веке), а когда толпа из пришедших туда верующих, увидев это, они упали на колени в молитве, а большевистский командир был сброшен с лошади и избит толпой. Аналогичное событие произошло в городе Владимире, когда были выставлены мощи двух святых и врач, выступавший государственным медицинским свидетелем, подтвердил свою веру по собственным показаниям. [43]
Однако в ряде случаев не находили ничего, кроме ткани и гнилых костей. разоблачение Тихона Задонского Примером тому было и некоторых новгородских святых. Антирелигиозная пресса после таких случаев заявляла, что церковь обманывала нацию. Однако епископ Новгородский Алексий позже заявил, что церковь не учит, что святые обязательно должны быть невосприимчивы к тлению или что нерастление тела является доказательством святости. [43]
Истории о сверхъестественных проявлениях в семьях фанатичных коммунистов, некоторые члены которых исповедовали христианство, якобы были обычным явлением в первые после 1917 года годы. [44] Самым распространенным из таких чудес, о которых сообщалось, было внезапное восстановление семейных икон, которые потемнели с годами, внезапно засияли свежими красками, как если бы они были заново написаны на глазах коммуниста. После таких событий некоторые коммунисты снова обратились в Церковь. [ нужна ссылка ]
Советская пропаганда опровергала эти утверждения, утверждая, что это уловки, созданные священниками и кулаками для обмана людей. [ нужна ссылка ]
Сретенская церковь на Сенном рынке в Киеве имела два позолоченных купола, которые за многие годы полностью потускнели. Эти купола однажды подверглись подобной реконструкции, когда свет сиял от куполов так ярко, что сначала подумали, что он горит, и огромная толпа собралась, чтобы посмотреть на это в атмосфере религиозной эйфории. Сообщается, что свет перемещался пятнами вокруг купола в течение трех дней, пока они постепенно «ремонтировались». Местная коммунистическая газета затем напечатала две статьи, одна из которых была подписана членами Академии наук, в которых утверждалось, что явление было вызвано редкой воздушной волной, содержащей своеобразный электрический разряд. Свидетель утверждал, что позже стало известно, что ГПУ вынудило Академию сказать это и что в этом районе были и другие позолоченные вещи, которые не были отремонтированы аналогичным образом. [45] Через несколько месяцев церковь была взорвана.
Аналогичное событие произошло и в церкви Святого Иордана в Киеве, которая вскоре также была взорвана. [ нужна ссылка ]
Одно из самых известных из этих предполагаемых чудес произошло в селе Калиновка недалеко от Винницы на Украине. В село прибыл отряд конной полиции, чтобы закрыть местную церковь, но их встретила враждебно настроенная толпа. Толпа была слишком велика, чтобы полиция могла пробиться сквозь нее, и поэтому они отступили. Однако недалеко от церкви на перекрестке стояло традиционное Распятие, и полицейские в отчаянии открыли по нему огонь. Одна из пуль попала в распятие в боку Христа, и, как сообщается, внезапно из отверстия хлынула кровь. Один из полицейских не совладал с собой и упал с лошади, а остальные взлетели. Толпа опустилась на колени и молилась перед окровавленным распятием. Новость распространилась, и тысячи людей пришли посмотреть на нее. Сообщается, что кровь продолжала течь в течение нескольких дней. Вскоре после этого пришли новые полицейские с приказом срубить распятие, но каждый раз они возвращались безуспешно, утверждая, что какая-то сила не позволяет им приблизиться к нему. Местная коммунистическая пресса пыталась объяснить это явление, утверждая, что в деревянном кресте позади металлической фигуры скопилась вода и что, как только пуля попала в металл, вода, ставшая красной от ржавчины металла, должна была просочились. Толпы несли с собой кресты, которые устанавливали возле него, молились перед ним и макали тряпки в чудесной крови. Дни и ночи они пели гимны и жгли свечи. Священники в страхе отсутствовали. Сообщается, что многие атеисты обратились, увидев это. [46] При первой же возможности Советы уничтожили кровоточащее Распятие и все прилегающие к нему кресты. Позже утверждалось, что комиссия экспертов сообщила, что жидкость, выходящая из пулевого отверстия, не была кровью. Людей, собравшихся там в тот день, позже изображали пьяницами, дураками и подонками, а утверждалось, что целование Распятия привело к вспышке сифилиса, а также массовым грабежам. [47]
Другое законодательство и официальные меры
[ редактировать ]В ноябре 1917 года, через несколько недель после революции, был создан Народный комиссариат просвещения , который через месяц создал Всероссийский союз учителей-интернационалистов с целью исключения религиозного преподавания из школьных программ. В целях усиления антирелигиозной пропаганды в школьной системе в ноябре 1920 было создано Главное управление политического просвещения (Главполитпросвет). [48] [49]
После секуляризации регистрации браков местные власти начали принуждать духовенство к повторному бракосочетанию тех, чьи браки были аннулированы гражданским разводом. Церковь была готова вступать в повторный брак только с теми, кто соответствовал церковным канонам (из нагорной проповеди Иисуса, когда Он объявлял неправильным разводиться и вступать в повторный брак, кроме как по причине нецеломудрия). Эта ситуация была решена в мае 1920 года, когда Патриарх передал все официальные процедуры бракосочетания гражданским властям. [50]
В Харькове духовенству было запрещено крестить, венчать и хоронить кого-либо без разрешения местного исполкома. Это означало, что младенцы умирали некрещеными, а трупы разлагались до тех пор, пока родственники не получили разрешения похоронить их в церкви. [ нужна ссылка ]
На Юго-Востоке Украины местные власти заставляли евреев выполнять общественные работы по субботам. В Луганске синагогу превратили в общественную баню. Однако такие нападки на другие религии не были столь широко распространены и, скорее всего, совершались по приказу местных властей, а не центрального правительства. [ нужна ссылка ]
До революции Ленин принимал верующих в ряды большевистской партии при условии, что они работали на достижение партийных целей. Это произошло потому, что первоначальное завоевание власти было более высоким приоритетом, чем распространение атеизма. [51] После прихода к власти большевиков к старым членам партии , которые были верующими, поначалу в исключительных случаях относились с некоторой терпимостью. [51] Ярославский позже вспоминал эпизод, когда старый член партии написал вверху анкеты: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Аминь. [51]
Первоначально в идеологии считалось, что с приходом революции религия быстро исчезнет и что ее замена атеизмом будет неизбежна. [52] Однако руководству нового государства не потребовалось много времени, чтобы прийти к выводу, что религия не исчезнет сама по себе и следует уделять больше внимания антирелигиозной пропаганде. [48] [53]
С этой целью в 1920 году атеистическая работа была централизованно консолидирована в рамках Отдела агитации и пропаганды ЦК КП (Агитпропа) с использованием положений 13-й статьи Российской коммунистической партии (РКП), принятой VIII съездом партии.
Статья 13 гласит
Что касается религии, РКП не будет удовлетворена декретом об отделении церкви от государства... Партия стремится к полному разрушению связей между эксплуататорскими классами и... религиозной пропагандой, одновременно содействуя фактическому освобождению трудящиеся массы от религиозных предрассудков и организации самой широкой просветительской и антирелигиозной пропаганды. В то же время необходимо тщательно избегать любого оскорбления чувств верующих, которое привело бы к ужесточению религиозного фанатизма. [53] [36]
Эта статья будет очень важна в антирелигиозной политике СССР в последующие годы, а ее последнее предложение, которое одновременно игнорировалось и напоминалось в разные моменты советской истории, сыграет важную роль в более позднем соперничестве в борьбе за власть. последующих лет между разными советскими лидерами. [49]
Антимонашеская кампания
[ редактировать ]Государство заняло особую жесткую позицию в отношении монашества в православной церкви, которую оно считало важнейшим институтом духовной жизни церкви, особенно благодаря своей функции центров паломничества. Их престиж, а также возможность их использования для координации сопротивления также провоцировали государство. Широкомасштабная кампания по ликвидации монастырей была предпринята с большой жестокостью, в результате чего многие монахи и верующие монашествующие были убиты. [ нужна ссылка ]
К 1921 году число ликвидированных монастырей и женских монастырей возросло до 573. Они были ликвидированы на том основании, что представляли собой паразитические общины. Патриарх в ответ превратил монастыри в действующие общины по образцу добровольных православных аграрных общин (существовавших до 1917 г.). В ответ на этот шаг режим обвинил Церковь в попытке создать собственное государство и экономику и запретил ей это делать. [ нужна ссылка ]
Антирелигиозная пропаганда
[ редактировать ]Атеистическая пропаганда считалась крайне важной для партии Ленина с первых дореволюционных дней ее существования. [52] и режим поспешил создать атеистические журналы для нападок на религию вскоре после своего прихода к власти. [36] Первый из них действовал под названием «Революция и церковь» (Revolustiia i serkov), издававшийся Народным комиссариатом юстиции . Эта публикация в своих первых выпусках критиковала православную церковь как мошенницу и пыталась посеять раскол, выделяя православных для нападок, одновременно представляя протестантов и мусульман сторонниками государства. [ нужна ссылка ]
Публичные дебаты между христианами и атеистами велись после революции вплоть до их приостановления в 1929 году. Среди известных участников этих дебатов значился на атеистической стороне нарком просвещения Анатолий Луначарский . Люди часами выстраивались в очередь, чтобы получить места, чтобы их увидеть. Власти иногда пытались ограничить время выступления христиан десятью минутами, а в других случаях дебаты прекращались в последнюю минуту. Профессор В. С. Марцинковский, воспитанный как ортодокс, но ставший протестантом-евангелистом, был одним из лучших с религиозной стороны, и Луначарский, как сообщается, отменил один из своих дебатов с ним после поражения в предыдущих дебатах. [54] Однажды в 1921 году большая толпа комсомольских на дебаты Марцинковского пришла критиков и заняла два первых ряда. Когда вождь попытался перебить его, мальчики его не поддержали, а потом они сказали комсомольскому вождю, что он не сказал того, что им сказали, что он собирался сказать. [54]
Во время Второй мировой войны митрополит Виленский Сергий православный епископ охарактеризовал действия большевиков по отношению к Православной церкви как демонстрацию «крайней жестокости» и заявил, что православных христиан преследовали за их веру, а не потому, что большевики считали церковь контрреволюционный центр оппозиции своему режиму. [55]
См. также
[ редактировать ]- Марксистско-ленинский атеизм
- Преследования христиан в Советском Союзе
- Преследования христиан в странах Варшавского договора
- Советское антирелигиозное законодательство
- Антирелигиозная кампания СССР (1921–1928).
- Антирелигиозная кампания СССР (1928–1941).
- Антирелигиозная кампания СССР (1958–1964).
- Антирелигиозная кампания СССР (1970–1990 гг.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Луукканен 1994 .
- ^ O.A. Golinenko (О.А. ГОЛИНЕНКО) "Leo Tolstoy's questions to a Doukhobor" (ВОПРОСЫ Л.Н. ТОЛСТОГО ДУХОБОРУ) (in Russian)
- ^ Холтроп, Питер; Слехте, Хенк, ред. (2007). «Иностранные церкви вдоль Невского проспекта: Введение». Иностранные церкви в Петербурге и их архивы, 1703-1917 гг . Серия Брилла по истории церкви. Том. 29. Лейден : Брилл . п. 2. ISBN 978-90-04-16260-0 . ISSN 1572-4107 .
- ^ Дэвис 1995 , с. 1.
- ^ Чумаченко 2002 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Беккер, Винфрид (январь 2006 г.). «Дипломаты и миссионеры: роль немецких посольств в Москве и Риме в отношениях России и Ватикана с 1921 по 1929 год» . Католический исторический обзор . 92 (1). Католический университет Америки : 25–45. дои : 10.1353/cat.2006.0082 . S2CID 154494334 — через MUSE .
- ^ Jump up to: а б с Дэвис 1995 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Фрёзе, Пол (март 2004 г.). «Принудительная секуляризация в Советской России: почему атеистическая монополия потерпела неудачу» . Журнал научного изучения религии . 43 (1). Уайли : 35–50. дои : 10.1111/j.1468-5906.2004.00216.x . JSTOR 1387772 – через JSTOR .
- ^ Поспеловский 1988 .
- ^ Jump up to: а б с Поспеловский 1988 , с. 10.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 9-10.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 10–11.
- ^ Jump up to: а б Поспеловский 1988 , с. 11.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 2–3.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 3.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 3–4.
- ^ Jump up to: а б с Поспеловский 1988 , с. 5.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 6–7.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 6.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Поспеловский 1988 , с. 8.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 14–15.
- ^ Jump up to: а б с Письма митрополита Виленского Сергия (Воскресенского)
- ^ Рамет 1992 , с. 5–6.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 13–14.
- ^ Jump up to: а б с Якунин, Глеб; Регельсон, Лев (1978). Эллис, Джейн (ред.). Письма из Москвы: Религия и права человека в СССР . Сан-Франциско : Компания HS Dakin. OCLC 490993097 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фрёзе, Пол (2005). « Я атеист и мусульманин»: ислам, коммунизм и идеологическая конкуренция» . Журнал церкви и государства . 47 (3). Издательство Оксфордского университета : 473–501. дои : 10.1093/jcs/47.3.473 . JSTOR 23920605 – через JSTOR .
- ^ Поспеловский 1988 , с. 18.
- ^ Лейн 1978 , с. 201.
- ^ Лейн 1978 , с. 240.
- ^ Jump up to: а б с Фриз, Грегори Л. (1995). «Контрреформация в русском православии: народный ответ на религиозные инновации, 1922-1925» . Славянское обозрение . 54 (2). Издательство Кембриджского университета : 305–339. дои : 10.2307/2501624 . JSTOR 2501624 . S2CID 163969927 — через JSTOR .
- ^ Поспеловский 1988 , с. 16–17.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 17.
- ^ Ольга, Чепурная (2003). «Скрытая сфера религиозных поисков в Советском Союзе: независимые религиозные общины в Ленинграде с 1960-х по 1970-е годы». Социология религии . 64 (3): 377–388. дои : 10.2307/3712491 . JSTOR 3712491 .
- ^ Конституция России 1918 года, http://www.marxists.org/history/ussr/government/constitution/1918/article2.htm.
- ^ Jump up to: а б с Пол Диксон, «Религия в Советском Союзе», впервые опубликовано в 1945 году в журнале Workers International News, найти по адресу: http://www.marxist.com/religion-soviet-union170406.htm.
- ^ Jump up to: а б Советские репрессии против Украинской католической церкви (PDF) (Отчет). Том. Специальный репортаж, №159. Государственный департамент США, Бюро по связям с общественностью. Январь 1987 г. OCLC 1084489147 . Проверено 10 марта 2021 г.
- ^ Чумаченко 2002 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Поспеловский 1987 , с. 27.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 12.
- ^ Дмитрий В. Поспеловский. Русская церковь при советском режиме, 1917-1983 (Крествуд, штат Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии, 1984), глава 2.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Поспеловский 1988 , с. 20.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 21.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 21–22.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 22–23.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Рамет 1992 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Поспеловский 1987 , с. 29.
- ^ Поспеловский 1988 , с. 12–13.
- ^ Jump up to: а б с Велосипедист 1966 , стр. 4.
- ^ Jump up to: а б Ленин, Владимир Ильич (13 мая 1909 г.). «Отношение рабочей партии к религии» . Пролетарий . № 45 . Проверено 10 марта 2021 г. - через Marxists.org. (дата по юлианскому календарю)
- ^ Jump up to: а б Поспеловский 1987 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Поспеловский 1987 , с. 39.
- ^ Письма митрополита Виленского Сергия . Глория.TV . 20 февраля 2012 г. Проверено 8 марта 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Чумаченко, Татьяна А. (2002). Церковь и государство в Советской России: русское православие от Второй мировой войны до хрущевских лет . Перевод Рослофа, Эдварда Э. Армонка : М. Э. Шарп . ISBN 978-0-7656-0748-5 .
- Дэвис, Натаниэль (1995). Долгая дорога в церковь: новейшая история русского православия . Боулдер : Вествью Пресс. ISBN 978-0-8133-2276-6 .
- Коларц, Уолтер (1966). Религия в Советском Союзе . Нью-Йорк : Пресса Святого Мартина . OCLC 831005445 .
- Лейн, Кристель (1978). Христианская религия в Советском Союзе: социологическое исследование . Олбани : Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-87395-327-6 .
- Луукканен, Арто (1994). Партия неверия: Религиозная политика большевистской партии, 1917-1929 гг . Студия Историка. Хельсинки: Финское историческое общество. ISBN 978-951-710-008-3 . OCLC 32328411 .
- Рамет, Сабрина Петра, изд. (1992). Религиозная политика в Советском Союзе . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-41643-6 .
- Поспеловский, Дмитрий Васильевич (1987). История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики: Том 1 истории советского атеизма в теории и практике и верующий . Лондон : Макмиллан . ISBN 978-0-333-43440-6 .
- Поспеловский, Дмитрий Васильевич (1988). Советские антирелигиозные кампании и преследования: Том 2 истории советского атеизма в теории и практике и верующего . Лондон : Макмиллан . ISBN 978-0-312-00904-5 .
- 1917 заведений в России
- Упразднения 1923 года в России
- Антирелигиозная кампания в Советском Союзе.
- Антихристианские настроения в России.
- Христианство в Советском Союзе
- Дискриминация в России
- Преследование христиан в Восточном блоке
- Преследование православных христиан
- Религиозные преследования со стороны коммунистов
- Резня Гражданской войны в России
- Советские военные преступления в Гражданской войне в России.